Как видно из названия игры, ее главного героя (то есть вас, играющего в нее) повысили в должности, и теперь он стал командиром уровня бригада–дивизия. Это повышение отражает изменения масштаба игры: теперь 1 Unit – это не отделение, а взвод пехоты или танков (либо других машин), огневой взвод артиллерии, пара или звено самолетов (вертолетов), а в одной клетке карты уже не десятки, а сотни метров. Изменились и временные рамки игры: она объединяет предыдущие 2 части, то есть период 1939-1999 годов (он разбит как бы на 2 части: в 1939-1945 в войне участвуют 20 стран и US Marine Corps – ну куда же без него!, – а в 1946-1999 - 40 стран, USMC и некие подозрительно знакомые Red и Green, обозначающие любые страны-союзники Варшавского договора и НАТО соответственно).
В целом, историческое и техническое соответствие, столь характерное для всех частей Steel Panthers, сохранено, хотя есть и крайне смешные ляпы (например, гипотетический бой, в котором ФРГ нападает на Польшу в 1999 году). Надо сказать, что одной из особенностей игр этой серии является историческая уникальность каждой части – нигде нет повторяющихся кампаний или отдельных боев.
В отличие от предыдущих частей, в этой игре есть кампания за армию ЛЮБОЙ страны против любых противников (хочешь - приводи норвежскую армию к господству над всем миром, хочешь – устраивай войну турок и японцев в Китае в 1980 году); в кампании может быть до нескольких сот боев – было бы желание их вести, и, кроме того, в редакторе можно создавать не только свои бои, но и целые кампании. Появились и новые исторические кампании, включая гипотетические, а также отдельные бои – начиная с контрудара польских войск под Кутно в сентябре 1939 и завершая «новогодним» штурмом Грозного Русской Армией в 1994...
Немаловажным фактом является появление вас лично и ваших помощников на поле боя (например, командир танкового взвода одновременно командует и первым его танком) – теперь все вы непосредственно находитесь на карте и можете напрямую участвовать в боевых действиях.
Но, в сущности, всё вышеперечисленное – это только детали, небольшие улучшения предыдущих частей. А что нового? Принципиально нового, чего ждали поклонники таких стратегий? Ждали они, как известно, развития Steel Panthers I, исправления ее недостатков и еще большего соответствия реальным боевым действиям. Увы, задача эта – без преувеличения сказать, очень сложная – осталась в третьей части фактически невыполненной (в последующих частях всё это будет сделано, но речь-то идет о Steel Panthers III). Да, появились некоторые новые возможности, новая техника и даже небольшие десантные корабли, но фактически всё осталось прежним - все действия, ход боя, интерфейс почти такие же, как и в Steel Panthers I и II; графика изменилась (в лучшую сторону) ровно настолько, насколько она обычно изменяется в таких играх, то есть... не очень сильно, но заметно. Однако, что самое неприятное, остались почти все прежние ошибки: эффективность стрельбы или восстановления боеспособности своих солдат по прежнему определяется в процентах и велика доля случайности (повезло/не повезло – читай: Save/Load Game), пехота столь же нереально беззащитна и не только легко сдается в плен, если противник рядом, но еще и разбегается (в разные стороны, в результате чего подразделение гибнет, - в отличие от первой части), даже если он далеко. Танки вообще озверели, превратились в монстров с почти непробиваемой броней, фантастической меткостью стрельбы своих пушек, ПТУРов и пулеметов и практически перестали нуждаться в поддержке артиллерии и авиации: теперь они сами могут обстрелять позиции противника, даже не видя его, – а снаряды у них ох тяжелые, - тем самым дезорганизовав оборону, остальное будет делом техники. Противотанковые орудия - неплохая вещь, но у каждого обычно только один выстрел, и то из засады, потом танки обнаружат его и подавят в два счета, а другие системы (гранатометы, безоткатки и так далее – крайне опасные для техники вещи в реальности) вообще ерунда – танки их «обработают», даже не входя в их зону поражения. В общем, можно перефразировать: «против танка нет приема, если нет другого танка».
