...Далёкое будущее. Человечество давно овладело технологиями дальних космических полётов и колонизировало множество небесных тел (в том числе за пределами Солнечной системы), - однако падение крупного метеорита на Землю, остававшуюся центром распространившейся человеческой цивилизации, положило конец эре процветания. Власть, некогда принадлежавшая гуманному единому правительству, во время всеобщего хаоса оказалась в руках могущественного синдиката преступных группировок, в скором времени захватившего не только "материнскую планету", но и колонии, установив жестокий тоталитарный режим. Единственной противостоящей ему силой является повстанческая организация "Центральная галактическая оборона", периодически отправляющая своих членов в качестве шпионов в самое логово врага с целью получения важной секретной информации. Однако два таких агента, предварительно как раз сумевших добыть очень ценные сведения, способные даже стать ключом к победе "сопротивления", оказались раскрыты - и были отправлены на Марс, превращённый бывшими бандитами в гигантский концентрационный лагерь. К счастью, с помощью своих профессиональных навыков они сумели не только вовремя, ещё до ареста, спрятать найденные ими документы, но и, выбравшись из заключения и угнав два небольших космических истребителя, совершить побег. Но их путь к настоящей свободе будет очень, очень долгим...
Содержание предыдущего абзаца - фантастика: ничего подобного на самом деле нет и, скорее всего, никогда, даже спустя тысячи и миллионы лет, не будет. Но всё-таки порой в нашей "реальной" жизни происходят всамделишные и при этом самые что ни на есть фантастические события, - потому что если очень постараться, то мечту получится превратить в быль. Вероятно, именно так думал Манос Перакакис, стоя под ночным небом в окрестностях родной Иерапетры, что на острове Крит, летом 1994 года, подставляя лицо прохладному морскому ветру и прислушиваясь к ударам волн о прибрежные скалы. Первые эксклюзивные греческие игры к тому моменту уже появились, пусть и были мало кому известны даже в среде их целевой аудитории, - но новоиспечённому лицеисту хотелось большего: он верил, что его соотечественники способны сотворить красочный фантастический боевик - с одной стороны, "голливудского размаха", но с другой - обладавший бы "национальной спецификой". Вскоре ему удалось найти единомышленников среди своих младших товарищей - увлекавшихся программированием учеников средних и старших классов местной школы. Работа коллектива из пятнадцати человек, проходившая по вечерам, после учёбы (и несмотря на строгие протесты родителей), на верхнем этаже небольшого частного дома Маноса, закипела - и была закончена спустя ровно три года. Именно три, а не два с половиной: если бы финальная точка была поставлена не летом 1997-го, а в конце декабря, к Рождеству (которое греки празднуют по григорианскому календарю), - то судьба их удивительного детища была бы, возможно, совсем другой, - а так сроки, ранее оговоренные с первым издателем, обещавшим дать "зелёный свет" выпуску за пределами страны, оказались сорваны, и в дело вступил неумолимый, дикий рынок...
Но, каким бы это ни казалось невероятным, Αποδραση - в переводе с греческого "Побег" - всё-таки увидела свет, пусть и спустя ещё один год. И даже в роскошной коробке с печатным руководством, - но тираж был очень небольшим, а ни о каком международном релизе больше никто не думал, тем более с учётом уже стремительно сдававшей в то время свои позиции операционной системы MS-DOS, в среде которой (в том числе) игру предполагалось запускать. А по прошествии ещё некоторого времени эта буквально "выстраданная" вещь и вовсе растворилась во мраке истории: "большой" мир о ней так и не узнал (именно вообще), а земляки разработчиков, отыскавшие в национальном Интернете крупицы кое-какой информации, ещё в середине 2010-х спорили на тематических форумах о том, было ли в действительности такое издание, а если да - то что оно собой представляло. Реальность стала легендой, легенда - мифом. Новогреческим - но от этого, увы, не менее "настоящим". Однако в 2019-м пелена была (причём не только в переносном смысле!) разорвана, - и первая греческая CD-игра, предназначенная не только для детской аудитории, ныне доступна всей заинтересованной общественности, едва ли даже в теории допускавшей подобный исход поисковой кампании.
