Детская образовательная игра из целой серии такого рода продуктов, разработанных сотрудниками совместного немецко-украинского предприятия MAUS Software вместе с одним из институтов города Донецка и выпускавшихся во второй половине 1990-х годов в том числе и на русском языке – московской компанией «Ньюком», одной из первых на постсоветском пространстве занявшейся коммерческими проектами на CD-ROM. «Математические игры» официально предназначались для пользователей в возрасте от 6 до 12 лет, однако посвящены они далеко не только математике, – считать здесь, конечно, придётся, но львиная доля времени отводится куда более любопытным занятиям вроде кормления слонов и зайцев, покупки сосисок и рогаликов и путешествий по карте мира или просто по городу при помощи общественного транспорта, – да и задачки тут далеко не так уж просты для младшего школьного возраста и вполне способны заинтересовать даже гораздо более взрослых пользователей. Тем более что на сегодняшний день данный проект является огромной редкостью, а физическое его издание пока что в дикой природе не обнаружено.
Множественное число в заглавии отнюдь не случайно: главное меню представляет нам на выбор четыре отдельных развлекательно-познавательных приключения, объединённых главным героем – забавным белобрысым мальчиком, красующимся и на обложке, – а также общим визуальным стилем и интерфейсом. Рисованная и отчасти «мультяшная» графика уровня 1990-х ожидаемо симпатична, хотя и выглядит немного мелковатой в двух «географических» играх; музыку и звуковое сопровождение в виде эффектов и некоторых голосовых реплик особо запоминающимися назвать сложно, но функцию свою они выполняют вполне успешно. Основное действо всегда разворачивается в окне размером примерно 585 на 495 пикселей, – правее находится крупная интерфейсная панель, особая для каждого из игровых режимов, а ниже расположены управляющие иконки. Красная книга со знаком вопроса выведет текстовый экран информации с изложением сюжета и постановкой задачи; фонарик позволит перейти к текущему местоположению протагониста (поскольку в играх дозволяется передвигать не только героя, нажимая на нужной точке левой кнопкой мыши, но и камеру, при помощи когда стрелок курсора, когда зажатой правой кнопки); иконка инструментов покажет мини-меню настроек (помимо громкости звука и музыки в некоторых режимах тут будет доступно и включение опции автослежения, сводящей к минимуму необходимость обращаться к предыдущему элементу интерфейса). Далее расположены значки сохранения, загрузки и выхода из программы (кроме одного режима, где последняя функция перенесена на правую панель); в трёх из четырёх мини-игр присутствует также иконка лупы для увеличения или уменьшения масштаба экрана; ну и в двух «географических» занятиях имеется ещё и стакан с карандашами, символизирующий возможность отобразить на карте доступные маршруты передвижения.
Первая мини-игра называется «Путешествие в гости». Белобрысого мальчика зовут Дима, и у него сегодня день рождения: на праздник он приглашает своего друга Колю, вместе с которым нам и предстоит действовать. Проблема в том, что ждать нас именинник согласен всего лишь три часа, от часа до четырёх пополудни, – задумчиво глядя на тортик с горящими свечами в нижней части правой интерфейсной панели, прямо под тикающими сверху часами и расположившейся посерединке мини-картой города. Как правило, Коля находится на одном конце этого последнего, а дом Димы – на другом, и задача наша заключается в том, чтобы переместиться в нужном направлении до истечения срока, управляя фигуркой героя в основном окне. Пешком идти бесполезно - не успеем, а значит, придётся пользоваться общественным транспортом (такси здесь нет, только автобусы и трамваи). Для этого стоит нажать на стаканчике с карандашами, дабы отобразить на глобальной карте все доступные маршруты, – а затем, проанализировав их сочетания, при помощи значка с лупой приблизить вид на урбанистический пейзаж, где можно будет подвести героя к нужной остановке (с точным соблюдением правил дорожного движения, нарушать которые Коля категорически откажется: например, улицу он решится переходить исключительно в положенных местах). На каждой из станций имеется расписание, отображающееся по нажатию левой кнопки и позволяющее рассчитать маршрут, сверяясь с часами справа вверху; как только в соответствующее время к нам подойдёт трамвай или автобус, в него можно будет зайти, – причём вместо покупки или проверки билета необходимо будет решить на правой панели несложную задачку на сложение минут. Собственно, этим действом «математический» характер данного приключения исчерпывается, – в куда большей степени путешествие по городу способно развить навыки ориентации на местности и основы, что называется, «тайм-менеджмента». Поскольку расположение маршрутов транспорта и начальной и конечной точек нашего путешествия определяется случайным образом, задача посещения друга может оказаться очень даже непростой. В случае же успеха наш герой постучит в дверь, перед которой сидит Дима внизу интерфейсной панели, и вскоре лично появится в комнате с букетом цветов в руках, – этой же дверью можно в любой момент воспользоваться для перезапуска игры или для выхода в главное меню.
