Как известно, военные эксперты всех стран в конце 1980-х годов почти единодушно пришли к выводу: последнее десятилетие ХХ века и весь XXI век будут эпохой локальных конфликтов. Всеобщая Третья мировая война невозможна, так как в силу особенностей военно-политической обстановки она совершенна неэффективна и попросту не нужна ведущим мировым державам для достижения своих целей. Но - как следует из сюжета пошаговой стратегической игры Twilight: 2000 - все они жестоко ошибались. Третья мировая началась весной 1995 года, противниками в ней были, естественно, страны ОВД и НАТО. 9 июля 1997 года она переросла в ядерную войну (видимо, Генеральные штабы обеих сторон медленно соображали и два года считали ее пограничным инцидентом, который легко уладить, не прибегая к крайним мерам). После ядерной войны, как водится, начался всеобщий хаос, анархия, разруха и, соответственно, ядерная зима. Конечно, не все государственные структуры, воинские подразделения и другие различные группы людей пришли в смятение: некоторые из них начали бороться за восстановление порядка и воевать с многочисленными появившимися бандами, а также, выражаясь официальным языком, "организациями деструктивной направленности". Однако, в отличие от подавляющего большинства игр, действие которых происходит в разрушенном глобальной катастрофой мире, бороться и воевать нам придется не на территории США, а в Польше, которую, впрочем, в не меньшей степени затронули все вышеперечисленные ужасы.
Итак, Польша, первые месяцы после ядерной войны. Вашим главным противником будет барон Кзарный, в чьи планы входит не только захват Польши, поскольку... Однако пересказывать сюжет игры не стоит. Вам с небольшим отрядом своих бойцов, базирующимся в Кракове, придется вести ожесточенную войну с целой армией, которую сформировал Кзарный, и выполнять еще множество других задач, в частности - заботиться о мирных жителях, так как все они остались без какого бы то ни было снабжения и медицинской помощи на враждебной, мало пригодной для жизни территории. В игре нет отдельных сценариев, есть только кампания, в целом использующая основные принципы Х-СОМ: глобальная карта, действия на своей базе, выходы на задания и, наконец, тактические бои (хотя правильнее будет сказать, что в Х-СОМ те же основы, что и в Twilight: 2000, так как последняя появилась на три года раньше). На этом сходство заканчивается; вся суть игры совершенно другая. В Twilight: 2000 нет научного развития и сражений на стратегической карте, зато существует хорошо продуманная система общения и тщательного обдумывания и подготовки КАЖДОЙ операции. Ваш отряд разговаривает с окружающими не только на языке оружия, но и на обычном языке, точнее - языках, поскольку у каждого человека здесь есть такая естественная (и редко встречаемая в играх) особенность, как родная для него речь. И если в вашей группе (в каждой операции участвуют только четыре бойца из отряда) нет солдата, говорящего, к примеру, по-немецки, то вы ничего не узнаете от персонажа германской национальности и, как следствие, можете провалить задание.
Особого внимания заслуживает само начало кампании. Вы можете выбрать себе уже существующий отряд и сразу приступить к выполнению операций, а можете (и это гораздо интереснее, да и эффективнее тоже) сформировать свой. Формирование здесь - это не просто набор, а, можно сказать, весь жизненный путь каждого бойца, представленный как игра в игре. Каждый из них начинает этот путь в 17-летнем возрасте и может выбрать себе абсолютно любые профессию и род занятий, вплоть до преступника, развивая тем самым соответствующие способности и свои данные. Каждые четыре года - в масштабе этой игры в игре - показатели персонажа и его судьба за соответствующий период изменяются; эти изменения также предельно реалистичны: выпускник гражданского ВУЗа может работать по своей специальности или пойти служить в армию, к сорока годам люди несколько теряют свою физическую форму, однако приобретают большой опыт в той или иной сфере, и так далее. После нескольких таких этапов (их число определяется случайно) сообщается, что началась Третья мировая война, и персонаж в том состоянии, в котором он был в этот момент, зачисляется в ваш отряд. Сразу хочу сказать: при выборе инвентаря перед началом кампании навьючивайте своих солдат "до упора", так как каждый из них унесет штук по десять станковых пулеметов и еще центнера два разной мелочи; это сделано специально для доставки предметов на склад; в дальнейшем - в походах и боях - этого не будет, напротив, нагрузка солдат будет относительно небольшой. В любом случае, лишними оружие и снаряжение не будут.
