Выход в 1999 году проекта Aliens versus Predator (1999, Windows) стал, по мнению многих поклонников шутеров от первого лица, важной вехой в развитии жанра. И с такой позицией трудно не согласиться: на тот момент немногие FPS-экшены (если таковые вообще были) могли предложить игрокам на выбор три абсолютно разных кампании, каждая из которых позволяла «влезть в шкуру» совершенно не похожего на своих «коллег» персонажа. Да и некоторые механики вроде пробежек Чужого по стенам и потолку были крайне оригинальны. Поэтому, несмотря на наличие критических замечаний, связанных в основном с хардкорностью проекта, - отсутствие «свободных» сохранений (позже этот момент был исправлен), респаун врагов, - у игры образовалась внушительная фанатская база, с нетерпением ждавшая продолжения.
И оно появилось относительно быстро. Правда, разрабатывали его не создатели первой части из студии Rebellion, а небезызвестная Monolith Production. В результате этой «рокировки» сиквел вышел весьма отличным от оригинала. Да, основная идея - три кампании и, как следствие, троица кардинально отличающихся друг от друга протагонистов - осталась нетронутой. Но вот игровой процесс был перелопачен довольно прилично. Впрочем, всю «подноготную» Aliens versus Predator 2 (2001, Windows) (она же AvP 2) можно узнать из описания на сайте, - а потому перейдем непосредственно к нашему «герою», вышедшему в 2002 году аддону ко второй части, именуемому Aliens versus Predator 2: Primal Hunt.
Причем сразу стоит оговориться, что его разработкой занимались отнюдь не ребята из Monolith Production, а команда Third Law Interactive, на тот момент имевшая в своем послужном списке лишь один серьезный проект - весьма и весьма неплохой шутер KISS: Psycho Circus - The Nightmare Child (2000, Windows). Учитывая наличие у них положительного опыта создания экшенов от первого лица, можно было ожидать того, что авторы Primal Hunt создадут продукт, как минимум не уступающий творению Monolith.
Увы, но сбыться столь «радужным» мечтам было не суждено. Мало того, что аддон получился коротким - всего по три миссии за каждого персонажа, - так еще и довольно неоднозначным проектом, который придется по вкусу далеко не каждому игроку. И дело не только в «старой болезни» многих дополнений: «давайте сделаем посложнее, иначе игроку будет скучно». Разработчики также добавили в свое детище ряд весьма сомнительных находок, которые не только не сделали игровой процесс интереснее, но и придали ему ряд специфических - причем скорее в отрицательном смысле - черт. Но обо всём по порядку.
И начнем мы с кампании, посвященной приключением майора Дуни (Dunya), вместе со своим мужем Дмитрием (Dimitri) являющейся членом подразделения наемников «Железные медведи» (Iron Bears), заключившего контракт с корпорацией Вейланд-Ютани (Weyland – Yutani Corporation) на обеспечение безопасности научно-исследовательского комплекса, расположенного на планете LV-1201. Кстати, именно эта дамочка взяла во второй части в плен одного из протагонистов - капрала Харрисона (Harrison), виновного в гибели ее супруга. Однако сюжет данной кампании аддона берет свое начало за 5 недель до событий сиквела, а потому ключевые бойцы «Железных медведей», включая Дмитрия и одиозного генерала Василия Райкова (Vasili Rykov), живы-здоровы (кое-кто относительно). Собственно, именно благодаря аддону становится понятно, почему прибывшие в AvP 2 на планету морпехи застали силы корпорации в столь плачевном положении.
А началось всё с проведения возглавляемой Дуней группой операции по захвату древнего артефакта, способного после активации убивать оказавшихся в радиусе его действия Чужих. Потеряв в процессе всех отправившихся с ней на задание боевых товарищей, главная героиня благополучно выполняет приказ командования, доставив искомый объект на базу. К несчастью, это провоцирует атаку на научно-исследовательский комплекс двух других «фракций» (Чужих и Хищников).
Таким образом, три миссии кампании Дуни посвящены захвату артефакта, его последующей доставке «к своим» и попытке защиты находки от массированной атаки Чужих, переросшей в отступление с боем из оккупированной ксеноморфами части лаборатории. Причем сразу стоит оговорить один важный момент. Во второй части игры практически все уровни были разбиты на два-три разделенных подгрузками этапа, - однако миссии аддона, посвященные приключениям бойца «Железных медведей», лишены такого деления. В результате мы имеем лишь три средней продолжительности этапа и, как следствие, самую короткую кампанию игры.
Однако следует сразу же оговориться: непродолжительной она будет при игре на низких уровнях сложности, а вот на высоких повозиться придется изрядно. Особенно «весело» будет на «хардкоре», отличающемся отсутствием возможности сохраняться в ходе выполнения миссий. Ведь разработчики не придумали ничего более интересного, чем устроить на уровнях настоящую бойню, сделав упор на «мясо». В результате на протагонистку будут с пугающей регулярностью набрасываться группы Чужих, бесстрашно кидающихся прямо на оружие героини. Об интенсивности боев свидетельствует хотя бы тот факт, что для успешного прохождения уже первого этапа Дуне потребуется, помимо отстрела большого количества представителей двух основных типов Чужих, ликвидировать парочку Преторианцев (тяжелобронированных могучих ксеноморфов), во второй части появлявшихся лишь на последних уровнях. Так что готовьтесь много (очень много) стрелять.
