Исторически первое компьютерное воплощение одноимённой настольной семейной викторины, придуманной в Канаде в 1979 году и достигшей пика своей популярности в 1980-е – причём во многих странах мира – благодаря телеадаптациям: даже в СССР Центральное телевидение выпустило в 1989 году по лицензии «Trivial Pursuit» передачу под названием «Счастливый случай».
Британская электронная инкарнация появилась на множестве платформ, от популярных и продвинутых Commodore 64 и Amstrad CPC до устаревшего уже на тот момент BBC Micro и экзотического Amstrad PCW; версия для IBM PC выглядит на фоне своих товарок не такой уж и дурнушкой, несмотря на поддержку исключительно адаптера CGA, заведомо отстающего по части насыщенности палитры, – а вот по качеству воспроизведения звука она всё же уступает своим сёстрам и конкуренткам. Зато игровой процесс был перенесён на экраны мониторов практически без изменений, если не считать таковыми некоторые неизбежные издержки воплощения настольного развлечения в качестве компьютерного. Прежде всего стоит заметить, что никакого «искусственного интеллекта» у нас нет, если не считать добавленного оксфордскими разработчиками «ведущего» – забавного длинноносого существа, анимирующего процесс совершения хода и получения вопросов викторины. Состязаться в глубине своих познаний за одним ПК могут от одного до шести человек, однако их ответы игра проверять даже и не думает: предполагается, что соперники просто произносят свои варианты вслух – и затем, вместе с товарищами, сравнивают их с появляющимися на экране правильными, тут же указывая компьютеру, смогли они прийти к верному решению, или нет. Иными словами, играть в одиночку оказывается не очень-то логично и интересно.
Первым делом после запуска «Trivial Pursuit» требуется ввести имена участника или участников состязания, а затем при желании изменить настройки по умолчанию – например, отключить того самого ведущего (его зовут «TP») или выставить таймер для подачи ответа (в пределах от пяти секунд до девяти минут). Основной экран представляет собой вид игрового поля, напоминающего здесь скорее эллипс, нежели колесо, каковым оно и должно по идее являться: крупная центральная клетка соединяется с внешней окружностью-периметром шестью «спицами», причём все ячейки, коих насчитывается семьдесят две, относятся к одной из семи разновидностей. Шесть «цветов» (а точнее, узоров из синих полос на оранжевом фоне, ибо иного CGA-палитра себе позволить не может) представляют собой шесть тематических секций, чьи условные обозначения приведены в нижней части экрана: «искусство и литература», «естественные науки», «география», «история», «спорт» и «развлечения». При этом наряду с обычными клетками, относящимися к той или иной из упомянутых категорий, у каждой области знания имеется и одна особо крупная, – таковые называются «домами», выделены дополнительным кругом и расположены в местах пересечения «радиальных» дорожек поля с внешней окружностью. Седьмой тип здешних ячеек – «пустышки»: при попадании на них никаких вопросов нам не зададут и можно будет сразу же сделать следующий ход. Для управления используются клавиши со стрелками, а также «пробел», отвечающий за подтверждение любого действия.
Цель игры достаточно проста: необходимо посетить каждый из шести «домов» и правильно ответить на выпавший там вопрос, – за такое достижение игрок получает особую награду, «клин» соответствующего цвета (то есть узора); после сбора всех шести таких трофеев нужно будет отправиться на центральную позицию, украшенную всеми доступными цветами, – и отгадать загадку на ту тему, которую выберут нам наши соперники (ну или мы сами в случае соревнования с самим собой): победителем объявляется тот, кто сделает это первым. Справа вверху экрана можно видеть панель текущего игрока с наглядным обозначением его или её коллекции наград, ниже отображается шесть «разноцветных» фишек, при помощи которых состязающиеся перемещаются по клеткам, а в самом низу красуется наш TP (если только вы его зачем-то не выключили). Именно этот персонаж и выстреливает дротиком по полю в самом начале хода: случайное попадание в один из шести пустых промежутков между «спицами», обозначенных цифрами от 1 до 6, заменяет собой бросок кубика и указывает, на сколько именно клеток мы должны передвинуть свою фишку. Примечательно, что ходить можно в любом направлении, как по внешний окружности, так и по радиальным дорожкам или центральной позиции (естественно, пытаясь при этом достичь нужного места). Попадание на пустую клетку, как уже было сказано, означает повторный ход; остановка на одной из тематических ячеек приводит к необходимости отвечать на соответствующий вопрос, а при размещении в центре дозволяется выбрать любую из шести областей знаний. При желании перед броском дротика можно также справиться с экраном статистики, в настольном оригинале, понятное дело, отсутствовавшим и вызываемым клавишей F1: здесь наглядно отображается, сколько ответов по каким категориям у каждого игрока были правильными или неправильными. Успешная демонстрация своей эрудированности приносит право повторного хода, в случае же неудачи таковой переходит к сопернику.
