Первая из всего лишь двух компьютерных игр, созданных американской компанией N’Lightning, сотрудничавшей с Католической церковью и считавшей своей миссией приобщение «геймеров» к христианской религии. О Catechumen мы некогда упоминали — причём с исключительно негативной коннотацией — в описании следующего творения этой фирмы, Ominous Horizons; однако при внимательном рассмотрении данная игра неожиданно оказывается отнюдь не столь ужасной, как на первый взгляд.
Действие происходит в 171 году нашей эры, то есть во времена правления в Римской империи предпоследнего из династии Антонинов, мудрого Марка Аврелия, воплотившего мечту древних мудрецов о «философе на троне». Согласно видению авторов Catechumen, однако, это были страшные дни — и не только из-за массовых преследований христиан (что как минимум отчасти исторически достоверно), а и по причине тотального контроля сил Ада над армией и властями государства, вследствие чего черти свободно разгуливали по римским термам. Главный герой — один из христиан, изначально стремящийся вызволить из темницы своих единоверцев, схваченных легионерами и приговорённых к растерзанию львами на арене Колизея; вскоре, правда, ему предстоит встать на путь борьбы с самим Сатаной (по совместительству являющимся финальным боссом).
Начинается игра ужасно. Первое оружие — меч, стреляющий некой ментальной энергией и обладающий способностью автоматически восполнять свой боезапас, — нам вручает ангел (он же будет отвечать и за дарование последующих вооружений). Первые противники — несколько разновидностей римских легионеров, выглядящих и двигающихся как болванчики с застывшими лицами, почти лишённые искусственного интеллекта (но зато иногда озвученные, причём голосами разных актёров, и повторяющие одни и те же бессмысленные фразы). Убивать их, что любопытно, невозможно: получив несколько попаданий из нашего меча и услышав возглас «Аллилуйя!», солдат в ужасе охватывает своё лицо ладонями, встаёт на одно колено и начинает молиться. При этом сами они лишить нас жизни очень даже могут, но делают это весьма своеобразно — просто подбегают вплотную и с теми же «каменными» лицами протягивают к нам свои безоружные руки, после чего здоровье у протагониста начинает убывать.
В качестве аптечек служат свитки с цитатами из Библии (правда, отображается их содержимое на экране мелким шрифтом и совсем недолго, так что успевать читать эти тексты, даже если у кого-то появится такое желание, несколько проблематично). Ну а «финальным аккордом» является название первого этапа — «Парфенон», причём доподлинно известно, что действие происходит в Риме, а никак не в Афинах; то есть и с историей у авторов явные нелады (и это мы ещё умолчали про внешний вид статуй, справедливо «продёрнутый» некоторыми рецензентами рубежа тысячелетий). Автор данного описания — ничего, кстати говоря, не имеющий против религии, но искренне считающий, что компьютерные игры в качестве средства «приобщения» к ней использоваться не могут и не должны, — в своё время забросил эту стрелялку именно на первом уровне, ибо проходить его было физически невыносимо. А зря — нужно было перетерпеть.
Уже со второго уровня — называемого, правда, «банями», а не «термами», — события начинают стремительно развиваться. Да, тупые легионеры в качестве врагов пока ещё встречаются — и, к сожалению, периодически будут попадаться почти до самого конца прохождения. Да, эквивалентами аптечек так и останутся свитки: такой подход, по замыслу разработчиков, должен означать «исцеление верой»; не очень приятно, но не всё ли равно, чем лечиться в компьютерной игре?.. Радует совсем другое: во-первых, ангел-наставник подарит нам новое оружие (правда, почти неотличимое от предыдущего — тоже меч), уже с конечным боезапасом (для восполнения которого нужно будет собирать такие же мечи, недостатка в которых на нашем пути не возникнет), а во-вторых — при входе в одно из помещений роскошно отделанного здания мы наверняка погибнем, за мгновение до этого успев заметить какое-то маленькое, но удивительно прыткое мохнатое существо. Да, это они. Демоны. Началось!
