Из всех низких чувств страх — самое низкое © Уильям Шекспир
Как всё меняется с течением времени. Во времена Шекспира страх был самым низким чувством, а в наш век стал самым «денежным». Желание людей «пощекотать» нервишки и «хлебнуть» адреналина активно монетизируется ушлыми капиталистами. Фильмы ужасов, книги-страшилки, жуткие аудиодрамы, – все они пугают «несчастный» народ, попутно принося своим создателям «денюжку». Не отстают от них и электронные развлечения, – игры, «заточенные» на расшатывание геймерских нервов, появлялись (и появляются) с завидной регулярностью.
Вот и чешские разработчики из команды Zima Software решили не оставаться в стороне, выпустив в 2004 году проект со зловещим названием Bloodline. Этот любопытный продукт, сочетающий в себе черты шутера от первого лица, квеста и хоррора, просто идеально подходит для того, чтобы сыграть в него поздним вечером, при выключенном свете.
Cюжетная завязка Bloodline довольно банальна. Некий молодой человек приходит в себя в боксе медицинского учреждения. Это и есть наш протагонист. По старой доброй традиции главный герой не помнит абсолютно ничего: ни как он сюда попал, ни своего имени. Впрочем, выбравшись из палаты, бедолага быстро понимает, что амнезия не самая большая проблема, – клиника буквально кишит голодными зомби, а немногочисленных сотрудников, которые «не обратились», благополучно доедают… Правда, главный врач, доктор Браун, вроде бы жив-здоров и относительно вменяем, но слишком уж подозрительно себя ведет! И зачем он хранит в кабинете пленки с записями каких-то непонятных экспериментов и немецким офицером в роли комментатора?
В общем, курс действий примерно ясен – вооружиться, найти какую-нибудь информацию о себе и бежать из больницы куда подальше. Хотя возможно, что собирать данные о протагонисте и не стоило. Из больничной карты мы узнаем, что нашего подопечного зовут Джим Кард и он адвокат. Это радует. А вот диагноз «параноидная шизофрения», да еще и с припиской о необходимости полной изоляции от окружающих, вызывает ровно противоположные радости чувства. Одна надежда – может быть, это всё ложь?
В итоге в подоплеке происходящего и истинных мотивах действующих лиц мы будем разбираться всю игру. Да и не факт, что это удастся… А тут еще и разработчики постоянно путают игрока, регулярно подбрасывая какие-то факты, в дальнейшем не получающие никакого сюжетного развития. Находит, например, главный герой газетную вырезку с сообщением о пропаже девушки. Начинаешь думать: к чему всё это? Ее убил главный герой? Это его супруга и ее держат где-то в клинике? А вот и нет - данная вырезка просто для антуража!
Однако такая вот неопределенность поддерживает интерес к игре – хочется понять, что же, черт возьми, происходит, - и помогает сохранять атмосферу напряженности и страха, активно нагнетаемую разработчиками. Атмосфера… Во многом именно она заставляет проходить Bloodline, несмотря на многочисленные недостатки. Мрачное и гнетущее окружение, ощущения одиночества и потерянности, - творение Zima Software постоянно «давит» на игрока, заставляя чувствовать себя неуютно, «не в своей тарелке». Более того, временами становится по-настоящему жутко и возникает стойкое желание поскорее покинуть «недобрую» локацию, перебравшись в более безопасное место. В общем, за атмосферу Bloodline можно смело ставить пять с плюсом.
