Damo

達摩
达摩
Damo
Жанр: RPG
Разработчик: Big Point Software
Издатель: Soft-World International
Год выхода: 1999
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 1
  • 0
  • 21
Невероятно насыщенная и одновременно весьма раритетная тайваньская RPG, посвящённая жизни одного реального исторического персонажа, жившего в V-VI веках н. э. и внёсшего огромный вклад в развитие китайской культуры, философии и религии. Да, речь пойдёт о странствованиях Бодхидхармы (санскрит: बोधिधर्म , японский: 達磨 [daruma]), он же известен в Китае по имени Дамо – 達摩; собственно, как и называется эта игра…

Бодхидхарма (440–528 или 536 г. г. н. э.) - основатель дзэн-буддизма и учения дзэн (禪). Родился в Южной Индии. Предание гласит, что около 475 г. н. э., в эпоху династии Вэй, Бодхидхарма прибыл морским путём в Китай, где, странствуя, начал проповедовать своё учение. Затем он поселился в монастыре Шаолинь, где основал первую школу дзэн-буддизма. Дамо внёс большой вклад в развитие монастыря Шаолинь, передав монахам комплекс упражнений, позже названный цигун Дамо Ицзиньцзин, или цигун Бодхидхармы. За его немного нестандартную для Китая внешность он получил прозвище «бородатый варвар». На китайский лад имя Бодхидхарма фонетически записывается как 菩提達摩 [bo-ti-da-mo], но впоследствии стали использоваться только два последних иероглифа: отсюда и произошло его новое китайское имя – Дамо.

Игра начинается на морском побережье, где в водах прибоя жители деревушки Шицзя (石家村) обнаружили бездыханное тело Бодхидхармы. Видимо, это подтверждает основную версию о том, что он действительно как-то прибыл в Китай именно «морским путём». Местные жители подумали, что он «того», и решили даже у него основательно «пошариться», но всё же разум взял верх, и они не стали заниматься столь неблагочестивым делом… взяв лишь совсем немножко. И вот, очнувшись, вы оказались в роли самого Бодхидхармы, – игра началась…

В руке у вас тяжёлый посох, – это «визитная карточка» нашего героя (даже курсор сделан в форме этой увесистой палки); в карманах осталось всего 50 лян. С каждым жителем можно разговаривать. Вам поведают про ужасы, творящиеся в округе: колдуны распространяют проказу. Оказалось, что одна маленькая девочка в деревне уже заразилась этой болезнью. Вам нужно найти её в доме на северной окраине. Она даст вам целебный чай, но пока исцелить её вы не сможете. Здесь и начинается насыщенная и запутанная последовательность действий, типичная для любой уважающей себя «адвенчуры». В первом уровне игры нужно найти лекаря Сяобао (小寶) и открыть проход в долину пчёл и бабочек (蜂蝶谷), поскольку мёд помогает от проказы, - но для этого придётся сходить в соседний городок Янчэн (羊城). Там можно получить крупную сумму денег от одного богатого господина, дом которого находится за углом от оружейной лавки. После этого включатся скрипты (игра иногда берёт управление в свои руки) - и вам покажут, как вы спасёте ту самую бедную девочку, больную проказой и уже подготовленную для сожжения на костре на площади. Видимо, тогда и в Поднебесной уже имели место некоторые европейские «ценности»…

Перемещение происходит в реальном времени. В любые дома можно заходить, разговаривать с жильцами и невозбранно шариться в сундучках. Там, бывает, лежат ценные предметы или снадобья. В «специализированных» магазинах (лавках) можно купить или продать что-либо. RPG-модель выполнена просто на отлично. Она чётко делится на четыре раздела: статус (狀態), предметы (物品), доспехи (裝備) и магия (法術). В разделе «Статус» отображены следующие RPG-параметры: здоровье (生命), магическая сила (法力), физическая сила (功力), сила обороны (防禦), мужество (男氣), качества Будды (佛性), опыт (經驗) и запас наличных (銀兩). В разделе «Доспехи» пиктограммками «шлем», «посох», «туловище», «рука», «нога» отражены оружие и части тела, которые усиливаются добытыми предметами, - нужно только переместить последний в соответствующий пункт означенного раздела. В отряд можно набирать других персонажей, встреченных по ходу игры. Ещё в Damo невероятно богата система магии. И здесь, похоже, нужно быть специалистом как в китайской культуре, так и в философии дзэн-буддизма, чтобы умело пользоваться всеми заклинаниями. Всего магических элементов 18, и названы многие из них идиомами-поговорками, составленными строго из четырёх иероглифов, что в Китае называется «чэнъюй». Ну, разве это не прелесть: 神出鬼沒 [shén chū guǐ mò] – «появляться, как дух и исчезать, как призрак»; 點石成金 [diǎn shí chéng jīn] – «прикосновением превращать камень в золото»; 騰雲駕霧 [téng yún jià wù] – «возноситься на облаках и ездить на туманах»; 撒豆成兵 [sā dòu chéng bīng] – «бросая бобы, образовать войско»; и многие другие…

Боевой режим здесь пошаговый. Враги появляются неожиданно, чаще всего за городом. Контингент полностью предсказуемый, и если предельно политкорректно их называть, то это будет что-то наподобие «романтиков с большой дороги». Все они яркие личности: разные и неповторимые, с тем или иным вооружением, включающим огромные тесаки, палки, дубины и пр. Сразу стоит предупредить – сбежать не получится, как во многих других азиатских RPG-шках. Основательно закупитесь в городе оружием и доспехами, найдите побольше снадобий, - и только тогда можно чувствовать себя уверенно в безлюдных местах. В бою есть индикация только двух параметров: здоровья и запаса магии. Да, и почаще сохраняйтесь: это тут возможно в любом месте игры. Для управления в бою и при перемещении на карте используется только «мышь».

Графика бесподобно хороша. В разрешении 640х480 проработан каждый пиксель. Все цвета очень яркие, насыщенные. Чувствуется многоплановость объектов, хотя это простая изометрия. Над картой постоянно проносятся полупрозрачные белые облака. В боевом режиме магические приёмы порождают яркие графические эффекты, что было характерно больше для игр первой половины «нулевых», чем для конца 1990-х годов. Музыкальные темы есть и спокойные, и динамичные, - но все они с национальным китайским колоритом. Указатель «куда идти» на карте выполнен в виде вращающейся свастики (по часовой стрелке!). Нет, не пугайтесь, с Третьим Рейхом тут ничего не связано: просто в буддизме это один из важных религиозных символов.

Игра – шедевр: немедленно в нашу «золотую» коллекцию! Высший балл по всем пунктам. Китайского языка в диалогах очень много, но и не только иероглифы будут серьёзным препятствием для её освоения. Тут понадобится глубокое знание китайской философии дзэн и основ буддизма. Но оно того стоит, и кто знает - может, после прохождения сего игрового продукта у «нашего брата» наступит наконец-то долгожданное просветление (хотя бы частичное)? Геймплей, в принципе, интуитивно понятен, даже если не вникать в диалоги: любое ключевое событие всегда отобразится на экране. Вот что здорово у китайцев, так это то, что они любое событие в хронологии своей страны, любую выдающуюся личность всегда умудряются «засунуть» в хорошо выполненную компьютерную игру, коих они уже наплодили сотни, – историю всегда нужно знать «на отлично»! Видимо, поэтому их культура и насчитывает уже 4 тысячи лет. Ну а мы будем всегда стараться для вас, чтобы сохранить шедевры великой истории Олдгейма! Приятной всем игры…
Автор обзора: WERTA
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.