Война во Вьетнаме, помимо звания одного из крупнейших вооруженных конфликтов второй половины XX века, примечательна также тем, что является одним из немногочисленных случаев поражения военной машины США. И разумеется, что такое событие мирового масштаба не могло не оставить значимый след в массовой культуре. Не миновала сия юдоль и индустрию электронных развлечений, о чём свидетельствует немалое число проектов - в большинстве своем шутеров от первого/третьего лица, - позволяющих геймерам «поучаствовать» в данном конфликте и вдоволь пострелять по скрывающимся в джунглях «гукам». Ведь, несмотря на поражение войск США в реальности, штатовские разработчики, равно как и примкнувшие к ним «коллеги» из прогрессивных стран, раз за разом позволяли (л)американским воякам взять реванш в виртуальных мирах. Нет, авторы, разумеется, не меняли историю, и о победе Штатов над врагом речи не было. Но, глядя на то, как очередной бравый протагонист сотнями «косит» бойцов Вьетконга, справляясь с самыми невыполнимыми заданиями, невольно начинаешь задумываться о том, что такое поражение стоит иной победы.
Аналогичным образом «скроен» и рассматриваемый нами шутер Men of Valor, сюжетная кампания которого позволяет игроку от лица морпеха Дина Шепарда (Dean Shepard) поучаствовать во многих «знаковых» сражениях конфликта, включая Тетское наступление и оборону базы Кхесань. При этом авторы по мере сил попытались показать всю неприглядную «изнанку» войны, однако использовали для этого достаточно предсказуемые и распространенные ходы, в числе которых героическая гибель отдельных персонажей, «удары в спину» со стороны мирного населения, непредвиденные потери вследствие некомпетентности офицера, подлость военных журналистов, исказивших правду в репортаже. Да и с учетом того, что главный герой и небольшой отряд его сослуживцев - в котором в определенный момент окажется и брат протагониста - уничтожают врагов свободы и демократии в таком количестве, что хватило бы на целый полк, проникнуться трагизмом ситуации как-то не получается. Тем более что разработчики очень постарались сделать свое детище максимально политкорректным: наш подопечный рассудительный и довольно интеллигентный афроамериканец, который пишет письма домой, дружит с товарищами по оружию вне зависимости от их цвета кожи, сражается плечом к плечу с бойцами армии Южного Вьетнама и не совершает никаких аморальных поступков. В результате единственным элементом сюжета, вызывающим хоть какой-то интерес, становится традиционная «угадайка» - доживет тот или иной боец до финальных титров или нет.
А вот игровой процесс Men of Valor способен преподнести пару сюрпризов, правда не всегда приятных. Хотя на первый взгляд, особых проблем не наблюдается, - игра состоит из 12 глав, каждая из которых разбита на несколько уровней и посвящена отдельной боевой операции. При этом «тематика» этапов весьма разнообразна: перестрелки в глубине джунглей со скрывающимися в густой растительности и едва видимыми бойцами противника; штурмы укреплений врага и оборона своих собственных позиций; зачистка легендарных подземных тоннелей Вьетконга; организация западни неприятельским отрядам и прорывы из засад, организованных противоположной стороной; жестокие городские бои и «дуэли» с боевой техникой. Кроме того, игроку придется пару раз взять на себя роль бортового стрелка на вертолете, а также обеспечить огневое прикрытие товарищей во время заплыва на катере. Причем события кампании развиваются стремительно, и никогда не знаешь, что ждет протагониста дальше, - жаркие перестрелки в напичканных смертоносными ловушками джунглях сменяются штурмом занятого противником холма и подрывом неприятельского дота, а зачистка подземных тоннелей плавно перетекает в отчаянную оборону клочка земли возле точки выхода на поверхность в ожидании отвечающего за эвакуацию вертолета. Более того, отдельные этапы получились у авторов достаточно запоминающимися. Например, осада расположенной в городе Хюэ древней цитадели, буквально каждый метр которой приходится отбивать у врага в жесточайших боях. Или ночной прорыв под минометным обстрелом через кишащее солдатами противника болото, вызывающий ассоциации с известным своими сложностью и атмосферой, а также проходящим во многом в аналогичных условиях уровнем из Delta Force: Land Warrior (2000, Windows).
Впрочем, учитывая тот факт, что разработкой игры занималась ответственная за создание Medal of Honor: Allied Assault (2002, Windows) студия «2015», в зрелищности Men of Valor можно и не сомневаться. Равно как и в наличии элементов геймплея, радовавших (или раздражавших) еще в ходе прохождения Allied Assault. В их числе: участки с бесконечным респауном противников, укрепленные точки, к которым временами придется подбираться под шквальным огнем, полные снайперов (ракетчиков, пулеметчиков) городские руины, уничтожение техники врага как из тяжелого вооружения, так и с помощью «ручного» подрыва (путем прикрепления к броне взрывчатки). Однако то ли побоявшись, что Men of Valor станет «Медалью за Отвагу во Вьетнамском антураже», то ли поддавшись жажде перемен, которых требовали их сердца, разработчики начали экспериментировать с игровым процессом, стараясь привнести в него побольше новых идей, что привело к весьма сомнительным результатам.
