Какими мы привыкли представлять себе американцев? Злейшими врагами, равнодушно уминающими жвачку после пары десятков гамбургеров, глядя по телевизору на страдания других народов, "гитлеровцами в хаки", как писал автор стихотворения "Солдат на пьедестале"? Или, быть может, успешной нацией, рождённой в плавильном котле и закалённой жаром полыхавших в нём когда-то войн, кровью проложив себе дорогу к успеху, пусть и спорному? Как бы то ни было, но, произнося слово "американцы", мы подразумеваем обычно не просто жителей США (по отношению к которым такое обобщение, строго говоря, не совсем правильно), а при этом именно тех, кого ещё в XIX веке называли "янки". И мало кто сегодня вспоминает, что вплоть до середины, а возможно - даже и конца XIX века существовали иные американцы. Дикси. Те самые, которые нам смутно вспоминаются из просмотренного когда-то с родителями фильма "Унесённые ветром". Те самые, которые пели когда-то песню про "землю хлопка", носили огромные бороды и нещадно эксплуатировали чернокожих рабов. Эти люди не то что не стремились к мировому господству, а были вообще против крайних форм стяжательства (хотя от богатства отказываться и не думали, разумеется) и технического прогресса, и повернись история немножко не так - то... нет, нынешняя Америка, скорее всего, тоже бы была, но между ней и Мексикой вполне могло бы существовать ещё одно государство. КША. Конфедеративные штаты Америки. Благословенный Диксиленд, где, как в древней легенде о Чёрной горе, счастье меньшинства построено на страшных страданиях большинства.
Юг проиграл войну. 9 апреля армия конфедератов капитулировала под Аппоматтоксом, а 2 мая, пусть и выиграв ещё одно маленькое сражение, прекратила своё существование вместе с государством. Да, Бут "отомстил" за юг, а "Шенандоа" спустила красное полотнище с косым синим крестом и белыми звёздами вообще лишь в ноябре, - но это уже малоизвестные и никого не интересующие факты. Наверное, для истории так и правда во многом лучше. Но были ведь и ошеломляющие успехи (и это - при таком-то малом количестве ресурсов, нерешительном президенте, внутренней напряжённости и почти полной (маленькое немецкое герцогство, признавшее КША, не в счёт) международной изоляции) на поле боя, собственные деньги, первое боевое применение подводной лодки... И была своя честь. Свои принципы, пусть сейчас и кажущиеся еретическими, и готовность умереть за них. И свои герои - как окружённые мистическим ореолом садисты, такие как Кровавый Билл, так и герои настоящие, верные своей молодой отчизне генералы и офицеры, искренне считавшие, что рабство - норма жизни, а конфедерация - это и есть та свобода, за которую проливали кровь их деды и прадеды в 1776-м. И на фоне последних, без сомнения, выделяется фигура Роберта Ли (1807-1870), на протяжении большей части войны (с 1862 по 1865 год) бывшего главнокомандующим армии Конфедерации и прославившегося как тактик от бога, но, к сожалению, довольно наивный стратег.
Данная игра - к которой теперь уже пора и перейти, - по жанру и поджанру относящаяся к более-менее классическим гексагональным варгеймам, позволит вам - пусть и с целым рядом нарушений реального хода событий даже по умолчанию, а уж при успешном развитии кампании - тем более, - принять на себя роль генерала Ли, стать во главе сторонников рабства (хотя, увы, даётся возможность играть и за северян, но - только в отдельных сценариях; в кампании же - ура - НЕТ!) и лично возглавить "плохих парней" в самых известных баталиях Гражданской войны. При этом можно как последовательно проходить кампанию, так и выбрать для игры отдельный сценарий - то есть отдельную битву. Для знатоков военной истории сразу же оговоримся: да, начинается кампания с первого сражения при Булл Ране 1861 года, когда Ли ещё не был главнокомандующим, но что поделаешь - игра... Сражений, кстати говоря, будет всего восемь, семь из которых реальны (оба Булл Рана, Энтитем, Геттисберг...). Последнее, восьмое, - это самый сок. Потому сладкое оставим на потом.
