Благодаря уже имеющейся в коллекции Old-Games.ru «Čtyřlístek a strašidelný hrad» посетителям нашего сайта не нужно представлять учёного кота профессора Мышпулина, поросёнка-силача Бобика, робкого зайчика Пиндю и очень женственную собачку Фифинку – героев чешской серии рассказов в картинках (и не только) Ярослава Немечека, в конце весны 2019 года как раз отметивших полувековой юбилей. Практически не известные за пределами своей исторической родины и никогда не переводившиеся на другие языки приключения этих забавных зверюшек, предназначенные для самого юного поколения читателей, зрителей и просто пользователей, освещались и освещаются не только в «комиксах», но и в мультфильмах, и в компьютерных играх. А среди последних особое место занимает сериал, выходивший в начале 2000-х годов в весьма необычном формате – в виде отдельных выпусков журнала «CD-Romek», гармонично сочетавшего «бумажную» часть с поставлявшейся на приложенном диске электронной. Это издание также уже хорошо нам знакомо – по историям куда более старших по возрасту муравья Ферды и его друзей. Но если аркад из жизни чешских насекомых на свет появилось только десять, то познавательно-увеселительных путешествий в деревушку Тршескопрски было выпущено почти в два раза больше – аж восемнадцать (правда, похожих друг на друга как капли воды).
К сожалению, полюбоваться на «клеверный квартет» в классическом рисованном виде теперь уже не выйдет: в данной серии Centauri Production сделала выбор в пользу новомодного 3D, с учётом исторически раннего своего возраста и заведомой бюджетности локального детского проекта отнюдь не страдающего высоким качеством и количеством полигонов. Впрочем, не всё так плохо: трёхмерным здесь будет только интерфейс да собственно крохотная адвенчура на вынесенную в заголовок каждого выпуска тему, – помимо же такого приключения в «Čtyřlístek» нас традиционно ждёт широкий ассортимент аркад, головоломок и обучающих развлечений – вполне себе красочных и двумерных, рассчитанных на аудиторию от четырёх лет и старше.
После запуска любой игры серии мы – озаботившись вводом или выбором имени текущего пользователя – попадаем в гостиную дома наших героев, где за дверями или предметом обстановки как раз и скрываются мини-игры: их значки появляются при наведении на объект интереса курсора, а после нажатия левой кнопки мыши можно узнать о здешних блюдах подробнее – и приступить к дегустации. Помимо этого, внизу экрана отображается общая панель управления: дверь слева ожидаемо вернёт нас в систему (в том числе во многих из здешних забав), а панель настроек позволит отрегулировать громкость или выключить отображение субтитров (на случай если вы зачем-то захотите потренироваться в восприятии чешского языка на слух); символ медали справа выведет табличку с наградами действующего игрока – за каждую мини-игру можно получить бронзовый, серебряный или золотой приз в зависимости от достигнутых успехов, – а значок пьедестала продемонстрирует количество набранных нами очков во всех выпусках «CD-Romek» с 29-го по 39-й включительно (если, конечно, вы уже бегали вместе с Фердой или ломали голову с Мышпулиным и его друзьями на том же самом компьютере): каждая из упомянутых медалей оценивается в этом плане в один, два или три балла.
В «Sami doma» насчитывается всего одиннадцать развлечений. Четыре наименее замысловатых скрываются в буфете слева: «Puzzle» и «Skládačka» подразумевают сбор картинки из кусочков – в первом случае привычных фигурных, а во втором – простых прямоугольных, однако с подвохом (доступные фрагменты отображаются на левой панели в виде квадратиков одинакового размера, но после размещения в одной из совсем разных по размеру ячеек поля справа соответственно меняют форму, так что поднапрячь мозги всяко придётся, – зато после успешного выполнения задания нас ждёт даже какая-никакая анимация). «Omalovánky» намного проще: здесь требуется всего лишь раскрашивать картинки, окуная кисть в краски в верхней части экрана и ориентируясь на образец слева; кнопки управления внизу позволяют не только выйти из мини-игры, но и сохранить свой шедевр на диске, в том числе в формате изображения. Наконец, «Písař» оказывается наиболее интересной из этих забав – своего рода аркадным тренажёром скоростного набора на клавиатуре. Перед нами на экране – в рисованном, двухмерном и очень красочном виде – периодически появляются различные существа, подозрительные личности и просто единицы боевой техники, несущие на себе транспаранты с некоторыми символами – сначала двумя, а затем тремя, четырьмя, пятью и даже шестью буквами. Все эти враждебно настроенные сущности требуется убирать с глаз долой, нажимая на соответствующие клавиши в правильном порядке, прежде чем они доберутся до противоположного края экрана: для «золотой» победы необходимо устранить 48 представителей противника из примерно полусотни (а для «бронзовой» – всего 12, так что и начинающие игроки без дела не останутся).
