Для начала отбросьте первые два слова: к славной серии top-down-варгеймов от Atomic Games эта вещь имеет очень опосредованное отношение — то есть почти никакого. С другой стороны, речь в ней идёт действительно о сценариях ближнего боя, поэтому их всё же можно ненадолго задержать в памяти. Такая вот двусмысленность.
Atomic Games не ушли со сцены в расцвете своей славы, а переключились на создание тренировочных симуляторов, адаптированных для нужд армии. И первый их проект был посвящён именно боям в современном Ираке или похожей на него стране. First to Fight десантируется не глядя и приземляется не совсем там, но всё равно на Ближнем Востоке — в Ливане. Именно эту точку выбрали авторы сценария для раздувания очередного очага геополитического конфликта. Действующий премьер-министр отбывает на экстренное лечение за рубеж, и как только кот уходит из дому, так мыши сразу набегают изо всех щелей — в лице разных группировок боевиков, поддерживаемых сирийским и иранским правительствами. Они учиняют хаос на улицах, палят без разбора и ведут себя в целом скверно. Пожарным расчётом, прибывшим на вызов первым и, распихавшим всех в сторону, станут морские пехотинцы США. Freedom time.
Были ли какие-то основания для вспыхивания конфликта прямо в Бейруте, древней столице Ливана? Однозначно — они имелись. Ливан пережил долгую и кровопролитную гражданскую войну с 1975 по 1990 год, когда на него покушались как арабские соседи, так и даже Израиль. Всё дело закончилось к тому же длительной оккупацией страны Сирией, которая продолжалась до 2005 года. И в 2005 же году был совершён подрыв машины премьер-министра, закончившийся фатально для него, в котором многие видели дело рук оккупантов. Но это случилось уже после выхода игры. Авторы сценария к этим событиям непричастны. Я уверен.
First to Fight преподносится как тактический шутер от первого лица, где отряд из четырёх бойцов сражается в городских условиях. Это не первая попытка сделать подобный squad-based-шутер с претензией на реализм, — был и полицейский SWAT, и более боевой (и куда более выдуманный) Ghost Recon, и стратегический Full Spectrum Warrior, и более весёлый Conflict: Desert Storm. Чем же пытается нас подкупить Close Combat?
Вот этому посвящён видеотуториал, который вы обязательно просмотрите, прежде чем вас пустят в голову одного из бойцов. Говорится, что First to Fight создавался при помощи внушительного числа консультантов из числа бывших морских пехотинцев разных чинов. И поэтому в нём используется и реалистичная тактика ведения боя в городских условиях, и интеллектуальные команды, да и ко всему прочему — система боевого духа, как в тех самых плоских Close Combat’ах.
Выглядит это так. По улице не спеша идут четыре солдата, прикрывая четыре разных стороны света. Будучи лидером отряда (Lance Sergeant), им можно отдавать приказы: поди туда, прикрой меня, заградительный огонь, — но это всё есть и в других подобных играх. Много внимания здесь уделено штурму помещений — достаточно кликнуть на дверь и выбрать вариант Takedown с или без предварительной гранаты. Бойцы выстраиваются на позиции, играет героическая музыка — и по нашему сигналу они заходят и задают всем жару. Другая опция — это команда поддержки, представленная либо снайперами, которых можно позвать на локацию, либо же миномётным взводом или ударом с воздуха, чтобы оперативно разделаться с редкой вражеской техникой.
Всё бы было ничего, но особого интеллекта ни у врагов, ни у наших не чувствуется. Они могут условно находить укрытия — это было до того, как стали модными шутеры с такой механикой, поэтому здесь это означает спрятаться за любой преградой и периодически выглядывать туда-сюда. Наши однополчане могут вести весьма точный огонь, подмечать цели, — да и всё. И насчёт боевого духа — не спорю, что как-то он здесь рассчитывается: метнув гранату в комнату и приказав сложить оружие (всё-таки у нас не карательная бригада), можно добиться перманентного бегства оппонентов или же сдачи их в плен. Но на этом внешние проявления заканчиваются. У наших сослуживцев тоже есть параметр морали, но, даже находясь под обстрелом и теряя здоровье, они не паникуют. Возможно, на высших уровнях сложности влияние оказывается большее, но такого я не проверял.
