Одна из лучших (по мнению различных авторитетных изданий) shareware-игр в истории, созданная знаменитым в определённых кругах Ричардом Карром и рецензировавшаяся в том числе в "больших" журналах по компьютерным играм, - такого вещи, распространявшиеся подобным образом, удостаивались нечасто.
Как легко догадаться из названия, она представляет собой компьютерное воплощение - причём довольно достоверное - популярной на Западе детско-юношеской командной игры на открытом воздухе под названием "Захват флага". Перед стартом можно выставить некоторые настройки: в частности, выбрать сторону "красных" или "синих" (оппонентом может выступать как искусственный интеллект, так и живой человек за тем же компьютером) - и одну из целого ряда предлагаемых местностей, где будет разворачиваться состязание. Поле разделено на две половины; каждая из команд видит исключительно свою, тогда как противоположная по умолчанию скрыта и становится видимой по мере продвижения по ней соперников. Конечная цель очевидна - обнаружить и захватить чужой флаг. Интерфейс умещается в правой части экрана: в самом её верху отображается глобальная карта (точнее, известная нам на данный момент её часть) с точками, обозначающими игроков, ниже - перечень всех наших подопечных и несколько вспомогательных опций в виде клавиш.
Игровой процесс пошаговый. В обеих командах по 13 участников, внешне абсолютно одинаковых (все они выглядят как мальчики в спортивных свитерах синего либо красного цвета). Однако на самом деле каждый из них имеет определённые значения четырёх показателей: "A" ("agility") - умение драться; "M" ("movement points") - запас очков движения; "S" ("stealth") - способность прятаться; "V" ("vision") - зоркость; среди персонажей встречаются как "универсалы", так и "убогие" (у последних все четыре параметра весьма малы). Если выделить на интерфейсной панели какую-либо пиктограммку с портретом одного из членов команды, то между блоком с ними и глобальной картой появятся его вышеперечисленные характеристики (в виде условных шкал), под ними - четыре иконки с различными положениями человеческого тела, обозначающие приказы, которые ему можно отдать (идти, ползти, остановиться, бежать), а правее - квадратик и восемь цифр вокруг него: это очки движения, которые придётся затратить в случае совершения одного шага из данной точки в каком-либо из восьми направлений; при этом после такого щелчка также автоматически произойдёт переход к области карты, в которой находится данный участник. Следует отметить, что количество очков движения, как уже было косвенно замечено ранее, различно для конкретных участников (у одного оно составляет 10, тогда как у другого - целых 30), но постоянно: никаким образом не может быть восполнено во время текущего хода, но автоматически поднимается до присущего данному игроку максимума при начале следующего, при этом если ранее персонажем были потрачены не все очки, то "остаток" просто теряется.
Для того чтобы переместить игрока куда-либо, необходимо просто щёлкнуть по его портрету (благодаря чему мы сразу же окажемся над его фигуркой на местности), а затем по точке карты, определённой в качестве пункта назначения, - зажав при этом левую кнопку мыши, если вы уверены в своём выборе (при отсутствии этого он сдвинется лишь на шаг). Игрока в любой момент можно остановить (отпустив клавишу во время его движения или щёлкнув на соответствующей иконке, когда он выделен), - в ряде случаев подобное требуется, поскольку он двигается до финальной точки маршрута по траектории, определённой компьютером: нередко она действительно оптимальная, но всё же далеко не всегда, так что может возникнуть необходимость в самостоятельном скрупулёзном планировании его пути. Связано это с тем, что разные формы ландшафта влияют как на скорость перемещения, так и, что куда важнее, на затрачиваемые для него очки движения: если каждый шаг по, например, траве или асфальтированной дороге осуществляется быстро и требует всего одного балла, то такое же расстояние при пересечении, с позволения сказать, "дерева напрямую" отнимает уже два, а густого леса или воды - целых три, да и быстрота бега (не говоря уже об "альтернативах") заметно уменьшается.
