"Čtyřlístek" (в переводе на русский язык - "четырёхлистный клевер") - это, пожалуй, самый известный из чехословацких, а затем чешских "сериалов в картинках". Его создателем является известный у себя на родине художник и писатель Ярослав Немечек, а первые выпуски произведения увидели свет в 1969 году в рамках одноимённого детского журнала; вскоре они стали печататься на страницах и других изданий, - впоследствии же появился и отдельный комикс, который по состоянию на 2019 год не просто выходит, а продолжает пользоваться среди чешских детей огромной популярностью.
Главными героями "Čtyřlístek'а" является одноимённая команда из четырёх непоседливых антропоморфных зверят: поросёнка Бобика (да, вот так), собачки Фифинки, зайца Пинди и кота Мышпулина; проживают они все (а также различные второстепенные персонажи) в вымышленной деревне Тршескопрски на территории северной Чехии. Истории комикса напрямую обычно не очень (или даже вообще не) связаны друг с другом, но неизменно посвящены каким-либо, скажем так, "приключениям" - без "глубины" и, разумеется, без каких бы то ни было "острых" моментов, поскольку целевой аудиторией являются читатели дошкольного и младшего школьного возраста. В 2000-е годы по мотивам отдельных сюжетов первоисточника было создано несколько компьютерных игр, прилагавшихся к детскому журналу "CD-Romek" (а по сути - бывших "электронной частью" соответствующих номеров) и представлявших собой сборники головоломок и аркад, всегда включавшие и миниатюрный трёхмерный квест, ориентированный на самую юную аудиторию. Čtyřlístek a strašidelný hrad же является самой первой (ещё полностью двумерной) "игроизацией" данного комикса, увидевшей свет в 2002 году, выпущенной не самым большим тиражом и вскоре после своего рождения, увы, бесследно исчезнувшей. Да, эту вещь на протяжении многих лет безуспешно разыскивали, и вплоть до июля 2019 года она была фактически не доступна хоть сколько-нибудь широкой аудитории. Но теперь, к счастью, всё это в прошлом.
В главном меню представлены фигурки четырёх членов команды "Čtyřlístek'а"; щелчок на каждом из них приводит к запуску того или иного "режима", представляющего собой какое-нибудь интересное для детей занятие: так, в случае выбора Бобика запускается простейшая мнемоническая игра, где требуется попарно переворачивать карты, лежащие "рубашками" вверх, дабы отыскать под ними одинаковые картинки; Пиндя предлагает сложить целое изображение из разрозненных фрагментов неправильной формы (то есть здесь нас ждёт аналог "jigsaw puzzle"); вместе с Фифинкой можно раскрашивать рисунки. Ну а Мышпулин, разумеется, прячет самое интересное - то самое приключение, о котором косвенно говорилось выше. Каждая из глав истории предваряется чтением вслух текста размером с книжный разворот, поясняющего сюжет, - при этом каждая произносимая диктором строчка подсвечивается. Следует отметить, что, во-первых, здесь - в отличие от огромного множества западных детских игр - вся речь персонажей (даже в меню) всегда дублируется субтитрами, во-вторых - озвучка выполнена профессиональными и, согласно некоторым источникам, даже очень известными в Чехии актёрами, произносящими реплики своих героев не только с нужной интонацией и эмоциями, но и очень чётко. С учётом относительно простого характера текстов, некоторой схожести чешского языка с восточнославянскими и длительным присутствием субтитров на экране языковой барьер, скорее всего, почти не будет ощущаться даже теми, кто вообще не знаком с языком Гашека.
Сюжет истории заключается в следующем: скучая на летних каникулах, зверята неожиданно получают письмо от Буквика, дяди поросёнка Бобика и по совместительству "куратора" находящегося рядом с их деревушкой Окршинского замка. Почтенный боров собирается в отпуск и просит племянника и его друзей приглядеть за вверенным ему зданием на время своего отсутствия; естественно, команда, пусть и с некоторой опаской, решается туда отправиться. Скажем сразу: монстрики будут, но никаких даже малейших ужасов не предвидится: всё исключительно по-доброму, но при этом без излишней слащавости, а скорее ближе к восточноевропейским социалистическим литературным сказкам (коими оригинальные истории про "Čtyřlístek", собственно говоря, изначально в какой-то степени и были). Каждый экран представляет собой условную "головоломку", которую нужно решить, дабы перейти к следующему этапу; чаще всего она не выражена в явном виде, а подсказки даются участниками действия "обтекаемо", а то и вовсе по факту отсутствуют.
