Играми про уличные гонки на замученных тюнингом автомобилях сейчас никого не удивишь. А что, если смешать подобное действо с симулятором автомеханика? «Гениально!» - воскликнут самые впечатлительные. Знатоки же спокойно пожмут плечами и тихо намекнут: всё новое – это хорошо забытое старое. Неназванный жанр начал свой путь ещё на рубеже 80-х и 90-х годов ХХ века, но значительной славы не снискал, что и понятно по его специфике. Спустя десятилетие уже в новом веке венгерская команда программистов Invictus Games попыталась воссоздать концепцию на новом техническом уровне. И что же у них получилось? Странная солянка, ассоциирующаяся с Grand Theft Auto, Driver и Gearhead Garage.
История рассказывает… Да ничего она не рассказывает! Потому что её нет и не будет. Просто есть некий любитель нелегальных покатушек, мечтающий стать самым первым парнем на деревне… ой, то есть в Valo City. Его роль и предстоит исполнять игроку, предварительно поименовав своё виртуальное альтер эго.
Собственно, для претворения тщеславного плана в жизнь герою необходимо последовательно угнездиться на верхних строчках рейтингов четырёх местных гоночных клубов, что осуществляется простейшим образом: в очном заезде двух безбашенных водил. Победитель получает славу, почёт, деньги, престиж и место побеждённого (если оно было выше), а проигравший заливается горючими слезами. Лидерство в рейтинге клуба открывает игроку новый район, новый набор «тачек» и новые перспективы по улучшению своего имиджа.
Но путь к статусу звезды стрит-рейсинга локального масштаба всё равно проходит через тернии. Причём первое испытание будет весьма неожиданным: ковыряние в ворохе настроек, кардинально изменяющих играбельность. Например, очень важно определиться (скорее – разобраться) с уровнем сложности, так как он здесь влияет не на конкурентоспособность соперников или реалистичность моделирования законов движения автомобиля, а на прочность и износостойкость машин. Смельчаки, выкрутившие настройку на максимум, будут сильнее озабочены процессом поддержания техники на плаву, имея при этом неплохой шанс лёгким и неосторожным движением превратить её в недвижимость по цене железного лома.
Вторым архиважным параметром является настройка помощи управлению транспортным средством, и её всё-таки желательно выкрутить на максимум, потому что в ином случае игра начинает напоминать симулятор пьяного вождения со всеми вытекающими, выпадающими и приводящими к материальному ущербу последствиями.
Прочие настройки уже на так важны, хотя регулировка плотности дорожного потока тоже не должна быть обойдена стороной, ибо количество транспорта на предельном её значении может удивить неподготовленного человека.
Но беда Street Legal ещё и в том, что господа разработчики поленились придумать какие-либо другие режимы, кроме карьеры, из-за чего первые шаги в здешнем мирке обречены на провал. Заставить автомобиль кое-как ехать и не быть куском пластилина на колёсах – это полдела: нужно как-то и в гонках поучаствовать, но всё, что открывается вниманию любопытного взора, – пустынный (если не злоупотреблять настройкой численности трафика) город с близорукими водилами и назойливой и агрессивной полицией, действующей по принципу: не важно, кто припарковался в неположенном месте, – виноват всегда игрок.
А ларчик-то открывается просто: нужно плавно подкатить к бредущему по тротуару прохожему и оглушить его рёвом клаксона. В ответ гуманоид разразится диалоговым окном с тремя фразами, вольный перевод которых выглядит так: «где находится магаз?», «с кем бы погонять?» и «давай, пока!». Первый вариант отмечает на мини-карте местоположение торгового павильона, в который иначе никак не попасть, даже точно зная, где он находится; второй – указывает на ближайшего любителя прохватить с ветерком по проспекту; ну а третий завершает общение.
Вот теперь, выяснив направление дальнейших изысканий, можно отправляться в путь.
Гонщики-конкуренты вальяжно рассекают по мостовым на сверкающих глянцем начищенных боков драндулетах. Но идиллию легко нарушить, просто посигналив, - и ребята тут же срываются на немногословный разговор лишь с двумя опциями, нет необходимости пояснять какими.