Противники же довольно меткие и обладают завидной реакцией, которой бы позавидовали отдельные игроки в соревновательные шутеры. Алибабаевичи начинают стрелять первыми — и всё тут, если только вы не застали их врасплох. Бежать в бой совсем без поддержки опасно: несколько выстрелов — и тебе конец, и свобода и демократия уже не восторжествуют. Даже высунувшись из-за угла, можно получить очередь в лоб. С другой стороны, количество медпакетов, моментально восстанавливающих здоровье, само по себе подталкивает к необоснованному риску, тем более что их можно ещё и периодически восполнять. Но права на ошибку нет — максимум тут дают отправить на носилки одного бойца: его состояние нужно стабилизировать аптечкой, а затем вызвать медика для эвакуации. Если же под пулю попал второй член отряда или же его командир, то всё — game over.
Что шутер без оружия? В погоне за реализмом авторы несколько упустили параметр fun’а — ведь всю игру вам предстоит бегать с видавшей виды M16 с подствольником. Огонь очередями или одиночными, без автоматического режима. У вашего стрелка поддержки есть пулемёт M249, у всех есть гранаты, — ну и на этом всё. У «комбатантов» можно отбирать ещё советское оружие: АК-74, иногда РПК, СВД, и почему-то пистолет Кольт 1911. Российское автоматическое оружие сделано как-то плохо, буквально дрожит в руках, и прицельная стрельба из него затруднительна. В качестве дополнительного ствола можно взять разве что Кольт или же гранатомёт РПГ-9, из которого нас совсем редко пытаются потчевать инсургенты. Но смысла нет — патронов завались, и с пустой обоймой я очутился лишь в самом конце самой последней главы. Из другого оборудования есть прибор ночного видения, которым предстоит воспользоваться несколько раз, оказавшись в потёмках. Один неприятный аспект: если одновременно высунуться из-за угла и попробовать перезарядить оружие, то персонаж не уходит обратно и остаётся торчать на виду у всех.
First to Fight рисует неплохую картинку для своих лет, не хватающую звёзд. Здесь нет окантовок набиравшего популярность «блума», motion blur, HDR или других модных эффектов. Не скажу, было ли дело в отсутствии ресурсов или же в стремлении создать более чистое и приближенное к реальности изображение. Детализация вполне похвальная, учитывая направленность игры и вторичность для неё такого обрамления: постеры на стенах, разнообразный мусор на улицах, мебель в помещениях, пусть и с невысоким качеством текстур, — загляните в бейрутский холодильник: там всё очень сурово.
Архитектура в целом неплохая — воссозданы не только развалины ближневосточные, типов «Ж» и «Ъ», но и минареты, Американский Университет, рынки, госпиталь и другие локации. Но уровни обычно небольшие, некоторые и вовсе маленькие. Изредка замечаешь ограничения дистанции прорисовки, когда едва можно различить силуэты в кромке тумана. При чём ли здесь мультиплатформенность — вопрос открытый.
Неожиданно в First to Fight удачный звуковой дизайн. Ambient-шумы создают ощутимую долю атмосферы присутствия, истеричные вопли вторженцев контрастируют с невозмутимым спокойствием и дисциплинированностью американских солдат. Симфонический action-саундтрек, подающийся ситуационно, эпичен и лишь подчёркивает ваш самопожертвенный героизм. Как тут не расплакаться от собственного великолепия?
Значительный минус «Ближнего Боя» — полное отсутствие интерактивного окружения, кроме дырок в стенах. Ни вазу не дадут разбить, ни портрет вождя экстремистов попортить, ни припаркованный Трабант (и что они там делают?) взорвать, ни даже бочку. Это в шутере-то. Максимум, что делает граната, — отправляет супостатов в порнографический полёт, сохраняя порядок и чистоту интерьера, — здесь тряпичные куклы колбасит по полной.
