Steel Panthers

Steel Panthers
Жанр: Strategy
Разработчик: Strategic Simulations Inc.
Издатель: Mindscape
Год выхода: 1995
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.11 из 10
  • 10
  • 4
  • 13
Сразу хочу сказать: эта пошаговая стратегия очень реалистична (почти во всем) и довольно достоверно отражает реальные боевые действия Второй мировой войны, ее технику и оружие, что, конечно, определяет и действия играющего в нее – они должны соответствовать тактике того времени. В этом кто-то увидит плюс, а кто-то минус, но, в сущности, эту игру (как и всю серию Steel Panthers) нет смысла сравнивать, например, с более динамичными «фэнтезийными» играми, где и магия применяется, и возможностей больше, и законы реального мира не так ограничивают тебя. Игра эта не лучше и не хуже их, она просто ДРУГАЯ.

Итак, вы занимаете должность командира уровня батальон-полк (смотря сколько подразделений захотите набрать) армии 1 из 15 стран, участвовавших в этой войне; 16-я «страна» - это всем известный US Marine Corps, морская пехота США – жесткие ребята, которые никогда не сдаются в плен (в игре). Можно выбрать исторические кампании (задания - из реальных боев в Европе, Азии и на Тихом океане), длинные кампании (гипотетические задания на случайно сгенерированной карте, но с учетом времени и противника, – например, в русской кампании в 1939-1940 годах надо сражаться с финнами, а в 1941-1945 - с немцами), отдельные бои, а также редактор, позволяющий создавать свои карты для боев (но не для кампаний); кампании доступны только для войск 5 основных стран и USMC, отдельные бои – для всех стран. Тут надо указать один, но досадный минус: вас в игре... вроде нет, как и ваших ближайших помощников. То есть указано, к примеру, что отделением из 8 человек командует сержант Петров (и сам он присутствует на карте как личность), а вот командиров взвода, роты и выше уже нет – есть только их фамилии и данные (которые, правда, улучшаются, как и у их подчиненных). Так что вы, извините уж, виртуальный командир.

Выбрав армию, затем кампанию или отдельный бой и приняв «фронтовые 100 грамм» (водки, виски, шнапса или сакэ – смотря за кого будете играть), вы формируете свою часть из солдат и техники, доступных данной стране в данное время, – это будут ваши постоянные войска, которые вы будете вести в каждый бой: они набираются опыта (или теряют его при гибели всего подразделения), а в перерывах между боями могут улучшать свою материальную часть или восстанавливать потери за счет получаемых за победы очков (Points) – единственного, можно сказать, «ресурса» в игре. Кроме этих основных подразделений вы перед каждым боем можете набирать вспомогательные, а также разные полезные вещи вроде минных заграждений и противотанковых надолбов (всё это только на один бой).

Каждое подразделение (Unit) - это: 1 отделение пехоты или 1 единица любой техники (в том числе амфибийной), или 1 орудие (миномет, пулемет, ПТР). Самолеты и корабли могут быть только во вспомогательных подразделениях (кораблей вообще на карте нет – они ведут огонь «из ниоткуда», и поразить их нельзя).

У каждого подразделения есть 2 основных показателя: опыт (Experience) и моральное состояние (Mоrale) – чем они выше, тем оно лучше воюет и точнее стреляет, независимо от своей матчасти («зеленый» экипаж танка сможет сделать лишь 1 выстрел в ход, да и то с места, а опытному под силу проехать значительный путь и выстрелить 4-5 раз); если подразделение двигалось, то в этот ход оно сможет сделать меньше выстрелов. Кроме этого у них есть собственно вооружение, от винтовок и гранат до танков и орудий. Действует это вооружение как положено: из пулемета не подобьешь даже броневик, зато враз выкосишь целое отделение пехоты, фугасный снаряд не пробьет и бортовой брони танка, а кумулятивный проткнет ее, как бумагу.

У командиров всех уровней есть 4 показателя: Inf, Art, Arm Command (навык командования соответственно пехотой, артиллерией и танками – у каждого командира один из них развит значительно лучше остальных, и только вы лично в равной степени владеете всеми) и Rally (умение...э-э... восстанавливать боеспособность своих подразделений, которые нередко могут обратиться в бегство, даже не понеся потерь, – от близких попаданий и взрывов). Кроме основных данных у командиров и их подразделений есть и множество дополнительных, менее важных (наличие радиосвязи и так далее). При гибели командира подразделения (командир пехотного взвода гибнет при уничтожении своего первого отделения, командир танкового – первого танка, и так далее) все нижестоящие повышаются в должности – а после боя и в звании - по цепочке, а на самую низкую должность назначается новый и совсем неопытный. Вывод: беречь надо и солдат, и командиров, хотя бы просто для своей выгоды.

