Четвёртое измерение постепенно входит в различные жанры видеоигр. Вот уже мы видели и 4D-тетрис, и 4D-пэкмана. А интересно, существует ли 4D-шутер от первого лица? Нет-нет, не стоит бояться: подобный вопрос родился в мозгу автора не под воздействием запрещённых «веществ». Ответ, как ни странно, – «Да, существует», и для того, чтобы убедиться в этом, достаточно попробовать запустить Hyper – игровую программу, разработанную группой энтузиастов под руководством Michael D’Zmura в одном из американских университетов, что расположен в солнечной Калифорнии, США.
Hyper представляет собой скорее программный концепт жанра FPS, реализованного в 4D, нежели полноценную игру. Однако все атрибуты классического шутера 1990-х тут имеются. Игровая панель: здоровье, амуниция, броня; представлен набор вооружений, есть возможность взаимодействия с дверьми и выключателями. Вы можете перемещаться в обычном трёхмерном окружении, которое является частным 3D-срезом общего 4D-пространства. Вы в полном одиночестве находитесь на четырёхмерном (!) межзвёздном корабле, внутри которого есть капитанский мостик, бассейн с водой, телепортационная комната, гауптвахта, силовой отсек и отсек с многочисленными камерами криостазиса. Чтобы посетить некоторые из этих помещений, придётся вникать в тайны перемещения по четырёхмерному континууму.
Управление довольно простое. Идти вперёд/назад – нужно нажимать левую/правую клавишу мыши соответственно. Реализован удобный «мауслук». Теперь интереснее – перемещение по четвёртой координате. Если вы нажмёте клавиши W или E, то, находясь в какой-нибудь комнате корабля, с удивлением обнаружите, что элементы обстановки вдруг то исчезают, то появляются из ниоткуда. Это вы таким образом просто сместились по четвёртой координате и изменили вид помещения. Теперь ещё интереснее – 4D-повороты. С помощью нажатой средней клавиши мыши можно повернуться в 4D-пространстве. Крутящийся красно-зелёно-синий «компас» на панели внизу справа отобразит вам вашу 4D-ориентацию. Как при этом меняется обстановка комнат – описать словами уже невозможно, поскольку язык и мыслительный аппарат жителя «трёхмерия» не приспособлен для этого. Самое жуткое начинается, когда после ощутимого 4D-поворота вы смещаетесь по четвёртой координате, и при этом стены начинают то сдвигаться, то раздвигаться (!). Для вашего удобства имеется джетпак классический (клавиша F); а то как же это - легко бродите по дополнительному четвёртому измерению без возможности взлететь в третье? Носимое оружие (5 видов) в игре вам не понадобится, поскольку врагов тут нет. Возле бассейна ходит мирно настроенный робот, который издаёт пикающий звук, если вы встанете на его пути. Да, и не следует смешивать между собой непрерывно «тикающее» время и применённую в игре дополнительную четвёртую пространственную координату, как это часто делают адепты Специальной Теории Относительности. Здесь, в геймплее, время течёт как обычно - независимо - и является уже пятой координатой.
Графика – самая передовая для периода миллениума – OpenGL. В прилагаемом мануале авторы пишут, что вместо плоских графических примитивов (треугольников) используют текстурированные многогранники. По факту это иногда выглядит не совсем удачно, поскольку при определённых ситуациях, связанных со значительным углом 4D-поворота, текстуры так сильно вытягиваются в линию, что ошибочно воспринимается не иначе как графический «глюк». Вероятно, специальные 4D-воксели при создании подобных игр смотрелись бы намного удачнее.
Концепт, конечно же, интересный. Как компьютерное развлечение – полный ноль, но как демонстрация возможности геймплея в 4D – весьма впечатляет. Конечно, в играх добавление ещё одной пространственной степени свободы даёт возможность ускользать (просачиваться, исчезать и т.п.) от преследующих врагов. Однако в Hyper никаких преследователей нет, и четвёртая координата здесь лишь многократно усилит степень пустоты, окружающей вас, так что даже главный герой малоизвестной игры Alpha Storm (1997) посочувствует вашему одиночеству…
Hyper представляет собой скорее программный концепт жанра FPS, реализованного в 4D, нежели полноценную игру. Однако все атрибуты классического шутера 1990-х тут имеются. Игровая панель: здоровье, амуниция, броня; представлен набор вооружений, есть возможность взаимодействия с дверьми и выключателями. Вы можете перемещаться в обычном трёхмерном окружении, которое является частным 3D-срезом общего 4D-пространства. Вы в полном одиночестве находитесь на четырёхмерном (!) межзвёздном корабле, внутри которого есть капитанский мостик, бассейн с водой, телепортационная комната, гауптвахта, силовой отсек и отсек с многочисленными камерами криостазиса. Чтобы посетить некоторые из этих помещений, придётся вникать в тайны перемещения по четырёхмерному континууму.
Управление довольно простое. Идти вперёд/назад – нужно нажимать левую/правую клавишу мыши соответственно. Реализован удобный «мауслук». Теперь интереснее – перемещение по четвёртой координате. Если вы нажмёте клавиши W или E, то, находясь в какой-нибудь комнате корабля, с удивлением обнаружите, что элементы обстановки вдруг то исчезают, то появляются из ниоткуда. Это вы таким образом просто сместились по четвёртой координате и изменили вид помещения. Теперь ещё интереснее – 4D-повороты. С помощью нажатой средней клавиши мыши можно повернуться в 4D-пространстве. Крутящийся красно-зелёно-синий «компас» на панели внизу справа отобразит вам вашу 4D-ориентацию. Как при этом меняется обстановка комнат – описать словами уже невозможно, поскольку язык и мыслительный аппарат жителя «трёхмерия» не приспособлен для этого. Самое жуткое начинается, когда после ощутимого 4D-поворота вы смещаетесь по четвёртой координате, и при этом стены начинают то сдвигаться, то раздвигаться (!). Для вашего удобства имеется джетпак классический (клавиша F); а то как же это - легко бродите по дополнительному четвёртому измерению без возможности взлететь в третье? Носимое оружие (5 видов) в игре вам не понадобится, поскольку врагов тут нет. Возле бассейна ходит мирно настроенный робот, который издаёт пикающий звук, если вы встанете на его пути. Да, и не следует смешивать между собой непрерывно «тикающее» время и применённую в игре дополнительную четвёртую пространственную координату, как это часто делают адепты Специальной Теории Относительности. Здесь, в геймплее, время течёт как обычно - независимо - и является уже пятой координатой.
Графика – самая передовая для периода миллениума – OpenGL. В прилагаемом мануале авторы пишут, что вместо плоских графических примитивов (треугольников) используют текстурированные многогранники. По факту это иногда выглядит не совсем удачно, поскольку при определённых ситуациях, связанных со значительным углом 4D-поворота, текстуры так сильно вытягиваются в линию, что ошибочно воспринимается не иначе как графический «глюк». Вероятно, специальные 4D-воксели при создании подобных игр смотрелись бы намного удачнее.
Концепт, конечно же, интересный. Как компьютерное развлечение – полный ноль, но как демонстрация возможности геймплея в 4D – весьма впечатляет. Конечно, в играх добавление ещё одной пространственной степени свободы даёт возможность ускользать (просачиваться, исчезать и т.п.) от преследующих врагов. Однако в Hyper никаких преследователей нет, и четвёртая координата здесь лишь многократно усилит степень пустоты, окружающей вас, так что даже главный герой малоизвестной игры Alpha Storm (1997) посочувствует вашему одиночеству…
- Особенность геймплея:
Четырёхмерное пространство - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Язык:
English