Звёздного судейства институт – один из основных институтов исполнительной власти Галактического Союза. Стал возможным после изобретения в 2258 году Мегалиона-4 – суперкомпьютера XI поколения, позволившего объединить под властью Галактического Совета 352 обитаемые планетные системы. Суд осуществляет Звёздный Судья, выбираемый суперкомпьютером. Вступление Звёздного Судьи в должность осуществляется с момента сообщения избранному о решении суперкомпьютера офицером Звёздной Полиции. На время исполнения своих обязанностей Судья получает скафандр Судьи и право на убийство.
Из Устава Галактического Совета.
Как известно, историю игр (как и любую другую) можно разделить на какие-то хронологические этапы. Проще всего это сделать с PC-играми по платформе: сначала DOS, потом короткая эпоха Windows 3.x, потом уже Windows. Если попытаться провести такое разделение с историей игростроения в конкретной стране, то это будет уже куда сложнее. Но всё-таки это возможно: так, применительно к нашей с Вами Родине деление игр для IBM PC будет таким: сначала мало кому известные у нас, но популярные за рубежом вещи вроде шедевра Пажитного, затем практически забытые сейчас игры, ориентированные в основном на детскую аудиторию, выпускавшиеся в первой половине 1990-х «Докой» и «Никитой», потом, в период 1996-1999 годов, – почти что пауза, когда вышло лишь несколько более-менее известных игр, которые помнят и сейчас, после середины 1999 и до примерно 2003 годов – уже сначала робкие, а потом всё более и более смелые попытки выпускать игры «не хуже, чем у них» и выйти на мировой уровень, ну а что было дальше – известно всем.
Нас же с вами интересует сейчас как раз тот самый период, который называется «почти паузой». Но такое название – страшная ложь. Игры создавались и тогда, но не столь ещё многочисленные обладатели домашних компьютеров, тяжёлая экономическая ситуация и очень маленькие тиражи (при феноменально высокой для тех лет цене) сделали их фактически недоступными большей части населения. Да, «Аллоды» помнят все, но именно в те годы вышли «Лиат: Спираль мира», «Русская рулетка» за номером 1, «Схватка», «На сопках Маньчжурии», «Третий Рим» и целый ряд других вещей того «забытого периода». Словно таинственные волшебные жемчужины из какого-то другого мира, непонятные и недоступные, стояли они на верхних полках магазинов, где нижнее пространство было усеяно пиратской продукцией.
А на самом верху стоял ОН. В самой большой и красивой коробке. Не на одном, даже не на двух – на трёх (!) дисках! Причём не простых, а отпечатанных в далёкой Великобритании. С яркой манящей надписью. И с самыми невероятными для начала 1998 года системными требованиями. И он был сделан нашими разработчиками, для наших игроков, – но его так никто и не узнал, он так и остался какой-то легендой, если не мифом, какой-то тайной мечтой, так и не сумевшей для абсолютного большинства игроков воплотиться в реальность. Но Звёздный Судья – это не миф и не легенда. Это – потерянная страница нашей игровой истории, возможно, самая яркая из всех, когда-либо созданных. Не пришло ли время вспомнить о нём?
Ричард Гар не хотел никого убивать – даже мысль о насилии как таковом ему была противна. С раннего детства он увлекался биологией, а когда освоившие космос экспедиции людей (Гар родился в 2276 году, когда прыжки в гиперпространство ещё не были доступны, но межпланетные сообщения уже никого не удивляли) стали привозить на Землю образцы флоры и фауны далёких планет, то о выборе своей трудовой стези можно было дальше и не задумываться – космическая биология и только она.
Прошли годы. Гар из увлечённого наукой юноши превратился в умудрённого опытом учёного, но по некоторым не зависящим от него обстоятельствам вынужден был оставить теоретическую науку – правда, получив благодаря назначению на одну из высших должностей Гражданского Института Дальней Космической Разведки (ГИДКР) возможность заниматься наукой прикладной. И вот однажды от беспилотного космического робота-следопыта в центр связи Института поступил сигнал: на трилитовой (то есть обладающей ядовитой атмосферой) планете в малоизученном секторе Галактики обнаружена жизнь.
