Если мысленно произнести словосочетание "уличный футбол" - то взору наверняка предстанут счастливые спортивные дети, гоняющие мяч по пространству утопающего в зелени двора, воздух которого насыщен ароматом цветущих акаций. Или состязание на окружённом сеткой школьном стадионе - с трибунами в виде рядов деревянных скамеек, на которых робко разместились преданные поклонницы капитанов и вратарей (ибо только эти товарищи пользуются известностью). Но стоит только заменить упомянутые чуть выше родные слова на зловещее "street soccer" "(стрит-соккер" - именно так), как идиллическая картинка быстро потускнеет, а после недолгой агонии её сменит совсем другая. Серо-стальное небо, выхлопные газы вместо кислорода, далёкие небоскрёбы, которые скорее чувствуешь, чем видишь, - и крошечная "площадка" рядом с обшарпанной бетонной стеной, испещрённой несколькими слоями ярких граффити, где в светлое время суток развлекаются нищие и голодные латино- и афроамериканские дети, а с наступлением сумерек - их куда более старшие (и более агрессивные) сородичи. Небесное светило, почитавшееся предками, слегка напекает и без того горячую голову, видавший виды мячик монотонно, но весело ударяется о массивную стену, голом считается попадание в то её пространство, что виднеется между ног самого толстого из участников (ибо во вратари только таких и берут), - а где-то невдалеке радиоприёмники, словно метроном, отстукивают речитативы XZibit'а или Notorious B.I.G.'а, - так было вчера, так есть сегодня, и так будет завтра. Конечно, "футбольным полем" эти грязные задворки "цивилизации" (которые, к слову, отлично приспособлены и для местных вариантов многих других командных видов спорта с мячом) можно назвать разве что в безудержном порыве творческой интерпретации явлений окружающего мира, - но таков удел отверженных в реалиях победившего капитализма: учиться импровизировать - чтобы выжить. Белым, которые вдруг ощутили себя новоявленной миссис Джеллиби, сюда лучше не соваться: в лучшем случае услышат что-нибудь вроде "Yo G, you frontin me?", - ну а про худший и думать не стоит.
...Трудно сказать, что способствовало возникновению в подсознании такого стереотипа, - но душа его жаждет: ведь нет ничего лучше, чем наслаждаться героической эпопеей "неравной борьбы против системы", которую как раз и ведут отважные цветные парни в городских джунглях. И ведь что любопытно: история знает кое-какие старые (очень старые!) игры, способные удовлетворить потребность гурманов даже в столь изощрённом и экзотическом блюде. Целая трилогия "Street Sports" от компании Epyx, посвящённая бейсболу, баскетболу и как раз "соккеру", как с некоторым оттенком презрения называют за океаном "классический" футбол. Шедеврами те вещи никак не назовёшь: полное отсутствие какой-либо тактики, практически полное - задних фонов, а равно и в целом крайне слабая даже для своего времени графика (вместе с тем формированию команды было уделено не так мало внимания). Но правило бал там нечто совсем иное - Атмосфера. Именно тот самый удивительный, труднообъяснимый с помощью слов, беспощадный, но желанный мир "стрит-соккера". Прошли годы; мир изменился, к концу тысячелетия "власть" над рынком футбольных симуляторов практически безраздельно захватила монструозная FIFA, лишь из жалости согласившаяся оставить несколько почти голых "косточек" побеждённым конкурентам; а о том, что играть - пусть и на экране монитора - можно не только в "большой" футбол, все, казалось, и вовсе забыли. И вдруг могучая корпорация - производитель спортинвентаря, названная в честь грациозного американского хищника, выпускает нечто, что содержит в заголовке то самое заветное сочетание. Неужели?.. Нет. Вот так вот сразу и без предисловий - нет.
Причём этот ответ, звучащий как смертный приговор еретику из уст Томаса Торквемады, вовсе не означает, что Puma Street Soccer - "плохая" игра. Это не совсем так, - правда, приходится признать, что поругать её даже просто как футбольный симулятор есть за что. Во-первых, непроработанность. На выбор вроде бы даётся несколько игровых режимов, - но далеко не всегда понятно, чем они отличаются друг от друга. Точнее, очевидно, что товарищеские матчи - это одиночные встречи, где можно свободно выбирать команды и места для проведения поединков, не предполагающие какого-либо продвижения дальше, а серия пенальти - это местный аналог тренировки по "голозабиванию". Но вот какова реальная разница между представленными в главном меню чемпионатами и лигами - понять довольно сложно (хотя она наверняка есть). Радует распределение команд по национальному признаку - а также их сравнительно большое количество и, как ни странно, отсутствие каких-либо громких фамилий. Точнее, последних тут фактически нет вообще - только имена (наверное, из-за проблем с лицензированием), - пусть задняя обложка и обещает в случае неких побед получить возможность "уговорить" сразиться с нами разных кормившихся от пумовской лапы "звёзд мирового футбола", включая, ни много ни мало, самого Диего Марадону...