И всё-таки First to Fight — продукт не особо тактический. В задумке оно, может, так и было, и здесь нельзя совсем нагло мчаться напролом, стрейфя боевиков вкруговую, а аккуратно снимать их через прицел, дожидаясь поддержки своей команды. Но, за исключением штурма помещений, здесь не так много тактических опций, и даже те, что есть, можно не брать во внимание. Что не делает её плохой игрой — на самом деле она выглядит как добротная, атмосферная вещь, и впечатление портят лишь отдельные детали. Если, конечно, вы не плюётесь от несметных залежей национальной американской гордости за своих военных.
P.S. Годом позже появился Ghost Recon: Advanced Warfighter очень схожей жанровой концепции и куда более требовательный к координации действий вашего отряда. Его наверняка можно порекомендовать жаждущим более вдумчивого шутинга.
Atomic Games не ушли со сцены в расцвете своей славы, а переключились на создание тренировочных симуляторов, адаптированных для нужд армии. И первый их проект был посвящён именно боям в современном Ираке или похожей на него стране. First to Fight десантируется не глядя и приземляется не совсем там, но всё равно на Ближнем Востоке — в Ливане. Именно эту точку выбрали авторы сценария для раздувания очередного очага геополитического конфликта. Действующий премьер-министр отбывает на экстренное лечение за рубеж, и как только кот уходит из дому, так мыши сразу набегают изо всех щелей — в лице разных группировок боевиков, поддерживаемых сирийским и иранским правительствами. Они учиняют хаос на улицах, палят без разбора и ведут себя в целом скверно. Пожарным расчётом, прибывшим на вызов первым и, распихавшим всех в сторону, станут морские пехотинцы США. Freedom time.
Были ли какие-то основания для вспыхивания конфликта прямо в Бейруте, древней столице Ливана? Однозначно — они имелись. Ливан пережил долгую и кровопролитную гражданскую войну с 1975 по 1990 год, когда на него покушались как арабские соседи, так и даже Израиль. Всё дело закончилось к тому же длительной оккупацией страны Сирией, которая продолжалась до 2005 года. И в 2005 же году был совершён подрыв машины премьер-министра, закончившийся фатально для него, в котором многие видели дело рук оккупантов. Но это случилось уже после выхода игры. Авторы сценария к этим событиям непричастны. Я уверен.
First to Fight преподносится как тактический шутер от первого лица, где отряд из четырёх бойцов сражается в городских условиях. Это не первая попытка сделать подобный squad-based-шутер с претензией на реализм, — был и полицейский SWAT, и более боевой (и куда более выдуманный) Ghost Recon, и стратегический Full Spectrum Warrior, и более весёлый Conflict: Desert Storm. Чем же пытается нас подкупить Close Combat?
Вот этому посвящён видеотуториал, который вы обязательно просмотрите, прежде чем вас пустят в голову одного из бойцов. Говорится, что First to Fight создавался при помощи внушительного числа консультантов из числа бывших морских пехотинцев разных чинов. И поэтому в нём используется и реалистичная тактика ведения боя в городских условиях, и интеллектуальные команды, да и ко всему прочему — система боевого духа, как в тех самых плоских Close Combat’ах.
Выглядит это так. По улице не спеша идут четыре солдата, прикрывая четыре разных стороны света. Будучи лидером отряда (Lance Sergeant), им можно отдавать приказы: поди туда, прикрой меня, заградительный огонь, — но это всё есть и в других подобных играх. Много внимания здесь уделено штурму помещений — достаточно кликнуть на дверь и выбрать вариант Takedown с или без предварительной гранаты. Бойцы выстраиваются на позиции, играет героическая музыка — и по нашему сигналу они заходят и задают всем жару. Другая опция — это команда поддержки, представленная либо снайперами, которых можно позвать на локацию, либо же миномётным взводом или ударом с воздуха, чтобы оперативно разделаться с редкой вражеской техникой.
