Ambermoon — вторая игра в трилогии «Amber», которая, в отличие от первой части, вышла только под Амигу (хотя Thalion и были ярыми приверженцами Атари, но финансовая ситуация на рынке игр для Atari ST стала резко ухудшаться, и разработку свернули в пользу версии для компьютеров Amiga). Надо сказать, что и версия для Амиги появилась каким-то чудом: в 1994 году компания Commodore обанкротилась, и большинство разработчиков амижных игр либо ушли с рынка, либо перешли на PC.
Трудно переоценить вклад Ambermoon в развитие немецкой школы CRPG. Опытный знаток старых ролевых игр сразу заметит много общего у Ambermoon с другими немецкими представителями жанра RPG, такими как Darklands и Realms of Arkania. Да и игроделы из SSI (авторы Menzoberranzan и Ravenloft), похоже, черпали вдохновение отсюда. Большой, открытый и нелинейный игровой мир, множество персонажей, заданий и тщательное и скрупулёзное, истинно немецкое внимание к деталям — вот как можно охарактеризовать это творение Thalion. В ней так много всего, что данные игры с трудом влезли на 9 дискет. К счастью, запускать игру можно и с жёсткого диска, причём работает она практически на любых компьютерах Commodore Amiga, включая самые топовые (для компьютеров с процессорами 68060 нужен специальный патч).
Итак, игра установлена; запускаем ярлык — и сразу нас встречает восхитительная анимированная заставка, где рассказывается о стране Лирамион, которой снова грозят тёмные силы. Полсотни лет прошло со времён событий первой части серии, Amberstar, и теперь вы уже в роли внука героя этой самой первой части должны спасти свой мир. Игра начинается у постели вашего умирающего деда — в прошлом великого героя, — просящего найти волшебника Шандру — оказавшего ему большую помощь во времена Amberstar. Первый этап проходит в доме вашей семьи, но не надо думать, что здесь безопасно! Прежде чем спуститься в подвал, необходимо обойти все закоулки в поисках припрятанных вещей. Иначе шансов на то, чтобы вернуться, почти нет. Кстати, именно в подвале нас ждёт главная гордость разработчиков — настоящий трёхмерный движок! Конечно, сейчас это звучит смешно, но тогда (и на тех компьютерах) это было большим достижением. Пусть даже голову поднять или опустить нельзя, а движения заторможенные и постоянно застреваешь в проходах, но игроки с восхищением наслаждались новыми для них впечатлениями, изумлялись динамическому освещению от факелов и рассматривали снующих туда-сюда паучков. Но первые по-настоящему яркие впечатления ждут снаружи: огромный, красивый и разнообразный мир поражает воображение! Идти можно куда угодно, однако лучше не спешить и начать изучение его с города по соседству.
Я не случайно упомянул Ravenloft — именно деревню Боровию больше всего напоминает Спаненнберг в игре: то же запустение и шайки воров, рыщущие по пустынным улицам городка, те же жители, дрожащие в страхе при упоминании о разбойниках и убийцах и рассказывающие истории о набегах орков (небольшая поправка — орков всё-таки в Рейвенлофте не было), то же кладбище, поражённое нечистью… Но, несмотря на всё это, тут нельзя сказать, что всё безрадостно, — вот и первого соратника, воина Эгила, мы найдём в гильдии воинов именно здесь.
Игра старается быть реалистичной: так, нельзя спать слишком часто, но и без сна ваши искатели приключений не могут. Смена дня и ночи оказывает влияние не только на внешнее оформление, но и на игровой мир. Так, многие магазины и люди, предоставляющие какие-то услуги (тренировки, магические уроки, библиотеки), работают только в определённое время. Даже если вломиться к ним в дом во внеурочный час, они просто откажутся что-то для вас делать. Кроме того, ночью и без того не слишком большой радиус обзора на внешней карте сужается до мизерного кружка вокруг вашего отряда. Или взять, к примеру, подземелья. В них обязательно надо использовать факелы (или другие способы освещения, которые станут доступны на более поздних этапах). Если факел погаснет, а запасных не останется, то придётся тыкаться впотьмах, и шанс на то, что удастся выбраться на свет, очень мал… Или ещё: в бою нельзя сменить доспехи, так что если они будут разбиты (а это происходит совсем не редко) — придётся либо спешно покидать поле боя и потом возвращаться к врагу, который к тому времени уже полностью восстановится, или же драться без доспехов на свой страх и риск… Подобных тонкостей здесь множество — и, парадоксально, они не сказываются негативно на отношении к игре, а скорее — наоборот, происходит ещё большее погружение в неё.