И действительно — дальше будет только труднее. Видов противников в Catechumen не так и много, но все они склонны к ведению дистанционных боёв, сильны и выносливы, порой прячутся в неожиданных местах, внезапно выпрыгивая оттуда, а самое главное — удивительно быстры, по этому параметру походя скорее на ботов из сетевых action-игр, нежели на типичных врагов из «классических» одиночных режимов. На практике это приводит к небывалой ситуации: едва заметив чью-то фигуру или тень (а часто — вообще только выпущенные в нашу сторону заряды), мы должны мгновенно реагировать и вступать в напряжённый, сложный, динамичный и дистанционный бой, стараясь держаться от оппонента как можно дальше и уклоняться от его смертоносных атак, — таким образом, увы, рассмотреть в деталях удаётся мало кого. Тем не менее можно с уверенностью констатировать, что одних только чертей здесь минимум четыре вида: совсем маленькие (однако юркие и опасные, любящие к тому же нападать большими группами), чуть большие краснокожие (умеют не только быстро бегать, но и перекатываться, выделывая самые настоящие сальто), «обычные» (ростом уже почти с нас и со светло-серой кожей), крупные краснокожие.
Но вся эта братия — лишь начало неприятностей: дальше нас ждут адские гончие, гигантские летучие мыши, крылатые серые горгульи, остроухие сатиры (или фавны?), люди-коты, люди-волки (умеющие стрелять лучами из глаз), великаны с дубинами (тоже, как это ни странно, стреляющие этими своими орудиями, да ещё как!), минотавры, гигантские змеи-левиафаны, падшие ангелы, «генералы Ада» — громадные крылатые алые демоны и так далее, в том числе — неожиданно! — самые обыкновенные львы, встречающиеся в основном в ямах и на уровне «Колизей». Причём при каждой встрече с новым типом созданий кажется, что хуже уже просто не бывает (ибо почти все существа из «старшей» когорты могут убить нас с одного меткого попадания даже при полном запасе здоровья), — но почти всегда это будет оказываться неправдой. На всякий случай — хотя в этом вряд ли есть необходимость — уточним, что все враги, за исключением людей-легионеров (то есть и львы тоже), естественно, именно уничтожаются, а вовсе не «просвещаются». И это здорово, потому что после нескольких десятков минут, проведённых за Catechumen, даже мелкие бесята начинают вызвать истинно священную ненависть и желание истребить их до последней особи.
С оружием, увы, всё не так здорово: формально его разновидностей достаточно, но на деле все они очень похожи друг на друга как по внешнему виду, так и по принципу действия: по сути, большая часть нашего арсенала — это стреляющие мечи, различающиеся лишь расцветкой и — незначительно — формой; среди них есть испускающие огонь, молнии, красные лучи, энергетические заряды и так далее, причём одни виды предполагают атаки непрерывным потоком, тогда как другие — очередями. Из этого набора несколько выделяются более мощные вещицы, обретаемые ближе к концу пути: стереотипный магический посох, «гитарный гриф» (точнее, очень странный предмет, слегка на него похожий) и, с позволения сказать, «круглый шипастый пулемёт» — самая мощная здешняя пушка, в дизайне которой угадывается некоторое влияние Half-Life: Opposing Force (кто играл — тот поймёт). Периодически будут обнаруживаться также полезные предметы — в основном броня (щит, кольчуга и так далее, — в левой нижней части экрана её запас даже отображает отдельная шкала, аналогичная таковым для здоровья и боеприпасов), но иногда и какие-либо бонусные вещи (например, «крылатые сапоги», один в один «срисованные» с Hexen II и дающие на время способность очень быстро перемещаться).
Квестовый элемент в Catechumen незначителен и ограничивается, в общем-то, всего двумя вещами: поиском ключей либо рычагов для открытия запертых дверей и возможностью передвигать стоящие на земле предметы (обычно ящики), дабы куда-то пройти или запрыгнуть; поскольку игра вышла в 2000 году, то ещё всецело верна традициям «старой школы» стрелялок, так что архитектура уровней здесь не самая простая: заблудиться, особенно с учётом однообразия отдельных локаций, вполне реально. Имеются и некоторые платформенные вкрапления, включающие необходимость прыжков по небольшим выступам в стенах или, скажем, аккуратного прохождения по тонким балкам (в том числе над смертельно опасной лавой или чем-нибудь ещё). Немного поплавать тоже придётся, но в этом плане ничего сложного (или «долгого») не будет.