Типы войск в Civil War General делятся на четыре типа: пехота, кавалерия, артиллерия и всевозможные отряды специального назначения, к которым относятся скауты-разведчики, снайперы (что поделать?..) и так далее. Присутствуют и командиры этих подразделений в виде отдельных единиц, и у каждого из них есть высокие и низкие показатели по тем или иным личностным качествам. Вообще, личные качества и моральный дух в этой игре значат очень много, поэтому на поле боя, помимо управления перемещением отрядов, вам нужно будет постоянно следить за их, так сказать, настроением и дисциплиной. Баланс важен буквально во всём: если, к примеру, отряд перемещается слишком много - то устанет и при встрече с противником быстро дрогнет и обратится в бегство; с другой стороны, если его не перемещать вообще, то он никогда не дойдёт до нужной точки в качестве, скажем, подкрепления другому отряду. Деморализация противника во многих сражениях является ключом к победе над противником (особенно если вы играете за хуже вооружённых и малочисленных конфедератов), что формально выражается в захвате всех ключевых точек (как часто бывает в варгеймах) и невысоких по отношению к противной стороне потерях в живой силе.
Игровой процесс полностью пошаговый. Перемещения отрядов осуществляются по карте, разделённой на шестиугольники-гексы, размер каждого, по заверению игры, равен 180 метрам. По времени же ход равен получасу реального времени в "дневное время" - тогда как помимо него тут присутствуют ещё и рассвет и закат (!), которые длятся по часу, но занимают тоже один ход (это к вопросу о детализации игры); есть и ночь, включающая в себя десять часов, но длящаяся три хода, во время которой вести бой нельзя. Выбрать конкретный отряд можно щелчком правой кнопки мыши, после чего левой кнопкой нужно щёлкнуть на место, в которое вы хотите его переместить; если хотите атаковать им отряд противника -то щёлкаете этой же кнопкой на нём.
В нижней части игрового экрана располагается информационная панель, где можно посмотреть подробную статистику о выбранном отряде. Здесь, в частности, доступны различные сведения о командире подразделения и его "рейтинге", то есть популярность среди солдат, умение поднять их боевой дух и командовать в сражении, а также состояние здоровья офицера. Правее можно ознакомиться с информацией о самом отряде - числе оставшихся у него ходов (и не стоит думать, что в такой игре их будет доступно очень много), количестве боеприпасов, боевом духе, ударной силе, общем состоянии здоровья солдат, условном показателе дисциплины и так далее. В правой части нижней половины экрана расположены кнопка, отображающие характер рельефа местности будущего сражения и перемещения армий, и кнопка, включающая особый режим рукопашного боя. Ещё ниже находятся кнопки для отдачи специальных приказов: окопаться (ходов больше не будет, но зато повысится показатель защиты); отдохнуть (несколько восстановятся здоровье, моральный дух и дисциплина, иногда - даже пополнится боезапас); переключиться (обратите внимание - не просто так, а при расходовании пресловутых и так хорошо знакомых всем варгеймерам "баллов движения") из режима перемещения в боевой и обратно.
Присутствует и огромное количество всевозможных необязательных опций, так или иначе разнообразящих игровой процесс, - перечислить их все в рамках краткого описания вряд ли можно, да и не нужно. Допускается, например, изменить скорость прокрутки карты и перемещения отрядов, показывать все отряды с конкретными выбранными вами показателями (хоть с тем или иным боезапасом, хоть находящиеся на грани бегства...), включить режим донесений о ходе битвы, посмотреть информацию о времени и месте прибытия подкреплений (с их количеством) и так далее, включая даже отображение высоты рельефа (!). Если вдруг, кстати, вас не устраивает конкретный командир конкретного отряда, то в начале хода его (в любом подразделении) можно сменить.