Спокойной жизни Ричарда пришёл конец: начались ожесточённые споры с бородатыми профессорами-теоретиками из других научных заведений Союза, упорно доказывавших, что такого просто не может быть. Гара с его начинаниями пересмотреть теорию макроэволюции постоянно поднимали на смех. Но однажды вдруг всё это прекратилось – из-за появления на горизонте таинственной фигуры одного из самых авторитетных учёных Сэмюэля Сэндза, выдающегося космического микробиолога и куратора Института по глобальным исследованиям, который публично объявил о том, что его организация готова выделить деньги на экспедицию на открытую планету - при условии, что он и Гар лично возглавят её. Через месяц пути (Гар потом долго сокрушался, что они не подождали ещё двух месяцев, - именно тогда учёным наконец удалось освоить технологию гиперпрыжков) их отряд долетел до планеты.
Все сообщения о жизни на казавшемся безжизненным небесном теле оказались правдой. Огромные летающие существа, полёт которых, впрочем, не был нисколько похож ни по одному из факторов на полёт любого известного науке биологического вида, буквально наводняли собой ядовитое небо планеты. Вскоре на деньги Института по глобальным исследованиям здесь была оборудована научная станция на двух человек, где Гар начал работу по изучению этой странной формы жизни вместе со своим ассистентом.
Прошло ещё немного времени, и вот унылое переливающееся мрачными облаками небо рассекли огни космолёта, заходившего на посадку. Это был Стернс. Гар сначала даже не узнал его – настолько резкими стали черты лица того человека, который когда-то так помог ему. Оказалось, что Сэмюэль больше не работает в Институте, а основал частную фирму по производству лекарственных препаратов, и теперь именно эта фирма организовала на планету очередную экспедицию. Рядом с маленькой станцией Гара был развёрнут огромный научный комплекс, который быстро наводнили таинственные люди, не очень похожие на учёных. Стернс формально держался с Гаром приветливо, но несколько холодно и сдержанно: всегда отвечал на позывные по связи, без слов разрешил осмотреть небольшую часть комплекса, но на все вопросы о цели экспедиции отвечал неохотно, расплывчато и уклончиво. А потом… Впрочем, что случилось потом, а также при чём здесь институт Звездного Судейства, - предстоит узнать уже вам, дорогие игроки.
Звёздный Судья – это квест от первого лица. Но квест, который наверняка предстанет очень необычным даже для искушённых игроков. Мы – на страшной планете, страшной не монстрами, а своей природой, которая губительна для любого живого существа, кроме местных обитателей. Поэтому мы находимся в специальном защитном скафандре, и именно с помощью него (а точнее – с помощью встроенных в него устройств) нам и предстоит осуществлять любое взаимодействие с внешним миром. Сами мы можем разве что передвигаться. Все остальные действия, будь то проверка энергии скафандра (которая отнюдь не бесконечна), запись в дневник какой-либо информации или её просмотр, подсчёт каких-то величин (да, здесь будет и такое), сканирование местности, замедление времени (да-да), а впоследствии – и извлечение оружия или запрос ордера на арест, - всё это осуществляется через скафандр (нажатием на специальные панели).
Как уже было сказано, игра – не action. Поэтому не следует думать, что здесь нам предстоит безостановочно в кого-то стрелять. Большая часть геймплея – это блуждания по помещениям комплекса и напряжённейшая работа мозга, дабы понять суть тех вещей, что здесь происходят. Помощи нам ждать неоткуда – поэтому всё придётся постигать самостоятельно. А «загадки» здесь будут весьма и весьма сложные, информации «на поверхности» нет никакой, и для складывания единой картины придётся собирать факты буквально по крупицам (игра длинная, да). Но «большая часть» - не значит «вообще всё», так что жаркие схватки, пусть редкие, но чрезвычайно зрелищные, здесь тоже будут.
