Первая часть поучительных приключений девушки Генриетты, известной по «Henrietta’s Book of Spells» (а косвенно – и по «Spellbound!», повествующей о судьбе её двоюродного брата Хала), оказалась намного более редкой, чем оба упомянутых её продолжения. Что удивительно, ибо по увлекательности и динамичности игрового процесса она им ничуть не уступает, и в самом начале 1990-х немало юных шотландских и английских обладателей IBM PC, Atari ST и ZX Spectrum (а по слухам - ещё и Archimedes, а то даже и Amiga) совершали свои первые шаги в математике именно благодаря творению Тревора Туллоха.
«Hooray for Henrietta» предназначена для детей 6–12 лет, однако сама Генриетта явно намного старше целевой аудитории своей игры, – судя по тому, что знакомимся мы с ней в аккурат накануне её свадьбы с умником и очкариком по имени Безнадёжный Генри. Правда, как раз на начало всей истории вероятность этого радостного (видимо) события оказывается под большим вопросом: некий попугай Джон, руководствуясь самыми вредными намерениями, похищает костюм нашего друга – пиджак, шляпу, ботинки и брюки, – а заодно и самого жениха! Вызволять которого вкупе с предметами его гардероба теперь предстоит нашей смелой и находчивой героине: такой вот ранний триумф феминизма и завязка, достойная корейских платформеров или французских адвенчур.
Впрочем, заниматься здесь мы будем исключительно решением разнообразных математических уравнений. По доброй традиции проектов Scetlander вскоре после запуска к нашим услугам оказывается особое родительско-учительское меню с внушительным ассортиментом настроек – прежде всего в отношении сложности задачек. Основных уровней здесь восемь, и выбирать их должен сам игрок сообразно своему возрасту, – однако его старшие родственники или наставники могут установить каждому из них ещё и один из трёх подуровней («Low», «Medium» или «High»), а также и тип операций, к которому они могут относиться (сложение, вычитание, умножение и деление – или же всё вместе, ибо по умолчанию каждой такой группе заданий будет посвящён один из четырёх этапов игры).
Итак, отрегулировав или пропустив «родительские настройки», вызываемые на начальном экране нажатием клавиш Ctrl-T, ознакомившись с краткой предысторией и стоящей перед Генриеттой боевой задачей и выбрав уровень сложности в пределах от 1 до 8, мы попадаем собственно в игру. Основной экран как первого, так и трёх последующих уровней изображает собой: а) Генриетту, находящуюся слева; б) пленённого Генри, отнюдь не удручённого своей печальной судьбой, а, напротив, углубившегося в чтение книги где-то справа и ничего вокруг не замечающего; в) некоторое препятствие, преграждающее путь из точки А в точку Б; ну и г) того самого злобного попугая, грозящего окунуть нашего жениха в чан с холодным заварным кремом (!), – в случае если героиня не успеет преодолеть указанную траекторию до истечения срока, символизируемого ползунком таймера в правом нижнем углу (количество отводимого на прохождение уровня времени тоже можно регулировать в настройках в промежутке от 20 до 300 секунд). Помимо этого, в правом верхнем углу красуется изображение стоящего на кону (не считая здоровья Генри) предмета гардероба жениха; ну а слева внизу расположены знак операции, которой посвящён уровень, и счётчик набранных нами очков.
Собственно же задача - вместе с указателем её сложности (например, 3М – «третий средний») и коллекцией уже собранных на предыдущих локациях предметов одежды - приводится по центру внизу экрана. Представляет она собой простейшее уравнение вида «2+3=___» или «30 / __ = 5»; соответственно, нашей задачей является как можно скорее (ибо, напомним, таймер не дремлет) набрать на клавиатуре подходящее ситуации число, подтвердив своё действие нажатием клавиши «ввод». Ошибка – если не считать потраченного зря времени – никак не наказывается: после трёх неверных ответов подряд нам просто демонстрируется правильный, а текущая задачка сменяется новой. Для завершения уровня требуется решить восемь таких уравнений; если не успеть сделать это в срок, то Генри окажется покрытым толстым-толстым слоем крема, а игра закончится; при успешных же действиях мы станем свидетелями встречи влюблённых и их танца под бойкую мелодию, пополним наш счёт путём перевода в очки оставшихся секунд – и перейдём на следующий этап, на время избавив своего жениха от сладкой опасности и заполучив в свою коллекцию очередной предмет его праздничной одежды.
