При знакомстве с Team F1 важно в первую очередь осознать следующее: это - НЕ симулятор гонок «Формулы-1» той или иной степени реалистичности (в игре вообще не будет гонки в привычном смысле этого слова), это – сложнейший симулятор менеджера одной из команд в данном виде спорта, которая, естественно, конкурирует с другими командами, симулятор настолько детализированный и запутанный, что здесь придётся заниматься буквально всем – от подбора мельчайших деталей конфигурации машины и переговоров со спонсорами до организации своевременной заправки на пит-стопах. И ввиду этой самой сложности данная игра требует подробного описания.
Сложности начинаются уже в самом начале: в стартовом меню, помимо выбора одного из трёх уровней сложности (сразу же стоит отметить, что и на лёгком-то играть не так просто), необходимо выбрать, допустима ли случайная последовательность действий игроков независимо от их стартового порядкового номера (другие игроки – это другие команды, управляемые компьютером), а также допустимо ли изменение порядковых номеров игроков после каждой гонки; ещё одним пунктом – едва ли не самым важным – является выбор «качества» соперников: реальное (на момент выхода игры), равное друг другу или случайное.
После выбора этих моментов начинается следующий этап (до самой игры добраться получится не так скоро) – возможность создания собственной гоночной команды. Естественно, можно отказаться и выбрать одну из предложенных, но парадокс заключается в том, что такой выбор будет куда сложнее первого, потому что при согласии играть за реальную команду игра требует прояснить следующие позиции: хотите ли вы иметь запчасти на своих складах, контракт с двумя гонщиками из команды до начала игры, использовать предустановленную конфигурацию болидов, видеть исторические достижения команды и использовать предлагаемые по умолчанию двигатели при сохранении контракта с их производителем. При этом те пункты, которые в реальной жизни стоят денег (контракты, запчасти и прочее), здесь точно так же даются отнюдь не за просто так, поэтому ваш стартовый капитал может сильно уменьшиться ещё до начала игры.
Кстати, об игре – до неё ещё далеко. Следующий этап – это выбор команды, которому «посвящён» отдельный экран. Слева на нём расположен список команд, справа – их характеристики, причём в зависимости от выбранного ранее «качества» (то есть они либо соответствуют реальности, либо одинаково сильны или слабы, либо «раскиданы» случайным образом, вследствие чего могут быть невероятно сильные и невероятно слабые команды). Здесь же можно посмотреть общую информацию о команде, которая включает в себя её название, производителя моторов для её машин (здесь же отмечена дата истечения контракта с ним), год основания команды, количество и имена гонщиков в ней, страна, за которую она выступает, имена главного, технического и спортивного менеджеров (как правило – реального на момент выхода игры), число выездов, побед и поражений за всю историю команды, общая численность персонала, сколько раз команда и отдельные её гонщики становились чемпионами, а главное – сколько сейчас денег у неё на счету. При этом часть данных показателей напрямую зависит от первоначальных настроек – то есть, к примеру, если вы отказались заключать контракты с самими гонщиками или с производителями двигателей, то и игру начнёте без них (такое возможно, да).
Жмём «Ok». Играем? Нет. Перед нами следующий экран – планируемые на будущее финансовые операции, где нам нужно указать планируемые доходы и расходы. То, что выделено чёрным цветом, - это доходы, то, что выделено красным, - расходы. Статей дохода у нас не столь много: гонорары спонсоров, премиальные за победы, проценты с банковских счетов, доходы от торговли разной атрибутикой команды, доходы от продажи запчастей, также – внимание – правительственная поддержка (не надейтесь, что на неё можно прожить) и так и оставшийся для меня загадкой пункт «прочие доходы». А вот расходов куда больше: зарплата и премиальные выплаты (на экране это два разных столбика) персоналу (в персонал входят собственно гонщики, а также механики, инженеры и, разумеется, «прочие работники»), расходы на запчасти, на исследования (вот это вводить не стоило бы…), на сборку и ремонт машин, на медицинские услуги, на выплату взятого кредита и процентов по нему, на расширение офиса (!), на подготовку к гонкам, на переезды к местам проведения гонок, на страховку, ну и, разумеется, «прочие расходы» (и они, в отличие от «прочих доходов», почему-то всегда есть…).
В нижней части экрана расположены итоговые результаты этого «баланса»: изначальное состояние финансов, общие доходы, общие расходы, деньги, взятые в кредит (всегда выделяется отдельно), итоговая сумма на счету, которая почти всегда является отрицательной… Чуть правее находится ещё одна опция, почему-то выделенная вообще в отдельный блок, - возможность аренды трассы для тренировок, естественно – тоже за деньги. Делать это обязательно нужно, но почему-то эти расходы не входят в общий баланс (почему – неизвестно). Наконец, здесь же необходимо выбрать один из пяти банков, в котором мы будем хранить наши сбережения (судя по всему, здесь выбор ни на что не влияет). И вот уже после того, как все эти и предыдущие «круги ада» пройдены, можно приступать к собственно игре.
Основной игровой режим (а их здесь, как вы уже наверняка догадались, несколько) – это вид вашего офиса (а вовсе не гоночная трасса), красиво отрисованная комната со множеством разных шкафов, оргтехники и прочего. Большая часть предметов – вовсе не бутафория, а вполне интерактивные штуки, которые служат для перехода в другие игровые режимы посредством щелчков на них. Обратите внимание на то, что офис ваш весьма большой (положение обязывает), поэтому на весь экран монитора не умещается, и необходимо будет как двигать курсор к краям экрана, чтобы посмотреть то, что не поместилось в основной вид, так и – снова внимание – нажимать правую кнопку мыши, дабы увидеть то, что в «обычном» режиме находится у вас за спиной, грубо говоря – противоположную стену комнаты (для меня данное открытие было лёгким шоком). Для возвращения к «первоначальному» виду и для выхода из прочих игровых режимов также служит правая кнопка мыши.
Одним из важнейших предметов в офисе являются часы, которые находятся слева или справа внизу. Если на них нажать – то время будет проматываться быстро. Это нужно для ускорения хода игрового процесса, потому что игра проходит полностью в реальном времени, причём не просто реальном, а действительно приближенном к реальности: так, ремонт машины может занять часы (!), поэтому без такой прокрутки не обойтись, если только вы не готовы играть в эту игру днями не отрываясь. Если подвести курсор к нижнему краю экрана, то там можно будет увидеть информационную панель с вашим именем (его можно было ввести в самом начале стартовых настроек игры), названием команды, текущим количеством денег и датой проведения следующего этапа гонок.
