ADI – СЕ1

ADI – СЕ1
Жанр: Educational
Разработчик: Coktel Vision
Издатель: Coktel Vision
Год выхода: 1991
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 2
В 1980-х годах французская компания Coktel Vision, прославившаяся впоследствии своими оригинальными адвенчурами, одной из первых вышла на рынок образовательных компьютерных игр, выпустив сразу несколько серий по обучению различным иностранным языкам («Balade...» и «Enigme...») или математике («La Bosse des Maths»). В последнем семействе была реализована любопытная идея: в одну и ту же сюжетную канву и даже визуальную составляющую было вписано сразу четыре набора задачек, по одному на каждый из классов французского коллежа. Вероятно, она и натолкнула руководителя Coktel Vision Ролана Оскьяна на мысль об объединении всех обучающих проектов в одной программной среде – и под вывеской одного харизматичного персонажа.

В результате на свет появились сразу три новых серии: «ADI» (от Accompagnement Didacticiel Intelligent, то бишь нечто вроде «Разумного обучающего спутника») для школьников младшего и среднего возраста, «Adibou» (в английском переводе – «Adi Junior») для 4–7 лет и «Adiboud’chou» для совсем уже малышей. С последним из этих персонажей, забавным карапузом, юные отечественные пользователи могут быть знакомы по игре «Адибу: Непоседа в цирке», выпущенной «Акеллой» на русском языке в 2007 году. Однако, как можно видеть, употреблённое в этом переводе имя на самом деле принадлежит его более старшему приятелю – маленькому инопланетянину, известному посетителям нашего сайта по «A.J.'s World of Discovery». А вот самый старший из этой троицы, ADI, хотя и наверняка остался в памяти чуть ли не всех французских школьников эпохи 1990-х и даже 2000-х годов, за пределами исторической родины своих авторов известен мало, хотя кое-какие выпуски игр с его участием изредка появлялись и в английской, и в испанской локализациях. Ну а в самой Франции, начиная с 1990-го и заканчивая последними годами жизни закрывшейся в 2011-м Coktel Vision, друг друга по очереди сменяли целых пять поколений одноимённой серии, выходившие сначала для Amstrad CPC, Amiga, Atari ST и, разумеется, IBM PC, а затем постепенно улучшавшиеся внешне и внутренне и покорявшие одну за другой платформы CD-i, Macintosh, Windows и Nintendo DS. В своё время компания выпускала даже посвящённый этому проекту своего рода мини-журнал, «bADInage».

Собственно, ADI – это тоже инопланетянин, специально прилетевший с астероида М823 на компьютеры французских школьников, дабы помочь их юным обладателям в освоении учебной программы в игровой форме. Его забавная лопоухая мордочка, представленная в форме ранней 3D-анимации, неизменно красуется в левом верхнем углу экрана, сопровождая все наши действия, успешные и неуспешные, подходящими случаю одобрительными (или не очень) гримасами – ну и, разумеется, обширными текстовыми комментариями (под которые отведена широкая полоса выше основного окна игры). Стоит сразу признать, что внешней своей стороной самый первый, оригинальный выпуск серии 1990 года особо не впечатляет: VGA-адаптер пусть и поддерживается, но 256-цветная картинка отображается в этом самом окне, обрамляемом разнообразными элементами интерфейса, а из звуковых устройств в РС-версии поддерживается исключительно PC Speaker и его редкие «бипы». Зато другой аспект своего проекта авторы реализовали весьма оригинальным образом: для запуска программы требовалось наличие общей «среды» – и одного или нескольких «модулей», посвящённых тому или иному предмету. «Французский язык» и «Математика» выпускались ко всем восьми частям, предназначенным для каждого класса начальной и средней школы, а для некоторых из этих последних выходили ещё и «Английский язык», «География», «История» и др. При этом приобрести такие отдельные главы можно было как за полную цену, в комплекте со «средой» и всем набором нужной документации, так и в удешевлённом варианте с одной только дискетой данного модуля, да ещё и поддерживающей сразу три различных платформы, IBM PC, Atari ST и Amiga. Оборотной (и не самой приятной) стороной такого решения оказывается необходимость снова и снова вводить коды проверки на защиту от незаконного копирования: как для запуска всей программы в целом, так и при активации каждого из предметов обучения, да ещё и всякий раз при переходе к соответствующему уроку. Стоит также добавить, что за создание собственно образовательных модулей отвечали опытные авторы Coktel Vision – Беатрис Франзи, Валери Готье, Сюзанна Аллар и др., а в роли руководителя проектов чаще всего выступала неподражаемая Мюриэль Трами.