Ещё можно выбрать, скажем, общий уровень сложности, продолжительность тайма, наличие либо отсутствие "правила золотого гола" и ряд других моментов. Но не стоит ожидать каких бы то ни было настраиваемых (или хотя бы присутствующих) характеристик игроков, разнообразия типов ударов (пас есть - и на том спасибо), заранее планируемых сложных тактических схем и прочего, - ибо ничего подобного тут нет и в помине. Хотя два типа построения всё же имеются: "атакующее" и "защитное", почти ничем не отличающиеся друг от друга и по-любому представляющие собой "треугольники", где в зависимости от вашей задумки поменяются местами вершина и основание. Впрочем, с учётом особенностей обсуждаемого вида спорта по-другому, наверное, и никак - ведь каждая из команд состоит всего из четырёх спортсменов: троих полевых и голкипера, который ни при каких обстоятельствах не покидает крошечное пространство вратарской, вызывающее невольные ассоциации с транспортиром из магазина канцтоваров. Переключаться между подопечными нельзя, - и это не шутка: если у кого-то из них оказывается мяч - то вы автоматически получаете контроль над этим товарищем, но не более того, и на практике это способно привести к весьма драматичным, неприятным и даже доводящим до серьёзной злобы ситуациям. Несколько облегчает дорогу к триумфу объективно низкий искусственный интеллект соперника, что, правда, не мешает ему, играя с завидным постоянством в нападении и никогда не переходя к обороне, заставлять сетку на ваших воротах колыхаться раз за разом.
Правда, одна очень интересная особенность - совершенно нереалистичная, но зато условно выделяющая Puma Street Soccer из числа других среднестатистических футбольных игр, - имеется. Дело в том, что после определённого количества успешных попаданий в створ ворот станет доступно совершение целых трёх "супершотов" - ударов особой силы и скорости, парировать которые соперник сможет с большим трудом; ему, правда, добиться аналогичной возможности тоже вполне по силам. То, что такая опция придумана, - это если и не хорошо, то вносит хотя бы какую-то оригинальность в довольно однообразное и подчас вялое действо. То же, что очень часто именно первенство в деле заполнения специальной шкалы, отвечающей за право нанесения упомянутых "шотов", решает исход тайма, а то и всего матча, - едва ли правильно. Хотя, если быть честными, есть и другие приятные моменты, пусть уже довольно типичные для компьютерного футбола: так, в наличии какие-никакие правила (но без судей, следящих за их исполнением): можно схлопотать предупреждение или даже одиннадцатиметровый удар за излишнее "внимание" к сопернику. Кроме того - и вот это вот может уже серьёзно обрадовать, - из-за небольших размеров большинства "арен" их ограждения (если они есть) реально использовать для хитрых рикошетов в чужие ворота (хотя можно "доиграться" и до попадания в свои...). Если мяч покинул пределы "поля" - то произойдёт довольно забавный и непредсказуемо влияющий на ход противостояния "аут". А ещё процесс сопровождается опять-таки не особо впечатляющими, но подчас весьма эмоциональными голосовыми комментариями (содержащими как будто бы даже подсказки для команды под нашим управлением!). И если случайно с размаху угодить мячом в какого-нибудь из игроков - то можно, пусть и изредка, увидеть "забавную" (разумеется, для нормальных людей - в кавычках) картину его страдания от боли: несчастный бегает кругами, трясёт конечностями, корчится и пригибается... Зачем это добавили - непонятно.