Добавились и новые недочеты, мелкие, но досадные: технику теперь нельзя повредить, а можно только уничтожить. В Steel Panthers I, например, как было замечательно: твоему танку повреждают трак, и он медленно, чтобы не потерять гусеницу, уползает назад, под прикрытие собратьев, – реалистично и интересно. Теперь: поскольку Unit это не 1 танк, а 3-5, то получается, что эти 3-5 одновременно стреляют по 3-5 танкам противника, уничтожая 2 из них... М-да, что-то не хватает фантазии представить, как это выглядело бы в реальности. Кроме того, в первых (командных) взводах всех рот и батарей обычно по 1-2 отделения, орудия или танка (увеличить их численность нельзя), а в остальных по 4-5, в результате чего мы автоматически получаем ущербное малочисленное подразделение (то же относится и к вертолетам). Ведь это не стратегическая игра (я имею в виду масштаб), а тактическая, здесь имеет значение каждый солдат и каждая единица техники – но всё перечеркивается одним: чем больше техники в составе 1 Unit, тем он мощнее.
Не подумайте плохого: я вовсе не выношу приговор Steel Panthers III. Ни в коем случае! Сама по себе она очень неплохая, интересная и захватывающая, но просто от нее ждали гораздо большего. Может это не совсем уместное сравнение, но большинство поклонников Х-СОМ: Enemy Unknown были разочарованы, увидев X-COM II: Terror from the Deep. Почему? Ведь она была не хуже первой части, а в некоторых деталях и превосходила ее? Просто она тоже не оправдала ожиданий, и сложилась парадоксальная ситуация: если видеть в X-COM II дополнение к первой части (каким она, по сути, и была), то она замечательна, а если считать ее за продолжение... в общем не будем повторять слов расстроенных поклонников этой серии, там лексика не очень хорошая. Вот и о Steel Panthers I, II, III я хочу сказать: всё это одна игра с дополнениями, и не более того (без обиды для фирмы SSI). Именно в таком качестве они представляют интерес, и немалый. Тем же людям, которые ждали именно ПРОДОЛЖЕНИЯ Steel Panthers I, я советую обратится к последующим частям серии, но это уже совсем другой разговор.
В целом, историческое и техническое соответствие, столь характерное для всех частей Steel Panthers, сохранено, хотя есть и крайне смешные ляпы (например, гипотетический бой, в котором ФРГ нападает на Польшу в 1999 году). Надо сказать, что одной из особенностей игр этой серии является историческая уникальность каждой части – нигде нет повторяющихся кампаний или отдельных боев.
В отличие от предыдущих частей, в этой игре есть кампания за армию ЛЮБОЙ страны против любых противников (хочешь - приводи норвежскую армию к господству над всем миром, хочешь – устраивай войну турок и японцев в Китае в 1980 году); в кампании может быть до нескольких сот боев – было бы желание их вести, и, кроме того, в редакторе можно создавать не только свои бои, но и целые кампании. Появились и новые исторические кампании, включая гипотетические, а также отдельные бои – начиная с контрудара польских войск под Кутно в сентябре 1939 и завершая «новогодним» штурмом Грозного Русской Армией в 1994...
Немаловажным фактом является появление вас лично и ваших помощников на поле боя (например, командир танкового взвода одновременно командует и первым его танком) – теперь все вы непосредственно находитесь на карте и можете напрямую участвовать в боевых действиях.