Если проследовать в кухню, то можно будет испытать свои силы в двух любопытных аркадах. «Vesmírná cesta» представляет собой простенькую космическую «леталку-стрелялку», в которой, управляя ракетой при помощи мыши (её передвижение задаёт направление и скорость, а левая и правая кнопки отвечают за стрельбу двумя видами боеприпасов) требуется собирать полезные предметы и увиливать от вражеских кораблей и испускаемых ими снарядов. «Kaňkу» же является местной разновидностью «Qix»: события разворачиваются на стильном фоне тетрадного листа в клеточку и отличаются некоторыми самобытными особенностями. Так, на поле, которое нужно закрасить, «выходит» не сам управляемый нами – при помощи клавиш со стрелками – шарик, а линия, которой он как бы стреляет по нажатию «пробела» (разумеется, противники, угрожающие её движению, в строю – и активно перемещаются). В результате наших успешных действий на экране появляется одна из иллюстраций к приключениям «клеверного квартета», а медали – как и в случае с «Vesmírná cesta» – выдаются сообразно количеству набранных очков.
За дверью под вывеской «Лаборатория», как нетрудно догадаться, прячутся последние изобретения профессора Мышпулина – две самые сложные и примечательные из здешних головоломок. В «Lasermania», управляя посредством стрелок фигуркой этого мудрого кота, видимой в перспективе сверху, требуется активировать действующие в каждой из комнат лазеры таким образом, чтобы открылся телепорт в следующее помещение, – для этого следует расставлять и переставлять блоки с отражающими и направляющими элементами, стараясь не попадать под луч самому (ибо это равноценно гибели). Но ещё более интересна мини-игра под названием «Flappy»: картинка здесь представляет собой лабиринт примерно того же красочного стиля, только с видом сбоку, как в платформере, а управляем мы забавным жёлтеньким существом, цель которого – передвинуть кубик со стрелкой «вниз» на место, обозначенное двумя такими стрелочками. Мешать ему в этом будут различные чудовища, снующие туда и сюда, пусть и исключительно по горизонтали, – простое приближение к ним (кроме как сверху или снизу) означает конец игры и возврат к началу уровня! Избавиться от врагов помогут грибы – их можно собирать и затем «выстреливать» ими (нажатием «пробела») в противников: последние на некоторое время заснут, и, пускай подходить к ним близко по-прежнему будет смертельно опасно, они хотя бы перестанут путаться под ногами. Кроме того, на чудовищ, если хорошенько прицелиться, можно свалить сверху кубики – как тот самый со стрелочкой, так и разбросанные по уровню прозрачные. В этом случае неприятель исчезнет навсегда, – только вот с параллелепипедами этой последней разновидности нужно быть очень внимательным и осторожным: во-первых, они могут понадобиться, чтобы закрыть все прорехи, которые мешают дотащить наш основной объект интереса до цели, а во-вторых – их очень даже легко попросту разбить, неосторожно подойдя к ним сверху (хотя, разумеется, с некоторыми из них придётся поступать именно так). Стоит упомянуть ещё и кнопки на панели управления внизу: помимо обычной двери для выхода, снежинка позволит заморозить всё действо и пораскинуть мозгами, а флажок старта – начать этап сначала, не дожидаясь гибели персонажа. В общем, даже на самом первом уровне с заданием справится далеко не каждый взрослый и уж точно не с первого раза, – что и говорить о четырёхлетних детках, для которых «Čtyřlístek: Sami doma» и предназначена вроде бы в первую очередь.
