First Step Toward Wars
Когда одну и ту же игру пытаются продать много раз в разных обёртках - это говорит либо об её исключительной популярности и востребованности, либо об исключительной алчности её создателей.
С Ys случай необычный. Даже само название — Ис (не путать с ИС). Две первых части этой серии появились ещё в 87-м и 88-м годах на ряде японских компьютеров, но с ростом популярности проникли и на западный рынок: в тогдашние макинтоши и ПК — и на приставки в несколько упрощённой форме. Но на этом дело не закончилось — уже в 89-м последовало переиздание этих игр для NEC Turbografx – первой 16-битной приставки, и первой же приставки с CD-приводом. И таким образом Ys стал одной из первого десятка игр, выпущенных для CD-ROM, и уж точно одной из первых ролевых игр, удостоившихся такого непаханого дискового пространства. В нём был и переделанный саундтрек в виде обычных CD-дорожек, и перерисованная графика, и новые анимированные заставки.
Но на этом дело не закончилось — следующий римейк в 91-м для Sharp x68000, а затем в 94-м для DOS. Дальше SEGA Saturn в 97-м, и вот это переиздание — это уже переиздание римейка в 2001-м году. По анимэ-традициям его укомплектовали новыми заглавными песнями и новыми вступлениями. Замечу, что оно не последнее, — поскольку ещё было и пятое переиздание с новой графикой и ещё раз перезаписанной музыкой. Вот так бывает.
Palace of Destruction
Но обратим внимание на Ys. Это японская РПГ, но не обычная JRPG с их высокораздражающими random encounter’ами везде и всюду и пошаговыми битвами. Ys – зверь совершенно другой породы — в ней ударение делается на экшен, аркадность, в чём-то напоминающие Зельду. Главный шок — бои происходят автоматически: не нужно ничего нажимать, просто подбежать к противнику и столкнуться с ним — удар или ответный удар нанесутся сами. Таким образом, в него можно играть одной рукой!
Разумеется, и в таком подходе есть свои тонкости — кого-то легче бить со спины, где-то надо бежать по диагонали и зажимать монстров в углу. Даже нужно. Во второй части была также добавлена магия — и одним из спеллов стал фаерболл, который можно было кидать с расстояния.
Поскольку сюжетная линия немного подверглась корректировке в этом римейке, то надо рассказать и о ней. Некий приключенец Адел отправляется на своём утлом челне через море-окиян в поисках новых авантюр, но в процессе терпит крушение, и его выбрасывает на берег. Там его находят жители портового городка и приводят в чувства. К слову, сцена, где герой просыпается в постели, стала уже самым диким штампом в JRPG. Сюжет подан весьма слабо, так как мотивация действий непонятна почти до середины игры: случайная гадалка просит нас найти шесть книг об истории Ys. Ис — это название древней цивилизации, которая жила в том же регионе и достигла высокого уровня развития, но что-то её погубило, и она попросту исчезла, оставив в назидание потомкам лишь высокую башню. Теперь над островом сгущаются тучи, изо всех щелей прут демоны и его окружает штормовой барьер, не позволяющий кому-либо покинуть остров по морю. Он и стал причиной крушения Адела. И чтобы развеять злые чары, ему и нужно отыскать собрание сочинений и дать очередному эгоцентричному негодяю пинка, то есть толчка.
Игра достаточно линейна — вход в сюжетные подземелья закрыт и обычно не возникает вопросов о том, что делать и куда держать путь. В первой части практически вся карта доступна сразу, а во второй прогрессия ещё более прямая — с постепенными переходами из одной зоны в другую. Кстати, скорость перемещения по сравнению с типовым JRPG тут просто космическая. Привет, Гагарин!
Tower of the Shadow of Death
Помимо глобальных задач есть и немного сторонних квестов. Ролевая система очень простая и очень ограниченная — персонаж может подняться всего на десять уровней, которые можно совершенно спокойно заполучить до завершения игры и попадания в последнюю, весьма продолжительную локацию. Правда, в сиквеле получение уровней сделали менее геометрическим. Здесь три характеристики — атака, защита и здоровье. На экране вообще изначально видно только две полосы — одна жизни героя, а снизу противника. Остальное показывается по нажатию клавиши S. Соответственно, оружие и броня дают бонусы к естественным значениям. Есть небольшое количество употребляемых предметов — вроде свитка возвращения в город или лечебных пузырьков, причём здесь можно иметь только один предмет каждого вида, т. е. их нужно перепокупать после применения. В сиквеле это опять же было частично упразднено. И также можно экипировать что-нибудь из инвентаря - обычно что-то для прохождения проблемных зон или решения паззлов на уровнях, — вроде ботинок с шипами или идола, дающего невидимость.