Игровых режимов здесь – несколько десятков, и подробно рассмотреть в рамках описания можно лишь основные, поэтому для начала ограничимся перечислением того, что есть в офисе. В той его части, что видна нам сразу, присутствуют: огромный шкаф слева от окна – там хранятся различные таблицы, как прогнозные, так и исторические сведения по прошлым сезонам гонок; макет трассы – газета; фрагмент трассы рядом с окном – диалог со спонсорами (и не удивляйтесь тому, что фрагмент трассы мало соответствует представлению о беседе со спонсором, - лучше читайте дальше, будет и не такое!); фотография гонщиков – персонал команды; папка на комоде – найм новых гонщиков; нижняя часть календаря – отказ от участия в предстоящей гонке; верхняя часть календаря – отправиться на непосредственно гонку или промотать время до неё; компьютер – рынок запчастей (только просмотр предложений!); каталог (листок бумаги) на столе – заключить договор с тем или иным поставщиком запчастей; висящий халат – перейти к мастерской; телефон – перейти к банку; верхний ящик шкафа – посмотреть описания трасс; папки в шкафу – перейти к нашему складу запчастей; поднос – выбор положения гонщика в команде (кто каким пилотом по счёту будет) (не правда ли, выбор положения гонщика просто-таки идеально ассоциируется с подносом?..).
В той его части, что становится видной нам после щелчка правой кнопкой мыши, предметов меньше, но тоже хватает: чертёжная доска – перейти к отделу научных разработок; дверь – выйти из игры (никакого Escape!), папки в нижней части шкафа – перейти к настройкам программы; сейф – посмотреть текущие финансы и сравнить их с прогнозными; кофейник и чашки – это (приготовьтесь!!!)… настройка звука в игре (даже не знаю, что здесь сказать); картина на стене – просмотр ваших достижений; футболка с кепкой – перейти к экрану торговли атрибутикой команды; макет здания – перейти к экрану перестройки офиса. Ах, да! На первом экране есть ещё мусорная корзина, и на неё тоже можно щёлкнуть. Но ничего не произойдёт – это просто мусорная корзина, и именно это вам скажут при щелчке на неё.
Вот такой вот запутанный, если не сказать больше, у игры интерфейс. Как в нём нужно разбираться самостоятельно, особенно учитывая полное отсутствие в игре даже намёка на обучающий режим, - загадка. Так что придётся продолжить рассмотрение – уже по каждому режиму отдельно.
Самое сложное и - одновременно - не очень важное, пожалуй, - это таблицы в шкафу. Их одиннадцать штук: очки, набранные каждым гонщиком в прошлом сезоне; списки рекордсменов по числу набранных очков за всю истории «Формулы» (по всем командам); очки, набранные каждой командой в прошлом сезоне; списки рекордсменов по числу набранных очков в прошлом сезоне; информация о новых и законченных контрактах в вашей команде (только в ней); информация о том же, но уже во всех других командах; число выигранных вами заездов в прошлом сезоне; число выигранных вами заездов во всех сезонах; список чемпионов по сезонам (имеются в виду отдельные гонщики); список команд-чемпионов по сезонам; список реальных чемпионов с 1950 по 1994 год.
Следующий режим – газета. Если честно – то это вообще лишний и бесполезный режим, который лично мне не нравится. Что здесь есть? В самом центре листа – некая сплетня про любого гонщика любой команды, ниже – разные статистические данные, обычно итоги какого-нибудь прошлогоднего кубка и краткий рассказ о чемпионе давно минувших лет, чуть правее – график достижений той или иной (случайно выбранной) команды в текущем сезоне; последние два момента меняются при каждом просмотре газеты. Но в неё можно вообще не смотреть.
А вот самый главный режим – это заключение договоров со спонсорами, потому что именно спонсоры – наш главный источник денег. И большую часть экрана в этом режиме занимает… изображение машины и костюма гонщика. Снова бред? А вот и нет, теперь – нет! Потому что именно эти две вещи, как известно, служат в качестве «носителей информации» о продукции спонсора, и по мере заключения контрактов изменения внешнего вида машины и формы будут происходить здесь прямо на ваших глазах. Справа в центре этого экрана находятся, кстати, пять функций, которые позволяют изменять ракурс отображения машины и костюма, дабы увидеть логотипы спонсоров с разных сторон (виды сбоку, спереди, сверху, сзади). Пятая функция выводит списки конкретных местоположений на костюме и машине, чтобы решить, куда лучше поместить логотипы [это прекрасный пример того, до чего доходит детализация в игре…]. Список фирм-спонсоров при щелчке на эту опцию – справа, список местоположений – слева, он включает в себя около тридцати различных позиций на гонщике и машине, включая что угодно: от «жёсткой части переднего антикрыла» до перчаток. Нет слов, как говорится. В нижней части списка находится кнопка, переключающая местоположения на список спонсоров, контракты с которыми уже заключены.
Справа вверху здесь – четыре кнопки для выбора агента (да, в игре есть агенты, которые помогают договариваться и торговаться со спонсорами): выбрать агента дешёвого, среднего, очень опытного или вообще работать самому, без посредников. Естественно, чем «круче» агент, тем больше денег он будет требовать для оплаты своих услуг, но зато и доход от успешно заключённой его усилиями сделки может быть огромен. Список предложений от спонсоров можно увидеть только после выбора одного из агентов (или отказа от их услуг). Все спонсоры очень разные, все предлагают разные деньги (и разница бывает колоссальная), некоторые обещают отдельные дополнительные премиальные выплаты в случае победы в чемпионате, а некоторые требуют, чтобы их логотипы были размещены на конкретных частях машины или костюма гонщика. Сначала нужно выбрать главного спонсора (одного), потом – остальных, которые будут претендовать на заполнение их рекламной информацией оставшихся свободных мест. Естественно, что они будут предлагать уже меньшие деньги, но тоже, бывает, неплохие.
Следующий игровой режим – это персонал нашей «конюшни». Описать то, что здесь можно увидеть, очень сложно – настолько всего много. Так, здесь есть механики (указываются средний возраст, численность, опытность бригады, общая зарплата, рекорд быстроты смены шин (!); здесь же можно уволить всех механиков), инженеры (то же самое, но без рекорда по шинам, понятное дело), менеджер по спортивной части (возраст, опыт, зарплата, возможность уволить), директор научного отдела (опыт (возраст почему-то не указан), зарплата, качество управления, число очков, набранных командой в Кубке Конструкторов, область, в которой специализируется директор, его предыдущие работодатели, возможность уволить), менеджер по персоналу (возраст, качество управления, зарплата, возможность уволить).
