В начале 2000-х годов Польша приняла у Германии своеобразную «эстафету» в деле локализации южнокорейских игр. Правда, изданий такого плана местными компаниями было выпущено совсем немного (не в пример западному соседу), но всё-таки какую-никакую известность игропром Страны утренней свежести там приобрёл. Создатели данной вещи наверняка придумали своё творение под влиянием восточноазиатских платформеров и битэмапов, отличающихся сумасбродными сюжетами, в равной степени фантасмагорическими и невнятными, а также причудливыми до сюрреалистичности персонажами, решив, что могут сделать нечто подобное, причём ничуть не хуже. И что удивительно — им это удалось на славу. Встречайте — одна из самых незаслуженно забытых, а до определённого момента и редких польских игр: Comar Barbarian, апофеоз беззлобного стёба над массовой культурой.
Сюжет поражает своей масштабностью, причём во вступительных роликах он рассказывается отнюдь не целиком, — но для прохождения все эти сведения совершенно неважны, поэтому ограничимся лишь предельно кратким его пересказом. Итак, в некоем фэнтезийном мире некогда существовал идиллический остров, где разные разумные звери мирно жили под гуманным правлением муравьедов. Однажды на эту утопию совершили нападение «мрувдерцы» (непереводимая игра слов, по смыслу означающая «муравьёв-убийц»), получившие, однако, от муравьедов хороший отпор. Озлобившиеся насекомые призвали из дальних земель 12 злобных магов (вероятно, отсылка к пьесе «12 разгневанных мужчин»), которые одержали над муравьедами верх благодаря своей «книге чар»; во время празднования победы последняя, правда, была кем-то украдена, а впоследствии и вовсе исчезла. Мрувдерцы опустошили остров, пожрав всю растительность и убив его жителей, но спустя столетия (а с тех времён и до момента начала игровых событий минуло целых 888 лет) природа взяла верх — и остров вновь стал как минимум на первый взгляд цветущим местом. Дальнейший ход событий мы узнаём уже непосредственно при прохождении: здесь поселились два враждующих племени, стремящихся найти ту самую «книгу чар», а вскоре за тем же самым вернулись и давно покинувшие эти места потомки «мрувдерцев», против которых бывшие противники объединились, но одолеть их не смогли и оказались оттеснены в центральные районы острова.
Несмотря на название, у нас есть возможность выбора протагониста: им может стать либо Комар Варвар (да-да, мускулистый гигант с головой… комара, являющийся аллюзией на персонажа произведений Роберта Говарда), либо поросёнок-ронин (так назывались в старой Японии самураи без наставников) Ромек. У каждого из них своя биография: Комар с детства был одержим приключениями и даже добрался до далёкого монастыря «Ша-Линь» (отсылка понятно к чему), где обучился боевым искусствам; но однажды ему не посчастливилось вступить в морской бой с мрувдерцами, в результате чего он оказался в открытом океане, однако был спасён дельфинами и выброшен теми на берег того самого некогда процветавшего острова. Ромек же происходит из Страны цветущего яблока (отсылка к известному восточноазиатскому государству), откуда был изгнан местным монархом (между прочим, тоже свиньёй в прямом, а не только в переносном смысле слова), узнавшим о романе храброго воина и своей дочери Йоко Они (отсылка к супруге одного известного музыканта); в ходе своих странствий он тоже оказался в лодке, потерпевшей в шторм крушение как раз недалеко от уже известного нам клочка суши. Всё это нам расскажут во втором вступительном ролике, который будет различным для каждого из героев.
Локации независимо от предпочтённого протагониста нам предстоит посетить одни и те же, но вот стиль прохождения за каждого несколько отличается. Так, Комар гораздо больше и сильнее Ромека, но вместе с тем медленнее и глупее; кроме того, он уже на момент старта вооружён мечом, тогда как поросёнку оружие придётся ещё добыть; некоторые находимые предметы также доступны только конкретному персонажу: например, варвар не сможет поднять палку бо (которая для ронина станет как раз первым средством самообороны) или швыряться бочками, но зато будет иметь возможность использовать кусок деревянной изгороди в качестве щита. Обоим героям доступно по четыре различных типа ударов (клавиши «Z», «X», «C» и «B»), включая один мощный (для повторного проведения которого требуется довольно долго ждать заполнения красной шкалы в верхней части экрана), — но способы исполнения этих приёмов у них тоже собственные.
Наконец, помимо сражений со всевозможными недругами в игре нашлось место и всевозможным «загадкам» — сводящимся, правда, почти исключительно к беседам с NPC и получению от них заданий — например, по нахождению чего-либо. Впрочем, в первой такой ситуации нам самим предстоит освободить привязанного цепью к старой мачте посла заморского королевства (в дальнейшем встретятся и другие пленники), и тут опять-таки есть разница в зависимости от сделанного перед стартом выбора: если Комар может сразу перерубить цепь своим мечом, то Ромеку деревянной палкой этого не сделать — придётся сначала отыскать катану. Обратите внимание, что у вашего альтер эго имеется инвентарь, изображённый в виде ящика в левом нижнем углу экрана: чтобы просмотреть его содержимое, нужно нажать «Enter», а для выбора нужного предмета — «пробел»; если взято несколько типов оружия — то для их смены используется эта же опция.
