Основательно подзабытый изначально бесплатный платформер, созданный в 2002 году Дереком Ю и Джоном Перри - будущими авторами инди-хита Aquaria. Необходимо сразу же отметить, что, несмотря на freeware-статус и очевидно ограниченный бюджет, Eternal Daughter вышла весьма качественной, а потому заслуживает пристального внимания.
Действие происходит в фэнтезийном мире, населённом множеством разумных рас, в том числе лорианцами, внешне идентичными людям и живущими в гармонии с природой, чей уровень развития примерно соответствует средневековому. Однако в один далеко не прекрасный день их земли порабощают дунгага - воинственные технократы, умеющие производить огнестрельное оружие и боевых роботов и выглядящие как круглоголовые гуманоиды с оранжевой кожей, выпяченными зубастыми пастями и наростами на боках макушек. Незадолго до этого у четы лорианцев, Сираха и Телии, родилась дочь Мия, но судьба семьи после вторжения сложилась печально: отец куда-то исчез, Телию насильно взял в жёны дунгагский офицер Гар, злобный садист, от которого она впоследствии родила полукровку Хума, а новорождённую Мию разлучили с матерью и, когда она подросла, отправили в шахтный лагерь, где девочка была вынуждена добывать на руднике нужное захватчикам сырьё и где её сводный брат Хум служил надсмотрщиком над рабами-лорианцами. Однажды - именно в этот момент мы и начинаем управлять героиней - терпение её иссякло, и она сбежала из копей - но лишь для того, чтобы увидеть в местном храме сцену расправы Гара над своей матерью. Убив (как она думала) негодяя с помощью невесть откуда взявшегося ножа, Мия получила от умирающей Телии напутствие - отправиться в ближайший лес и найти там старика Хальдора. Дальнейшие события окажутся весьма масштабными: пройдя через множество испытаний и встретившись с мудрыми шулинами, напоминающими помесь ящеров и ископаемых ленивцев в монашеских рясах, и гордолами, огромными слизневыми големами, Мия узнаёт, что правительство дунгага находится под контролем трёх Наездников - демонов из другого мира, сыновей Бафомета. Впоследствии она доберётся до их замка и победит каждого из них, но перед этим троица сумеет открыть портал, дабы призвать на помощь своего отца, - после чего задачей Мии станет сплотить все народы (включая осознавших свои ошибки дунгага), заручиться поддержкой пяти местных божеств, познакомиться с ещё несколькими расами (в частности, зеленокожими ушастыми подводными гуманоидами, хранителями огня и брауни, которые в решающий момент не присоединятся к коалиции) и победить злобное божество вместе со всей его армией.
Eternal Daughter дважды обманывает игрока, - к счастью, оба раза имеют место в самом начале. На первый взгляд перед нами чудовищный постапокалиптический мир - выжженная пустошь, изнурённые рабы, безжалостные завоеватели. Как только героиня покидает копи, впечатление меняется на прямо противоположное: охранники-дунгага не стреляют (они начнут делать это лишь после нашей победы над Гаром), все противники движутся по пусть довольно приличным, но всё-таки чётко обозначенным траекториям и обычно не склонны нас преследовать; прыгать придётся достаточно (к слову, приседать Мия тоже умеет), но - причём на протяжении всей игры - не встретится ни маленьких, движущихся или каких-либо иных "сложных" платформ, ни смертельных пропастей, ни скрытых ловушек (хотя кое-какие "природные" опасности будут); нет даже понятия "жизнь" - число попыток бесконечно, а возрождение в случае гибели происходит у последней точки сохранения (если мы предварительно удосужились ею воспользоваться), - выглядят таковые как скопления шипов. Иными словами, игра кажется простой - но лишь до того момента, как открывается первое страшное обстоятельство: после возвращения героини на ранее посещённый экран все его враждебные обитатели, за исключением лишь боссов, возрождаются. Дальше последуют иные неприятности: к примеру, в начале противники в большинстве своём атакуют лишь вблизи, однако впоследствии количество "дистанционщиков" значительно увеличится.