К сожалению, оценить аналогичным образом игровой процесс не получится при всём желании. Начнем, впрочем, с позитивного момента – авторы не захотели делать простой шутер от первого лица, включив в свой проект значительную квестовую составляющую. Поиск различных предметов и их применение в нужных местах, а также разгадывание хитрых (и не очень) паззлов занимает не меньше (скорее даже больше) времени, чем расправа с зомби. При этом главному герою нередко приходится перемещаться между двумя-тремя локациями, возвращаясь назад, на ранее пройденные уровни, дабы с помощью вновь добытых вещей решить пропущенные до этого головоломки. Причем пригодиться могут самые неожиданные находки, начиная с дохлой кошки и заканчивая пустым шприцем, а некоторые объекты можно комбинировать в инвентаре, добиваясь появления у них нужных свойств. Плюс некоторые «полезности», а также паззлы очень хорошо спрятаны, подчас в достаточно неожиданных местах, заставляя заниматься настоящим «пиксельхантингом». Вообще, по моему скромному мнению, иные задачки вполне могли бы подойти какому-нибудь квесту.
Но любителям экшена и стрельбы не стоит пугаться, ибо помня о том, что их проект всё-таки включают элементы шутера, разработчики предусмотрели ряд поблажек, позволяющих геймеру справиться с поставленными задачами. Прежде всего, при наличии поблизости объектов, с которыми можно взаимодействовать, в левом верхнем углу загорается красный восклицательный знак. Да и главный герой временами озвучивает не только возникшие перед ним проблемы, но и подсказки по их решению. Также стоит внимательно следить за прицелом – при наведении на активный предмет он превращается либо в глаз (если вещь можно осмотреть), либо в руку (если его можно взять, открыть). Что же касается упомянутого ранее комбинирования находок, то оно производится автоматически - достаточно щелкнуть в инвентаре на любую из объединяемых вещей. Но наиболее важным является тот факт, что, пока геймер не найдет все важные для прохождения вещи и не решит те головоломки, с которыми можно справиться в данный момент, с локации главного героя никто не выпустит и перейти на следующий уровень не получится ни при каких обстоятельствах.
В завершение разговора о квестовой части хочу отметить общую логичность головоломок и их удачное «включение» в игровой процесс. Хотя временами определенные сложности возникают: некоторые предметы (кнопки, рубильники) запрятаны очень коварно, и даже со всеми вышеуказанными подсказками найти их весьма непросто.
Перейдем теперь к экшен-составляющей, дела с которой обстоят далеко не так радужно. Почему? Прежде всего, по той причине, что сражаться с врагами в Bloodline скучно и неинтересно. На мой взгляд, в первую очередь это связано с небольшим количеством встречающихся на уровнях врагов, – максимальное число противников, которых можно обнаружить в рамках одного этапа, составляет не более 7-8 «штук». Чаще же всего придется иметь дело с 3-5 оппонентами. К тому же нападают враги, как правило, в одиночку, а два-три противника, атакующие одновременно, - явление чрезвычайно редкое и, при наличии места для маневров/отступления, не особо опасное для жизни главного героя. Впрочем, немного исправляет ситуацию тот факт, что супостаты регулярно респаунятся, что заставляет игрока постоянно оставаться в напряжении и следить за окружающей обстановкой.
Собственно, а с кем придется сражаться при прохождении Bloodline? Основную массу врагов составляют зомби разной степени «свежести» и «целости» - от вполне сохранивших человеческий облик мертвяков до разложившихся, лишенных ног трупов. Также протагонисту встретятся изуродованные жуткими хирургическими экспериментами субъекты, такие как закованные в колодки «зэки» и вооруженные двумя арматуринами «шахтеры», по всей видимости, оставшиеся (по большей части) людьми, но полностью потерявшими от перенесенных мучений рассудок, и странного вида бледные андрогины. Ну и нельзя не упомянуть совсем уж дико выглядящих монстров, представляющих из себя груды мертвой плоти с огромными конечностями-лезвиями и человеческой головой на вершине (для краткости назовем их «головастиками»).
В игре есть и финальный босс, спойлерить которого я не буду, а также своего рода «промежуточные главари», представляющие из себя особо живучих мертвецов, «убивать» которых придется намного дольше «рядовых» сородичей, а одного даже потребуется ликвидировать путем решения головоломки.
При этом большинство противников сражается врукопашную и лишь отдельные «особо одаренные» индивиды вроде андрогинов и «головастиков» атакуют дистанционно – кидают какие-то бомбы, плюются желчью.
