Словосочетание «мировая премьера на Old-Games.ru», которое, должно быть, звучит уже более-менее привычно для постоянных пользователей сайта, означает, как правило, выкладывание в открытый доступ цифровой версии игры, радовавшей до этого одних только коллекционеров старых коробочных и просто дискетных редкостей. Однако в случае с PC-изданием «Captain Fizz» имеются основания полагать, что перед нами премьера в самом полном смысле слова: созданная в 1989 году, эта простенькая, но увлекательная аркада впервые выходит в свет лишь в 2017-м - благодаря редкой любезности одного из разработчиков.
Собственно, история этой разработки по числу загадок и неожиданных сюжетных поворотов, равно как и по обилию действующих лиц, не уступит иной полноценной адвенчуре (особо нетерпеливые могут пропустить данный абзац, как и всё это описание). Игра, называвшаяся тогда просто «Icarus», была задумана и создана британцем Джулианом Ависом, творившим под вывеской (или под началом) Powerhouse Software и не оставившим более никакого следа в истории компьютерных развлечений. Тем более примечательно, что след этот оказался очень даже впечатляющим: первое издание 1988 года, организованное подразделением Level 9 Computing, Mandarin Software для чисто английских домашних компьютеров BBC Micro и Acorn Electron, заинтересовало известную компанию Psygnosis, которая, по неведомой причине не доверив дело изначальному разработчику, совершила доработку игры для более интернациональных Amiga и Atari ST силами своего, вероятно, подразделения PDG. Результат появился в том же году под издательским лейблом Psyclapse, но почему-то с совершенно иным названием: «Captain Fizz Meets the Blaster-Trons». Трудно сказать, какая муха укусила руководство маркетингового отдела издателя, но помимо смены заголовка ещё и дизайн обложки для коробочного издания был заказан кому-то явно не знакомому с самой игрой, что и вызвало странную путаницу с сюжетом и его предысторией, о которой рассказывается в описании версии игры для Amiga на нашем сайте. Чуть позднее совсем другому коллективу разработчиков, называвшемуся Clockwize, было поручено портировать «Captain Fizz» ещё и на ZX Spectrum, Commodore 64 и IBM PC: если первые два издания благополучно увидели свет в 1989 г., то последнее, как и созданный в качестве перевыполнения плана, по личной инициативе портировщиков, вариант для Amstrad CPC, судя по всему, так и не достигли стадии релиза. В любом случае Дин Хикингботтом, отвечавший в РС-версии за адаптацию графики (для чего за основу была взята визуальная часть Atari ST), все эти годы бережно хранил у себя заветные невыпущенные в большое плавание файлы и дискеты – и спустя без малого тридцать лет предложил их всем желающим для свободного распространения (стоит ли оговаривать, что в качестве такого желающего первым в очереди за DOS-изданием оказался Old-Games.ru). Помимо Дина портировкой на платформу от IBM занимался также Кит Гудайер, отвечавший за программный код, и известный в 1980-е годы композитор-фрилансер Дэвид Виттекер, естественно, реализовавший всё звуковое и музыкальное сопровождение (которое, таким образом, оказалось у каждого из многочисленных изданий «Icarus» для разных компьютеров практически уникальным). Для полноты исторической картины отметим ещё, что в 2002 году Павел Довгалюк из Великого Новгорода выпустил своего рода ремейк, и доныне распространяющийся некоторыми сайтами под видом PC-издания: к сожалению, в этой побочной инкарнации «Captain Fizz» оказывается полностью лишённым звука и демонстрирует далеко не самую привлекательную графику от ZX Spectrum. А потому мировая премьера DOS-подлинника непременно должна порадовать даже самых старых и преданных поклонников уже известных науке изданий.
Для новичков же приведём и некоторые подробности сюжета и игрового процесса «Captain Fizz». События разворачиваются на «Икарусе», – но это не планета и даже не автобус, а таки космический корабль. Во время транспортировки крупной партии боевых дроидов в систему Андромеды звездолёт потерял управление из-за серьёзной поломки главного компьютера и, уподобившись некой маленькой, но гордой птичке, решил взять курс прямо на Солнце. Столкновение, как видно, чревато гибелью всей нашей планетной системы, – так что задачей игрока, исполняющего роль наёмника-десантника, будет прорваться к сердцу того самого компьютера сквозь орды дроидов, которыми кишат все двадцать палуб «Икаруса». По одиночке боевые роботы не очень опасны, но берут количеством, да и число уже отстреленных из нашего лазерного бластера, видимо, способно восполняться новыми до тех пор, пока не выведены из строя грузовые лифты; уничтожение этих последних, таким образом, и составляет основную задачу нашего путешествия по каждой палубе, после чего открывается особый лифт эвакуации на следующий уровень.