Здесь же есть отдельный «подподрежим» - поиск новых гонщиков («Driver»). И при щелчке на него мы переходим в новый офис – менеджера по персоналу, - и перед нами (приготовьтесь!)…снова мебель со смыслом!!! Общее количество офисных работников у вас (это уже неизвестно какой «под» режим, где нужно давать объявления о приёме на работу); список больных на данный момент работников разных специальностей; экран тренировки механиков (включает в себя физическую подготовку, изучение трасс, тренировку непосредственного выполнения своих обязанностей, определение общего времени на подготовку); такой же экран для пилотов (общефизическая подготовка, изучение трасс, тренировка вождения, общее время на подготовку, а также – внимание! – тренировка по поведению во время интервью (!!!)); график работы офисного персонала (здесь определяются число рабочих часов в сутки, рабочих дней в неделю, размер премий за победы, продолжительность отпуска); экран научного отдела (число учёных, сколько из них занято непосредственно в разработках, количество вакансий (устанавливается вами), возможность уволить учёных, но только тех, которые не работают сейчас над конкретным проектом).
Следующий режим – это экран переговоров с гонщиками, нечто вроде картотеки. Для просмотра данных по пилотам используются стрелочки-«ярлычки», для «вызова» понравившегося гонщика – «ярлычок» Negotiate, который доступен только тогда, когда данный гонщик не имеет контракта с другой командой. Правее расположены клавиши для сортировки «картотеки» по разным пунктам: можно выбрать только пилотов профессиональной или только любительской «Формулы», только не имеющих контакта или произвести выборку по сумме требуемого гонщиком гонорара. После выбора гонщика можно либо указать ему свои условия, либо выслушать его предложение. После этого можно согласиться на контракт с ним, а можно начать переговоры – изменять сумму гонорара, срок контракта и другие моменты; он может, в свою очередь, тоже менять их, и так – до того момента, пока вы не придёте к обоюдному согласию или не прекратите переговоры.
Про календарь всё уже было сказано выше: если вдруг хотите пропустить гонку – просто щёлкните на нижнюю его часть, если хотите отправиться к гонке – щёлкните на верхнюю часть один раз; если же хотите перемотать время до момента её начала – щёлкните в верхнюю часть два раза.
Покупка запчастей – тоже очень важное дело, но сначала нужно просмотреть, что есть на рынках и что можно купить в принципе, и служит для этого, как мы помним, компьютер. Состоит машина из десяти частей: двигатель, шасси, корпус, трансмиссия, система охлаждения, электроника, шины, тормоза, подвеска, антикрылья, и всё это придётся покупать, причём по немалым ценам и выбирая из разных моделей. После выбора поставщиков нужно отправиться на следующий экран – к его каталогам. С помощью поставщика можно относительно выгодно заключать контракты на оптовые поставки разных деталей и топлива. Обратите внимание, что на каждый компонент машины можно заключить контракт только с одним поставщиком (но при этом он может поставлять разные их типы). И с ними тоже можно (и нужно торговаться) – как о скидках, так и об увеличении числа поставляемых узлов и агрегатов.
Следующий режим – это мастерская, где производится сборка самих машин, после чего настраивается мотор и машина тестируется сначала в аэродинамической трубе, а затем уже на трассе. На экране слева в этом режиме расположен портрет вашего главного инженера. Щёлкните на нём – и появится меню сборки, на котором изначально доступно только шасси. Рядом с ним находится знак, при щелчке на который нужно выбрать марку из нескольких различных типов и подтвердить выбор нажатием кнопки «Ok». После этого можно будет ставить (по такой же схеме) двигатель, электронику, подвеску и систему охлаждения. Трансмиссию можно ставить только после выбора двигателя, тормоза – только после подвески; заканчивается всё корпусом, шинами и антикрыльями. Затем нажмите на «Issue Orders» - и сборка начнётся. Одновременно можно иметь четыре машины – две гоночные и две тестовые. На этом же экране есть значок вентилятора – при щелчке на него можно – при наличии собранной машины – провести испытания в аэродинамической трубе. В правой части экрана находится другой портрет – это ваш спортивный менеджер, который даёт советы по оптимальному наклону антикрыльев, настройке трансмиссии и выбору резины. Рядом с ним – изображение машины, щелчок на нём позволяет протестировать двигатели на выносливость и сравнить разные их типы между собой. Ещё здесь есть три двери: выход из мастерской – отправить гонщика в тестовый заезд на трассу, справа – перейти к складу деталей или назад в офис (это разные двери, само собой).
Экран склада – один из самых маленьких в игре. Тут именно склад деталей: выбрав какую-либо из них, можно увидеть список различных её типов, какие есть на складе, и опции для ремонта, продажи или даже выбрасывания данного элемента. Здесь же расположен портрет управляющего складом – щёлкнув на него, можно получить информацию о перечне всех имеющихся запчастей. И здесь же есть опция автоматизации работы склада (то есть всё будет чиниться, продаваться и выбрасываться автоматически).
Для перехода к режиму диалога с банком, как мы помним, используется телефон (видимо, мы туда звоним). При щелчке на телефон появляется список банков; тот, в котором мы храним деньги, выделен жёлтым цветом. При щелчке на его название становятся доступны четыре опции: положить деньги на счет под проценты (проценты всегда установлены банком и всегда (при каждом заходе) разные, но много денег на них не заработаешь), взять денег в кредит (в зависимости от вашего текущего финансового положения вам могут дать больше или меньше денег, а могут вообще ничего не дать; максимальный срок кредита – два года; проценты, понятно, есть, причём тоже устанавливаются банком и с каждым месяцем только растут), вернуть кредит, застраховать своих гонщиков от болезней и несчастных случаев.
Следующий огромный экран – это экран научных разработок. При переходе к этому режиму сначала появляются две основные опции: изменение бюджета научных исследований и переход к отделу разработок непосредственно. С бюджетом всё просто – он соответствует установленному вами в начале сезона, но если вдруг денег на что-то не хватает, то здесь можно увеличить сумму на изучение новшеств. Вообще, функция отдела исследований – это всестороннее улучшение различных компонентов вашей машины (кроме шин, которые улучшению не подлежат). Обратите внимание, что для начала исследований вам нужны сами эти компоненты, которые нужно предварительно купить, причём это должны быть именно отдельные компоненты, покупаемые НЕ для установки их на собираемую вами машину, а для изучения. Если компоненты есть, то можно назначить учёных на работу над каким-либо из них (одной разработкой может заниматься не более десяти учёных). Через какое-то время вам будет представлен чертёж новой модели компонента; если вы его принимаете – то в следующей партии поставщик начнёт поставлять вам уже улучшенный вариант. Также здесь есть и другие возможности: ваши учёные могут создать свой тип двигателя или корпуса или даже заняться шпионажем (!), но для всего этого нужны особые специалисты и огромные деньги.