Вообще, на местном бестиарии следует остановиться особо, ибо это один из главных плюсов Eternal Daughter. В ходе прохождения мы посетим "лабораторию" дунгага, где сможем узнать кое-какую информацию о ряде представителей фауны мира (включая их названия), но, к сожалению, далеко не обо всех (по-видимому, данной расе известны лишь представленные там виды). Итак, среди наших врагов - отметим сразу, что в большинстве своём они не погибнут от одного удара даже мощного оружия, не говоря уже о слабом, - будут ходячие грибы, статичные грибы с пастями, таящимися внутри шляпок, антропоморфные лягушки с длинными ядовитыми языками, статичные гибриды кактусов и драконов, плюющиеся грибами, крошечные брауни, пикирующие вниз на листочках деревьев, зубастые рыбы, летучие мыши, земляные големы, скелеты плотного телосложения (выглядят они как обтянутые белой плотью существа), плюющиеся бумерангами, лобстеры с коричневыми панцирями (в которые могут прятаться) и фиолетовыми клешнями, зубастые помидоры, краснокожие рогатые дьяволы в фиолетовых мантиях, генерирующие вышеупомянутые плоды из воздуха (хотя последние часто встречаются и сами по себе), хищные синие птицы с черепообразными головами (пиккурику), фиолетовые летающие одноглазые медузы (или летающие глаза с фиолетовыми щупальцами?), неподвижные белые коты, атакующие потоками ледяного дыхания, летающие синекожие призраки с ухмыляющимися белыми мордами и в красных перчатках, мускулистые зелёные великаны, вызывающие землетрясения ударами кулаков о землю (борабора), сидящие верхом на грибах синекожие тощие гуманоиды, стреляющие собственными волосами, чёрные звероподобные демоны, их более мелкие серые аналоги с огромным рогом на лбу, несколько видов мух (небольшие серые, огромные зелёные и огромные же красные), крупные гуманоиды с улыбающимися тыквами вместо голов, вооружённые двумя окровавленными балками, зелёные полукруглые куски слизи, умеющие на время "ощетиниваться", рогатые рыцари верхом на гигантских пауках (при первой встрече с этим существом оно играет роль босса, но затем встречается как рядовой противник) и так далее. Кроме того, на протяжении почти всей игры Мие придётся сражаться и с армией дунгага (даже после того, как они "одумаются"), представленной солдатами с ружьями (их оружие выглядит очень смешно - почти как игрушки, да и стреляет какими-то шариками), солдатами с большими прямоугольными щитами, солдатами-киборгами (с протезом-клешнёй вместо одной из рук), гуманоидными роботами с пушками вместо лиц, роботами-танками (неподвижны, но стреляют из пушек, а вблизи атакуют гарпунами) и небольшими пилотируемыми летающими тарелками. В замке братьев-Наездников предстоит иметь дело и вовсе с неубиваемыми сущностями вроде неподвижных медных статуй, атакующих трезубцами, или летающих безногих красных рыцарей с вращающимися головами. Наконец, необходимо отметить Понго - обитающее в единственном месте совершенно мирное существо в виде прямоходящего толстого чёрно-белого кота с огромными ушами, которое, увы, мы вынуждены убивать, так как его тело служит трамплином для прыжка, иначе неосуществимого. Этот момент - особенно с учётом того жалобно-обречённого мяуканья, что издаёт Понго при гибели, - не позволяет поставить Eternal Daughter высшую оценку.
Разумеется, встречи с боссами тоже предстоят. Среди них есть как связанные с сюжетной линией - недобитый (как потом выяснится) Гар, ставший киборгом, сводный братец Мии Хум, севший за штурвал гигантского боевого робота и решивший убить сестру (правда, после в итоге он выживет и впоследствии сыграет в истории совсем другую роль...), поражённый червями-паразитами король гордолов (его необходимо убить, чтобы этот народ смог присоединиться к коалиции), сыновья Бафомета и он сам, - так и просто обитающие в разных местах чудовища. К последним относятся: человек-лягушка, вооружённый луком с огненными стрелами и обладающий очень длинным красным языком (второй босс игры); роботизированный краб, перемещающийся туда-сюда по верхней части экрана, будучи прикреплён к подобию козлового крана; гибрид дракона и сороконожки, атакующий нас сверху булыжниками и каменными глыбами (от первых надо уворачиваться, вторые после их приземления уничтожать, дабы было место для манёвров); чудовищных размеров глаз, рождающий каких-то светлячков и управляющий выдвижением с боков игрового пространства огромных зелёных кольев; и так далее. Бои с некоторыми из них, в частности с Хумом и всеми демонами, объективно очень трудны; к сожалению, ни для одного из боссов не показывается шкалы с оставшимся у него запасом здоровья. Среди упоминавшихся выше природных опасностей можно отметить падающие с потолка камни и огненные шары. В общем, как легко догадаться, фантазией авторы этой игры были явно не обделены. Здесь же отметим, что насилия в Eternal Daughter не очень много: кровь льётся чуть ли не исключительно из летучих мышей (почему так - загадка), а по-настоящему жестокая сцена всего одна - убийство демонами дунгага Смирнола, изначально не подпавшего под их влияние.