Второе приключение – «Зоопарк»: беленький мальчик вырядился в красную спецодежду и занимается кормлением зверей в клетках, перемещаясь между ними с перспективой вида сбоку и на тележке, гружённой мешками с едой. Но чтобы определить, кому какое лакомство полагается, предварительно требуется взвесить каждое животное, от слона и зебры до кобры и мыши. Для этого нужно сначала нажать на скобу вверху клетки: её поднимет канат с крюком, а на правой панели можно будет уравновешивать нашего клиента при помощи расположенного здесь же большого набора гирь, с номинациями от пяти тонн до нескольких грамм. Собственно, всё очень даже просто – сообразуясь с видимыми размерами зверя, перемещаем на весы один за другим пронумерованные эталоны массы, отслеживая и выправляя ситуации «перевеса» и «недовеса»; при правильном показателе баланса нужно будет подсчитать полученный результат, сложив показатели использованных гирь и набрав вручную соответствующее число. После чего мальчик выдаст животному подходящий мешок с едой, а оно, сытое и осчастливленное, продемонстрирует нам какую-никакую анимацию. Пожалуй, несмотря на любопытную задумку и грамотную реализацию, «Зоопарк» оказывается наименее примечательным из четырёх местных приключений – прежде всего из-за отсутствия элемента случайности, а значит, и интереса повторного прохождения: население зверинца всегда одно и то же самое.
Третье развлечение посвящено более реалистичной ситуации: в «Магазин» мы попадаем по поручению Мамы, отправившей сына за покупками согласно приложенному списку (к счастью, меняющемуся от игры к игре) и снабдившей его некоторым количеством рублей. Проходя с тележкой – вид сбоку в точности подобен таковому в «Зоопарке» – мимо витрин колбасного, овощного, молочного, хлебного и других аппетитно выглядящих отделов универсама, мы нажимаем на те продукты, которые упомянуты в записке на панели справа, но не выпуская из поля зрения и выданную нам на расходы сумму в кошельке выше (по теории, в зависимости от покупательной способности мальчика, может потребоваться приобрести не один лимон или кекс, а несколько, – хотя на практике Мама, похоже, вполне удовлетворится и одной сосиской или упаковкой сметаны). В конце магазина расположена касса, причём восседающая за ней румяная продавщица, судя по всему, является близким другом семьи, – ибо она не допустит нас до стадии оплаты, если мы ещё не затоварились всем намеченным заботливой родительницей. Если же план у нас успешно выполнен, то каждое нажатие левой кнопкой на кассирше приведёт к появлению очередного продукта из тележки: теперь нам нужно будет вводить внизу справа на интерфейсной панели сумму покупки, умножая стоимость на количество взятых нами единиц (и за что только эти продавцы зарплату получают, если всё приходится делать самим клиентам?!). Затем придётся сложить общую цену всех товаров, а после этого ещё и переместить соответствующие купюры с монетами из кошелька в кассу, – только тогда можно будет получить сдачу и благополучно проследовать к выходу.
Последняя игра называется «Остров сокровищ» и предваряется мини-мультфильмом: отдыхая с книжкой на берегу моря, мальчик замечает прибитую волнами бутылку, в которой оказывается карта пиратского клада... Этот последний всегда находится на каком-то далёком крохотном острове в районе Малайзии или Мадагаскара, а мы – несмотря на тот вступительный ролик – где-то посередине Европы, например в Донецке или Киеве. Задача заключается в нахождении пути к искомому сокровищу – посредством путешествия от одного обозначенного на глобальной карте города к другому. Для этого необходимо протянуть маршрут левой кнопкой мыши (только к ближайшему населённому пункту – экспрессов сюда не завезли), после чего на экране отобразится обозначение расстояния в сантиметрах, а стоящий у бочки с топливом внизу правой панели типичный одноглазый пират (sic!) обратится к нам с вопросом: на сколько километров заправлять бензином автомобиль или катер? Собственно, тут и придётся решать математическую задачу – вводить вручную нужное число, полученное умножением известного нам количества сантиметров на показатель масштаба, приведённый вверху карты (игра официально советует пользоваться калькулятором – общесистемным, встроенного тут нет). По прибытии на тот самый остров нужно будет решить немного обратную задачу, указав на карте маршрут в соответствии с предписаниями записки и руководствуясь направлениями на «розе ветров» вверху правой панели. В запасе у нас только три лопаты, а потому ошибиться можно лишь такое количество раз.