Правда, процесс этот выполнен крайне примитивно, - в большинстве своем Чужие просто выбегают на героиню и сразу атакуют ее. Неожиданно выпрыгивающие из засады или подкрадывающиеся сзади ксеноморфы встречаются крайне редко, что отнюдь не придает игровому процессу разнообразия. Исключением является лишь участок второго этапа, при прохождении которого героиня подымается всё выше и выше по «серии» узких природных «мостиков». Вот тут Чужие реально атакуют с разных направлений.
Но еще большей проблемой, помимо не слишком изобретательных действий противника, становится малое количество разновидностей оппонентов. Практически всё время игроку придется отстреливать «стандартных» Чужих черной окраски, коричневую (более скоростную) разновидность ксеноморфов, а также Преторианцев. Ни противников-людей (андроидов), ни Хищника с Королевой вам на растерзание не отдадут. Даже мелкие фэйсхаггеры встретятся в очень ограниченном количестве лишь на одном этапе (хотя это для многих скорее будет плюсом).
В такой ситуации «отдуваться» опять приходится второму уровню игры, на котором Дуне предстоит познакомиться с двумя видами представителей местной фауны планеты - здоровенными, немного смахивающими на горилл монстрами, умеющими совершать огромные прыжки и сливаться с окружающим пейзажем, а также слепыми подземными червями, вылезающими из земли и кусающими героиню острыми зубами. Последние являются наиболее раздражающим противником, поскольку хотя и атакуют на строго ограниченной территории, но зато бесконечны, - сколько их ни убивай, численность не уменьшается. Впрочем, по-настоящему они становятся проблемой лишь в «сочетании» с Чужими, - неприятно в разгар боя налететь на подземную тварь и, замешкавшись, подпустить ксеноморфов на ближнюю дистанцию…
Ведь, ругая авторов за малое разнообразие противников и их прямолинейную тактику, следует помнить главное: каждый ксеноморф - это настоящая «машина смерти». Чужие движутся очень быстро, нередко перемещаясь по стенам и потолку, а также умеют совершать длинные прыжки. Поэтому каждый бой с ними требует хорошей реакции, умелого маневрирования и точной стрельбы плюс правильного выбора оружия и позиции. Любая же настоящая оплошность легко может привести к серьезным потерям здоровья/брони, а то и к гибели персонажа.
Кстати, разработчики аддона поступили весьма оригинально, выдав игроку уже в начале первого уровня весь доступный Дуне арсенал. А он, надо сказать, богат: нож, пистолеты (можно стрелять с двух рук), дробовик, автомат с «подствольником», пулемет, автоматически захватывающий цели «смартган», огнемет, гранатомет (использует несколько типов боеприпасов), снайперская винтовка. Плюс переносные турели, ставшие одним из главных нововведений аддона. Одну из них можно будет найти уже на первом уровне (одновременно героиня способна таскать две единицы) и в дальнейшем носить с собой, устанавливая турель на наиболее выгодных огневых позициях. При грамотном использовании такая пушка способна оказать существенную помощь, нанеся ксеноморфам высокий урон, а вот при неудачном применении - серьезно ранить или даже убить игрока.
При этом научиться пользоваться такими орудиями придется в обязательном порядке, - ведь в конце третьего уровня от героини в начале потребуется продержаться под постоянными атаками возглавляемых Преторианцем ксеноморфов до прибытия лифта, а затем удерживать в течение определенного времени ангар, отражая настоящие «волны» инопланетных тварей. Причем последняя битва, без сомнения, является одним из самых сложных эпизодов игры, - помимо мощного стационарного пулемета, Дуне придется использовать (если сделаете всё правильно) три автоматических турели, которые надо будет установить наиболее оптимальным образом. Угадаете с расстановкой (и будете метко стрелять сами) - выживете; не угадаете - проиграете. Не буду даже говорить, сколько я переигрывал этот момент (и уровень в целом) на «хардкоре».
Собственно, на этом список нововведений практически и закончен. Еще, пожалуй, можно отметить изменение работы датчика движения, который теперь засекает цели на 360 градусов, а не только перед героем, как в AvP 2, а также обладает существенно уменьшившимся радиусом действия, - но назвать это изменение серьезным вряд ли получится. Не является таковым и присутствие в первой миссии двух оказывающих поддержку в бою напарников: до определенного момента эта парочка бессмертна и активно расстреливает и поджигает Чужих (а заодно и оказавшегося в радиусе поражения игрока), но быстро погибает по велению скриптов.
Подводя этакий «промежуточный» итог, замечу, что изо всех трех кампаний приключения Дуни показались мне самыми сложными, равно как и наиболее увлекательными. Конечно, геймплейная механика «за человека» наиболее «стандартна» и похожа на прочие шутеры, - но жестокие, скоротечные бои с Чужими, особенно в темных, освещаемых лишь наплечным фонариком (или специальной «шашкой») коридорах, запоминаются надолго.
Вторым персонажем, на которого мы обратим внимание, станет Древний Хищник (Ancient Predator). В игре у него нет имени, - но я с учетом наличия таких персонажей, как Дуня и Дмитрий, назвал его Юрием. Почему именно так? Дело в том, что на просторах Интернета одно время был очень популярен «мем» с «участием» Юрия Гагарина: на вопрос первого космонавта «Ну как вы, потомки?» демонстрировалась картинка, содержащая некую культурную, экономическую, социальную или иную «дичь», после чего следовал ответ следующего поколения: «Прости, Юра, мы всё… потеряли!».
