Необычный немецкий проект shareware-происхождения, который выглядит точь-в-точь как ролевая игра поджанра «Dungeon Crawler» от первого лица, но, несмотря на все RPG-элементы и сражения, более походит на адвенчуру.
Причём не просто адвенчуру, а историческую – и даже местами фотографическую. Как можно видеть по названию, действие разворачивается в 1483 году от Рождества Христова – и не в родной для двух авторов Германии, а совсем даже в Англии, как раз переживавшей в это время один из особо бурных периодов своей истории. 9 апреля того года скончался глава Йоркской партии король Эдуард IV; его двенадцатилетний старший сын, предназначенный к наследованию престола как Эдуард V, оказался под опекой своего дяди, герцога Глостера, – который вскоре поместил сначала одного племянника, а затем и второго, младшего брата юного короля и своего тёзку, в Тауэр, после чего объявил их незаконнорождёнными и уже 6 июля короновался под именем Ричарда III. История это, разумеется, известная, – в отличие от дальнейшей судьбы мальчиков, пропавших без следа в лондонском замке (как именно они погибли и от чьей руки – это до сих пор служит предметом споров исследователей). Зато теперь нам представляется редкий шанс исправить ситуацию и переписать эту самую историю: в роли некоего молодого рыцаря, сэра Аркиуса, мы по просьбе матери принцев, вдовствующей королевы Елизаветы Вудвилл, отправляемся в Тауэр в попытке их оттуда вызволить.
Надо сказать, что в «1483 Anno Domini» эта лондонская крепость выглядит не очень-то презентабельно, куда больше напоминая тюрьму и запутанную сеть подземелий, чем в меру роскошную королевскую резиденцию, какой она в то время всё-таки ещё оставалась. При желании перед запуском игры можно просмотреть заставку с титрами, а затем и вызываемое из главного меню вступление, – как минимум один раз это стоит сделать обязательно, освежив в памяти краткую историческую подоплёку и полюбовавшись на загримированных в исторические костюмы авторов и их родных и близких. Оцифрованные персонажи представлены и в самом Тауэре в виде многочисленных стражников; в остальном же большую часть времени нам предстоит созерцать голые стены, изредка украшенные канделябрами, а ещё реже – окнами, каминами и гобеленами. Музыка (авторства всё тех же Христиана и Петера) очень даже неплоха и атмосферна, звуковые эффекты не особо многочисленны, но оказываются вполне уместными, а вот озвучки, за исключением пары реплик, нет и в помине, только тексты (и какое-никакое знание немецкого языка для понимания происходящего крайне желательно).
После начала новой игры мы оказываемся перед подробной схемой Тауэра – и вольны выбирать любое из почти двух десятков (!) зданий для посещения. Одних только башен здесь четырнадцать, включая знаменитую Белую и менее заметную Кровавую, где по идее и должны быть заключены искомые нами принцы, – а кроме этого есть и часовня Св. Петра, и полагающийся каждому уважающему себя замку Большой зал, и на удивление просторные комнаты лейтенанта (которым тут, кстати сказать, вопреки исторической правде состоит тот самый сэр Джеймс Тиррелл, с которым молва с лёгкой руки Томаса Мора связывает гибель несчастных мальчиков)... В любом случае придётся на чём-то остановиться – и перейти в собственно режим исследования «подземелий». Большую часть экрана справа по центру занимает вид текущей локации от первого лица – с дискретным перемещением по условным клеткам, осуществляемым как при помощи мыши (при подведении курсора к сторонам «3D-окна» он принимает форму соответствующих стрелок), так и посредством малой цифровой клавиатуры («7» и «9» отвечают за поворот влево и вправо, «8» и «5» за движение вперёд и назад, а «4» и «6» – за шаг в сторону).