Трудно сказать, что побудило авторов акцентировать внимание на одной только математической стороне местных занятий, – ведь и поиски сокровища, и покупки в универсаме, и попытка не заблудиться в большом городе пусть и не могут похвастаться чем-либо экстраординарным в игровом отношении, но предлагают немало интересного и помимо упражнения в вычислениях, а потому вполне способны привлечь и пользователей более зрелого возраста, чем целевая аудитория. Если вас или ваших детей и внуков привлекают образовательные проекты или вам просто любопытны ранние работы отечественной индустрии – обязательно обратите внимание на «Математические игры».
Множественное число в заглавии отнюдь не случайно: главное меню представляет нам на выбор четыре отдельных развлекательно-познавательных приключения, объединённых главным героем – забавным белобрысым мальчиком, красующимся и на обложке, – а также общим визуальным стилем и интерфейсом. Рисованная и отчасти «мультяшная» графика уровня 1990-х ожидаемо симпатична, хотя и выглядит немного мелковатой в двух «географических» играх; музыку и звуковое сопровождение в виде эффектов и некоторых голосовых реплик особо запоминающимися назвать сложно, но функцию свою они выполняют вполне успешно. Основное действо всегда разворачивается в окне размером примерно 585 на 495 пикселей, – правее находится крупная интерфейсная панель, особая для каждого из игровых режимов, а ниже расположены управляющие иконки. Красная книга со знаком вопроса выведет текстовый экран информации с изложением сюжета и постановкой задачи; фонарик позволит перейти к текущему местоположению протагониста (поскольку в играх дозволяется передвигать не только героя, нажимая на нужной точке левой кнопкой мыши, но и камеру, при помощи когда стрелок курсора, когда зажатой правой кнопки); иконка инструментов покажет мини-меню настроек (помимо громкости звука и музыки в некоторых режимах тут будет доступно и включение опции автослежения, сводящей к минимуму необходимость обращаться к предыдущему элементу интерфейса). Далее расположены значки сохранения, загрузки и выхода из программы (кроме одного режима, где последняя функция перенесена на правую панель); в трёх из четырёх мини-игр присутствует также иконка лупы для увеличения или уменьшения масштаба экрана; ну и в двух «географических» занятиях имеется ещё и стакан с карандашами, символизирующий возможность отобразить на карте доступные маршруты передвижения.
Первая мини-игра называется «Путешествие в гости». Белобрысого мальчика зовут Дима, и у него сегодня день рождения: на праздник он приглашает своего друга Колю, вместе с которым нам и предстоит действовать. Проблема в том, что ждать нас именинник согласен всего лишь три часа, от часа до четырёх пополудни, – задумчиво глядя на тортик с горящими свечами в нижней части правой интерфейсной панели, прямо под тикающими сверху часами и расположившейся посерединке мини-картой города. Как правило, Коля находится на одном конце этого последнего, а дом Димы – на другом, и задача наша заключается в том, чтобы переместиться в нужном направлении до истечения срока, управляя фигуркой героя в основном окне. Пешком идти бесполезно - не успеем, а значит, придётся пользоваться общественным транспортом (такси здесь нет, только автобусы и трамваи). Для этого стоит нажать на стаканчике с карандашами, дабы отобразить на глобальной карте все доступные маршруты, – а затем, проанализировав их сочетания, при помощи значка с лупой приблизить вид на урбанистический пейзаж, где можно будет подвести героя к нужной остановке (с точным соблюдением правил дорожного движения, нарушать которые Коля категорически откажется: например, улицу он решится переходить исключительно в положенных местах). На каждой из станций имеется расписание, отображающееся по нажатию левой кнопки и позволяющее рассчитать маршрут, сверяясь с часами справа вверху; как только в соответствующее время к нам подойдёт трамвай или автобус, в него можно будет зайти, – причём вместо покупки или проверки билета необходимо будет решить на правой панели несложную задачку на сложение минут. Собственно, этим действом «математический» характер данного приключения исчерпывается, – в куда большей степени путешествие по городу способно развить навыки ориентации на местности и основы, что называется, «тайм-менеджмента». Поскольку расположение маршрутов транспорта и начальной и конечной точек нашего путешествия определяется случайным образом, задача посещения друга может оказаться очень даже непростой. В случае же успеха наш герой постучит в дверь, перед которой сидит Дима внизу интерфейсной панели, и вскоре лично появится в комнате с букетом цветов в руках, – этой же дверью можно в любой момент воспользоваться для перезапуска игры или для выхода в главное меню.