Вот и наш Хищник, прибывший с товарищами на LV-1201 аж за 500 лет до событий второй части, оказался в похожей ситуации. Отправившись на прогулку по окрестностям, наслаждающийся охотой на представителей местной фауны и любующийся пейзажами протагонист неожиданно наткнулся на группу Чужих, за которыми тут же пустился в погоню. В итоге это привело его в прямо в «сердце» древних руин, среди которых валялся упомянутый ранее артефакт. После его активации Хищники построили под его защитой аванпост и начали обживаться на новом месте.
Да вот беда, - ксеноморфам такой расклад совершенно не понравился, в результате чего они, предварительно лишив артефакт подпитки энергией, организовали на базу Хищников налет. В процессе отражения атаки главный герой по стечению обстоятельств оказался заперт в стазисе (вне времени и пространства) на следующие 500 лет. Наконец очнувшись, наш подопечный обнаружил, что потомки всё потеряли: аванпост заброшен, Хищников на планете нет, Чужие совсем «распоясались», как и шныряющие повсюду люди, а артефакт прямо на его глазах забирает Дуня… Конечно, справедливости ради следует отметить, что и приключения самого Юры в итоге закончатся былинным отказом, - но надавать перед этим по шее он успеет многим. Да и его сородичи появятся в AvP 2 на планете именно благодаря отправленному главным героем сигналу.
Тут стоит сразу упомянуть, что кампания Хищника технически является самой продолжительной в игре, - из трех входящих в нее уровней первые два разбиты на пару подуровней каждый. Однако проходятся они быстро и не сказать что шибко весело. Почему? Прежде всего - благодаря примитивными действиями Чужих, которые как и в кампании Дуни, просто массово «прут» в лобовые атаки прямо под огонь главного героя, или - значительно реже - выбегают со спины. И если на первом уровне, когда Юра обладает крайне ограниченным набором вооружения (проще говоря, лишен наплечной пушки), это еще создает определенные проблемы, то после сбора всего арсенала (читай: появления наплечного орудия) какие-либо сложности практически исчезают. Игрок просто врубает режим охотничьего зрения, предназначенный для охоты на ксеноморфов, активирует упомянутую ранее пушку и отстреливает всех попадающихся навстречу Чужих благодаря функции автоматического захвата цели... Тут бы помогли какие-нибудь интересные решения дизайнеров типа хитрых засад или нестандартных ситуаций, - но авторы ничего такого придумать не смогли. Всё, на что они сподобились, так это на единичный эпизод, - в ролике на движке протагониста окружают трое Чужих, а после его окончания игроку предстоит оперативно отбиться от упомянутой троицы инопланетных тварей.
Далее вновь следует отметить скудный набор оппонентов. Да, в начале первого уровня обладающему ограниченным арсеналом Хищнику придется, помимо Чужих, разбираться с агрессивными представителями фауны. Причем к упомянутым ранее «гориллам» и червям добавляются некие напоминающие буйволов существа. Вот только вся беда в том, что особой опасности они не представляют… Разве что черви в сочетании с ксеноморфами способны доставить определенные проблемы. Однако стоит лишь покинуть поверхность планеты, как среди противников остаются лишь Чужие разных мастей да небольшое количество фэйсхаггеров. Разработчики в своей «неподражаемой» манере попытались решить данную проблему, - но привело это лишь к появлению в рядах противника небывало высокого числа Преторианцев; у меня сложилось стойкое ощущение, что Юра перебил в два раза больше этих тварей, нежели Хищник из второй части игры.
Относительно выправляется ситуация лишь на третьем уровне, где, помимо Чужих, начинают попадаться солдаты корпорации да боевые андроиды. Но вся проблема в том, что все они встречаются в небольшом количестве, особой опасности не представляют и присутствуют словно для «галочки» или, скорее, даже для того, чтобы заставить игрока начать переключать режимы охотничьего зрения. Да и придумать связанных с переходом действа на территорию людей интересных игровых ситуаций вроде прорыва через охраняемый турелями и снайперами периметр из сиквела разработчики вновь поленились.
В итоге кампания за Хищника показалась мне наименее динамичной и увлекательной изо всех трех. Юра просто раз за разом выносит толпы врагов, восполняет запас энергии/здоровья, после чего проделывает указанные действия еще, а потом еще раз. И так - до победного. При этом его богатый арсенал, включающий в себя наручные лезвия для рукопашной, охотничье копье, плазменный пистолет (альтернативная атака оглушает противников), гарпунное ружье (со снайперским режимом), наплечную пушку, сеть, диск с возможностью автоматического захвата цели и принудительным возвращением и встроенный в наруч бластер, остается по большей части невостребованным. Равно как и маскирующее устройство.
Зато вот портативную аптечку и портативный генератор, восполняющий запасы энергии, приходится использовать регулярно. Именно эти девайсы, по моему скромному мнению, и просаживают динамику игры, чересчур «замедляя» и упрощая игровой процесс. Во второй части разработчики активно боролись с этим с помощью временного лишения игрока доступа к данным устройствам, а также наличия мест с постоянным респауном Чужих.
Но в Primal Hunt авторы такими вещами не заморачивались. Складывается впечатление, что кампанию Хищника доделывали в самом конце, из последних сил. Тот факт, что все оригинальные ситуации заключаются в паре мест, где придется немного позаниматься «джамп-пазлами», говорит о многом. В общем, Юра, прости, но мы всё… ну вы поняли.