Итак, что же собой представляет этот истинный грааль от мира любых, не только греческих старых электронных развлечений? К сожалению (или наоборот), перед нами более-менее классический shoot 'em up - то есть аркадная леталка с видом сбоку. Причём на греческом языке (текста здесь с учётом поджанра немного, - однако есть он не только в меню), достаточно (а если вспомнить об описанных выше особенностях её происхождения - то на удивление) качественная (это НЕ "детская поделка", поверьте!), а кроме того - относительно сложная и изначально рассчитанная на так называемое "совместное" прохождение, то есть двумя игроками (впрочем, возможность сражаться с мировым злом в одиночку, естественно, тоже предусмотрена, - просто будет куда труднее, но нам ведь не привыкать!). О сюжете было достаточно рассказано в первом абзаце; отметим лишь, что действие разделено на тринадцать миссий, проходящих в различном антураже: так, сначала беглецам (-у) предстоит покинуть ставшую тюрьмой Красную планету, затем оказаться в полуразрушенном и тоже марсианском мегаполисе (с небоскрёбами и прочими обязательными визуальными атрибутами), - а дальше будет много чего другого, но неизменно интересного, в том числе открытый космос, земные футуристические города и даже средиземноморские ландшафты с памятниками древнегреческой архитектуры (см. выше про национальную специфику), не пострадавшими, видимо, во время всех произошедших на планете бедствий.
Управлять предстоит небольшим самолётиком, имеющим три "жизни" и некоторый (далеко не самый большой) запас прочности в рамках каждой из них. На момент старта на борту присутствует два типа оружия: маломощный лазер с бесконечным боезапасом и три "бомбы-ракеты" (их количество отображается в левом нижнем углу экрана); за стрельбу из "базовой" пушки отвечает "Alt", за применение "взрывчатки", мгновенно уничтожающей всех врагов в пределах видимости и при этом совершенно безвредной для нас, - "Ctrl". По ходу прохождения можно будет обнаружить ещё множество видов вооружения ("заряды" ко всем ним опять-таки бесконечны), поэтому уже на первом уровне наше транспортное средство сможет вести огонь некими синими подковообразными предметами, выпускать из своего "брюха" самонаводящиеся мины, отлично поражающие противников, и так далее. Враги представлены техникой - как воздушной (летательные аппараты разных форм и размеров, обычно не особенно фантастические и напоминающие самолёты тех или иных моделей), так и наземной - стоящими на одном месте танками, стреляющими плазменными шариками, турелями и тому подобным. Как и мы, погибают все эти "товарищи" отнюдь не с одного попадания. После смерти и при наличии "жизней" наш "протагонист" возрождается мгновенно и на том же самом месте.
Бонусов довольно много, и разобраться сразу, что есть что, несколько проблематично. В частности, недруги, взрываясь, почти всегда оставляют по себе как минимум чёрно-красные шарики, - подбирать эти вещи не обязательно, но очень желательно, ибо они увеличивают наш счёт по очкам (в местных реалиях этот показатель нужен отнюдь не только для того, чтобы потешить своё самолюбие). Иногда же после них остаются и куда более ценные предметы - некие подобия модели атома болотного цвета (таковые, кроме того, периодически встречаются и "сами по себе", то есть просто висят в воздухе): они предназначены для частичного восстановления "здоровья", так что хватать их критически необходимо. Всё остальное - это, как правило, то или иное оружие, в том числе дополнительные бомбы-ракеты, но чаще - именно новые варианты "базового" агрегата. Как только некий таковой взят, "вид" нашей атаки меняется автоматически (при этом риск взять менее мощную пушку, чем та, которой мы пользовались до этого, имеется). Впрочем, попадаются и уникальные штуки: например, ближе к концу первой миссии есть шанс подобрать большую чёрную "мохнатую" сферу, которая, посинев, начнёт виться вокруг нашего самолётика, принимая на себя часть направленных в его сторону атак.
После завершения уровня мы получаем доступ к - внимание - "Агоре" (именно так и написано), выполняющей роль местного "магазина". Количество набранных в процессе преодоления этапа очков приравнивается к числу имеющейся у нас условной наличности, на которую можно купить разные (и стоящие определённых денег) предметы общим числом девять штук, причём по большей части такие, которые в ходе прохождения встретить трудно или невозможно (но оружия, обратите внимание, среди них нет); правда, радует, что в этом перечне имеется описанный выше бонус, поправляющий "здоровье", - последнее особенно важно с учётом того, что следующий этап мы начинаем в том же "состоянии" (в плане "жизней", уровня повреждений, взятого оружия и прочего), в котором завершили предыдущий. Важно также отметить, что все надписи в "магазине" (интерфейс, названия предметов, их описания), естественно, на греческом языке, причём выведены они довольно размытым шрифтом, - так что придётся запасаться словариком и напрягать глаза.