Зато к услугам игрока имеется чрезвычайно обширный арсенал, который условно можно разделить на три группы. К первой относится огнестрельное оружие – автоматический пистолет, револьвер, однозарядный дуэльный пистоль, двустволка, автомат и снайперская винтовка. Во вторую входят различные «средства» для ближнего боя – тесак, серп, половинка садовых ножниц и электрическая медицинская пила. Наконец, в третьей группе находятся динамит, «коктейли Молотова» и различные подручные предметы, которые можно метать во врагов, – кухонные ножи, кирпичи, пустые бутылки, дротики для дартса.
Жаль, развернуться со всем вышеперечисленным «богатством» особо негде. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. Дело в том, что в Bloodline чудовищно маленькие локации. Стандартный уровень игры, действие которого происходит внутри здания, состоит из четырех-пяти (бывает и меньше) комнат и двух-трех коридоров. Уровни на «открытом» воздухе также обладают скромными размерами и небольшим количеством «достопримечательностей» для посещения и исследования. И да, добавьте сюда невероятно долгие загрузки, которые превращают возращение на два-три этапа назад в настоящую пытку.
Вообще, техническая сторона продукта довольно сильно «хромает», причем «на обе ноги». Например, авторы за каким-то бесом жестко ограничили обзор игрока, - черный «туман» скрывает всё, что находится дальше нескольких метров от главного героя. Добавьте сюда тусклые и относительно блеклые текстуры - и картина получится довольно безрадостная. Зачем так было сделано? Предполагаю, для того, чтобы до последнего не было видно противников и немногочисленных нейтральных персонажей. Дабы их грубые, угловатые модели и ужасная анимация не напугали геймера раньше времени. Кстати, разработчики даже «прикрутили» визуальные эффекты повреждения тел врагов – на них появляются кровавые воронки от пуль игрока, но такого «качества», что лучше бы их не было совсем. Радует лишь то, что поверженные супостаты растворяются в воздухе, переставая пугать игрока своими квадратными «телесами». Еще одно слабое место Bloodline – простенькие, я бы сказал примитивные спецэффекты, которых к тому же совсем немного.
Впрочем, есть и положительные моменты. Так, предметы обстановки и модели оружия выполнены довольно качественно и «подробно». Также авторы не поленились проработать визуальное отражение воздействия игрока на объекты окружающего мира, – если протагонист берет что-то из стола, то ящик действительно выдвигается и становится видно его нутро. Можно включить/выключить кран с водой, выпустить содержимое раковины, открыть тумбочку или шкаф. Вообще, уровень интерактивности в игре находится на высоте.
Звуковое сопровождение Bloodline простенькое, но атмосферное. Когда на экране начинается очередная заварушка, включается тревожная, зловещая музыка. Таинственные шорохи, скрипы дерева, глухие удары в дверь, – звуковые эффекты удачно вписываются в местную атмосферу ужаса и страха, способствуя достижению нужного «градуса» жути. Неплохо подобраны голоса персонажей. Другое дело, что поговорить вам доведется всего с тремя людьми, так что диалогов в Bloodline немного. Зато те, что есть, весьма продолжительны. Да и главный герой очень активно комментирует происходящее.
Каков будет мой вердикт? Любителям ужастиков и «нестандартных» шутеров смотреть обязательно. Но только если вы готовы ко всем перечисленным недостаткам, которые в совокупности могут вызвать чрезвычайно сильное раздражение и желание забросить игру. Впрочем, мощная атмосфера, запутанный сюжет и отличные головоломки вполне способны скрасить все доставленные неудобства. Так что дерзайте - тем более что, может быть, именно вы окажетесь тем человеком, который сможет понять, что же, черт побери, тут происходит.
