Интересный симулятор штурмовика А-10 Thunderbolt II. Интересный прежде всего потому, что является Win-портом с версии, изначально выпущенной под платформу Macintosh. Начиналась эта Mac-версия в 1995 году c игры A-10 Attack! У Windows-игры A-10 Cuba! есть даже дальний родственник, «того же поля ягода» – аналогичный по игровой концепции и графике симулятор F/A-18 Hornet 3.0, выпущенный немного позднее и портированный также с платформы Mac, но только другими разработчиками. Кстати, ранее А-10 уже удостаивался внимания в компьютерных играх. В далёком 1989 году был выпущен авиасимулятор A-10 Tank Killer с очень неплохой для того времени графикой и многими интересными аспектами геймплея. А в том же 1996 году у игры A-10 Tank Killer появилось продолжение – Silent Thunder: A-10 Tank Killer II, в котором серьёзная симуляция как-то не задалась…
Судя по географическому топониму в названии игрового продукта, вы будете сражаться за идеалы демократии на Острове Свободы. Боевые вылеты выполняются с американской авиабазы в заливе Гуантанамо, а тренировочные полёты проходят где-то в юго-западных штатах США. Всего боевых миссий 12, а учебных – 4.
Отличительная особенность этой портированной игры – крайне аскетичная графика не только для уровня 1996 года, но и по меркам 1995 или 1994 годов – тоже. Текстур нет, затенения тоже, деталей рельефа – по минимуму. Возможно, в точности то же самое можно было наблюдать и в Mac-версии. В общем, если судить только по 3D-графике, оценка игре – слабая троечка (3 из 5). Разве что здания, разметка ВПП и рулёжные дорожки на аэродромах показаны весьма подробно. Зато недостаток прорисовки, текстур и полигонов на terrain model с лихвой компенсируется детальностью симуляции и отображением приборной панели, которые здесь проработаны на совесть…
В авиасимах того времени приборная панель была второстепенным делом, особенно на экранных разрешениях 320х240. Постепенно с переходом на режимы с разрешением 640х480 и более приборы стали прорисовываться уже с соблюдением некоторой детализации и аутентичности функционирования. В кабине симулятора A-10 Cuba! применено два неперекрывающихся фронтальных вида: один – на HUD и верхнюю часть приборной панели, второй – полностью на всю нижнюю её половину. Любое управляющее воздействие с клавиатуры отображается изменением состояния индикаторов или переключателей. Очень детально отображена панель управления вооружением, которая у штурмовиков всегда сильнее насыщена индикацией, чем у других классов боевых самолётов. Что же можно увидеть в кабине? Индикаторы автопилота и стабилизации полёта, сигнализаторы пожара в двигателях, МФД, переключатель режимов отображения HUD и др. Ниже и левее расположен указатель выпуска закрылков. Кстати, закрылки выпускаются в несколько приёмов до 30 град. и с соответствующей адекватной аэродинамической реакцией – задиранием носа при очень большом угле. Регулируемый выпуск и убирание закрылков в несколько приёмов для симов тех лет было вообще шикарной «фишкой». Трудно припомнить, в каких авиасимуляторах середины 1990-х реализовывали такое. Даже запуск двигателей производится не напрямую, а через ВСУ (APU). Для любителей групповых полётов в игре предусмотрен сетевой режим с участием не более 8 игроков.
Известно, что любой шутрмовик несёт на себе большую массу средств наказания и убиения противника, А-10 – не исключение. Вооружение в игре богато представлено разнообразными классами «воздух-земля» или «воздух-воздух», а именно: Sidewinder, Hellfire, Maverick и др. При активации некоторых типов бомб или ракет справа на МФД отображается полноцветный вид на цель. Перед миссией можно самостоятельно выполнить установку вооружения на точки подвеса. Раздел меню, отвечающий за это, одновременно является и энциклопедией по бомбам, ракетам и пр. А эффекты несимметрии или превышение лимита боевой нагрузки сильно влияют на аэродинамику и поведение машины в полёте. Игровое меню самое простое - нет даже увеличения в брифинге на карте полётного задания. В Mac-версии был даже редактор миссий, чего в Win-версии не наблюдается. Статистика выполнения заданий не ведётся.
