А я вчера похоронил корешка.
Да он подлец да помирать не захотел.
группа ДДТ «Дороги»
Да он подлец да помирать не захотел.
группа ДДТ «Дороги»
Один известный постулат утверждает, что киберпанк мертв. Возможно, так оно и есть, однако наследие данного жанра продолжает жить – те или иные элементы «покойника» регулярно появляются в книгах, комиксах, фильмах и, разумеется, в компьютерных играх. При этом наибольшей популярностью пользуется модель будущего человечества, в котором «правят бал» гигантские корпорации. Да не простые, а обязательно жестокие, беспринципные и практически всемогущие. Не смогли устоять перед соблазном использовать такой ход и разработчики шутера Chrome, построившие сюжет своего детища вокруг истории о противостоянии храброго героя и транснациональных компаний, готовых пустить «в расход» любого, кто встанет у них на пути.
Итак, «светлое» будущее - человечество покоряет космос и осваивает новые планеты. Активное участие в процессе принимают различные корпорации, берущие под свой контроль целые звездные системы и основывающие на них наблюдательные станции, исследовательские лаборатории и военные базы. Не обошлось, разумеется, и без появления редкого и сверхдорогого полезного ископаемого, за месторождения которого идут настоящие войны. Им оказался металл с оригинальным названием… «Хром». И для того, чтобы завладеть залежами этого элемента, корпорации были готовы на многое - вплоть до уничтожения целых колоний. Однако существовала небольшая загвоздка – будучи чрезвычайно могущественными структурами, данные организации всё же не обладали абсолютными полномочиями и отвечали за свои действия перед некими органами власти, способными привлечь их к ответственности. В результате широкое распространение получила профессия наемника: дабы «обстряпать» различные темные делишки, корпорации активно нанимали «вольных стрелков», которым и поручали всю «грязную» работу.
Роль одного из таких «фрилансеров» - бывшего бойца правительственного спецназа Болта Логана (Bolt Logan) – геймеру и предстоит «примерять» на себя в одиночной кампании. Игра начинается с того, что протагонист, совместно с напарником Роном «Пойнтером» Герцем (Ron "Pointer" Hertz), предпринимает рейд на планету Зорг (Zorg) с целью спасения научного сотрудника одной из корпораций, похищенного подлыми конкурентами. Задание, прямо скажем, проходит не очень удачно – охрана оказывается более многочисленной, чем ожидалось, по окрестностям бегает ненужный свидетель (какая-то неизвестная девушка), а соратник попадает в засаду. Ринувшись на выручку, Логан сам оказывается в западне, подстроенной бывшим товарищем по оружию, который, как оказывается, давно уже затаил злобу на главного героя и решил наконец свести с ним счеты. Однако благодаря помощи той самой незнакомой девушки Болт выбирается из передряги живым и невредимым, попутно разобравшись (вроде бы) с предателем. Спустя год главный герой и его напарница Кэрри (Carrie) берутся за простейшую на первый взгляд работенку по возращению владельцу двух украденных космическими пиратами наночипов. Но казавшееся рутинным задание запускает целую цепочку событий, благодаря которой «сладкая» парочка побывает не в одной передряге и окажется втянута в настоящую войну между корпорациями.
Как видите, сюжет игры вполне стандартный, можно сказать классический, чего не скажешь об игровом процессе, который получился довольно любопытным и отчасти оригинальным. Впрочем, в начале знакомства с Chrome можно решить, что разработчики «смастерили» классический научно-фантастический боевик, – проходя первый уровень, протагонист вместе с контролируемым компьютером напарником пробежится по лесу (попутно ликвидировав пару патрулей), захватит сторожевую вышку (пустив в расход «обитающего» там снайпера) и некоторое время будет прикрывать соратника метким огнем, давая ему возможность проникнуть в здание лаборатории. Потом последует зачистка научного комплекса от вражеских бойцов, схватка с боссом-челноком на крыше здания и непродолжительное бегство на спидерах (мотоциклах на воздушной подушке) к точке эвакуации. Да, всё это достаточно увлекательно, но в том или ином виде присутствовало во многих других шутерах.