Второе приключение – «Зоопарк»: беленький мальчик вырядился в красную спецодежду и занимается кормлением зверей в клетках, перемещаясь между ними с перспективой вида сбоку и на тележке, гружённой мешками с едой. Но чтобы определить, кому какое лакомство полагается, предварительно требуется взвесить каждое животное, от слона и зебры до кобры и мыши. Для этого нужно сначала нажать на скобу вверху клетки: её поднимет канат с крюком, а на правой панели можно будет уравновешивать нашего клиента при помощи расположенного здесь же большого набора гирь, с номинациями от пяти тонн до нескольких грамм. Собственно, всё очень даже просто – сообразуясь с видимыми размерами зверя, перемещаем на весы один за другим пронумерованные эталоны массы, отслеживая и выправляя ситуации «перевеса» и «недовеса»; при правильном показателе баланса нужно будет подсчитать полученный результат, сложив показатели использованных гирь и набрав вручную соответствующее число. После чего мальчик выдаст животному подходящий мешок с едой, а оно, сытое и осчастливленное, продемонстрирует нам какую-никакую анимацию. Пожалуй, несмотря на любопытную задумку и грамотную реализацию, «Зоопарк» оказывается наименее примечательным из четырёх местных приключений – прежде всего из-за отсутствия элемента случайности, а значит, и интереса повторного прохождения: население зверинца всегда одно и то же самое.
Третье развлечение посвящено более реалистичной ситуации: в «Магазин» мы попадаем по поручению Мамы, отправившей сына за покупками согласно приложенному списку (к счастью, меняющемуся от игры к игре) и снабдившей его некоторым количеством рублей. Проходя с тележкой – вид сбоку в точности подобен таковому в «Зоопарке» – мимо витрин колбасного, овощного, молочного, хлебного и других аппетитно выглядящих отделов универсама, мы нажимаем на те продукты, которые упомянуты в записке на панели справа, но не выпуская из поля зрения и выданную нам на расходы сумму в кошельке выше (по теории, в зависимости от покупательной способности мальчика, может потребоваться приобрести не один лимон или кекс, а несколько, – хотя на практике Мама, похоже, вполне удовлетворится и одной сосиской или упаковкой сметаны). В конце магазина расположена касса, причём восседающая за ней румяная продавщица, судя по всему, является близким другом семьи, – ибо она не допустит нас до стадии оплаты, если мы ещё не затоварились всем намеченным заботливой родительницей. Если же план у нас успешно выполнен, то каждое нажатие левой кнопкой на кассирше приведёт к появлению очередного продукта из тележки: теперь нам нужно будет вводить внизу справа на интерфейсной панели сумму покупки, умножая стоимость на количество взятых нами единиц (и за что только эти продавцы зарплату получают, если всё приходится делать самим клиентам?!). Затем придётся сложить общую цену всех товаров, а после этого ещё и переместить соответствующие купюры с монетами из кошелька в кассу, – только тогда можно будет получить сдачу и благополучно проследовать к выходу.
Последняя игра называется «Остров сокровищ» и предваряется мини-мультфильмом: отдыхая с книжкой на берегу моря, мальчик замечает прибитую волнами бутылку, в которой оказывается карта пиратского клада... Этот последний всегда находится на каком-то далёком крохотном острове в районе Малайзии или Мадагаскара, а мы – несмотря на тот вступительный ролик – где-то посередине Европы, например в Донецке или Киеве. Задача заключается в нахождении пути к искомому сокровищу – посредством путешествия от одного обозначенного на глобальной карте города к другому. Для этого необходимо протянуть маршрут левой кнопкой мыши (только к ближайшему населённому пункту – экспрессов сюда не завезли), после чего на экране отобразится обозначение расстояния в сантиметрах, а стоящий у бочки с топливом внизу правой панели типичный одноглазый пират (sic!) обратится к нам с вопросом: на сколько километров заправлять бензином автомобиль или катер? Собственно, тут и придётся решать математическую задачу – вводить вручную нужное число, полученное умножением известного нам количества сантиметров на показатель масштаба, приведённый вверху карты (игра официально советует пользоваться калькулятором – общесистемным, встроенного тут нет). По прибытии на тот самый остров нужно будет решить немного обратную задачу, указав на карте маршрут в соответствии с предписаниями записки и руководствуясь направлениями на «розе ветров» вверху правой панели. В запасе у нас только три лопаты, а потому ошибиться можно лишь такое количество раз.
Трудно сказать, что побудило авторов акцентировать внимание на одной только математической стороне местных занятий, – ведь и поиски сокровища, и покупки в универсаме, и попытка не заблудиться в большом городе пусть и не могут похвастаться чем-либо экстраординарным в игровом отношении, но предлагают немало интересного и помимо упражнения в вычислениях, а потому вполне способны привлечь и пользователей более зрелого возраста, чем целевая аудитория. Если вас или ваших детей и внуков привлекают образовательные проекты или вам просто любопытны ранние работы отечественной индустрии – обязательно обратите внимание на «Математические игры».
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка
Украина - Язык:
Русский