Как всё меняется с течением времени. Во времена Шекспира страх был самым низким чувством, а в наш век стал самым «денежным». Желание людей «пощекотать» нервишки и «хлебнуть» адреналина активно монетизируется ушлыми капиталистами. Фильмы ужасов, книги-страшилки, жуткие аудиодрамы, – все они пугают «несчастный» народ, попутно принося своим создателям «денюжку». Не отстают от них и электронные развлечения, – игры, «заточенные» на расшатывание геймерских нервов, появлялись (и появляются) с завидной регулярностью.
Вот и чешские разработчики из команды Zima Software решили не оставаться в стороне, выпустив в 2004 году проект со зловещим названием Bloodline. Этот любопытный продукт, сочетающий в себе черты шутера от первого лица, квеста и хоррора, просто идеально подходит для того, чтобы сыграть в него поздним вечером, при выключенном свете.
Cюжетная завязка Bloodline довольно банальна. Некий молодой человек приходит в себя в боксе медицинского учреждения. Это и есть наш протагонист. По старой доброй традиции главный герой не помнит абсолютно ничего: ни как он сюда попал, ни своего имени. Впрочем, выбравшись из палаты, бедолага быстро понимает, что амнезия не самая большая проблема, – клиника буквально кишит голодными зомби, а немногочисленных сотрудников, которые «не обратились», благополучно доедают… Правда, главный врач, доктор Браун, вроде бы жив-здоров и относительно вменяем, но слишком уж подозрительно себя ведет! И зачем он хранит в кабинете пленки с записями каких-то непонятных экспериментов и немецким офицером в роли комментатора?
В общем, курс действий примерно ясен – вооружиться, найти какую-нибудь информацию о себе и бежать из больницы куда подальше. Хотя возможно, что собирать данные о протагонисте и не стоило. Из больничной карты мы узнаем, что нашего подопечного зовут Джим Кард и он адвокат. Это радует. А вот диагноз «параноидная шизофрения», да еще и с припиской о необходимости полной изоляции от окружающих, вызывает ровно противоположные радости чувства. Одна надежда – может быть, это всё ложь?
В итоге в подоплеке происходящего и истинных мотивах действующих лиц мы будем разбираться всю игру. Да и не факт, что это удастся… А тут еще и разработчики постоянно путают игрока, регулярно подбрасывая какие-то факты, в дальнейшем не получающие никакого сюжетного развития. Находит, например, главный герой газетную вырезку с сообщением о пропаже девушки. Начинаешь думать: к чему всё это? Ее убил главный герой? Это его супруга и ее держат где-то в клинике? А вот и нет - данная вырезка просто для антуража!
Однако такая вот неопределенность поддерживает интерес к игре – хочется понять, что же, черт возьми, происходит, - и помогает сохранять атмосферу напряженности и страха, активно нагнетаемую разработчиками. Атмосфера… Во многом именно она заставляет проходить Bloodline, несмотря на многочисленные недостатки. Мрачное и гнетущее окружение, ощущения одиночества и потерянности, - творение Zima Software постоянно «давит» на игрока, заставляя чувствовать себя неуютно, «не в своей тарелке». Более того, временами становится по-настоящему жутко и возникает стойкое желание поскорее покинуть «недобрую» локацию, перебравшись в более безопасное место. В общем, за атмосферу Bloodline можно смело ставить пять с плюсом.
К сожалению, оценить аналогичным образом игровой процесс не получится при всём желании. Начнем, впрочем, с позитивного момента – авторы не захотели делать простой шутер от первого лица, включив в свой проект значительную квестовую составляющую. Поиск различных предметов и их применение в нужных местах, а также разгадывание хитрых (и не очень) паззлов занимает не меньше (скорее даже больше) времени, чем расправа с зомби. При этом главному герою нередко приходится перемещаться между двумя-тремя локациями, возвращаясь назад, на ранее пройденные уровни, дабы с помощью вновь добытых вещей решить пропущенные до этого головоломки. Причем пригодиться могут самые неожиданные находки, начиная с дохлой кошки и заканчивая пустым шприцем, а некоторые объекты можно комбинировать в инвентаре, добиваясь появления у них нужных свойств. Плюс некоторые «полезности», а также паззлы очень хорошо спрятаны, подчас в достаточно неожиданных местах, заставляя заниматься настоящим «пиксельхантингом». Вообще, по моему скромному мнению, иные задачки вполне могли бы подойти какому-нибудь квесту.