По графике стоит отметить ещё один недочёт: в полёте искажается эффект восприятия скорости, поэтому наблюдаемая скорость визуально кажется меньшей, чем отображают приборы. Возможно, этот эффект связан с отсутствием каких-либо текстур или мелких деталей на полигонах, за которые можно уцепиться глазом. Виды из кабины и повороты головы переключаются дискретно. Небо реализовано примитивно, но, в отличие от земли, у линии горизонта имеются плавные переходы цветов и более-менее правдоподобные облака. Очень интересный приём – клавишей «N» можно менять время суток по желанию пользователя, причём небо будет отвечать адекватно сменой расцветки и появлением звёзд. Если графика, мягко говоря, в игре слабовата, то звук весьма хорош. Шум турбин очень «сочный» и насыщенный различными частотами, есть звук касания шасси о ВПП, а также присутствует стандартная звуковая индикация в кабине. При попаданиях будет раздаваться характерный металлический лязг.
Что ж, интересный сим, но судить по нему обо всех играх этого жанра, написанных для Mac-платформы, наверное, не стоит. Скромные обладатели РС, возможно, так и не узнают, насколько качественные в массе своей игровые авиасимуляторы выпускались для Macintosh и были ли они в 1990-е лучше, чем DOS-овские продукты. Но по игре A-10 Cuba! можно уверенно констатировать – стремление к тщательности воспроизведения симуляции и различных аэродинамических эффектов у разработчиков определённо было. После 1996 года в рамках подхода «одна игра - одна модель» А-10 Thunderbolt II на платформе РС более так и не появился, присутствуя только лишь в средненьких симуляторах-сборниках различных самолётов. А в нашей отечественной линейке авиасимов модель А-10 появится только в 2003 году в суперреалистичном Lock On: Modern Air Combat, но об этом как-нибудь в другой раз…
Судя по географическому топониму в названии игрового продукта, вы будете сражаться за идеалы демократии на Острове Свободы. Боевые вылеты выполняются с американской авиабазы в заливе Гуантанамо, а тренировочные полёты проходят где-то в юго-западных штатах США. Всего боевых миссий 12, а учебных – 4.
Отличительная особенность этой портированной игры – крайне аскетичная графика не только для уровня 1996 года, но и по меркам 1995 или 1994 годов – тоже. Текстур нет, затенения тоже, деталей рельефа – по минимуму. Возможно, в точности то же самое можно было наблюдать и в Mac-версии. В общем, если судить только по 3D-графике, оценка игре – слабая троечка (3 из 5). Разве что здания, разметка ВПП и рулёжные дорожки на аэродромах показаны весьма подробно. Зато недостаток прорисовки, текстур и полигонов на terrain model с лихвой компенсируется детальностью симуляции и отображением приборной панели, которые здесь проработаны на совесть…
В авиасимах того времени приборная панель была второстепенным делом, особенно на экранных разрешениях 320х240. Постепенно с переходом на режимы с разрешением 640х480 и более приборы стали прорисовываться уже с соблюдением некоторой детализации и аутентичности функционирования. В кабине симулятора A-10 Cuba! применено два неперекрывающихся фронтальных вида: один – на HUD и верхнюю часть приборной панели, второй – полностью на всю нижнюю её половину. Любое управляющее воздействие с клавиатуры отображается изменением состояния индикаторов или переключателей. Очень детально отображена панель управления вооружением, которая у штурмовиков всегда сильнее насыщена индикацией, чем у других классов боевых самолётов. Что же можно увидеть в кабине? Индикаторы автопилота и стабилизации полёта, сигнализаторы пожара в двигателях, МФД, переключатель режимов отображения HUD и др. Ниже и левее расположен указатель выпуска закрылков. Кстати, закрылки выпускаются в несколько приёмов до 30 град. и с соответствующей адекватной аэродинамической реакцией – задиранием носа при очень большом угле. Регулируемый выпуск и убирание закрылков в несколько приёмов для симов тех лет было вообще шикарной «фишкой». Трудно припомнить, в каких авиасимуляторах середины 1990-х реализовывали такое. Даже запуск двигателей производится не напрямую, а через ВСУ (APU). Для любителей групповых полётов в игре предусмотрен сетевой режим с участием не более 8 игроков.