Надо сказать, что выглядят уровни вполне неплохо, – даже с учётом того, что исходная версия игры для IBM PC 1990 года выпуска может похвастаться одной только CGA-графикой. На первом этапе Генриетта взбирается на крышу некоего здания, с другой стороны которого свисает платформа с мирно читающим Генри (вокруг которого порхает полный недобрых мыслей попугай Джон); второй уровень представляет собой гонку на лодках по реке – состязаются героиня и её пернатый антагонист, а призом победителю выступает наш злосчастный жених. Третий этап сражения – бег с препятствиями по стадиону, причём на сей раз Генриетта участвует в спортивном мероприятии в одиночку, в то время как Джон пытается активировать хитроумный механизм сбрасывания на ничего не подозревающего Генри мешка с кремом. Наконец, четвёртый и заключительный уровень разворачивается на стройке: попугай орудует шар-бабой, стремясь разрушить площадку, на которой находится наш будущий супруг, в то время как невеста подбирается к нему с другой стороны. Во всех случаях правильное решение задачи на один шаг приближает Генриетту по направлению к Генри, в то время как по мере нашего промедления не только уменьшается ползунок времени, но и Джону удаётся постепенно продвинуться вперёд в реализации своих коварных планов.
В случае же успешного преодоления всех этапов мы вознаграждаемся экраном свадьбы – и занесением в таблицу рекордов (которую родители и учителя могут потом детально анализировать из своего особого меню, обращая внимание на то, какие именно задачи вызывали у юного пользователя наибольшее или наименьшее затруднение). Как ни странно, несмотря на всю простоту процесса, играть в «Hooray for Henrietta» оказывается очень даже интересно – причём не только детям (ибо на уровне сложности 8H быстро складывать и умножать в уме трёхзначные числа – упражнение, достойное и взрослых). Единственным серьёзным недостатком этого образовательного проекта Scetlander оказывается лишь предельная краткость: увы, четыре уровня, какими бы динамичными и увлекательными они ни были, всё равно проходятся за считанные минуты.
Любопытно, что, как и многие другие европейские образовательно-игровые серии, канувшие в пучину забвения уже в начале XXI века, - вроде французской «ADI» или английской «Fun School», - шотландская «Hooray for Henrietta» также удостоилась в своё время нескольких ремейков. Один из таких, датированный 1992 годом и отличающийся великолепной музыкой и даже какой-никакой озвучкой, а заодно и намного более детализированной 256-цветной картинкой, как раз и предлагается вашему вниманию на соседней вкладке этой странички – вместе с раритетной полной версией оригинального издания 1990 года (впрочем, не обошлось и без утрат: на обновлённом VGA-экране почему-то не нашлось места забавным репликам Генри, демонстрировавшимся в исходном варианте в самом низу, а также ещё кое-каким мелочам анимации). А ещё несколько лет спустя появилась и CD-инкарнация игры, представленная на нашем сайте под заголовком «Hooray for Maths».
«Hooray for Henrietta» предназначена для детей 6–12 лет, однако сама Генриетта явно намного старше целевой аудитории своей игры, – судя по тому, что знакомимся мы с ней в аккурат накануне её свадьбы с умником и очкариком по имени Безнадёжный Генри. Правда, как раз на начало всей истории вероятность этого радостного (видимо) события оказывается под большим вопросом: некий попугай Джон, руководствуясь самыми вредными намерениями, похищает костюм нашего друга – пиджак, шляпу, ботинки и брюки, – а заодно и самого жениха! Вызволять которого вкупе с предметами его гардероба теперь предстоит нашей смелой и находчивой героине: такой вот ранний триумф феминизма и завязка, достойная корейских платформеров или французских адвенчур.
Впрочем, заниматься здесь мы будем исключительно решением разнообразных математических уравнений. По доброй традиции проектов Scetlander вскоре после запуска к нашим услугам оказывается особое родительско-учительское меню с внушительным ассортиментом настроек – прежде всего в отношении сложности задачек. Основных уровней здесь восемь, и выбирать их должен сам игрок сообразно своему возрасту, – однако его старшие родственники или наставники могут установить каждому из них ещё и один из трёх подуровней («Low», «Medium» или «High»), а также и тип операций, к которому они могут относиться (сложение, вычитание, умножение и деление – или же всё вместе, ибо по умолчанию каждой такой группе заданий будет посвящён один из четырёх этапов игры).
Итак, отрегулировав или пропустив «родительские настройки», вызываемые на начальном экране нажатием клавиш Ctrl-T, ознакомившись с краткой предысторией и стоящей перед Генриеттой боевой задачей и выбрав уровень сложности в пределах от 1 до 8, мы попадаем собственно в игру. Основной экран как первого, так и трёх последующих уровней изображает собой: а) Генриетту, находящуюся слева; б) пленённого Генри, отнюдь не удручённого своей печальной судьбой, а, напротив, углубившегося в чтение книги где-то справа и ничего вокруг не замечающего; в) некоторое препятствие, преграждающее путь из точки А в точку Б; ну и г) того самого злобного попугая, грозящего окунуть нашего жениха в чан с холодным заварным кремом (!), – в случае если героиня не успеет преодолеть указанную траекторию до истечения срока, символизируемого ползунком таймера в правом нижнем углу (количество отводимого на прохождение уровня времени тоже можно регулировать в настройках в промежутке от 20 до 300 секунд). Помимо этого, в правом верхнем углу красуется изображение стоящего на кону (не считая здоровья Генри) предмета гардероба жениха; ну а слева внизу расположены знак операции, которой посвящён уровень, и счётчик набранных нами очков.