Прежде всего, в глаза бросаются линейность, я бы даже сказал - «коридорность» локаций, а также небольшой размер большинства уровней: некоторые из них вообще состоят буквально из одной-двух локаций. Да, встречаются и относительно продолжительные этапы, но они, как правило, являются наиболее нудными и затянутыми. При этом практически каждый уровень содержит как минимум одну скриптовую сценку на движке. Сюжеты этих вставок довольно разнообразны и могут быть посвящены как обычной болтовне героев, так и суровому экшену вроде прыжка из несущегося по взлетно-посадочной полосе и безжалостно расстреливаемого врагом самолета. Но вся беда в том, что пропускать такие сцены нельзя. А с учетом отсутствия свободных сохранений игра автоматически записывается строго в предусмотренных разработчиками местах, причем не более одного-двух раз за миссию, - высока вероятность того, что наблюдать их придется далеко не один раз…
Плюс практически на каждом этапе Men of Valor присутствуют эпизоды, пройти которые можно лишь путем проб и ошибок. Так, чтобы подобраться к простреливающему окрестности доту, необходимо будет вычислить правильный «маршрут» от укрытия к укрытию, а при зачистке городских районов - точно знать расположение снайперов, пулеметчиков и вооруженных гранатометами бойцов. Кроме того, эпизодически возникают ситуации, когда игра, постоянно «разжевывающая» дальнейшие действия геймера, дает не самые хорошие советы. Чаще всего это связано с заданием занять некую позицию (зачастую за стационарным пулеметом), сдерживая наступающих солдат противника. Как правило, выгоднее оказывается не лезть под пули, а найти укромное местечко и потихоньку отстреливать оппонентов оттуда.
Да и различных условностей в проекте немало. Меня поразил случай, когда сидящий в окне здания пулеметчик, ранее встреченные «коллеги» которого погибали от одного попадания пули из снайперской винтовки, вдруг оказался неуничтожим обычными способами, а для его ликвидации потребовалось зачистить три этажа соседней постройки, найти там мертвеца с гранатометом в руках и после получения соответствующей «команды» игры подорвать его выстрелом из этого оружия. При этом данная «пушка» имелась у главного героя изначально, но уничтожить из нее неприятеля «просто так» было нельзя.
Следующим спорным моментом Men of Valor является искусственный интеллект, причем как наших противников, так и союзников. Поведение оппонентов достаточно примитивно, - враги сидят на месте, паля в игрока, или бегают между укрытиями, время от времени отстреливаясь. Также весьма распространены случаи, когда супостаты, забыв об осторожности, просто устремляются в сторону главного героя, подставляясь под пули. Конечно, ситуацию немного исправляет работа дизайнеров, которые заставляют врагов атаковать с нескольких направлений, вести огонь из засад, а также неожиданно появляться на поле боя в качестве «подкрепления». Да и упомянутые ранее участки с бесконечным респауном никто не отменял. Как и артиллерийские обстрелы. Другое дело, что помогают такие «костыли» не слишком сильно. В результате в ход идет старая добрая фишка «два-три попадания - и главный герой труп». А на максимальной сложности супостатам вполне может хватить и одного попадания. Причем боты, хотя и не являются поголовно снайперами - скорее даже наоборот, много мажут, - вполне могут исхитриться и «влепить» смертельный выстрел с большой дистанции. Впрочем, как и промахнуться с близкого расстояния. Так что если на низкой сложности еще можно побегать под огнем, то на средней, не говоря уже про максимальную, приходится действовать крайне аккуратно. Да, чуть не забыл упомянуть невероятно меткие броски гранат, которые во второй половине кампании становятся настоящей головной болью.
Невольно помогают противнику и электронные союзники нашего альтер эго. Дело в том, что миссии, в которых протагонист будет действовать в одиночку, можно пересчитать по пальцам одной руки. В остальных же случаях рядом будет сражаться как минимум один виртуальный напарник. С одной стороны, данные товарищи абсолютно бессмертны и погибают исключительно по воле скриптов или в сценах на движке. Так что переигрывать уровни из-за того, что очередной бравый морпех погиб, не придется. Единственное, чего могут добиться неприятельские солдаты, - так это временного выхода поборника демократии из строя: раненый боец падает на землю и начинает громко стонать и звать на помощь. В результате иногда можно наблюдать по-настоящему сюрреалистичные картины из лежащих в ряд двух-трех ботов, умоляющих их спасти. Причем их оставшиеся в строю товарищи так и норовят подбежать к вышедшим из строя союзникам и вынести их на спине в безопасное место. Также следует отметить тот факт, что электронные братишки способны подсобить в отстреле солдат Вьетконга. Особенно они хороши на близких дистанциях, - в моей практике соратники несколько раз спасали подопечного, оперативно отстреливая неожиданно выскочивших из засады супостатов. Однако другой стороной ведения боев в команде становятся постоянные помехи со стороны союзников, - боты выбегают на линию огня, мешая нормально целиться, прячутся от вражеского огня в укрытиях (зачастую самых удобных), тем самым лишая игрока возможности воспользоваться ими, а также «поджимают» главного героя, не позволяя оперативно сменить позицию или убежать от гранаты… Надо ли говорить, что такие эпизоды безумно раздражают и мешают получить удовольствие от игры? Особенно с учетом того, что функция управления напарниками авторами не предусмотрена.