Примечательной особенностью «Captain Fizz» является ориентация на многопользовательский режим: основной экран чётко разделён на верхнюю и нижнюю части, для первого и второго игрока. Авторы не зря предупреждают о непроходимости игры в одиночку: уже на второй палубе простая задача ориентации на местности значительно упрощается в случае исследования запутанных лабиринтов уровня наряду с напарником. Верхняя половинка представляет собой ближайшее окружение «синего» игрока, а нижняя – «красного» (какой из них тот самый «Капитан Физз» – это риторический вопрос к безымянному автору «альтернативного» названия). Перспектива в игре исключительно сверху, но выглядит всё в РС-версии вполне даже вразумительно – как минимум на порядок приятнее, чем у Amstrad CPC, BBC Micro или ZX Spectrum, и вполне на уровне, а то даже и чуть лучше, чем у Atari ST с Amiga.
Помимо злобных дроидов на основном экране игры можно встретить и немало приятных бонусов, включая разбросанные по полу монетки – «кредиты», которые можно потратить в также изредка попадающихся по пути торговых автоматах, увеличив тем самым свои показатели брони, огневой мощи или заряда бластера. Все эти характеристики перечислены в столбиках слева, для каждого игрока по отдельности, вместе с очками (начисляющимися за успешную зачистку палуб «Икаруса» от взбесившихся роботов и привозящих их лифтов, условно обозначенных на схеме литерами «L»), уровнем здоровья и наличности, а также стратегическим запасом карточек доступа. Да: вроде бы простенькая, как на первый взгляд, аркада, ориентированная на бездумную стрельбу, на поверку оборачивается чуть ли не головоломкой, пусть и тоже аркадной. Каждый уровень разделён на множество помещений с разноцветными дверями, к которым нужно находить ключи, а то и клетками, предполагающими движение только в одном из направлений: ещё один повод «включить» виртуального второго игрока или позвать на помощь настоящего друга, способного в случае чего вызволить из безнадёжного тупика. Многие карточки доступа представлены в двух экземплярах (осторожно: каждый из игроков может брать сразу несколько, ничего не оставив напарнику); другие – в единичном, но оснащённый ключом наёмник всегда может придержать дверь для друга. Правая часть экрана при этом играет по большей части роль декоративного украшения; единственными функциональными её составляющими являются две лампочки «Exit» и «Mine», которые загораются в случае открытого пути к новым ордам дроидов и новым опасностям, и четыре с обозначением «Switches», прозрачно намекающие на способ работы особых кодовых замков, способных при правильном подходе отключать больно бьющиеся током энергетические барьеры.
В заключение повторим, что представленная версия «Captain Fizz» для IBM PC выглядит как минимум не хуже всех прочих вариантов, – так что её смело можно рекомендовать не только собирателям редкостей, но и поклонникам старых заковыристых аркад.
Собственно, история этой разработки по числу загадок и неожиданных сюжетных поворотов, равно как и по обилию действующих лиц, не уступит иной полноценной адвенчуре (особо нетерпеливые могут пропустить данный абзац, как и всё это описание). Игра, называвшаяся тогда просто «Icarus», была задумана и создана британцем Джулианом Ависом, творившим под вывеской (или под началом) Powerhouse Software и не оставившим более никакого следа в истории компьютерных развлечений. Тем более примечательно, что след этот оказался очень даже впечатляющим: первое издание 1988 года, организованное подразделением Level 9 Computing, Mandarin Software для чисто английских домашних компьютеров BBC Micro и Acorn Electron, заинтересовало известную компанию Psygnosis, которая, по неведомой причине не доверив дело изначальному разработчику, совершила доработку игры для более интернациональных Amiga и Atari ST силами своего, вероятно, подразделения PDG. Результат появился в том же году под издательским лейблом Psyclapse, но почему-то с совершенно иным названием: «Captain Fizz Meets the Blaster-Trons». Трудно сказать, какая муха укусила руководство маркетингового отдела издателя, но помимо смены заголовка ещё и дизайн обложки для коробочного издания был заказан кому-то явно не знакомому с самой игрой, что и вызвало странную путаницу с сюжетом и его предысторией, о которой рассказывается в описании версии игры для Amiga на нашем сайте. Чуть позднее совсем другому коллективу разработчиков, называвшемуся Clockwize, было поручено портировать «Captain Fizz» ещё и на ZX Spectrum, Commodore 64 и IBM PC: если первые два издания благополучно увидели свет в 1989 г., то последнее, как и созданный в качестве перевыполнения плана, по личной инициативе портировщиков, вариант для Amstrad CPC, судя по всему, так и не достигли стадии релиза. В любом случае Дин Хикингботтом, отвечавший в РС-версии за адаптацию графики (для чего за основу была взята визуальная часть Atari ST), все эти годы бережно хранил у себя заветные невыпущенные в большое плавание файлы и дискеты – и спустя без малого тридцать лет предложил их всем желающим для свободного распространения (стоит ли оговаривать, что в качестве такого желающего первым в очереди за DOS-изданием оказался Old-Games.ru). Помимо Дина портировкой на платформу от IBM занимался также Кит Гудайер, отвечавший за программный код, и известный в 1980-е годы композитор-фрилансер Дэвид Виттекер, естественно, реализовавший всё звуковое и музыкальное сопровождение (которое, таким образом, оказалось у каждого из многочисленных изданий «Icarus» для разных компьютеров практически уникальным). Для полноты исторической картины отметим ещё, что в 2002 году Павел Довгалюк из Великого Новгорода выпустил своего рода ремейк, и доныне распространяющийся некоторыми сайтами под видом PC-издания: к сожалению, в этой побочной инкарнации «Captain Fizz» оказывается полностью лишённым звука и демонстрирует далеко не самую привлекательную графику от ZX Spectrum. А потому мировая премьера DOS-подлинника непременно должна порадовать даже самых старых и преданных поклонников уже известных науке изданий.