В Twilight: 2000 есть и еще ряд игр, в частности - симулятор автомобиля (пешком, точнее - на лыжах, вы будете передвигаться только в начале кампании; вскоре у вас появятся легковая машина и грузовик, а затем и кое-что посерьезнее) и, так сказать, спортивное ориентирование: вы можете добираться до места назначения, отдавая приказы на стратегической карте, а можете непосредственно управлять машиной или солдатом (который представляет весь отряд вне боя), двигаясь в нужном направлении на карте тактической, - этот вариант интереснее. И, в любом случае, дорога к месту операции представляет собой не просто расход времени, а некую разновидность путешествия, в ходе которого ваши люди должны отдыхать, питаться (добывая пищу, например, охотой) и соблюдать всяческие меры предосторожности, чтобы не попасть в засаду.
Подготовка операции, как уже говорилось выше, - это очень важный этап, начиная от брифинга каждого задания и заканчивая снаряжением своего отряда. Надо тщательно обдумать, какие предметы вам понадобятся ОБЯЗАТЕЛЬНО, какие надо взять на всякий случай (чтобы потом не оказаться с пулеметами и снайперскими винтовками против танков противника) и на каком транспорте вы будете добираться. А предметов экипировки здесь море, из одних медицинских средств есть емкости с кровью, емкости с плазмой, седативные препараты, перевязочные материалы и так далее. Но пусть это вас не пугает - поскольку большинство предметов необходимы лишь в отдельных случаях, то постоянно вам понадобится лишь минимальный набор (оружие, бронежилеты и шлемы и тому подобное), а такое обилие снаряжения только поможет вам сделать нужный выбор. Также не стоит бояться и большого числа видов данных (более двух десятков) каждого солдата - в бою важны только его подготовка и владение оружием, а специфические параметры (к примеру, навык вождения гусеничных машин) будут востребованы достаточно редко и нужны не всем. В общем, здесь принцип тот же, что в Jagged Alliance: все бойцы умеют сражаться, и каждый из них владеет еще одним-двумя какими-либо дополнительными умениями. Ну и учитывая то, что в Twilight: 2000 есть такое понятие, как "языковой барьер", вам стоит иметь в отряде хотя бы по одному человеку, владеющему каждым из представленных в игре языков, что, впрочем, несложно, так как даже не самые лучшие полиглоты могут знать их здесь по четыре-пять штук, не считая своего родного.
О боевых действиях в игре, при всей их детальной проработке и захватывающей динамичности, можно сказать кратко: это классическая схема для стратегий такого типа. В игре просто и понятно всё, кроме одного - управления. Оно здесь довольно непривычное, но неудобным его назвать нельзя: освоившись, вы будете управлять отрядом очень быстро, так как проблема здесь в большом числе различных команд, которые сведены в несколько меню, и вам понадобится некоторое время, чтобы запомнить, где какие из них. В чисто техническом плане лучше всего в управлении использовать и мышь, а не одну клавиатуру. Бой проходит по обычной для таких игр схеме: двигаетесь всей группой (на карте выглядящей как один солдат) в режиме реального времени, при контакте с противником переходите в пошаговый (здесь уже каждый боец группы, как и противники, показывается отдельно) и отдаете приказы каждому подчиненному. Система нанесения повреждений продуманная и в целом реалистичная (например, с большого расстояния попасть в танк из гранатомета очень сложно, ранение в ноги скажется на подвижности, а ранение в грудную клетку смертельно опасно). Про искусственный интеллект можно сказать кратко: на уровне. Хитроумных тактических приемов от противников ждать не приходится, но и ослабить внимание, а уж тем более совершать ошибки они вам безнаказанно не дадут. Надо также отметить, что при гибели командира отряда вы автоматически терпите поражение. На тактической карте, да и вообще в игре всё выглядит очень красиво, графика для того времени отличная. Особенно живописно смотрятся солдаты Кзарного - в ушанках и майках; видимо, самозваный барон до ядерного удара был командиром какой-то воинской части, личный состав которой был спешно поднят по тревоге, да так и остался в неполном обмундировании.