В основном режиме научного отдела отображается перечень возможных направлений исследований, число учёных, занятых в каждой разработке, и оставшиеся до сдачи каждого проекта сроки. Слева внизу находятся две кнопки: Status – выбор типа компонента для изучения по доработке, Prototypes – выбор компонента для разработки с нуля. И рядышком же притаилась опция шпионажа – с её помощью можно как заслать в ряды учёных другой команды своего человека, так и попробовать завербовать чужого учёного. Здесь важно обратить внимание на то, что, во-первых, шпионаж, как уже было сказано, стоит очень дорого, во-вторых – что использовать его (оба его варианта) можно только три раза за сезон.
Заслуживает определённого внимания и режим торговли атрибутикой, но здесь ничего особенно сложного нет: нужно просто указать цены на разные предметы с символикой команды или её спонсоров (игрушечные машинки, кепки, футболки и так далее). На каждый тип товара можно указывать цену отдельно, а можно изменять цены на всё сразу, но в процентном отношении. Наконец, режим строительства офиса нужен для расширения не только офиса, но и склада. Склад нужно расширять для возможности хранения большего количества деталей, офис – для расширения персонала работающих на команду людей.
Также несколько слов нужно сказать и о настройках игры как таковых, ибо среди них есть немало интересного. Как было сказано много-много выше, собственно гонок здесь не будет, но имелось в виду, что непосредственно вы сами не сможете в них участвовать как пилот, а вот смотреть – это пожалуйста. И в настройках можно выбрать, например, дистанцию до горизонта и степень детализации при просмотре «телетрансляции» заездов, скорость демонстрации, наличие или отсутствие голосовых комментариев, разные дополнительные отображаемые опции (время, сравнение результатов и так далее).
Но всё то, что было описано выше, - это своего рода подготовка к состязанием. А что же происходит после того, как мы отправляемся на гонку? Сначала, как только мы входим в этот режим, нужно выбрать, что именно из машин, запчастей и персонала мы повезём с собой. Тут ограничений нет – можно вообще взять всё и всех. Для выбора здесь служит отдельный экран, после чего нужно нажать на ветровое стекло грузовика – и тогда вы окажетесь на трассе. Но вы ведь уже научены горьким опытом и понимаете, что гонка ещё не начнётся, правда?..
Перед стартом есть возможность посетить четыре места: полевой офис (трейлер), в котором можно дать советы пилотам и срочно дозаказать что-то из дома, если вдруг что-то забыли, гараж (для уточнения настройки машины), сарай (я обожаю сарай – он нужен для того, чтобы притащить туда машину из гаража с объявленными характеристиками и там что-то улучшить, дабы было больше шансов выиграть; но если это заметят…) и судейская башня (до гонок там можно получить информацию о дисквалифицированных командах, после – пожаловаться на другую команду или конкретного гонщика). Само состязание проходит в три этапа – тренировочный, квалификационный и контрольный заезды, каждый – в свой день. За первые два заезда машина может сильно пострадать, а времени на ремонт не будет, поэтому лучше всегда брать с собой все четыре машины: первые две пускать в первые два дня, оставшиеся – в последний, на контрольный заезд.
В трейлере (мы уже не уточняем, что это тоже отдельный экран) есть значок рупора – при нажатии на него можно обсудить с пилотами стратегию будущего заезда, о чём было косвенно сказано выше. Это уже почти РПГ (!) – тут имеются темы для разговора – например, какая у нас сейчас будет цель в гонке (победить или, может, просто попасть в десятку лучших), какие будут роли в командной езде (скажем, кто и как кого прикрывает); здесь же нужно определить, на каких пилоты поедут машинах, и указать точное число остановок для дозаправки и время, которое на них нужно тратить, а также то, сколько топлива нужно будет заливать в баки на каждой из них. Игра автоматически (ура!) определяет число горючего, которое нужно от одного заезда в боксы до другого, но только в том случае, если вы не сдвигали заезды на пит-стопы по кругам гонки; если сдвигали – то тогда придётся всё рассчитывать и вводить самим…
Как уже тоже было косвенно сказано выше, во время самой гонки с помощью игровых настроек можно включить «телевизионный» режим. С его помощью вы сможете видеть показания приборов своего болида и даже давать гонщику советы: заезжать в боксы, выбраться из пелетона, идти на обгон (всего три варианта). Это тоже отдельный экран, в верхней его части есть кнопка «MOD», с помощью которой игру можно перевести в режим вида сверху, но ничем управлять тут, понятно, нельзя: можно только изменять скорость течения времени и видеть порядок гонщиков в заезде по именам. И учтите, что процессом дозаправки и смены шин придётся управлять почти что вручную, что является едва ли не самым сложным моментом в игре, ибо крайне трудно добиться того, чтобы машина покинула пит-стоп вовремя…
Если коснуться графики – то здесь она великолепна во всех отношениях. Все статичные экраны прорисованы просто замечательно, во время самой гонки всё отображается в полном 3D, причём настолько красиво, что даже не верится, что это DOS. Главное – побороть желание безудержно и безуспешно искать клавиши для управления нашей машиной, ибо здесь она нам неподвластна.
Нужно ли что-то сказать в заключение? Без сомнения. Оценить эту игру как «хорошую» или «плохую», по-моему, просто невозможно. Игр-менеджеров гонок никогда не было много, при этом они всегда славились детализацией и проработкой, но Team F1 колоссально выделяется в этом отношении даже на их фоне; я бы даже сказал, что это вообще самая детализированная игра за всю историю игростроения, и свои десять баллов от нас она, разумеется, получит. Но вот на кого данная вещь рассчитана – совершенно непонятно. Играть в неё интересно, но настолько сложно (и в первую очередь потому, что её интерфейс, как вы могли заметить выше, совершенно неинтуитивен) и странно, что она запросто способна довести до головной боли и депрессии. Может быть, такова и есть настоящая жизнь менеджера автогонок – игра ведь стремится к реалистичности во всём, - но лично у меня после месяцев изучения этого, бесспорно, шедевра сложности полностью отпало желание играть в неё в дальнейшем или советовать кому-то в реальной жизни заняться данной профессией. Тем не менее, если вы любите истинно сверхсложные игры, которые могут захватить не на месяцы, а на годы, то это для вас – едва ли не самый лучший выбор, потому что другую такую игру найти будет очень, очень непросто…
Сложности начинаются уже в самом начале: в стартовом меню, помимо выбора одного из трёх уровней сложности (сразу же стоит отметить, что и на лёгком-то играть не так просто), необходимо выбрать, допустима ли случайная последовательность действий игроков независимо от их стартового порядкового номера (другие игроки – это другие команды, управляемые компьютером), а также допустимо ли изменение порядковых номеров игроков после каждой гонки; ещё одним пунктом – едва ли не самым важным – является выбор «качества» соперников: реальное (на момент выхода игры), равное друг другу или случайное.