Всё бы было ничего, но особого интеллекта ни у врагов, ни у наших не чувствуется. Они могут условно находить укрытия — это было до того, как стали модными шутеры с такой механикой, поэтому здесь это означает спрятаться за любой преградой и периодически выглядывать туда-сюда. Наши однополчане могут вести весьма точный огонь, подмечать цели, — да и всё. И насчёт боевого духа — не спорю, что как-то он здесь рассчитывается: метнув гранату в комнату и приказав сложить оружие (всё-таки у нас не карательная бригада), можно добиться перманентного бегства оппонентов или же сдачи их в плен. Но на этом внешние проявления заканчиваются. У наших сослуживцев тоже есть параметр морали, но, даже находясь под обстрелом и теряя здоровье, они не паникуют. Возможно, на высших уровнях сложности влияние оказывается большее, но такого я не проверял.
Противники же довольно меткие и обладают завидной реакцией, которой бы позавидовали отдельные игроки в соревновательные шутеры. Алибабаевичи начинают стрелять первыми — и всё тут, если только вы не застали их врасплох. Бежать в бой совсем без поддержки опасно: несколько выстрелов — и тебе конец, и свобода и демократия уже не восторжествуют. Даже высунувшись из-за угла, можно получить очередь в лоб. С другой стороны, количество медпакетов, моментально восстанавливающих здоровье, само по себе подталкивает к необоснованному риску, тем более что их можно ещё и периодически восполнять. Но права на ошибку нет — максимум тут дают отправить на носилки одного бойца: его состояние нужно стабилизировать аптечкой, а затем вызвать медика для эвакуации. Если же под пулю попал второй член отряда или же его командир, то всё — game over.
Что шутер без оружия? В погоне за реализмом авторы несколько упустили параметр fun’а — ведь всю игру вам предстоит бегать с видавшей виды M16 с подствольником. Огонь очередями или одиночными, без автоматического режима. У вашего стрелка поддержки есть пулемёт M249, у всех есть гранаты, — ну и на этом всё. У «комбатантов» можно отбирать ещё советское оружие: АК-74, иногда РПК, СВД, и почему-то пистолет Кольт 1911. Российское автоматическое оружие сделано как-то плохо, буквально дрожит в руках, и прицельная стрельба из него затруднительна. В качестве дополнительного ствола можно взять разве что Кольт или же гранатомёт РПГ-9, из которого нас совсем редко пытаются потчевать инсургенты. Но смысла нет — патронов завались, и с пустой обоймой я очутился лишь в самом конце самой последней главы. Из другого оборудования есть прибор ночного видения, которым предстоит воспользоваться несколько раз, оказавшись в потёмках. Один неприятный аспект: если одновременно высунуться из-за угла и попробовать перезарядить оружие, то персонаж не уходит обратно и остаётся торчать на виду у всех.
First to Fight рисует неплохую картинку для своих лет, не хватающую звёзд. Здесь нет окантовок набиравшего популярность «блума», motion blur, HDR или других модных эффектов. Не скажу, было ли дело в отсутствии ресурсов или же в стремлении создать более чистое и приближенное к реальности изображение. Детализация вполне похвальная, учитывая направленность игры и вторичность для неё такого обрамления: постеры на стенах, разнообразный мусор на улицах, мебель в помещениях, пусть и с невысоким качеством текстур, — загляните в бейрутский холодильник: там всё очень сурово.
Архитектура в целом неплохая — воссозданы не только развалины ближневосточные, типов «Ж» и «Ъ», но и минареты, Американский Университет, рынки, госпиталь и другие локации. Но уровни обычно небольшие, некоторые и вовсе маленькие. Изредка замечаешь ограничения дистанции прорисовки, когда едва можно различить силуэты в кромке тумана. При чём ли здесь мультиплатформенность — вопрос открытый.
Неожиданно в First to Fight удачный звуковой дизайн. Ambient-шумы создают ощутимую долю атмосферы присутствия, истеричные вопли вторженцев контрастируют с невозмутимым спокойствием и дисциплинированностью американских солдат. Симфонический action-саундтрек, подающийся ситуационно, эпичен и лишь подчёркивает ваш самопожертвенный героизм. Как тут не расплакаться от собственного великолепия?