Чем медленнее игрок движется, тем сложнее его заметить, особенно соперникам с небольшим показателем зоркости. Если в поле зрения оказался участник противоположной команды, находящийся - это важно - на вашей половине поля, то, выбрав своего игрока, способного до него добраться, отдав ему приказ бежать (сработают, впрочем, и ходьба с ползанием) и щёлкнув по фигурке оппонента, можно спровоцировать их драку: последняя показывается в виде забавной (и совершенно бескровной) мультяшной анимации "клубов пыли". Итог схватки зависит в основном от умения обоих драться, хотя некоторый элемент удачи тоже присутствует (на всякий случай уточним, что в случае столкновения с оппонентом на его половине поля сделать с ним ничего нельзя, - а вот он при своём ходе будет представлять для нас опасность, так что рядом с ним оставлять своего персонажа ни в коем случае не стоит). Если нам удалось победить, то противник оказывается пленён на один или два хода (то есть отдавать ему приказы двигаться на протяжении этого периода будет нельзя); если же победил он - то с нашим участником ничего не случается: тот просто остаётся стоять около него, а нам разрешается попробовать пленить "интервента" силами другого подопечного; замечено, что одолеть более двух неприятелей подряд проблематично (хотя вообще возможно) даже для подготовленного бойца (то есть любой третий посланный с довольно большой вероятностью захватит в плен кого угодно, уже выигравшего в рамках данного хода две драки). Вряд ли стоит уточнять, что все те же действия способен проделывать и наш оппонент, когда наши подопечные оказываются на его территории. В настройках перед стартом допускается также активировать по умолчанию отсутствующие тюрьмы, куда в случае их наличия помещаются захваченные игроки (их можно вызволять оттуда посредством других участников, однако если этого не делать, то они остаются там до конца партии). Знаками вопроса на поле обозначаются места, где нами в последний раз были замечены члены команды соперника, потерянные затем из поля видимости; при приближении вашего игрока к таким объектам они либо превратятся в человечков (если оппоненты ещё там), либо исчезнут (если они переместились), причём данное действие произойдёт тем раньше, чем выше показатель зоркости у управляемого вами сейчас участника. За деревьями есть некоторый шанс спрятаться.
Ещё один важный момент касается расстановки команды на поле: желательно в самом начале проверить, что возле флага находятся наиболее подготовленные как минимум в плане силы и зоркости её члены. Чаще всего компьютер сразу помещает их в данную область, - но если вдруг этого не произошло, то "защитников" нужно как можно скорее переместить туда и впоследствии следить за тем, чтобы они не уходили от ключевой точки слишком далеко (ибо захват флага приводит к моментальному завершению игры). Делать это удобно путём обращения к глобальной карте, дабы понять, кто где находится, - прокрутка экрана здесь, увы, отсутствует в принципе. Решение о завершении хода принимает игрок, - для этого нужно щёлкнуть по соответствующей кнопке в нижней части интерфейсной панели либо нажать "E", - то есть перемещать абсолютно всех членов своей команды, до последнего тратить их очки движения или умещать свои действия в какой-то конкретный срок вовсе не обязательно. Во время хода соперника дозволяется понаблюдать за всеми его действиями либо же отказаться от этого; при выборе первого вам придётся "зажимать" появляющуюся надпись "Play", чтобы видеть все шаги каждого из его игроков (стоит её отпустить, как двигающийся в данный момент человечек остановится). Это несколько раздражает - как и, скажем, надоедливое сообщение, появляющееся каждый раз, когда вы отдаёте приказ о перемещении участнику, у которого остался всего один балл для этого дела.
Очевидно, что ждать от shareware-игры роскошной графики не стоит, - но следует отметить, что в своей "нише" Capture the Flag однозначно лидирует даже по этому показателю: картинка в целом простенькая и, не считая трёх типов движений человечков и упоминавшейся пыли от драк, толком не предлагает анимационных эффектов, - однако исполнена она очень достойно, что проявляется в первую очередь в аккуратном изображении различных типов и элементов ландшафта (например, тех же деревьев). Вердикт же, по сути, был вынесен ещё в самом начале: это, несмотря на пошаговость и - подчас - некоторую затянутость, на удивление динамичная и увлекательная игра, требующая как тактического, так и определённого стратегического мышления и более чем заслужившая свою высокую репутацию.