Собственно викторина реализована в «Trivial Pursuit» весьма оригинально: мы попадаем с экрана поля в гостиную комнату, декорированную сообразно тематике, а TP (если опять-таки его не выключили), также каждый раз надевающий особый, подходящий ситуации головной убор, подходит к книжной полке справа – и в случайном порядке предлагает нам тот или иной вопрос. Помимо чисто текстовых это может быть и картинка (особенно в географической секции), или даже фрагмент музыкального произведения: надо признаться, и то и другое оказываются не самыми выразительными в исполнении соответственно CGA и PC Speaker’а, – и авторы даже извинялись в руководстве перед пользователями Amstrad PCW и IBM PC за то, что на этих платформах вопросы-мелодии могут звучать несколько странно и не совсем аутентично... Впрочем, все задания и без того отличаются некоторой сложностью в силу того обстоятельства, что рассчитаны они на людей, хорошо знакомых с западной массовой культурой 1980-х – британской, французской или испанской в соответствии с тремя представленными на нашем сайте языковыми версиями игры. И если с классическими вопросами – на манер «Кто ответственный за убийства на улице Морг?» – справиться будет несложно (а если совсем повезёт, то можно будет заполучить и загадку вроде «Что означает название русской газеты “Pravda”?»), – то, скажем, коренные французы могут озадачиться тем, кого Саша Гитри называл «маленькой весной», а чистокровным англичанам будет предложено угадать, кому из королевской семьи дозволяется голосовать на выборах. С другой стороны, вопросов в версии 1987 года не так уж и много, так что с некоторого времени они начинают повторяться (исправить это разрешается из главного меню, загрузив в оперативную память ПК следующую партию), – да и поиск в Интернете, бывший недоступным изначальной целевой аудитории, способен несколько упростить задачу (не говоря уже о совершенной безнаказанности «обмана»). В любом случае даже в столь непритязательном виде «Trivial Pursuit» оказывается неплохим способом испытать или подтянуть свои знания – особенно в компании с несколькими товарищами. Стоит также заметить, что одна из трёх упомянутых выше языковых версий игры – а именно английская – числилась утраченной и отсутствовала в свободном доступе вплоть до появления на нашем сайте в последний день осени года 2019 от Р. Х.
Британская электронная инкарнация появилась на множестве платформ, от популярных и продвинутых Commodore 64 и Amstrad CPC до устаревшего уже на тот момент BBC Micro и экзотического Amstrad PCW; версия для IBM PC выглядит на фоне своих товарок не такой уж и дурнушкой, несмотря на поддержку исключительно адаптера CGA, заведомо отстающего по части насыщенности палитры, – а вот по качеству воспроизведения звука она всё же уступает своим сёстрам и конкуренткам. Зато игровой процесс был перенесён на экраны мониторов практически без изменений, если не считать таковыми некоторые неизбежные издержки воплощения настольного развлечения в качестве компьютерного. Прежде всего стоит заметить, что никакого «искусственного интеллекта» у нас нет, если не считать добавленного оксфордскими разработчиками «ведущего» – забавного длинноносого существа, анимирующего процесс совершения хода и получения вопросов викторины. Состязаться в глубине своих познаний за одним ПК могут от одного до шести человек, однако их ответы игра проверять даже и не думает: предполагается, что соперники просто произносят свои варианты вслух – и затем, вместе с товарищами, сравнивают их с появляющимися на экране правильными, тут же указывая компьютеру, смогли они прийти к верному решению, или нет. Иными словами, играть в одиночку оказывается не очень-то логично и интересно.
Первым делом после запуска «Trivial Pursuit» требуется ввести имена участника или участников состязания, а затем при желании изменить настройки по умолчанию – например, отключить того самого ведущего (его зовут «TP») или выставить таймер для подачи ответа (в пределах от пяти секунд до девяти минут). Основной экран представляет собой вид игрового поля, напоминающего здесь скорее эллипс, нежели колесо, каковым оно и должно по идее являться: крупная центральная клетка соединяется с внешней окружностью-периметром шестью «спицами», причём все ячейки, коих насчитывается семьдесят две, относятся к одной из семи разновидностей. Шесть «цветов» (а точнее, узоров из синих полос на оранжевом фоне, ибо иного CGA-палитра себе позволить не может) представляют собой шесть тематических секций, чьи условные обозначения приведены в нижней части экрана: «искусство и литература», «естественные науки», «география», «история», «спорт» и «развлечения». При этом наряду с обычными клетками, относящимися к той или иной из упомянутых категорий, у каждой области знания имеется и одна особо крупная, – таковые называются «домами», выделены дополнительным кругом и расположены в местах пересечения «радиальных» дорожек поля с внешней окружностью. Седьмой тип здешних ячеек – «пустышки»: при попадании на них никаких вопросов нам не зададут и можно будет сразу же сделать следующий ход. Для управления используются клавиши со стрелками, а также «пробел», отвечающий за подтверждение любого действия.