Впрочем, дошкольникам лучше будет обратить внимание на последний активный предмет в гостиной домика четырёх друзей – книгу на столе. Два первых полезных развлечения, которые она предлагает, – формы игрового обучения английскому языку, «Angličtina A» и «Angličtina B». В обоих случаях с нами сначала проведут небольшой ознакомительный урок, показав несколько домиков различного назначения (с подписями – «кинотеатр», «пекарня», «замок» и т.д.); затем же, после нажатия на доску на нижней панели, потребуется расставить эти здания на карте сообразно голосовым подсказкам или имеющимся подписям. Чтобы заслужить золотую медаль, понадобится не допустить ни одной ошибки!
Наконец, в той же книге скрывается и собственно 3D-адвенчура, давшая название всему данному выпуску журнала. Сюжет разворачивается вокруг того, что Мышпулин одалживает из Национального музея для изучения мумию доисторического восьминогого зайца – но отлучается вместе с Фифинкой за хроноскопом, да ещё и задерживается в пути на всю ночь. Бобик и Пиндя мало того что остаются одни на хозяйстве – так ещё и вынуждены заниматься включением охранной сигнализации и принимать прочие меры по обеспечению безопасности попавшего в их дом ценного экспоната... Управление здесь реализовано в классическом виде point-and-click; нажатие левой кнопки на активном объекте позволяет взаимодействовать с ним или поместить его в инвентарь, – содержимое вещмешка героя (а играть мы будем попеременно то за поросёнка, то за зайчика) отображается в левой верхней части экрана, и при подведении курсора и нажатии правой кнопки мыши на подобранном предмете можно получить о нём более подробную информацию (тогда как зажатие левой позволит переместить его на основной экран для предполагаемого использования). Увы, вся эта история, если только не тратить время на пустой пиксельхантинг и на странствия по имеющимся двум-трём локациям, длится от силы несколько минут (хотя и заканчивается вполне весело).
Тем не менее, если не обращать внимания на предельно краткую продолжительность – и не самый впечатляющий внешний вид – основного блюда «Čtyřlístek: Sami doma», этот де-факто сборник мини-игр способен увлечь всерьёз и надолго, причём далеко не только маленьких детей. Хотя более всего данный проект стоит рекомендовать, конечно же, поклонникам творчества Ярослава Немечека (если таковые в наших краях имеются).
К сожалению, полюбоваться на «клеверный квартет» в классическом рисованном виде теперь уже не выйдет: в данной серии Centauri Production сделала выбор в пользу новомодного 3D, с учётом исторически раннего своего возраста и заведомой бюджетности локального детского проекта отнюдь не страдающего высоким качеством и количеством полигонов. Впрочем, не всё так плохо: трёхмерным здесь будет только интерфейс да собственно крохотная адвенчура на вынесенную в заголовок каждого выпуска тему, – помимо же такого приключения в «Čtyřlístek» нас традиционно ждёт широкий ассортимент аркад, головоломок и обучающих развлечений – вполне себе красочных и двумерных, рассчитанных на аудиторию от четырёх лет и старше.
После запуска любой игры серии мы – озаботившись вводом или выбором имени текущего пользователя – попадаем в гостиную дома наших героев, где за дверями или предметом обстановки как раз и скрываются мини-игры: их значки появляются при наведении на объект интереса курсора, а после нажатия левой кнопки мыши можно узнать о здешних блюдах подробнее – и приступить к дегустации. Помимо этого, внизу экрана отображается общая панель управления: дверь слева ожидаемо вернёт нас в систему (в том числе во многих из здешних забав), а панель настроек позволит отрегулировать громкость или выключить отображение субтитров (на случай если вы зачем-то захотите потренироваться в восприятии чешского языка на слух); символ медали справа выведет табличку с наградами действующего игрока – за каждую мини-игру можно получить бронзовый, серебряный или золотой приз в зависимости от достигнутых успехов, – а значок пьедестала продемонстрирует количество набранных нами очков во всех выпусках «CD-Romek» с 29-го по 39-й включительно (если, конечно, вы уже бегали вместе с Фердой или ломали голову с Мышпулиным и его друзьями на том же самом компьютере): каждая из упомянутых медалей оценивается в этом плане в один, два или три балла.