Описание визуальной составляющей можно начать с единственного слова: Glide. Да, данный API здесь поддерживается, хотя и в «обычном» режиме всё смотрится более-менее сносно для своего времени, но вот трёхмерные модельки тех же легионеров, повторим, положительно чудовищны и способны напугать похлеще притаившегося в тёмном углу чёрта. Вода и особенно статичное небо тоже не слишком качественно проработаны (хорошо хоть видеть последнее придётся нечасто), но зато внутри помещений иногда наблюдается завораживающая игра света и тени; можно также отметить приятное исполнение упоминавшейся выше лавы. Крови как таковой, разумеется, нет, но поверженные противники достаточно картинно падают, а затем растворяются в воздухе, оставляя после себя на пару секунд тот или иной «эффект» — стелющуюся над землёй розовую дымку или россыпь голубых бликов.
Уровни, с одной стороны, отличаются пусть небольшим, но всё же ощутимым разнообразием (правда, античный антураж с фресками и рельефами на стенах почему-то довольно быстро уступает место тёмному псевдоготическому), а с другой — имеют чётко ощущаемое стилистическое единство. По мере приближения к замку Сатаны окружающая обстановка будет становиться всё мрачнее и мрачнее, ну а о красивейшем в своём аскетизме месте последней схватки мы и вовсе намеренно умолчим: это стоит увидеть своими глазами. Звуковое оформление, к сожалению, довольно-таки минималистичное, но всё-таки относительно разнящиеся, хотя и неизменно «рыкающие», вопли противников-монстров и присутствующий на некоторых этапах в качестве фона «дьявольский шёпот» вносят свою лепту в создание нужного настроения.
Вердикт, таким образом, следующий: ни разу не шедевр, но, как это ни удивительно, игра на уровне «выше среднего» даже как таковая, а уж с учётом её происхождения и назначения — тем более: красивые фоны, нетипичные противники, объективно сложные бои и трогающая душу атмосфера. Поэтому всем поклонникам шутеров от первого лица искренне рекомендуем преодолеть убожество первого уровня и погрузиться в чарующий «демонический» мир, от исследования которого можно получить самое настоящее удовольствие.
Действие происходит в 171 году нашей эры, то есть во времена правления в Римской империи предпоследнего из династии Антонинов, мудрого Марка Аврелия, воплотившего мечту древних мудрецов о «философе на троне». Согласно видению авторов Catechumen, однако, это были страшные дни — и не только из-за массовых преследований христиан (что как минимум отчасти исторически достоверно), а и по причине тотального контроля сил Ада над армией и властями государства, вследствие чего черти свободно разгуливали по римским термам. Главный герой — один из христиан, изначально стремящийся вызволить из темницы своих единоверцев, схваченных легионерами и приговорённых к растерзанию львами на арене Колизея; вскоре, правда, ему предстоит встать на путь борьбы с самим Сатаной (по совместительству являющимся финальным боссом).
Начинается игра ужасно. Первое оружие — меч, стреляющий некой ментальной энергией и обладающий способностью автоматически восполнять свой боезапас, — нам вручает ангел (он же будет отвечать и за дарование последующих вооружений). Первые противники — несколько разновидностей римских легионеров, выглядящих и двигающихся как болванчики с застывшими лицами, почти лишённые искусственного интеллекта (но зато иногда озвученные, причём голосами разных актёров, и повторяющие одни и те же бессмысленные фразы). Убивать их, что любопытно, невозможно: получив несколько попаданий из нашего меча и услышав возглас «Аллилуйя!», солдат в ужасе охватывает своё лицо ладонями, встаёт на одно колено и начинает молиться. При этом сами они лишить нас жизни очень даже могут, но делают это весьма своеобразно — просто подбегают вплотную и с теми же «каменными» лицами протягивают к нам свои безоружные руки, после чего здоровье у протагониста начинает убывать.