Как уже говорилось, боевые действия проходят и выглядят очень реалистично: артподготовка, пикирующие самолеты, горящие танки, разбитые автомашины, окопы и дымящиеся воронки, разрушенные дома – всё это сделано очень качественно, и вскоре привыкаешь к необычному поначалу виду сверху. Конечно, графика здесь не сногсшибательная, а просто нормальная, да и в таких играх она не главное. Интерфейс управления несколько неудобен тем, что расположен в 2 меню, между которыми надо постоянно переключаться, но в целом он очень простой. Всё на поле боя 100% разрушаемо и повреждаемо: пехотинцы и артиллеристы гибнут (раненых не бывает – упущение авторов игры), танки теряют гусеницы и вооружение от метких попаданий, а при уничтожении из них выбираются уцелевшие танкисты, дома обваливаются от взрывов или въехавшего в них танка (иногда погребая и его под обломками), леса горят. Победу одерживает сторона, захватившая (или удержавшая) большую часть тактически важных позиций (Victory Hex). Можно было бы сказать, что всё это красиво, – но данное слово совсем неприменимо к войне...

Всё вышеперечисленное – достоинства игры. Но, увы, она (как и все и вся в нашем несовершенном мире) имеет и минусы, причем немалые. Перечисляю по пунктам. 1. Кампании довольно однообразны, всего 4 вида боевых задач: штурм, наступление, встречный бой, оборона. Конечно, огромное число видов солдат и техники, разные карты придают каждому бою свои особенности, но после 20-25 таких боев это надоедает. Но ведь и война во многом однообразна. 2. Точность применения любого оружия (в том числе мин) и эффективность остановки командиром бегущих или паникующих солдат (Rally) выражаются в процентах в зависимости от соответствующих навыков. Казалось бы, правильно, но не повезло – считал запись, и вот уже новичок своим единственным выстрелом подбивает танк ветерана, прошедшего через десятки боев, а необстрелянный командир возвращает в строй полностью деморализованных солдат. Как-то это неприятно, что твои действия хотя бы частично зависят от генератора случайных чисел. 3. Смотрим название игры: «Стальные Пантеры», понимать его надо буквально - «Танки – это наше ВСЁ»! Пехота (основной род войск в то, да и в наше время) жестоко, не побоюсь сказать, унижена и чего-либо стоит только тогда, когда находится в засаде и не видна противнику, а если она обнаружена, то легко несет потери и быстро деморализуется; мотопехота также очень уязвима, даже если находится на броне танков; артиллерия и авиация используются в основном для того, чтобы утюжить укрепленные позиции противника, и только они – танки (особенно года так с 1942) – способны нанести решающий удар, пройдя сквозь огонь без повреждений. В реальности всё было не так – похоже, но не так. 4. Некоторые (только некоторые!) исторические недостоверности, в основном принижающие реальную мощь Русской Армии. Ну западная игра ведь, чего с них взять-то.

Таким образом, Steel Panthers I – это попытка создать полный аналог реальной войны, так сказать, «симулятор командира». Попытка неудачная, потому что ПОЛНОЕ представление о войне дает, к сожалению, только сама война. Но вот показать Вторую мировую войну глазами старшего офицера авторам игры удалось полностью. Поэтому, несмотря на ряд серьезных недостатков, игра заслуживает внимания как интересующихся историей этого периода, так и поклонников стратегий, причем лучше всего играть без непрерывного Save/Load – если ты действуешь в целом правильно, то успеха добьешься обязательно и получишь очень сильные впечатления.

Игра во многом уникальна даже в своей серии: Steel Panthers II уже охватывает другой исторический период, а в Steel Panthers III изменяется масштаб боевых действий, хотя обе они мало отличаются от первой части (только в последующих Steel Panthers компания SSI стала развивать тему первой части).
Panzer General, Panzer General II, Steel Panthers II: Modern Battles, Steel Panthers III: Brigade Command (1939-1999), West Front
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Да..Это вещь что надо! Кстати, есть "осовремененная" версия этой игры.Причем бесплатна пока что..Выпустила ее Shrapnel Games. На сайте данной конторы можно скачать как free-версию о Второй Мировой, так и версию на современную тематику (Steel Panthers Main Battle Tank). Юнитов море, тактических ходов - тоже! Есть генератор битв, что позволит смоделировать боестолкновение разных стран. В SPMBT, к примеру можно смоделировать войну в Чечне. Ни в одном варгейме такого еще не видел. Играл и,надеюсь, буду играть!)
Отличная хардорная игра, немного сложновато управление но ко всему привыкаешь.
Да... Это родоначальник серии пошаговых варгеймов "Steel Panthers", неплохая игушка на тему Второй Мировой. Если хочется поиграть во что-то подобное - рекомендую Steel Panthers: WW2, а также Steel Panthers: World at War.
Игра ужасна. Во-первых, из-за графики, во-вторых, из-за управления, в-третьих, из-за идеи. Авторы, видимо, пытались максимально приблизить к реальности процесс управления войсками. Но вышло, мягко говоря, не очень.