После выбора этих моментов начинается следующий этап (до самой игры добраться получится не так скоро) – возможность создания собственной гоночной команды. Естественно, можно отказаться и выбрать одну из предложенных, но парадокс заключается в том, что такой выбор будет куда сложнее первого, потому что при согласии играть за реальную команду игра требует прояснить следующие позиции: хотите ли вы иметь запчасти на своих складах, контракт с двумя гонщиками из команды до начала игры, использовать предустановленную конфигурацию болидов, видеть исторические достижения команды и использовать предлагаемые по умолчанию двигатели при сохранении контракта с их производителем. При этом те пункты, которые в реальной жизни стоят денег (контракты, запчасти и прочее), здесь точно так же даются отнюдь не за просто так, поэтому ваш стартовый капитал может сильно уменьшиться ещё до начала игры.
Кстати, об игре – до неё ещё далеко. Следующий этап – это выбор команды, которому «посвящён» отдельный экран. Слева на нём расположен список команд, справа – их характеристики, причём в зависимости от выбранного ранее «качества» (то есть они либо соответствуют реальности, либо одинаково сильны или слабы, либо «раскиданы» случайным образом, вследствие чего могут быть невероятно сильные и невероятно слабые команды). Здесь же можно посмотреть общую информацию о команде, которая включает в себя её название, производителя моторов для её машин (здесь же отмечена дата истечения контракта с ним), год основания команды, количество и имена гонщиков в ней, страна, за которую она выступает, имена главного, технического и спортивного менеджеров (как правило – реального на момент выхода игры), число выездов, побед и поражений за всю историю команды, общая численность персонала, сколько раз команда и отдельные её гонщики становились чемпионами, а главное – сколько сейчас денег у неё на счету. При этом часть данных показателей напрямую зависит от первоначальных настроек – то есть, к примеру, если вы отказались заключать контракты с самими гонщиками или с производителями двигателей, то и игру начнёте без них (такое возможно, да).
Жмём «Ok». Играем? Нет. Перед нами следующий экран – планируемые на будущее финансовые операции, где нам нужно указать планируемые доходы и расходы. То, что выделено чёрным цветом, - это доходы, то, что выделено красным, - расходы. Статей дохода у нас не столь много: гонорары спонсоров, премиальные за победы, проценты с банковских счетов, доходы от торговли разной атрибутикой команды, доходы от продажи запчастей, также – внимание – правительственная поддержка (не надейтесь, что на неё можно прожить) и так и оставшийся для меня загадкой пункт «прочие доходы». А вот расходов куда больше: зарплата и премиальные выплаты (на экране это два разных столбика) персоналу (в персонал входят собственно гонщики, а также механики, инженеры и, разумеется, «прочие работники»), расходы на запчасти, на исследования (вот это вводить не стоило бы…), на сборку и ремонт машин, на медицинские услуги, на выплату взятого кредита и процентов по нему, на расширение офиса (!), на подготовку к гонкам, на переезды к местам проведения гонок, на страховку, ну и, разумеется, «прочие расходы» (и они, в отличие от «прочих доходов», почему-то всегда есть…).
В нижней части экрана расположены итоговые результаты этого «баланса»: изначальное состояние финансов, общие доходы, общие расходы, деньги, взятые в кредит (всегда выделяется отдельно), итоговая сумма на счету, которая почти всегда является отрицательной… Чуть правее находится ещё одна опция, почему-то выделенная вообще в отдельный блок, - возможность аренды трассы для тренировок, естественно – тоже за деньги. Делать это обязательно нужно, но почему-то эти расходы не входят в общий баланс (почему – неизвестно). Наконец, здесь же необходимо выбрать один из пяти банков, в котором мы будем хранить наши сбережения (судя по всему, здесь выбор ни на что не влияет). И вот уже после того, как все эти и предыдущие «круги ада» пройдены, можно приступать к собственно игре.
Основной игровой режим (а их здесь, как вы уже наверняка догадались, несколько) – это вид вашего офиса (а вовсе не гоночная трасса), красиво отрисованная комната со множеством разных шкафов, оргтехники и прочего. Большая часть предметов – вовсе не бутафория, а вполне интерактивные штуки, которые служат для перехода в другие игровые режимы посредством щелчков на них. Обратите внимание на то, что офис ваш весьма большой (положение обязывает), поэтому на весь экран монитора не умещается, и необходимо будет как двигать курсор к краям экрана, чтобы посмотреть то, что не поместилось в основной вид, так и – снова внимание – нажимать правую кнопку мыши, дабы увидеть то, что в «обычном» режиме находится у вас за спиной, грубо говоря – противоположную стену комнаты (для меня данное открытие было лёгким шоком). Для возвращения к «первоначальному» виду и для выхода из прочих игровых режимов также служит правая кнопка мыши.
Одним из важнейших предметов в офисе являются часы, которые находятся слева или справа внизу. Если на них нажать – то время будет проматываться быстро. Это нужно для ускорения хода игрового процесса, потому что игра проходит полностью в реальном времени, причём не просто реальном, а действительно приближенном к реальности: так, ремонт машины может занять часы (!), поэтому без такой прокрутки не обойтись, если только вы не готовы играть в эту игру днями не отрываясь. Если подвести курсор к нижнему краю экрана, то там можно будет увидеть информационную панель с вашим именем (его можно было ввести в самом начале стартовых настроек игры), названием команды, текущим количеством денег и датой проведения следующего этапа гонок.
