Варгейм на тему Великой Отечественной войны от зарубежных разработчиков. Что приятно – не содержит в себе ни малейшей «клюквы» и отличается высокой исторической достоверностью. Поэтому и заслуживает достаточно подробного описания.
Играть можно как за СССР, так и за Германию. Хронологические рамки происходящего ограничены 1941-1944 годами – игра начинается в момент вторжения нацистов и заканчивается, при условии игры за СССР, в конце 1944 года, когда вся территория нашей страны была освобождена от захватчиков (о «Курляндском котле» разработчики игры, видимо, не знают, но это вполне простительно). Все основные сражения войны – оборона Москвы, Сталинград, Курск, бои в Белоруссии в 1944-м – присутствуют.
Игровой процесс достаточно масштабен: вам предстоит управлять перемещениями войск (включая авиацию), следить за количеством боеприпасов и своевременным приходом подкреплений, заниматься ремонтом военной техники, изменять структуру и численность каждого подразделения (по необходимости), ну и так далее. Впрочем, часть подобного «локального менеджмента» можно передать нижестоящим командирам (вы в игре, судя по всему, являетесь высшим командованием – то есть либо Ставкой, либо О.К.Н.). Прямо в течение сражения постоянно выдаётся исчерпывающая информация обо всех текущих событиях (потери, подкрепления, уровень обеспеченности ресурсами [основным, конечно же, является нефть] и так далее).
Само собой, данная игра пошаговая. Перед завершением каждого хода (другими словами – до начала боевых действий) своим войскам можно отдать различные приказы – переместить куда-либо войска, обозначить цели для авиаударов, запросить подкрепления (как и в любой другой игре данного поджанра). Все бои происходят автоматически, сначала всегда действует авиация, потом наземные войска. У атакующей стороны, как правило, потерь всегда несколько меньше. После отступления войск противника территория, на которой шло сражение, переходит под контроль победителя.
Карта боевых действий разделена на традиционные шестигранники – «гексы». Любое войсковое подразделение может переместиться за ход на шесть соседних гексов. По некоторым гексам движение войск происходит быстрее обычного (если там есть, например, железные дороги), по некоторым – наоборот, замедлено (поскольку там могут находиться густые леса или болота), - то есть разнообразие ландшафтов присутствует. В игре также имеет место быть изменение погоды – оно может произойти между ходами и оказать серьёзное влияние на планы наступления или обороны (мороз, распутица и так далее).
Все войсковые подразделения делятся на три типа: пехота и артиллерия (квадраты с крестиком внутри); танковые войска (квадраты с вписанным прямоугольником); штабы (квадраты с буквой H внутри). Самолёты, к сожалению, на карте никак не отмечаются, но находятся на аэродромах, можно смотреть их число, местоположение, отдавать приказы – но вот увидеть нельзя никак, подчиняются они, как и все прочие войска, штабам. У штабов также существует довольно сложная иерархия. Естественно, ничто не мешает создавать новые группы войск, по-разному комбинируя имеющиеся у вас, можно также перераспределять существующие группы в плане подчинения между разными штабами, можно даже вообще создать новый штаб.
Интересной особенностью игры за СССР является наличие партизан на оккупированных территориях (конечно, исключая гипотетическую ситуацию, что игрок окажется настолько талантливым, что разобьёт немцев в первом же бою, - тогда, конечно, никаких партизан не будет). Проявляют себя партизаны к концу хода в виде появления на карте в тылу противника красных квадратиков, появление такое носит, судя по всему, спонтанный характер. Непосредственно управлять партизанами нельзя, но если к ним пробиться и объединиться с ними, то они пополнят ряды ваших войск. Иногда (но такое бывает редко) партизаны могут самостоятельно освободить какие-то территории от немцев (но, скорее всего, только на время).
В War in Russia, к сожалению или нет, отсутствуют долгие кампании – игра представляет собой набор сценариев, каждый из которых посвящён конкретному историческому событию; другое дело, что историческая последовательность, конечно, сохранена. Условием победы является набор одной из сторон определённого количества так называемых victory points, то есть очков победы, которые даются за взятие «ключевых» городов. Некоторые конкретные сражения почему-то ограничены по времени, поэтому в них победителя может и не быть.