В случае утвердительного ответа на экран монитора выскочит карта города, которую можно масштабировать и двигать. Здесь можно почерпнуть полезную информацию: имя соперника, места в списке клуба и - важный параметр - престиж участников. Последняя величина не зависит от занимаемой строки в рейтинге самых крутых, а зарабатывается в процессе гонок: за победы увеличивается, за проигрыши снижается. И она определяет, кто из участников заезда заказывает музыку, то есть выбирает место финиша (стартовая линия всегда находится на ближайшем перекрёстке). На первых порах игроку придётся соглашаться с условиями конкурента - или отчаливать восвояси, за что, кстати, престиж также снимут.
Забавно, но на плане местности указаны лишь начальная и конечная точка, а как до неё добраться - предстоит выяснять самостоятельно; и полная карта города во время догонялок недоступна - соответственно, разрабатывать маршрут нужно заранее, а потом ещё суметь не забыть его по пути. Также стоит определиться с наградой: будет ли это некая денежная сумма или гонка проводится просто ради забавы (читай - всё того же престижа).
А теперь - поехали! Ну да… Надо сказать, что у игры очень своеобразная физика процесса перемещения автомобиля. Видно, что разработчики пытались замутить чуть ли не серьёзный автосимулятор, но получилось неубедительно. Да, заднеприводники здесь горазды нарезать круги, стоя на одном месте, но технику с прочими типами привода практически невозможно сбить с курса. Кому-то это может показаться достоинством, но только до тех пор, пока он не осознает, насколько велики в Street Legal инерция и нежелание автомобиля менять направление движения. Чтобы нормально вписаться в поворот, нужно начинать манёвр метров этак за двести, а дорожную ситуацию придётся просчитывать на километр вперёд, потому что в случае оказии просто увернуться, как в нормальных автогонках, не получится. На всё это до кучи накладывается и общая странность местной техники, которая, обладая приличными паспортными данными, на реальной дороге проявляет неприличную беспомощность.
Кто сказал «тюнинг»? Да, с помощью различных комплектующих здесь можно изменить характер автомобиля. Заметьте: «изменить» - не значит улучшить, так как товарищи разработчики в поднимаемых игрой вопросах разбираются очень слабо. А люди, действительно понимающие в технике, узнают здесь много нового. Например, что удаление выпускной системы никак не сказывается на ТТХ силовой установки, а вот отсутствие воздушного фильтра приводит… к резкому падению мощности.
Да и сам по себе местный «тюнинг», по сути, не так уж далеко ушёл от типичной реализации с «подвесками 2-го уровня» и «моторами 5-го». Просто здесь «амортизатор 1-го уровня» или «блок цилиндров 3-го», но вместо уровней в лучшем случае указаны некоторые параметры, а иногда и их нет. Так что перед игроком предстаёт обширный конструктор Лего, где множество разнообразных вариантов приводит к не всегда ожидаемым результатам. А единственный эффективный способ добиться нужных параметров – это просто проверить все возможные комбинации, фиксируя полученный результат в какой-нибудь тетрадочке.
Но и в режиме «конструирования» всё не так просто. В Street Legal игрок, не знакомый с таким жанром, как point&click adventure, познает, что такое адовый пиксельхантинг, а затем проклянёт тех, кто придумал, что для ремонта водительской двери нужно сначала её снять, перед этим демонтировав боковое зеркало и стекло. И берегите кузов - ведь для рихтовки его придётся раздеть догола.
Самое же печальное - что для превращения купленного по дешёвке тарантаса в грозу улиц нужно очень много денег, заработать которые можно только в гонках. Но добрая игра будет в основном выпускать соперников, имеющих более высокий рейтинг. А ИИ здесь столь слаб, что объехать конкурента не составит большого труда - по крайней мере в сравнении с усилиями, необходимыми для освоения процесса успешного перемещения по улицам Valo City. То есть в рейтинге игрок будет прогрессировать гораздо быстрее, чем увеличивать своё благосостояние. Самые жадные же будут вынуждены в буквальном смысле устраивать охоту на конкурентов, занимающих низкие места в списке.
Но есть ли в этом нужда, коль единожды совершённая удачная покупка в самом начале карьеры может обеспечить игрока потенциалом для полной и безоговорочной победы над всеми соперниками? И даже если представители последнего, самого элитного клуба гонщиков, разъезжающие на суперкарах, начнут трепать нервы - к тому моменту на счету уже должна накопиться достаточная сумма, чтобы свести на нет все их потуги помешать восхождению на пьедестал.