Игровых режимов здесь – несколько десятков, и подробно рассмотреть в рамках описания можно лишь основные, поэтому для начала ограничимся перечислением того, что есть в офисе. В той его части, что видна нам сразу, присутствуют: огромный шкаф слева от окна – там хранятся различные таблицы, как прогнозные, так и исторические сведения по прошлым сезонам гонок; макет трассы – газета; фрагмент трассы рядом с окном – диалог со спонсорами (и не удивляйтесь тому, что фрагмент трассы мало соответствует представлению о беседе со спонсором, - лучше читайте дальше, будет и не такое!); фотография гонщиков – персонал команды; папка на комоде – найм новых гонщиков; нижняя часть календаря – отказ от участия в предстоящей гонке; верхняя часть календаря – отправиться на непосредственно гонку или промотать время до неё; компьютер – рынок запчастей (только просмотр предложений!); каталог (листок бумаги) на столе – заключить договор с тем или иным поставщиком запчастей; висящий халат – перейти к мастерской; телефон – перейти к банку; верхний ящик шкафа – посмотреть описания трасс; папки в шкафу – перейти к нашему складу запчастей; поднос – выбор положения гонщика в команде (кто каким пилотом по счёту будет) (не правда ли, выбор положения гонщика просто-таки идеально ассоциируется с подносом?..).
В той его части, что становится видной нам после щелчка правой кнопкой мыши, предметов меньше, но тоже хватает: чертёжная доска – перейти к отделу научных разработок; дверь – выйти из игры (никакого Escape!), папки в нижней части шкафа – перейти к настройкам программы; сейф – посмотреть текущие финансы и сравнить их с прогнозными; кофейник и чашки – это (приготовьтесь!!!)… настройка звука в игре (даже не знаю, что здесь сказать); картина на стене – просмотр ваших достижений; футболка с кепкой – перейти к экрану торговли атрибутикой команды; макет здания – перейти к экрану перестройки офиса. Ах, да! На первом экране есть ещё мусорная корзина, и на неё тоже можно щёлкнуть. Но ничего не произойдёт – это просто мусорная корзина, и именно это вам скажут при щелчке на неё.
Вот такой вот запутанный, если не сказать больше, у игры интерфейс. Как в нём нужно разбираться самостоятельно, особенно учитывая полное отсутствие в игре даже намёка на обучающий режим, - загадка. Так что придётся продолжить рассмотрение – уже по каждому режиму отдельно.
Самое сложное и - одновременно - не очень важное, пожалуй, - это таблицы в шкафу. Их одиннадцать штук: очки, набранные каждым гонщиком в прошлом сезоне; списки рекордсменов по числу набранных очков за всю истории «Формулы» (по всем командам); очки, набранные каждой командой в прошлом сезоне; списки рекордсменов по числу набранных очков в прошлом сезоне; информация о новых и законченных контрактах в вашей команде (только в ней); информация о том же, но уже во всех других командах; число выигранных вами заездов в прошлом сезоне; число выигранных вами заездов во всех сезонах; список чемпионов по сезонам (имеются в виду отдельные гонщики); список команд-чемпионов по сезонам; список реальных чемпионов с 1950 по 1994 год.
Следующий режим – газета. Если честно – то это вообще лишний и бесполезный режим, который лично мне не нравится. Что здесь есть? В самом центре листа – некая сплетня про любого гонщика любой команды, ниже – разные статистические данные, обычно итоги какого-нибудь прошлогоднего кубка и краткий рассказ о чемпионе давно минувших лет, чуть правее – график достижений той или иной (случайно выбранной) команды в текущем сезоне; последние два момента меняются при каждом просмотре газеты. Но в неё можно вообще не смотреть.
А вот самый главный режим – это заключение договоров со спонсорами, потому что именно спонсоры – наш главный источник денег. И большую часть экрана в этом режиме занимает… изображение машины и костюма гонщика. Снова бред? А вот и нет, теперь – нет! Потому что именно эти две вещи, как известно, служат в качестве «носителей информации» о продукции спонсора, и по мере заключения контрактов изменения внешнего вида машины и формы будут происходить здесь прямо на ваших глазах. Справа в центре этого экрана находятся, кстати, пять функций, которые позволяют изменять ракурс отображения машины и костюма, дабы увидеть логотипы спонсоров с разных сторон (виды сбоку, спереди, сверху, сзади). Пятая функция выводит списки конкретных местоположений на костюме и машине, чтобы решить, куда лучше поместить логотипы [это прекрасный пример того, до чего доходит детализация в игре…]. Список фирм-спонсоров при щелчке на эту опцию – справа, список местоположений – слева, он включает в себя около тридцати различных позиций на гонщике и машине, включая что угодно: от «жёсткой части переднего антикрыла» до перчаток. Нет слов, как говорится. В нижней части списка находится кнопка, переключающая местоположения на список спонсоров, контракты с которыми уже заключены.
Справа вверху здесь – четыре кнопки для выбора агента (да, в игре есть агенты, которые помогают договариваться и торговаться со спонсорами): выбрать агента дешёвого, среднего, очень опытного или вообще работать самому, без посредников. Естественно, чем «круче» агент, тем больше денег он будет требовать для оплаты своих услуг, но зато и доход от успешно заключённой его усилиями сделки может быть огромен. Список предложений от спонсоров можно увидеть только после выбора одного из агентов (или отказа от их услуг). Все спонсоры очень разные, все предлагают разные деньги (и разница бывает колоссальная), некоторые обещают отдельные дополнительные премиальные выплаты в случае победы в чемпионате, а некоторые требуют, чтобы их логотипы были размещены на конкретных частях машины или костюма гонщика. Сначала нужно выбрать главного спонсора (одного), потом – остальных, которые будут претендовать на заполнение их рекламной информацией оставшихся свободных мест. Естественно, что они будут предлагать уже меньшие деньги, но тоже, бывает, неплохие.
Следующий игровой режим – это персонал нашей «конюшни». Описать то, что здесь можно увидеть, очень сложно – настолько всего много. Так, здесь есть механики (указываются средний возраст, численность, опытность бригады, общая зарплата, рекорд быстроты смены шин (!); здесь же можно уволить всех механиков), инженеры (то же самое, но без рекорда по шинам, понятное дело), менеджер по спортивной части (возраст, опыт, зарплата, возможность уволить), директор научного отдела (опыт (возраст почему-то не указан), зарплата, качество управления, число очков, набранных командой в Кубке Конструкторов, область, в которой специализируется директор, его предыдущие работодатели, возможность уволить), менеджер по персоналу (возраст, качество управления, зарплата, возможность уволить).