При запуске любой серии ADI первым делом требуется указать текущее время и дату (увы, только в пределах с 1990-го по 1999-й), – и часы, и календарь с указанием дня недели будут постоянно отображаться на экране, напоминая юному игроку о суровой внешней реальности. Менее понятно, для чего при первом запуске требуется вводить ещё и имя пользователя и день его рождения, – других профилей в первой версии семейства заводить нельзя; разве что – в соответствующий праздничный день года инопланетный ведущий найдёт для именинника особо тёплые слова? Зато по умолчанию разумно предполагается, что дата появления на свет школьника относится к семидесятым годам ХХ века: мелочь, а приятно. После всех этих формальностей понадобится ещё и указать своё текущее настроение, выбрав один из трёх значков («гроза», «облачное небо» и «ясное солнце»), – а затем и желаемое на данный момент занятие: «работа», «беседа» или «развлечение». Во втором случае ADI может, например, рассказать нам свежий анекдот, поведать о своей родословной или даже попросить разгадать какую-нибудь загадку; под последним действием скрывается возможность активировать здешние мини-игры (вызываемые также клавишей F2). Поначалу к нашим услугам лишь одна из них – например, в выпуске СЕ1 это простейший арканоид «Bric-Broc», – а для получения доступа к остальным требуется набирать очки, наглядно отображающиеся счётчиком в левом нижнем углу экрана. Ну а для этого, разумеется, нужно «работать» – иначе говоря, учиться, учиться и ещё раз учиться.

К этому последнему действию можно приступить в любой момент посредством клавиши F1 или первой слева иконки в панели внизу, – но прежде чем перейти к основному здешнему занятию, остановимся ещё на прочих элементах интерфейса, общих для всех выпусков серии в варианте 1990 или 1991 года. Авторы немало постарались, чтобы и помимо собственно обучения «ADI» представляла собой удобную виртуальную среду обитания для школьников: так, клавиша F3 – или же клик на соответствующем значке в нижней части экрана – вызывает раздел «Утилиты», среди которых в нашем распоряжении имеются блокнот для любых записей, калькулятор (особенно полезный для занятий математикой, – правда, использовать его одновременно с основным окном или перенести в другую, более удобную для отображения часть экрана не выйдет, тут вам не Windows), «интимный дневник» для личных записей, защищённый паролем, а также несколько странная функция отправки и чтения писем (которые можно передавать на дискете любому другому пользователю той же среды). Здесь же расположено и меню настроек, где разрешается менять введённые при запуске дату и время, выключать звук или выбирать один из двух режимов отображения часов: с привычной стрелкой или с цифрами. Следующая кнопка, она же клавиша F4, откроет ещё более необычный раздел – «Документация». При визите из главного меню нас здесь ждёт разнообразная справочная информация: карта Европы со сведениями о различных странах (правда, без СССР), список полезных пословиц и поговорок на разные темы и с кое-какими анимированными иллюстрациями, а также ещё семь познавательных мини-мультфильмов для школьников: планеты Солнечной системы, пищевая цепочка, антропогенез, исчезающие животные, история летательных аппаратов, откуда берутся дети (не рановато ли?..) и даже «Опасности дома» – об острых ножах, кипящих кастрюлях и прочих розетках, куда не следует совать руки без особой на то надобности. Клавиша F5 выведет в среде справку по управлению, на заглавном экране урока представит перечень доступных тем для более наглядной навигации, а непосредственно в упражнениях позволит освежить в памяти теорию и подходящие случаю правила. Расположенные далее кнопки F6 и F7 переведут на соответственно предыдущий или следующий экран урока, F8 поможет покинуть текущий режим, а то и всю игру, ну а F9 (для которой на нижней панели иконок места уже не нашлось) при активации в среде представит табличку и даже график наших достижений во всех модулях за последний месяц. При этом в тех случаях, когда нажатие того или иного значка ни к чему привести не может, его изображение перечёркивается жирным красным крестом: не ошибётесь. Кроме того, большинство экранов предполагает возможность выбрать нужное действие или ответ как с клавиатуры (ибо все варианты пронумерованы), так и с помощью мыши: элементарно, зато очень удобно.