Сложность игрового процесса довольно-таки высока - не в последнюю очередь из-за большого количества противников, очень плотного огня, который они ведут, и малого размера локаций, вследствие чего маневрирование затруднено; хорошо хоть двигаться назад в определённых пределах разрешено, - это позволяет иногда увернуться от очередной атаки или успеть подхватить уже, казалось бы, пропущенный бонус. Теоретически пройти тот же первый уровень можно с небольшими потерями, если держаться всё время в верхней части экрана, атакуя лишь двигающихся именно там нам навстречу врагов (следует отметить, что преследовать или атаковать "протагониста" именно целенаправленно, то есть изменяя своё положение в пространстве, здесь никто не склонен, а также что количество и поведение оппонентов на каждом этапе всегда одинаковое) и изредка опускаясь за особо нужными бонусами (опять-таки расположенными всё время в одном и том же порядке), - но на деле такая концепция едва ли оптимальна, ибо достичь подобным образом высокого значения счёта - а следовательно, и разжиться ценными "девайсами" на "Агоре" - не удастся. Плюс стоит быть внимательным к мелким деталям фонов: к примеру, в начале второго уровня нужно успеть вовремя распознать узкую и неприметную "пробоину" в фасаде небоскрёба и залететь именно в неё, в противном же случае контакт со зданием приведёт к неминуемой гибели.
Если заявленное выше авторство "школьников" дало вам повод полагать, что внешне Αποδραση выглядит как какое-нибудь убожество, - то спешим разуверить: это действительно не так. Перед нами, быть может, и "устаревшая" (в кавычках, да) для 1998 года спрайтовая графика, - но для олдгеймеров подобное наверняка станет самым настоящим визуальным пиршеством: красивые (а некоторая аляповатость только придаёт им какой-то особенный шарм!) пререндеренные фоны, множество приятных глазу эффектов (и речь не только о взрывах и выстрелах, - чего стоит одно только применение ракеты-бомбы, когда всё вокруг на несколько мгновений "озаряется" зловещим багряно-красным "закатом"!) и выполненные в одном стиле, но при этом достаточно интересно выглядящие противники. И да, здесь есть музыка в аудиотреках - причём такая, что от неё бегают мурашки по коже, то есть действительно в лучших традициях старых добрых зарубежных фантастических боевиков. Одним словом - здорово.
Обнаружение и обретение этой игры - самое настоящее чудо, едва ли меньшее, чем само её создание. Да, о "Побеге" в год его выхода даже на родине узнали немногие, и более чем заслуженных лучей славы он так никогда и не удостоился. Но теперь делу трёхлетних трудов молодой и смелой команды сынов Эллады уже точно не страшны ни Лета, ни Стикс, ни даже сам Аид (Гадес), - а все желающие смогут на собственном опыте проверить, каково это - "спасать мир по-гречески"...
Содержание предыдущего абзаца - фантастика: ничего подобного на самом деле нет и, скорее всего, никогда, даже спустя тысячи и миллионы лет, не будет. Но всё-таки порой в нашей "реальной" жизни происходят всамделишные и при этом самые что ни на есть фантастические события, - потому что если очень постараться, то мечту получится превратить в быль. Вероятно, именно так думал Манос Перакакис, стоя под ночным небом в окрестностях родной Иерапетры, что на острове Крит, летом 1994 года, подставляя лицо прохладному морскому ветру и прислушиваясь к ударам волн о прибрежные скалы. Первые эксклюзивные греческие игры к тому моменту уже появились, пусть и были мало кому известны даже в среде их целевой аудитории, - но новоиспечённому лицеисту хотелось большего: он верил, что его соотечественники способны сотворить красочный фантастический боевик - с одной стороны, "голливудского размаха", но с другой - обладавший бы "национальной спецификой". Вскоре ему удалось найти единомышленников среди своих младших товарищей - увлекавшихся программированием учеников средних и старших классов местной школы. Работа коллектива из пятнадцати человек, проходившая по вечерам, после учёбы (и несмотря на строгие протесты родителей), на верхнем этаже небольшого частного дома Маноса, закипела - и была закончена спустя ровно три года. Именно три, а не два с половиной: если бы финальная точка была поставлена не летом 1997-го, а в конце декабря, к Рождеству (которое греки празднуют по григорианскому календарю), - то судьба их удивительного детища была бы, возможно, совсем другой, - а так сроки, ранее оговоренные с первым издателем, обещавшим дать "зелёный свет" выпуску за пределами страны, оказались сорваны, и в дело вступил неумолимый, дикий рынок...