И на такой вот «радостной ноте» перейдем к третьей, самой интригующей, на первый взгляд, кампании игры, посвященной ксеноморфам. Почему интригующей? Так ведь играть в ней предстоит не за какого-то там «рядового» монстра, а за самого настоящего Предалиена (гибрида Чужого и Хищника). Вот только при ближайшем рассмотрении быстро выясняется, что данная «зверушка» ничем не отличается от своих «обычных» сородичей. Ну, разве что кроме одного момента, о котором я чуть подробнее упомяну ниже.
В результате игроков ждет тот же самый геймплей, который ранее наблюдался во второй части игры, - Предалиен осторожно перемещается по уровням, стараясь устранять врагов по одиночке и избегать открытой конфронтации с несколькими противниками, используя для этого хорошо знакомый по предыдущим частям набор умений, включающий в себя возможность ползать по стенам и потолкам, совершать огромные прыжки вперед (вверх) и видеть в кромешной темноте. Ну и атаки лапами и хвостом, конечно. Также на радость всем кровожадным игрокам персонаж по-прежнему откусывает своим оппонентам головы и потрошит их тела, восполняя таким образом - в случае с живыми противниками - свое здоровье. Правда, заниматься всеми упомянутыми выше вещами предстоит лишь на одном (последнем) уровне, который, кстати, единственный в кампании Предалиена разбит на два эпизода.
Что же тогда предстоит делать на паре первых этапов? Выживать! Ведь авторы дополнения вновь предлагают игрокам пройти полный цикл развития ксеноморфа. В результате на первом уровне потребуется взять под управление фэйсхаггера, которому предстоит окольными путями проскочить мимо всех врагов, найти жертву и инфицировать ее, а на втором, уже в роли «вылупившегося» «грудолома», - прокрасться мимо вооруженных противников в безопасное, полное «еды» место, в котором и произойдет окончательная трансформация в Предалиена.
В целом всё это более-менее интересно, - вот только уже было в AvP 2. А каких-то собственных геймплейных нововведений разработчики дополнения не придумали. Разве что несколько «не повезло» фэйсхаггеру: если его «коллега» из второй части пробирался мимо ничего не подозревающих людей, то тут предстоит иметь дело с находящимися в состоянии полной боевой готовности Хищниками, отбивающими атаку Чужих на свою базу.
Причем самое обидное заключается в том, что, развившись в Предалиена, наш подопечный так и не сможет отомстить инопланетным охотникам. Ибо скудный «набор» его противников будет ограничен исключительно вооруженными людьми и андроидами, а также небольшим количеством переносных и стационарных (потолочных) турелей. Да и многочисленностью враги похвастаться не смогут. Однако их относительно малое количество частично компенсируется «качеством»: как минимум половину, если не больше, оппонентов составляют тяжеловооруженные «искусственные» люди. Их уничтожение зачастую представляет решение своего рода головоломки: приходится караулить таких противников в засаде, выманивать в укромные места, подбираться к ним окольными путями. Ведь вооруженные миниганами, ракетницами и прочим тяжелым вооружением андроиды расправляются с Предалиеном в открытом бою очень быстро. Кстати, кампания за гибрида является единственной, в которой присутствуют своего рода боссы: в конце последнего этапа против него выступают двое закованных в боевые экзоскелеты солдат. И вот тут проявляет себя то самое небольшое отличие Предалиена от простых Чужих, о котором я упоминал ранее, - эти бронекостюмы он ломает буквально одним-двумя ударами.
В общем, боевая часть за инопланетного монстра смотрится весьма неплохо. Но авторы дополнили ее решением «головоломок». Заключаются таковые либо в нахождении щитков/терминалов, которые требуется сломать, либо в обнаружении «лазеек», позволяющих продвинуться дальше. При этом некоторые из них спрятаны ОЧЕНЬ хорошо. В результате неплохие эпизоды с уничтожением противников «разбавляются» монотонным «обшариванием» локаций в поисках очередной решетки, которую надо выбить, или вещи, которую надо сломать. Из-за этого динамика игры «проседает», а такие поиски начинают утомлять. Если честно, лучше бы авторы добавили больше врагов, параллельно уменьшив время таких поисков. Но результат уже не изменить, - и игрокам остается лишь смириться с наличием довольно «неровной» кампании, отдельные эпизоды которой несколько напрягают своей монотонностью.
Завершая обзор Primal Hunt, скажу буквально пару слов и о технической составляющей. Тут, на мой взгляд, особых отличий от второй части не наблюдается. Так что отдельно отметить стоит разве что неплохое качество прорисовки и анимации новых монстров. Ну и новую модель Дуни, конечно, - хотя характерной для всех персонажей некоторой угловатости не избежала и она. Еще очень жаль, что авторы аддона не поправили графический баг, в результате которого лишившиеся лап и ползущие по земле ксеноморфы в момент гибели вновь обретают потерянные конечности.
На прежнем уровне осталось и звуковое оформление: в напряженные моменты звучит тревожная музыка, ксеноморфы шипят и рычат так, что кровь в жилах стынет, а Хищник торжествующе ревет после убийств и басовито хохочет. В общем, озвучка выполнена на вполне приличном уровне. Напрягает только английский «Железных медведей», отличающийся диким «русским» акцентом, да придурковатые крики безоружных людей.
Подводя итог данного обзора, замечу, что несмотря на множество отрицательных отзывов как обычных геймеров, так и специализированной прессы, Primal Hunt всё же нельзя назвать полным провалом. Ее основной проблемой является то, что авторы откровенно схалтурили, не придумав ничего по-настоящему нового и интересного ни в части игрового процесса, ни в техническом исполнении. Все положительные моменты данного аддона связаны по большей части с наработками и идеями Monolith Production. Вот без них дополнение точно бы стало полным провалом. А так перед нами предстает короткий, по большей части прямолинейный и «мясной» шутер, к тому же излишне усложненный. Сыграть в него действительно можно, - но, избежав с ним знакомства, вы на самом деле абсолютно ничего не потеряете.