Известно, что любой шутрмовик несёт на себе большую массу средств наказания и убиения противника, А-10 – не исключение. Вооружение в игре богато представлено разнообразными классами «воздух-земля» или «воздух-воздух», а именно: Sidewinder, Hellfire, Maverick и др. При активации некоторых типов бомб или ракет справа на МФД отображается полноцветный вид на цель. Перед миссией можно самостоятельно выполнить установку вооружения на точки подвеса. Раздел меню, отвечающий за это, одновременно является и энциклопедией по бомбам, ракетам и пр. А эффекты несимметрии или превышение лимита боевой нагрузки сильно влияют на аэродинамику и поведение машины в полёте. Игровое меню самое простое - нет даже увеличения в брифинге на карте полётного задания. В Mac-версии был даже редактор миссий, чего в Win-версии не наблюдается. Статистика выполнения заданий не ведётся.
По графике стоит отметить ещё один недочёт: в полёте искажается эффект восприятия скорости, поэтому наблюдаемая скорость визуально кажется меньшей, чем отображают приборы. Возможно, этот эффект связан с отсутствием каких-либо текстур или мелких деталей на полигонах, за которые можно уцепиться глазом. Виды из кабины и повороты головы переключаются дискретно. Небо реализовано примитивно, но, в отличие от земли, у линии горизонта имеются плавные переходы цветов и более-менее правдоподобные облака. Очень интересный приём – клавишей «N» можно менять время суток по желанию пользователя, причём небо будет отвечать адекватно сменой расцветки и появлением звёзд. Если графика, мягко говоря, в игре слабовата, то звук весьма хорош. Шум турбин очень «сочный» и насыщенный различными частотами, есть звук касания шасси о ВПП, а также присутствует стандартная звуковая индикация в кабине. При попаданиях будет раздаваться характерный металлический лязг.
Что ж, интересный сим, но судить по нему обо всех играх этого жанра, написанных для Mac-платформы, наверное, не стоит. Скромные обладатели РС, возможно, так и не узнают, насколько качественные в массе своей игровые авиасимуляторы выпускались для Macintosh и были ли они в 1990-е лучше, чем DOS-овские продукты. Но по игре A-10 Cuba! можно уверенно констатировать – стремление к тщательности воспроизведения симуляции и различных аэродинамических эффектов у разработчиков определённо было. После 1996 года в рамках подхода «одна игра - одна модель» А-10 Thunderbolt II на платформе РС более так и не появился, присутствуя только лишь в средненьких симуляторах-сборниках различных самолётов. А в нашей отечественной линейке авиасимов модель А-10 появится только в 2003 году в суперреалистичном Lock On: Modern Air Combat, но об этом как-нибудь в другой раз…
- Время и место:
Современность - Многопользовательская игра:
Модем - Перспектива:
Вид от третьего лица
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Техника:
Самолёты - Язык:
English
Также стоит упомянуть, что А-10А это тяжелобронированная, малоподвижная и тихоходная машина, которая без включенной компьютерной системы стабилизации полета летает с трудом. Противниками же в этой игре являются Миг-29 и Су-25, которые превосходят в воздухе А-10 во всех аспектах, кроме того Тандерболт не оборудован радаром. Так что летать в А-10 Кубе действительно сложно и часто приходится дотягивать до базы с отстреленными кусками крыльев, стабилизаторов, шасси, горящими двигателями и т.д.
На мой взгляд однозначно A-10 Cuba! достоин быть в топ10 лучших авиасимуляторов всех времен.