Хотя сильнее всего действует на нервы то, что по мере приближения к финалу разработчики откровенно начинают усложнять геймплей, причем не ради пущего интереса и/или челленджа, а именно для создания максимального количества проблем. Особо показательны в этом плане финальные уровни, - арсенал главного героя жестко ограничен (доступны лишь автоматическая винтовка и гранаты), противники хорошо замаскированы в джунглях и атакуют с большой дистанции, патронов и аптечек «впритык», и даже ландшафт местности «играет на руку» врагу. И это только «цветочки», - попробуйте, например, сбежать с раненым братом на плече с уничтожаемой бомбардировкой базы на последнем этапе. Нет, это возможно, но нервов вы потратите немало…
Собственно, а как главный герой вообще выживает во всей этой заварушке? В первую очередь - благодаря работе с укрытиями. Соответственно, поскольку бои в Men of Valor позиционные, то и навыки протагониста подобраны соответствующие. Так что, помимо стандартных ходьбы/бега, рукопашной атаки, броска гранаты, стрэйфов и приседаний, наш подопечный умеет залегать и вести огонь как «от бедра», так и в режиме прицеливания. Причем в последнем случае он может выглядывать из-за укрытий, - достаточно удерживая кнопку прицела, нажать влево или вправо. Также главный герой, по всей видимости, обладает неким «шестым чувством», - иначе объяснить появляющуюся на экране стрелочку, показывающую, откуда по нему ведется огонь, я не могу. Зато прыгать наш морпех почему-то не умеет. Равно как и пользоваться бронежилетами и регенерировать здоровье. Вместе с тем протагонисту доступна такая манипуляция, как перевязка. Дело в том, что запас "жизни" героя отображается в виде специального значка, находящегося в левом нижнем углу экрана. Так вот, в случае ранения некоторая часть этого символа становится "пустой" (она теряется полностью и может быть восстановлена только с помощью аптечки), а вот какой-то процент окрашивается в красный цвет и начинает постепенно убывать, символизируя кровотечение. Соответственно, от игрока требуется осуществить перевязку путем зажатия соответствующей кнопки клавиатуры. Чем более оперативно это будет сделано, тем больший процент здоровья будет "спасен" и возвращен в первоначальный вид. Причем перевязочный материал всегда в наличии и, будучи бесконечным, не требует пополнения. Тем не менее для полного восстановления персонажа после ранения в любом случае придется использовать старые добрые аптечки, а также специальные фляги. Некоторое количество восстанавливающих здоровье предметов удается обнаружить лежащими на уровне, но основным их «источником» являются тела погибших врагов. Обыскивая трупы, можно находить как боеприпасы, так и упомянутые ранее аптечки и фляги. Вот только с учетом позиционного характера боев добраться до поверженных оппонентов не так-то просто, а их «тушки» по прошествии определенного промежутка времени растворяются в воздухе.
Так что самым разумным вариантом остаются максимальное сбережение здоровья персонажа и экономия боеприпасов. Тем более что с последними дело в Men of Valor обстоит весьма интересно. Дело в том, что хотя в игре и присутствует весьма стандартная для шутеров на военную тему «линейка» единиц оружия - пистолет, пулемет, автомат, снайперка, гранатомет, - каждая «позиция» имеет как минимум двух «представителей». Разумеется, один из них является продуктом американских разработок, а вот второй произведен в СССР или Китае. На задания герой отправляется со своим оружием, но в 90% случаев быстро сталкивается с проблемой пополнения боезапаса, что вынуждает его переходить на трофейное снаряжение. Так что готовьтесь отбиваться от врага с помощью легендарных «ППШ» и «Калаша». При этом нужно помнить о важных особенностях геймплея проекта. Во-первых, у каждого оружия (разумеется, снайперские винтовки являются отдельной темой разговора) имеется свой разброс. То есть «от бедра» убивать противников можно относительно эффективно лишь на небольших дистанциях. Кроме того, даже прицелившись, зачастую невозможно сразу добиться высокой точности, - «перекрестие» на экране будет постепенно сужаться, соответственно чему станет уменьшаться разброс. Также стоит помнить о том, что на прицельность стрельбы влияют положение тела протагониста и режим ведения огня (очередями или одиночными). Во-вторых, необходимо учитывать тот факт, что американское оружие всегда лучше советского (китайского). Например, если штатовский пулемет можно перезарядить в любой момент, то его «красный» аналог - только после того, как будет полностью опустошена обойма. Ну и в-третьих - стоит учитывать тот факт, что у персонажа всего четыре «слота» под оружие, причем гранаты занимают один из них. Так что арсенал следует подбирать с умом и с учетом боевой обстановки.
