Национальная гордость датского игростроения – первая коммерческая компьютерная игра на языке Кьеркегора и Андерсена, выпущенная ещё в начале 1980-х, причём эксклюзивно для PC. Последний факт оказывается вовсе не таким уж и удивительным, если учесть, что автор, Петер Оле Фредериксен (1940–2011), являлся сотрудником компании IBM с 1969 года и аж до 2002-го. Будучи по специальности вовсе не программистом, а совсем даже системным консультантом, он создал свой первый и последний опыт в области игровой индустрии (на знаменитом и на редкость доступном языке BASIC) в попытке уговорить своего работодателя заняться производством компьютерных игр – и для примера начать распространять этот самый опыт. К сожалению, руководство IBM (видимо, датского её филиала) таким сомнительным делом не заинтересовалось, заявив, что компьютерные игры – предприятие без каких бы то ни было коммерческих перспектив; к счастью, иная датская корпорация, Danadata, оказалась более сговорчивой и согласилась выступить дистрибьютером «Kaptajn Kaper i Kattegat», прилагая экземпляр игры к каждому продаваемому ею персональному компьютеру IBM, что способствовало известности и даже популярности работы Фредериксена на родине автора. История умалчивает, выходила ли в то время и более международная англоязычная версия («Privateer») - или же она оставалась на стадии нереализованного проекта вплоть до 2004 года, когда, за несколько лет до смерти, разработчик выпустил оба языковых варианта в качестве Freeware (или, точнее, Donationware).
Нам предлагается отправиться в довольно интересный исторический период: на дворе примерно 1808 год, разгар Англо-датской войны. После злодейской бомбардировки Копенгагена англичанами и гибели практически всего датского флота в сентябре прошлого года король вынужден привлекать к участию в боевых действиях на море частных каперов, одним из которых мы и являемся, – для полупиратского патрулирования вод в проливе Каттегат между Ютландией и Скандинавским полуостровом, знаменитом своими коварными отмелями, потенциально опасными для военных судов Великобритании, но дружественными для компактных и манёвренных канонерских лодок вроде нашей. Более того: имеется здесь даже и кое-какой сюжет: наш капитан – датский дворянин, влюблённый в дочь некоего графа. Потенциальный (и, как видно, не очень-то сговорчивый) тесть недоволен нашим общественным положением и требует срочно обзавестись титулами, которые в данном случае можно получить успешным каперством (и сделать это довольно быстро, иначе нашу возлюбленную выдадут замуж за богача-соперника).
От внешнего вида почти что любительской игры такого места и времени происхождения трудно ожидать особых откровений, – но тем более приятное удивление вызывает графика «Kaptajn Kaper i Kattegat», на основном экране которого, в скудной CGA-палитре, красно-жёлтым по синему отображается подробная карта вынесенного в заголовок залива. Последний разделён на клетки, по которым мы – в виде симпатичного парусного кораблика – и будем перемещаться в походовом режиме при помощи клавиш малой цифровой клавиатуры. Интерфейс дополняется информационным блоком внизу экрана: количество матросов в составе нашего экипажа (изначально их 200), запас пушек, зерна и золота в ригсдалерах (в английском варианте – почему-то в таэлях), репутации, а также числа проделанных ходов и набранных очков. Что касается последних, то вверху экрана приводится и чёткое указание насчёт цели игры: набрать столько-то очков (именно за их успешное получение начисляются титулы: барон, виконт, граф и даже чуть ли не наследник престола!) за определённое число шагов.
Бороздя водные просторы между Северным и Балтийским морями, мы рано или поздно – но всегда случайным образом – встречаемся с проплывающими мимо английскими (или другими пиратскими) судами: на карте они не видны, но при их обнаружении вахтенным матросом нам выдаётся запрос – атаковать (клавиша «А») или сбежать («F»). В случае «силового» решения инцидента нужно сделать следующий выбор: обстрелять из пушек или же пойти на абордаж. Первый режим реализован в виде отдельного экрана, напоминающего «виртуальный тир»: в одном из появившихся на экране окошек мы видим нашу цель – и орудуем прицелом, а остальные демонстрируют результаты выстрелов и статистику; закончиться поединок может лишь потоплением вражеского судна – либо нас самих (как только уровень прочности или количество матросов достигнет минимума - соответственно в 20 очков или 10 человек).
Абордаж не так впечатляет внешне, демонстрируя текущие результаты пошагового боя лишь в текстовом виде – на экране мы видим, сколько членов противостоящего нам экипажа погибло, а сколько осталось, – и всякий раз после вывода таких чисел нужно указывать, продолжить сражение или убраться на свой корабль; зато в случае успеха нас радует анимация приспускаемого «Юнион Джека» (либо черепа с костями) и захват как груза (зерна, пушек, иногда даже драгоценностей), так и золотого запаса поверженного (а при желании и самого судна, после перевода для управления «призом» части своих матросов; продать его нельзя, но если отвести в порт назначения, то можно будет получить неплохой выкуп)… Да, просто поразительно, насколько «Kaptajn Kaper i Kattegat» напоминает более поздних и намного более знаменитых «Pirates!», хотя Сида нашего Мейера вряд ли можно заподозрить в близком знакомстве с полукустарным творением П. О. Фредериксена.
