Legend of Djel

Legend of Djel
Жанр: Adventure
Разработчик: Coktel Vision
Издатель: Tomahawk
Год выхода: 1989
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.00 из 10
  • 3
  • 1
  • 30
Крайне самобытная игра от Жозефа Клюйтмана и Мюриэль Трами, которая выделяется даже на фоне прочих не отличающихся стандартностью и простотой французских адвенчур эпохи 1980-х, – прежде всего, наличием основательных элементов иных жанров, а также фантасмагорическим сюжетом и сказочно-волшебным сеттингом, знакомым многим поклонникам приключенческого жанра по её гораздо более известному продолжению «Ween: The Prophecy».

Предыстории игрового мира посвящена добрая половина руководства пользователя – для ознакомления одинаково обязательного (ибо без знания местных реалий постичь происходящее на экране будет практически невозможно) и затруднительного (запутанность сюжета ещё более усугубляется небрежностью английского перевода). Если кратко, то наш герой, молодой волшебник Джель – недавно осиротевший сын знаменитых родителей, ведьмы Эзабель и могучего мага по имени Хокрам, чьим сложным и противоречивым взаимоотношениям с жителями некогда возглавляемого им Королевства Пепелища уделено несколько страниц мануала. В наследство от отца нам достался его верный друг и помощник, гном Петрой, а также несколько хитрых магических приборов – таких как алхимический перегонный куб и статуя человека с головой орла и рогами быка, позволяющая Джелю путешествовать по окрестным землям в виде духа – то есть не покидая своей домашней лаборатории.

Благодаря таким своим странствиям наш герой ещё некоторое время назад посетил окрестные земли и познакомился с тремя другими великими волшебниками: правительницей ста стран авторитарной Азёлиссой (в дочь которую мы уже успели влюбиться), аристократическим богачом Теросом и мудрецом-нищим по имени Каль. Увы, со смертью родителей нашей безмятежной жизни пришёл конец, а Королевство Пепелища и все соседние царства постигли великие несчастья: неурожай, голод, заклятие, препятствующее рождению детей... Дочь Азёлиссы пропала или похищена, Терос подхватил опасную болезнь, а Каль срочно нуждается в денежных средствах, ибо угнетённые люди стали обирать его земли. Как ни странно, но все трое магов пришли к единодушному выводу, что спасти их и весь мир может только Джель, – этим нам и предстоит заниматься в «Legend of Djel».

Визуально игра производит очень приятное впечатление: в отличие от более ранних работ Coktel Vision, версия адвенчуры для IBM PC ничуть не уступает в плане графики вышедшим одновременно изданиям для Atari ST и Amiga. Совсем другое дело – музыка: к сожалению, звуковое оформление у ПК практически отсутствует, сводясь к нечастым «бипам» из уст PC-Speaker’а. Зато интерфейс по-прежнему замысловат и оригинален: большую часть времени мы будем проводить в своей каморке за рабочим столом волшебника. Окно слева позволяет выглянуть на улицу и пообщаться с редкими посетителями; чуть правее, возле статуи совы, виднеется дверь в алхимическую лабораторию. В этом помещении взгляд останавливается прежде всего на отцовском перегонном кубе, настроенном на промышленное производство золота по фиксированному рецепту: 3 летучих мыши + 1 кристалл свинца = 10 монет; здесь же находится книжный шкаф с некоторыми свитками, а также обитает (но не всегда показывается на глаза) гном Петрой.

Вернёмся, однако, в свой кабинет и продолжим осмотр местных достопримечательностей. Слева на столе находится колба с магическим снадобьем, способным увеличить наши силы; банка с мозгом (некогда принадлежавшим побеждённому нами дракону) служит для напоминания о текущих игровых задачах: при нажатии на него появляются изображения наших «клиентов» – соседей-волшебников, повторно рассказывающих о своих проблемах, – а также сундука, демонстрирующего содержимое инвентаря. Помимо различных предметов, предназначенных для использования в нужных местах или для обмена на другие предметы, здесь приводится количество имеющихся в нашем распоряжении золотых монет и алхимических ингредиентов, а также основные характеристики протагониста: число «сил» – своего рода «единиц жизни» – и «свечей», которые тратятся на путешествия. Совершать эти последние можно при помощи висящего на стене напротив волшебного экрана, где статуя рогатого человекоорла время от времени размещает один или несколько доступных маршрутов, а также и более удобным способом – посредством особого Атласа (которым ещё предстоит обзавестись). Как правило, находятся на столе и три статуэтки, которые перемещают нас в особые помещения для связи с тремя другими магами, – однако время от времени эти ценные предметы могут быть украдены – или же просто по той или иной причине затребованы назад их хозяевами. Наконец, хрустальный шар служит для более экстренной связи, позволяя «принять звонок» от коллеги-волшебника и узнать самые последние новости.