Однако уже со второй миссии игровой процесс меняется, причем в лучшую сторону. Главный герой начинает задание на берегу симпатичного тропического острова. Вокруг бродят вражеские патрули, вдали виднеются сторожевые вышки и занятые противниками сооружения, а мы… мы можем перемещаться по всей территории, самостоятельно решая, чем заняться в данный момент: убрать бойцов неприятеля на блокпосте или отправиться «на разборку» со снайпером, засевшим во-о-он на той башне. Потом местность изменится, и тропики уступят место густым джунглям и заснеженной тундре, но главные компоненты – немалые открытые пространства и определенная свобода действий – останутся на месте. Неужели перед нами этакий футуристический Far Cry? Да, некоторое сходство, безусловно, прослеживается. Однако стоит сразу расставить все точки – в Chrome возможности игрока ограниченны намного больше, чем в творении Crytek. Так, выглядящие огромными пространства оказываются не такими уж и большими, благо невидимые стены не позволяют персонажу забраться туда, куда не следует, а различные искусственные препоны, возведенные разработчиками, лишают геймера реальной самостоятельности при принятии решений. Например, в ходе одной из миссий протагонисту необходимо саботировать работу трех командных пунктов, отвечающих за противовоздушную оборону. Формально главный герой может отправиться к любому из них, однако столкнется с тем, что без магнитной карты он сможет попасть только в один-единственный пункт. Надо ли говорить, что упомянутый «ключ» находится как раз в нём? Или вернемся ко второму уровню – можно очень быстро, не выполняя текущие задания по захвату наночипов и взрывчатки, добраться до здания с «припаркованным» на крыше челноком, который должен доставить Логана в закрытую часть острова. Однако при попытке проникнуть внутрь выяснится, что вход наглухо «заблокирован» скриптом, который «откроет» дверь только после выполнения поставленных перед героем задач. И таких примеров множество. Плюс в локациях практически отсутствуют не обязательные для посещения места, которые можно было бы «зачищать» исключительно ради удовольствия либо дополнительного снаряжения.
Впрочем, некоторую возможность выбора авторы всё же оставили, дополнив ее динамичным и разнообразным геймплеем. Так, прохождение большинства уровней Chrome обязательно включает в себя сражения на открытой местности, атаки на отдельные охраняемые объекты и даже целые военные базы, а также схватки внутри помещений. Причем я не случайно разделяю эти элементы, поскольку играются они с ощутимой разницей. И во многом это заслуга искусственного интеллекта противников. Дело в том, что, подобно ранее упомянутому Far Cry, вражеские бойцы абсолютно по-разному действуют внутри зданий и «на улице». Схватки на «свежем» воздухе, если удалось поймать оппонентов на открытой территории, ведутся на больших дистанциях, как в какой-нибудь Delta Force, при этом особое значение приобретают различные возвышенности и снайперские позиции. Если же противники скрываются среди деревьев и в зарослях кустов, начинается «ближний» бой в условиях ограниченной видимости, когда зачастую абсолютно непонятно, откуда по тебе ведут огонь, а противники могут появиться с любого направления. При этом боты действуют довольно осмысленно и агрессивно: попав под огонь, они начинают сокращать дистанцию, постоянно меняя направления движения, либо ищут укрытие, а потом обходят игрока с флангов. Также они неплохо находят протагониста среди растительности и умело преодолевают препятствия в виде валунов и деревьев. Но главное - неприятели обладают «слухом» и вполне могут прибежать на подмогу товарищам, услышав звуки перестрелки. Особенно важно учитывать данное обстоятельство при штурме вражеских баз: ворвавшись на территорию объекта без предварительной «зачистки» местности от патрулей, можно столкнуться с крупными силами противника, или, что еще хуже, привлечь внимание снайперов и бойцов, расположившихся за стационарными турелями. В результате частенько приходится «кружить» вокруг комплекса вражеских строений, постепенно зачищая территорию от часовых, стрелков и расчетов тяжелого вооружения. Тем более, что по воле всемогущих скриптов к противнику легко и непринужденно может прибыть подкрепление, доставленное воздушным транспортом или просто выбежавшее из ближайшего здания.