Надо отметить, что, в отличие от огромного количества других подобных игр, в War in Russia на редкость дружелюбный и понятный для игрока интерфейс. Да, разных кнопок и опций достаточно много, но всё это сделано как-то логично и адекватно, особенных трудностей с освоением возникнуть не должно. Единственная трудность может быть связана с различными видами перемещений войск. Кнопка Move служит просто для отдачи приказа двигаться в таком-то направлении (понятно, что у пехота движется медленнее танков, а рельеф местности также оказывает влияние на скорость перемещения), кнопка Transfer – приказать подкреплению из штаба перемещаться куда-либо, кнопка Plot означает перемещение от конкретного гекса к другому конкретному соседнему гексу (то есть всего возможно шесть вариантов), кнопка Rail – перемещение по железной дороге (если она есть), кнопка Rail Transfer – переместить подкрепления из штаба по железной дороге. Понятно, что полотно дороги должно быть непрерывным от штаба и до пункта назначения.
Напоследок – стоит сказать, что, поскольку историческая достоверность в игре предельно сохранена, то на первых порах гораздо сложнее играть за СССР, в конце игры – за Германию. В первом сценарии – наступлении немцев – при игре за СССР придётся, скорее всего, отступать до самой Москвы, потому что перевес сил на стороне противника просто громадный. Но, говорят, есть способы не дать врагам дойти даже до Киева, так что можно пробовать. Зато у немцев в конце игры появляется дополнительная «головная боль» - массовые бомбардировки тыла авиацией США и Великобритании, что приводит к резкому сокращению резервных ресурсов.
Графически данный поджанр мы по традиции не оцениваем, однако стоит признать, что в этом отношении War in Russia тоже смотрится очень аккуратно и красиво. Конечно, графика здесь практически целиком условная, но зато цветная и достаточно «адекватная» - то есть понять, что где, особого труда не составляет. В общем и целом – превосходный варгейм, вполне достойный своей высокой оценки, и не в последнюю очередь за то, что это одна из немногих абсолютно адекватных западных игр про русских и одна из очень немногих, посвящённых Восточному фронту Второй мировой. Возможно, некоторым наиболее хардкорным варгеймерам он и покажется излишне простым, но для основной массы любителей подобных игр это просто прекрасный подарок.
Играть можно как за СССР, так и за Германию. Хронологические рамки происходящего ограничены 1941-1944 годами – игра начинается в момент вторжения нацистов и заканчивается, при условии игры за СССР, в конце 1944 года, когда вся территория нашей страны была освобождена от захватчиков (о «Курляндском котле» разработчики игры, видимо, не знают, но это вполне простительно). Все основные сражения войны – оборона Москвы, Сталинград, Курск, бои в Белоруссии в 1944-м – присутствуют.
Игровой процесс достаточно масштабен: вам предстоит управлять перемещениями войск (включая авиацию), следить за количеством боеприпасов и своевременным приходом подкреплений, заниматься ремонтом военной техники, изменять структуру и численность каждого подразделения (по необходимости), ну и так далее. Впрочем, часть подобного «локального менеджмента» можно передать нижестоящим командирам (вы в игре, судя по всему, являетесь высшим командованием – то есть либо Ставкой, либо О.К.Н.). Прямо в течение сражения постоянно выдаётся исчерпывающая информация обо всех текущих событиях (потери, подкрепления, уровень обеспеченности ресурсами [основным, конечно же, является нефть] и так далее).
Само собой, данная игра пошаговая. Перед завершением каждого хода (другими словами – до начала боевых действий) своим войскам можно отдать различные приказы – переместить куда-либо войска, обозначить цели для авиаударов, запросить подкрепления (как и в любой другой игре данного поджанра). Все бои происходят автоматически, сначала всегда действует авиация, потом наземные войска. У атакующей стороны, как правило, потерь всегда несколько меньше. После отступления войск противника территория, на которой шло сражение, переходит под контроль победителя.
Карта боевых действий разделена на традиционные шестигранники – «гексы». Любое войсковое подразделение может переместиться за ход на шесть соседних гексов. По некоторым гексам движение войск происходит быстрее обычного (если там есть, например, железные дороги), по некоторым – наоборот, замедлено (поскольку там могут находиться густые леса или болота), - то есть разнообразие ландшафтов присутствует. В игре также имеет место быть изменение погоды – оно может произойти между ходами и оказать серьёзное влияние на планы наступления или обороны (мороз, распутица и так далее).
Все войсковые подразделения делятся на три типа: пехота и артиллерия (квадраты с крестиком внутри); танковые войска (квадраты с вписанным прямоугольником); штабы (квадраты с буквой H внутри). Самолёты, к сожалению, на карте никак не отмечаются, но находятся на аэродромах, можно смотреть их число, местоположение, отдавать приказы – но вот увидеть нельзя никак, подчиняются они, как и все прочие войска, штабам. У штабов также существует довольно сложная иерархия. Естественно, ничто не мешает создавать новые группы войск, по-разному комбинируя имеющиеся у вас, можно также перераспределять существующие группы в плане подчинения между разными штабами, можно даже вообще создать новый штаб.