Несмотря на вроде бы чётко поставленные задачи, решить их будет не так-то просто. Поиски дочери Азёлиссы осложнены тем, что девушка заколдована и выглядит совсем по-другому, – а некая злая колдунья ловко под неё маскируется; чтобы вылечить Тероса, его нужно сначала также отыскать и попросить поделиться своей статуэткой; наконец, Калю требуется совсем уже астрономическая сумма, накопление которой потребует от нас немало усилий и алхимических экзерсисов. В основном игровой процесс вполне себе квестовый: мы перемещаемся в другие локации, собираем предметы, обмениваемся ими с тамошними обитателями и т. д. Но не стоит забывать, что на каждое перемещение и действие здесь тратится некоторое количество крайне ограниченных ресурсов: при бесцельном скитании игра может закончиться очень быстро (и неудовлетворительно) из-за исчерпания запаса сил или свечей! А значит, необходимо как следить за пополнением этих запасов, так и – что более важно – внимательно изучать свойства доступных локаций и их описания в руководстве пользователя, чтобы не отвлекаться на бесполезные для прохождения вещи. Впрочем, мест для путешествий здесь не так уж и много: Океан Жемчужин, Страна Полян, Земля Огненных Рек, Страна Вечной Жажды, Движущиеся Земли, Королевство Болот, Земля Арки да Королевство Льдин – не считая нашего собственного царства-лаборатории (для возвращения домой служит иконка слева внизу) и трёх локаций для общения с соседними правителями.

Интерфейс немного меняется при совершении товарно-денежных сделок с другими персонажами: в этом случае на панели внизу появляется изображение мешка – и трёх кучек монет разной величины, при нажатии на которые в мешок отправятся одна, десять или сто золотых (после чего нажатие на мешок будет означать наше предложение продавцу). Придётся и охотиться на летучих мышей – тогда внизу мы увидим изображение руки, которое можно перемещать влево и вправо, а нажатие клавиши «ввод» будет означать выстрел. К счастью, «Legend of Djel» поддерживает и компьютерную мышь (не примените при запуске подключить этот способ управления, нажав клавишу «М» в ответ на соответствующий вопрос на французском языке!): в данном случае левое её «ухо» (как ласково говорится в руководстве) произведёт выстрел, а правое – позволит выйти из этой мини-игры в охоту. Кстати, в остальное время нажатие правого уха ручного грызуна поставит игру на паузу.

Ещё две таких иножанровых вставки ожидают нас во время сражений с силами зла и прочими иными магами. Таковых здесь будет не так уж и мало – к счастью, всякий раз нам предлагается выбор: мериться с противниками можно как «силой», так и «умом». В первом случае откроется режим своеобразной action-аркады: битва драконов! Стреляющие друг в друга дракончики перемещаются по экрану, причём механика боя выстроена по системе «камень – ножницы – бумага»: активируя разбросанные по полю битвы символы, можно превращаться в водяных, огненных или земляных драконов, каждый из которых обладает преимуществом над одним из других видов перепончатокрылых (и, соответственно, уступает третьему). Кстати говоря, после успешного завершения всего приключения нам открывается прямой доступ к этой мини-игре в любой момент при помощи клавиши F1, да ещё и с возможностью мультиплеера: нажатием F2 место второго дракончика, управляемого искусственным интеллектом, может занять другой игрок.

Если же упражнение в скорости и ловкости вам не по нраву – добро пожаловать в режим логической головоломки: две фишки (наша, в виде головы орла - и вражеская, представленная черепом) перемещаются по полю из пустых клеток, пытаясь заблокировать противника. Всякий раз после перемещения можно нажать на любую другую клетку, тем самым делая её непригодной для размещения; игра заканчивается победой того игрока, чей соперник не может более сделать ни одного хода. При этом мешкать нельзя и здесь: действие происходит в реальном времени, и если мы не успеем вовремя переместиться, то оппонент получит преимущество!