Напоследок также отмечу тех, на ком придется всё это оружие применять. По большей части противостоять морпехам будет пехота: обычные повстанцы в гражданском, среди которых присутствуют и женщины, облаченные в маскировочные костюмы бойцы, а также носящие форму «настоящие» солдаты. Впрочем, поведение и навыки у них одинаковые, а основное различие заключается в оружии, - чем ближе «финиш», тем более мощные «пушки» используют противники. Также следует особо выделить снайперов, гранатометчиков и стрелков из стационарных пулеметов. Да, последними почему-то могут пользоваться лишь определенные бойцы. Что касается техники, то на всю кампанию имеется аж три вооруженных исключительно огнеметами танка, а в ходе одной из миссий придется иметь дело с катерами неприятеля.
Техническая сторона всего вышеописанного безобразия выполнена в целом неплохо. С помощью «движка» Unreal Engine 2 авторы создали довольно живописные открытые локации, заполненные «настоящими» деревьями и кустами с «честно» прорисованными листьями, а также побегами травы, реально мешающими обзору. Когда в одной из миссий мой отряд выбрался из джунглей и поднялся на небольшой холм, я некоторое время просто стоял и любовался раскинувшийся внизу зеленой долиной с небольшим водопадом. Кстати, вода в игре хотя и не кристально чистая, а какая-то коричнево-мутноватая, но зато может похвастаться «правильным» отражением в ней различных объектов. В свою очередь, города выполнены намного проще и более однообразно, с большим количеством однотипных зданий, с «приклеенными» окнами и дверьми. Но и тут временами попадаются достойные локации вроде небольшого храма или упомянутой ранее древней цитадели.
К большому сожалению, в Men of Valor, как и во многих других проектах, не приветствуется внимательное изучение окружающей местности. Ведь стоит присмотреться повнимательнее, как различные мелкие (и не очень) детали начинают портить общую картину. Так, в глаза бросаются довольно примитивные задники, скрывающий их, а также более-менее отдаленные предметы, туман, «плоская» трава и прочие неудачные решения. Схожим образом обстоят дела с персонажами и их анимацией, - вроде бы всё неплохо, но стоит начать присматриваться, как сразу замечаешь, что модели ботов следовало прорисовать немного тщательнее, с большим количеством деталей, а их движения время от времени «сбоят». В результате можно наблюдать мирного жителя с походкой обезьяны или весьма странный способ ловли мяча при игре в американский футбол. Также не помешало бы получше проработать модели техники, особенно вертолетов. А вот оружие нарисовано очень и очень неплохо, можно сказать с любовью. Радуют и спецэффекты вроде колебания воздуха вблизи огня, подымаемых вертолетом облачков пыли, красочных взрывов и эффекта «оглушения». А уж пламя в Men of Valor просто потрясающее. В результате ночные сражения выглядят очень внушительно и зрелищно.
Не подкачало и звуковое сопровождение проекта. Конечно, простоватые «ура-патриотичные» марши в отрыве от игры никто слушать не будет. Да и встречаются такие произведения в каждом втором шутере про войну. Но с происходящим на экране действом сочетаются они довольно неплохо. Тем более что в проекте их «разбавляют» композиции с восточными мотивами, также удачно вписавшиеся в общую картину. Неплохи и звуковые эффекты, особенно свист приближающегося снаряда, временами заставляющий непроизвольно напрячься в ожидании удара. А вот голоса американских бойцов хотя и не вызывают негатива, но как-то не особо подходят персонажам. В частности, морпехи-афроамериканцы разговаривают словно какие-то рэперы, а командир отряда совсем не похож на сурового «батяню-комбата». Хотя, учитывая возраст солдат, а также тот факт, что призвали их совсем недавно, возможно, что так они разговаривать и должны. Вообще, болтают персонажи много, но если в роликах и скриптовых сценах реплик у них достаточно, то вот в бою что американцы, что бойцы Вьетконга используют весьма скудный набор повторяющихся фраз.