Интересной особенностью игры за СССР является наличие партизан на оккупированных территориях (конечно, исключая гипотетическую ситуацию, что игрок окажется настолько талантливым, что разобьёт немцев в первом же бою, - тогда, конечно, никаких партизан не будет). Проявляют себя партизаны к концу хода в виде появления на карте в тылу противника красных квадратиков, появление такое носит, судя по всему, спонтанный характер. Непосредственно управлять партизанами нельзя, но если к ним пробиться и объединиться с ними, то они пополнят ряды ваших войск. Иногда (но такое бывает редко) партизаны могут самостоятельно освободить какие-то территории от немцев (но, скорее всего, только на время).
В War in Russia, к сожалению или нет, отсутствуют долгие кампании – игра представляет собой набор сценариев, каждый из которых посвящён конкретному историческому событию; другое дело, что историческая последовательность, конечно, сохранена. Условием победы является набор одной из сторон определённого количества так называемых victory points, то есть очков победы, которые даются за взятие «ключевых» городов. Некоторые конкретные сражения почему-то ограничены по времени, поэтому в них победителя может и не быть.
Надо отметить, что, в отличие от огромного количества других подобных игр, в War in Russia на редкость дружелюбный и понятный для игрока интерфейс. Да, разных кнопок и опций достаточно много, но всё это сделано как-то логично и адекватно, особенных трудностей с освоением возникнуть не должно. Единственная трудность может быть связана с различными видами перемещений войск. Кнопка Move служит просто для отдачи приказа двигаться в таком-то направлении (понятно, что у пехота движется медленнее танков, а рельеф местности также оказывает влияние на скорость перемещения), кнопка Transfer – приказать подкреплению из штаба перемещаться куда-либо, кнопка Plot означает перемещение от конкретного гекса к другому конкретному соседнему гексу (то есть всего возможно шесть вариантов), кнопка Rail – перемещение по железной дороге (если она есть), кнопка Rail Transfer – переместить подкрепления из штаба по железной дороге. Понятно, что полотно дороги должно быть непрерывным от штаба и до пункта назначения.
Напоследок – стоит сказать, что, поскольку историческая достоверность в игре предельно сохранена, то на первых порах гораздо сложнее играть за СССР, в конце игры – за Германию. В первом сценарии – наступлении немцев – при игре за СССР придётся, скорее всего, отступать до самой Москвы, потому что перевес сил на стороне противника просто громадный. Но, говорят, есть способы не дать врагам дойти даже до Киева, так что можно пробовать. Зато у немцев в конце игры появляется дополнительная «головная боль» - массовые бомбардировки тыла авиацией США и Великобритании, что приводит к резкому сокращению резервных ресурсов.
Графически данный поджанр мы по традиции не оцениваем, однако стоит признать, что в этом отношении War in Russia тоже смотрится очень аккуратно и красиво. Конечно, графика здесь практически целиком условная, но зато цветная и достаточно «адекватная» - то есть понять, что где, особого труда не составляет. В общем и целом – превосходный варгейм, вполне достойный своей высокой оценки, и не в последнюю очередь за то, что это одна из немногих абсолютно адекватных западных игр про русских и одна из очень немногих, посвящённых Восточному фронту Второй мировой. Возможно, некоторым наиболее хардкорным варгеймерам он и покажется излишне простым, но для основной массы любителей подобных игр это просто прекрасный подарок.
- Время и место:
Вторая мировая война - Перспектива:
Вид сверху - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
Gravis UltraSound - Элемент жанра:
Пошаговая
Wargame - Язык:
English
Игра не представляет из себя набор сценариев, напротив, любой сценарий скорее смоделирован как кампания, просто с другими ограничениями на время и меньшей картой. Основной сценарий - кампания "Барбаросса" - наиболее продолжительный и масштабный по охвату (от Финляндии и Италии и до европейского тыла СССР).
Игровой процесс состоит из фаз планирования и действия. "Plot" служит для указания действий (атаки корпусов или захвата территории) для второй фазы.
Игра является бессмертной классикой стратегического жанра, увлекательной и вполне играбельной даже сегодня. Чтобы играть, следует прочитать мануал, иначе не разобраться в огромном числе тонкостей. Однако не нужно пугаться - это не типичный wargame, в котором чёрт ногу сломит. Здесь идеально выдержан баланс детализированности и сложности при полной передаче реалий ВОВ и высокой исторической достоверности.
С правилами можно ознакомиться достаточно быстро, так что даже незнакомые с жанром смогут достаточно быстро освоиться. Степень реализма впечатляет - ничего подобного любителям какого-нибудь Panzer General и не снилось.
Из похожей серии есть не менее интересная Pacific War.