Получивший с выходом в 1992 году на Sega Genesis определённую известность, но ныне полностью забытый (в том числе хардкорной аудиторией) в его PC-вариации проект на стыке жанров, ряд уникальных концептуальных особенностей которого в дальнейшем не получил широкого распространения. Канва сюжета довольно смутна; с другой стороны, она вполне соответствует реалиям того временного периода. Из сопроводительной документации, а также не особо информативного интро удаётся понять, что действие происходит в относительно отдалённом (согласно рамкам хронологии игры) будущем - в 2020 году. Конгломерат, объединяющий несколько наукоёмких, производственных и технических структур, именуемый UCC (не путать с UAC), вобрал в зону своего влияния все ключевые технологические сферы. Согласно негласному правилу, внутри корпорации всё оказывается гладким только на первый взгляд - по серым коридорам блуждают монстры, многочисленные роботы вышли из-под контроля, некие тёмные сущности снуют туда-сюда между этажами, среди прочего используя ставшую обыденностью возможность телепортации. Взяв под управление одного из шести героев, представленных здесь двумя мужчинами, двумя женщинами, а также парой киборгов, игроку предстоит разобраться в происходящем.
С места в карьер, как в среднестатистическом раннем шутере вроде тех же Hovertank 3D (1991, DOS) и Catacomb 3-D (1991, DOS), отправиться в путь не дадут, ибо, по сути, здесь мы имеем нечто куда более специфическое. В то время как упомянутым работам на момент 1991 года в большей степени ещё была близка чисто аркадная специфика, Corporation представляет собой сущность иного рода. С одной стороны, гибрид типового набора псевдотрёхмерных (и не псевдо-) экшенов тех лет. С другой - в целом окончательно утвердившихся к тому моменту отдельных классических элементов RPG. С третьей - специфика взаимодействия с инвентарём и слотами (что позже назовут immersive sim), как, впрочем, и сам интерфейс, во многом роднит этот проект с System Shock (1994, DOS). Но к сути. Во-первых, нужно выбрать одного из предложенных героев. Во-вторых, каждый из них достаточно ощутимо отличается как набором типовых характеристик в диапазоне от понятного контекста усреднённой RPG - сила, выносливость или здоровье - до набора навыков, среди которых, в частности, встречаются такие, как "электроника", "механика", "медицина", "псионика". Сумму специфики упомянутого, как и фактическую полезность в принципе, можно будет выяснить только опытным путём. В-третьих, отправиться с голыми карманами и руками в бой, конечно, можно, но неразумно. На этот случай у каждого из героев изначально имеется 1200 единиц местной валюты, которую можно потратить по своему усмотрению. Среди доступного имеется: броня, в диапазоне от лёгкой до тяжёлой, где последняя не только весит больше, но и требует регулярной подзарядки и, как следствие, батареек; то или иное оружие, исходно представленное пятью видами (рекомендуется брать энергетическое); а также аптечки, бомбы, противогаз, компьютер, автоматическая отмычка, маска, химикаты и вещества неопределённого предназначения, пара имплантатов вроде механической руки, экзоскелет, предмет для подзарядки, визор и его инфракрасный собрат и - в качестве своеобразной вишенки на торте - реактивный ранец. Унести всё добро тот или иной герой не сможет ни физически, ни фактически - не хватит ни денег, ни слотов. Поэтому выбирать нужно с умом. Методом проб и ошибок можно выяснить следующее: главное - прихватить с собой пистолет, который можно будет заряжать, компьютер (без него не будет доступна карта уровня, как следствие - заблудиться в трёх однотонных стенах можно будет ещё на старте), а также отмычку, без которой взлом и обход отдельно взятых закрытых дверей усложнится на порядок. Всё остальное сугубо опционально и зачастую не имеет особой практической пользы. Помимо этого, отдельно взятые расходники и предметы можно будет находить на уровнях по ходу их исследования.