Временами вместо вражеского судна мы можем столкнуться с затерянным в тумане клочком земли – и приказать провести его рекогносцировку: в результате можно либо ничего не обнаружить, либо заразиться от жертвы кораблекрушения нехорошей болезнью, сократив численность экипажа, либо найти пиратский клад или тайное купеческое хранилище, немало пополнив свои запасы зерна и ригсдалеров. Продать первые и потратить вторые (на найм матросов, ремонт корабля или приобретение пушек) можно в ближайшем порту, коих на карте Каттегата насчитывается целых семь (Эбельтофт, Калуннборг и так далее, включая, разумеется, Копенгаген). Примечательно, что при входе в любой из них нам предлагается ещё одна мини-игра – на маневрирование: нажимая клавиши 4 и 6 на малой цифровой клавиатуре, нужно аккуратно провести своё судно в гавань между многочисленными стоящими тут же кораблями, учитывая направление ветра и стараясь не врезаться ни в них, ни в береговую линию (в первом случае мы получим повреждение, а во втором просто погибнем – игра закончится).
Меню действий в порту снова вызывает в памяти «Pirates!»: можно нанять матросов, починить свой корабль (естественно, и то и другое – за деньги), продать зерно, лишние пушки и найденные или захваченные драгоценности, а также – на случай если грязные спекуляции почему-то привлекают вас больше, чем благородное ремесло пирата, - приобрести первые два из трёх упомянутых видов товаров (естественно, цены отличаются от игры к игре и от порта к порту); впрочем, пушки нам могут понадобиться для сражений, а зерно – для прокорма экипажа (умершие от голода матросы означают проигрыш!). Плавание автоматически заканчивается простым выходом в DOS также и при гибели судна в сражении или же исчерпании намеченного запаса ходов, но если наш результат окажется большим, чем демонстрируемый при запуске показатель текущего рекордсмена, то можно будет запечатлеть набранное количество очков под своим именем. Стоит упомянуть и наличие в игре весьма подходящих звуковых эффектов PC Speaker и даже музыкального оформления на заставке, которые в любой момент можно включить или выключить нажатием клавиши F2.
В итоге перед нами оказывается если и не шедевр, то, по крайней мере, великолепный – с учётом времени появления на свет – симулятор капера, во многом предвосхищающий более поздние творения этого жанра. Обратите только внимание, что в английской версии отсутствует рекламируемый экраном заставки режим помощи: избегайте нажимать F1 - или же пользуйтесь оригинальной датской версией «Kaptajn Kaper i Kattegat»! То ли автор случайно запамятовал, то ли англоязычных игроков XXI века не заинтересовала перспектива топить английские суда… Впрочем, тексты этой пропавшей помощи имеются в выложенных некогда на официальном сайте исходных кодах «Privateer», – так что вполне возможно, что технические мастера Old-Games.ru смогут исправить и этот небольшой дефект отличной старой игры.
Нам предлагается отправиться в довольно интересный исторический период: на дворе примерно 1808 год, разгар Англо-датской войны. После злодейской бомбардировки Копенгагена англичанами и гибели практически всего датского флота в сентябре прошлого года король вынужден привлекать к участию в боевых действиях на море частных каперов, одним из которых мы и являемся, – для полупиратского патрулирования вод в проливе Каттегат между Ютландией и Скандинавским полуостровом, знаменитом своими коварными отмелями, потенциально опасными для военных судов Великобритании, но дружественными для компактных и манёвренных канонерских лодок вроде нашей. Более того: имеется здесь даже и кое-какой сюжет: наш капитан – датский дворянин, влюблённый в дочь некоего графа. Потенциальный (и, как видно, не очень-то сговорчивый) тесть недоволен нашим общественным положением и требует срочно обзавестись титулами, которые в данном случае можно получить успешным каперством (и сделать это довольно быстро, иначе нашу возлюбленную выдадут замуж за богача-соперника).
От внешнего вида почти что любительской игры такого места и времени происхождения трудно ожидать особых откровений, – но тем более приятное удивление вызывает графика «Kaptajn Kaper i Kattegat», на основном экране которого, в скудной CGA-палитре, красно-жёлтым по синему отображается подробная карта вынесенного в заголовок залива. Последний разделён на клетки, по которым мы – в виде симпатичного парусного кораблика – и будем перемещаться в походовом режиме при помощи клавиш малой цифровой клавиатуры. Интерфейс дополняется информационным блоком внизу экрана: количество матросов в составе нашего экипажа (изначально их 200), запас пушек, зерна и золота в ригсдалерах (в английском варианте – почему-то в таэлях), репутации, а также числа проделанных ходов и набранных очков. Что касается последних, то вверху экрана приводится и чёткое указание насчёт цели игры: набрать столько-то очков (именно за их успешное получение начисляются титулы: барон, виконт, граф и даже чуть ли не наследник престола!) за определённое число шагов.