Противники уже с первых локаций отличаются относительным разнообразием и необычным внешним видом: индюки в восточных костюмах, желтокожие ниндзя, кидающиеся какими-то субстанциями черепахи (антропоморфные), гигантские крабы и так далее, причём многие из них или возрождаются после покидания вами части экрана, или скрываются в весьма неожиданных местах. По умолчанию у персонажа есть три «жизни» и возможность собирать периодически обнаруживаемые или появляющиеся из воздуха бонусы, но шкала здоровья отсутствует; необходимо, правда, отметить, что вопрос о том, есть ли здесь риск погибнуть в сражении в принципе, остаётся открытым: совсем простыми бои назвать нельзя, однако враги в случае успешных попаданий погибают быстро (обычно превращаясь в жижу, затем исчезающую; никакой крови и вообще детализации насилия, разумеется, нет), а своими действиями нам урон если и наносят, то совсем небольшой, — и то же самое можно сказать не только о рядовых злодеях, но и о боссах («человек-москит» в стереотипном «комиксовом» костюме был в одной из рецензий назван «самым убогим боссом в истории видеоигр»).
Графику Comar Barbarian следует похвалить особенно. Во-первых, она, подобно некоторым корейским играм той же эпохи, сделана в «объёмном 2D» — то есть двумерные модели персонажей перемещаются по заранее отрисованным фонам, но могут заходить «внутрь» экрана. Во-вторых, стилистика упомянутых «задников» по своей тщательности и «мягкой» палитре напоминает книжные иллюстрации второй половины XX века и исключительно радует олдгеймерский глаз. Но главное — это даже не визуализация, а совершенно особенная и не выражаемая словами атмосфера веселья и безобидной сатиры: во внутриигровых текстах, представленных в основном монологами NPC, имеется огромное количество слабо зашифрованных отсылок к массовой культуре и соответствующих шуток, для понимания которых, правда, нужно неплохо знать польский язык (хотя все речи дублируются субтитрами). Последний навык хотя бы на минимальном уровне, кстати сказать, требуется и для прохождения как такового, ибо без выполнения «квестов» продвинуться дальше не получится, а сделать это можно лишь в том случае, если вы понимаете, чего от вас хотят.
Вердикт — не отлично, но очень и очень хорошо: «лёгкая» во всех смыслах, забавная, жизнерадостная аркада, прекрасно подходящая игрокам любого возраста и жанровых предпочтений, ибо предназначена в первую очередь для отдыха и развлечения.
Сюжет поражает своей масштабностью, причём во вступительных роликах он рассказывается отнюдь не целиком, — но для прохождения все эти сведения совершенно неважны, поэтому ограничимся лишь предельно кратким его пересказом. Итак, в некоем фэнтезийном мире некогда существовал идиллический остров, где разные разумные звери мирно жили под гуманным правлением муравьедов. Однажды на эту утопию совершили нападение «мрувдерцы» (непереводимая игра слов, по смыслу означающая «муравьёв-убийц»), получившие, однако, от муравьедов хороший отпор. Озлобившиеся насекомые призвали из дальних земель 12 злобных магов (вероятно, отсылка к пьесе «12 разгневанных мужчин»), которые одержали над муравьедами верх благодаря своей «книге чар»; во время празднования победы последняя, правда, была кем-то украдена, а впоследствии и вовсе исчезла. Мрувдерцы опустошили остров, пожрав всю растительность и убив его жителей, но спустя столетия (а с тех времён и до момента начала игровых событий минуло целых 888 лет) природа взяла верх — и остров вновь стал как минимум на первый взгляд цветущим местом. Дальнейший ход событий мы узнаём уже непосредственно при прохождении: здесь поселились два враждующих племени, стремящихся найти ту самую «книгу чар», а вскоре за тем же самым вернулись и давно покинувшие эти места потомки «мрувдерцев», против которых бывшие противники объединились, но одолеть их не смогли и оказались оттеснены в центральные районы острова.