Но любителям экшена и стрельбы не стоит пугаться, ибо помня о том, что их проект всё-таки включают элементы шутера, разработчики предусмотрели ряд поблажек, позволяющих геймеру справиться с поставленными задачами. Прежде всего, при наличии поблизости объектов, с которыми можно взаимодействовать, в левом верхнем углу загорается красный восклицательный знак. Да и главный герой временами озвучивает не только возникшие перед ним проблемы, но и подсказки по их решению. Также стоит внимательно следить за прицелом – при наведении на активный предмет он превращается либо в глаз (если вещь можно осмотреть), либо в руку (если его можно взять, открыть). Что же касается упомянутого ранее комбинирования находок, то оно производится автоматически - достаточно щелкнуть в инвентаре на любую из объединяемых вещей. Но наиболее важным является тот факт, что, пока геймер не найдет все важные для прохождения вещи и не решит те головоломки, с которыми можно справиться в данный момент, с локации главного героя никто не выпустит и перейти на следующий уровень не получится ни при каких обстоятельствах.
В завершение разговора о квестовой части хочу отметить общую логичность головоломок и их удачное «включение» в игровой процесс. Хотя временами определенные сложности возникают: некоторые предметы (кнопки, рубильники) запрятаны очень коварно, и даже со всеми вышеуказанными подсказками найти их весьма непросто.
Перейдем теперь к экшен-составляющей, дела с которой обстоят далеко не так радужно. Почему? Прежде всего, по той причине, что сражаться с врагами в Bloodline скучно и неинтересно. На мой взгляд, в первую очередь это связано с небольшим количеством встречающихся на уровнях врагов, – максимальное число противников, которых можно обнаружить в рамках одного этапа, составляет не более 7-8 «штук». Чаще же всего придется иметь дело с 3-5 оппонентами. К тому же нападают враги, как правило, в одиночку, а два-три противника, атакующие одновременно, - явление чрезвычайно редкое и, при наличии места для маневров/отступления, не особо опасное для жизни главного героя. Впрочем, немного исправляет ситуацию тот факт, что супостаты регулярно респаунятся, что заставляет игрока постоянно оставаться в напряжении и следить за окружающей обстановкой.
Собственно, а с кем придется сражаться при прохождении Bloodline? Основную массу врагов составляют зомби разной степени «свежести» и «целости» - от вполне сохранивших человеческий облик мертвяков до разложившихся, лишенных ног трупов. Также протагонисту встретятся изуродованные жуткими хирургическими экспериментами субъекты, такие как закованные в колодки «зэки» и вооруженные двумя арматуринами «шахтеры», по всей видимости, оставшиеся (по большей части) людьми, но полностью потерявшими от перенесенных мучений рассудок, и странного вида бледные андрогины. Ну и нельзя не упомянуть совсем уж дико выглядящих монстров, представляющих из себя груды мертвой плоти с огромными конечностями-лезвиями и человеческой головой на вершине (для краткости назовем их «головастиками»).
В игре есть и финальный босс, спойлерить которого я не буду, а также своего рода «промежуточные главари», представляющие из себя особо живучих мертвецов, «убивать» которых придется намного дольше «рядовых» сородичей, а одного даже потребуется ликвидировать путем решения головоломки.
При этом большинство противников сражается врукопашную и лишь отдельные «особо одаренные» индивиды вроде андрогинов и «головастиков» атакуют дистанционно – кидают какие-то бомбы, плюются желчью.