Но, каким бы это ни казалось невероятным, Αποδραση - в переводе с греческого "Побег" - всё-таки увидела свет, пусть и спустя ещё один год. И даже в роскошной коробке с печатным руководством, - но тираж был очень небольшим, а ни о каком международном релизе больше никто не думал, тем более с учётом уже стремительно сдававшей в то время свои позиции операционной системы MS-DOS, в среде которой (в том числе) игру предполагалось запускать. А по прошествии ещё некоторого времени эта буквально "выстраданная" вещь и вовсе растворилась во мраке истории: "большой" мир о ней так и не узнал (именно вообще), а земляки разработчиков, отыскавшие в национальном Интернете крупицы кое-какой информации, ещё в середине 2010-х спорили на тематических форумах о том, было ли в действительности такое издание, а если да - то что оно собой представляло. Реальность стала легендой, легенда - мифом. Новогреческим - но от этого, увы, не менее "настоящим". Однако в 2019-м пелена была (причём не только в переносном смысле!) разорвана, - и первая греческая CD-игра, предназначенная не только для детской аудитории, ныне доступна всей заинтересованной общественности, едва ли даже в теории допускавшей подобный исход поисковой кампании.
Итак, что же собой представляет этот истинный грааль от мира любых, не только греческих старых электронных развлечений? К сожалению (или наоборот), перед нами более-менее классический shoot 'em up - то есть аркадная леталка с видом сбоку. Причём на греческом языке (текста здесь с учётом поджанра немного, - однако есть он не только в меню), достаточно (а если вспомнить об описанных выше особенностях её происхождения - то на удивление) качественная (это НЕ "детская поделка", поверьте!), а кроме того - относительно сложная и изначально рассчитанная на так называемое "совместное" прохождение, то есть двумя игроками (впрочем, возможность сражаться с мировым злом в одиночку, естественно, тоже предусмотрена, - просто будет куда труднее, но нам ведь не привыкать!). О сюжете было достаточно рассказано в первом абзаце; отметим лишь, что действие разделено на тринадцать миссий, проходящих в различном антураже: так, сначала беглецам (-у) предстоит покинуть ставшую тюрьмой Красную планету, затем оказаться в полуразрушенном и тоже марсианском мегаполисе (с небоскрёбами и прочими обязательными визуальными атрибутами), - а дальше будет много чего другого, но неизменно интересного, в том числе открытый космос, земные футуристические города и даже средиземноморские ландшафты с памятниками древнегреческой архитектуры (см. выше про национальную специфику), не пострадавшими, видимо, во время всех произошедших на планете бедствий.
Управлять предстоит небольшим самолётиком, имеющим три "жизни" и некоторый (далеко не самый большой) запас прочности в рамках каждой из них. На момент старта на борту присутствует два типа оружия: маломощный лазер с бесконечным боезапасом и три "бомбы-ракеты" (их количество отображается в левом нижнем углу экрана); за стрельбу из "базовой" пушки отвечает "Alt", за применение "взрывчатки", мгновенно уничтожающей всех врагов в пределах видимости и при этом совершенно безвредной для нас, - "Ctrl". По ходу прохождения можно будет обнаружить ещё множество видов вооружения ("заряды" ко всем ним опять-таки бесконечны), поэтому уже на первом уровне наше транспортное средство сможет вести огонь некими синими подковообразными предметами, выпускать из своего "брюха" самонаводящиеся мины, отлично поражающие противников, и так далее. Враги представлены техникой - как воздушной (летательные аппараты разных форм и размеров, обычно не особенно фантастические и напоминающие самолёты тех или иных моделей), так и наземной - стоящими на одном месте танками, стреляющими плазменными шариками, турелями и тому подобным. Как и мы, погибают все эти "товарищи" отнюдь не с одного попадания. После смерти и при наличии "жизней" наш "протагонист" возрождается мгновенно и на том же самом месте.
Бонусов довольно много, и разобраться сразу, что есть что, несколько проблематично. В частности, недруги, взрываясь, почти всегда оставляют по себе как минимум чёрно-красные шарики, - подбирать эти вещи не обязательно, но очень желательно, ибо они увеличивают наш счёт по очкам (в местных реалиях этот показатель нужен отнюдь не только для того, чтобы потешить своё самолюбие). Иногда же после них остаются и куда более ценные предметы - некие подобия модели атома болотного цвета (таковые, кроме того, периодически встречаются и "сами по себе", то есть просто висят в воздухе): они предназначены для частичного восстановления "здоровья", так что хватать их критически необходимо. Всё остальное - это, как правило, то или иное оружие, в том числе дополнительные бомбы-ракеты, но чаще - именно новые варианты "базового" агрегата. Как только некий таковой взят, "вид" нашей атаки меняется автоматически (при этом риск взять менее мощную пушку, чем та, которой мы пользовались до этого, имеется). Впрочем, попадаются и уникальные штуки: например, ближе к концу первой миссии есть шанс подобрать большую чёрную "мохнатую" сферу, которая, посинев, начнёт виться вокруг нашего самолётика, принимая на себя часть направленных в его сторону атак.