И оно появилось относительно быстро. Правда, разрабатывали его не создатели первой части из студии Rebellion, а небезызвестная Monolith Production. В результате этой «рокировки» сиквел вышел весьма отличным от оригинала. Да, основная идея - три кампании и, как следствие, троица кардинально отличающихся друг от друга протагонистов - осталась нетронутой. Но вот игровой процесс был перелопачен довольно прилично. Впрочем, всю «подноготную» Aliens versus Predator 2 (2001, Windows) (она же AvP 2) можно узнать из описания на сайте, - а потому перейдем непосредственно к нашему «герою», вышедшему в 2002 году аддону ко второй части, именуемому Aliens versus Predator 2: Primal Hunt.
Причем сразу стоит оговориться, что его разработкой занимались отнюдь не ребята из Monolith Production, а команда Third Law Interactive, на тот момент имевшая в своем послужном списке лишь один серьезный проект - весьма и весьма неплохой шутер KISS: Psycho Circus - The Nightmare Child (2000, Windows). Учитывая наличие у них положительного опыта создания экшенов от первого лица, можно было ожидать того, что авторы Primal Hunt создадут продукт, как минимум не уступающий творению Monolith.
Увы, но сбыться столь «радужным» мечтам было не суждено. Мало того, что аддон получился коротким - всего по три миссии за каждого персонажа, - так еще и довольно неоднозначным проектом, который придется по вкусу далеко не каждому игроку. И дело не только в «старой болезни» многих дополнений: «давайте сделаем посложнее, иначе игроку будет скучно». Разработчики также добавили в свое детище ряд весьма сомнительных находок, которые не только не сделали игровой процесс интереснее, но и придали ему ряд специфических - причем скорее в отрицательном смысле - черт. Но обо всём по порядку.
И начнем мы с кампании, посвященной приключением майора Дуни (Dunya), вместе со своим мужем Дмитрием (Dimitri) являющейся членом подразделения наемников «Железные медведи» (Iron Bears), заключившего контракт с корпорацией Вейланд-Ютани (Weyland – Yutani Corporation) на обеспечение безопасности научно-исследовательского комплекса, расположенного на планете LV-1201. Кстати, именно эта дамочка взяла во второй части в плен одного из протагонистов - капрала Харрисона (Harrison), виновного в гибели ее супруга. Однако сюжет данной кампании аддона берет свое начало за 5 недель до событий сиквела, а потому ключевые бойцы «Железных медведей», включая Дмитрия и одиозного генерала Василия Райкова (Vasili Rykov), живы-здоровы (кое-кто относительно). Собственно, именно благодаря аддону становится понятно, почему прибывшие в AvP 2 на планету морпехи застали силы корпорации в столь плачевном положении.
А началось всё с проведения возглавляемой Дуней группой операции по захвату древнего артефакта, способного после активации убивать оказавшихся в радиусе его действия Чужих. Потеряв в процессе всех отправившихся с ней на задание боевых товарищей, главная героиня благополучно выполняет приказ командования, доставив искомый объект на базу. К несчастью, это провоцирует атаку на научно-исследовательский комплекс двух других «фракций» (Чужих и Хищников).
Таким образом, три миссии кампании Дуни посвящены захвату артефакта, его последующей доставке «к своим» и попытке защиты находки от массированной атаки Чужих, переросшей в отступление с боем из оккупированной ксеноморфами части лаборатории. Причем сразу стоит оговорить один важный момент. Во второй части игры практически все уровни были разбиты на два-три разделенных подгрузками этапа, - однако миссии аддона, посвященные приключениям бойца «Железных медведей», лишены такого деления. В результате мы имеем лишь три средней продолжительности этапа и, как следствие, самую короткую кампанию игры.
Однако следует сразу же оговориться: непродолжительной она будет при игре на низких уровнях сложности, а вот на высоких повозиться придется изрядно. Особенно «весело» будет на «хардкоре», отличающемся отсутствием возможности сохраняться в ходе выполнения миссий. Ведь разработчики не придумали ничего более интересного, чем устроить на уровнях настоящую бойню, сделав упор на «мясо». В результате на протагонистку будут с пугающей регулярностью набрасываться группы Чужих, бесстрашно кидающихся прямо на оружие героини. Об интенсивности боев свидетельствует хотя бы тот факт, что для успешного прохождения уже первого этапа Дуне потребуется, помимо отстрела большого количества представителей двух основных типов Чужих, ликвидировать парочку Преторианцев (тяжелобронированных могучих ксеноморфов), во второй части появлявшихся лишь на последних уровнях. Так что готовьтесь много (очень много) стрелять.
Правда, процесс этот выполнен крайне примитивно, - в большинстве своем Чужие просто выбегают на героиню и сразу атакуют ее. Неожиданно выпрыгивающие из засады или подкрадывающиеся сзади ксеноморфы встречаются крайне редко, что отнюдь не придает игровому процессу разнообразия. Исключением является лишь участок второго этапа, при прохождении которого героиня подымается всё выше и выше по «серии» узких природных «мостиков». Вот тут Чужие реально атакуют с разных направлений.