Собственно же задача - вместе с указателем её сложности (например, 3М – «третий средний») и коллекцией уже собранных на предыдущих локациях предметов одежды - приводится по центру внизу экрана. Представляет она собой простейшее уравнение вида «2+3=___» или «30 / __ = 5»; соответственно, нашей задачей является как можно скорее (ибо, напомним, таймер не дремлет) набрать на клавиатуре подходящее ситуации число, подтвердив своё действие нажатием клавиши «ввод». Ошибка – если не считать потраченного зря времени – никак не наказывается: после трёх неверных ответов подряд нам просто демонстрируется правильный, а текущая задачка сменяется новой. Для завершения уровня требуется решить восемь таких уравнений; если не успеть сделать это в срок, то Генри окажется покрытым толстым-толстым слоем крема, а игра закончится; при успешных же действиях мы станем свидетелями встречи влюблённых и их танца под бойкую мелодию, пополним наш счёт путём перевода в очки оставшихся секунд – и перейдём на следующий этап, на время избавив своего жениха от сладкой опасности и заполучив в свою коллекцию очередной предмет его праздничной одежды.
Надо сказать, что выглядят уровни вполне неплохо, – даже с учётом того, что исходная версия игры для IBM PC 1990 года выпуска может похвастаться одной только CGA-графикой. На первом этапе Генриетта взбирается на крышу некоего здания, с другой стороны которого свисает платформа с мирно читающим Генри (вокруг которого порхает полный недобрых мыслей попугай Джон); второй уровень представляет собой гонку на лодках по реке – состязаются героиня и её пернатый антагонист, а призом победителю выступает наш злосчастный жених. Третий этап сражения – бег с препятствиями по стадиону, причём на сей раз Генриетта участвует в спортивном мероприятии в одиночку, в то время как Джон пытается активировать хитроумный механизм сбрасывания на ничего не подозревающего Генри мешка с кремом. Наконец, четвёртый и заключительный уровень разворачивается на стройке: попугай орудует шар-бабой, стремясь разрушить площадку, на которой находится наш будущий супруг, в то время как невеста подбирается к нему с другой стороны. Во всех случаях правильное решение задачи на один шаг приближает Генриетту по направлению к Генри, в то время как по мере нашего промедления не только уменьшается ползунок времени, но и Джону удаётся постепенно продвинуться вперёд в реализации своих коварных планов.
В случае же успешного преодоления всех этапов мы вознаграждаемся экраном свадьбы – и занесением в таблицу рекордов (которую родители и учителя могут потом детально анализировать из своего особого меню, обращая внимание на то, какие именно задачи вызывали у юного пользователя наибольшее или наименьшее затруднение). Как ни странно, несмотря на всю простоту процесса, играть в «Hooray for Henrietta» оказывается очень даже интересно – причём не только детям (ибо на уровне сложности 8H быстро складывать и умножать в уме трёхзначные числа – упражнение, достойное и взрослых). Единственным серьёзным недостатком этого образовательного проекта Scetlander оказывается лишь предельная краткость: увы, четыре уровня, какими бы динамичными и увлекательными они ни были, всё равно проходятся за считанные минуты.
Любопытно, что, как и многие другие европейские образовательно-игровые серии, канувшие в пучину забвения уже в начале XXI века, - вроде французской «ADI» или английской «Fun School», - шотландская «Hooray for Henrietta» также удостоилась в своё время нескольких ремейков. Один из таких, датированный 1992 годом и отличающийся великолепной музыкой и даже какой-никакой озвучкой, а заодно и намного более детализированной 256-цветной картинкой, как раз и предлагается вашему вниманию на соседней вкладке этой странички – вместе с раритетной полной версией оригинального издания 1990 года (впрочем, не обошлось и без утрат: на обновлённом VGA-экране почему-то не нашлось места забавным репликам Генри, демонстрировавшимся в исходном варианте в самом низу, а также ещё кое-каким мелочам анимации). А ещё несколько лет спустя появилась и CD-инкарнация игры, представленная на нашем сайте под заголовком «Hooray for Maths».
- Аудитория:
Детская - Главный герой:
Женский персонаж - Особенность геймплея:
Образовательная
Ограничение по времени - Страна или регион происхождения:
Шотландия - Язык:
English