В качестве аптечек служат свитки с цитатами из Библии (правда, отображается их содержимое на экране мелким шрифтом и совсем недолго, так что успевать читать эти тексты, даже если у кого-то появится такое желание, несколько проблематично). Ну а «финальным аккордом» является название первого этапа — «Парфенон», причём доподлинно известно, что действие происходит в Риме, а никак не в Афинах; то есть и с историей у авторов явные нелады (и это мы ещё умолчали про внешний вид статуй, справедливо «продёрнутый» некоторыми рецензентами рубежа тысячелетий). Автор данного описания — ничего, кстати говоря, не имеющий против религии, но искренне считающий, что компьютерные игры в качестве средства «приобщения» к ней использоваться не могут и не должны, — в своё время забросил эту стрелялку именно на первом уровне, ибо проходить его было физически невыносимо. А зря — нужно было перетерпеть.
Уже со второго уровня — называемого, правда, «банями», а не «термами», — события начинают стремительно развиваться. Да, тупые легионеры в качестве врагов пока ещё встречаются — и, к сожалению, периодически будут попадаться почти до самого конца прохождения. Да, эквивалентами аптечек так и останутся свитки: такой подход, по замыслу разработчиков, должен означать «исцеление верой»; не очень приятно, но не всё ли равно, чем лечиться в компьютерной игре?.. Радует совсем другое: во-первых, ангел-наставник подарит нам новое оружие (правда, почти неотличимое от предыдущего — тоже меч), уже с конечным боезапасом (для восполнения которого нужно будет собирать такие же мечи, недостатка в которых на нашем пути не возникнет), а во-вторых — при входе в одно из помещений роскошно отделанного здания мы наверняка погибнем, за мгновение до этого успев заметить какое-то маленькое, но удивительно прыткое мохнатое существо. Да, это они. Демоны. Началось!
И действительно — дальше будет только труднее. Видов противников в Catechumen не так и много, но все они склонны к ведению дистанционных боёв, сильны и выносливы, порой прячутся в неожиданных местах, внезапно выпрыгивая оттуда, а самое главное — удивительно быстры, по этому параметру походя скорее на ботов из сетевых action-игр, нежели на типичных врагов из «классических» одиночных режимов. На практике это приводит к небывалой ситуации: едва заметив чью-то фигуру или тень (а часто — вообще только выпущенные в нашу сторону заряды), мы должны мгновенно реагировать и вступать в напряжённый, сложный, динамичный и дистанционный бой, стараясь держаться от оппонента как можно дальше и уклоняться от его смертоносных атак, — таким образом, увы, рассмотреть в деталях удаётся мало кого. Тем не менее можно с уверенностью констатировать, что одних только чертей здесь минимум четыре вида: совсем маленькие (однако юркие и опасные, любящие к тому же нападать большими группами), чуть большие краснокожие (умеют не только быстро бегать, но и перекатываться, выделывая самые настоящие сальто), «обычные» (ростом уже почти с нас и со светло-серой кожей), крупные краснокожие.
Но вся эта братия — лишь начало неприятностей: дальше нас ждут адские гончие, гигантские летучие мыши, крылатые серые горгульи, остроухие сатиры (или фавны?), люди-коты, люди-волки (умеющие стрелять лучами из глаз), великаны с дубинами (тоже, как это ни странно, стреляющие этими своими орудиями, да ещё как!), минотавры, гигантские змеи-левиафаны, падшие ангелы, «генералы Ада» — громадные крылатые алые демоны и так далее, в том числе — неожиданно! — самые обыкновенные львы, встречающиеся в основном в ямах и на уровне «Колизей». Причём при каждой встрече с новым типом созданий кажется, что хуже уже просто не бывает (ибо почти все существа из «старшей» когорты могут убить нас с одного меткого попадания даже при полном запасе здоровья), — но почти всегда это будет оказываться неправдой. На всякий случай — хотя в этом вряд ли есть необходимость — уточним, что все враги, за исключением людей-легионеров (то есть и львы тоже), естественно, именно уничтожаются, а вовсе не «просвещаются». И это здорово, потому что после нескольких десятков минут, проведённых за Catechumen, даже мелкие бесята начинают вызвать истинно священную ненависть и желание истребить их до последней особи.
