Nancy Drew: Secrets Can Kill

Nancy Drew 1
Нэнси Дрю: Секреты могут убивать
Nancy Drew: Secrets Can Kill
Жанр: Quest
Разработчик: Her Interactive
Издатель: DreamCatcher Interactive, Her Interactive
Год выхода: 1998
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.40 из 10
  • 3
  • 7
  • 13
Нэнси Дрю - придуманная деловитым издателем Эдвардом Стрейтемейером девушка-детектив - на протяжении многих десятилетий привлекает внимание критиков, литературоведов и даже социологов и различных общественных деятелей, находивших в произведениях о ней то феминистские, то расистские мотивы. Иными словами, несмотря на практически полную безвестность в наших краях вплоть до начала 1990-х годов, её вполне заслуженно можно назвать самым настоящим явлением массовой (а возможно, и не только) культуры XX века. Впервые появившись в 1930 году на страницах бульварного детективного романа для девочек-подростков (да, бывает и такое), написанного "литературным негром" под псевдонимом "Кэролайн Кин", она буквально потрясла воображение почти половины тогдашнего поколения.

И понять такую реакцию, в общем-то, нетрудно: испокон веков детей женского пола учили в первую очередь быть "верными подругами", прилежными "хранительницами очага" и послушными жёнами своим будущим мужьям, - и тут вдруг... Нет, не просто "красавица, спортсменка, комсомолка" - а такая "мастерица на все руки", что, наверное, даже супергероини из начавших появляться примерно тогда же комиксов соответствующей тематики позавидовали бы: и транспорт водит, и драться умеет, и иностранные языки знает, и различными видами спорта занимается, и рисует, и готовит, и вышивает, - перечень её достоинств, кажется, положительно бесконечен. И вместе с тем Нэнси - совсем не типичный "образец для подражания" из назидательных книжек того времени, тем более "девичьих": она не только богатая, но ещё и совершенно самодостаточная внутренне, в 16 (впоследствии 18) лет ведёт обеспеченную, независимую и полную приключений жизнь, будучи при всём при этом ещё и на удивление эрудированной, красивой и склонной к "изящным" нарядам; а главное - одинокая, не имеющая обязательных для подростковых сюжетов того времени "подруг" и, кажется, вовсе не нуждающаяся в мужчинах - причём ни в каком качестве.

Впоследствии, правда, образ Дрю претерпел множество трансформаций, - книги уже в 1930-е годы зачастую писались разными авторами, каждый из которых имел свой взгляд и на персонажа, и на то, какие конкретно вкусы аудитории он должен удовлетворить и как именно. В итоге со временем отважная и непобедимая девушка стала более хрупкой во всех отношениях, у её появился молодой человек и т.д. и т.п., и даже более того: во второй половине XX века многие "старые" произведения были переизданы в "отредактированном" виде, поскольку оригиналы были сочтены "нереалистичными" (Нэнси представала слишком "совершенной", а "подражание" её подвигам могло представлять для читательниц "смертельную опасность"), "расистскими" (якобы весь образ девушки-детектива является квинтэссенцией демонстрации превосходства белой или даже "англосаксонской" расы), "неподобающими" (ибо романы чуть ли не ставили под сомнение "традиционные семейные ценности") или даже - несмотря на куда большую "пристойность", нежели последующие, - "эротизированными" (так как будто бы героиня намеренно изображена как "воплощение потаённых мужских желаний об идеальной женщине"). Стоит отметить, что многочисленными поклонниками - в том числе феминистками середины столетия, выросшими как раз на этих оригиналах, - новые издания были жёстко раскритикованы и отвергнуты, а сама Нэнси даже при всей своей "эволюции" всё равно осталась в массовом сознании самой настоящей "иконой" феминизма.