Бороздя водные просторы между Северным и Балтийским морями, мы рано или поздно – но всегда случайным образом – встречаемся с проплывающими мимо английскими (или другими пиратскими) судами: на карте они не видны, но при их обнаружении вахтенным матросом нам выдаётся запрос – атаковать (клавиша «А») или сбежать («F»). В случае «силового» решения инцидента нужно сделать следующий выбор: обстрелять из пушек или же пойти на абордаж. Первый режим реализован в виде отдельного экрана, напоминающего «виртуальный тир»: в одном из появившихся на экране окошек мы видим нашу цель – и орудуем прицелом, а остальные демонстрируют результаты выстрелов и статистику; закончиться поединок может лишь потоплением вражеского судна – либо нас самих (как только уровень прочности или количество матросов достигнет минимума - соответственно в 20 очков или 10 человек).
Абордаж не так впечатляет внешне, демонстрируя текущие результаты пошагового боя лишь в текстовом виде – на экране мы видим, сколько членов противостоящего нам экипажа погибло, а сколько осталось, – и всякий раз после вывода таких чисел нужно указывать, продолжить сражение или убраться на свой корабль; зато в случае успеха нас радует анимация приспускаемого «Юнион Джека» (либо черепа с костями) и захват как груза (зерна, пушек, иногда даже драгоценностей), так и золотого запаса поверженного (а при желании и самого судна, после перевода для управления «призом» части своих матросов; продать его нельзя, но если отвести в порт назначения, то можно будет получить неплохой выкуп)… Да, просто поразительно, насколько «Kaptajn Kaper i Kattegat» напоминает более поздних и намного более знаменитых «Pirates!», хотя Сида нашего Мейера вряд ли можно заподозрить в близком знакомстве с полукустарным творением П. О. Фредериксена.
Временами вместо вражеского судна мы можем столкнуться с затерянным в тумане клочком земли – и приказать провести его рекогносцировку: в результате можно либо ничего не обнаружить, либо заразиться от жертвы кораблекрушения нехорошей болезнью, сократив численность экипажа, либо найти пиратский клад или тайное купеческое хранилище, немало пополнив свои запасы зерна и ригсдалеров. Продать первые и потратить вторые (на найм матросов, ремонт корабля или приобретение пушек) можно в ближайшем порту, коих на карте Каттегата насчитывается целых семь (Эбельтофт, Калуннборг и так далее, включая, разумеется, Копенгаген). Примечательно, что при входе в любой из них нам предлагается ещё одна мини-игра – на маневрирование: нажимая клавиши 4 и 6 на малой цифровой клавиатуре, нужно аккуратно провести своё судно в гавань между многочисленными стоящими тут же кораблями, учитывая направление ветра и стараясь не врезаться ни в них, ни в береговую линию (в первом случае мы получим повреждение, а во втором просто погибнем – игра закончится).
Меню действий в порту снова вызывает в памяти «Pirates!»: можно нанять матросов, починить свой корабль (естественно, и то и другое – за деньги), продать зерно, лишние пушки и найденные или захваченные драгоценности, а также – на случай если грязные спекуляции почему-то привлекают вас больше, чем благородное ремесло пирата, - приобрести первые два из трёх упомянутых видов товаров (естественно, цены отличаются от игры к игре и от порта к порту); впрочем, пушки нам могут понадобиться для сражений, а зерно – для прокорма экипажа (умершие от голода матросы означают проигрыш!). Плавание автоматически заканчивается простым выходом в DOS также и при гибели судна в сражении или же исчерпании намеченного запаса ходов, но если наш результат окажется большим, чем демонстрируемый при запуске показатель текущего рекордсмена, то можно будет запечатлеть набранное количество очков под своим именем. Стоит упомянуть и наличие в игре весьма подходящих звуковых эффектов PC Speaker и даже музыкального оформления на заставке, которые в любой момент можно включить или выключить нажатием клавиши F2.
В итоге перед нами оказывается если и не шедевр, то, по крайней мере, великолепный – с учётом времени появления на свет – симулятор капера, во многом предвосхищающий более поздние творения этого жанра. Обратите только внимание, что в английской версии отсутствует рекламируемый экраном заставки режим помощи: избегайте нажимать F1 - или же пользуйтесь оригинальной датской версией «Kaptajn Kaper i Kattegat»! То ли автор случайно запамятовал, то ли англоязычных игроков XXI века не заинтересовала перспектива топить английские суда… Впрочем, тексты этой пропавшей помощи имеются в выложенных некогда на официальном сайте исходных кодах «Privateer», – так что вполне возможно, что технические мастера Old-Games.ru смогут исправить и этот небольшой дефект отличной старой игры.
- Время и место:
Наполеоновские войны
Долгий XIX век - Страна или регион происхождения:
Дания - Тематика:
Мореплавание
Пираты - Элемент жанра:
Пошаговая
Мультижанровая - Язык:
Dansk
English