Что поражает в «Звёздном Судье» больше всего – так это его графика. Российский квест самого начала 1998 года – наверняка у вас в голове уже возникли определённые ассоциации. Выбросите их куда-нибудь подальше. Здесь вас ожидает полное 3D, графика, несколько схожая с великим космическом квестом Mission Critical, но гораздо «больше, лучше, ярче», ведь при создании игры использовались уникальные графические технологии, неизвестные на Западе и не получившие, к сожалению, никакого развития.
Ни одна из локаций игры не сделана «просто для галочки». Но даже если действий в ней будет мало, всё равно в каждом штрихе её оформления замечаешь невероятную ответственность разработчиков за своё творение и любовь к нему. Да, здесь есть холодная металлическая однотонная обшивка стен, защищающих от страшного воздуха снаружи, но на этих же стенах висят фотографии близких людей сотрудников комплекса, на полках стоят книги и забавные игрушки…
Всего не перечислишь, да и не нужно, – этот удивительный мир через несколько часов игры становится почти осязаемым, в него начинаешь верить, настолько реалистично он сделан. И люди, населяющие его, тоже являются вовсе не безликими статистами для упомянутой «галочки»: они хоть и живут в далёком будущем, но это те же самые люди, как мы с вами, как наши предки, с теми же слабостями, пороками, желаниями, надеждами…
Пусть героев тут и немного, но зато каждый из них – личность. И пусть некоторые загадки и не связаны непосредственно с сюжетом игры, а нужны только для преодоления какого-то локального этапа (например, получение пароля в конкретную комнату), они не становятся от этого менее интересными. Спустя какое-то время даже забываешь, что играешь «всего лишь» в компьютерную игру, а к середине приключения сюжет превращает повествование в настоящую эпическую сагу, по сравнению с которой многие образцы западной «классики» вполне могут померкнуть.
История Звёздного Судьи, начало которой написано белыми буквами на чёрной мелованной бумаге кратенького мануала, так и осталась практически неизвестной. Но это не значит, что её не было. И тем более не значит, что её нельзя дописать самому. Эта игра, чудом найденная во мраке памяти и чудом уцелевшая в потрясениях тех лихих годов, сегодня снова становится доступной отечественным игрокам – тем, для кого и создавался когда-то этот величайший шедевр российского игростроения 1990-х годов; это не бриллиант – огромный опал, красота которого с годами становится лишь заметнее. Пропустить подобный шедевр – значит серьёзнейшим образом (а теперь ещё и сознательно) обделить себя возможностью поучаствовать в одном из самых интересных и захватывающих космических приключений. История дала нам второй шанс – не упустите его!
Из Устава Галактического Совета.
Как известно, историю игр (как и любую другую) можно разделить на какие-то хронологические этапы. Проще всего это сделать с PC-играми по платформе: сначала DOS, потом короткая эпоха Windows 3.x, потом уже Windows. Если попытаться провести такое разделение с историей игростроения в конкретной стране, то это будет уже куда сложнее. Но всё-таки это возможно: так, применительно к нашей с Вами Родине деление игр для IBM PC будет таким: сначала мало кому известные у нас, но популярные за рубежом вещи вроде шедевра Пажитного, затем практически забытые сейчас игры, ориентированные в основном на детскую аудиторию, выпускавшиеся в первой половине 1990-х «Докой» и «Никитой», потом, в период 1996-1999 годов, – почти что пауза, когда вышло лишь несколько более-менее известных игр, которые помнят и сейчас, после середины 1999 и до примерно 2003 годов – уже сначала робкие, а потом всё более и более смелые попытки выпускать игры «не хуже, чем у них» и выйти на мировой уровень, ну а что было дальше – известно всем.