Здесь же есть отдельный «подподрежим» - поиск новых гонщиков («Driver»). И при щелчке на него мы переходим в новый офис – менеджера по персоналу, - и перед нами (приготовьтесь!)…снова мебель со смыслом!!! Общее количество офисных работников у вас (это уже неизвестно какой «под» режим, где нужно давать объявления о приёме на работу); список больных на данный момент работников разных специальностей; экран тренировки механиков (включает в себя физическую подготовку, изучение трасс, тренировку непосредственного выполнения своих обязанностей, определение общего времени на подготовку); такой же экран для пилотов (общефизическая подготовка, изучение трасс, тренировка вождения, общее время на подготовку, а также – внимание! – тренировка по поведению во время интервью (!!!)); график работы офисного персонала (здесь определяются число рабочих часов в сутки, рабочих дней в неделю, размер премий за победы, продолжительность отпуска); экран научного отдела (число учёных, сколько из них занято непосредственно в разработках, количество вакансий (устанавливается вами), возможность уволить учёных, но только тех, которые не работают сейчас над конкретным проектом).
Следующий режим – это экран переговоров с гонщиками, нечто вроде картотеки. Для просмотра данных по пилотам используются стрелочки-«ярлычки», для «вызова» понравившегося гонщика – «ярлычок» Negotiate, который доступен только тогда, когда данный гонщик не имеет контракта с другой командой. Правее расположены клавиши для сортировки «картотеки» по разным пунктам: можно выбрать только пилотов профессиональной или только любительской «Формулы», только не имеющих контакта или произвести выборку по сумме требуемого гонщиком гонорара. После выбора гонщика можно либо указать ему свои условия, либо выслушать его предложение. После этого можно согласиться на контракт с ним, а можно начать переговоры – изменять сумму гонорара, срок контракта и другие моменты; он может, в свою очередь, тоже менять их, и так – до того момента, пока вы не придёте к обоюдному согласию или не прекратите переговоры.
Про календарь всё уже было сказано выше: если вдруг хотите пропустить гонку – просто щёлкните на нижнюю его часть, если хотите отправиться к гонке – щёлкните на верхнюю часть один раз; если же хотите перемотать время до момента её начала – щёлкните в верхнюю часть два раза.
Покупка запчастей – тоже очень важное дело, но сначала нужно просмотреть, что есть на рынках и что можно купить в принципе, и служит для этого, как мы помним, компьютер. Состоит машина из десяти частей: двигатель, шасси, корпус, трансмиссия, система охлаждения, электроника, шины, тормоза, подвеска, антикрылья, и всё это придётся покупать, причём по немалым ценам и выбирая из разных моделей. После выбора поставщиков нужно отправиться на следующий экран – к его каталогам. С помощью поставщика можно относительно выгодно заключать контракты на оптовые поставки разных деталей и топлива. Обратите внимание, что на каждый компонент машины можно заключить контракт только с одним поставщиком (но при этом он может поставлять разные их типы). И с ними тоже можно (и нужно торговаться) – как о скидках, так и об увеличении числа поставляемых узлов и агрегатов.
Следующий режим – это мастерская, где производится сборка самих машин, после чего настраивается мотор и машина тестируется сначала в аэродинамической трубе, а затем уже на трассе. На экране слева в этом режиме расположен портрет вашего главного инженера. Щёлкните на нём – и появится меню сборки, на котором изначально доступно только шасси. Рядом с ним находится знак, при щелчке на который нужно выбрать марку из нескольких различных типов и подтвердить выбор нажатием кнопки «Ok». После этого можно будет ставить (по такой же схеме) двигатель, электронику, подвеску и систему охлаждения. Трансмиссию можно ставить только после выбора двигателя, тормоза – только после подвески; заканчивается всё корпусом, шинами и антикрыльями. Затем нажмите на «Issue Orders» - и сборка начнётся. Одновременно можно иметь четыре машины – две гоночные и две тестовые. На этом же экране есть значок вентилятора – при щелчке на него можно – при наличии собранной машины – провести испытания в аэродинамической трубе. В правой части экрана находится другой портрет – это ваш спортивный менеджер, который даёт советы по оптимальному наклону антикрыльев, настройке трансмиссии и выбору резины. Рядом с ним – изображение машины, щелчок на нём позволяет протестировать двигатели на выносливость и сравнить разные их типы между собой. Ещё здесь есть три двери: выход из мастерской – отправить гонщика в тестовый заезд на трассу, справа – перейти к складу деталей или назад в офис (это разные двери, само собой).
Экран склада – один из самых маленьких в игре. Тут именно склад деталей: выбрав какую-либо из них, можно увидеть список различных её типов, какие есть на складе, и опции для ремонта, продажи или даже выбрасывания данного элемента. Здесь же расположен портрет управляющего складом – щёлкнув на него, можно получить информацию о перечне всех имеющихся запчастей. И здесь же есть опция автоматизации работы склада (то есть всё будет чиниться, продаваться и выбрасываться автоматически).
Для перехода к режиму диалога с банком, как мы помним, используется телефон (видимо, мы туда звоним). При щелчке на телефон появляется список банков; тот, в котором мы храним деньги, выделен жёлтым цветом. При щелчке на его название становятся доступны четыре опции: положить деньги на счет под проценты (проценты всегда установлены банком и всегда (при каждом заходе) разные, но много денег на них не заработаешь), взять денег в кредит (в зависимости от вашего текущего финансового положения вам могут дать больше или меньше денег, а могут вообще ничего не дать; максимальный срок кредита – два года; проценты, понятно, есть, причём тоже устанавливаются банком и с каждым месяцем только растут), вернуть кредит, застраховать своих гонщиков от болезней и несчастных случаев.
Следующий огромный экран – это экран научных разработок. При переходе к этому режиму сначала появляются две основные опции: изменение бюджета научных исследований и переход к отделу разработок непосредственно. С бюджетом всё просто – он соответствует установленному вами в начале сезона, но если вдруг денег на что-то не хватает, то здесь можно увеличить сумму на изучение новшеств. Вообще, функция отдела исследований – это всестороннее улучшение различных компонентов вашей машины (кроме шин, которые улучшению не подлежат). Обратите внимание, что для начала исследований вам нужны сами эти компоненты, которые нужно предварительно купить, причём это должны быть именно отдельные компоненты, покупаемые НЕ для установки их на собираемую вами машину, а для изучения. Если компоненты есть, то можно назначить учёных на работу над каким-либо из них (одной разработкой может заниматься не более десяти учёных). Через какое-то время вам будет представлен чертёж новой модели компонента; если вы его принимаете – то в следующей партии поставщик начнёт поставлять вам уже улучшенный вариант. Также здесь есть и другие возможности: ваши учёные могут создать свой тип двигателя или корпуса или даже заняться шпионажем (!), но для всего этого нужны особые специалисты и огромные деньги.