Более-менее разобравшись с бестиарием, следует перейти к бонусам - коих, увы, по типам здесь совсем немного. Маленькие сердечки восстанавливают одно значение шкалы здоровья; таковых на момент старта игры всего несколько штук, и расходуются они в случае малейшего контакта Мии с врагом или выпущенным им боеприпасом. Иногда отыскиваются сердечки и куда большего размера, заключённые в стальные контуры, - этот предмет увеличивает максимальный размер запаса жизненных сил на одну единицу. Средство для атаки имеется уже в самом начале - это боевой нож; впоследствии отыщутся также кинжал, молот, трезубец, сигал (известный оккультный символ) и "пламя Озара" - огненные заряды. Каждое оружие можно использовать двумя путями: в ближнем бою (причём небольшой радиус действия в любом случае имеется, а у последнего и подавно) или дистанционно - но уже с расходом боеприпасов. Восполняются последние путём сбора маленьких и больших зелёных камешков: первые увеличивают "обойму" на единицу, вторые - на пять единиц. По ходу прохождения типы вооружения можно переключать (нажатием "Enter"), но боезапас у всех у них "общий": то есть, к примеру, если мы взяли большой зелёный камень и уже имеем кинжал и молот, то количество что первых, что вторых, предназначенных для метания, у нас увеличилось на пять штук, но если мы бросили два кинжала, то и молотов стало на столько же единиц меньше. Если запас боеприпасов обнулился, то однажды взятый тип оружия всё равно можно использовать в ближнем бою. Обратите внимание, что у трезубцев есть дополнительное и критически важное применение: из них можно - посредством выстрелов в стены - образовывать импровизированные ступени, прыгая по которым удастся достичь недоступных иным путём локаций; правда, при каждом таком их использовании расход почему-то составляет две единицы. Здесь же следует отметить, что действия, связанные с разрушением определённых типов преград (и тоже позволяющие попасть в ранее закрытые для нас места), становятся возможными лишь после взятия того или иного оружия. Обратите внимание, что большие сердечки встречаются редко и лишь "сами по себе", тогда как оба типа зелёных камней и маленькие сердечки не только отыскиваются по пути, но и выпадают из поверженных противников.
Бонусов, дающих дополнительные возможности, четыре. Это "жертва Прадора" (гордола, который погибнет на ваших глазах), дающая возможность совершать "двойные" прыжки, "башмаки Элуриэли" (их вы найдёте сами), делающие доступными в некоторых случаях "прыжки по стенам" (точнее, отталкиваясь от них), "ножной браслет Гидеона" (чтобы его получить, придётся долго гоняться за хитрым волшебником, носящим это имя), наделяющий героиню способностью "скользить" по поверхности (чрезвычайно важное умение, ускоряющее перемещение и позволяющее гарантированно уворачиваться от трезубцев статуй в замке демонов, если комбинировать его с приседанием), и имеющий сферическую форму дар подводных гуманоидов (настроенных к нам исключительно благожелательно). Последняя вещь очень ценна, ибо позволяет сколь угодно долго находиться под водой: подобные отрезки в Eternal Daughter тоже имеют место, и до обретения этого артефакта Мия будет вынуждена проходить их или пытаясь удержаться над водой, или как можно скорее (ибо не дышать она может лишь ограниченное время, отображаемое в виде специальной шкалы). Впрочем, четверо из пяти богов тоже дадут нам полезные вещи (одна из них, например, значительно уменьшает получаемый героиней урон). Кроме того, девять раз за игру удастся взять магические свитки: с помощью любого из них (то есть остальные формально можно и не брать) девочка обучается третьему типу атаки - полёту на очень маленькой высоте (буквально в нескольких сантиметрах от поверхности) с одновременной стрельбой волшебными зарядами. Боезапас их не ограничен, да и мощность весьма приличная, но вот скорострельностью они не отличаются. Наконец, практически с самого начала прохождения вы будете замечать расположенные в буквальном смысле в стенах, уступах и прочих элементах рельефа плоды и коренья, взять которые никаким образом невозможно. И это действительно так, ибо предназначены они не для