К сожалению, назвать искусственный интеллект идеальным не получится – попав под огонь с дальней дистанции, боты иногда «зависают» и просто сидят на корточках, ничего не предпринимая. Кроме того, они практически никогда не пытаются залечь в траве, хотя обладают данным умением и не используют гранаты для выкуривания игрока из укрытий.
Но всё это - «цветочки» по сравнению с тем, что «творят» противники во время боев внутри помещений, где их интеллект падает до уровня табуретки. Всё, что делают неприятели, – это держат оборону в определенных комнатах и коридорах, в которых их «поселили» разработчики. При этом отдельные бойцы таки могут покидать «место приписки», но делают это исключительно по команде скриптов. В основном же враги просто стоят на месте/сидят в укрытии/патрулируют соответствующую комнату или коридор, а завидев игрока - открывают огонь. Правда не следует забывать о наличии у оппонентов слуха, – услышав за дверью шаги протагониста или выстрелы, все бойцы тут же перейдут в боевой режим и возьмут вход «на мушку». Кстати, именно во время боев в помещениях противники изредка применяют гранаты, но, по моим ощущениям, лишь в строго предусмотренных разработчиками случаях.
Тем не менее назвать сражения в замкнутом пространстве скучными не получится при всём желании. И в первую очередь - благодаря стараниям дизайнеров уровней, которые весьма изобретательно расставили врагов по позициям, а также грамотно спланировали их действия: в то время как одни бойцы перемещаются по всему помещению, сбивая прицел игрока и яростно отстреливаясь, другие сидят в укрытиях за ящиками, столами и прочими объектами, изредка высовываясь для того, чтобы сделать пару выстрелов по главному герою. В результате можно и не заметить «постановочность» перестрелки вкупе с жестко заданным поведением ботов и решить, что оппоненты действуют слаженной, грамотной командой. Кроме того, «на руку» врагам нередко играет и обстановка, в которой происходят бои, – геймеру регулярно приходится сражаться в огромных помещениях, зачастую многоярусных и/или заставленных значительным числом объектов (контейнерами, бронемашинами, роботами), затрудняющими видимость и предоставляющими неприятелю отличные укрытия.
Впрочем, некоторые этапы выбиваются из вышеописанной схемы. Так, ряд миссий потребует от игрока принять участие в обороне особо важных объектов - совместно с отрядами контролируемых компьютером союзников протагонист должен будет отражать наступающие «волны» пехоты и техники противника. При этом помимо собственной «шкуры» главному герою придется заботиться и о выживании соратников, - гибель определенного числа союзников приводит к провалу задания. Также в Chrome имеется пара стэлс-уровней, в ходе прохождения которых категорически запрещено до определенного момента поднимать тревогу (наступает мгновенный «гейм овер»), а игроку для облегчения задачи доступен камуфляж, весьма похожий на тот, что использовал небезызвестный «Хищник». Плюс на некоторых этапах встретятся такие «мелочи», как поездка на джипе (полет на шаттле) в качестве стрелка и подрыв «броневика» путем прикрепления к броне зарядов взрывчатки (как в Call of Duty 2).
Кстати, о технике: в игре имеется обширный «парк» различных машин, включающий в себя бронетранспортеры, легкие истребители, тяжелые, хорошо вооруженные транспортные корабли, джипы, два вида шагающих роботов и спидеры. Со всеми перечисленными боевыми единицами придется сражаться, а на трех последних удастся «покататься» в качестве пилота/водителя. Правда, есть одна «загвоздка» - применение средств передвижения в Chrome сильно ограниченно. Если в том же Far Cry транспортом можно было пользоваться достаточно свободно – подкараулил машину, убил владельцев и поехал по своим делам, – то в данной игре кататься можно только там, где это задумано разработчиками, и ровно столько, сколько они посчитают нужным. Впрочем, иногда техника оказывается весьма кстати. Так, на одном из уровней в разгар штурма вражеской базы транспортный корабль доставляет противнику неслабое подкрепление; можно, конечно, отбегаться и отстреляться, но лучше заранее проникнуть в один из ангаров и раздобыть себе боевого робота… В общем, весь потенциал использования в проекте боевых машин разработчики явно не реализовали, однако достаточно неплохо «встроили» этот элемент в игровой процесс, расширив многообразие возможностей, доступных геймеру при прохождении.