В основном режиме научного отдела отображается перечень возможных направлений исследований, число учёных, занятых в каждой разработке, и оставшиеся до сдачи каждого проекта сроки. Слева внизу находятся две кнопки: Status – выбор типа компонента для изучения по доработке, Prototypes – выбор компонента для разработки с нуля. И рядышком же притаилась опция шпионажа – с её помощью можно как заслать в ряды учёных другой команды своего человека, так и попробовать завербовать чужого учёного. Здесь важно обратить внимание на то, что, во-первых, шпионаж, как уже было сказано, стоит очень дорого, во-вторых – что использовать его (оба его варианта) можно только три раза за сезон.
Заслуживает определённого внимания и режим торговли атрибутикой, но здесь ничего особенно сложного нет: нужно просто указать цены на разные предметы с символикой команды или её спонсоров (игрушечные машинки, кепки, футболки и так далее). На каждый тип товара можно указывать цену отдельно, а можно изменять цены на всё сразу, но в процентном отношении. Наконец, режим строительства офиса нужен для расширения не только офиса, но и склада. Склад нужно расширять для возможности хранения большего количества деталей, офис – для расширения персонала работающих на команду людей.
Также несколько слов нужно сказать и о настройках игры как таковых, ибо среди них есть немало интересного. Как было сказано много-много выше, собственно гонок здесь не будет, но имелось в виду, что непосредственно вы сами не сможете в них участвовать как пилот, а вот смотреть – это пожалуйста. И в настройках можно выбрать, например, дистанцию до горизонта и степень детализации при просмотре «телетрансляции» заездов, скорость демонстрации, наличие или отсутствие голосовых комментариев, разные дополнительные отображаемые опции (время, сравнение результатов и так далее).
Но всё то, что было описано выше, - это своего рода подготовка к состязанием. А что же происходит после того, как мы отправляемся на гонку? Сначала, как только мы входим в этот режим, нужно выбрать, что именно из машин, запчастей и персонала мы повезём с собой. Тут ограничений нет – можно вообще взять всё и всех. Для выбора здесь служит отдельный экран, после чего нужно нажать на ветровое стекло грузовика – и тогда вы окажетесь на трассе. Но вы ведь уже научены горьким опытом и понимаете, что гонка ещё не начнётся, правда?..
Перед стартом есть возможность посетить четыре места: полевой офис (трейлер), в котором можно дать советы пилотам и срочно дозаказать что-то из дома, если вдруг что-то забыли, гараж (для уточнения настройки машины), сарай (я обожаю сарай – он нужен для того, чтобы притащить туда машину из гаража с объявленными характеристиками и там что-то улучшить, дабы было больше шансов выиграть; но если это заметят…) и судейская башня (до гонок там можно получить информацию о дисквалифицированных командах, после – пожаловаться на другую команду или конкретного гонщика). Само состязание проходит в три этапа – тренировочный, квалификационный и контрольный заезды, каждый – в свой день. За первые два заезда машина может сильно пострадать, а времени на ремонт не будет, поэтому лучше всегда брать с собой все четыре машины: первые две пускать в первые два дня, оставшиеся – в последний, на контрольный заезд.
В трейлере (мы уже не уточняем, что это тоже отдельный экран) есть значок рупора – при нажатии на него можно обсудить с пилотами стратегию будущего заезда, о чём было косвенно сказано выше. Это уже почти РПГ (!) – тут имеются темы для разговора – например, какая у нас сейчас будет цель в гонке (победить или, может, просто попасть в десятку лучших), какие будут роли в командной езде (скажем, кто и как кого прикрывает); здесь же нужно определить, на каких пилоты поедут машинах, и указать точное число остановок для дозаправки и время, которое на них нужно тратить, а также то, сколько топлива нужно будет заливать в баки на каждой из них. Игра автоматически (ура!) определяет число горючего, которое нужно от одного заезда в боксы до другого, но только в том случае, если вы не сдвигали заезды на пит-стопы по кругам гонки; если сдвигали – то тогда придётся всё рассчитывать и вводить самим…
Как уже тоже было косвенно сказано выше, во время самой гонки с помощью игровых настроек можно включить «телевизионный» режим. С его помощью вы сможете видеть показания приборов своего болида и даже давать гонщику советы: заезжать в боксы, выбраться из пелетона, идти на обгон (всего три варианта). Это тоже отдельный экран, в верхней его части есть кнопка «MOD», с помощью которой игру можно перевести в режим вида сверху, но ничем управлять тут, понятно, нельзя: можно только изменять скорость течения времени и видеть порядок гонщиков в заезде по именам. И учтите, что процессом дозаправки и смены шин придётся управлять почти что вручную, что является едва ли не самым сложным моментом в игре, ибо крайне трудно добиться того, чтобы машина покинула пит-стоп вовремя…
Если коснуться графики – то здесь она великолепна во всех отношениях. Все статичные экраны прорисованы просто замечательно, во время самой гонки всё отображается в полном 3D, причём настолько красиво, что даже не верится, что это DOS. Главное – побороть желание безудержно и безуспешно искать клавиши для управления нашей машиной, ибо здесь она нам неподвластна.
Нужно ли что-то сказать в заключение? Без сомнения. Оценить эту игру как «хорошую» или «плохую», по-моему, просто невозможно. Игр-менеджеров гонок никогда не было много, при этом они всегда славились детализацией и проработкой, но Team F1 колоссально выделяется в этом отношении даже на их фоне; я бы даже сказал, что это вообще самая детализированная игра за всю историю игростроения, и свои десять баллов от нас она, разумеется, получит. Но вот на кого данная вещь рассчитана – совершенно непонятно. Играть в неё интересно, но настолько сложно (и в первую очередь потому, что её интерфейс, как вы могли заметить выше, совершенно неинтуитивен) и странно, что она запросто способна довести до головной боли и депрессии. Может быть, такова и есть настоящая жизнь менеджера автогонок – игра ведь стремится к реалистичности во всём, - но лично у меня после месяцев изучения этого, бесспорно, шедевра сложности полностью отпало желание играть в неё в дальнейшем или советовать кому-то в реальной жизни заняться данной профессией. Тем не менее, если вы любите истинно сверхсложные игры, которые могут захватить не на месяцы, а на годы, то это для вас – едва ли не самый лучший выбор, потому что другую такую игру найти будет очень, очень непросто…