Вот, собственно, и всё, что хотелось сказать об игре, - а потому пора подвести итог. Несмотря на все свои особенности и недостатки, проект получился довольно неплохим. Да, повторить триумф Allied Assault данной игре явно не под силу, однако вечерок-другой за Men of Valor скоротать вполне можно. Главное - быть готовым к довольно суровому, и несколько специфичному геймплею, проникнуться которым, в том числе в силу его «хардкорности», сможет далеко не каждый. Да и тема Вьетнамской войны, говоря откровенно, достаточно заезжена и раскрывается в немалом числе шутеров. Однако если вам еще не надоело противостоять «красной» угрозе в джунглях Вьетнама, то, вполне возможно, стоит обратить свое внимание на данную игру, - не исключено, что она подарит вам немало ярких эмоций и впечатлений. Правда, гарантировать, что они будут сугубо положительными, я не могу…
Аналогичным образом «скроен» и рассматриваемый нами шутер Men of Valor, сюжетная кампания которого позволяет игроку от лица морпеха Дина Шепарда (Dean Shepard) поучаствовать во многих «знаковых» сражениях конфликта, включая Тетское наступление и оборону базы Кхесань. При этом авторы по мере сил попытались показать всю неприглядную «изнанку» войны, однако использовали для этого достаточно предсказуемые и распространенные ходы, в числе которых героическая гибель отдельных персонажей, «удары в спину» со стороны мирного населения, непредвиденные потери вследствие некомпетентности офицера, подлость военных журналистов, исказивших правду в репортаже. Да и с учетом того, что главный герой и небольшой отряд его сослуживцев - в котором в определенный момент окажется и брат протагониста - уничтожают врагов свободы и демократии в таком количестве, что хватило бы на целый полк, проникнуться трагизмом ситуации как-то не получается. Тем более что разработчики очень постарались сделать свое детище максимально политкорректным: наш подопечный рассудительный и довольно интеллигентный афроамериканец, который пишет письма домой, дружит с товарищами по оружию вне зависимости от их цвета кожи, сражается плечом к плечу с бойцами армии Южного Вьетнама и не совершает никаких аморальных поступков. В результате единственным элементом сюжета, вызывающим хоть какой-то интерес, становится традиционная «угадайка» - доживет тот или иной боец до финальных титров или нет.
А вот игровой процесс Men of Valor способен преподнести пару сюрпризов, правда не всегда приятных. Хотя на первый взгляд, особых проблем не наблюдается, - игра состоит из 12 глав, каждая из которых разбита на несколько уровней и посвящена отдельной боевой операции. При этом «тематика» этапов весьма разнообразна: перестрелки в глубине джунглей со скрывающимися в густой растительности и едва видимыми бойцами противника; штурмы укреплений врага и оборона своих собственных позиций; зачистка легендарных подземных тоннелей Вьетконга; организация западни неприятельским отрядам и прорывы из засад, организованных противоположной стороной; жестокие городские бои и «дуэли» с боевой техникой. Кроме того, игроку придется пару раз взять на себя роль бортового стрелка на вертолете, а также обеспечить огневое прикрытие товарищей во время заплыва на катере. Причем события кампании развиваются стремительно, и никогда не знаешь, что ждет протагониста дальше, - жаркие перестрелки в напичканных смертоносными ловушками джунглях сменяются штурмом занятого противником холма и подрывом неприятельского дота, а зачистка подземных тоннелей плавно перетекает в отчаянную оборону клочка земли возле точки выхода на поверхность в ожидании отвечающего за эвакуацию вертолета. Более того, отдельные этапы получились у авторов достаточно запоминающимися. Например, осада расположенной в городе Хюэ древней цитадели, буквально каждый метр которой приходится отбивать у врага в жесточайших боях. Или ночной прорыв под минометным обстрелом через кишащее солдатами противника болото, вызывающий ассоциации с известным своими сложностью и атмосферой, а также проходящим во многом в аналогичных условиях уровнем из Delta Force: Land Warrior (2000, Windows).
Впрочем, учитывая тот факт, что разработкой игры занималась ответственная за создание Medal of Honor: Allied Assault (2002, Windows) студия «2015», в зрелищности Men of Valor можно и не сомневаться. Равно как и в наличии элементов геймплея, радовавших (или раздражавших) еще в ходе прохождения Allied Assault. В их числе: участки с бесконечным респауном противников, укрепленные точки, к которым временами придется подбираться под шквальным огнем, полные снайперов (ракетчиков, пулеметчиков) городские руины, уничтожение техники врага как из тяжелого вооружения, так и с помощью «ручного» подрыва (путем прикрепления к броне взрывчатки). Однако то ли побоявшись, что Men of Valor станет «Медалью за Отвагу во Вьетнамском антураже», то ли поддавшись жажде перемен, которых требовали их сердца, разработчики начали экспериментировать с игровым процессом, стараясь привнести в него побольше новых идей, что привело к весьма сомнительным результатам.