Цель игры достаточно проста: необходимо посетить каждый из шести «домов» и правильно ответить на выпавший там вопрос, – за такое достижение игрок получает особую награду, «клин» соответствующего цвета (то есть узора); после сбора всех шести таких трофеев нужно будет отправиться на центральную позицию, украшенную всеми доступными цветами, – и отгадать загадку на ту тему, которую выберут нам наши соперники (ну или мы сами в случае соревнования с самим собой): победителем объявляется тот, кто сделает это первым. Справа вверху экрана можно видеть панель текущего игрока с наглядным обозначением его или её коллекции наград, ниже отображается шесть «разноцветных» фишек, при помощи которых состязающиеся перемещаются по клеткам, а в самом низу красуется наш TP (если только вы его зачем-то не выключили). Именно этот персонаж и выстреливает дротиком по полю в самом начале хода: случайное попадание в один из шести пустых промежутков между «спицами», обозначенных цифрами от 1 до 6, заменяет собой бросок кубика и указывает, на сколько именно клеток мы должны передвинуть свою фишку. Примечательно, что ходить можно в любом направлении, как по внешний окружности, так и по радиальным дорожкам или центральной позиции (естественно, пытаясь при этом достичь нужного места). Попадание на пустую клетку, как уже было сказано, означает повторный ход; остановка на одной из тематических ячеек приводит к необходимости отвечать на соответствующий вопрос, а при размещении в центре дозволяется выбрать любую из шести областей знаний. При желании перед броском дротика можно также справиться с экраном статистики, в настольном оригинале, понятное дело, отсутствовавшим и вызываемым клавишей F1: здесь наглядно отображается, сколько ответов по каким категориям у каждого игрока были правильными или неправильными. Успешная демонстрация своей эрудированности приносит право повторного хода, в случае же неудачи таковой переходит к сопернику.
Собственно викторина реализована в «Trivial Pursuit» весьма оригинально: мы попадаем с экрана поля в гостиную комнату, декорированную сообразно тематике, а TP (если опять-таки его не выключили), также каждый раз надевающий особый, подходящий ситуации головной убор, подходит к книжной полке справа – и в случайном порядке предлагает нам тот или иной вопрос. Помимо чисто текстовых это может быть и картинка (особенно в географической секции), или даже фрагмент музыкального произведения: надо признаться, и то и другое оказываются не самыми выразительными в исполнении соответственно CGA и PC Speaker’а, – и авторы даже извинялись в руководстве перед пользователями Amstrad PCW и IBM PC за то, что на этих платформах вопросы-мелодии могут звучать несколько странно и не совсем аутентично... Впрочем, все задания и без того отличаются некоторой сложностью в силу того обстоятельства, что рассчитаны они на людей, хорошо знакомых с западной массовой культурой 1980-х – британской, французской или испанской в соответствии с тремя представленными на нашем сайте языковыми версиями игры. И если с классическими вопросами – на манер «Кто ответственный за убийства на улице Морг?» – справиться будет несложно (а если совсем повезёт, то можно будет заполучить и загадку вроде «Что означает название русской газеты “Pravda”?»), – то, скажем, коренные французы могут озадачиться тем, кого Саша Гитри называл «маленькой весной», а чистокровным англичанам будет предложено угадать, кому из королевской семьи дозволяется голосовать на выборах. С другой стороны, вопросов в версии 1987 года не так уж и много, так что с некоторого времени они начинают повторяться (исправить это разрешается из главного меню, загрузив в оперативную память ПК следующую партию), – да и поиск в Интернете, бывший недоступным изначальной целевой аудитории, способен несколько упростить задачу (не говоря уже о совершенной безнаказанности «обмана»). В любом случае даже в столь непритязательном виде «Trivial Pursuit» оказывается неплохим способом испытать или подтянуть свои знания – особенно в компании с несколькими товарищами. Стоит также заметить, что одна из трёх упомянутых выше языковых версий игры – а именно английская – числилась утраченной и отсутствовала в свободном доступе вплоть до появления на нашем сайте в последний день осени года 2019 от Р. Х.
- Многопользовательская игра:
Друг против друга
Поочерёдная игра за одним компьютером - Особенность геймплея:
Образовательная - Происхождение:
Настольные игры - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Элемент жанра:
Викторина - Язык:
Français
Español
English