Мии! Примерно в середине игры после встречи с сумасшедшим торговцем Гедди девочка обзаведётся напарником - фамильяром Эландуру, представляющим собой забавного ушастого летающего колобка голубого цвета, умеющего плеваться огнём. Он всюду следует за героиней, по возможности помогает ей в боях (толку от него, правда, почти нет, но зато он бессмертен), а также кушает вышеупомянутую снедь - и постепенно растёт, проходя в своём развитии пять стадий. В ходе второй и третьей он просто увеличивается в размерах, а вот четвёртая превращает его в небольшого фиолетового крылатого дракончика. Как только это произошло, следует отыскать колдуна Эфенду и пройти предлагаемое им испытание в воде (если к этому моменту есть подарок акватоидов - то почти ничего сложного не будет, пусть после заплыва и предстоит схватка с самим магом в качестве босса), за успех в котором Эландуру получит "маску Гондола", увеличивающую его силу, а также позволяющую ему на некоторое время (отображается в виде шкалы вверху экрана) брать героиню в лапы и взлетать с нею на высоту, которой не достичь даже прыжками по стенам, - естественно, что без использования этой возможности пройти игру опять-таки не удастся.
Как некоторые, возможно, уже догадались, Eternal Daughter содержит в себе рудиментарный ролевой элемент, выражающийся в мнимой нелинейности прохождения (на практике выражающейся лишь в возможности в определённые моменты выбирать очерёдность посещения некоторых локаций), и в необходимости встречаться с NPC, вести с ними неинтерактивные беседы и выполнять их задания (причём необязательных среди последних, по-видимому, нет). Мы (помимо встреч, так или иначе затронутых выше) побываем в гостях у шулинов и их Старейшины, у гордолов (и поможем их лучшему воину стать королём), у акватоидов (от которых получим упоминавшийся уже подарок и которым пособим в свою очередь, вызволив из заточения их сородича Вриду), спасём остроухого и фиолетовокожего гуманоида Зарата, пленённого демонами-Наездниками, и воссоединим его с внучкой, полетаем на дружественном грифоне Фаусте (но увы - shoot 'em up'а не будет), повидаемся с пятью королями брауни, которые откажутся участвовать в спасении родного мира и сделают нам очень большую пакость, выступив затем в роли одного из боссов... При всём при этом определённая последовательность действий при прохождении всё равно предусмотрена, - и в целом ряде случаев придётся возвращаться куда-либо лишь для того, чтобы "доложить" кому-то о своём успешном разговоре с кем-нибудь другим; противники же, напомним, возрождаются при каждом нашем возвращении на экран, - так что многих из них остаётся банально избегать, если хотим выжить.
Графику Eternal Daughter можно описать одним-единственным словом: замечательно. "Недопустимое для 2002 года" разрешение экрана? Наверное, - но олдгеймеру от этого только лучше. "Полное 2D"? Правильно, таким и должен быть классический платформер. Зато чёткость прорисовки не уступит лучшим образцам "золотого века" с PC и других платформ, палитра на удивление "мягкая" и "тёплая" - никакого "сел-шейдинга", а визуальные эффекты и вовсе выше всяких похвал: героиня и её собеседники злятся, плачут, смеются, - и все эти действия анимированы; правда, "следы" от применения оружия (что Мией, что даже её противниками) довольно похожи друг на друга внешне (хотя есть и исключения, как то же ледяное дыхание котов), но зато фоны локаций положительно различны: будут и пустыня, и лес, и технократический город дунгага, и три типа пещер ("обычные", ледяные и "слизневые" - с биолюминесценцией!), и подводные глубины, и жутковатая цитадель демонов, и другие интересные места. И из всего этого - вкупе с чудесной и тоже многогранной музыкой, автору которой, кстати, на момент выхода данной вещи было всего 16 лет, - складывается главное достоинство Eternal Daughter, имя которому - атмосфера. Эту игру действительно хочется проходить - несмотря на сложность и порой излишнюю затянутость. Потому что "как раньше, по-старому". Если бы не описанная выше ситуация с Понго и не несколько странная (и скорее всё-таки трагичная) концовка - то ей можно было бы смело ставить высший балл.