Подробно останавливаться на дальнейшей специфике и методах использования всего арсенала не будем - вместо этого ограничимся предметами, имеющими наибольшую или же, наоборот, скорее околонулевую ценность:
* Бомбы. Представлены парой разновидностей. Одна из них дозволяет установить на ней таймер, например на 10 секунд. Далее отойти подальше и наблюдать, как та буквально сносит часть уровня. Таким образом, в частности, становится доступен сегмент, в который до этого не удавалось попасть, - ключ-карта с обновлёнными доступами или код от двери больше не нужны. Против же монстров они, как ни странно, практически бесполезны и за рамками упомянутого красочного эффекта как таковой полезной нагрузки не несут. Интересно попробовать раз, но слот занимает.
* Компьютер. Постоянно включённая карта уровня потребляет энергию. Как следствие, сильно налегать на использование включённого монитора местности не стоит. Заряды по ходу дела хотя и попадаются, но не то чтобы присутствуют в особом изобилии; помимо этого, нужно помнить, что они также нужны для оружия.
* Реальные перепады высот на уровнях отсутствуют, хотя обзор на 360 градусов имеется. В остальном всё как в вышедшем позже Wolfenstein 3D (1992, DOS), и за первые несколько этажей необходимости в реактивном ранце обнаружено не было. Насколько можно судить, его предназначение сводится к чисто номинальной демонстрации возможностей.
* Штуковина для подзарядки. Вначале находим заряды. Затем, как бензин в тару, заливаем их в ёмкость. Затем используем последнюю для восполнения выдохшегося боезапаса оружия / энергии компьютера и брони / потребностей киборга.
* Особого прока от псионики, изначально вроде как ориентированной на возможность дополнительного лечения / изничтожения супостатов, найти не удалось.
Преодолев вступление, игрок оказывается в сером, однотонном коридоре. Серый с вкраплениями жёлтого и, реже, зелёного и чёрного - гамма из четырёх цветов, которую предстоит наблюдать на протяжении большей части игры. Достаточно специфический набор, но, как ни странно, смотрящийся вполне лаконично. Никакого дополнительного брифинга, какого-либо пояснения, куда идти и что делать, не даётся. Игрок волен брести куда пожелает и самостоятельно определять себе текущую цель. Глобально же всё сводится к вполне стандартным процедурам - исследуем локацию, часть сегментов которой посещать не обязательно, собираем предметы, отстреливаем монстров, обновляем коды доступа, переходим на следующий уровень, которых здесь всего насчитывается шестнадцать. Перемещение между локациями обставлено сочетанием лифтов и телепортов, что роднит данный проект с Blake Stone: Aliens of Gold (1993, DOS). Как и в упомянутом, не возбраняется возвращаться в ранее посещённые локации с целью, как пример, подбора заранее предусмотрительно не взятых аптечек или батарей для подзарядки.
Ростер противников глобально можно разделить на два вида - монстры и роботы. Как первые, так и вторые делятся на несколько подвидов, среди которых отдельно выделяются огромные жёлтые жуки и механические пауки. Все перечисленные выполнены с большим вниманием к деталям. В массе своей все они передвигаются достаточно медленно, бьют несильно, но берут числом и внезапностью атак. В итоге зачастую наиболее оптимальной стратегией становится игнорирование супостатов, если они явно не преграждают путь.
Графика, особенно для своих лет, вполне на уровне. Помимо этого, в отличие от в том числе более поздних собратьев по жанру, здесь достаточно элементов, выполненных не в 2,5D, а непосредственно в 3D. Музыкальное сопровождение в PC-версии не отличается особыми изысками и сводится к наличию базовых звуковых эффектов - в качестве оптимального выбора лучше всего остановиться на Adlib.