Помимо описанной в предыдущем предложении "жути" здесь есть ещё и "настоящая" красота - анимация фонов. На выбор (точнее, выбор как таковой есть, похоже, только в товарищеских матчах, но не суть) даётся несколько типов локаций для проведения состязаний, и подчас они весьма необычны: помимо площадок в парках или подобиях спортивных залов доступны, к примеру, паркинг (точнее, ограждённый участок земли около него), морской порт, аэропорт или улица (street!) большого западного города (неоновые огни в наличии, хотя чего-то очень впечатляющего ждать не стоит). И при всём этом "задники" действительно не всегда статичны: в парке нам покажут забавы роллеров, в аэропорту - взлёт самолёта, а в городе - самую настоящую сверкающую рекламу, и даже не обязательно фирмы Puma (хотя конкретно этой рекламы, увы, тут просто навалом всегда и везде). Но, так или иначе, смотрится такое всё же достойно и может порадовать утомившиеся глаза. К сожалению, модельки футболистов со всем этим резко контрастируют: они неказисты, угловаты, не особо качественно прорисованы и, кажется, совершенно идентичны друг другу во всём, за исключением цвета формы и, в некоторых случаях, кожи и волос, - такое вот тяжёлое наследие консольного происхождения. И да - пассаж про сетку выше по тексту был не более чем неудачной фигурой речи: не трепыхается она от забитых голов. Совсем.
Но что же здесь по-настоящему плохого, почему много строк тому назад было ледяным тоном произнесено то самое жуткое "нет"? Ответ косвенно дан в предыдущем абзаце - там, где речь шла про "(аэро)порты" и подобное: в Puma Street Soccer нет Атмосферы. Где грязные задние дворы, ржавые мусорные баки с вытряхнутым содержимым, исписанные ругательствами стены? Где негритянский рэп и снедаемые ненавистью "colored people", неистово творящие чудеса с чуть ли не самодельным мячом?! Их нет, - вот поэтому и ответ звучит точно так же. А нам меж тем предлагают или фантастику (ну нельзя играть в сколько-нибудь полноценный (любой) футбол на взлётно-посадочной полосе), или же нечто "прилизанно-тошнотворное" - вроде той же ухоженной песчаной или даже асфальтированной (!) ограждённой площадки в благоустроенном парке или спортзале, к тому же окружённой пусть и не анимированными (кто бы сомневался...), но более-менее полноценными трибунами. А финальные матчи "чемпионатов", если верить рецензиям, и вовсе проходят на "фирменной" "Puma-Arena" - фактически представляющей собой полноценный стадион с травяным покрытием, разве что размером поменьше традиционного. Так что местный антураж вполне походит на "уличный футбол" в счастливом мире победившего справедливого общественного строя, - но никак не на тот суровый, жестокий, но такой жизненный "стрит-соккер", который некогда появился на свет из воспалённого бреда воображения. И это печально.
Иными словами, в общем и целом игре вполне можно поставить оценку "средне", а возможно - что и несколько выше: здесь есть сложность, но обусловлена она вовсе не здравым смыслом; есть интересные идеи, но катастрофически не хватает хотя бы какого-то разнообразия (о "продуманности" даже и мечтать не будем). Однако всё вышеперечисленное ещё можно было простить, - если бы только кому-то не пришло в голову свести брутальное развлечение заокеанских нацменьшинств к, выражаясь словами Немировича-Данченко, "лимонадной розовой библиотеке". Такое не прощается. Никогда. И единственный совет здесь - мысленно убрать из заголовка второе слово и рассматривать данную вещь просто как бюджетный аркадный симулятор футбола. Тогда картинка получится даже более-менее годной.
...Трудно сказать, что способствовало возникновению в подсознании такого стереотипа, - но душа его жаждет: ведь нет ничего лучше, чем наслаждаться героической эпопеей "неравной борьбы против системы", которую как раз и ведут отважные цветные парни в городских джунглях. И ведь что любопытно: история знает кое-какие старые (очень старые!) игры, способные удовлетворить потребность гурманов даже в столь изощрённом и экзотическом блюде. Целая трилогия "Street Sports" от компании Epyx, посвящённая бейсболу, баскетболу и как раз "соккеру", как с некоторым оттенком презрения называют за океаном "классический" футбол. Шедеврами те вещи никак не назовёшь: полное отсутствие какой-либо тактики, практически полное - задних фонов, а равно и в целом крайне слабая даже для своего времени графика (вместе с тем формированию команды было уделено не так мало внимания). Но правило бал там нечто совсем иное - Атмосфера. Именно тот самый удивительный, труднообъяснимый с помощью слов, беспощадный, но желанный мир "стрит-соккера". Прошли годы; мир изменился, к концу тысячелетия "власть" над рынком футбольных симуляторов практически безраздельно захватила монструозная FIFA, лишь из жалости согласившаяся оставить несколько почти голых "косточек" побеждённым конкурентам; а о том, что играть - пусть и на экране монитора - можно не только в "большой" футбол, все, казалось, и вовсе забыли. И вдруг могучая корпорация - производитель спортинвентаря, названная в честь грациозного американского хищника, выпускает нечто, что содержит в заголовке то самое заветное сочетание. Неужели?.. Нет. Вот так вот сразу и без предисловий - нет.