Действие происходит в фэнтезийном мире, населённом множеством разумных рас, в том числе лорианцами, внешне идентичными людям и живущими в гармонии с природой, чей уровень развития примерно соответствует средневековому. Однако в один далеко не прекрасный день их земли порабощают дунгага - воинственные технократы, умеющие производить огнестрельное оружие и боевых роботов и выглядящие как круглоголовые гуманоиды с оранжевой кожей, выпяченными зубастыми пастями и наростами на боках макушек. Незадолго до этого у четы лорианцев, Сираха и Телии, родилась дочь Мия, но судьба семьи после вторжения сложилась печально: отец куда-то исчез, Телию насильно взял в жёны дунгагский офицер Гар, злобный садист, от которого она впоследствии родила полукровку Хума, а новорождённую Мию разлучили с матерью и, когда она подросла, отправили в шахтный лагерь, где девочка была вынуждена добывать на руднике нужное захватчикам сырьё и где её сводный брат Хум служил надсмотрщиком над рабами-лорианцами. Однажды - именно в этот момент мы и начинаем управлять героиней - терпение её иссякло, и она сбежала из копей - но лишь для того, чтобы увидеть в местном храме сцену расправы Гара над своей матерью. Убив (как она думала) негодяя с помощью невесть откуда взявшегося ножа, Мия получила от умирающей Телии напутствие - отправиться в ближайший лес и найти там старика Хальдора. Дальнейшие события окажутся весьма масштабными: пройдя через множество испытаний и встретившись с мудрыми шулинами, напоминающими помесь ящеров и ископаемых ленивцев в монашеских рясах, и гордолами, огромными слизневыми големами, Мия узнаёт, что правительство дунгага находится под контролем трёх Наездников - демонов из другого мира, сыновей Бафомета. Впоследствии она доберётся до их замка и победит каждого из них, но перед этим троица сумеет открыть портал, дабы призвать на помощь своего отца, - после чего задачей Мии станет сплотить все народы (включая осознавших свои ошибки дунгага), заручиться поддержкой пяти местных божеств, познакомиться с ещё несколькими расами (в частности, зеленокожими ушастыми подводными гуманоидами, хранителями огня и брауни, которые в решающий момент не присоединятся к коалиции) и победить злобное божество вместе со всей его армией.
Eternal Daughter дважды обманывает игрока, - к счастью, оба раза имеют место в самом начале. На первый взгляд перед нами чудовищный постапокалиптический мир - выжженная пустошь, изнурённые рабы, безжалостные завоеватели. Как только героиня покидает копи, впечатление меняется на прямо противоположное: охранники-дунгага не стреляют (они начнут делать это лишь после нашей победы над Гаром), все противники движутся по пусть довольно приличным, но всё-таки чётко обозначенным траекториям и обычно не склонны нас преследовать; прыгать придётся достаточно (к слову, приседать Мия тоже умеет), но - причём на протяжении всей игры - не встретится ни маленьких, движущихся или каких-либо иных "сложных" платформ, ни смертельных пропастей, ни скрытых ловушек (хотя кое-какие "природные" опасности будут); нет даже понятия "жизнь" - число попыток бесконечно, а возрождение в случае гибели происходит у последней точки сохранения (если мы предварительно удосужились ею воспользоваться), - выглядят таковые как скопления шипов. Иными словами, игра кажется простой - но лишь до того момента, как открывается первое страшное обстоятельство: после возвращения героини на ранее посещённый экран все его враждебные обитатели, за исключением лишь боссов, возрождаются. Дальше последуют иные неприятности: к примеру, в начале противники в большинстве своём атакуют лишь вблизи, однако впоследствии количество "дистанционщиков" значительно увеличится.