Что можно сказать о Twilight: 2000 в заключение? Это отличная и очень интересная игра, которая, наряду с Laser Squad, в каком-то смысле была предшественницей серий Х-СОМ, Jagged Alliance и других, ставших классикой жанра. Но она, увы, не получила достаточной известности. Ознакомиться (причем основательно) с ней - хотя бы для полноты картины этого поджанра - следует всем увлекающимся тактическими стратегиями.
Итак, Польша, первые месяцы после ядерной войны. Вашим главным противником будет барон Кзарный, в чьи планы входит не только захват Польши, поскольку... Однако пересказывать сюжет игры не стоит. Вам с небольшим отрядом своих бойцов, базирующимся в Кракове, придется вести ожесточенную войну с целой армией, которую сформировал Кзарный, и выполнять еще множество других задач, в частности - заботиться о мирных жителях, так как все они остались без какого бы то ни было снабжения и медицинской помощи на враждебной, мало пригодной для жизни территории. В игре нет отдельных сценариев, есть только кампания, в целом использующая основные принципы Х-СОМ: глобальная карта, действия на своей базе, выходы на задания и, наконец, тактические бои (хотя правильнее будет сказать, что в Х-СОМ те же основы, что и в Twilight: 2000, так как последняя появилась на три года раньше). На этом сходство заканчивается; вся суть игры совершенно другая. В Twilight: 2000 нет научного развития и сражений на стратегической карте, зато существует хорошо продуманная система общения и тщательного обдумывания и подготовки КАЖДОЙ операции. Ваш отряд разговаривает с окружающими не только на языке оружия, но и на обычном языке, точнее - языках, поскольку у каждого человека здесь есть такая естественная (и редко встречаемая в играх) особенность, как родная для него речь. И если в вашей группе (в каждой операции участвуют только четыре бойца из отряда) нет солдата, говорящего, к примеру, по-немецки, то вы ничего не узнаете от персонажа германской национальности и, как следствие, можете провалить задание.
Особого внимания заслуживает само начало кампании. Вы можете выбрать себе уже существующий отряд и сразу приступить к выполнению операций, а можете (и это гораздо интереснее, да и эффективнее тоже) сформировать свой. Формирование здесь - это не просто набор, а, можно сказать, весь жизненный путь каждого бойца, представленный как игра в игре. Каждый из них начинает этот путь в 17-летнем возрасте и может выбрать себе абсолютно любые профессию и род занятий, вплоть до преступника, развивая тем самым соответствующие способности и свои данные. Каждые четыре года - в масштабе этой игры в игре - показатели персонажа и его судьба за соответствующий период изменяются; эти изменения также предельно реалистичны: выпускник гражданского ВУЗа может работать по своей специальности или пойти служить в армию, к сорока годам люди несколько теряют свою физическую форму, однако приобретают большой опыт в той или иной сфере, и так далее. После нескольких таких этапов (их число определяется случайно) сообщается, что началась Третья мировая война, и персонаж в том состоянии, в котором он был в этот момент, зачисляется в ваш отряд. Сразу хочу сказать: при выборе инвентаря перед началом кампании навьючивайте своих солдат "до упора", так как каждый из них унесет штук по десять станковых пулеметов и еще центнера два разной мелочи; это сделано специально для доставки предметов на склад; в дальнейшем - в походах и боях - этого не будет, напротив, нагрузка солдат будет относительно небольшой. В любом случае, лишними оружие и снаряжение не будут.
В Twilight: 2000 есть и еще ряд игр, в частности - симулятор автомобиля (пешком, точнее - на лыжах, вы будете передвигаться только в начале кампании; вскоре у вас появятся легковая машина и грузовик, а затем и кое-что посерьезнее) и, так сказать, спортивное ориентирование: вы можете добираться до места назначения, отдавая приказы на стратегической карте, а можете непосредственно управлять машиной или солдатом (который представляет весь отряд вне боя), двигаясь в нужном направлении на карте тактической, - этот вариант интереснее. И, в любом случае, дорога к месту операции представляет собой не просто расход времени, а некую разновидность путешествия, в ходе которого ваши люди должны отдыхать, питаться (добывая пищу, например, охотой) и соблюдать всяческие меры предосторожности, чтобы не попасть в засаду.