Пожалуй, за таким разнообразием можно и забыть, чем мы тут вообще должны заниматься. Собственно, СЕ1, «Cours élémentaire 1» – это один из самых младших классов французской начальной школы, предназначенный для детей семилетнего возраста. А значит, что математические задачки, что упражнения по французскому языку, – а модулей здесь только эти два и есть, – предельно просты (естественно, по меркам французских же школьников, – что как раз и позволяет счесть «ADI – СЕ1» полезной для иностранных, в том числе русскоязычных взрослых пользователей). После выбора предмета и добровольно-принудительного ввода кода защиты от незаконного копирования мы попадаем на симпатичный экран с яркими картинками; каждая учебная дисциплина курса выполнена в одной тематике: например, у математики это «Цирк», и, перемещая курсор по изображению клоунов и дрессированных зверей, мы указываем желаемый раздел для изучения (так, здесь это «Математические действия», «Геометрия», «Меры» и «Исчисление»), а попав на следующий экран – активируем собственно задания (скажем, если ранее мы выбрали первый из указанных вариантов, то далее нас ждут «Сложение», «Вычитание», «Умножение» и «Деление»). Каждое упражнение состоит из нескольких вопросов, ответ на которые нужно либо прописывать вручную, либо выбирать из предложенных игрой вариантов. Повторим, что в данном случае всё очень даже несложно. Так, в «Mathématiques CE1» требуется переводить франки в сантимы, решать уравнения типа «4 + Х = 10» или же определять, в чём измеряется, к примеру, расстояние между Парижем и Марселем: в миллиметрах, сантиметрах, метрах или километрах. Задания по французскому языку (графической «темой» которых служат сценки из жизни животных и диковинных инопланетных существ) столь же непритязательны, особенно для знающих его хотя бы в самых общих чертах: расставить несколько слов сообразно алфавитному порядку их первых букв, указать из трёх литер одну согласную или правильно проставить в предложении глагол «est» / «sont» или омофон «a» / «á».

Каждый данный нами ответ сопровождается миниатюрной анимацией на соответствующую тему: к примеру, при правильно выбранном или введённом варианте силач успешно поднимет штангу, а при неправильном – уронит её себе на голову... Будут и похвалы от ADI, а главное – пополнение нашего счёта на два очка за успешно завершённое упражнение в несколько вопросов (а если часть ответов была неверной или использовалась помощь, то на одно). В свою очередь каждые 25 баллов откроют нам в режиме развлечений новую игру; в основном здесь представлена разнообразная аркадная классика вроде местных вариантов «Qix» или «Змейки», а также простенькие головоломки на манер составления слов из букв-пятнашек. Играть можно сколько душе угодно (разумеется, в пределах имеющихся по правилам жизней) – число наших очков на такое времяпрепровождение не тратится и может уменьшаться лишь в том единственном случае, если мы выйдем из общей программы не посредством F8, а, например, выключив компьютер. При этом мы также потеряем всё нажитое непосильным трудом за последнюю сессию, а при следующем запуске ADI встретит нас сердитым уведомлением о снижении счёта очков – и не исключено, что даже до нуля!

Разумеется, при всех достоинствах «ADI – СЕ1» 1990–1991 года выпуска на сегодняшний день она представляет собой скорее исторический интерес - ввиду существования более «продвинутых» в техническом и художественном отношении представителей всё того же французского семейства. Однако порекомендовать игру можно как коллекционерам, так и пользователям, изучающим французский язык и предпочитающим это делать в классическом старорежимном антураже.
Автор обзора: Uka
ADI English 12/13, ADI – 3ème, ADI – 4ème, ADI – 5ème, ADI – 6ème, ADI – СЕ2, ADI2, ADI2 Anglais CE, ADI2 Anglais CM, ADI2 CD – CE1, ADI2 collège, ADI2 école, ADI2 Français – Maths CM1, ADIBAC
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.