Вообще, на местном бестиарии следует остановиться особо, ибо это один из главных плюсов Eternal Daughter. В ходе прохождения мы посетим "лабораторию" дунгага, где сможем узнать кое-какую информацию о ряде представителей фауны мира (включая их названия), но, к сожалению, далеко не обо всех (по-видимому, данной расе известны лишь представленные там виды). Итак, среди наших врагов - отметим сразу, что в большинстве своём они не погибнут от одного удара даже мощного оружия, не говоря уже о слабом, - будут ходячие грибы, статичные грибы с пастями, таящимися внутри шляпок, антропоморфные лягушки с длинными ядовитыми языками, статичные гибриды кактусов и драконов, плюющиеся грибами, крошечные брауни, пикирующие вниз на листочках деревьев, зубастые рыбы, летучие мыши, земляные големы, скелеты плотного телосложения (выглядят они как обтянутые белой плотью существа), плюющиеся бумерангами, лобстеры с коричневыми панцирями (в которые могут прятаться) и фиолетовыми клешнями, зубастые помидоры, краснокожие рогатые дьяволы в фиолетовых мантиях, генерирующие вышеупомянутые плоды из воздуха (хотя последние часто встречаются и сами по себе), хищные синие птицы с черепообразными головами (пиккурику), фиолетовые летающие одноглазые медузы (или летающие глаза с фиолетовыми щупальцами?), неподвижные белые коты, атакующие потоками ледяного дыхания, летающие синекожие призраки с ухмыляющимися белыми мордами и в красных перчатках, мускулистые зелёные великаны, вызывающие землетрясения ударами кулаков о землю (борабора), сидящие верхом на грибах синекожие тощие гуманоиды, стреляющие собственными волосами, чёрные звероподобные демоны, их более мелкие серые аналоги с огромным рогом на лбу, несколько видов мух (небольшие серые, огромные зелёные и огромные же красные), крупные гуманоиды с улыбающимися тыквами вместо голов, вооружённые двумя окровавленными балками, зелёные полукруглые куски слизи, умеющие на время "ощетиниваться", рогатые рыцари верхом на гигантских пауках (при первой встрече с этим существом оно играет роль босса, но затем встречается как рядовой противник) и так далее. Кроме того, на протяжении почти всей игры Мие придётся сражаться и с армией дунгага (даже после того, как они "одумаются"), представленной солдатами с ружьями (их оружие выглядит очень смешно - почти как игрушки, да и стреляет какими-то шариками), солдатами с большими прямоугольными щитами, солдатами-киборгами (с протезом-клешнёй вместо одной из рук), гуманоидными роботами с пушками вместо лиц, роботами-танками (неподвижны, но стреляют из пушек, а вблизи атакуют гарпунами) и небольшими пилотируемыми летающими тарелками. В замке братьев-Наездников предстоит иметь дело и вовсе с неубиваемыми сущностями вроде неподвижных медных статуй, атакующих трезубцами, или летающих безногих красных рыцарей с вращающимися головами. Наконец, необходимо отметить Понго - обитающее в единственном месте совершенно мирное существо в виде прямоходящего толстого чёрно-белого кота с огромными ушами, которое, увы, мы вынуждены убивать, так как его тело служит трамплином для прыжка, иначе неосуществимого. Этот момент - особенно с учётом того жалобно-обречённого мяуканья, что издаёт Понго при гибели, - не позволяет поставить Eternal Daughter высшую оценку.
Разумеется, встречи с боссами тоже предстоят. Среди них есть как связанные с сюжетной линией - недобитый (как потом выяснится) Гар, ставший киборгом, сводный братец Мии Хум, севший за штурвал гигантского боевого робота и решивший убить сестру (правда, после в итоге он выживет и впоследствии сыграет в истории совсем другую роль...), поражённый червями-паразитами король гордолов (его необходимо убить, чтобы этот народ смог присоединиться к коалиции), сыновья Бафомета и он сам, - так и просто обитающие в разных местах чудовища. К последним относятся: человек-лягушка, вооружённый луком с огненными стрелами и обладающий очень длинным красным языком (второй босс игры); роботизированный краб, перемещающийся туда-сюда по верхней части экрана, будучи прикреплён к подобию козлового крана; гибрид дракона и сороконожки, атакующий нас сверху булыжниками и каменными глыбами (от первых надо уворачиваться, вторые после их приземления уничтожать, дабы было место для манёвров); чудовищных размеров глаз, рождающий каких-то светлячков и управляющий выдвижением с боков игрового пространства огромных зелёных кольев; и так далее. Бои с некоторыми из них, в частности с Хумом и всеми демонами, объективно очень трудны; к сожалению, ни для одного из боссов не показывается шкалы с оставшимся у него запасом здоровья. Среди упоминавшихся выше природных опасностей можно отметить падающие с потолка камни и огненные шары. В общем, как легко догадаться, фантазией авторы этой игры были явно не обделены. Здесь же отметим, что насилия в Eternal Daughter не очень много: кровь льётся чуть ли не исключительно из летучих мышей (почему так - загадка), а по-настоящему жестокая сцена всего одна - убийство демонами дунгага Смирнола, изначально не подпавшего под их влияние.