Но еще большей проблемой, помимо не слишком изобретательных действий противника, становится малое количество разновидностей оппонентов. Практически всё время игроку придется отстреливать «стандартных» Чужих черной окраски, коричневую (более скоростную) разновидность ксеноморфов, а также Преторианцев. Ни противников-людей (андроидов), ни Хищника с Королевой вам на растерзание не отдадут. Даже мелкие фэйсхаггеры встретятся в очень ограниченном количестве лишь на одном этапе (хотя это для многих скорее будет плюсом).
В такой ситуации «отдуваться» опять приходится второму уровню игры, на котором Дуне предстоит познакомиться с двумя видами представителей местной фауны планеты - здоровенными, немного смахивающими на горилл монстрами, умеющими совершать огромные прыжки и сливаться с окружающим пейзажем, а также слепыми подземными червями, вылезающими из земли и кусающими героиню острыми зубами. Последние являются наиболее раздражающим противником, поскольку хотя и атакуют на строго ограниченной территории, но зато бесконечны, - сколько их ни убивай, численность не уменьшается. Впрочем, по-настоящему они становятся проблемой лишь в «сочетании» с Чужими, - неприятно в разгар боя налететь на подземную тварь и, замешкавшись, подпустить ксеноморфов на ближнюю дистанцию…
Ведь, ругая авторов за малое разнообразие противников и их прямолинейную тактику, следует помнить главное: каждый ксеноморф - это настоящая «машина смерти». Чужие движутся очень быстро, нередко перемещаясь по стенам и потолку, а также умеют совершать длинные прыжки. Поэтому каждый бой с ними требует хорошей реакции, умелого маневрирования и точной стрельбы плюс правильного выбора оружия и позиции. Любая же настоящая оплошность легко может привести к серьезным потерям здоровья/брони, а то и к гибели персонажа.
Кстати, разработчики аддона поступили весьма оригинально, выдав игроку уже в начале первого уровня весь доступный Дуне арсенал. А он, надо сказать, богат: нож, пистолеты (можно стрелять с двух рук), дробовик, автомат с «подствольником», пулемет, автоматически захватывающий цели «смартган», огнемет, гранатомет (использует несколько типов боеприпасов), снайперская винтовка. Плюс переносные турели, ставшие одним из главных нововведений аддона. Одну из них можно будет найти уже на первом уровне (одновременно героиня способна таскать две единицы) и в дальнейшем носить с собой, устанавливая турель на наиболее выгодных огневых позициях. При грамотном использовании такая пушка способна оказать существенную помощь, нанеся ксеноморфам высокий урон, а вот при неудачном применении - серьезно ранить или даже убить игрока.
При этом научиться пользоваться такими орудиями придется в обязательном порядке, - ведь в конце третьего уровня от героини в начале потребуется продержаться под постоянными атаками возглавляемых Преторианцем ксеноморфов до прибытия лифта, а затем удерживать в течение определенного времени ангар, отражая настоящие «волны» инопланетных тварей. Причем последняя битва, без сомнения, является одним из самых сложных эпизодов игры, - помимо мощного стационарного пулемета, Дуне придется использовать (если сделаете всё правильно) три автоматических турели, которые надо будет установить наиболее оптимальным образом. Угадаете с расстановкой (и будете метко стрелять сами) - выживете; не угадаете - проиграете. Не буду даже говорить, сколько я переигрывал этот момент (и уровень в целом) на «хардкоре».
Собственно, на этом список нововведений практически и закончен. Еще, пожалуй, можно отметить изменение работы датчика движения, который теперь засекает цели на 360 градусов, а не только перед героем, как в AvP 2, а также обладает существенно уменьшившимся радиусом действия, - но назвать это изменение серьезным вряд ли получится. Не является таковым и присутствие в первой миссии двух оказывающих поддержку в бою напарников: до определенного момента эта парочка бессмертна и активно расстреливает и поджигает Чужих (а заодно и оказавшегося в радиусе поражения игрока), но быстро погибает по велению скриптов.
Подводя этакий «промежуточный» итог, замечу, что изо всех трех кампаний приключения Дуни показались мне самыми сложными, равно как и наиболее увлекательными. Конечно, геймплейная механика «за человека» наиболее «стандартна» и похожа на прочие шутеры, - но жестокие, скоротечные бои с Чужими, особенно в темных, освещаемых лишь наплечным фонариком (или специальной «шашкой») коридорах, запоминаются надолго.
Вторым персонажем, на которого мы обратим внимание, станет Древний Хищник (Ancient Predator). В игре у него нет имени, - но я с учетом наличия таких персонажей, как Дуня и Дмитрий, назвал его Юрием. Почему именно так? Дело в том, что на просторах Интернета одно время был очень популярен «мем» с «участием» Юрия Гагарина: на вопрос первого космонавта «Ну как вы, потомки?» демонстрировалась картинка, содержащая некую культурную, экономическую, социальную или иную «дичь», после чего следовал ответ следующего поколения: «Прости, Юра, мы всё… потеряли!».
Вот и наш Хищник, прибывший с товарищами на LV-1201 аж за 500 лет до событий второй части, оказался в похожей ситуации. Отправившись на прогулку по окрестностям, наслаждающийся охотой на представителей местной фауны и любующийся пейзажами протагонист неожиданно наткнулся на группу Чужих, за которыми тут же пустился в погоню. В итоге это привело его в прямо в «сердце» древних руин, среди которых валялся упомянутый ранее артефакт. После его активации Хищники построили под его защитой аванпост и начали обживаться на новом месте.