Нас же с вами интересует сейчас как раз тот самый период, который называется «почти паузой». Но такое название – страшная ложь. Игры создавались и тогда, но не столь ещё многочисленные обладатели домашних компьютеров, тяжёлая экономическая ситуация и очень маленькие тиражи (при феноменально высокой для тех лет цене) сделали их фактически недоступными большей части населения. Да, «Аллоды» помнят все, но именно в те годы вышли «Лиат: Спираль мира», «Русская рулетка» за номером 1, «Схватка», «На сопках Маньчжурии», «Третий Рим» и целый ряд других вещей того «забытого периода». Словно таинственные волшебные жемчужины из какого-то другого мира, непонятные и недоступные, стояли они на верхних полках магазинов, где нижнее пространство было усеяно пиратской продукцией.
А на самом верху стоял ОН. В самой большой и красивой коробке. Не на одном, даже не на двух – на трёх (!) дисках! Причём не простых, а отпечатанных в далёкой Великобритании. С яркой манящей надписью. И с самыми невероятными для начала 1998 года системными требованиями. И он был сделан нашими разработчиками, для наших игроков, – но его так никто и не узнал, он так и остался какой-то легендой, если не мифом, какой-то тайной мечтой, так и не сумевшей для абсолютного большинства игроков воплотиться в реальность. Но Звёздный Судья – это не миф и не легенда. Это – потерянная страница нашей игровой истории, возможно, самая яркая из всех, когда-либо созданных. Не пришло ли время вспомнить о нём?
Ричард Гар не хотел никого убивать – даже мысль о насилии как таковом ему была противна. С раннего детства он увлекался биологией, а когда освоившие космос экспедиции людей (Гар родился в 2276 году, когда прыжки в гиперпространство ещё не были доступны, но межпланетные сообщения уже никого не удивляли) стали привозить на Землю образцы флоры и фауны далёких планет, то о выборе своей трудовой стези можно было дальше и не задумываться – космическая биология и только она.
Прошли годы. Гар из увлечённого наукой юноши превратился в умудрённого опытом учёного, но по некоторым не зависящим от него обстоятельствам вынужден был оставить теоретическую науку – правда, получив благодаря назначению на одну из высших должностей Гражданского Института Дальней Космической Разведки (ГИДКР) возможность заниматься наукой прикладной. И вот однажды от беспилотного космического робота-следопыта в центр связи Института поступил сигнал: на трилитовой (то есть обладающей ядовитой атмосферой) планете в малоизученном секторе Галактики обнаружена жизнь.
Спокойной жизни Ричарда пришёл конец: начались ожесточённые споры с бородатыми профессорами-теоретиками из других научных заведений Союза, упорно доказывавших, что такого просто не может быть. Гара с его начинаниями пересмотреть теорию макроэволюции постоянно поднимали на смех. Но однажды вдруг всё это прекратилось – из-за появления на горизонте таинственной фигуры одного из самых авторитетных учёных Сэмюэля Сэндза, выдающегося космического микробиолога и куратора Института по глобальным исследованиям, который публично объявил о том, что его организация готова выделить деньги на экспедицию на открытую планету - при условии, что он и Гар лично возглавят её. Через месяц пути (Гар потом долго сокрушался, что они не подождали ещё двух месяцев, - именно тогда учёным наконец удалось освоить технологию гиперпрыжков) их отряд долетел до планеты.
Все сообщения о жизни на казавшемся безжизненным небесном теле оказались правдой. Огромные летающие существа, полёт которых, впрочем, не был нисколько похож ни по одному из факторов на полёт любого известного науке биологического вида, буквально наводняли собой ядовитое небо планеты. Вскоре на деньги Института по глобальным исследованиям здесь была оборудована научная станция на двух человек, где Гар начал работу по изучению этой странной формы жизни вместе со своим ассистентом.