В «Sami doma» насчитывается всего одиннадцать развлечений. Четыре наименее замысловатых скрываются в буфете слева: «Puzzle» и «Skládačka» подразумевают сбор картинки из кусочков – в первом случае привычных фигурных, а во втором – простых прямоугольных, однако с подвохом (доступные фрагменты отображаются на левой панели в виде квадратиков одинакового размера, но после размещения в одной из совсем разных по размеру ячеек поля справа соответственно меняют форму, так что поднапрячь мозги всяко придётся, – зато после успешного выполнения задания нас ждёт даже какая-никакая анимация). «Omalovánky» намного проще: здесь требуется всего лишь раскрашивать картинки, окуная кисть в краски в верхней части экрана и ориентируясь на образец слева; кнопки управления внизу позволяют не только выйти из мини-игры, но и сохранить свой шедевр на диске, в том числе в формате изображения. Наконец, «Písař» оказывается наиболее интересной из этих забав – своего рода аркадным тренажёром скоростного набора на клавиатуре. Перед нами на экране – в рисованном, двухмерном и очень красочном виде – периодически появляются различные существа, подозрительные личности и просто единицы боевой техники, несущие на себе транспаранты с некоторыми символами – сначала двумя, а затем тремя, четырьмя, пятью и даже шестью буквами. Все эти враждебно настроенные сущности требуется убирать с глаз долой, нажимая на соответствующие клавиши в правильном порядке, прежде чем они доберутся до противоположного края экрана: для «золотой» победы необходимо устранить 48 представителей противника из примерно полусотни (а для «бронзовой» – всего 12, так что и начинающие игроки без дела не останутся).
Если проследовать в кухню, то можно будет испытать свои силы в двух любопытных аркадах. «Vesmírná cesta» представляет собой простенькую космическую «леталку-стрелялку», в которой, управляя ракетой при помощи мыши (её передвижение задаёт направление и скорость, а левая и правая кнопки отвечают за стрельбу двумя видами боеприпасов) требуется собирать полезные предметы и увиливать от вражеских кораблей и испускаемых ими снарядов. «Kaňkу» же является местной разновидностью «Qix»: события разворачиваются на стильном фоне тетрадного листа в клеточку и отличаются некоторыми самобытными особенностями. Так, на поле, которое нужно закрасить, «выходит» не сам управляемый нами – при помощи клавиш со стрелками – шарик, а линия, которой он как бы стреляет по нажатию «пробела» (разумеется, противники, угрожающие её движению, в строю – и активно перемещаются). В результате наших успешных действий на экране появляется одна из иллюстраций к приключениям «клеверного квартета», а медали – как и в случае с «Vesmírná cesta» – выдаются сообразно количеству набранных очков.