Естественно, что с учётом громадной неослабевающей популярности книг о персонаже и количества самих произведений пройти мимо такой "золотой жилы" не могли и представители иных искусств: в частности, первые фильмы о героине (зачастую имевшие совершенно оригинальные сценарии, не базировавшиеся на литературных первоисточниках) вышли на экраны ещё в те же 1930-е, в 1970-е зрителям был представлен телесериал, да и впоследствии Нэнси ещё не раз появлялась на голубом экране. А на рубеже тысячелетий, когда значительная часть культуры оказалась коммерциализирована, своё внимание на неё решили обратить и производители электронных развлечений: одноимённая серия квестов стартовала в 1998 году - и продолжала пополняться новыми частями до 2015 года. Причём, что любопытно, на какие-либо иные языки эти "приключения", однозначно ориентированные в первую очередь на девочек среднего и старшего школьного возраста, стали переводить далеко не сразу: например, первая локализации во Франции датируется 2005, а в СНГ - 2006 годом.

На данной странице выложена самая первая игра этой серии - Nancy Drew: Secrets Can Kill, вышедшая в 1998 году (в 2011-м переизданная в "отреставрированном" виде) и отчасти базирующаяся на одноимённом романе, сюжет которого, правда, создатели компьютерной адаптации, Меган Гайзер и Роджер Ридль, несколько смягчили. Нэнси приезжает в вымышленный маленький флоридский городок Пасео-дель-Мар погостить у своей тётушки Элоизы, занимающей должность библиотекаря в средней школе. Вскоре после этого в упомянутом учреждении происходит убийство ученика по имени Джейк Роджерс, и по просьбе напуганной тёти, знающей о детективных способностях и склонностях племянницы, Нэнси, будучи ещё достаточно юной, чтобы притвориться новой ученицей, начинает своё расследование. Спустя непродолжительное время выясняются как подробности из жизни жертвы - Джейк слыл "знатным" доносчиком и шантажистом, - так и вообще кое-какие нелицеприятные факты. Несмотря на, в общем-то, кровавую завязку и не самый детский "посыл", никакого реального насилия здесь нет (и не может быть), так что беспокоиться по этому поводу не стоит. Правда, риск проигрыша несколько раз иметь место всё же будет (пусть и исполнено это "щадяще" во всех смыслах - в том числе в плане обязательной возможности переигровки, причём с возвратом к "опасному" моменту, то есть даже без необходимости сохраняться, хотя и это не возбраняется делать в любое время).

Игровой процесс вполне традиционен для квестов, основанных на системе "point & click". Всё управление осуществляется курсором мыши, большую часть времени имеющим форму лупы. Подсвечивание её ручки красным цветом при наведении на тот или иной предмет либо объект означает доступность совершения с ним каких-либо действий (взять, нажать, открыть, рассмотреть вблизи, поговорить и так далее); если же упомянутая ручка загорелась синим, когда лупа оказалась у края экрана, - то в данном направлении возможно повернуться для продолжения осмотра помещения. Угол обзора часто составляет 180 или даже 360 градусов, также в некоторых случаях разрешается немного опускать взгляд. В нижней части экрана (под видом текущей локации) находятся два окна: правое (меньшее по размеру) - инвентарь, куда помещаются обнаруживаемые вещи, в левом же выводятся в текстовом виде диалоги (дублируемые также и голосами актёров), стартующие при встрече с крайне немногочисленными персонажами. Последнее обстоятельство, кстати, предполагает необходимость частых возвратов к ним, поскольку в случае нахождения чего-либо или выполнения разнообразных действий станут доступными новые беседы (в том числе - иногда - с выбором тем из нескольких вариантов), из которых появится возможность узнать важные для прохождения сведения. Правда, стоит сразу оговориться, что реплики и героини, и респондентов никакой особенной проработанностью не отличаются.