Более-менее разобравшись с бестиарием, следует перейти к бонусам - коих, увы, по типам здесь совсем немного. Маленькие сердечки восстанавливают одно значение шкалы здоровья; таковых на момент старта игры всего несколько штук, и расходуются они в случае малейшего контакта Мии с врагом или выпущенным им боеприпасом. Иногда отыскиваются сердечки и куда большего размера, заключённые в стальные контуры, - этот предмет увеличивает максимальный размер запаса жизненных сил на одну единицу. Средство для атаки имеется уже в самом начале - это боевой нож; впоследствии отыщутся также кинжал, молот, трезубец, сигал (известный оккультный символ) и "пламя Озара" - огненные заряды. Каждое оружие можно использовать двумя путями: в ближнем бою (причём небольшой радиус действия в любом случае имеется, а у последнего и подавно) или дистанционно - но уже с расходом боеприпасов. Восполняются последние путём сбора маленьких и больших зелёных камешков: первые увеличивают "обойму" на единицу, вторые - на пять единиц. По ходу прохождения типы вооружения можно переключать (нажатием "Enter"), но боезапас у всех у них "общий": то есть, к примеру, если мы взяли большой зелёный камень и уже имеем кинжал и молот, то количество что первых, что вторых, предназначенных для метания, у нас увеличилось на пять штук, но если мы бросили два кинжала, то и молотов стало на столько же единиц меньше. Если запас боеприпасов обнулился, то однажды взятый тип оружия всё равно можно использовать в ближнем бою. Обратите внимание, что у трезубцев есть дополнительное и критически важное применение: из них можно - посредством выстрелов в стены - образовывать импровизированные ступени, прыгая по которым удастся достичь недоступных иным путём локаций; правда, при каждом таком их использовании расход почему-то составляет две единицы. Здесь же следует отметить, что действия, связанные с разрушением определённых типов преград (и тоже позволяющие попасть в ранее закрытые для нас места), становятся возможными лишь после взятия того или иного оружия. Обратите внимание, что большие сердечки встречаются редко и лишь "сами по себе", тогда как оба типа зелёных камней и маленькие сердечки не только отыскиваются по пути, но и выпадают из поверженных противников.
Бонусов, дающих дополнительные возможности, четыре. Это "жертва Прадора" (гордола, который погибнет на ваших глазах), дающая возможность совершать "двойные" прыжки, "башмаки Элуриэли" (их вы найдёте сами), делающие доступными в некоторых случаях "прыжки по стенам" (точнее, отталкиваясь от них), "ножной браслет Гидеона" (чтобы его получить, придётся долго гоняться за хитрым волшебником, носящим это имя), наделяющий героиню способностью "скользить" по поверхности (чрезвычайно важное умение, ускоряющее перемещение и позволяющее гарантированно уворачиваться от трезубцев статуй в замке демонов, если комбинировать его с приседанием), и имеющий сферическую форму дар подводных гуманоидов (настроенных к нам исключительно благожелательно). Последняя вещь очень ценна, ибо позволяет сколь угодно долго находиться под водой: подобные отрезки в Eternal Daughter тоже имеют место, и до обретения этого артефакта Мия будет вынуждена проходить их или пытаясь удержаться над водой, или как можно скорее (ибо не дышать она может лишь ограниченное время, отображаемое в виде специальной шкалы). Впрочем, четверо из пяти богов тоже дадут нам полезные вещи (одна из них, например, значительно уменьшает получаемый героиней урон). Кроме того, девять раз за игру удастся взять магические свитки: с помощью любого из них (то есть остальные формально можно и не брать) девочка обучается третьему типу атаки - полёту на очень маленькой высоте (буквально в нескольких сантиметрах от поверхности) с одновременной стрельбой волшебными зарядами. Боезапас их не ограничен, да и мощность весьма приличная, но вот скорострельностью они не отличаются. Наконец, практически с самого начала прохождения вы будете замечать расположенные в буквальном смысле в стенах, уступах и прочих элементах рельефа плоды и коренья, взять которые никаким образом невозможно. И это действительно так, ибо предназначены они не для Мии! Примерно в середине игры после встречи с сумасшедшим торговцем Гедди девочка обзаведётся напарником - фамильяром Эландуру, представляющим собой забавного ушастого летающего колобка голубого цвета, умеющего плеваться огнём. Он всюду следует за героиней, по возможности помогает ей в боях (толку от него, правда, почти нет, но зато он бессмертен), а также кушает вышеупомянутую снедь - и постепенно растёт, проходя в своём развитии пять стадий. В ходе второй и третьей он просто увеличивается в размерах, а вот четвёртая превращает его в небольшого фиолетового крылатого дракончика. Как только это произошло, следует отыскать колдуна Эфенду и пройти предлагаемое им испытание в воде (если к этому моменту есть подарок акватоидов - то почти ничего сложного не будет, пусть после заплыва и предстоит схватка с самим магом в качестве босса), за успех в котором Эландуру получит "маску Гондола", увеличивающую его силу, а также позволяющую ему на некоторое время (отображается в виде шкалы вверху экрана) брать героиню в лапы и взлетать с нею на высоту, которой не достичь даже прыжками по стенам, - естественно, что без использования этой возможности пройти игру опять-таки не удастся.