Прежде всего, в глаза бросаются линейность, я бы даже сказал - «коридорность» локаций, а также небольшой размер большинства уровней: некоторые из них вообще состоят буквально из одной-двух локаций. Да, встречаются и относительно продолжительные этапы, но они, как правило, являются наиболее нудными и затянутыми. При этом практически каждый уровень содержит как минимум одну скриптовую сценку на движке. Сюжеты этих вставок довольно разнообразны и могут быть посвящены как обычной болтовне героев, так и суровому экшену вроде прыжка из несущегося по взлетно-посадочной полосе и безжалостно расстреливаемого врагом самолета. Но вся беда в том, что пропускать такие сцены нельзя. А с учетом отсутствия свободных сохранений игра автоматически записывается строго в предусмотренных разработчиками местах, причем не более одного-двух раз за миссию, - высока вероятность того, что наблюдать их придется далеко не один раз…
Плюс практически на каждом этапе Men of Valor присутствуют эпизоды, пройти которые можно лишь путем проб и ошибок. Так, чтобы подобраться к простреливающему окрестности доту, необходимо будет вычислить правильный «маршрут» от укрытия к укрытию, а при зачистке городских районов - точно знать расположение снайперов, пулеметчиков и вооруженных гранатометами бойцов. Кроме того, эпизодически возникают ситуации, когда игра, постоянно «разжевывающая» дальнейшие действия геймера, дает не самые хорошие советы. Чаще всего это связано с заданием занять некую позицию (зачастую за стационарным пулеметом), сдерживая наступающих солдат противника. Как правило, выгоднее оказывается не лезть под пули, а найти укромное местечко и потихоньку отстреливать оппонентов оттуда.
Да и различных условностей в проекте немало. Меня поразил случай, когда сидящий в окне здания пулеметчик, ранее встреченные «коллеги» которого погибали от одного попадания пули из снайперской винтовки, вдруг оказался неуничтожим обычными способами, а для его ликвидации потребовалось зачистить три этажа соседней постройки, найти там мертвеца с гранатометом в руках и после получения соответствующей «команды» игры подорвать его выстрелом из этого оружия. При этом данная «пушка» имелась у главного героя изначально, но уничтожить из нее неприятеля «просто так» было нельзя.
Следующим спорным моментом Men of Valor является искусственный интеллект, причем как наших противников, так и союзников. Поведение оппонентов достаточно примитивно, - враги сидят на месте, паля в игрока, или бегают между укрытиями, время от времени отстреливаясь. Также весьма распространены случаи, когда супостаты, забыв об осторожности, просто устремляются в сторону главного героя, подставляясь под пули. Конечно, ситуацию немного исправляет работа дизайнеров, которые заставляют врагов атаковать с нескольких направлений, вести огонь из засад, а также неожиданно появляться на поле боя в качестве «подкрепления». Да и упомянутые ранее участки с бесконечным респауном никто не отменял. Как и артиллерийские обстрелы. Другое дело, что помогают такие «костыли» не слишком сильно. В результате в ход идет старая добрая фишка «два-три попадания - и главный герой труп». А на максимальной сложности супостатам вполне может хватить и одного попадания. Причем боты, хотя и не являются поголовно снайперами - скорее даже наоборот, много мажут, - вполне могут исхитриться и «влепить» смертельный выстрел с большой дистанции. Впрочем, как и промахнуться с близкого расстояния. Так что если на низкой сложности еще можно побегать под огнем, то на средней, не говоря уже про максимальную, приходится действовать крайне аккуратно. Да, чуть не забыл упомянуть невероятно меткие броски гранат, которые во второй половине кампании становятся настоящей головной болью.
Невольно помогают противнику и электронные союзники нашего альтер эго. Дело в том, что миссии, в которых протагонист будет действовать в одиночку, можно пересчитать по пальцам одной руки. В остальных же случаях рядом будет сражаться как минимум один виртуальный напарник. С одной стороны, данные товарищи абсолютно бессмертны и погибают исключительно по воле скриптов или в сценах на движке. Так что переигрывать уровни из-за того, что очередной бравый морпех погиб, не придется. Единственное, чего могут добиться неприятельские солдаты, - так это временного выхода поборника демократии из строя: раненый боец падает на землю и начинает громко стонать и звать на помощь. В результате иногда можно наблюдать по-настоящему сюрреалистичные картины из лежащих в ряд двух-трех ботов, умоляющих их спасти. Причем их оставшиеся в строю товарищи так и норовят подбежать к вышедшим из строя союзникам и вынести их на спине в безопасное место. Также следует отметить тот факт, что электронные братишки способны подсобить в отстреле солдат Вьетконга. Особенно они хороши на близких дистанциях, - в моей практике соратники несколько раз спасали подопечного, оперативно отстреливая неожиданно выскочивших из засады супостатов. Однако другой стороной ведения боев в команде становятся постоянные помехи со стороны союзников, - боты выбегают на линию огня, мешая нормально целиться, прячутся от вражеского огня в укрытиях (зачастую самых удобных), тем самым лишая игрока возможности воспользоваться ими, а также «поджимают» главного героя, не позволяя оперативно сменить позицию или убежать от гранаты… Надо ли говорить, что такие эпизоды безумно раздражают и мешают получить удовольствие от игры? Особенно с учетом того, что функция управления напарниками авторами не предусмотрена.