По ходу продвижения по кампании у вас будет возможность улучшать собственное вооружение - за счёт заработанных вами в предыдущих сражениях баллов. Обратите внимание, что оружие и боеприпасы к нему приобретаются отдельно, поэтому запросто можно оказаться в "забавной" ситуации - накупить дорогих винтовок для всех солдат и не иметь средств на приобретение ни одного патрона к ним. Перемещаться по карте лучше всего медленно, с отдыхом, выбирая более лёгкий путь - по проложенным дорогам (вид рельефа может сильно влиять на усталость солдат). Очень часто помогают тактические отступления с целью отдыха ваших бойцов, а также грамотно продуманные контратаки при атаке противником заранее укреплённых позиций.
Практически гарантированным методом достижения быстрой капитуляции вражеского отряда является его окружение либо "прижимание" к естественным непреодолимым препятствиям - типа тех же рек или гор (а карты такими объектами богаты). Ну и, естественно, аккуратный заход в тыл, и лучше всего силами кавалерии, тоже никто не отменял. Начинать же атаковать противника лучше всего издалека, артиллерией, а после артподготовки натравливать на него "волны" по два-три отряда, отводя в тыл уставшие и бросая в бой на смену им свежие силы. Очень важным тактическим приёмом является рукопашный (то есть штыковой) бой, о котором было сказано выше и для которого даже есть отдельная кнопка, - с помощью такой отчаянной атаки можно как получить нежданную победу, так и, увы, поставить крест на удачно складывавшемся сражении: всё зависит от вашего опыта, интуиции и удачи. Лучше всего применять штыковую атаку при нападениях пехотой с тыла или при атаке вражеской артиллерии походным строем. Другим важным моментом является использование снайперов, действующих с большого расстояния и имеющих много ходов для перемещений. Главное - помните, что у противника они тоже есть. Наконец, как и во многих RTS, помните, что от не защищённой другими родами войск вражеской артиллерии можно сравнительно легко избавиться внезапным кавалерийским наскоком с тыла.
Нужно ли что-то говорить о графике? Она здесь есть, причём, что характерно для варгеймов середины 1990-х, никому не нравится. Хардкорные варгеймеры, привыкшие лицезреть своими красными глазами только чёрные экраны с белыми цифрами, воспринимают предельно условные и плоские разноцветные фигурки на такой же плоской двумерной карте как надругательство над святыней, тогда как "казуальные" игроки наверняка назовут графику "убогой донельзя". Впрочем, вторым лучше к этой игре вообще не приближаться на пушечный выстрел. Зато здесь есть очень красивые рисованные вставки, показывающие отдельные моменты сражений, и даже небольшими FMV-роликами.
Сложна ли данная стратегия? Наверное, хотя вряд ли сложнее, чем среднестатистический варгейм, и уж точно куда проще самых "крепких" игр поджанра. Но, как это ни парадоксально, данную игру, несмотря на жанр, хочется проходить совсем не из-за последующего упоения собственным тактическим гением, а из-за... сюжета. Из-за самого того факта, что играешь за ныне уничтоженный, но гордый народ, так и не ставший нацией, но доказавший, что знает, как надо умирать. И, прилагая зачастую недюжинные усилия в, надо сказать, реалистично смоделированных битвах, где противник, уже вкусивший прелестей развивающегося капитализма, превосходит тебя и числом, и вооружением, но значительно уступает в боевом духе, мечтаешь. Мечтаешь, что вот сейчас, через несколько часов, седьмой этап закончится. Закончится твоей победой, и тогда... Тогда откроется оно. Легендарное восьмое сражение Civil War General - генерал Ли у стен Вашингтона. Сложнейшая, кровавая битва под стенами столицы Империи Зла, окружённой плотным кольцом из построенных трусами фортов. Нужно захватить всего пару, разорвав линию обороны, стараясь при этом держаться вне досягаемости вражеской артиллерии. Если это сделать и немножко продержаться - то всё. Капитолий наш. Потом мы, конечно, его разрушим, а на соседней лужайке посадим фасоль, но пока... Пока алый стяг с синим крестом и белыми звёздами будет реять над куполом поверженного золотого тельца, а легендарный девиз южан наконец-то обретёт истинный смысл в трепещущих устах победителей.