Причём этот ответ, звучащий как смертный приговор еретику из уст Томаса Торквемады, вовсе не означает, что Puma Street Soccer - "плохая" игра. Это не совсем так, - правда, приходится признать, что поругать её даже просто как футбольный симулятор есть за что. Во-первых, непроработанность. На выбор вроде бы даётся несколько игровых режимов, - но далеко не всегда понятно, чем они отличаются друг от друга. Точнее, очевидно, что товарищеские матчи - это одиночные встречи, где можно свободно выбирать команды и места для проведения поединков, не предполагающие какого-либо продвижения дальше, а серия пенальти - это местный аналог тренировки по "голозабиванию". Но вот какова реальная разница между представленными в главном меню чемпионатами и лигами - понять довольно сложно (хотя она наверняка есть). Радует распределение команд по национальному признаку - а также их сравнительно большое количество и, как ни странно, отсутствие каких-либо громких фамилий. Точнее, последних тут фактически нет вообще - только имена (наверное, из-за проблем с лицензированием), - пусть задняя обложка и обещает в случае неких побед получить возможность "уговорить" сразиться с нами разных кормившихся от пумовской лапы "звёзд мирового футбола", включая, ни много ни мало, самого Диего Марадону...
Ещё можно выбрать, скажем, общий уровень сложности, продолжительность тайма, наличие либо отсутствие "правила золотого гола" и ряд других моментов. Но не стоит ожидать каких бы то ни было настраиваемых (или хотя бы присутствующих) характеристик игроков, разнообразия типов ударов (пас есть - и на том спасибо), заранее планируемых сложных тактических схем и прочего, - ибо ничего подобного тут нет и в помине. Хотя два типа построения всё же имеются: "атакующее" и "защитное", почти ничем не отличающиеся друг от друга и по-любому представляющие собой "треугольники", где в зависимости от вашей задумки поменяются местами вершина и основание. Впрочем, с учётом особенностей обсуждаемого вида спорта по-другому, наверное, и никак - ведь каждая из команд состоит всего из четырёх спортсменов: троих полевых и голкипера, который ни при каких обстоятельствах не покидает крошечное пространство вратарской, вызывающее невольные ассоциации с транспортиром из магазина канцтоваров. Переключаться между подопечными нельзя, - и это не шутка: если у кого-то из них оказывается мяч - то вы автоматически получаете контроль над этим товарищем, но не более того, и на практике это способно привести к весьма драматичным, неприятным и даже доводящим до серьёзной злобы ситуациям. Несколько облегчает дорогу к триумфу объективно низкий искусственный интеллект соперника, что, правда, не мешает ему, играя с завидным постоянством в нападении и никогда не переходя к обороне, заставлять сетку на ваших воротах колыхаться раз за разом.
Правда, одна очень интересная особенность - совершенно нереалистичная, но зато условно выделяющая Puma Street Soccer из числа других среднестатистических футбольных игр, - имеется. Дело в том, что после определённого количества успешных попаданий в створ ворот станет доступно совершение целых трёх "супершотов" - ударов особой силы и скорости, парировать которые соперник сможет с большим трудом; ему, правда, добиться аналогичной возможности тоже вполне по силам. То, что такая опция придумана, - это если и не хорошо, то вносит хотя бы какую-то оригинальность в довольно однообразное и подчас вялое действо. То же, что очень часто именно первенство в деле заполнения специальной шкалы, отвечающей за право нанесения упомянутых "шотов", решает исход тайма, а то и всего матча, - едва ли правильно. Хотя, если быть честными, есть и другие приятные моменты, пусть уже довольно типичные для компьютерного футбола: так, в наличии какие-никакие правила (но без судей, следящих за их исполнением): можно схлопотать предупреждение или даже одиннадцатиметровый удар за излишнее "внимание" к сопернику. Кроме того - и вот это вот может уже серьёзно обрадовать, - из-за небольших размеров большинства "арен" их ограждения (если они есть) реально использовать для хитрых рикошетов в чужие ворота (хотя можно "доиграться" и до попадания в свои...). Если мяч покинул пределы "поля" - то произойдёт довольно забавный и непредсказуемо влияющий на ход противостояния "аут". А ещё процесс сопровождается опять-таки не особо впечатляющими, но подчас весьма эмоциональными голосовыми комментариями (содержащими как будто бы даже подсказки для команды под нашим управлением!). И если случайно с размаху угодить мячом в какого-нибудь из игроков - то можно, пусть и изредка, увидеть "забавную" (разумеется, для нормальных людей - в кавычках) картину его страдания от боли: несчастный бегает кругами, трясёт конечностями, корчится и пригибается... Зачем это добавили - непонятно.