Зато к услугам игрока имеется чрезвычайно обширный арсенал, который условно можно разделить на три группы. К первой относится огнестрельное оружие – автоматический пистолет, револьвер, однозарядный дуэльный пистоль, двустволка, автомат и снайперская винтовка. Во вторую входят различные «средства» для ближнего боя – тесак, серп, половинка садовых ножниц и электрическая медицинская пила. Наконец, в третьей группе находятся динамит, «коктейли Молотова» и различные подручные предметы, которые можно метать во врагов, – кухонные ножи, кирпичи, пустые бутылки, дротики для дартса.
Жаль, развернуться со всем вышеперечисленным «богатством» особо негде. Причем как в прямом, так и в переносном смысле. Дело в том, что в Bloodline чудовищно маленькие локации. Стандартный уровень игры, действие которого происходит внутри здания, состоит из четырех-пяти (бывает и меньше) комнат и двух-трех коридоров. Уровни на «открытом» воздухе также обладают скромными размерами и небольшим количеством «достопримечательностей» для посещения и исследования. И да, добавьте сюда невероятно долгие загрузки, которые превращают возращение на два-три этапа назад в настоящую пытку.
Вообще, техническая сторона продукта довольно сильно «хромает», причем «на обе ноги». Например, авторы за каким-то бесом жестко ограничили обзор игрока, - черный «туман» скрывает всё, что находится дальше нескольких метров от главного героя. Добавьте сюда тусклые и относительно блеклые текстуры - и картина получится довольно безрадостная. Зачем так было сделано? Предполагаю, для того, чтобы до последнего не было видно противников и немногочисленных нейтральных персонажей. Дабы их грубые, угловатые модели и ужасная анимация не напугали геймера раньше времени. Кстати, разработчики даже «прикрутили» визуальные эффекты повреждения тел врагов – на них появляются кровавые воронки от пуль игрока, но такого «качества», что лучше бы их не было совсем. Радует лишь то, что поверженные супостаты растворяются в воздухе, переставая пугать игрока своими квадратными «телесами». Еще одно слабое место Bloodline – простенькие, я бы сказал примитивные спецэффекты, которых к тому же совсем немного.
Впрочем, есть и положительные моменты. Так, предметы обстановки и модели оружия выполнены довольно качественно и «подробно». Также авторы не поленились проработать визуальное отражение воздействия игрока на объекты окружающего мира, – если протагонист берет что-то из стола, то ящик действительно выдвигается и становится видно его нутро. Можно включить/выключить кран с водой, выпустить содержимое раковины, открыть тумбочку или шкаф. Вообще, уровень интерактивности в игре находится на высоте.
Звуковое сопровождение Bloodline простенькое, но атмосферное. Когда на экране начинается очередная заварушка, включается тревожная, зловещая музыка. Таинственные шорохи, скрипы дерева, глухие удары в дверь, – звуковые эффекты удачно вписываются в местную атмосферу ужаса и страха, способствуя достижению нужного «градуса» жути. Неплохо подобраны голоса персонажей. Другое дело, что поговорить вам доведется всего с тремя людьми, так что диалогов в Bloodline немного. Зато те, что есть, весьма продолжительны. Да и главный герой очень активно комментирует происходящее.
Каков будет мой вердикт? Любителям ужастиков и «нестандартных» шутеров смотреть обязательно. Но только если вы готовы ко всем перечисленным недостаткам, которые в совокупности могут вызвать чрезвычайно сильное раздражение и желание забросить игру. Впрочем, мощная атмосфера, запутанный сюжет и отличные головоломки вполне способны скрасить все доставленные неудобства. Так что дерзайте - тем более что, может быть, именно вы окажетесь тем человеком, который сможет понять, что же, черт побери, тут происходит.
- Атмосфера:
Ужасы - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Чехия и Словакия - Сюжет:
Амнезия - Тематика:
Зомби - Язык:
Русский
Polski
Еще, у игры интересная концепция игрового мира - можно возвращаться в предыдущие локации, и мир, таким образом, складывается в концептуальный пазл.
P.S. Хочется похвалить русскую локализацию от 'Новый диск': голоса, текст - все на высшем уровне.