За дверью под вывеской «Лаборатория», как нетрудно догадаться, прячутся последние изобретения профессора Мышпулина – две самые сложные и примечательные из здешних головоломок. В «Lasermania», управляя посредством стрелок фигуркой этого мудрого кота, видимой в перспективе сверху, требуется активировать действующие в каждой из комнат лазеры таким образом, чтобы открылся телепорт в следующее помещение, – для этого следует расставлять и переставлять блоки с отражающими и направляющими элементами, стараясь не попадать под луч самому (ибо это равноценно гибели). Но ещё более интересна мини-игра под названием «Flappy»: картинка здесь представляет собой лабиринт примерно того же красочного стиля, только с видом сбоку, как в платформере, а управляем мы забавным жёлтеньким существом, цель которого – передвинуть кубик со стрелкой «вниз» на место, обозначенное двумя такими стрелочками. Мешать ему в этом будут различные чудовища, снующие туда и сюда, пусть и исключительно по горизонтали, – простое приближение к ним (кроме как сверху или снизу) означает конец игры и возврат к началу уровня! Избавиться от врагов помогут грибы – их можно собирать и затем «выстреливать» ими (нажатием «пробела») в противников: последние на некоторое время заснут, и, пускай подходить к ним близко по-прежнему будет смертельно опасно, они хотя бы перестанут путаться под ногами. Кроме того, на чудовищ, если хорошенько прицелиться, можно свалить сверху кубики – как тот самый со стрелочкой, так и разбросанные по уровню прозрачные. В этом случае неприятель исчезнет навсегда, – только вот с параллелепипедами этой последней разновидности нужно быть очень внимательным и осторожным: во-первых, они могут понадобиться, чтобы закрыть все прорехи, которые мешают дотащить наш основной объект интереса до цели, а во-вторых – их очень даже легко попросту разбить, неосторожно подойдя к ним сверху (хотя, разумеется, с некоторыми из них придётся поступать именно так). Стоит упомянуть ещё и кнопки на панели управления внизу: помимо обычной двери для выхода, снежинка позволит заморозить всё действо и пораскинуть мозгами, а флажок старта – начать этап сначала, не дожидаясь гибели персонажа. В общем, даже на самом первом уровне с заданием справится далеко не каждый взрослый и уж точно не с первого раза, – что и говорить о четырёхлетних детках, для которых «Čtyřlístek: Sami doma» и предназначена вроде бы в первую очередь.
Впрочем, дошкольникам лучше будет обратить внимание на последний активный предмет в гостиной домика четырёх друзей – книгу на столе. Два первых полезных развлечения, которые она предлагает, – формы игрового обучения английскому языку, «Angličtina A» и «Angličtina B». В обоих случаях с нами сначала проведут небольшой ознакомительный урок, показав несколько домиков различного назначения (с подписями – «кинотеатр», «пекарня», «замок» и т.д.); затем же, после нажатия на доску на нижней панели, потребуется расставить эти здания на карте сообразно голосовым подсказкам или имеющимся подписям. Чтобы заслужить золотую медаль, понадобится не допустить ни одной ошибки!
Наконец, в той же книге скрывается и собственно 3D-адвенчура, давшая название всему данному выпуску журнала. Сюжет разворачивается вокруг того, что Мышпулин одалживает из Национального музея для изучения мумию доисторического восьминогого зайца – но отлучается вместе с Фифинкой за хроноскопом, да ещё и задерживается в пути на всю ночь. Бобик и Пиндя мало того что остаются одни на хозяйстве – так ещё и вынуждены заниматься включением охранной сигнализации и принимать прочие меры по обеспечению безопасности попавшего в их дом ценного экспоната... Управление здесь реализовано в классическом виде point-and-click; нажатие левой кнопки на активном объекте позволяет взаимодействовать с ним или поместить его в инвентарь, – содержимое вещмешка героя (а играть мы будем попеременно то за поросёнка, то за зайчика) отображается в левой верхней части экрана, и при подведении курсора и нажатии правой кнопки мыши на подобранном предмете можно получить о нём более подробную информацию (тогда как зажатие левой позволит переместить его на основной экран для предполагаемого использования). Увы, вся эта история, если только не тратить время на пустой пиксельхантинг и на странствия по имеющимся двум-трём локациям, длится от силы несколько минут (хотя и заканчивается вполне весело).
Тем не менее, если не обращать внимания на предельно краткую продолжительность – и не самый впечатляющий внешний вид – основного блюда «Čtyřlístek: Sami doma», этот де-факто сборник мини-игр способен увлечь всерьёз и надолго, причём далеко не только маленьких детей. Хотя более всего данный проект стоит рекомендовать, конечно же, поклонникам творчества Ярослава Немечека (если таковые в наших краях имеются).
- Аудитория:
Детская - Главный герой:
Животное - Особенность геймплея:
Сборник игр - Происхождение:
Комиксы - Страна или регион происхождения:
Чехия и Словакия - Язык:
Čeština