Значительный минус «Ближнего Боя» — полное отсутствие интерактивного окружения, кроме дырок в стенах. Ни вазу не дадут разбить, ни портрет вождя экстремистов попортить, ни припаркованный Трабант (и что они там делают?) взорвать, ни даже бочку. Это в шутере-то. Максимум, что делает граната, — отправляет супостатов в порнографический полёт, сохраняя порядок и чистоту интерьера, — здесь тряпичные куклы колбасит по полной.
И всё-таки First to Fight — продукт не особо тактический. В задумке оно, может, так и было, и здесь нельзя совсем нагло мчаться напролом, стрейфя боевиков вкруговую, а аккуратно снимать их через прицел, дожидаясь поддержки своей команды. Но, за исключением штурма помещений, здесь не так много тактических опций, и даже те, что есть, можно не брать во внимание. Что не делает её плохой игрой — на самом деле она выглядит как добротная, атмосферная вещь, и впечатление портят лишь отдельные детали. Если, конечно, вы не плюётесь от несметных залежей национальной американской гордости за своих военных.
P.S. Годом позже появился Ghost Recon: Advanced Warfighter очень схожей жанровой концепции и куда более требовательный к координации действий вашего отряда. Его наверняка можно порекомендовать жаждущим более вдумчивого шутинга.
- Время и место:
Современность
Ближний Восток - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Язык:
English
На максимальной сложности, кстати, враги могут прикончить с одного-двух попаданий, так что соратников могут положить довольно быстро.
Кстати, о врагах. У них есть довольно интересные особенности:
1. Они очень любят пулеметы, что стационарные, что установленные на машинах и бронетехнике. Стоит убить стрелка, как ему на замену устремиться следующий вражеский боец. Убьете его, прибежит третий... Так что если удастся занять позицию, с которой можно отстреливать пулеметчиков без риска для собственного здоровья, можно перебить крупный вражеский отряд без каких-либо проблем.
2. Иногда они совершают странные движения, похожие на движения танцоров диско 70-80 годов. Будьте осторожны, так они готовятся к броску гранаты.
3. Получив ранения, некоторые бойцы врага опускают оружие и сгорбившись, начинают бродить по локации. Временами, они как будто возвращаются в "боевой режим", но постояв так пару-тройку секунд, снова начинают бродить.
4. Если игрок быстро перестреляет отряд противников, последний выживший может запаниковать и убежать, причем вообще с локации. Также, у меня был случай, когда враги оказались зажаты между моим напарниками и, собственно, мною - пока "тиммейты" перестреливались с отрядом врага, я подбежал с тыла и положил половину отряда. Оставшиеся в живых, неожиданно прекратили бой и попытались скрыться.
И еще один интересный момент - начиная со второй боевой операции (всего их в игре шесть), на некоторых уровнях находятся своего рода "боссы" - имеющие уникальные "скины" именные противники. Их предлагается убить либо взять в плен живьем, причем второе предпочтительнее. Проблема в том, что прячутся эти ребята в трудных для штурма местах, всегда с группой телохранителей, да еще и сами вооружены. Для того чтобы босс сдался, нужно уничтожить от 90 до 100 процентов охранников, а до этого момента главарь будет отбиваться до "последнего патрона".
Пленение, а не уничтожение таких специальных целей, никаких бонусов не приносит. Лишь после того, как будет захвачено пять человек, руководство расщедрится на медаль. В First to Fight вообще довольно много различных медалей и орденов, вручаемых за меткость, выживание после тяжелых ранений, набор определенного количества очков при прохождении этапа. Впрочем, данные медали имеют исключительно декоративный смысл и никаких реальных благ, вроде нового оружия и оборудования, не приносят.
Подводя итог, скажу, что лично мне Close Combat: First to Fight понравилась. Добротный шутер, с "закосом" под серьезный командный боевик, в котором этого самого командного боевика может и не быть вовсе, как в случае с моим прохождением. Хотя, мой знакомый прошел игру, активно пользуясь помощью напарников.