P.S. На сайте представлена зарегистрированная версия игры.
Как легко догадаться из названия, она представляет собой компьютерное воплощение - причём довольно достоверное - популярной на Западе детско-юношеской командной игры на открытом воздухе под названием "Захват флага". Перед стартом можно выставить некоторые настройки: в частности, выбрать сторону "красных" или "синих" (оппонентом может выступать как искусственный интеллект, так и живой человек за тем же компьютером) - и одну из целого ряда предлагаемых местностей, где будет разворачиваться состязание. Поле разделено на две половины; каждая из команд видит исключительно свою, тогда как противоположная по умолчанию скрыта и становится видимой по мере продвижения по ней соперников. Конечная цель очевидна - обнаружить и захватить чужой флаг. Интерфейс умещается в правой части экрана: в самом её верху отображается глобальная карта (точнее, известная нам на данный момент её часть) с точками, обозначающими игроков, ниже - перечень всех наших подопечных и несколько вспомогательных опций в виде клавиш.
Игровой процесс пошаговый. В обеих командах по 13 участников, внешне абсолютно одинаковых (все они выглядят как мальчики в спортивных свитерах синего либо красного цвета). Однако на самом деле каждый из них имеет определённые значения четырёх показателей: "A" ("agility") - умение драться; "M" ("movement points") - запас очков движения; "S" ("stealth") - способность прятаться; "V" ("vision") - зоркость; среди персонажей встречаются как "универсалы", так и "убогие" (у последних все четыре параметра весьма малы). Если выделить на интерфейсной панели какую-либо пиктограммку с портретом одного из членов команды, то между блоком с ними и глобальной картой появятся его вышеперечисленные характеристики (в виде условных шкал), под ними - четыре иконки с различными положениями человеческого тела, обозначающие приказы, которые ему можно отдать (идти, ползти, остановиться, бежать), а правее - квадратик и восемь цифр вокруг него: это очки движения, которые придётся затратить в случае совершения одного шага из данной точки в каком-либо из восьми направлений; при этом после такого щелчка также автоматически произойдёт переход к области карты, в которой находится данный участник. Следует отметить, что количество очков движения, как уже было косвенно замечено ранее, различно для конкретных участников (у одного оно составляет 10, тогда как у другого - целых 30), но постоянно: никаким образом не может быть восполнено во время текущего хода, но автоматически поднимается до присущего данному игроку максимума при начале следующего, при этом если ранее персонажем были потрачены не все очки, то "остаток" просто теряется.
Для того чтобы переместить игрока куда-либо, необходимо просто щёлкнуть по его портрету (благодаря чему мы сразу же окажемся над его фигуркой на местности), а затем по точке карты, определённой в качестве пункта назначения, - зажав при этом левую кнопку мыши, если вы уверены в своём выборе (при отсутствии этого он сдвинется лишь на шаг). Игрока в любой момент можно остановить (отпустив клавишу во время его движения или щёлкнув на соответствующей иконке, когда он выделен), - в ряде случаев подобное требуется, поскольку он двигается до финальной точки маршрута по траектории, определённой компьютером: нередко она действительно оптимальная, но всё же далеко не всегда, так что может возникнуть необходимость в самостоятельном скрупулёзном планировании его пути. Связано это с тем, что разные формы ландшафта влияют как на скорость перемещения, так и, что куда важнее, на затрачиваемые для него очки движения: если каждый шаг по, например, траве или асфальтированной дороге осуществляется быстро и требует всего одного балла, то такое же расстояние при пересечении, с позволения сказать, "дерева напрямую" отнимает уже два, а густого леса или воды - целых три, да и быстрота бега (не говоря уже об "альтернативах") заметно уменьшается.