С оружием, увы, всё не так здорово: формально его разновидностей достаточно, но на деле все они очень похожи друг на друга как по внешнему виду, так и по принципу действия: по сути, большая часть нашего арсенала — это стреляющие мечи, различающиеся лишь расцветкой и — незначительно — формой; среди них есть испускающие огонь, молнии, красные лучи, энергетические заряды и так далее, причём одни виды предполагают атаки непрерывным потоком, тогда как другие — очередями. Из этого набора несколько выделяются более мощные вещицы, обретаемые ближе к концу пути: стереотипный магический посох, «гитарный гриф» (точнее, очень странный предмет, слегка на него похожий) и, с позволения сказать, «круглый шипастый пулемёт» — самая мощная здешняя пушка, в дизайне которой угадывается некоторое влияние Half-Life: Opposing Force (кто играл — тот поймёт). Периодически будут обнаруживаться также полезные предметы — в основном броня (щит, кольчуга и так далее, — в левой нижней части экрана её запас даже отображает отдельная шкала, аналогичная таковым для здоровья и боеприпасов), но иногда и какие-либо бонусные вещи (например, «крылатые сапоги», один в один «срисованные» с Hexen II и дающие на время способность очень быстро перемещаться).
Квестовый элемент в Catechumen незначителен и ограничивается, в общем-то, всего двумя вещами: поиском ключей либо рычагов для открытия запертых дверей и возможностью передвигать стоящие на земле предметы (обычно ящики), дабы куда-то пройти или запрыгнуть; поскольку игра вышла в 2000 году, то ещё всецело верна традициям «старой школы» стрелялок, так что архитектура уровней здесь не самая простая: заблудиться, особенно с учётом однообразия отдельных локаций, вполне реально. Имеются и некоторые платформенные вкрапления, включающие необходимость прыжков по небольшим выступам в стенах или, скажем, аккуратного прохождения по тонким балкам (в том числе над смертельно опасной лавой или чем-нибудь ещё). Немного поплавать тоже придётся, но в этом плане ничего сложного (или «долгого») не будет.
Описание визуальной составляющей можно начать с единственного слова: Glide. Да, данный API здесь поддерживается, хотя и в «обычном» режиме всё смотрится более-менее сносно для своего времени, но вот трёхмерные модельки тех же легионеров, повторим, положительно чудовищны и способны напугать похлеще притаившегося в тёмном углу чёрта. Вода и особенно статичное небо тоже не слишком качественно проработаны (хорошо хоть видеть последнее придётся нечасто), но зато внутри помещений иногда наблюдается завораживающая игра света и тени; можно также отметить приятное исполнение упоминавшейся выше лавы. Крови как таковой, разумеется, нет, но поверженные противники достаточно картинно падают, а затем растворяются в воздухе, оставляя после себя на пару секунд тот или иной «эффект» — стелющуюся над землёй розовую дымку или россыпь голубых бликов.
Уровни, с одной стороны, отличаются пусть небольшим, но всё же ощутимым разнообразием (правда, античный антураж с фресками и рельефами на стенах почему-то довольно быстро уступает место тёмному псевдоготическому), а с другой — имеют чётко ощущаемое стилистическое единство. По мере приближения к замку Сатаны окружающая обстановка будет становиться всё мрачнее и мрачнее, ну а о красивейшем в своём аскетизме месте последней схватки мы и вовсе намеренно умолчим: это стоит увидеть своими глазами. Звуковое оформление, к сожалению, довольно-таки минималистичное, но всё-таки относительно разнящиеся, хотя и неизменно «рыкающие», вопли противников-монстров и присутствующий на некоторых этапах в качестве фона «дьявольский шёпот» вносят свою лепту в создание нужного настроения.
Вердикт, таким образом, следующий: ни разу не шедевр, но, как это ни удивительно, игра на уровне «выше среднего» даже как таковая, а уж с учётом её происхождения и назначения — тем более: красивые фоны, нетипичные противники, объективно сложные бои и трогающая душу атмосфера. Поэтому всем поклонникам шутеров от первого лица искренне рекомендуем преодолеть убожество первого уровня и погрузиться в чарующий «демонический» мир, от исследования которого можно получить самое настоящее удовольствие.
- Время и место:
Античность - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Фэнтези
Мистика
Религия
Ад - Технические детали:
Glide - Язык:
English
Итого 3.5 из пяти - два за в принципе хорошую такую хардкорность, один за левелдизайн и 0.5 за хоть какую-то попытку проповеди христианства через игры.
PS: зато у ангелов шевелятся лица - вроде бы для 2000го это всё ещё было плюсом.
Не шедевр, но очень хорошая и запоминающаяся вещь.