Сколько же их было в компьютерных играх – авиасимуляторов этого самого универсального самолёта американского производства? Данный жанр не иначе как «кишит» названиями, содержащими F-16 или Falcon. Вот, только вторая половина 90-х: F-16 Fighting Falcon aka iF-16 (1997, Digital Integration), F-16 Aggressor (1998, Virgin Interactive Entertainment Ltd.), Falcon 4.0 (1998, Hasbro Interactive Inc.), и это всё не считая авиасимуляторов-сборников, посвящённых сразу нескольким моделям. Вот и разработчики из NovaLogic в то время решили отметиться хорошей реализацией симулятора, посвящённого самолёту F-16.
Несмотря на окончание «холодной войны», серьёзного застоя идей и сюжетных проблем в жанре компьютерных игр-авиасимуляторов в 90-х никак не было, да и не могло быть. Каждому тогда хотелось, чтобы в воздухе наконец-то жёстко и бескомпромиссно «схлестнулись» лучшие представители моделей боевой авиатехники Востока и Запада. Например, Digital Integration уже были известны тем, что отдельно разработали симуляторы вертолётов Apache и HIND (Ми-24), реализовав возможность их боевых встреч прямо в сетевом режиме. И вот, NovaLogic, знающие толк в создании увлекательного геймплея, в 1998 г. одновременно выпустили в свет сразу два разных самолётных авиасимулятора: MiG-29 Fulcrum и F-16 Multirole Fighter. Один из них был американским, а другой, как можно догадаться, – советским. Пока в 1998 г. это были отдельные игры, но абсолютно ясно, что в дальнейшем разработчики собирались их объединить в общий игровой продукт.
Говоря о серии игр F-16 Multirole Fighter и MiG-29 Fulcrum, необходимо обязательно кратко упомянуть и об их предшественнике – F-22 Raptor (1997). Эта игра выполнена также под Windows в аналогичной концепции интерфейса, графики, геймплея и управления. А вообще, началась эта линейка авиасимов не в 1997, в 1996 г. с игры F-22 Lightning II (DOS), которая хоть и была чересчур аркадной, но задала верное направление развития.
В сравнении со своим «братцем» MiG-29 Fulcrum, назвать аркадным симулятор F-16 Multirole Fighter уже довольно сложно. Чувствуется серьёзная проработка кабины, аэродинамических эффектов и реализации управления. Нет, всё конечно упрощено, но специфичные моменты в особенностях полёта оставлены. Например, очень заметен поворот по крену от несимметрии боевой нагрузки на точках подвеса; после применения первой бомбы самолёт начинает ощутимо разворачивать. Хотя, подобные эффекты легко устраняются введением тримминга в управление. Однако намёков на функции триммирования в раскладке клавиатуры для этого симулятора обнаружено не было. Да и сам по себе тримминг является более высокой ступенью в симуляции, а его реализацию до этого делали в Su-27 Flanker (1996). А ещё, для неопытных любителей очень долгих полетов на форсажном режиме, в игре приготовлен сюрприз. На больших высотах постепенно развивается такая жуткая тряска, что даже действительно немного становится не по себе (за свой монитор :)), и если «пилот» не соизволит уменьшить до разумных режимов тягу двигателя, то самолёт становится неработоспособным и пикирует вниз. Посадка даётся сравнительно легко, даже визуальные заходы по крутой глиссаде делать здесь очень просто. Видимо, тут «виною» всему крайне удобная модель управления рулями высоты и элеронами, которые очень быстро возвращаются в нейтральное положение, а также не очень придирчивые критерии безопасной посадки для момента касания о ВПП. На малых скоростях (менее 120 уз.) потеря управляемости реализована с постепенным уменьшением угловых скоростей поворота (вращения) по крену, тангажу и рысканию. Несмотря на наличие в настройках серьёзной опции Flatspin, плоского штопора тут добиться, возможно, удастся только наиболее продвинутым пилотам. Вооружение применяется стандартное для американских боевых самолётов. HUD немного неудобен в плане отсутствия маркера направления на точку маршрута и компаса с делениями угла азимута. Все речевые сообщения в кабине производятся женским голосом, который, кстати, американские лётчики шутливо между собой прозвали Бетти.