Вердикт - местами ныне, возможно, смотрящийся архаично и достаточно сложный в освоении, но при этом уникальный проект своего времени, на который большинству хардкорных любителей шутеров "старой школы" имеет смысл, пусть и ненадолго, обратить внимание. Прочая же аудитория может удостовериться в том факте, что хотя Wolfenstein 3D (1992, DOS) и DOOM (1993, DOS) являются общепризнанными столпами жанра, но бороться за звание "первого полноценного шутера" по факту могут лишь с определёнными оговорками.
С места в карьер, как в среднестатистическом раннем шутере вроде тех же Hovertank 3D (1991, DOS) и Catacomb 3-D (1991, DOS), отправиться в путь не дадут, ибо, по сути, здесь мы имеем нечто куда более специфическое. В то время как упомянутым работам на момент 1991 года в большей степени ещё была близка чисто аркадная специфика, Corporation представляет собой сущность иного рода. С одной стороны, гибрид типового набора псевдотрёхмерных (и не псевдо-) экшенов тех лет. С другой - в целом окончательно утвердившихся к тому моменту отдельных классических элементов RPG. С третьей - специфика взаимодействия с инвентарём и слотами (что позже назовут immersive sim), как, впрочем, и сам интерфейс, во многом роднит этот проект с System Shock (1994, DOS). Но к сути. Во-первых, нужно выбрать одного из предложенных героев. Во-вторых, каждый из них достаточно ощутимо отличается как набором типовых характеристик в диапазоне от понятного контекста усреднённой RPG - сила, выносливость или здоровье - до набора навыков, среди которых, в частности, встречаются такие, как "электроника", "механика", "медицина", "псионика". Сумму специфики упомянутого, как и фактическую полезность в принципе, можно будет выяснить только опытным путём. В-третьих, отправиться с голыми карманами и руками в бой, конечно, можно, но неразумно. На этот случай у каждого из героев изначально имеется 1200 единиц местной валюты, которую можно потратить по своему усмотрению. Среди доступного имеется: броня, в диапазоне от лёгкой до тяжёлой, где последняя не только весит больше, но и требует регулярной подзарядки и, как следствие, батареек; то или иное оружие, исходно представленное пятью видами (рекомендуется брать энергетическое); а также аптечки, бомбы, противогаз, компьютер, автоматическая отмычка, маска, химикаты и вещества неопределённого предназначения, пара имплантатов вроде механической руки, экзоскелет, предмет для подзарядки, визор и его инфракрасный собрат и - в качестве своеобразной вишенки на торте - реактивный ранец. Унести всё добро тот или иной герой не сможет ни физически, ни фактически - не хватит ни денег, ни слотов. Поэтому выбирать нужно с умом. Методом проб и ошибок можно выяснить следующее: главное - прихватить с собой пистолет, который можно будет заряжать, компьютер (без него не будет доступна карта уровня, как следствие - заблудиться в трёх однотонных стенах можно будет ещё на старте), а также отмычку, без которой взлом и обход отдельно взятых закрытых дверей усложнится на порядок. Всё остальное сугубо опционально и зачастую не имеет особой практической пользы. Помимо этого, отдельно взятые расходники и предметы можно будет находить на уровнях по ходу их исследования.
Подробно останавливаться на дальнейшей специфике и методах использования всего арсенала не будем - вместо этого ограничимся предметами, имеющими наибольшую или же, наоборот, скорее околонулевую ценность:
* Бомбы. Представлены парой разновидностей. Одна из них дозволяет установить на ней таймер, например на 10 секунд. Далее отойти подальше и наблюдать, как та буквально сносит часть уровня. Таким образом, в частности, становится доступен сегмент, в который до этого не удавалось попасть, - ключ-карта с обновлёнными доступами или код от двери больше не нужны. Против же монстров они, как ни странно, практически бесполезны и за рамками упомянутого красочного эффекта как таковой полезной нагрузки не несут. Интересно попробовать раз, но слот занимает.