Несмотря на название, у нас есть возможность выбора протагониста: им может стать либо Комар Варвар (да-да, мускулистый гигант с головой… комара, являющийся аллюзией на персонажа произведений Роберта Говарда), либо поросёнок-ронин (так назывались в старой Японии самураи без наставников) Ромек. У каждого из них своя биография: Комар с детства был одержим приключениями и даже добрался до далёкого монастыря «Ша-Линь» (отсылка понятно к чему), где обучился боевым искусствам; но однажды ему не посчастливилось вступить в морской бой с мрувдерцами, в результате чего он оказался в открытом океане, однако был спасён дельфинами и выброшен теми на берег того самого некогда процветавшего острова. Ромек же происходит из Страны цветущего яблока (отсылка к известному восточноазиатскому государству), откуда был изгнан местным монархом (между прочим, тоже свиньёй в прямом, а не только в переносном смысле слова), узнавшим о романе храброго воина и своей дочери Йоко Они (отсылка к супруге одного известного музыканта); в ходе своих странствий он тоже оказался в лодке, потерпевшей в шторм крушение как раз недалеко от уже известного нам клочка суши. Всё это нам расскажут во втором вступительном ролике, который будет различным для каждого из героев.
Локации независимо от предпочтённого протагониста нам предстоит посетить одни и те же, но вот стиль прохождения за каждого несколько отличается. Так, Комар гораздо больше и сильнее Ромека, но вместе с тем медленнее и глупее; кроме того, он уже на момент старта вооружён мечом, тогда как поросёнку оружие придётся ещё добыть; некоторые находимые предметы также доступны только конкретному персонажу: например, варвар не сможет поднять палку бо (которая для ронина станет как раз первым средством самообороны) или швыряться бочками, но зато будет иметь возможность использовать кусок деревянной изгороди в качестве щита. Обоим героям доступно по четыре различных типа ударов (клавиши «Z», «X», «C» и «B»), включая один мощный (для повторного проведения которого требуется довольно долго ждать заполнения красной шкалы в верхней части экрана), — но способы исполнения этих приёмов у них тоже собственные.
Наконец, помимо сражений со всевозможными недругами в игре нашлось место и всевозможным «загадкам» — сводящимся, правда, почти исключительно к беседам с NPC и получению от них заданий — например, по нахождению чего-либо. Впрочем, в первой такой ситуации нам самим предстоит освободить привязанного цепью к старой мачте посла заморского королевства (в дальнейшем встретятся и другие пленники), и тут опять-таки есть разница в зависимости от сделанного перед стартом выбора: если Комар может сразу перерубить цепь своим мечом, то Ромеку деревянной палкой этого не сделать — придётся сначала отыскать катану. Обратите внимание, что у вашего альтер эго имеется инвентарь, изображённый в виде ящика в левом нижнем углу экрана: чтобы просмотреть его содержимое, нужно нажать «Enter», а для выбора нужного предмета — «пробел»; если взято несколько типов оружия — то для их смены используется эта же опция.
Противники уже с первых локаций отличаются относительным разнообразием и необычным внешним видом: индюки в восточных костюмах, желтокожие ниндзя, кидающиеся какими-то субстанциями черепахи (антропоморфные), гигантские крабы и так далее, причём многие из них или возрождаются после покидания вами части экрана, или скрываются в весьма неожиданных местах. По умолчанию у персонажа есть три «жизни» и возможность собирать периодически обнаруживаемые или появляющиеся из воздуха бонусы, но шкала здоровья отсутствует; необходимо, правда, отметить, что вопрос о том, есть ли здесь риск погибнуть в сражении в принципе, остаётся открытым: совсем простыми бои назвать нельзя, однако враги в случае успешных попаданий погибают быстро (обычно превращаясь в жижу, затем исчезающую; никакой крови и вообще детализации насилия, разумеется, нет), а своими действиями нам урон если и наносят, то совсем небольшой, — и то же самое можно сказать не только о рядовых злодеях, но и о боссах («человек-москит» в стереотипном «комиксовом» костюме был в одной из рецензий назван «самым убогим боссом в истории видеоигр»).
Графику Comar Barbarian следует похвалить особенно. Во-первых, она, подобно некоторым корейским играм той же эпохи, сделана в «объёмном 2D» — то есть двумерные модели персонажей перемещаются по заранее отрисованным фонам, но могут заходить «внутрь» экрана. Во-вторых, стилистика упомянутых «задников» по своей тщательности и «мягкой» палитре напоминает книжные иллюстрации второй половины XX века и исключительно радует олдгеймерский глаз. Но главное — это даже не визуализация, а совершенно особенная и не выражаемая словами атмосфера веселья и безобидной сатиры: во внутриигровых текстах, представленных в основном монологами NPC, имеется огромное количество слабо зашифрованных отсылок к массовой культуре и соответствующих шуток, для понимания которых, правда, нужно неплохо знать польский язык (хотя все речи дублируются субтитрами). Последний навык хотя бы на минимальном уровне, кстати сказать, требуется и для прохождения как такового, ибо без выполнения «квестов» продвинуться дальше не получится, а сделать это можно лишь в том случае, если вы понимаете, чего от вас хотят.
Вердикт — не отлично, но очень и очень хорошо: «лёгкая» во всех смыслах, забавная, жизнерадостная аркада, прекрасно подходящая игрокам любого возраста и жанровых предпочтений, ибо предназначена в первую очередь для отдыха и развлечения.