Немного про систему боя. Она довольно стандартная для RPG тех лет: в пошаговом режиме, все по очереди либо ходят, либо бьют друг друга. Разнообразие достигается только за счёт применения магии, которой создатели игры уделили большое внимание, но ей владеют лишь определённые классы персонажей. Кроме того, в игре реализован довольно интересный момент: и ваш, и вражеский отряд не может идти дальше вглубь расположения противника, пока не убьёт самого ближнего к ним защитника. Таким образом, ваши лучники и маги остаются в безопасности за спинами воинов. Это же касается и ваших врагов: чернокнижник на кладбище будет насылать на вас проклятия и молнии до тех пор, пока вы не перебьёте всех его скелетов и зомби…
Очень важны дополнительные персонажи, которые присоединяются к вам по ходу игры. Дело в том, что только благодаря им можно пользоваться магией, воровать и так далее — основной герой весьма ограничен в своих возможностях, и только командная взаимопомощь сможет выручить в трудную минуту. Всего в Ambermoon встретятся 9 игровых персонажей, каждый имеет свой класс, но стоит подумать, прежде чем брать малоперспективного компаньона: дело в том, что опыт в команде делится на всех, то есть если персонажей только 2, то они накапливают его в полтора раза быстрее, чем трое.
К сожалению, даже в такой игре не обошлось без ложки дёгтя. Управление можно осуществлять с помощью клавиатуры, но более привычно сейчас, конечно, использовать мышь. Так вот, реализация интерфейса оставляет желать лучшего. Нет, авторы очень продуманно сделали систему иконок, которые через какое-то время запоминаются и выглядят вполне уместно; в игре даже есть очень удобная карта подземелий с отмеченными на ней игровыми объектами, есть чекпойнты, между которыми можно без каких-либо усилий переноситься. И всё-таки видно, что опыта в создании удобных для игрока интерфейсов у амижных игроделов было очень мало: иногда удивляешься, как можно столько кликов сделать только ради какого-то очевиднейшего действия вроде применения лечебного зелья! Или ведение боя - оно так затягивается, что можно уснуть: «Бандит ударил вас, но промахнулся. Вы ударили бандита, но повреждения не нанесли». И так может продолжаться по пять минут (это не считая сложных боёв, которые придётся неоднократно переигрывать), особенно в начале игры. Дело только усложняется за счёт того, что каждый удар сопровождается игровой анимацией. Так что, несмотря на весь интерес, играть довольно утомительно.
Ambermoon, безусловно, продукт своего времени, который выглядит как раритетная диковинка для современного игрока: неудобный и странный. Но вместе с тем — она бессмертна, так как такой проработанный игровой мир, многообразие способов взаимодействия с ним, отличная графика и музыка редко встречаются. Так что для тех, кому не хватает старых добрых ролевых игр, а во всю классику под DOS они уже переиграли, Ambermoon станет настоящей находкой!
Полная версия статьи - в журнале Old-Games #2!
Трудно переоценить вклад Ambermoon в развитие немецкой школы CRPG. Опытный знаток старых ролевых игр сразу заметит много общего у Ambermoon с другими немецкими представителями жанра RPG, такими как Darklands и Realms of Arkania. Да и игроделы из SSI (авторы Menzoberranzan и Ravenloft), похоже, черпали вдохновение отсюда. Большой, открытый и нелинейный игровой мир, множество персонажей, заданий и тщательное и скрупулёзное, истинно немецкое внимание к деталям — вот как можно охарактеризовать это творение Thalion. В ней так много всего, что данные игры с трудом влезли на 9 дискет. К счастью, запускать игру можно и с жёсткого диска, причём работает она практически на любых компьютерах Commodore Amiga, включая самые топовые (для компьютеров с процессорами 68060 нужен специальный патч).
Итак, игра установлена; запускаем ярлык — и сразу нас встречает восхитительная анимированная заставка, где рассказывается о стране Лирамион, которой снова грозят тёмные силы. Полсотни лет прошло со времён событий первой части серии, Amberstar, и теперь вы уже в роли внука героя этой самой первой части должны спасти свой мир. Игра начинается у постели вашего умирающего деда — в прошлом великого героя, — просящего найти волшебника Шандру — оказавшего ему большую помощь во времена Amberstar. Первый этап проходит в доме вашей семьи, но не надо думать, что здесь безопасно! Прежде чем спуститься в подвал, необходимо обойти все закоулки в поисках припрятанных вещей. Иначе шансов на то, чтобы вернуться, почти нет. Кстати, именно в подвале нас ждёт главная гордость разработчиков — настоящий трёхмерный движок! Конечно, сейчас это звучит смешно, но тогда (и на тех компьютерах) это было большим достижением. Пусть даже голову поднять или опустить нельзя, а движения заторможенные и постоянно застреваешь в проходах, но игроки с восхищением наслаждались новыми для них впечатлениями, изумлялись динамическому освещению от факелов и рассматривали снующих туда-сюда паучков. Но первые по-настоящему яркие впечатления ждут снаружи: огромный, красивый и разнообразный мир поражает воображение! Идти можно куда угодно, однако лучше не спешить и начать изучение его с города по соседству.