А вот чего игре явно не хватает - так это большего числа противников. Точнее, с количеством тут всё в порядке, а вот с «качеством»… По сути, в Chrome всего три вида вражеских бойцов: солдаты в легкой броне (в шлемах и без них), бойцы в тяжелой защите и некие «агенты Смиты» в деловых костюмах. Хотя формально на протяжении всего прохождения геймеру противостоят различные фракции, авторы постоянно используют вышеупомянутые типы противников, просто перекрашивая им снаряжение и/или добавляя моделям отдельные детали. Например, бойцы корпорации КорТек (CoreTech) отличаются от солдат компании Зетрокс (Zetrox) только цветом обмундирования, а бандиты-каннибалы облачены в легкую броню и носят на голове разноцветные ирокезы. Отчасти спасает ситуацию тот факт, что оппонентам доступен обширный арсенал оружия, который они не стесняются использовать в бою, в результате чего среди них есть и ракетчики, и снайперы, и солдаты, вооруженные штурмовыми винтовками. Да, еще в дикой природе встречается несколько видов хищных зверей, которые могут напасть на протагониста, но особой опасности они не представляют. В общем, принципиально различающихся типов противников явно не хватает, что несколько портит впечатление от игры. Чуть лучше обстоят дела с боссами, которых в Chrome аж пятеро, - правда, с парой из них придется сразиться дважды. Да и особым разнообразием битвы с ними не отличаются – всё сводится к нахождению удобной огневой позиции и активному использованию кибернетических имплантатов.
Вы спросите, что за имплантаты? Да, этот игровой аспект мы еще не разбирали. В тело господина Логана внедрен ряд высокотехнологичных устройств, дающих ему существенное преимущество в бою. Всего в наличии семь таких апгрейдов, которые становятся доступными по мере прохождения игры. При этом никакого менеджмента имплантатов нет: они становятся доступными автоматически и не могут быть удалены или улучшены, а те особые способности, которыми наделяют персонажа данные устройства, довольно стандартны: замедление времени, уменьшение урона, тепловизор (можно видеть противников сквозь стены и потолки), повышение скорости передвижения, приближение целей без оптического прицела, увеличение точности (снижает разброс огня) и, наконец, «твердая рука» (в случае ранения прицел не сбивается). Другое дело, что никто не запрещает включать сразу несколько имплантатов за один раз, а в игре имеется функция создания собственной комбинации устройств с последующим ее «подвешиванием» на понравившуюся кнопку клавиатуры. Правда, следует быть осторожным: использование кибернетических улучшений перегружает нервную систему Логана, и чем больше апгрейдов включено - тем быстрее достигается критическая «отметка». Что будет, если не уследить за нагрузкой? Все имплантаты временно отключатся, экран на несколько секунд потемнеет, а персонаж потеряет некоторое количество здоровья. Так что приходится следить за специальным индикатором и вовремя отключать апгрейды - либо использовать аптечки с синим крестом, которые - в отличие от своих «сестер» с красной маркировкой - не поправляют здоровье протагониста, но зато восстанавливают его нервную систему. Кстати, по мере продвижения по игре имплантаты постепенно «приживаются» (у каждого имеется индикатор ассимиляции организмом), что уменьшает нагрузку и увеличивает продолжительность их работы.
И еще один момент – в игре есть особое кибернетическое устройство, которое следует упомянуть отдельно. Дело в том, что оно позволяет персонажу взламывать некоторые приборы – компьютерные терминалы, кодовые замки, – защищенные специальными паролями. Собственно сам процесс хакерской атаки выполнен в виде мини-игры: на экране появляется поле, заполненное определенным количеством квадратов, под каждым из которых скрыт некий символ. Задача игрока заключается в том, чтобы находить пары (в отдельных случаях тройки) совпадающих символов. При этом действует ограничение как по времени (идет перегрузка нервной системы), так и по количеству ходов. К сожалению, «ломать» можно лишь строго определенные устройства, и только ради продвижения по уровню – для открытия дверей, вызова лифтов, отключения пушек. А как было бы здорово взломать, к примеру, охранную систему и взять под контроль автоматические турели! Или устроить диверсию, перегрузив реактор. Но - не судьба…
В общем, имплантаты являются неплохой находкой разработчиков, которая вкупе с довольно обширным арсеналом вооружения позволяет игроку проходить одни и те же уровни разными путями.
