Появление на компьютерах Macintosh игр-головоломок Клиффа Джонсона «The Fool’s Errand» и «3 in Three», необыкновенно удачно сочетавших сюжет о приключениях оригинальных героев с едва ли не самыми сложными логическими загадками за всю историю жанра компьютерных развлечений, вызвало и своего рода подражания и любительские идейные продолжения, пусть, разумеется, и далеко не столь многочисленные, что и «Myst». Хотя автора «System’s Twilight» американца Эндрю Плоткина (род. 1970) трудно назвать всего лишь любителем: широко известный в узких кругах под псевдонимом Zarf, этот человек написал порядочное количество рецензий на адвенчуры, включая чуть ли не все крупные «мистоиды», а главное – создал ряд игр в жанре Interactive fiction, считающихся чуть ли не эталонами такого рода произведений и немало способствовавших утверждению этого направления компьютерного творчества в качестве полноценного вида искусства.
Как по внешнему виду, так и по сюжету и игровому процессу «System’s Twilight» очень даже напоминает третью Mac-головоломку Джонсона, пусть и будучи куда беднее в плане графики и разнообразия головоломок. Зато сюжетной составляющей здесь отводится ничуть не менее выдающаяся роль, позволяющая причислить игру если не к полноценным адвенчурам, то хотя бы к играм, могущим похвастаться своими квестовыми элементами. Действие разворачивается внутри компьютера, переживающего далеко не самые лучшие времена: Совет Сил, управлявший ранее всей жизнью электронного мира, куда-то бесследно исчез, многие системы не функционируют, а местные обитатели ведут себя крайне странно. Да и вид, и имена у них как нельзя более абстрактные – как и у самого главного героя, которому (о чём легко догадаться) как раз и предстоит приводить всё в порядок и спасать окрестные «земли» от погружения в полный хаос, пытаясь разыскать эти самые пропавшие старые Силы.
Несмотря на то, что протагонист наш представляет собой какую-то совсем не подлежащую определению фигуру или символ, перемещающуюся по экрану сообразно нажатию левой кнопки мыши, имеется у него такой себе суррогат инвентаря, куда мы складываем подбираемые по дороге модули памяти, байты с килобайтами и прочие полезные предметы. Однако основным элементом игрового процесса остаются всё же головоломки: все они сгруппированы в примерно дюжину районов обширного электронного мира, но для посещения открываются постепенно. Хотя в любой момент прохождения игры, как правило, две или три таких области обязательно доступны, дабы можно было немного разнообразить свои интеллектуальные упражнения.
В отличие от игр Клиффа Джонсона, в каждом отдельном районе загадки оказываются скорее однотипными: в Лесу мы проходим лабиринт из меняющихся на ходу клеток с тропинками, в Мастерской соединяем попарно проводниками несколько одинаковых точек, нырнув в Реку, сталкиваемся с оригинальными загадками на последовательную замену букв в словах, - и так далее. Будут здесь и варианты «Сокобан», и воспроизведение нужных фигур из квадратиков, и буквальное отгадывание загадок с набором ответов с клавиатуры, и многое другое. При этом даже на указанную однотипность предлагаемых нам задачек жаловаться не очень хочется, так как следуют они друг за другом, постепенно усложняясь (готовьтесь снова и снова перезапускать загадки после неверного действия!), а для решения некоторых из них требуются предметы, выдаваемые за успешное прохождение других районов электронного мира.
В результате, несмотря на крайне скромный и даже схематичный внешний вид и примерно такого же уровня звуковое оформление, сложностью своих загадок «System’s Twilight» способна привлечь к себе немалый интерес даже на фоне куда более прогрессивных работ Клиффа Джонсона, ну а в писательском таланте Эндрю Плоткина и в его способности поведать игрокам увлекательную историю и подавно не стоит сомневаться. Тем более что эта его игра, выпущенная вначале в качестве Shareware-продукта, начиная с 2000 года распространяется полностью бесплатно.
Как по внешнему виду, так и по сюжету и игровому процессу «System’s Twilight» очень даже напоминает третью Mac-головоломку Джонсона, пусть и будучи куда беднее в плане графики и разнообразия головоломок. Зато сюжетной составляющей здесь отводится ничуть не менее выдающаяся роль, позволяющая причислить игру если не к полноценным адвенчурам, то хотя бы к играм, могущим похвастаться своими квестовыми элементами. Действие разворачивается внутри компьютера, переживающего далеко не самые лучшие времена: Совет Сил, управлявший ранее всей жизнью электронного мира, куда-то бесследно исчез, многие системы не функционируют, а местные обитатели ведут себя крайне странно. Да и вид, и имена у них как нельзя более абстрактные – как и у самого главного героя, которому (о чём легко догадаться) как раз и предстоит приводить всё в порядок и спасать окрестные «земли» от погружения в полный хаос, пытаясь разыскать эти самые пропавшие старые Силы.
Несмотря на то, что протагонист наш представляет собой какую-то совсем не подлежащую определению фигуру или символ, перемещающуюся по экрану сообразно нажатию левой кнопки мыши, имеется у него такой себе суррогат инвентаря, куда мы складываем подбираемые по дороге модули памяти, байты с килобайтами и прочие полезные предметы. Однако основным элементом игрового процесса остаются всё же головоломки: все они сгруппированы в примерно дюжину районов обширного электронного мира, но для посещения открываются постепенно. Хотя в любой момент прохождения игры, как правило, две или три таких области обязательно доступны, дабы можно было немного разнообразить свои интеллектуальные упражнения.
В отличие от игр Клиффа Джонсона, в каждом отдельном районе загадки оказываются скорее однотипными: в Лесу мы проходим лабиринт из меняющихся на ходу клеток с тропинками, в Мастерской соединяем попарно проводниками несколько одинаковых точек, нырнув в Реку, сталкиваемся с оригинальными загадками на последовательную замену букв в словах, - и так далее. Будут здесь и варианты «Сокобан», и воспроизведение нужных фигур из квадратиков, и буквальное отгадывание загадок с набором ответов с клавиатуры, и многое другое. При этом даже на указанную однотипность предлагаемых нам задачек жаловаться не очень хочется, так как следуют они друг за другом, постепенно усложняясь (готовьтесь снова и снова перезапускать загадки после неверного действия!), а для решения некоторых из них требуются предметы, выдаваемые за успешное прохождение других районов электронного мира.
В результате, несмотря на крайне скромный и даже схематичный внешний вид и примерно такого же уровня звуковое оформление, сложностью своих загадок «System’s Twilight» способна привлечь к себе немалый интерес даже на фоне куда более прогрессивных работ Клиффа Джонсона, ну а в писательском таланте Эндрю Плоткина и в его способности поведать игрокам увлекательную историю и подавно не стоит сомневаться. Тем более что эта его игра, выпущенная вначале в качестве Shareware-продукта, начиная с 2000 года распространяется полностью бесплатно.