Прошло ещё немного времени, и вот унылое переливающееся мрачными облаками небо рассекли огни космолёта, заходившего на посадку. Это был Стернс. Гар сначала даже не узнал его – настолько резкими стали черты лица того человека, который когда-то так помог ему. Оказалось, что Сэмюэль больше не работает в Институте, а основал частную фирму по производству лекарственных препаратов, и теперь именно эта фирма организовала на планету очередную экспедицию. Рядом с маленькой станцией Гара был развёрнут огромный научный комплекс, который быстро наводнили таинственные люди, не очень похожие на учёных. Стернс формально держался с Гаром приветливо, но несколько холодно и сдержанно: всегда отвечал на позывные по связи, без слов разрешил осмотреть небольшую часть комплекса, но на все вопросы о цели экспедиции отвечал неохотно, расплывчато и уклончиво. А потом… Впрочем, что случилось потом, а также при чём здесь институт Звездного Судейства, - предстоит узнать уже вам, дорогие игроки.
Звёздный Судья – это квест от первого лица. Но квест, который наверняка предстанет очень необычным даже для искушённых игроков. Мы – на страшной планете, страшной не монстрами, а своей природой, которая губительна для любого живого существа, кроме местных обитателей. Поэтому мы находимся в специальном защитном скафандре, и именно с помощью него (а точнее – с помощью встроенных в него устройств) нам и предстоит осуществлять любое взаимодействие с внешним миром. Сами мы можем разве что передвигаться. Все остальные действия, будь то проверка энергии скафандра (которая отнюдь не бесконечна), запись в дневник какой-либо информации или её просмотр, подсчёт каких-то величин (да, здесь будет и такое), сканирование местности, замедление времени (да-да), а впоследствии – и извлечение оружия или запрос ордера на арест, - всё это осуществляется через скафандр (нажатием на специальные панели).
Как уже было сказано, игра – не action. Поэтому не следует думать, что здесь нам предстоит безостановочно в кого-то стрелять. Большая часть геймплея – это блуждания по помещениям комплекса и напряжённейшая работа мозга, дабы понять суть тех вещей, что здесь происходят. Помощи нам ждать неоткуда – поэтому всё придётся постигать самостоятельно. А «загадки» здесь будут весьма и весьма сложные, информации «на поверхности» нет никакой, и для складывания единой картины придётся собирать факты буквально по крупицам (игра длинная, да). Но «большая часть» - не значит «вообще всё», так что жаркие схватки, пусть редкие, но чрезвычайно зрелищные, здесь тоже будут.
Что поражает в «Звёздном Судье» больше всего – так это его графика. Российский квест самого начала 1998 года – наверняка у вас в голове уже возникли определённые ассоциации. Выбросите их куда-нибудь подальше. Здесь вас ожидает полное 3D, графика, несколько схожая с великим космическом квестом Mission Critical, но гораздо «больше, лучше, ярче», ведь при создании игры использовались уникальные графические технологии, неизвестные на Западе и не получившие, к сожалению, никакого развития.
Ни одна из локаций игры не сделана «просто для галочки». Но даже если действий в ней будет мало, всё равно в каждом штрихе её оформления замечаешь невероятную ответственность разработчиков за своё творение и любовь к нему. Да, здесь есть холодная металлическая однотонная обшивка стен, защищающих от страшного воздуха снаружи, но на этих же стенах висят фотографии близких людей сотрудников комплекса, на полках стоят книги и забавные игрушки…
Всего не перечислишь, да и не нужно, – этот удивительный мир через несколько часов игры становится почти осязаемым, в него начинаешь верить, настолько реалистично он сделан. И люди, населяющие его, тоже являются вовсе не безликими статистами для упомянутой «галочки»: они хоть и живут в далёком будущем, но это те же самые люди, как мы с вами, как наши предки, с теми же слабостями, пороками, желаниями, надеждами…
Пусть героев тут и немного, но зато каждый из них – личность. И пусть некоторые загадки и не связаны непосредственно с сюжетом игры, а нужны только для преодоления какого-то локального этапа (например, получение пароля в конкретную комнату), они не становятся от этого менее интересными. Спустя какое-то время даже забываешь, что играешь «всего лишь» в компьютерную игру, а к середине приключения сюжет превращает повествование в настоящую эпическую сагу, по сравнению с которой многие образцы западной «классики» вполне могут померкнуть.