Да вот беда, - ксеноморфам такой расклад совершенно не понравился, в результате чего они, предварительно лишив артефакт подпитки энергией, организовали на базу Хищников налет. В процессе отражения атаки главный герой по стечению обстоятельств оказался заперт в стазисе (вне времени и пространства) на следующие 500 лет. Наконец очнувшись, наш подопечный обнаружил, что потомки всё потеряли: аванпост заброшен, Хищников на планете нет, Чужие совсем «распоясались», как и шныряющие повсюду люди, а артефакт прямо на его глазах забирает Дуня… Конечно, справедливости ради следует отметить, что и приключения самого Юры в итоге закончатся былинным отказом, - но надавать перед этим по шее он успеет многим. Да и его сородичи появятся в AvP 2 на планете именно благодаря отправленному главным героем сигналу.
Тут стоит сразу упомянуть, что кампания Хищника технически является самой продолжительной в игре, - из трех входящих в нее уровней первые два разбиты на пару подуровней каждый. Однако проходятся они быстро и не сказать что шибко весело. Почему? Прежде всего - благодаря примитивными действиями Чужих, которые как и в кампании Дуни, просто массово «прут» в лобовые атаки прямо под огонь главного героя, или - значительно реже - выбегают со спины. И если на первом уровне, когда Юра обладает крайне ограниченным набором вооружения (проще говоря, лишен наплечной пушки), это еще создает определенные проблемы, то после сбора всего арсенала (читай: появления наплечного орудия) какие-либо сложности практически исчезают. Игрок просто врубает режим охотничьего зрения, предназначенный для охоты на ксеноморфов, активирует упомянутую ранее пушку и отстреливает всех попадающихся навстречу Чужих благодаря функции автоматического захвата цели... Тут бы помогли какие-нибудь интересные решения дизайнеров типа хитрых засад или нестандартных ситуаций, - но авторы ничего такого придумать не смогли. Всё, на что они сподобились, так это на единичный эпизод, - в ролике на движке протагониста окружают трое Чужих, а после его окончания игроку предстоит оперативно отбиться от упомянутой троицы инопланетных тварей.
Далее вновь следует отметить скудный набор оппонентов. Да, в начале первого уровня обладающему ограниченным арсеналом Хищнику придется, помимо Чужих, разбираться с агрессивными представителями фауны. Причем к упомянутым ранее «гориллам» и червям добавляются некие напоминающие буйволов существа. Вот только вся беда в том, что особой опасности они не представляют… Разве что черви в сочетании с ксеноморфами способны доставить определенные проблемы. Однако стоит лишь покинуть поверхность планеты, как среди противников остаются лишь Чужие разных мастей да небольшое количество фэйсхаггеров. Разработчики в своей «неподражаемой» манере попытались решить данную проблему, - но привело это лишь к появлению в рядах противника небывало высокого числа Преторианцев; у меня сложилось стойкое ощущение, что Юра перебил в два раза больше этих тварей, нежели Хищник из второй части игры.
Относительно выправляется ситуация лишь на третьем уровне, где, помимо Чужих, начинают попадаться солдаты корпорации да боевые андроиды. Но вся проблема в том, что все они встречаются в небольшом количестве, особой опасности не представляют и присутствуют словно для «галочки» или, скорее, даже для того, чтобы заставить игрока начать переключать режимы охотничьего зрения. Да и придумать связанных с переходом действа на территорию людей интересных игровых ситуаций вроде прорыва через охраняемый турелями и снайперами периметр из сиквела разработчики вновь поленились.
В итоге кампания за Хищника показалась мне наименее динамичной и увлекательной изо всех трех. Юра просто раз за разом выносит толпы врагов, восполняет запас энергии/здоровья, после чего проделывает указанные действия еще, а потом еще раз. И так - до победного. При этом его богатый арсенал, включающий в себя наручные лезвия для рукопашной, охотничье копье, плазменный пистолет (альтернативная атака оглушает противников), гарпунное ружье (со снайперским режимом), наплечную пушку, сеть, диск с возможностью автоматического захвата цели и принудительным возвращением и встроенный в наруч бластер, остается по большей части невостребованным. Равно как и маскирующее устройство.
Зато вот портативную аптечку и портативный генератор, восполняющий запасы энергии, приходится использовать регулярно. Именно эти девайсы, по моему скромному мнению, и просаживают динамику игры, чересчур «замедляя» и упрощая игровой процесс. Во второй части разработчики активно боролись с этим с помощью временного лишения игрока доступа к данным устройствам, а также наличия мест с постоянным респауном Чужих.
Но в Primal Hunt авторы такими вещами не заморачивались. Складывается впечатление, что кампанию Хищника доделывали в самом конце, из последних сил. Тот факт, что все оригинальные ситуации заключаются в паре мест, где придется немного позаниматься «джамп-пазлами», говорит о многом. В общем, Юра, прости, но мы всё… ну вы поняли.
И на такой вот «радостной ноте» перейдем к третьей, самой интригующей, на первый взгляд, кампании игры, посвященной ксеноморфам. Почему интригующей? Так ведь играть в ней предстоит не за какого-то там «рядового» монстра, а за самого настоящего Предалиена (гибрида Чужого и Хищника). Вот только при ближайшем рассмотрении быстро выясняется, что данная «зверушка» ничем не отличается от своих «обычных» сородичей. Ну, разве что кроме одного момента, о котором я чуть подробнее упомяну ниже.
