«Ramonovo Kouzlo» – вещь очень даже любопытная и примечательная, как некоторыми своими уникальными особенностями, так и тем обстоятельством, что она является одной из первых фотоадвенчур – и одной из первых полномерных коммерческих игр родом из Восточной Европы. Разработанная выходцами из Pterodon Software во главе с Михалом Яначеком, она была издана чешской компанией Vochozka Trading совместно со словацким дистрибутором Riki Computer Games.
Прежде всего, как и многие другие её собратья по достаточно редкому поджанру, чешская адвенчура привлекает правдивостью своего визуального ряда: действие разворачивается в реальном месте, в маленьком ренессансном городке Нове-Место-над-Метуйи (не путать с одноимённым районом Праги!), – и отображается посредством в меру красочных фотографий, занимающих на экране с не самым стандартным для DOS-игры разрешением 720х480 небольшое окно размером примерно 440 на 270 пикселей. Пусть это далеко не впечатляющий показатель по техническим характеристикам, даже по меркам середины 1990-х годов, но совершить виртуальное путешествие и полюбоваться на живописные интерьеры местного замка, обыденные виды улиц и пейзажи окрестных гор и лесов временами очень даже интересно.
А вот сюжетная составляющая реалистичностью совсем не отличается, на что намекает и заглавие игры: однажды, ранней весной некий злой чародей по имени Рамон подчинил своей власти тихий и мирный город, сначала поселившись в одном из окрестных лесов, а затем захватив и сам замок Нове-Место-над-Метуйи. Стражей замка – не то эльфов, не то гномов, – злодей заколдовал, превратив в камень, а в самом городе из-за сильного заклинания на свободу вырвалось множество призраков, включая местных исторических личностей. Чтобы победить Рамона и освободить город от заклятия, был выбран наш герой – безымянный, но симпатичный секретный агент. Некоторые подробности этой запутанной истории можно будет прочесть в фолиантах местных исторических хроник (и, вероятно, в недоступном в настоящий момент руководстве пользователя), – но исходя из того, что в перечне разработчиков «Ramonovo Kouzlo» должность сценариста отсутствует как класс, логично предположить, что глубиной здешняя сюжетная линия не отличается в принципе. Что же касается музыки за авторством Павела Когорны, то она очень даже атмосферная и ненавязчивая, по большей части спокойная и медитативная, но умело подчёркивающая самые напряжённые игровые моменты.
Зато интерфейс «Ramonovo Kouzlo» довольно-таки замысловат и потому заслуживает отдельного подробного рассказа. По традиции ранних FMV-приключений состоит он из множества окон, которых здесь насчитывается целых девять. Рассмотрим их сверху вниз и слева направо. Первым в верхнем ряду идёт маленькое изображение одной из локаций, выбранных нами на карте (зачем – непонятно: вероятно, исключительно для ориентации на местности); вверху посередине красуется название игры (должно быть, чтобы не забывали, – примечательно, что это единственная здесь фраза на английском, а не на чешском языке); завершается верхний ряд окошком с изображением предметов, плохо лежащих в данной локации (если, разумеется, там вообще что-либо лежит в настоящий момент).
Слева в среднем ряду отображается наш инвентарь и глаголы для управления таковым – «использовать», «взять» и «положить»: вторая и третья из этих команд переводят предметы из данного окна в предыдущее и обратно, а первая – в наше следующее окно. Оно же и основное, занимающее большую часть экрана: фотография с видом текущей дискретной локации, с присутствующими на ней персонажами, активными точками и направлениями для возможного перемещения вперёд, назад и в стороны, осуществляемого при нажатии на соответствующую стрелку, которая появляется при подведении курсора к нужному краю. Третье окно в этом ряду – два столбика с показателями: к сожалению, понять их точное предназначение без руководства пользователя сложно; можно только предположить, что речь идёт о времени, затраченном на расследование (которое может быть и ограничено – левый столбик растёт в размерах с каждым нашим шагом), и о прогрессе в деле нейтрализации рамонового колдовства (в случае с правым столбиком).
Нижний ряд украшен слева фотопортретом нашего героя – анимация в игре отсутствует, зато при совершении какого-либо действия на лице протагониста отображаются подходящие случаю эмоции: радость при правильном ответе на загадку (или огорчение при неправильном), напряжённая работа мысли при изучении какого-либо фрагмента экрана и т.д.; при беседах с другим персонажем здесь можно увидеть уже его изображение, часто столь же реалистичное. Правее, прямо под основным окном, отведено место управляющим командам: «посмотреть» (т.е. прочесать текущую локацию курсором на предмет пиксель-хантинга – с текстовым отображением названий активных предметов – или возможности изучить какой-либо предмет поподробнее), «поговорить» (чаще всего беседы начинаются именно так – после чего на экране появляются окна диалогов с отображением реплик собеседника и доступных для выбора вариантов нашего ответа, перекрывающие добрую половину других окон), а также более привычные кнопки «загрузить», «сохранить» и «выйти». Последнее, нижнее правое окно – своеобразная карта игрового мира, с обозначением (особо мелким) дискретных точек-локаций (жёлтые точки) и нашего текущего местоположения (красная точка), а также с двумя кнопками: одна позволяет пролистать изображения всех доступных локаций, демонстрируемых в самом первом, верхнем левом окне, а вторая – мгновенно переместиться в любую из этих локаций.