Стоит обмолвиться и о технической стороне. Графика бюджетна, но довольно мила, если закрыть глаза на проблемы с оптимизацией, что, правда, возможно только при установленном последнем обновлении и наличии современного железа. Сама по себе же игра – сборник всевозможных багов и ошибок. Вылеты и зависания – меньшие из зол, что будут донимать игрока.
Так что Street Legal – неудачная попытка реализации удачной идеи. Слишком высокий порог вхождения соседствует с совершенно заниженными требованиями к навыкам для её прохождения. Фактическая суть процесса – возможность конструирования техники – сделана криво, а главное - совершенно не нужна, что, откровенно говоря, ставит крест на идее тратить время на игру вообще.
История рассказывает… Да ничего она не рассказывает! Потому что её нет и не будет. Просто есть некий любитель нелегальных покатушек, мечтающий стать самым первым парнем на деревне… ой, то есть в Valo City. Его роль и предстоит исполнять игроку, предварительно поименовав своё виртуальное альтер эго.
Собственно, для претворения тщеславного плана в жизнь герою необходимо последовательно угнездиться на верхних строчках рейтингов четырёх местных гоночных клубов, что осуществляется простейшим образом: в очном заезде двух безбашенных водил. Победитель получает славу, почёт, деньги, престиж и место побеждённого (если оно было выше), а проигравший заливается горючими слезами. Лидерство в рейтинге клуба открывает игроку новый район, новый набор «тачек» и новые перспективы по улучшению своего имиджа.
Но путь к статусу звезды стрит-рейсинга локального масштаба всё равно проходит через тернии. Причём первое испытание будет весьма неожиданным: ковыряние в ворохе настроек, кардинально изменяющих играбельность. Например, очень важно определиться (скорее – разобраться) с уровнем сложности, так как он здесь влияет не на конкурентоспособность соперников или реалистичность моделирования законов движения автомобиля, а на прочность и износостойкость машин. Смельчаки, выкрутившие настройку на максимум, будут сильнее озабочены процессом поддержания техники на плаву, имея при этом неплохой шанс лёгким и неосторожным движением превратить её в недвижимость по цене железного лома.
Вторым архиважным параметром является настройка помощи управлению транспортным средством, и её всё-таки желательно выкрутить на максимум, потому что в ином случае игра начинает напоминать симулятор пьяного вождения со всеми вытекающими, выпадающими и приводящими к материальному ущербу последствиями.
Прочие настройки уже на так важны, хотя регулировка плотности дорожного потока тоже не должна быть обойдена стороной, ибо количество транспорта на предельном её значении может удивить неподготовленного человека.
Но беда Street Legal ещё и в том, что господа разработчики поленились придумать какие-либо другие режимы, кроме карьеры, из-за чего первые шаги в здешнем мирке обречены на провал. Заставить автомобиль кое-как ехать и не быть куском пластилина на колёсах – это полдела: нужно как-то и в гонках поучаствовать, но всё, что открывается вниманию любопытного взора, – пустынный (если не злоупотреблять настройкой численности трафика) город с близорукими водилами и назойливой и агрессивной полицией, действующей по принципу: не важно, кто припарковался в неположенном месте, – виноват всегда игрок.
А ларчик-то открывается просто: нужно плавно подкатить к бредущему по тротуару прохожему и оглушить его рёвом клаксона. В ответ гуманоид разразится диалоговым окном с тремя фразами, вольный перевод которых выглядит так: «где находится магаз?», «с кем бы погонять?» и «давай, пока!». Первый вариант отмечает на мини-карте местоположение торгового павильона, в который иначе никак не попасть, даже точно зная, где он находится; второй – указывает на ближайшего любителя прохватить с ветерком по проспекту; ну а третий завершает общение.
Вот теперь, выяснив направление дальнейших изысканий, можно отправляться в путь.
Гонщики-конкуренты вальяжно рассекают по мостовым на сверкающих глянцем начищенных боков драндулетах. Но идиллию легко нарушить, просто посигналив, - и ребята тут же срываются на немногословный разговор лишь с двумя опциями, нет необходимости пояснять какими.