Для новичков же приведём и некоторые подробности сюжета и игрового процесса «Captain Fizz». События разворачиваются на «Икарусе», – но это не планета и даже не автобус, а таки космический корабль. Во время транспортировки крупной партии боевых дроидов в систему Андромеды звездолёт потерял управление из-за серьёзной поломки главного компьютера и, уподобившись некой маленькой, но гордой птичке, решил взять курс прямо на Солнце. Столкновение, как видно, чревато гибелью всей нашей планетной системы, – так что задачей игрока, исполняющего роль наёмника-десантника, будет прорваться к сердцу того самого компьютера сквозь орды дроидов, которыми кишат все двадцать палуб «Икаруса». По одиночке боевые роботы не очень опасны, но берут количеством, да и число уже отстреленных из нашего лазерного бластера, видимо, способно восполняться новыми до тех пор, пока не выведены из строя грузовые лифты; уничтожение этих последних, таким образом, и составляет основную задачу нашего путешествия по каждой палубе, после чего открывается особый лифт эвакуации на следующий уровень.
Примечательной особенностью «Captain Fizz» является ориентация на многопользовательский режим: основной экран чётко разделён на верхнюю и нижнюю части, для первого и второго игрока. Авторы не зря предупреждают о непроходимости игры в одиночку: уже на второй палубе простая задача ориентации на местности значительно упрощается в случае исследования запутанных лабиринтов уровня наряду с напарником. Верхняя половинка представляет собой ближайшее окружение «синего» игрока, а нижняя – «красного» (какой из них тот самый «Капитан Физз» – это риторический вопрос к безымянному автору «альтернативного» названия). Перспектива в игре исключительно сверху, но выглядит всё в РС-версии вполне даже вразумительно – как минимум на порядок приятнее, чем у Amstrad CPC, BBC Micro или ZX Spectrum, и вполне на уровне, а то даже и чуть лучше, чем у Atari ST с Amiga.
Помимо злобных дроидов на основном экране игры можно встретить и немало приятных бонусов, включая разбросанные по полу монетки – «кредиты», которые можно потратить в также изредка попадающихся по пути торговых автоматах, увеличив тем самым свои показатели брони, огневой мощи или заряда бластера. Все эти характеристики перечислены в столбиках слева, для каждого игрока по отдельности, вместе с очками (начисляющимися за успешную зачистку палуб «Икаруса» от взбесившихся роботов и привозящих их лифтов, условно обозначенных на схеме литерами «L»), уровнем здоровья и наличности, а также стратегическим запасом карточек доступа. Да: вроде бы простенькая, как на первый взгляд, аркада, ориентированная на бездумную стрельбу, на поверку оборачивается чуть ли не головоломкой, пусть и тоже аркадной. Каждый уровень разделён на множество помещений с разноцветными дверями, к которым нужно находить ключи, а то и клетками, предполагающими движение только в одном из направлений: ещё один повод «включить» виртуального второго игрока или позвать на помощь настоящего друга, способного в случае чего вызволить из безнадёжного тупика. Многие карточки доступа представлены в двух экземплярах (осторожно: каждый из игроков может брать сразу несколько, ничего не оставив напарнику); другие – в единичном, но оснащённый ключом наёмник всегда может придержать дверь для друга. Правая часть экрана при этом играет по большей части роль декоративного украшения; единственными функциональными её составляющими являются две лампочки «Exit» и «Mine», которые загораются в случае открытого пути к новым ордам дроидов и новым опасностям, и четыре с обозначением «Switches», прозрачно намекающие на способ работы особых кодовых замков, способных при правильном подходе отключать больно бьющиеся током энергетические барьеры.
В заключение повторим, что представленная версия «Captain Fizz» для IBM PC выглядит как минимум не хуже всех прочих вариантов, – так что её смело можно рекомендовать не только собирателям редкостей, но и поклонникам старых заковыристых аркад.
- Многопользовательская игра:
Одновременная игра за одним компьютером
Командная игра - Перспектива:
Вид сверху - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Тематика:
Научная фантастика - Язык:
Deutsch
Français
English