Чем медленнее игрок движется, тем сложнее его заметить, особенно соперникам с небольшим показателем зоркости. Если в поле зрения оказался участник противоположной команды, находящийся - это важно - на вашей половине поля, то, выбрав своего игрока, способного до него добраться, отдав ему приказ бежать (сработают, впрочем, и ходьба с ползанием) и щёлкнув по фигурке оппонента, можно спровоцировать их драку: последняя показывается в виде забавной (и совершенно бескровной) мультяшной анимации "клубов пыли". Итог схватки зависит в основном от умения обоих драться, хотя некоторый элемент удачи тоже присутствует (на всякий случай уточним, что в случае столкновения с оппонентом на его половине поля сделать с ним ничего нельзя, - а вот он при своём ходе будет представлять для нас опасность, так что рядом с ним оставлять своего персонажа ни в коем случае не стоит). Если нам удалось победить, то противник оказывается пленён на один или два хода (то есть отдавать ему приказы двигаться на протяжении этого периода будет нельзя); если же победил он - то с нашим участником ничего не случается: тот просто остаётся стоять около него, а нам разрешается попробовать пленить "интервента" силами другого подопечного; замечено, что одолеть более двух неприятелей подряд проблематично (хотя вообще возможно) даже для подготовленного бойца (то есть любой третий посланный с довольно большой вероятностью захватит в плен кого угодно, уже выигравшего в рамках данного хода две драки). Вряд ли стоит уточнять, что все те же действия способен проделывать и наш оппонент, когда наши подопечные оказываются на его территории. В настройках перед стартом допускается также активировать по умолчанию отсутствующие тюрьмы, куда в случае их наличия помещаются захваченные игроки (их можно вызволять оттуда посредством других участников, однако если этого не делать, то они остаются там до конца партии). Знаками вопроса на поле обозначаются места, где нами в последний раз были замечены члены команды соперника, потерянные затем из поля видимости; при приближении вашего игрока к таким объектам они либо превратятся в человечков (если оппоненты ещё там), либо исчезнут (если они переместились), причём данное действие произойдёт тем раньше, чем выше показатель зоркости у управляемого вами сейчас участника. За деревьями есть некоторый шанс спрятаться.
Ещё один важный момент касается расстановки команды на поле: желательно в самом начале проверить, что возле флага находятся наиболее подготовленные как минимум в плане силы и зоркости её члены. Чаще всего компьютер сразу помещает их в данную область, - но если вдруг этого не произошло, то "защитников" нужно как можно скорее переместить туда и впоследствии следить за тем, чтобы они не уходили от ключевой точки слишком далеко (ибо захват флага приводит к моментальному завершению игры). Делать это удобно путём обращения к глобальной карте, дабы понять, кто где находится, - прокрутка экрана здесь, увы, отсутствует в принципе. Решение о завершении хода принимает игрок, - для этого нужно щёлкнуть по соответствующей кнопке в нижней части интерфейсной панели либо нажать "E", - то есть перемещать абсолютно всех членов своей команды, до последнего тратить их очки движения или умещать свои действия в какой-то конкретный срок вовсе не обязательно. Во время хода соперника дозволяется понаблюдать за всеми его действиями либо же отказаться от этого; при выборе первого вам придётся "зажимать" появляющуюся надпись "Play", чтобы видеть все шаги каждого из его игроков (стоит её отпустить, как двигающийся в данный момент человечек остановится). Это несколько раздражает - как и, скажем, надоедливое сообщение, появляющееся каждый раз, когда вы отдаёте приказ о перемещении участнику, у которого остался всего один балл для этого дела.
Очевидно, что ждать от shareware-игры роскошной графики не стоит, - но следует отметить, что в своей "нише" Capture the Flag однозначно лидирует даже по этому показателю: картинка в целом простенькая и, не считая трёх типов движений человечков и упоминавшейся пыли от драк, толком не предлагает анимационных эффектов, - однако исполнена она очень достойно, что проявляется в первую очередь в аккуратном изображении различных типов и элементов ландшафта (например, тех же деревьев). Вердикт же, по сути, был вынесен ещё в самом начале: это, несмотря на пошаговость и - подчас - некоторую затянутость, на удивление динамичная и увлекательная игра, требующая как тактического, так и определённого стратегического мышления и более чем заслужившая свою высокую репутацию.
P.S. На сайте представлена зарегистрированная версия игры.
- Многопользовательская игра:
Друг против друга
Поочерёдная игра за одним компьютером - Перспектива:
Вид сверху - Способ распространения:
Shareware - Элемент жанра:
Пошаговая - Язык:
English