Режимы прохождения: одиночные миссии (Quick Mission) и кампании (Campaign). А какие же у нас имеются «горячие точки» в этой игре? Сербия – прекращение очередного кровопролития на Балканах (игра издана до событий 1999 г.). Эфиопия – вы останавливаете агрессию из соседней Сомали. Ещё не очень спокойное место – ДРК (Демократическая Республика Конго – та, что ранее называлась Заир), тут вы оказываете военную помощь правительственным силам в отражении нападения мятежных сил из соседней Руанды. Подобный сценарий не стоит связывать со страшными руандийскими событиями 1994 года: скорее всего, он приурочен к серии так называемых конголезских войн, реально возникавших в этом регионе. Бирма – совместно с международными силами стран ASEAN возвращаете власть законному правительству страны. И наконец, Либерия/Сьерра-Леоне. Тут ВВС США помогают отразить агрессию вооружённых сил… Нигерии. Стоп! Ага!, вот тут у авторов игры и вышел «прокольчик» с географией Африки! Это примерно также дико звучит, как помощь Венесуэле в борьбе с аргентинскими захватчиками. Шикарный ляп! По легенде, из-за нефтяного эмбарго Нигерия сначала захватила добычу алмазов в Сьерра-Леоне, а затем вторглась в Либерию. Вот такие вот, к счастью, всего лишь псевдоисторические события.
Графика игр этой серии симуляторов выглядит очень интересно. В режиме Software-рендеринга все изображения и текстуры состоят как бы из мерцающих точек. Это сделано для ускорения прорисовки и общего впечатления ничуть не портит. Но кому не нравится программный вывод графики, может воспользоваться предлагаемым Direct3D режимом, что для 1998 года уже считалось обязательной технической составляющей в играх. Очень хорошо реализованы слой облачности, засветка фонаря кабины от солнца и детализация текстур поверхности. В кабине фронтальные панели выглядят более детальными и чёткими, чем скошенные боковые, из-за чего иногда бывает трудно прочитать или понять на них индикацию. Вот оно – наступление ускорительной графики. Особенно сильно размыт индикатор механизации и шасси, расположенный сбоку от пилота, слева внизу. Но приближение взора и переключения видов между МФД в участках кабины пилота выполнены удобно и в концепции всей этой авиасимуляторной линейки от NovaLogic.
Из всех авиасимов, персонально посвящённых F-16, для сопоставления можно выделить в качестве некоего близкого аналога лишь F-16 Fighting Falcon (1997) от Digital Integration. Если начать сравнивать описываемый симулятор с этим аналогом, то трудно сказать, кто же из них «первее», лучше или интереснее. У каждой игры есть свои плюсы и минусы. В общем, вся линейка авиасимов от NovaLogic всё же проигрывает из-за некоторой доли аркадности управления и симуляции, но серьёзно выигрывает по графике, геймплею и атмосферности. Поэтому с симулятором F-16 Multirole Fighter обязательно должны познакомиться как просто геймеры, так и ценители серьёзных игр, посвящённых боевой летающей технике.
Несмотря на окончание «холодной войны», серьёзного застоя идей и сюжетных проблем в жанре компьютерных игр-авиасимуляторов в 90-х никак не было, да и не могло быть. Каждому тогда хотелось, чтобы в воздухе наконец-то жёстко и бескомпромиссно «схлестнулись» лучшие представители моделей боевой авиатехники Востока и Запада. Например, Digital Integration уже были известны тем, что отдельно разработали симуляторы вертолётов Apache и HIND (Ми-24), реализовав возможность их боевых встреч прямо в сетевом режиме. И вот, NovaLogic, знающие толк в создании увлекательного геймплея, в 1998 г. одновременно выпустили в свет сразу два разных самолётных авиасимулятора: MiG-29 Fulcrum и F-16 Multirole Fighter. Один из них был американским, а другой, как можно догадаться, – советским. Пока в 1998 г. это были отдельные игры, но абсолютно ясно, что в дальнейшем разработчики собирались их объединить в общий игровой продукт.
Говоря о серии игр F-16 Multirole Fighter и MiG-29 Fulcrum, необходимо обязательно кратко упомянуть и об их предшественнике – F-22 Raptor (1997). Эта игра выполнена также под Windows в аналогичной концепции интерфейса, графики, геймплея и управления. А вообще, началась эта линейка авиасимов не в 1997, в 1996 г. с игры F-22 Lightning II (DOS), которая хоть и была чересчур аркадной, но задала верное направление развития.