Подготовка операции, как уже говорилось выше, - это очень важный этап, начиная от брифинга каждого задания и заканчивая снаряжением своего отряда. Надо тщательно обдумать, какие предметы вам понадобятся ОБЯЗАТЕЛЬНО, какие надо взять на всякий случай (чтобы потом не оказаться с пулеметами и снайперскими винтовками против танков противника) и на каком транспорте вы будете добираться. А предметов экипировки здесь море, из одних медицинских средств есть емкости с кровью, емкости с плазмой, седативные препараты, перевязочные материалы и так далее. Но пусть это вас не пугает - поскольку большинство предметов необходимы лишь в отдельных случаях, то постоянно вам понадобится лишь минимальный набор (оружие, бронежилеты и шлемы и тому подобное), а такое обилие снаряжения только поможет вам сделать нужный выбор. Также не стоит бояться и большого числа видов данных (более двух десятков) каждого солдата - в бою важны только его подготовка и владение оружием, а специфические параметры (к примеру, навык вождения гусеничных машин) будут востребованы достаточно редко и нужны не всем. В общем, здесь принцип тот же, что в Jagged Alliance: все бойцы умеют сражаться, и каждый из них владеет еще одним-двумя какими-либо дополнительными умениями. Ну и учитывая то, что в Twilight: 2000 есть такое понятие, как "языковой барьер", вам стоит иметь в отряде хотя бы по одному человеку, владеющему каждым из представленных в игре языков, что, впрочем, несложно, так как даже не самые лучшие полиглоты могут знать их здесь по четыре-пять штук, не считая своего родного.
О боевых действиях в игре, при всей их детальной проработке и захватывающей динамичности, можно сказать кратко: это классическая схема для стратегий такого типа. В игре просто и понятно всё, кроме одного - управления. Оно здесь довольно непривычное, но неудобным его назвать нельзя: освоившись, вы будете управлять отрядом очень быстро, так как проблема здесь в большом числе различных команд, которые сведены в несколько меню, и вам понадобится некоторое время, чтобы запомнить, где какие из них. В чисто техническом плане лучше всего в управлении использовать и мышь, а не одну клавиатуру. Бой проходит по обычной для таких игр схеме: двигаетесь всей группой (на карте выглядящей как один солдат) в режиме реального времени, при контакте с противником переходите в пошаговый (здесь уже каждый боец группы, как и противники, показывается отдельно) и отдаете приказы каждому подчиненному. Система нанесения повреждений продуманная и в целом реалистичная (например, с большого расстояния попасть в танк из гранатомета очень сложно, ранение в ноги скажется на подвижности, а ранение в грудную клетку смертельно опасно). Про искусственный интеллект можно сказать кратко: на уровне. Хитроумных тактических приемов от противников ждать не приходится, но и ослабить внимание, а уж тем более совершать ошибки они вам безнаказанно не дадут. Надо также отметить, что при гибели командира отряда вы автоматически терпите поражение. На тактической карте, да и вообще в игре всё выглядит очень красиво, графика для того времени отличная. Особенно живописно смотрятся солдаты Кзарного - в ушанках и майках; видимо, самозваный барон до ядерного удара был командиром какой-то воинской части, личный состав которой был спешно поднят по тревоге, да так и остался в неполном обмундировании.
Что можно сказать о Twilight: 2000 в заключение? Это отличная и очень интересная игра, которая, наряду с Laser Squad, в каком-то смысле была предшественницей серий Х-СОМ, Jagged Alliance и других, ставших классикой жанра. Но она, увы, не получила достаточной известности. Ознакомиться (причем основательно) с ней - хотя бы для полноты картины этого поджанра - следует всем увлекающимся тактическими стратегиями.
- Перспектива:
Изометрия - Происхождение:
Настольные игры - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Постапокалипсис
Альтернативная история - Технические детали:
Roland MT-32 - Элемент жанра:
Пошаговая
Тактика - Язык:
English