В результате игроков ждет тот же самый геймплей, который ранее наблюдался во второй части игры, - Предалиен осторожно перемещается по уровням, стараясь устранять врагов по одиночке и избегать открытой конфронтации с несколькими противниками, используя для этого хорошо знакомый по предыдущим частям набор умений, включающий в себя возможность ползать по стенам и потолкам, совершать огромные прыжки вперед (вверх) и видеть в кромешной темноте. Ну и атаки лапами и хвостом, конечно. Также на радость всем кровожадным игрокам персонаж по-прежнему откусывает своим оппонентам головы и потрошит их тела, восполняя таким образом - в случае с живыми противниками - свое здоровье. Правда, заниматься всеми упомянутыми выше вещами предстоит лишь на одном (последнем) уровне, который, кстати, единственный в кампании Предалиена разбит на два эпизода.
Что же тогда предстоит делать на паре первых этапов? Выживать! Ведь авторы дополнения вновь предлагают игрокам пройти полный цикл развития ксеноморфа. В результате на первом уровне потребуется взять под управление фэйсхаггера, которому предстоит окольными путями проскочить мимо всех врагов, найти жертву и инфицировать ее, а на втором, уже в роли «вылупившегося» «грудолома», - прокрасться мимо вооруженных противников в безопасное, полное «еды» место, в котором и произойдет окончательная трансформация в Предалиена.
В целом всё это более-менее интересно, - вот только уже было в AvP 2. А каких-то собственных геймплейных нововведений разработчики дополнения не придумали. Разве что несколько «не повезло» фэйсхаггеру: если его «коллега» из второй части пробирался мимо ничего не подозревающих людей, то тут предстоит иметь дело с находящимися в состоянии полной боевой готовности Хищниками, отбивающими атаку Чужих на свою базу.
Причем самое обидное заключается в том, что, развившись в Предалиена, наш подопечный так и не сможет отомстить инопланетным охотникам. Ибо скудный «набор» его противников будет ограничен исключительно вооруженными людьми и андроидами, а также небольшим количеством переносных и стационарных (потолочных) турелей. Да и многочисленностью враги похвастаться не смогут. Однако их относительно малое количество частично компенсируется «качеством»: как минимум половину, если не больше, оппонентов составляют тяжеловооруженные «искусственные» люди. Их уничтожение зачастую представляет решение своего рода головоломки: приходится караулить таких противников в засаде, выманивать в укромные места, подбираться к ним окольными путями. Ведь вооруженные миниганами, ракетницами и прочим тяжелым вооружением андроиды расправляются с Предалиеном в открытом бою очень быстро. Кстати, кампания за гибрида является единственной, в которой присутствуют своего рода боссы: в конце последнего этапа против него выступают двое закованных в боевые экзоскелеты солдат. И вот тут проявляет себя то самое небольшое отличие Предалиена от простых Чужих, о котором я упоминал ранее, - эти бронекостюмы он ломает буквально одним-двумя ударами.
В общем, боевая часть за инопланетного монстра смотрится весьма неплохо. Но авторы дополнили ее решением «головоломок». Заключаются таковые либо в нахождении щитков/терминалов, которые требуется сломать, либо в обнаружении «лазеек», позволяющих продвинуться дальше. При этом некоторые из них спрятаны ОЧЕНЬ хорошо. В результате неплохие эпизоды с уничтожением противников «разбавляются» монотонным «обшариванием» локаций в поисках очередной решетки, которую надо выбить, или вещи, которую надо сломать. Из-за этого динамика игры «проседает», а такие поиски начинают утомлять. Если честно, лучше бы авторы добавили больше врагов, параллельно уменьшив время таких поисков. Но результат уже не изменить, - и игрокам остается лишь смириться с наличием довольно «неровной» кампании, отдельные эпизоды которой несколько напрягают своей монотонностью.
Завершая обзор Primal Hunt, скажу буквально пару слов и о технической составляющей. Тут, на мой взгляд, особых отличий от второй части не наблюдается. Так что отдельно отметить стоит разве что неплохое качество прорисовки и анимации новых монстров. Ну и новую модель Дуни, конечно, - хотя характерной для всех персонажей некоторой угловатости не избежала и она. Еще очень жаль, что авторы аддона не поправили графический баг, в результате которого лишившиеся лап и ползущие по земле ксеноморфы в момент гибели вновь обретают потерянные конечности.
На прежнем уровне осталось и звуковое оформление: в напряженные моменты звучит тревожная музыка, ксеноморфы шипят и рычат так, что кровь в жилах стынет, а Хищник торжествующе ревет после убийств и басовито хохочет. В общем, озвучка выполнена на вполне приличном уровне. Напрягает только английский «Железных медведей», отличающийся диким «русским» акцентом, да придурковатые крики безоружных людей.
Подводя итог данного обзора, замечу, что несмотря на множество отрицательных отзывов как обычных геймеров, так и специализированной прессы, Primal Hunt всё же нельзя назвать полным провалом. Ее основной проблемой является то, что авторы откровенно схалтурили, не придумав ничего по-настоящему нового и интересного ни в части игрового процесса, ни в техническом исполнении. Все положительные моменты данного аддона связаны по большей части с наработками и идеями Monolith Production. Вот без них дополнение точно бы стало полным провалом. А так перед нами предстает короткий, по большей части прямолинейный и «мясной» шутер, к тому же излишне усложненный. Сыграть в него действительно можно, - но, избежав с ним знакомства, вы на самом деле абсолютно ничего не потеряете.
- Атмосфера:
Ужасы - Главный герой:
Вымышленное существо - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Научная фантастика - Технические детали:
Дополнение - Язык:
English