И пусть, дорогие варгеймеры, за окном - XXI век, в котором победившие США хотя и сдают позиции, но по-прежнему остаются ещё очень крепким орешком, но в рамках своей олдгеймерской комнаты, потом и кровью своих солдат пропахав путь до Белого дома, вы - благодаря этой игре - сможете, сжав зубы от невероятного наслаждения, медленно, чётко и жёстко произнести те самые заветные слова. The South will rise again...
Юг проиграл войну. 9 апреля армия конфедератов капитулировала под Аппоматтоксом, а 2 мая, пусть и выиграв ещё одно маленькое сражение, прекратила своё существование вместе с государством. Да, Бут "отомстил" за юг, а "Шенандоа" спустила красное полотнище с косым синим крестом и белыми звёздами вообще лишь в ноябре, - но это уже малоизвестные и никого не интересующие факты. Наверное, для истории так и правда во многом лучше. Но были ведь и ошеломляющие успехи (и это - при таком-то малом количестве ресурсов, нерешительном президенте, внутренней напряжённости и почти полной (маленькое немецкое герцогство, признавшее КША, не в счёт) международной изоляции) на поле боя, собственные деньги, первое боевое применение подводной лодки... И была своя честь. Свои принципы, пусть сейчас и кажущиеся еретическими, и готовность умереть за них. И свои герои - как окружённые мистическим ореолом садисты, такие как Кровавый Билл, так и герои настоящие, верные своей молодой отчизне генералы и офицеры, искренне считавшие, что рабство - норма жизни, а конфедерация - это и есть та свобода, за которую проливали кровь их деды и прадеды в 1776-м. И на фоне последних, без сомнения, выделяется фигура Роберта Ли (1807-1870), на протяжении большей части войны (с 1862 по 1865 год) бывшего главнокомандующим армии Конфедерации и прославившегося как тактик от бога, но, к сожалению, довольно наивный стратег.
Данная игра - к которой теперь уже пора и перейти, - по жанру и поджанру относящаяся к более-менее классическим гексагональным варгеймам, позволит вам - пусть и с целым рядом нарушений реального хода событий даже по умолчанию, а уж при успешном развитии кампании - тем более, - принять на себя роль генерала Ли, стать во главе сторонников рабства (хотя, увы, даётся возможность играть и за северян, но - только в отдельных сценариях; в кампании же - ура - НЕТ!) и лично возглавить "плохих парней" в самых известных баталиях Гражданской войны. При этом можно как последовательно проходить кампанию, так и выбрать для игры отдельный сценарий - то есть отдельную битву. Для знатоков военной истории сразу же оговоримся: да, начинается кампания с первого сражения при Булл Ране 1861 года, когда Ли ещё не был главнокомандующим, но что поделаешь - игра... Сражений, кстати говоря, будет всего восемь, семь из которых реальны (оба Булл Рана, Энтитем, Геттисберг...). Последнее, восьмое, - это самый сок. Потому сладкое оставим на потом.
Типы войск в Civil War General делятся на четыре типа: пехота, кавалерия, артиллерия и всевозможные отряды специального назначения, к которым относятся скауты-разведчики, снайперы (что поделать?..) и так далее. Присутствуют и командиры этих подразделений в виде отдельных единиц, и у каждого из них есть высокие и низкие показатели по тем или иным личностным качествам. Вообще, личные качества и моральный дух в этой игре значат очень много, поэтому на поле боя, помимо управления перемещением отрядов, вам нужно будет постоянно следить за их, так сказать, настроением и дисциплиной. Баланс важен буквально во всём: если, к примеру, отряд перемещается слишком много - то устанет и при встрече с противником быстро дрогнет и обратится в бегство; с другой стороны, если его не перемещать вообще, то он никогда не дойдёт до нужной точки в качестве, скажем, подкрепления другому отряду. Деморализация противника во многих сражениях является ключом к победе над противником (особенно если вы играете за хуже вооружённых и малочисленных конфедератов), что формально выражается в захвате всех ключевых точек (как часто бывает в варгеймах) и невысоких по отношению к противной стороне потерях в живой силе.