История Звёздного Судьи, начало которой написано белыми буквами на чёрной мелованной бумаге кратенького мануала, так и осталась практически неизвестной. Но это не значит, что её не было. И тем более не значит, что её нельзя дописать самому. Эта игра, чудом найденная во мраке памяти и чудом уцелевшая в потрясениях тех лихих годов, сегодня снова становится доступной отечественным игрокам – тем, для кого и создавался когда-то этот величайший шедевр российского игростроения 1990-х годов; это не бриллиант – огромный опал, красота которого с годами становится лишь заметнее. Пропустить подобный шедевр – значит серьёзнейшим образом (а теперь ещё и сознательно) обделить себя возможностью поучаствовать в одном из самых интересных и захватывающих космических приключений. История дала нам второй шанс – не упустите его!
- Время и место:
Открытый космос - Особенность геймплея:
Дискретное перемещение - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Тематика:
Научная фантастика - Язык:
Русский
Сюжет в игре, прямо скажем, туповат и напоминает один из сюжетов "Осторожно Модерн 2", где президента избирали посредством денежно-вещевой лотереи. Так и здесь, работали вы простым биологом на далекой станции и вдруг какой-то компьютер назначил вас "Звездным судьей" (а заодно звездным следователем, звездным омоновцем и даже звездным пилотом боевого истребителя). Правда, хотя вы и называетесь судьей, все решения за вас принимает какой-то чувак по радиосвязи (здесь, видимо, отсылка к печальной реальности под названием "телефонное право")).
Отдельно стоит сказать про музыку и озвучку - это тихий ужас. Музыка в виде повторяющихся несколькосекундных мелодий - отличная проверка вашей психики на прочность. Озвучка от профессиональных программистов... особенно хотелось заткнуть уши каждый раз, когда говорила тётка, озвучивавшая голосовой сканер.
Что касается головоломок, то, как ни странно, поначалу они были неплохие, пока вы не прибыли на станцию "Оникс", где помимо поиска пары доказательств виновности преступника, единственной головоломкой является подбор пароля к лаборатории. И именно поиск этого пароля и занимает львиную долю прохождения игры. Я нашел его за несколько дней (параллельно, кстати, пытался подобрать комбинацию вручную из 10 тысяч комбинаций). Правда, была ещё одна головоломка с каким-то прибором в медицинской комнате, но она у меня почему-то не активировалась. В итоге, обошелся без её разгадывания. Ну и дальше какая-то невнятная концовка с кучей вопросов. Вообще в игре масса каких-то предметов, которые вы можете посмотреть, пощупать, но к прохождению игры они не имеют никакого отношения, вообще! Это очень отвлекает и отнимает много времени. Для чего спрашивается? Искусственно растянуть прохождение? Видимо да, ведь если бы не это, и не пароль к лаборатории, эти три диска можно было бы пробежать за один день.
Да, ещё в игре есть невероятно бестолковый аркадный элемент в виде рельсовой стрелялки полёта на истребителе. Чтобы разобраться как в нём действовать, нужно приложить максимум сноровки и терпения. Что делать, как, куда стрелять совершенно непонятно, нет ни звуков выстрелов, ни взрывов - полный бред. Я было подумал, что в руководстве пользователя есть какая-то информация на этот счет, но нет - руководство пользователя к этой игре оказалось самым бестолковым и малоинформативным, которое я когда-либо встречал, да ещё и с ошибками в тексте.
В общем и целом - очередной отечественный квест из 1990-х и очередное разочарование.