Слева расположены иконки действий: дискета для вызова основного меню (с привычными опциями сохранения, загрузки и выхода), глаз для осмотра (а точнее, для вывода комментария героя относительно достойных интереса объектов в его поле зрения – в текстовом окне в самом низу экрана), «пузырь» для разговора (только если на расстоянии одной или двух клеток перед нами находится другой персонаж, – в этом случае основное окно локации сменится его более-менее фотореалистичным портретом, слева будут располагаться реплики нашего собеседника, а ниже – пронумерованные варианты ответов протагониста), рука для использования предметов (позволяющая, например, открыть видную прямо по курсу дверь) и меч для силового способа взаимодействия со встречными стражниками (об этом чуть позже). Что весьма удобно, все эти действия дублируются и с клавиатуры – соответственно, при помощи «d», «a», «m», «h» и «s»; кроме того, нажатие «х» будет означать выход из игры, F1 вызовет внутриигровую помощь (с перечислением упомянутых выше клавиш), а F2 позволит сменить настройки (включить и выключить музыку, речь и анимацию). Отчасти команды можно отдавать и при помощи мыши: так, простой клик на запертом сундуке будет тождественен нажатию клавиши «h». Наконец, важнейшую функцию отображения карты локации выполняет правая кнопка мыши или «k» на клавиатуре: подобно всё тем же старым ролевым играм, схема помещений создаётся по мере исследования нами таковых, выглядит весьма условно и, к сожалению, не снабжена прокруткой.
С правой стороны экрана можно увидеть весьма обширную панель инвентаря (за осмотр предметов отвечает левая кнопка мыши, а за использование – правая), индикатор здоровья (расходуемого в бою и пополняемого потреблением пищи) и – в нижнем углу – компас, показывающий, в каком направлении смотрит наш персонаж на данный момент. Особый интерфейс соответствует режиму сражения, начинающегося как по использованию иконки меча в присутствии другого персонажа, так и выбором не самых доброжелательных реплик при беседе. Прямо по центру здесь расположены изображения протагониста (повернувшегося спиной к зрителю) и его оппонента; по бокам видны индикаторы здоровья и силы удара того и другого, – для атаки следует нажать левую кнопку мыши и, дождавшись нужного уровня возрастающего при этом второго из показателей, нажать её снова для собственно нанесения телесного повреждения сопернику в одном из трёх направлений. Правая кнопка отвечает за оборону: если вовремя поднять меч для защиты, последующая затем с этой же стороны атака противника цели своей не достигнет. Любопытно и предельно просто решён авторами вопрос о снаряжении: в самом начале мы имеем у себя в инвентаре один только кинжал, однако в дальнейшем можем обнаружить и подобрать меч и щит: «надевать» их никуда не придётся, но простое нахождение в вещмешке первого из этих предметов значительно усилит нашу поражающую способность, а второго – соответственно, защиту.
Что же касается собственно игрового процесса, то, увы, всё оказывается не столь радужно, как может показаться на первый взгляд. Как уже упоминалось, с самого начала в полном распоряжении игрока оказывается почти весь Тауэр – со множеством практически одинаково выглядящих и часто пустых комнат и коридоров, десятками стражников, весьма небольшим количеством достойных внимания объектов – и с относительно малым пониманием того, чем именно следует заниматься. Конечно, кое-какие задания можно получить от дружелюбных стражников, а некоторые предметы – использовать; кроме того, скажем, в Таверне – особом и не похожем на все остальные помещении – можно как выпить и закусить, так и сыграть в кости – естественно, при наличии в инвентаре серебра или золота. Но в общем и целом задача спасения принцев от незаслуженной гибели оказывается делом далеко не очевидным, – на данный момент не имеется даже достоверных сведений того, что кто-то смог успешно завершить эту игру даже на родине авторов (которые, кстати сказать, признаются, что уже не помнят, что же всё-таки здесь требуется сделать)... Однако – кто сказал, что изменить ход истории должно быть непременно просто?!
Стоит также добавить, что в своё время «1483 Anno Domini» распространялась, как уже было замечено вначале, в виде shareware-версии, в которой заходить можно было лишь в некоторые из зданий, – для получения целой игры требовалось переслать авторам 48 немецких марок. Трудно сказать, сколько именно экземпляров было продано таким образом и было ли вообще, – зато уже позднее, в 1998 году эта полная версия была переиздана на CD-ROM компанией Tewi Verlag, германским филиалом The Learning Company. Однако и этот вариант особой популярности не снискал и ныне остаётся немалой редкостью. Так что не упустите шанс попробовать свои силы, – возможно, именно вам удастся наконец-то пролить свет на тайну гибели Эдуарда V и Ричарда Йорка, а то и предотвратить эту самую гибель назло всем историкам и драматургам.