Собственно, об оружии – главному герою доступно около 15 единиц, включающих в себя нож, три вида пистолетов, две разновидности снайперской винтовки, ракетную установку, дробовик и различные автоматы и штурмовые винтовки. Также протагонист может использовать гранаты, чрезвычайно эффективные в замкнутых пространствах. В общем, арсенал достаточно внушительный, хоть некоторые «пушки» и различаются лишь наличием/отсутствием глушителя, но вся проблема в том, что у главного героя имеется самый настоящий инвентарь, в который умещается максимум два «ствола» (один из которых обязательно пистолет) да несколько «лимонок». А учитывая тот факт, что в него же необходимо «запихнуть» коробки с боеприпасами, аптечки и всякие полезные устройства вроде бинокля, бегать главный герой, скорее всего, будет с одной-единственной «пушкой» да парой гранат. Хорошо хоть, что убитые оппоненты всегда готовы «поделиться» своим оружием, а «добрые» авторы не забывают положить в нужном месте критически важную для прохождения ракетницу или снайперскую винтовку. Кстати, интересен тот факт, что подобно тому же Chaser арсенал в игре практически полностью огнестрельный, безо всяких футуристических «наворотов» вроде бластеров и рейлганов. Разве что электропушка более-менее похожа на «оружие будущего».
В свою очередь, «арсенал» полезных предметов в Chrome существенно меньше, чем набор доступного вооружения. Помимо упомянутых ранее двух видов аптечек, коробок с боеприпасами и бинокля, обладающего, кстати, функцией «подсветки» противников, доступно маскировочное устройство, позволяющее протагонисту становиться невидимым. Еще на уровнях можно найти MP3-плеер, но носить его с собой, расходуя столь дефицитное место в инвентаре, будет только настоящий меломан.
При этом я нисколько не утрирую – музыка в Chrome действительно неплохая. Правда, играют сплошь «электронные» композиции, но к ожесточенным перестрелкам они подходят на удивление неплохо. Авторы, кстати, используют довольно распространенный прием, когда музыка начинает звучать с началом «разборок» и затихает после их окончания. Плеер же можно включить в любой момент, что позволяет скрасить продолжительные забеги через полкарты. Весьма достойной получилась и озвучка - правда, исключительно ключевых персонажей. Каких-то откровений ждать не приходится, но слушать союзников и врагов достаточно приятно. Это тем более важно, что разговоров в игре много – как в заставках между уровнями, так и в ходе прохождении этапов. Кстати, обратите внимание на главного героя, которого озвучил сам Джон Сент-Джон (Jon St. John), являющийся голосом старины Дюка Ньюкема. Вот с рядовыми противниками ситуация значительно хуже – в отличие от наемников из Far Cry, оппоненты никак не общаются между собой в состоянии «покоя», а в бою выкрикивают однообразные фразы одинаковыми голосами. Зато довольно качественными вышли различные эффекты вроде выстрелов, взрывов, шагов роботов.
Положительные эмоции вызывает и графика. Движок игры отлично справляется с обработкой больших открытых пространств и обеспечивает игроку хороший обзор окрестностей даже на больших дистанциях. В результате при пробежках на свежем воздухе можно наблюдать по-настоящему красивые пейзажи, благо авторы действительно качественно поработали над окружающей местностью: возвышающиеся вдали горы, зеленые холмы, многочисленные деревья, кустарники, замшелые валуны, – дизайнеры явно не поскупились на игровые объекты. Правда, растительность здорово смотрится именно издалека – стоит подойти поближе, как «зеленые друзья» теряют в качестве и демонстрируют определенную нехватку деталей. Также явно неудачной вышла вода, а уж «подводный мир» способен напугать своей неприглядностью. Зато в плюсы смело можно записать различные здания и сооружения, которые могут похвастаться футуристичным внешним видом и довольно детализированными помещениями. Единственная их проблема – однообразность: похожие как братья-близнецы коридоры, заставленные контейнерами комнаты, однотипные помещения с генераторами… Впрочем, ситуацию отчасти спасают ранее упомянутые обширные многоярусные залы, которые действительно радуют своими масштабами и нестандартной планировкой.