Но, в сущности, всё вышеперечисленное – это только детали, небольшие улучшения предыдущих частей. А что нового? Принципиально нового, чего ждали поклонники таких стратегий? Ждали они, как известно, развития Steel Panthers I, исправления ее недостатков и еще большего соответствия реальным боевым действиям. Увы, задача эта – без преувеличения сказать, очень сложная – осталась в третьей части фактически невыполненной (в последующих частях всё это будет сделано, но речь-то идет о Steel Panthers III). Да, появились некоторые новые возможности, новая техника и даже небольшие десантные корабли, но фактически всё осталось прежним - все действия, ход боя, интерфейс почти такие же, как и в Steel Panthers I и II; графика изменилась (в лучшую сторону) ровно настолько, насколько она обычно изменяется в таких играх, то есть... не очень сильно, но заметно. Однако, что самое неприятное, остались почти все прежние ошибки: эффективность стрельбы или восстановления боеспособности своих солдат по прежнему определяется в процентах и велика доля случайности (повезло/не повезло – читай: Save/Load Game), пехота столь же нереально беззащитна и не только легко сдается в плен, если противник рядом, но еще и разбегается (в разные стороны, в результате чего подразделение гибнет, - в отличие от первой части), даже если он далеко. Танки вообще озверели, превратились в монстров с почти непробиваемой броней, фантастической меткостью стрельбы своих пушек, ПТУРов и пулеметов и практически перестали нуждаться в поддержке артиллерии и авиации: теперь они сами могут обстрелять позиции противника, даже не видя его, – а снаряды у них ох тяжелые, - тем самым дезорганизовав оборону, остальное будет делом техники. Противотанковые орудия - неплохая вещь, но у каждого обычно только один выстрел, и то из засады, потом танки обнаружат его и подавят в два счета, а другие системы (гранатометы, безоткатки и так далее – крайне опасные для техники вещи в реальности) вообще ерунда – танки их «обработают», даже не входя в их зону поражения. В общем, можно перефразировать: «против танка нет приема, если нет другого танка».
Добавились и новые недочеты, мелкие, но досадные: технику теперь нельзя повредить, а можно только уничтожить. В Steel Panthers I, например, как было замечательно: твоему танку повреждают трак, и он медленно, чтобы не потерять гусеницу, уползает назад, под прикрытие собратьев, – реалистично и интересно. Теперь: поскольку Unit это не 1 танк, а 3-5, то получается, что эти 3-5 одновременно стреляют по 3-5 танкам противника, уничтожая 2 из них... М-да, что-то не хватает фантазии представить, как это выглядело бы в реальности. Кроме того, в первых (командных) взводах всех рот и батарей обычно по 1-2 отделения, орудия или танка (увеличить их численность нельзя), а в остальных по 4-5, в результате чего мы автоматически получаем ущербное малочисленное подразделение (то же относится и к вертолетам). Ведь это не стратегическая игра (я имею в виду масштаб), а тактическая, здесь имеет значение каждый солдат и каждая единица техники – но всё перечеркивается одним: чем больше техники в составе 1 Unit, тем он мощнее.
Не подумайте плохого: я вовсе не выношу приговор Steel Panthers III. Ни в коем случае! Сама по себе она очень неплохая, интересная и захватывающая, но просто от нее ждали гораздо большего. Может это не совсем уместное сравнение, но большинство поклонников Х-СОМ: Enemy Unknown были разочарованы, увидев X-COM II: Terror from the Deep. Почему? Ведь она была не хуже первой части, а в некоторых деталях и превосходила ее? Просто она тоже не оправдала ожиданий, и сложилась парадоксальная ситуация: если видеть в X-COM II дополнение к первой части (каким она, по сути, и была), то она замечательна, а если считать ее за продолжение... в общем не будем повторять слов расстроенных поклонников этой серии, там лексика не очень хорошая. Вот и о Steel Panthers I, II, III я хочу сказать: всё это одна игра с дополнениями, и не более того (без обиды для фирмы SSI). Именно в таком качестве они представляют интерес, и немалый. Тем же людям, которые ждали именно ПРОДОЛЖЕНИЯ Steel Panthers I, я советую обратится к последующим частям серии, но это уже совсем другой разговор.
- Время и место:
Вторая мировая война - Многопользовательская игра:
PBeM (Play-by-E-mail) - Перспектива:
Вид сверху - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
CD-audio - Элемент жанра:
Пошаговая
Wargame - Язык:
English