Я не случайно упомянул Ravenloft — именно деревню Боровию больше всего напоминает Спаненнберг в игре: то же запустение и шайки воров, рыщущие по пустынным улицам городка, те же жители, дрожащие в страхе при упоминании о разбойниках и убийцах и рассказывающие истории о набегах орков (небольшая поправка — орков всё-таки в Рейвенлофте не было), то же кладбище, поражённое нечистью… Но, несмотря на всё это, тут нельзя сказать, что всё безрадостно, — вот и первого соратника, воина Эгила, мы найдём в гильдии воинов именно здесь.
Игра старается быть реалистичной: так, нельзя спать слишком часто, но и без сна ваши искатели приключений не могут. Смена дня и ночи оказывает влияние не только на внешнее оформление, но и на игровой мир. Так, многие магазины и люди, предоставляющие какие-то услуги (тренировки, магические уроки, библиотеки), работают только в определённое время. Даже если вломиться к ним в дом во внеурочный час, они просто откажутся что-то для вас делать. Кроме того, ночью и без того не слишком большой радиус обзора на внешней карте сужается до мизерного кружка вокруг вашего отряда. Или взять, к примеру, подземелья. В них обязательно надо использовать факелы (или другие способы освещения, которые станут доступны на более поздних этапах). Если факел погаснет, а запасных не останется, то придётся тыкаться впотьмах, и шанс на то, что удастся выбраться на свет, очень мал… Или ещё: в бою нельзя сменить доспехи, так что если они будут разбиты (а это происходит совсем не редко) — придётся либо спешно покидать поле боя и потом возвращаться к врагу, который к тому времени уже полностью восстановится, или же драться без доспехов на свой страх и риск… Подобных тонкостей здесь множество — и, парадоксально, они не сказываются негативно на отношении к игре, а скорее — наоборот, происходит ещё большее погружение в неё.
Немного про систему боя. Она довольно стандартная для RPG тех лет: в пошаговом режиме, все по очереди либо ходят, либо бьют друг друга. Разнообразие достигается только за счёт применения магии, которой создатели игры уделили большое внимание, но ей владеют лишь определённые классы персонажей. Кроме того, в игре реализован довольно интересный момент: и ваш, и вражеский отряд не может идти дальше вглубь расположения противника, пока не убьёт самого ближнего к ним защитника. Таким образом, ваши лучники и маги остаются в безопасности за спинами воинов. Это же касается и ваших врагов: чернокнижник на кладбище будет насылать на вас проклятия и молнии до тех пор, пока вы не перебьёте всех его скелетов и зомби…
Очень важны дополнительные персонажи, которые присоединяются к вам по ходу игры. Дело в том, что только благодаря им можно пользоваться магией, воровать и так далее — основной герой весьма ограничен в своих возможностях, и только командная взаимопомощь сможет выручить в трудную минуту. Всего в Ambermoon встретятся 9 игровых персонажей, каждый имеет свой класс, но стоит подумать, прежде чем брать малоперспективного компаньона: дело в том, что опыт в команде делится на всех, то есть если персонажей только 2, то они накапливают его в полтора раза быстрее, чем трое.
К сожалению, даже в такой игре не обошлось без ложки дёгтя. Управление можно осуществлять с помощью клавиатуры, но более привычно сейчас, конечно, использовать мышь. Так вот, реализация интерфейса оставляет желать лучшего. Нет, авторы очень продуманно сделали систему иконок, которые через какое-то время запоминаются и выглядят вполне уместно; в игре даже есть очень удобная карта подземелий с отмеченными на ней игровыми объектами, есть чекпойнты, между которыми можно без каких-либо усилий переноситься. И всё-таки видно, что опыта в создании удобных для игрока интерфейсов у амижных игроделов было очень мало: иногда удивляешься, как можно столько кликов сделать только ради какого-то очевиднейшего действия вроде применения лечебного зелья! Или ведение боя - оно так затягивается, что можно уснуть: «Бандит ударил вас, но промахнулся. Вы ударили бандита, но повреждения не нанесли». И так может продолжаться по пять минут (это не считая сложных боёв, которые придётся неоднократно переигрывать), особенно в начале игры. Дело только усложняется за счёт того, что каждый удар сопровождается игровой анимацией. Так что, несмотря на весь интерес, играть довольно утомительно.
Ambermoon, безусловно, продукт своего времени, который выглядит как раритетная диковинка для современного игрока: неудобный и странный. Но вместе с тем — она бессмертна, так как такой проработанный игровой мир, многообразие способов взаимодействия с ним, отличная графика и музыка редко встречаются. Так что для тех, кому не хватает старых добрых ролевых игр, а во всю классику под DOS они уже переиграли, Ambermoon станет настоящей находкой!
Полная версия статьи - в журнале Old-Games #2!
- Время и место:
Другие планеты - Особенность геймплея:
Партийная RPG
Генерация персонажа
Дискретное перемещение - Перспектива:
Вид от первого лица
Изометрия - Страна или регион происхождения:
Германия - Тематика:
Фэнтези - Элемент жанра:
Пошаговая - Язык:
English
Но все равно это не мешало мне получать массу удовольствия от затягивающего игрового процесса.
А играл я в нее всего год назад,как раз после прохождения ее преемника Albion.