После завершения уровня мы получаем доступ к - внимание - "Агоре" (именно так и написано), выполняющей роль местного "магазина". Количество набранных в процессе преодоления этапа очков приравнивается к числу имеющейся у нас условной наличности, на которую можно купить разные (и стоящие определённых денег) предметы общим числом девять штук, причём по большей части такие, которые в ходе прохождения встретить трудно или невозможно (но оружия, обратите внимание, среди них нет); правда, радует, что в этом перечне имеется описанный выше бонус, поправляющий "здоровье", - последнее особенно важно с учётом того, что следующий этап мы начинаем в том же "состоянии" (в плане "жизней", уровня повреждений, взятого оружия и прочего), в котором завершили предыдущий. Важно также отметить, что все надписи в "магазине" (интерфейс, названия предметов, их описания), естественно, на греческом языке, причём выведены они довольно размытым шрифтом, - так что придётся запасаться словариком и напрягать глаза.
Сложность игрового процесса довольно-таки высока - не в последнюю очередь из-за большого количества противников, очень плотного огня, который они ведут, и малого размера локаций, вследствие чего маневрирование затруднено; хорошо хоть двигаться назад в определённых пределах разрешено, - это позволяет иногда увернуться от очередной атаки или успеть подхватить уже, казалось бы, пропущенный бонус. Теоретически пройти тот же первый уровень можно с небольшими потерями, если держаться всё время в верхней части экрана, атакуя лишь двигающихся именно там нам навстречу врагов (следует отметить, что преследовать или атаковать "протагониста" именно целенаправленно, то есть изменяя своё положение в пространстве, здесь никто не склонен, а также что количество и поведение оппонентов на каждом этапе всегда одинаковое) и изредка опускаясь за особо нужными бонусами (опять-таки расположенными всё время в одном и том же порядке), - но на деле такая концепция едва ли оптимальна, ибо достичь подобным образом высокого значения счёта - а следовательно, и разжиться ценными "девайсами" на "Агоре" - не удастся. Плюс стоит быть внимательным к мелким деталям фонов: к примеру, в начале второго уровня нужно успеть вовремя распознать узкую и неприметную "пробоину" в фасаде небоскрёба и залететь именно в неё, в противном же случае контакт со зданием приведёт к неминуемой гибели.
Если заявленное выше авторство "школьников" дало вам повод полагать, что внешне Αποδραση выглядит как какое-нибудь убожество, - то спешим разуверить: это действительно не так. Перед нами, быть может, и "устаревшая" (в кавычках, да) для 1998 года спрайтовая графика, - но для олдгеймеров подобное наверняка станет самым настоящим визуальным пиршеством: красивые (а некоторая аляповатость только придаёт им какой-то особенный шарм!) пререндеренные фоны, множество приятных глазу эффектов (и речь не только о взрывах и выстрелах, - чего стоит одно только применение ракеты-бомбы, когда всё вокруг на несколько мгновений "озаряется" зловещим багряно-красным "закатом"!) и выполненные в одном стиле, но при этом достаточно интересно выглядящие противники. И да, здесь есть музыка в аудиотреках - причём такая, что от неё бегают мурашки по коже, то есть действительно в лучших традициях старых добрых зарубежных фантастических боевиков. Одним словом - здорово.
Обнаружение и обретение этой игры - самое настоящее чудо, едва ли меньшее, чем само её создание. Да, о "Побеге" в год его выхода даже на родине узнали немногие, и более чем заслуженных лучей славы он так никогда и не удостоился. Но теперь делу трёхлетних трудов молодой и смелой команды сынов Эллады уже точно не страшны ни Лета, ни Стикс, ни даже сам Аид (Гадес), - а все желающие смогут на собственном опыте проверить, каково это - "спасать мир по-гречески"...
- Многопользовательская игра:
Одновременная игра за одним компьютером
Командная игра - Перспектива:
Вид сбоку - Страна или регион происхождения:
Греция - Тематика:
Научная фантастика - Элемент жанра:
Shoot 'em up - Язык:
Ελληνικά