Игровой процесс полностью пошаговый. Перемещения отрядов осуществляются по карте, разделённой на шестиугольники-гексы, размер каждого, по заверению игры, равен 180 метрам. По времени же ход равен получасу реального времени в "дневное время" - тогда как помимо него тут присутствуют ещё и рассвет и закат (!), которые длятся по часу, но занимают тоже один ход (это к вопросу о детализации игры); есть и ночь, включающая в себя десять часов, но длящаяся три хода, во время которой вести бой нельзя. Выбрать конкретный отряд можно щелчком правой кнопки мыши, после чего левой кнопкой нужно щёлкнуть на место, в которое вы хотите его переместить; если хотите атаковать им отряд противника -то щёлкаете этой же кнопкой на нём.
В нижней части игрового экрана располагается информационная панель, где можно посмотреть подробную статистику о выбранном отряде. Здесь, в частности, доступны различные сведения о командире подразделения и его "рейтинге", то есть популярность среди солдат, умение поднять их боевой дух и командовать в сражении, а также состояние здоровья офицера. Правее можно ознакомиться с информацией о самом отряде - числе оставшихся у него ходов (и не стоит думать, что в такой игре их будет доступно очень много), количестве боеприпасов, боевом духе, ударной силе, общем состоянии здоровья солдат, условном показателе дисциплины и так далее. В правой части нижней половины экрана расположены кнопка, отображающие характер рельефа местности будущего сражения и перемещения армий, и кнопка, включающая особый режим рукопашного боя. Ещё ниже находятся кнопки для отдачи специальных приказов: окопаться (ходов больше не будет, но зато повысится показатель защиты); отдохнуть (несколько восстановятся здоровье, моральный дух и дисциплина, иногда - даже пополнится боезапас); переключиться (обратите внимание - не просто так, а при расходовании пресловутых и так хорошо знакомых всем варгеймерам "баллов движения") из режима перемещения в боевой и обратно.
Присутствует и огромное количество всевозможных необязательных опций, так или иначе разнообразящих игровой процесс, - перечислить их все в рамках краткого описания вряд ли можно, да и не нужно. Допускается, например, изменить скорость прокрутки карты и перемещения отрядов, показывать все отряды с конкретными выбранными вами показателями (хоть с тем или иным боезапасом, хоть находящиеся на грани бегства...), включить режим донесений о ходе битвы, посмотреть информацию о времени и месте прибытия подкреплений (с их количеством) и так далее, включая даже отображение высоты рельефа (!). Если вдруг, кстати, вас не устраивает конкретный командир конкретного отряда, то в начале хода его (в любом подразделении) можно сменить.
По ходу продвижения по кампании у вас будет возможность улучшать собственное вооружение - за счёт заработанных вами в предыдущих сражениях баллов. Обратите внимание, что оружие и боеприпасы к нему приобретаются отдельно, поэтому запросто можно оказаться в "забавной" ситуации - накупить дорогих винтовок для всех солдат и не иметь средств на приобретение ни одного патрона к ним. Перемещаться по карте лучше всего медленно, с отдыхом, выбирая более лёгкий путь - по проложенным дорогам (вид рельефа может сильно влиять на усталость солдат). Очень часто помогают тактические отступления с целью отдыха ваших бойцов, а также грамотно продуманные контратаки при атаке противником заранее укреплённых позиций.