На первый взгляд всё несколько запутано – однако к интерфейсу привыкаешь легко, и после привыкания он начинает казаться очень даже удобным. Другое дело, что сама игра может показаться сложноватой – прежде всего, по той причине, что для комфортного прохождения требуется некоторое понимание чешского языка. Несколько раз понадобится даже вводить ответы на загадки вручную с клавиатуры – например, вычитывая нужную информацию в местных книгах или выспрашивая её у призраков. Кроме того, в некоторых случаях здесь можно и погибнуть – например, не успев выхватить вовремя свой арбалет, чтобы застрелить очередного встречного разбойника с кинжалом наголо. Разбойников (а у нас – болтов) будет всего пять; к счастью, все они водятся рядышком в лесу и только в один определённый момент игры: главное – быстро нажать на кнопку «использовать», затем на арбалет, а после этого – на изображение враждебно настроенного персонажа в центре экрана (иначе зарежут нас).
К счастью, такого рода «action-вставки» здесь довольно редки и особых неприятностей не доставят – в основном местный геймплей является классически квестовым, ориентированным на сбор и применение предметов и на беседы с персонажами, с лёгким налётом edutainment. Например, те же призраки вовсе не страшны, а напротив, весьма дружелюбны и всегда готовы поделиться полезными сведениями или важными предметами, если их умилостивить (разгадав их загадку, подарив им нужный предмет и т.д.). Большую часть игры мы будем изучать местные живописные локации, пытаясь отыскать все ключевые предметы, нужные для того, чтобы расколдовать тех самых добрых каменных гномиков (или эльфов) – всего их здесь четырнадцать: воину нужен меч, кухарке – половник и так далее. После чего можно будет уже и вступить в последнюю битву со злым Рамоном (которая также будет сводиться к использованию на его призрачном изображении нужного предмета – разумеется, как можно быстрее, иначе он использует что-то своё на нас).
Конечно, бюджетность разработки «Ramonovo Kouzlo» даёт о себе знать, и фотоснимки Нове-Место-над-Метуйи выглядят весьма скромно сравнительно с полноэкранными фотоадвенчурами 2000-х и 2010-х годов. Тем не менее игру можно смело рекомендовать всем любителям оригинальных компьютерных приключений: чешский язык для русского человека более-менее понятен, игровой процесс классически незамысловат, а виртуальное путешествие в малоизвестный, но очень красивый и стильный городок уже само по себе приятно.
Прежде всего, как и многие другие её собратья по достаточно редкому поджанру, чешская адвенчура привлекает правдивостью своего визуального ряда: действие разворачивается в реальном месте, в маленьком ренессансном городке Нове-Место-над-Метуйи (не путать с одноимённым районом Праги!), – и отображается посредством в меру красочных фотографий, занимающих на экране с не самым стандартным для DOS-игры разрешением 720х480 небольшое окно размером примерно 440 на 270 пикселей. Пусть это далеко не впечатляющий показатель по техническим характеристикам, даже по меркам середины 1990-х годов, но совершить виртуальное путешествие и полюбоваться на живописные интерьеры местного замка, обыденные виды улиц и пейзажи окрестных гор и лесов временами очень даже интересно.
А вот сюжетная составляющая реалистичностью совсем не отличается, на что намекает и заглавие игры: однажды, ранней весной некий злой чародей по имени Рамон подчинил своей власти тихий и мирный город, сначала поселившись в одном из окрестных лесов, а затем захватив и сам замок Нове-Место-над-Метуйи. Стражей замка – не то эльфов, не то гномов, – злодей заколдовал, превратив в камень, а в самом городе из-за сильного заклинания на свободу вырвалось множество призраков, включая местных исторических личностей. Чтобы победить Рамона и освободить город от заклятия, был выбран наш герой – безымянный, но симпатичный секретный агент. Некоторые подробности этой запутанной истории можно будет прочесть в фолиантах местных исторических хроник (и, вероятно, в недоступном в настоящий момент руководстве пользователя), – но исходя из того, что в перечне разработчиков «Ramonovo Kouzlo» должность сценариста отсутствует как класс, логично предположить, что глубиной здешняя сюжетная линия не отличается в принципе. Что же касается музыки за авторством Павела Когорны, то она очень даже атмосферная и ненавязчивая, по большей части спокойная и медитативная, но умело подчёркивающая самые напряжённые игровые моменты.
Зато интерфейс «Ramonovo Kouzlo» довольно-таки замысловат и потому заслуживает отдельного подробного рассказа. По традиции ранних FMV-приключений состоит он из множества окон, которых здесь насчитывается целых девять. Рассмотрим их сверху вниз и слева направо. Первым в верхнем ряду идёт маленькое изображение одной из локаций, выбранных нами на карте (зачем – непонятно: вероятно, исключительно для ориентации на местности); вверху посередине красуется название игры (должно быть, чтобы не забывали, – примечательно, что это единственная здесь фраза на английском, а не на чешском языке); завершается верхний ряд окошком с изображением предметов, плохо лежащих в данной локации (если, разумеется, там вообще что-либо лежит в настоящий момент).