Формально имеется три уровня сложности, от которых зависит трудность решения отдельных головоломок, - но следует признать, что даже на высшем все они чрезвычайно просты и интуитивно понятны (а реальной разницы между "средним" и "низшим" вроде бы и вовсе нет). Сама их суть тоже стандартна: упомянутый выше (и часто критически важный) поиск нужных предметов (подчас сопряжённый с пиксельхантингом) и затем их применение, а также "механические" ("взлом" компьютера, вычисление "правильной последовательности"...) либо "мнемонические" (скажем, запоминание жестов из языка глухонемых) действия, возможные к осуществлению посредством либо логики, либо же предварительного получения какой-то информации (из диалогов, книг, писем и прочих источников). Причём решение некоторых загадок - в первую очередь связанных с расшифровкой "текстовых" улик - даже не является обязательным для достижения успеха (просто при их пропуске ваш итоговый счёт по очкам окажется ниже), а в случае "застревания" разрешается воспользоваться подсказкой в виде звонка (правда, сначала придётся найти телефонную карточку) одному из трёх друзей (среди которых и "молодой человек" главной героини, - это сильно расстраивает...), способных подсказать верный путь. Общая продолжительность, надо признать, относительно велика (особенно если вы играете впервые), но, повторим, никаких реальных трудностей взрослому игроку ожидать не следует, - напротив, порой всё кажется излишне затянутым.

С визуальной точки зрения Nancy Drew: Secrets Can Kill смотрится, скажем так, "выше среднего": статичные ладно прорисованные фоны выглядят вообще очень здорово, но вот анимированные модели персонажей - напротив, несколько нечёткими и аляповатыми (впрочем, видеть их мы будем не очень часто). Отдельно хотелось бы отметить огромную работу, проделанную авторами в воссоздании реального (пусть и очень стереотипного) антуража американской школы конца 1990-х годов, наверняка знакомого многим нашим читателям по различным фильмам (правда, несколько испорченного косвенно отмеченной выше "пустотой", так как встретим мы тут по факту лишь нескольких людей), наличие - как ни странно - нескольких любопытных локаций (вроде воздуховода или технического подвала), а также - наверное, в качестве "верности" традициям первоисточника - какой-никакой "феминистический пафос", выраженный в стремлении одной из героинь заниматься дзюдо: хотя бы чуточку (что и не удивительно, тем более с учётом переноса действия в "наше" на момент выхода игры время), но всё-таки оригинальная атмосфера "тех" приключений Нэнси Дрю здесь есть, как бы ни пытались критики утверждать обратное (а отзывы данная вещь получила в том числе негативные - в основном за выставление главной героини чуть ли не "дурой" по своему поведению).

Подытожить вышесказанное можно, пожалуй, следующим образом: лёгкий, интересный в первую очередь девочкам, относительно красивый и всё-таки по-своему увлекательный детективный квест про действительно значимого для истории мировой литературы персонажа. Поэтому, как мы часто говорим, "пусть будет".
Автор обзора: kreol
Nancy Drew: Message in a Haunted Mansion, Nancy Drew: Stay Tuned for Danger
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Первая часть огромной серии квестов про Нэнси Дрю -- серии, на которую выливают помои всевозможные "эксперты" и "истинные любители квестов", которую громят рецензенты "Игроманий" и "Навигаторов игрового мира". И которая имеет огромное число поклонников. Совершенно заслуженно.
Первая часть серии, мягко говоря, не идеальна. В ней слабый сюжет, сомнительная концовка, мало головоломок, ужасно нарисованные персонажи и кошмарная, убийственно нелепая система разбросанных повсюду подсказок. Да и сама игра очень коротка. Но. Во-первых, все это видится с высоты других игр серии -- таких шедевров, как The Secret of Shadow Ranch, Warnings at Waverly Academy, Ghost Dogs of Moon Lake, The White Wolf of Icicle Creek и других. Во-вторых, это 1998 год. Это первая игра о Нэнси. Знали ли авторы из Her Interactive, делая эту игру, что в дальнейшем их ждет больше 30 игр и огромное количество поклонников? Едва ли.
Хоть игра и не идеальна, именно в ней были заложены основные особенности игр о Нэнси Дрю, которые впоследствии были отшлифованы дополнены. Именно из этой игры выросли несколько десятков прекрасных игр.
8 из 10.