В случае утвердительного ответа на экран монитора выскочит карта города, которую можно масштабировать и двигать. Здесь можно почерпнуть полезную информацию: имя соперника, места в списке клуба и - важный параметр - престиж участников. Последняя величина не зависит от занимаемой строки в рейтинге самых крутых, а зарабатывается в процессе гонок: за победы увеличивается, за проигрыши снижается. И она определяет, кто из участников заезда заказывает музыку, то есть выбирает место финиша (стартовая линия всегда находится на ближайшем перекрёстке). На первых порах игроку придётся соглашаться с условиями конкурента - или отчаливать восвояси, за что, кстати, престиж также снимут.
Забавно, но на плане местности указаны лишь начальная и конечная точка, а как до неё добраться - предстоит выяснять самостоятельно; и полная карта города во время догонялок недоступна - соответственно, разрабатывать маршрут нужно заранее, а потом ещё суметь не забыть его по пути. Также стоит определиться с наградой: будет ли это некая денежная сумма или гонка проводится просто ради забавы (читай - всё того же престижа).
А теперь - поехали! Ну да… Надо сказать, что у игры очень своеобразная физика процесса перемещения автомобиля. Видно, что разработчики пытались замутить чуть ли не серьёзный автосимулятор, но получилось неубедительно. Да, заднеприводники здесь горазды нарезать круги, стоя на одном месте, но технику с прочими типами привода практически невозможно сбить с курса. Кому-то это может показаться достоинством, но только до тех пор, пока он не осознает, насколько велики в Street Legal инерция и нежелание автомобиля менять направление движения. Чтобы нормально вписаться в поворот, нужно начинать манёвр метров этак за двести, а дорожную ситуацию придётся просчитывать на километр вперёд, потому что в случае оказии просто увернуться, как в нормальных автогонках, не получится. На всё это до кучи накладывается и общая странность местной техники, которая, обладая приличными паспортными данными, на реальной дороге проявляет неприличную беспомощность.
Кто сказал «тюнинг»? Да, с помощью различных комплектующих здесь можно изменить характер автомобиля. Заметьте: «изменить» - не значит улучшить, так как товарищи разработчики в поднимаемых игрой вопросах разбираются очень слабо. А люди, действительно понимающие в технике, узнают здесь много нового. Например, что удаление выпускной системы никак не сказывается на ТТХ силовой установки, а вот отсутствие воздушного фильтра приводит… к резкому падению мощности.
Да и сам по себе местный «тюнинг», по сути, не так уж далеко ушёл от типичной реализации с «подвесками 2-го уровня» и «моторами 5-го». Просто здесь «амортизатор 1-го уровня» или «блок цилиндров 3-го», но вместо уровней в лучшем случае указаны некоторые параметры, а иногда и их нет. Так что перед игроком предстаёт обширный конструктор Лего, где множество разнообразных вариантов приводит к не всегда ожидаемым результатам. А единственный эффективный способ добиться нужных параметров – это просто проверить все возможные комбинации, фиксируя полученный результат в какой-нибудь тетрадочке.
Но и в режиме «конструирования» всё не так просто. В Street Legal игрок, не знакомый с таким жанром, как point&click adventure, познает, что такое адовый пиксельхантинг, а затем проклянёт тех, кто придумал, что для ремонта водительской двери нужно сначала её снять, перед этим демонтировав боковое зеркало и стекло. И берегите кузов - ведь для рихтовки его придётся раздеть догола.
Самое же печальное - что для превращения купленного по дешёвке тарантаса в грозу улиц нужно очень много денег, заработать которые можно только в гонках. Но добрая игра будет в основном выпускать соперников, имеющих более высокий рейтинг. А ИИ здесь столь слаб, что объехать конкурента не составит большого труда - по крайней мере в сравнении с усилиями, необходимыми для освоения процесса успешного перемещения по улицам Valo City. То есть в рейтинге игрок будет прогрессировать гораздо быстрее, чем увеличивать своё благосостояние. Самые жадные же будут вынуждены в буквальном смысле устраивать охоту на конкурентов, занимающих низкие места в списке.