Дизайн мира тоже выстроен линейно — локации явно рассчитаны на конкретный минимальный уровень героя и его обмундирования для прохождения. Достаточно поднять атаку на пять единиц — и супостаты куда охотней идут на дно. В то же время за выкос поголовья меньшего уровня уже начинают давать меньше опыт, чтобы неповадно было тренироваться на кошках. Гринды тут толком нет, а если и нужно повысить уровень, то делается это довольно быстро и не напряжно.
Вторая часть начинается с попадания того же Адола в сам Ys с шестью найденными томами за пазухой. В Ancient Ys Vanished - The Final Chapter (оригинальное название второй Ys) игра претерпела небольшие, но ощутимые изменения. Была добавлена магия, как я писал выше. И здесь есть как атакующие спеллы, так и утилитарные вроде света или телепорта обратно в город. Также и совершенно неожиданные, как заклинание полиморфа, превращающее вас в тушканообразного монстра, что позволяет разговаривать с местной фауной вместо того, чтобы с ней сражаться. Индикатор маны равен количеству здоровья, так что дополнительных усложнений ролевая система не претерпела.
Есть интересная возможность одаривать других NPC, причём полезными вещами вроде цветов, яблок или какой-то, гхм, травы, то есть тем, что и самому скушать не возбраняется. И все будут на это реагировать по-разному. Даже бегающей по городу утке или коту можно что-то презентовать.
Beat of The Terror
По сравнению с Зельдами герой куда более честен и не промышляет гастролёрством — не врывается в чужие обители и под видом беседы не обшаривает погреба, шкафы и кладовки, не бьёт горшки и вазы ради удовлетворения своим клептоманистических наклонностей. Все сундуки стоят вне населённых пунктов, и золото можно только выбивать из монстров либо же сбывать законно добытый лут у местных торговцев.
Этот римейк внёс и свои графические коррективы, но, изменив чёткость картинки, оставил примерно такой же стиль — top-down, характерный для JRPG. Мир Ys вышел… миловидным. Других слов не находится — умилительный, рисованный, почти мультяшный, где-то анимированный. Всё спрайтовое и плоское. В первой главе почему-то 256 цветов, но во втором эпизоде уже раскочегарились до 16-битного цвета с разными эффектами. Карты местности остались почти без изменений, поэтому можно сравнить старые главы с этими.
Но Ys знаменита не только этим, но и своим саундтреком. Ведь в каждом из переизданий музыка ремикшировалась и записывалась заново! А первый компакт-диск с OST из неё вышел ещё в 87-м году! Действительно ли Юдзо Косиро удалось сваять шедевр? Не весь целиком, но надо признать, что неплохо: эта разномастная коллекция треков работает именно как саундтрек, хотя ему не отбавлять определённой штампованной японскости в звучании. Если вы видели пяток JRPG, то поймёте, в чём дело. Боевые темы, позднее превратившиеся в Speed или Power Metal, очень мелодичны и запоминаются. В этом переиздании использован некий компромиссный вариант между новой аранжировкой с живыми инструментами и чисто синтезаторной обработкой имеющегося материала. Для желающих сравнить его с классикой можно переключить музыку с ремикса на оригинал для компьютера NEC PC-88, на котором Ys вышла впервые. Кстати, в дальнейшем Косиро напишет знаковый саундтрек для Streets of Rage II.
Хотя Ys уже издавалась на Западе, почему-то в Complete Edition игра опять появилась только в иероглифическом обрамлении. Этот недостаток был исправлен силами двух фанатов серии, и теперь можно ознакомиться с ней в полностью переведённом на английским язык виде.
Так что если у вас нет аллергии к забегам по подземельям, анимэ-физиономиям и облегчённому ролеплею, то Ys можно вполне посмотреть, тем более что такое сочетание в RPG нечасто встретишь. А вторую руку в это время можно занять чем-нибудь другим.
- Аудио-/видео-стиль:
Аниме - Особенность геймплея:
Hack 'n' slash - Перспектива:
Вид сверху - Происхождение:
Консоли - Страна или регион происхождения:
Япония - Тематика:
Фэнтези - Технические детали:
Переработанное издание - Элемент жанра:
В реальном времени - Язык:
日本語
English
Жаль что новые части,да и игры Nihon Falcom после 2006 года полностью переехали на портативки.