Всё управление осуществляется курсором мыши и нажатием посредством него на различные "активные точки" (некоторые из таковых становятся доступными лишь после предварительного задействования каких-то других); перемещать персонажей и даже отдавать им какие-либо непосредственные "приказы" невозможно, никакого сбора предметов тоже нет; вместе с тем, судя по всему, чёткий порядок действий чаще всего отсутствует, поэтому пройти игру в теории реально просто "охотой на точки" и машинальным кликаньем на всём, что найдём. В правом верхнем углу экрана отображается некий похожий на градусник объект, краснеющий по мере тех или иных наших успехов, - эта своеобразная "шкала" отражает достигнутый к данному моменту прогресс в решении текущей загадки. Опытным путём установлено, что её заполнение целиком для перехода к следующей локации не всегда обязательно: например, первую задачку (связанную с нахождением письма и его доставкой в лапы конкретного персонажа) допустимо решить после выполнения менее чем 85% предполагаемых действий, тогда как вторая при определённом раскладе завершается и вовсе после 60 (правда, от этого пострадает финальный счёт, ибо за каждый экран нам начисляются своего рода баллы, как раз и выражаемые в процентах). Необходимо отметить, что логика составляющих игру головоломок не всегда однозначна, а некоторые из них так и вовсе нельзя назвать совсем уж лёгкими даже в принципе, а не только для детей.
Графически Čtyřlístek a strašidelný hrad выглядит совершенно изумительно: двумерная графика, мягкая палитра и визуальный стиль восточноевропейской книжной иллюстрации второй половины XX века создают исключительно благоприятное впечатление - вкупе со звуковой составляющей, уже отмеченной выше, и общей удивительно доброй атмосферой, царящей на протяжении всего её прохождения: даже при выходе из программы каждый из героев с вами тепло попрощается и выразит надежду на скорую встречу. Вердикт - отличная детская игра, к тому же представляющая собой огромную историческую и коллекционную ценность.
Главными героями "Čtyřlístek'а" является одноимённая команда из четырёх непоседливых антропоморфных зверят: поросёнка Бобика (да, вот так), собачки Фифинки, зайца Пинди и кота Мышпулина; проживают они все (а также различные второстепенные персонажи) в вымышленной деревне Тршескопрски на территории северной Чехии. Истории комикса напрямую обычно не очень (или даже вообще не) связаны друг с другом, но неизменно посвящены каким-либо, скажем так, "приключениям" - без "глубины" и, разумеется, без каких бы то ни было "острых" моментов, поскольку целевой аудиторией являются читатели дошкольного и младшего школьного возраста. В 2000-е годы по мотивам отдельных сюжетов первоисточника было создано несколько компьютерных игр, прилагавшихся к детскому журналу "CD-Romek" (а по сути - бывших "электронной частью" соответствующих номеров) и представлявших собой сборники головоломок и аркад, всегда включавшие и миниатюрный трёхмерный квест, ориентированный на самую юную аудиторию. Čtyřlístek a strašidelný hrad же является самой первой (ещё полностью двумерной) "игроизацией" данного комикса, увидевшей свет в 2002 году, выпущенной не самым большим тиражом и вскоре после своего рождения, увы, бесследно исчезнувшей. Да, эту вещь на протяжении многих лет безуспешно разыскивали, и вплоть до июля 2019 года она была фактически не доступна хоть сколько-нибудь широкой аудитории. Но теперь, к счастью, всё это в прошлом.