Хотя сильнее всего действует на нервы то, что по мере приближения к финалу разработчики откровенно начинают усложнять геймплей, причем не ради пущего интереса и/или челленджа, а именно для создания максимального количества проблем. Особо показательны в этом плане финальные уровни, - арсенал главного героя жестко ограничен (доступны лишь автоматическая винтовка и гранаты), противники хорошо замаскированы в джунглях и атакуют с большой дистанции, патронов и аптечек «впритык», и даже ландшафт местности «играет на руку» врагу. И это только «цветочки», - попробуйте, например, сбежать с раненым братом на плече с уничтожаемой бомбардировкой базы на последнем этапе. Нет, это возможно, но нервов вы потратите немало…
Собственно, а как главный герой вообще выживает во всей этой заварушке? В первую очередь - благодаря работе с укрытиями. Соответственно, поскольку бои в Men of Valor позиционные, то и навыки протагониста подобраны соответствующие. Так что, помимо стандартных ходьбы/бега, рукопашной атаки, броска гранаты, стрэйфов и приседаний, наш подопечный умеет залегать и вести огонь как «от бедра», так и в режиме прицеливания. Причем в последнем случае он может выглядывать из-за укрытий, - достаточно удерживая кнопку прицела, нажать влево или вправо. Также главный герой, по всей видимости, обладает неким «шестым чувством», - иначе объяснить появляющуюся на экране стрелочку, показывающую, откуда по нему ведется огонь, я не могу. Зато прыгать наш морпех почему-то не умеет. Равно как и пользоваться бронежилетами и регенерировать здоровье. Вместе с тем протагонисту доступна такая манипуляция, как перевязка. Дело в том, что запас "жизни" героя отображается в виде специального значка, находящегося в левом нижнем углу экрана. Так вот, в случае ранения некоторая часть этого символа становится "пустой" (она теряется полностью и может быть восстановлена только с помощью аптечки), а вот какой-то процент окрашивается в красный цвет и начинает постепенно убывать, символизируя кровотечение. Соответственно, от игрока требуется осуществить перевязку путем зажатия соответствующей кнопки клавиатуры. Чем более оперативно это будет сделано, тем больший процент здоровья будет "спасен" и возвращен в первоначальный вид. Причем перевязочный материал всегда в наличии и, будучи бесконечным, не требует пополнения. Тем не менее для полного восстановления персонажа после ранения в любом случае придется использовать старые добрые аптечки, а также специальные фляги. Некоторое количество восстанавливающих здоровье предметов удается обнаружить лежащими на уровне, но основным их «источником» являются тела погибших врагов. Обыскивая трупы, можно находить как боеприпасы, так и упомянутые ранее аптечки и фляги. Вот только с учетом позиционного характера боев добраться до поверженных оппонентов не так-то просто, а их «тушки» по прошествии определенного промежутка времени растворяются в воздухе.
Так что самым разумным вариантом остаются максимальное сбережение здоровья персонажа и экономия боеприпасов. Тем более что с последними дело в Men of Valor обстоит весьма интересно. Дело в том, что хотя в игре и присутствует весьма стандартная для шутеров на военную тему «линейка» единиц оружия - пистолет, пулемет, автомат, снайперка, гранатомет, - каждая «позиция» имеет как минимум двух «представителей». Разумеется, один из них является продуктом американских разработок, а вот второй произведен в СССР или Китае. На задания герой отправляется со своим оружием, но в 90% случаев быстро сталкивается с проблемой пополнения боезапаса, что вынуждает его переходить на трофейное снаряжение. Так что готовьтесь отбиваться от врага с помощью легендарных «ППШ» и «Калаша». При этом нужно помнить о важных особенностях геймплея проекта. Во-первых, у каждого оружия (разумеется, снайперские винтовки являются отдельной темой разговора) имеется свой разброс. То есть «от бедра» убивать противников можно относительно эффективно лишь на небольших дистанциях. Кроме того, даже прицелившись, зачастую невозможно сразу добиться высокой точности, - «перекрестие» на экране будет постепенно сужаться, соответственно чему станет уменьшаться разброс. Также стоит помнить о том, что на прицельность стрельбы влияют положение тела протагониста и режим ведения огня (очередями или одиночными). Во-вторых, необходимо учитывать тот факт, что американское оружие всегда лучше советского (китайского). Например, если штатовский пулемет можно перезарядить в любой момент, то его «красный» аналог - только после того, как будет полностью опустошена обойма. Ну и в-третьих - стоит учитывать тот факт, что у персонажа всего четыре «слота» под оружие, причем гранаты занимают один из них. Так что арсенал следует подбирать с умом и с учетом боевой обстановки.
Напоследок также отмечу тех, на ком придется всё это оружие применять. По большей части противостоять морпехам будет пехота: обычные повстанцы в гражданском, среди которых присутствуют и женщины, облаченные в маскировочные костюмы бойцы, а также носящие форму «настоящие» солдаты. Впрочем, поведение и навыки у них одинаковые, а основное различие заключается в оружии, - чем ближе «финиш», тем более мощные «пушки» используют противники. Также следует особо выделить снайперов, гранатометчиков и стрелков из стационарных пулеметов. Да, последними почему-то могут пользоваться лишь определенные бойцы. Что касается техники, то на всю кампанию имеется аж три вооруженных исключительно огнеметами танка, а в ходе одной из миссий придется иметь дело с катерами неприятеля.