Причём не просто адвенчуру, а историческую – и даже местами фотографическую. Как можно видеть по названию, действие разворачивается в 1483 году от Рождества Христова – и не в родной для двух авторов Германии, а совсем даже в Англии, как раз переживавшей в это время один из особо бурных периодов своей истории. 9 апреля того года скончался глава Йоркской партии король Эдуард IV; его двенадцатилетний старший сын, предназначенный к наследованию престола как Эдуард V, оказался под опекой своего дяди, герцога Глостера, – который вскоре поместил сначала одного племянника, а затем и второго, младшего брата юного короля и своего тёзку, в Тауэр, после чего объявил их незаконнорождёнными и уже 6 июля короновался под именем Ричарда III. История это, разумеется, известная, – в отличие от дальнейшей судьбы мальчиков, пропавших без следа в лондонском замке (как именно они погибли и от чьей руки – это до сих пор служит предметом споров исследователей). Зато теперь нам представляется редкий шанс исправить ситуацию и переписать эту самую историю: в роли некоего молодого рыцаря, сэра Аркиуса, мы по просьбе матери принцев, вдовствующей королевы Елизаветы Вудвилл, отправляемся в Тауэр в попытке их оттуда вызволить.
Надо сказать, что в «1483 Anno Domini» эта лондонская крепость выглядит не очень-то презентабельно, куда больше напоминая тюрьму и запутанную сеть подземелий, чем в меру роскошную королевскую резиденцию, какой она в то время всё-таки ещё оставалась. При желании перед запуском игры можно просмотреть заставку с титрами, а затем и вызываемое из главного меню вступление, – как минимум один раз это стоит сделать обязательно, освежив в памяти краткую историческую подоплёку и полюбовавшись на загримированных в исторические костюмы авторов и их родных и близких. Оцифрованные персонажи представлены и в самом Тауэре в виде многочисленных стражников; в остальном же большую часть времени нам предстоит созерцать голые стены, изредка украшенные канделябрами, а ещё реже – окнами, каминами и гобеленами. Музыка (авторства всё тех же Христиана и Петера) очень даже неплоха и атмосферна, звуковые эффекты не особо многочисленны, но оказываются вполне уместными, а вот озвучки, за исключением пары реплик, нет и в помине, только тексты (и какое-никакое знание немецкого языка для понимания происходящего крайне желательно).
После начала новой игры мы оказываемся перед подробной схемой Тауэра – и вольны выбирать любое из почти двух десятков (!) зданий для посещения. Одних только башен здесь четырнадцать, включая знаменитую Белую и менее заметную Кровавую, где по идее и должны быть заключены искомые нами принцы, – а кроме этого есть и часовня Св. Петра, и полагающийся каждому уважающему себя замку Большой зал, и на удивление просторные комнаты лейтенанта (которым тут, кстати сказать, вопреки исторической правде состоит тот самый сэр Джеймс Тиррелл, с которым молва с лёгкой руки Томаса Мора связывает гибель несчастных мальчиков)... В любом случае придётся на чём-то остановиться – и перейти в собственно режим исследования «подземелий». Большую часть экрана справа по центру занимает вид текущей локации от первого лица – с дискретным перемещением по условным клеткам, осуществляемым как при помощи мыши (при подведении курсора к сторонам «3D-окна» он принимает форму соответствующих стрелок), так и посредством малой цифровой клавиатуры («7» и «9» отвечают за поворот влево и вправо, «8» и «5» за движение вперёд и назад, а «4» и «6» – за шаг в сторону).
Слева расположены иконки действий: дискета для вызова основного меню (с привычными опциями сохранения, загрузки и выхода), глаз для осмотра (а точнее, для вывода комментария героя относительно достойных интереса объектов в его поле зрения – в текстовом окне в самом низу экрана), «пузырь» для разговора (только если на расстоянии одной или двух клеток перед нами находится другой персонаж, – в этом случае основное окно локации сменится его более-менее фотореалистичным портретом, слева будут располагаться реплики нашего собеседника, а ниже – пронумерованные варианты ответов протагониста), рука для использования предметов (позволяющая, например, открыть видную прямо по курсу дверь) и меч для силового способа взаимодействия со встречными стражниками (об этом чуть позже). Что весьма удобно, все эти действия дублируются и с клавиатуры – соответственно, при помощи «d», «a», «m», «h» и «s»; кроме того, нажатие «х» будет означать выход из игры, F1 вызовет внутриигровую помощь (с перечислением упомянутых выше клавиш), а F2 позволит сменить настройки (включить и выключить музыку, речь и анимацию). Отчасти команды можно отдавать и при помощи мыши: так, простой клик на запертом сундуке будет тождественен нажатию клавиши «h». Наконец, важнейшую функцию отображения карты локации выполняет правая кнопка мыши или «k» на клавиатуре: подобно всё тем же старым ролевым играм, схема помещений создаётся по мере исследования нами таковых, выглядит весьма условно и, к сожалению, не снабжена прокруткой.