Вполне возможно, что некоторая сложность и неочевидность многих элементов игрового процесса способна отпугнуть от «Legend of Djel» поклонников классических адвенчур, привыкших к неторопливому и в меру логичному геймплею. Тем не менее игра эта, появившаяся на свет в своего рода переломную эпоху, соединяет в себе самобытность игровых проектов 1980-х годов с возросшим качеством графики и удобствами интерфейса, характерными уже для последующего десятилетия. А потому может служить предметом самых настоятельных рекомендаций всем любителям старых и оригинальных приключенческих игр!
Автор обзора: Uka
Ween: The Prophecy
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Потенциально хорошая игра, или потенциально интересная - не знаю, как будет правильнее.
Красиво нарисованная фантасмагория, хотя при этом у неё очень небольшой, для квеста, размер, что объясняется малым наличием анимации (и ещё, наверное, отсутствием музыки - только пикание из динамика).
Поддержка мыши в ней есть. После запуска игры нам сначала предлагают выбрать графический режим: нажимаем C - VGA). Далее предлагают выбрать то ли тип мыши, то ли тип управления вообще - понять сложно, т. к. запрос написан по-французски, однако слово "MICROSOFT" по-французски пишется точно также, как и по-английски :), поэтому нажимаем M и получаем управление мышью. Кстати, нажатие в игре правой кнопки мыши делает изображение чёрно-белым - для чего это нужно, я так и не понял.
Помимо хождения по различным местам и щёлкания мышью мо персонажам и вещам, в игре нужно будет играть в мини-игры - аркадные или логические: тип мини-игры зависит при помощи чего вы будете бороться с силами Зла - при помощи силы или ума.
К сожалению, у неё есть несколько серьёзных недостатков.
Как было сказано в описании, нам надо будет постоянно перемещаться между нужными нам локациями и собственной лабораторией. В первые два или три раза, когда я начинал проходить эту игру, она, после очередного перемещения, вдруг неожиданно заканчивалась, выдавая на прощание сообщение о том, что магические силы, при помощи которых, ты перемещаешься по стране иссякли, и некому больше помочь твоему королевству, враги сожгут родную хату, а все друзья попередохнут.
Да, как оказалось, на одно перемещение тратится магическая сила, поэтому надо следить за тем, чтобы количество ваших магических сил не стало равным нулю. Причём на экране это количество нигде не отображается, а инвентаря или какого-нибудь другого экрана с информацией о вашем персонаже попросту нет. Узнать, что у тебя есть и сколько, можно заглянув в мозг в банке (по всей видимости, твой собственный) :), который стоит на рабочем столе. Количество магических сил увеличивает какой-то предмет, по виду напоминающий не то звезду, не то снежинку - его могут дать некоторые персонажи, встречающиеся по ходу игры.
Самое неприятное то, что эти магические силы, тратятся не только на перемещение по миру, но вообще на любое применение магии: с одной стороны всё логично, с другой - учитывая то, как этих сил мало, - неприятно, уж лучше бы тратились только на перемещение.
Наример, есть эпизод, где нужно отстреливать королевских пчёл, охраняющих нужный для прохождения предмет (что-то типа Galaxian). На экран вылетает по одной пчеле, которая двигается не по прямой, а кружит; внизу по горизонтали ездеет ваша рука и стреляет искрами из пальца: один выстрел - одна магическая сила. Истратил все силы - перепроходи всю игру заново.
Квест этот - довольно старый, и при наведении курсора на нужный предмет или какую-нибудь активную зону он (курсор) никак не изменяется, поэтому в некоторых местах придётся использовать пиксель-хантинг.
Как уже написал выше, нарисовано всё в игре довольно красиво, однако выводится всё это в игре очень медленно: каждый раз, когда вы покидаете какой-нибудь экран он не просто сменяется новым, а начинает угасать, и уж потом начинает появлятся новый экран. Тонее будет сказать, он начинает проявляться и всё также медленно (может я выставил слишком сильное замедление в DOSBox?). Эти эффекты с постепенным угасанием изображения, по всей видимости, сделаны для того, чтобы производить на игрока приятное впечатление, однако по прошествии некоторого времени этот медленный вывод избражений на экран просто надоедает.
Насколько умело создатели игры нарисовали к ней изображения, можно будет оценить сразу же после запуска игры. К сожалению, я так и не смог обнаружить клавишу, при помощи которой можно пропустить те несколько картинок и титры, поэтому уже во время второго прохождения чувствовал, что трачу время впустую. Кстати, медленное перепархивание монеток в мешочек интересно наблюдать тоже только в первый раз - во все последующие разы ждёшь, когда же это уже, наконец, закончится.
Возможности сохранения игры не обнаружил: каждый раз, когда на чём-нибудь «спотыкаешься», игру нужно перепроходить заново. Из-за этого, а также из-за всего вышеперечисленного тратить своё время на прохождение игры в седьмой-восьмой раз как-то не очень хочется.
Запускать игру лучше только в DOSBox, т. к. и под Windows, и под DOS игра идёт в сильно ускоренном темпе.