В сравнении со своим «братцем» MiG-29 Fulcrum, назвать аркадным симулятор F-16 Multirole Fighter уже довольно сложно. Чувствуется серьёзная проработка кабины, аэродинамических эффектов и реализации управления. Нет, всё конечно упрощено, но специфичные моменты в особенностях полёта оставлены. Например, очень заметен поворот по крену от несимметрии боевой нагрузки на точках подвеса; после применения первой бомбы самолёт начинает ощутимо разворачивать. Хотя, подобные эффекты легко устраняются введением тримминга в управление. Однако намёков на функции триммирования в раскладке клавиатуры для этого симулятора обнаружено не было. Да и сам по себе тримминг является более высокой ступенью в симуляции, а его реализацию до этого делали в Su-27 Flanker (1996). А ещё, для неопытных любителей очень долгих полетов на форсажном режиме, в игре приготовлен сюрприз. На больших высотах постепенно развивается такая жуткая тряска, что даже действительно немного становится не по себе (за свой монитор :)), и если «пилот» не соизволит уменьшить до разумных режимов тягу двигателя, то самолёт становится неработоспособным и пикирует вниз. Посадка даётся сравнительно легко, даже визуальные заходы по крутой глиссаде делать здесь очень просто. Видимо, тут «виною» всему крайне удобная модель управления рулями высоты и элеронами, которые очень быстро возвращаются в нейтральное положение, а также не очень придирчивые критерии безопасной посадки для момента касания о ВПП. На малых скоростях (менее 120 уз.) потеря управляемости реализована с постепенным уменьшением угловых скоростей поворота (вращения) по крену, тангажу и рысканию. Несмотря на наличие в настройках серьёзной опции Flatspin, плоского штопора тут добиться, возможно, удастся только наиболее продвинутым пилотам. Вооружение применяется стандартное для американских боевых самолётов. HUD немного неудобен в плане отсутствия маркера направления на точку маршрута и компаса с делениями угла азимута. Все речевые сообщения в кабине производятся женским голосом, который, кстати, американские лётчики шутливо между собой прозвали Бетти.
Режимы прохождения: одиночные миссии (Quick Mission) и кампании (Campaign). А какие же у нас имеются «горячие точки» в этой игре? Сербия – прекращение очередного кровопролития на Балканах (игра издана до событий 1999 г.). Эфиопия – вы останавливаете агрессию из соседней Сомали. Ещё не очень спокойное место – ДРК (Демократическая Республика Конго – та, что ранее называлась Заир), тут вы оказываете военную помощь правительственным силам в отражении нападения мятежных сил из соседней Руанды. Подобный сценарий не стоит связывать со страшными руандийскими событиями 1994 года: скорее всего, он приурочен к серии так называемых конголезских войн, реально возникавших в этом регионе. Бирма – совместно с международными силами стран ASEAN возвращаете власть законному правительству страны. И наконец, Либерия/Сьерра-Леоне. Тут ВВС США помогают отразить агрессию вооружённых сил… Нигерии. Стоп! Ага!, вот тут у авторов игры и вышел «прокольчик» с географией Африки! Это примерно также дико звучит, как помощь Венесуэле в борьбе с аргентинскими захватчиками. Шикарный ляп! По легенде, из-за нефтяного эмбарго Нигерия сначала захватила добычу алмазов в Сьерра-Леоне, а затем вторглась в Либерию. Вот такие вот, к счастью, всего лишь псевдоисторические события.
Графика игр этой серии симуляторов выглядит очень интересно. В режиме Software-рендеринга все изображения и текстуры состоят как бы из мерцающих точек. Это сделано для ускорения прорисовки и общего впечатления ничуть не портит. Но кому не нравится программный вывод графики, может воспользоваться предлагаемым Direct3D режимом, что для 1998 года уже считалось обязательной технической составляющей в играх. Очень хорошо реализованы слой облачности, засветка фонаря кабины от солнца и детализация текстур поверхности. В кабине фронтальные панели выглядят более детальными и чёткими, чем скошенные боковые, из-за чего иногда бывает трудно прочитать или понять на них индикацию. Вот оно – наступление ускорительной графики. Особенно сильно размыт индикатор механизации и шасси, расположенный сбоку от пилота, слева внизу. Но приближение взора и переключения видов между МФД в участках кабины пилота выполнены удобно и в концепции всей этой авиасимуляторной линейки от NovaLogic.
Из всех авиасимов, персонально посвящённых F-16, для сопоставления можно выделить в качестве некоего близкого аналога лишь F-16 Fighting Falcon (1997) от Digital Integration. Если начать сравнивать описываемый симулятор с этим аналогом, то трудно сказать, кто же из них «первее», лучше или интереснее. У каждой игры есть свои плюсы и минусы. В общем, вся линейка авиасимов от NovaLogic всё же проигрывает из-за некоторой доли аркадности управления и симуляции, но серьёзно выигрывает по графике, геймплею и атмосферности. Поэтому с симулятором F-16 Multirole Fighter обязательно должны познакомиться как просто геймеры, так и ценители серьёзных игр, посвящённых боевой летающей технике.
- Время и место:
Современность - Многопользовательская игра:
LAN - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Техника:
Самолёты - Технические детали:
Glide - Язык:
English