* Компьютер. Постоянно включённая карта уровня потребляет энергию. Как следствие, сильно налегать на использование включённого монитора местности не стоит. Заряды по ходу дела хотя и попадаются, но не то чтобы присутствуют в особом изобилии; помимо этого, нужно помнить, что они также нужны для оружия.
* Реальные перепады высот на уровнях отсутствуют, хотя обзор на 360 градусов имеется. В остальном всё как в вышедшем позже Wolfenstein 3D (1992, DOS), и за первые несколько этажей необходимости в реактивном ранце обнаружено не было. Насколько можно судить, его предназначение сводится к чисто номинальной демонстрации возможностей.
* Штуковина для подзарядки. Вначале находим заряды. Затем, как бензин в тару, заливаем их в ёмкость. Затем используем последнюю для восполнения выдохшегося боезапаса оружия / энергии компьютера и брони / потребностей киборга.
* Особого прока от псионики, изначально вроде как ориентированной на возможность дополнительного лечения / изничтожения супостатов, найти не удалось.
Преодолев вступление, игрок оказывается в сером, однотонном коридоре. Серый с вкраплениями жёлтого и, реже, зелёного и чёрного - гамма из четырёх цветов, которую предстоит наблюдать на протяжении большей части игры. Достаточно специфический набор, но, как ни странно, смотрящийся вполне лаконично. Никакого дополнительного брифинга, какого-либо пояснения, куда идти и что делать, не даётся. Игрок волен брести куда пожелает и самостоятельно определять себе текущую цель. Глобально же всё сводится к вполне стандартным процедурам - исследуем локацию, часть сегментов которой посещать не обязательно, собираем предметы, отстреливаем монстров, обновляем коды доступа, переходим на следующий уровень, которых здесь всего насчитывается шестнадцать. Перемещение между локациями обставлено сочетанием лифтов и телепортов, что роднит данный проект с Blake Stone: Aliens of Gold (1993, DOS). Как и в упомянутом, не возбраняется возвращаться в ранее посещённые локации с целью, как пример, подбора заранее предусмотрительно не взятых аптечек или батарей для подзарядки.
Ростер противников глобально можно разделить на два вида - монстры и роботы. Как первые, так и вторые делятся на несколько подвидов, среди которых отдельно выделяются огромные жёлтые жуки и механические пауки. Все перечисленные выполнены с большим вниманием к деталям. В массе своей все они передвигаются достаточно медленно, бьют несильно, но берут числом и внезапностью атак. В итоге зачастую наиболее оптимальной стратегией становится игнорирование супостатов, если они явно не преграждают путь.
Графика, особенно для своих лет, вполне на уровне. Помимо этого, в отличие от в том числе более поздних собратьев по жанру, здесь достаточно элементов, выполненных не в 2,5D, а непосредственно в 3D. Музыкальное сопровождение в PC-версии не отличается особыми изысками и сводится к наличию базовых звуковых эффектов - в качестве оптимального выбора лучше всего остановиться на Adlib.
Вердикт - местами ныне, возможно, смотрящийся архаично и достаточно сложный в освоении, но при этом уникальный проект своего времени, на который большинству хардкорных любителей шутеров "старой школы" имеет смысл, пусть и ненадолго, обратить внимание. Прочая же аудитория может удостовериться в том факте, что хотя Wolfenstein 3D (1992, DOS) и DOOM (1993, DOS) являются общепризнанными столпами жанра, но бороться за звание "первого полноценного шутера" по факту могут лишь с определёнными оговорками.
- Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Тематика:
Киберпанк - Технические детали:
Roland MT-32 - Язык:
English
Игра, мягко говоря, странная, но интересная, а поэтому это та самая игра, которая может стать самой любимой. Обязательно попробуйте. А вдруг?
Правда, играл только на Сеге - но благодаря вам посмотрю и ПК версию(благодарю!)
Появилась раньше всех этих думов и вульфов, а интереснее в разы!
Помню как был поражен трехмерными поворачивающимися лицами персонажей - тогда мне просто вынесло мозг от такого великолепия.