Слева в среднем ряду отображается наш инвентарь и глаголы для управления таковым – «использовать», «взять» и «положить»: вторая и третья из этих команд переводят предметы из данного окна в предыдущее и обратно, а первая – в наше следующее окно. Оно же и основное, занимающее большую часть экрана: фотография с видом текущей дискретной локации, с присутствующими на ней персонажами, активными точками и направлениями для возможного перемещения вперёд, назад и в стороны, осуществляемого при нажатии на соответствующую стрелку, которая появляется при подведении курсора к нужному краю. Третье окно в этом ряду – два столбика с показателями: к сожалению, понять их точное предназначение без руководства пользователя сложно; можно только предположить, что речь идёт о времени, затраченном на расследование (которое может быть и ограничено – левый столбик растёт в размерах с каждым нашим шагом), и о прогрессе в деле нейтрализации рамонового колдовства (в случае с правым столбиком).
Нижний ряд украшен слева фотопортретом нашего героя – анимация в игре отсутствует, зато при совершении какого-либо действия на лице протагониста отображаются подходящие случаю эмоции: радость при правильном ответе на загадку (или огорчение при неправильном), напряжённая работа мысли при изучении какого-либо фрагмента экрана и т.д.; при беседах с другим персонажем здесь можно увидеть уже его изображение, часто столь же реалистичное. Правее, прямо под основным окном, отведено место управляющим командам: «посмотреть» (т.е. прочесать текущую локацию курсором на предмет пиксель-хантинга – с текстовым отображением названий активных предметов – или возможности изучить какой-либо предмет поподробнее), «поговорить» (чаще всего беседы начинаются именно так – после чего на экране появляются окна диалогов с отображением реплик собеседника и доступных для выбора вариантов нашего ответа, перекрывающие добрую половину других окон), а также более привычные кнопки «загрузить», «сохранить» и «выйти». Последнее, нижнее правое окно – своеобразная карта игрового мира, с обозначением (особо мелким) дискретных точек-локаций (жёлтые точки) и нашего текущего местоположения (красная точка), а также с двумя кнопками: одна позволяет пролистать изображения всех доступных локаций, демонстрируемых в самом первом, верхнем левом окне, а вторая – мгновенно переместиться в любую из этих локаций.
На первый взгляд всё несколько запутано – однако к интерфейсу привыкаешь легко, и после привыкания он начинает казаться очень даже удобным. Другое дело, что сама игра может показаться сложноватой – прежде всего, по той причине, что для комфортного прохождения требуется некоторое понимание чешского языка. Несколько раз понадобится даже вводить ответы на загадки вручную с клавиатуры – например, вычитывая нужную информацию в местных книгах или выспрашивая её у призраков. Кроме того, в некоторых случаях здесь можно и погибнуть – например, не успев выхватить вовремя свой арбалет, чтобы застрелить очередного встречного разбойника с кинжалом наголо. Разбойников (а у нас – болтов) будет всего пять; к счастью, все они водятся рядышком в лесу и только в один определённый момент игры: главное – быстро нажать на кнопку «использовать», затем на арбалет, а после этого – на изображение враждебно настроенного персонажа в центре экрана (иначе зарежут нас).
К счастью, такого рода «action-вставки» здесь довольно редки и особых неприятностей не доставят – в основном местный геймплей является классически квестовым, ориентированным на сбор и применение предметов и на беседы с персонажами, с лёгким налётом edutainment. Например, те же призраки вовсе не страшны, а напротив, весьма дружелюбны и всегда готовы поделиться полезными сведениями или важными предметами, если их умилостивить (разгадав их загадку, подарив им нужный предмет и т.д.). Большую часть игры мы будем изучать местные живописные локации, пытаясь отыскать все ключевые предметы, нужные для того, чтобы расколдовать тех самых добрых каменных гномиков (или эльфов) – всего их здесь четырнадцать: воину нужен меч, кухарке – половник и так далее. После чего можно будет уже и вступить в последнюю битву со злым Рамоном (которая также будет сводиться к использованию на его призрачном изображении нужного предмета – разумеется, как можно быстрее, иначе он использует что-то своё на нас).
Конечно, бюджетность разработки «Ramonovo Kouzlo» даёт о себе знать, и фотоснимки Нове-Место-над-Метуйи выглядят весьма скромно сравнительно с полноэкранными фотоадвенчурами 2000-х и 2010-х годов. Тем не менее игру можно смело рекомендовать всем любителям оригинальных компьютерных приключений: чешский язык для русского человека более-менее понятен, игровой процесс классически незамысловат, а виртуальное путешествие в малоизвестный, но очень красивый и стильный городок уже само по себе приятно.
- Аудио-/видео-стиль:
Фотографии - Время и место:
Современность - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Чехия и Словакия - Тематика:
Мистика - Технические детали:
Оцифрованные персонажи - Язык:
Čeština