Техническая сторона всего вышеописанного безобразия выполнена в целом неплохо. С помощью «движка» Unreal Engine 2 авторы создали довольно живописные открытые локации, заполненные «настоящими» деревьями и кустами с «честно» прорисованными листьями, а также побегами травы, реально мешающими обзору. Когда в одной из миссий мой отряд выбрался из джунглей и поднялся на небольшой холм, я некоторое время просто стоял и любовался раскинувшийся внизу зеленой долиной с небольшим водопадом. Кстати, вода в игре хотя и не кристально чистая, а какая-то коричнево-мутноватая, но зато может похвастаться «правильным» отражением в ней различных объектов. В свою очередь, города выполнены намного проще и более однообразно, с большим количеством однотипных зданий, с «приклеенными» окнами и дверьми. Но и тут временами попадаются достойные локации вроде небольшого храма или упомянутой ранее древней цитадели.
К большому сожалению, в Men of Valor, как и во многих других проектах, не приветствуется внимательное изучение окружающей местности. Ведь стоит присмотреться повнимательнее, как различные мелкие (и не очень) детали начинают портить общую картину. Так, в глаза бросаются довольно примитивные задники, скрывающий их, а также более-менее отдаленные предметы, туман, «плоская» трава и прочие неудачные решения. Схожим образом обстоят дела с персонажами и их анимацией, - вроде бы всё неплохо, но стоит начать присматриваться, как сразу замечаешь, что модели ботов следовало прорисовать немного тщательнее, с большим количеством деталей, а их движения время от времени «сбоят». В результате можно наблюдать мирного жителя с походкой обезьяны или весьма странный способ ловли мяча при игре в американский футбол. Также не помешало бы получше проработать модели техники, особенно вертолетов. А вот оружие нарисовано очень и очень неплохо, можно сказать с любовью. Радуют и спецэффекты вроде колебания воздуха вблизи огня, подымаемых вертолетом облачков пыли, красочных взрывов и эффекта «оглушения». А уж пламя в Men of Valor просто потрясающее. В результате ночные сражения выглядят очень внушительно и зрелищно.
Не подкачало и звуковое сопровождение проекта. Конечно, простоватые «ура-патриотичные» марши в отрыве от игры никто слушать не будет. Да и встречаются такие произведения в каждом втором шутере про войну. Но с происходящим на экране действом сочетаются они довольно неплохо. Тем более что в проекте их «разбавляют» композиции с восточными мотивами, также удачно вписавшиеся в общую картину. Неплохи и звуковые эффекты, особенно свист приближающегося снаряда, временами заставляющий непроизвольно напрячься в ожидании удара. А вот голоса американских бойцов хотя и не вызывают негатива, но как-то не особо подходят персонажам. В частности, морпехи-афроамериканцы разговаривают словно какие-то рэперы, а командир отряда совсем не похож на сурового «батяню-комбата». Хотя, учитывая возраст солдат, а также тот факт, что призвали их совсем недавно, возможно, что так они разговаривать и должны. Вообще, болтают персонажи много, но если в роликах и скриптовых сценах реплик у них достаточно, то вот в бою что американцы, что бойцы Вьетконга используют весьма скудный набор повторяющихся фраз.
Вот, собственно, и всё, что хотелось сказать об игре, - а потому пора подвести итог. Несмотря на все свои особенности и недостатки, проект получился довольно неплохим. Да, повторить триумф Allied Assault данной игре явно не под силу, однако вечерок-другой за Men of Valor скоротать вполне можно. Главное - быть готовым к довольно суровому, и несколько специфичному геймплею, проникнуться которым, в том числе в силу его «хардкорности», сможет далеко не каждый. Да и тема Вьетнамской войны, говоря откровенно, достаточно заезжена и раскрывается в немалом числе шутеров. Однако если вам еще не надоело противостоять «красной» угрозе в джунглях Вьетнама, то, вполне возможно, стоит обратить свое внимание на данную игру, - не исключено, что она подарит вам немало ярких эмоций и впечатлений. Правда, гарантировать, что они будут сугубо положительными, я не могу…
- Аудитория:
Нецензурная лексика - Время и место:
Современность
Вьетнамская война - Игровой движок:
Unreal Engine 2 - Многопользовательская игра:
LAN - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
EAX - Язык:
Русский
English
Графика в целом нормальная, джунгли, трава, могут временами радовать, всё же UE2 движок. Особенно понравилось последний уровень где мы на базе ночью, довольно-таки атмосферно сделано. Игре не хватает разнообразия, даже уровень где мы на вертолёте очень короткий. Игру я смог осилить только с читом на бессмертие, представляю если в неё играть честно то она выматает все нервы, а оно того не стоит.
Игра могла стать Medal of Honor в джунглях, но увы, некоторые промахи геймплея, построения уровней, сделали эту игру просто средней руки шутером, про который многие забыли. Впрочем если в ищите шутеры прошлых лет, то конечно стоит попробовать поиграть в эту игру и составить своё мнение.