Но есть ли в этом нужда, коль единожды совершённая удачная покупка в самом начале карьеры может обеспечить игрока потенциалом для полной и безоговорочной победы над всеми соперниками? И даже если представители последнего, самого элитного клуба гонщиков, разъезжающие на суперкарах, начнут трепать нервы - к тому моменту на счету уже должна накопиться достаточная сумма, чтобы свести на нет все их потуги помешать восхождению на пьедестал.
Стоит обмолвиться и о технической стороне. Графика бюджетна, но довольно мила, если закрыть глаза на проблемы с оптимизацией, что, правда, возможно только при установленном последнем обновлении и наличии современного железа. Сама по себе же игра – сборник всевозможных багов и ошибок. Вылеты и зависания – меньшие из зол, что будут донимать игрока.
Так что Street Legal – неудачная попытка реализации удачной идеи. Слишком высокий порог вхождения соседствует с совершенно заниженными требованиями к навыкам для её прохождения. Фактическая суть процесса – возможность конструирования техники – сделана криво, а главное - совершенно не нужна, что, откровенно говоря, ставит крест на идее тратить время на игру вообще.
- Время и место:
Современность - Особенность геймплея:
Freeplay
Тюнинг - Перспектива:
Вид от третьего лица
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Венгрия - Технические детали:
CD-audio - Язык:
English
Сейчас в неё будут играть только фанаты этой серии или люди которые застали её в день её выхода и спустя много лет заходят в неё по старым тёплым воспоминаниям.
Сначала-то я решил, что проблема - в моём компьютере. Но время шло, успешно обновился и уже у себя дома, а не в гостях, мог играть в GTA III или Vice city (что было для меня тогда большой мечтой). Street Legal
упорно тормозил, и для игры был непригоден по разному ряду возникающих проблем: и аномальные тормоза, и не полноценная прорисовка городской локации и автомобилей. Это не говоря о том, что я так тогда и не разобрался толком в игре (вот сейчас из обзора с удивлением читаю о назначении здесь пешеходов).
Зато - кузова машин мнутся, есть некий неплохой задел на проработку физики автомобилей.
В неё интересно играть и можно без проблем (и с удовольствием!) пройти. Проблема в том, прежде всего, что она была полностью разгромлена игровой прессой (кое-кто поставил и вовсе 1%), которая была тогда ослеплена NFS Underground-ами.
Недостатки автор обзора описал, и я согласен, что они есть. Скажу немного о тех достоинствах, которые почти не упомянуты в обзоре.
Самое главное достоинство: других таких игр нет, за исключением очень старой Street Rod. Но всё равно эти игры очень различаются. Кроме них, больше никто не делал "симуляторов тюнинговщика" - и я о настоящем тюнинге (настройке машины), а не о той пародии на него из NFS.
Что хорошего в Street Legal? Огромный город с непохожими друг на друга районами. Множество деталей, которые влияют на поведение авто. Хорошая система повреждений, которая отсутствует в большинстве гонок; повреждения очень серьёзно влияют на поведение автомобиля.
Можно полностью разбить автомобиль и, отремонтировав, собрать его заново и снова отправиться в путь.
Проверка машины на тестовом треке - с "испытаниями", обозначенными чёрно-белыми флажками. Тюнинг двигателя.
4 района и 4 клуба гонщиков. 4 класса машин (если правильно помню), соответствующих клубу. Репутация, которую надо зарабатывать (вдохновителем тут была, конечно, NFS Underground, но, на мой взгляд, в Street Legal репутация проработана намного лучше, чем там).
Игру очень легко модифицировать - файлы запакованы просто. У SL есть небольшое, но активное и крепкое сообщество фанатов-мододелов, которые создали десятки автомобилей, сотни деталей и текстур для SL. Их сайты нетрудно найти.
Напоследок сообщу два интересных факта: в игре всего несколько музыкальных дорожек, но вы можете просто добавить музыку в формате .wav в папку с музыкой - и она будет играть. И, что важно, разработчики позаботились об игроках: есть возможность переключать треки и регулировать громкость клавишами прямо во время гонки или езды по городу (можно настроить эти клавиши в меню). Возможно, знаете "пользовательское радио" в Euro Truck Simulator или в GTA 4? Здесь похожая система. Но появилась она именно в этой игре. В Street Legal.
"Trick 'em, tune 'em, race 'em and be №1!"