Как некоторые, возможно, уже догадались, Eternal Daughter содержит в себе рудиментарный ролевой элемент, выражающийся в мнимой нелинейности прохождения (на практике выражающейся лишь в возможности в определённые моменты выбирать очерёдность посещения некоторых локаций), и в необходимости встречаться с NPC, вести с ними неинтерактивные беседы и выполнять их задания (причём необязательных среди последних, по-видимому, нет). Мы (помимо встреч, так или иначе затронутых выше) побываем в гостях у шулинов и их Старейшины, у гордолов (и поможем их лучшему воину стать королём), у акватоидов (от которых получим упоминавшийся уже подарок и которым пособим в свою очередь, вызволив из заточения их сородича Вриду), спасём остроухого и фиолетовокожего гуманоида Зарата, пленённого демонами-Наездниками, и воссоединим его с внучкой, полетаем на дружественном грифоне Фаусте (но увы - shoot 'em up'а не будет), повидаемся с пятью королями брауни, которые откажутся участвовать в спасении родного мира и сделают нам очень большую пакость, выступив затем в роли одного из боссов... При всём при этом определённая последовательность действий при прохождении всё равно предусмотрена, - и в целом ряде случаев придётся возвращаться куда-либо лишь для того, чтобы "доложить" кому-то о своём успешном разговоре с кем-нибудь другим; противники же, напомним, возрождаются при каждом нашем возвращении на экран, - так что многих из них остаётся банально избегать, если хотим выжить.
Графику Eternal Daughter можно описать одним-единственным словом: замечательно. "Недопустимое для 2002 года" разрешение экрана? Наверное, - но олдгеймеру от этого только лучше. "Полное 2D"? Правильно, таким и должен быть классический платформер. Зато чёткость прорисовки не уступит лучшим образцам "золотого века" с PC и других платформ, палитра на удивление "мягкая" и "тёплая" - никакого "сел-шейдинга", а визуальные эффекты и вовсе выше всяких похвал: героиня и её собеседники злятся, плачут, смеются, - и все эти действия анимированы; правда, "следы" от применения оружия (что Мией, что даже её противниками) довольно похожи друг на друга внешне (хотя есть и исключения, как то же ледяное дыхание котов), но зато фоны локаций положительно различны: будут и пустыня, и лес, и технократический город дунгага, и три типа пещер ("обычные", ледяные и "слизневые" - с биолюминесценцией!), и подводные глубины, и жутковатая цитадель демонов, и другие интересные места. И из всего этого - вкупе с чудесной и тоже многогранной музыкой, автору которой, кстати, на момент выхода данной вещи было всего 16 лет, - складывается главное достоинство Eternal Daughter, имя которому - атмосфера. Эту игру действительно хочется проходить - несмотря на сложность и порой излишнюю затянутость. Потому что "как раньше, по-старому". Если бы не описанная выше ситуация с Понго и не несколько странная (и скорее всё-таки трагичная) концовка - то ей можно было бы смело ставить высший балл.
- Главный герой:
Ребёнок
Женский персонаж - Перспектива:
Вид сбоку - Способ распространения:
Freeware - Страна или регион происхождения:
США - Элемент жанра:
Платформер - Язык:
English