Практически гарантированным методом достижения быстрой капитуляции вражеского отряда является его окружение либо "прижимание" к естественным непреодолимым препятствиям - типа тех же рек или гор (а карты такими объектами богаты). Ну и, естественно, аккуратный заход в тыл, и лучше всего силами кавалерии, тоже никто не отменял. Начинать же атаковать противника лучше всего издалека, артиллерией, а после артподготовки натравливать на него "волны" по два-три отряда, отводя в тыл уставшие и бросая в бой на смену им свежие силы. Очень важным тактическим приёмом является рукопашный (то есть штыковой) бой, о котором было сказано выше и для которого даже есть отдельная кнопка, - с помощью такой отчаянной атаки можно как получить нежданную победу, так и, увы, поставить крест на удачно складывавшемся сражении: всё зависит от вашего опыта, интуиции и удачи. Лучше всего применять штыковую атаку при нападениях пехотой с тыла или при атаке вражеской артиллерии походным строем. Другим важным моментом является использование снайперов, действующих с большого расстояния и имеющих много ходов для перемещений. Главное - помните, что у противника они тоже есть. Наконец, как и во многих RTS, помните, что от не защищённой другими родами войск вражеской артиллерии можно сравнительно легко избавиться внезапным кавалерийским наскоком с тыла.
Нужно ли что-то говорить о графике? Она здесь есть, причём, что характерно для варгеймов середины 1990-х, никому не нравится. Хардкорные варгеймеры, привыкшие лицезреть своими красными глазами только чёрные экраны с белыми цифрами, воспринимают предельно условные и плоские разноцветные фигурки на такой же плоской двумерной карте как надругательство над святыней, тогда как "казуальные" игроки наверняка назовут графику "убогой донельзя". Впрочем, вторым лучше к этой игре вообще не приближаться на пушечный выстрел. Зато здесь есть очень красивые рисованные вставки, показывающие отдельные моменты сражений, и даже небольшими FMV-роликами.
Сложна ли данная стратегия? Наверное, хотя вряд ли сложнее, чем среднестатистический варгейм, и уж точно куда проще самых "крепких" игр поджанра. Но, как это ни парадоксально, данную игру, несмотря на жанр, хочется проходить совсем не из-за последующего упоения собственным тактическим гением, а из-за... сюжета. Из-за самого того факта, что играешь за ныне уничтоженный, но гордый народ, так и не ставший нацией, но доказавший, что знает, как надо умирать. И, прилагая зачастую недюжинные усилия в, надо сказать, реалистично смоделированных битвах, где противник, уже вкусивший прелестей развивающегося капитализма, превосходит тебя и числом, и вооружением, но значительно уступает в боевом духе, мечтаешь. Мечтаешь, что вот сейчас, через несколько часов, седьмой этап закончится. Закончится твоей победой, и тогда... Тогда откроется оно. Легендарное восьмое сражение Civil War General - генерал Ли у стен Вашингтона. Сложнейшая, кровавая битва под стенами столицы Империи Зла, окружённой плотным кольцом из построенных трусами фортов. Нужно захватить всего пару, разорвав линию обороны, стараясь при этом держаться вне досягаемости вражеской артиллерии. Если это сделать и немножко продержаться - то всё. Капитолий наш. Потом мы, конечно, его разрушим, а на соседней лужайке посадим фасоль, но пока... Пока алый стяг с синим крестом и белыми звёздами будет реять над куполом поверженного золотого тельца, а легендарный девиз южан наконец-то обретёт истинный смысл в трепещущих устах победителей.
И пусть, дорогие варгеймеры, за окном - XXI век, в котором победившие США хотя и сдают позиции, но по-прежнему остаются ещё очень крепким орешком, но в рамках своей олдгеймерской комнаты, потом и кровью своих солдат пропахав путь до Белого дома, вы - благодаря этой игре - сможете, сжав зубы от невероятного наслаждения, медленно, чётко и жёстко произнести те самые заветные слова. The South will rise again...
- Время и место:
Гражданская война в Америке
Долгий XIX век - Многопользовательская игра:
Одновременная игра за одним компьютером
Модем
Друг против друга - Перспектива:
Изометрия - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Элемент жанра:
Пошаговая
Wargame - Язык:
English