Помимо описанной в предыдущем предложении "жути" здесь есть ещё и "настоящая" красота - анимация фонов. На выбор (точнее, выбор как таковой есть, похоже, только в товарищеских матчах, но не суть) даётся несколько типов локаций для проведения состязаний, и подчас они весьма необычны: помимо площадок в парках или подобиях спортивных залов доступны, к примеру, паркинг (точнее, ограждённый участок земли около него), морской порт, аэропорт или улица (street!) большого западного города (неоновые огни в наличии, хотя чего-то очень впечатляющего ждать не стоит). И при всём этом "задники" действительно не всегда статичны: в парке нам покажут забавы роллеров, в аэропорту - взлёт самолёта, а в городе - самую настоящую сверкающую рекламу, и даже не обязательно фирмы Puma (хотя конкретно этой рекламы, увы, тут просто навалом всегда и везде). Но, так или иначе, смотрится такое всё же достойно и может порадовать утомившиеся глаза. К сожалению, модельки футболистов со всем этим резко контрастируют: они неказисты, угловаты, не особо качественно прорисованы и, кажется, совершенно идентичны друг другу во всём, за исключением цвета формы и, в некоторых случаях, кожи и волос, - такое вот тяжёлое наследие консольного происхождения. И да - пассаж про сетку выше по тексту был не более чем неудачной фигурой речи: не трепыхается она от забитых голов. Совсем.
Но что же здесь по-настоящему плохого, почему много строк тому назад было ледяным тоном произнесено то самое жуткое "нет"? Ответ косвенно дан в предыдущем абзаце - там, где речь шла про "(аэро)порты" и подобное: в Puma Street Soccer нет Атмосферы. Где грязные задние дворы, ржавые мусорные баки с вытряхнутым содержимым, исписанные ругательствами стены? Где негритянский рэп и снедаемые ненавистью "colored people", неистово творящие чудеса с чуть ли не самодельным мячом?! Их нет, - вот поэтому и ответ звучит точно так же. А нам меж тем предлагают или фантастику (ну нельзя играть в сколько-нибудь полноценный (любой) футбол на взлётно-посадочной полосе), или же нечто "прилизанно-тошнотворное" - вроде той же ухоженной песчаной или даже асфальтированной (!) ограждённой площадки в благоустроенном парке или спортзале, к тому же окружённой пусть и не анимированными (кто бы сомневался...), но более-менее полноценными трибунами. А финальные матчи "чемпионатов", если верить рецензиям, и вовсе проходят на "фирменной" "Puma-Arena" - фактически представляющей собой полноценный стадион с травяным покрытием, разве что размером поменьше традиционного. Так что местный антураж вполне походит на "уличный футбол" в счастливом мире победившего справедливого общественного строя, - но никак не на тот суровый, жестокий, но такой жизненный "стрит-соккер", который некогда появился на свет из воспалённого бреда воображения. И это печально.
Иными словами, в общем и целом игре вполне можно поставить оценку "средне", а возможно - что и несколько выше: здесь есть сложность, но обусловлена она вовсе не здравым смыслом; есть интересные идеи, но катастрофически не хватает хотя бы какого-то разнообразия (о "продуманности" даже и мечтать не будем). Однако всё вышеперечисленное ещё можно было простить, - если бы только кому-то не пришло в голову свести брутальное развлечение заокеанских нацменьшинств к, выражаясь словами Немировича-Данченко, "лимонадной розовой библиотеке". Такое не прощается. Никогда. И единственный совет здесь - мысленно убрать из заголовка второе слово и рассматривать данную вещь просто как бюджетный аркадный симулятор футбола. Тогда картинка получится даже более-менее годной.
- Вид спорта:
Футбол - Время и место:
Современность - Многопользовательская игра:
Одновременная игра за одним компьютером
Друг против друга - Перспектива:
Изометрия - Происхождение:
Консоли - Серия игр:
Рекламные игры - Страна или регион происхождения:
Италия - Технические детали:
CD-audio - Язык:
English