Также к положительным моментам однозначно следует отнести стильные, выполненные с вниманием к деталям модели техники, оружия и роботов. Вот с игровыми персонажами вышло чуть похуже – на мой взгляд, лицам оппонентов немного не хватает детализации, а в анимации ботов иногда происходят «сбои», в результате чего они совершают абсолютно нереалистичные движения. Зато в руках противников (и соратников) всегда отображается именно то оружие, которым они оснащены, а тела погибших не исчезают до самого конца миссии. Также разработчики постарались воспроизвести в игре реалистичную физику, что в целом им удалось. Однако временами она срабатывает не так, как нужно, в результате чего убитый враг может подлететь в момент смерти высоко вверх или повиснуть снаружи сторожевой вышки, зацепившись ногой за текстуры. Но больше всего вопросов вызывает следующий момент: когда в ходе выполнения миссии с нами начинают вести «сюжетный» разговор, «живое» изображение собеседника появляется в верхней части экрана. Всё бы ничего, но разработчики использовали какой-то своеобразный способ прорисовки лиц участников беседы, в результате чего выглядят они несколько странно и нереалистично. В игровых роликах, кстати, наблюдается схожая проблема.
Впрочем, имеющиеся у проекта недостатки не перевешивают плюсы, коих в разы больше, а Chrome со спокойной совестью можно назвать действительно хорошей игрой, что на самом деле… печально. Печально, потому что авторы, включив в свое детище множество интересных игровых элементов, не смогли использовать их «на полную катушку» и создать отличный шутер с действительно масштабным открытым миром, в котором геймер мог бы действовать более свободно и разнообразно. Вышедший в следующем году Far Cry наглядно продемонстрировал, какими могли получиться приключения Болта Логана, если бы у разработчиков было больше времени/опыта/денег… в общем, того, чего им не хватило для достижения лучшего результата. Тем не менее я смело рекомендую Chrome всем любителям шутеров от первого лица, благо в этой игре хватает интересных и запоминающихся моментов, а динамичный и увлекательный процесс вряд ли даст вам заскучать до самых финальных титров.
- Время и место:
Другие планеты - Многопользовательская игра:
LAN
Друг против друга
Командная игра - Особенность геймплея:
Альтернативные концовки - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Польша - Тематика:
Научная фантастика - Технические детали:
EAX - Язык:
Русский
English
Цель этого неофициального «патча» — позволить играть в игры с широкоэкранными разрешениями, сверхширокоэкранными настройками, настройками с несколькими мониторами, а также с разрешением 4K и выше, исправив проблемы с рендерингом текста и FOV, а также правильно масштабируя некоторые элементы HUD. Другая цель заключалась в том, чтобы повысить визуальную точность игры, заставив игру отображать ресурсы высочайшего качества, даже если они находятся далеко от игрока.
Единственные активы, которые действительно будут изменены, — это текстуры карты HUD. Никаких изменений в геймплей не вносилось. Все изменения перечислены в «change_log.txt». Jackfuste с форума Widescreen Gaming Forums исправил «ChromeEngine2.dll» для hor+ FOV, а текстуры карт с высоким разрешением для оригинального Chrome были взяты из Chrome Widescreen Mod (Chrome HD Fix).
Качать патч тут:
В этом году для US версии игры (от Techland) был выпущен также патч выделенного сервера v1.22:
Отдельное спасибо хочется сказать за английскую версию. Давно хотел послушать оригинальные диалоги, поскольку русская локализация не просто добавляет нелепости в происходящее, а местами даже начинает скатываться в какую-то плохо слепленную комедию.