С правой стороны экрана можно увидеть весьма обширную панель инвентаря (за осмотр предметов отвечает левая кнопка мыши, а за использование – правая), индикатор здоровья (расходуемого в бою и пополняемого потреблением пищи) и – в нижнем углу – компас, показывающий, в каком направлении смотрит наш персонаж на данный момент. Особый интерфейс соответствует режиму сражения, начинающегося как по использованию иконки меча в присутствии другого персонажа, так и выбором не самых доброжелательных реплик при беседе. Прямо по центру здесь расположены изображения протагониста (повернувшегося спиной к зрителю) и его оппонента; по бокам видны индикаторы здоровья и силы удара того и другого, – для атаки следует нажать левую кнопку мыши и, дождавшись нужного уровня возрастающего при этом второго из показателей, нажать её снова для собственно нанесения телесного повреждения сопернику в одном из трёх направлений. Правая кнопка отвечает за оборону: если вовремя поднять меч для защиты, последующая затем с этой же стороны атака противника цели своей не достигнет. Любопытно и предельно просто решён авторами вопрос о снаряжении: в самом начале мы имеем у себя в инвентаре один только кинжал, однако в дальнейшем можем обнаружить и подобрать меч и щит: «надевать» их никуда не придётся, но простое нахождение в вещмешке первого из этих предметов значительно усилит нашу поражающую способность, а второго – соответственно, защиту.
Что же касается собственно игрового процесса, то, увы, всё оказывается не столь радужно, как может показаться на первый взгляд. Как уже упоминалось, с самого начала в полном распоряжении игрока оказывается почти весь Тауэр – со множеством практически одинаково выглядящих и часто пустых комнат и коридоров, десятками стражников, весьма небольшим количеством достойных внимания объектов – и с относительно малым пониманием того, чем именно следует заниматься. Конечно, кое-какие задания можно получить от дружелюбных стражников, а некоторые предметы – использовать; кроме того, скажем, в Таверне – особом и не похожем на все остальные помещении – можно как выпить и закусить, так и сыграть в кости – естественно, при наличии в инвентаре серебра или золота. Но в общем и целом задача спасения принцев от незаслуженной гибели оказывается делом далеко не очевидным, – на данный момент не имеется даже достоверных сведений того, что кто-то смог успешно завершить эту игру даже на родине авторов (которые, кстати сказать, признаются, что уже не помнят, что же всё-таки здесь требуется сделать)... Однако – кто сказал, что изменить ход истории должно быть непременно просто?!
Стоит также добавить, что в своё время «1483 Anno Domini» распространялась, как уже было замечено вначале, в виде shareware-версии, в которой заходить можно было лишь в некоторые из зданий, – для получения целой игры требовалось переслать авторам 48 немецких марок. Трудно сказать, сколько именно экземпляров было продано таким образом и было ли вообще, – зато уже позднее, в 1998 году эта полная версия была переиздана на CD-ROM компанией Tewi Verlag, германским филиалом The Learning Company. Однако и этот вариант особой популярности не снискал и ныне остаётся немалой редкостью. Так что не упустите шанс попробовать свои силы, – возможно, именно вам удастся наконец-то пролить свет на тайну гибели Эдуарда V и Ричарда Йорка, а то и предотвратить эту самую гибель назло всем историкам и драматургам.
- Время и место:
Средневековье - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Германия - Язык:
Deutsch
Было довольно-таки непросто из-за боёв, а точнее - из-за одного по-настоящему сложного боя. Но вообще блуждание по лабиринтам Тауэра скорее радует, - да, коридоры тут однообразные, зато хоть инвентарь большой и вместительный.
Хотя - я бы поучаствовал в её переводе на русский, если кто-то расковыряет ресурсы