В главном меню представлены фигурки четырёх членов команды "Čtyřlístek'а"; щелчок на каждом из них приводит к запуску того или иного "режима", представляющего собой какое-нибудь интересное для детей занятие: так, в случае выбора Бобика запускается простейшая мнемоническая игра, где требуется попарно переворачивать карты, лежащие "рубашками" вверх, дабы отыскать под ними одинаковые картинки; Пиндя предлагает сложить целое изображение из разрозненных фрагментов неправильной формы (то есть здесь нас ждёт аналог "jigsaw puzzle"); вместе с Фифинкой можно раскрашивать рисунки. Ну а Мышпулин, разумеется, прячет самое интересное - то самое приключение, о котором косвенно говорилось выше. Каждая из глав истории предваряется чтением вслух текста размером с книжный разворот, поясняющего сюжет, - при этом каждая произносимая диктором строчка подсвечивается. Следует отметить, что, во-первых, здесь - в отличие от огромного множества западных детских игр - вся речь персонажей (даже в меню) всегда дублируется субтитрами, во-вторых - озвучка выполнена профессиональными и, согласно некоторым источникам, даже очень известными в Чехии актёрами, произносящими реплики своих героев не только с нужной интонацией и эмоциями, но и очень чётко. С учётом относительно простого характера текстов, некоторой схожести чешского языка с восточнославянскими и длительным присутствием субтитров на экране языковой барьер, скорее всего, почти не будет ощущаться даже теми, кто вообще не знаком с языком Гашека.
Сюжет истории заключается в следующем: скучая на летних каникулах, зверята неожиданно получают письмо от Буквика, дяди поросёнка Бобика и по совместительству "куратора" находящегося рядом с их деревушкой Окршинского замка. Почтенный боров собирается в отпуск и просит племянника и его друзей приглядеть за вверенным ему зданием на время своего отсутствия; естественно, команда, пусть и с некоторой опаской, решается туда отправиться. Скажем сразу: монстрики будут, но никаких даже малейших ужасов не предвидится: всё исключительно по-доброму, но при этом без излишней слащавости, а скорее ближе к восточноевропейским социалистическим литературным сказкам (коими оригинальные истории про "Čtyřlístek", собственно говоря, изначально в какой-то степени и были). Каждый экран представляет собой условную "головоломку", которую нужно решить, дабы перейти к следующему этапу; чаще всего она не выражена в явном виде, а подсказки даются участниками действия "обтекаемо", а то и вовсе по факту отсутствуют.
Всё управление осуществляется курсором мыши и нажатием посредством него на различные "активные точки" (некоторые из таковых становятся доступными лишь после предварительного задействования каких-то других); перемещать персонажей и даже отдавать им какие-либо непосредственные "приказы" невозможно, никакого сбора предметов тоже нет; вместе с тем, судя по всему, чёткий порядок действий чаще всего отсутствует, поэтому пройти игру в теории реально просто "охотой на точки" и машинальным кликаньем на всём, что найдём. В правом верхнем углу экрана отображается некий похожий на градусник объект, краснеющий по мере тех или иных наших успехов, - эта своеобразная "шкала" отражает достигнутый к данному моменту прогресс в решении текущей загадки. Опытным путём установлено, что её заполнение целиком для перехода к следующей локации не всегда обязательно: например, первую задачку (связанную с нахождением письма и его доставкой в лапы конкретного персонажа) допустимо решить после выполнения менее чем 85% предполагаемых действий, тогда как вторая при определённом раскладе завершается и вовсе после 60 (правда, от этого пострадает финальный счёт, ибо за каждый экран нам начисляются своего рода баллы, как раз и выражаемые в процентах). Необходимо отметить, что логика составляющих игру головоломок не всегда однозначна, а некоторые из них так и вовсе нельзя назвать совсем уж лёгкими даже в принципе, а не только для детей.
Графически Čtyřlístek a strašidelný hrad выглядит совершенно изумительно: двумерная графика, мягкая палитра и визуальный стиль восточноевропейской книжной иллюстрации второй половины XX века создают исключительно благоприятное впечатление - вкупе со звуковой составляющей, уже отмеченной выше, и общей удивительно доброй атмосферой, царящей на протяжении всего её прохождения: даже при выходе из программы каждый из героев с вами тепло попрощается и выразит надежду на скорую встречу. Вердикт - отличная детская игра, к тому же представляющая собой огромную историческую и коллекционную ценность.
- Аудитория:
Детская - Главный герой:
Ребёнок
Животное
Женский персонаж - Особенность геймплея:
Мини-игры - Происхождение:
Комиксы - Страна или регион происхождения:
Чехия и Словакия - Язык:
Čeština