Чем эта игра особо ценна и привлекательна лично для меня? Тем, что она НАША. Она создана украинскими же разработчиками, действие ее тоже проходит на территории Украины. Трилогия "Сталкер", как и ее создатель компания GSC Game World, - это одна из "визитных карточек" Украины. Создали целый игровой мир с невероятно запутанным сложным сюжетом, взаимосвязанной сюжетной линией.
Конечно, Чернобыльская зона - совсем не такая, точнее - не совсем такая, какова она в реале. В плане местности она смоделирована с реальной Чернобыльской зоны, есть ролики, где сравниваются игра и реальность.
Портовые краны на Затоне
Карьер в окрестностях завода Юпитер
Шутер? Да, безусловно. Но это не Call of Duty, где нужно палить во всё, что движется. В игре много персонажей с разной позицией по отношению к ГГ и друг к другу. Там присутствует то, что называется "Большой политикой": помогая одним, ты приобретаешь их доверие и уважение, но в то же время можешь испортить отношения с другими группировками и отдельными сталкерами. Выбор за тобой.
Кроме того, Зона полна всяких тайн и загадок. Для любителей полазать по всяким заброшенным местам, поискать всякие тайны прошлого, не вставая с любимого дивана, эта игра - самое оно.
Житуха в выдуманной авторами игры Зоне достаточно веселая. В центре Европы в середине XXI века - прямо как в какой-то республике пиратов: никаких правоохранительных органов, милиции-полиции, у каждого ствол. Единственный представитель власти и государства в Зоне - военные. Впрочем, особой защиты от них ждать не приходится: сталкерство находится вне закона, поэтому и сталкеры, соответственно, тоже. Военные могут пристрелить сталкера просто за то, что он сталкер, за что последние, понятное дело, их сильно недолюбливают. В Зону можно попасть по спецпропуску, который выдают далеко не всем. Конечно, по сюжету случаются и "договорняки" - совсем как в реальной жизни.
Станция "Янов" - обитель сталкеров в окрестностях завода "Юпитер"
Сухогруз "Скадовск" - обитель сталкеров на Затоне
А так - если сталкера пристрелят в ходе разборки или он погибнет в схватке с мутантами, то никого, кроме его друзей-сталкеров, не будет интересовать его смерть. И его хладное тело так и останется лежать на месте, пока его не поглотит Зона...
Кроме военных, мир Зоны в плане населения весьма разнообразен и колоритен. Тут тебе и вольные сталкеры-одиночки, и бандиты. Сталкеры-анархисты из группировки "Свобода". Военизированный сталкерский клан с армейским уставом и дисциплиной - "Долг". Наемники - подготовленные бойцы, впрочем совершенно неприспособленные к природным условиям и прочим сюрпризам Зоны, выполняющие различные задания, которые им дают неизвестные заказчики. Сталкеры - религиозные фанатики из группировки "Монолит". Сталкеры-исследователи из группировки "Рассвет". Исследователи-ученые - единственные, находящиеся в Зоне официально (впрочем, часто нанимающие сталкеров для работы или охраны). У каждой из группировок - свой лидер, своя философия, свои причины нахождения в Зоне, свои отношения с другими группировками и вольными сталкерами.
Бандиты устроили посиделки
Зомбированные - это тоже обитатели Зоны, бывшие когда-то военными или сталкерами, которые попали под длительное воздействие пси-поля. Точно так же как и мутанты, они враждебны ко всем сталкерам (не зомбированным), по которым сразу открывают огонь. Однако есть места, в которых зомби мирно кучкуются, и их отстреливать не обязательно.
Зомби
Животный мир Зоны тоже весьма разнообразен. Кого можно отстреливать везде, где попадутся, - так это монстров, населяющих Зону. Если они сами тебя не завалят своими когтями, или клыками, или чем-то похуже. Кроме обычных собак и кабанов, имеющихся в реальной жизни, фантазия авторов игры создала таких "милых зверушек", как кровососы (при атаке жертвы включают режим невидимости), химеры, бюреры (воюют гравитационным полем), снорки, полтергейсты (огненные и электрические), псевдогиганты и контролеры (гипнотизеры). К каждой из тварей нужен свой "индивидуальный подход". За убийство мутантов повышается ранг, а также можно собирать их останки и продавать. Атаковать они тебя могут где угодно, даже в двух шагах от базы сталкеров. Иногда в качестве задания надо уничтожить какого-то определенного монстра или их группу.
Контролер, заваленный ГГ
Кабан в обнимку с кровососом"
Об обитателях Зоны мы уже поговорили, теперь переходим к ее природной среде. Помимо радиации, как в реальной Чернобыльской зоне, в игре присутствуют также созданные фантазией авторов аномалии: воздушные (давление), огненные, электрические, химические, пси-статические. Попав в такую, можно соответственно изжариться, превратиться в гриль, быть разорванным давлением, разъеденным химией или отделаться "съехавшим чердаком", превратившись в зомби. Кроме отдельных небольших аномалий, есть мегааномалии, имеющие свое индивидуальное название: "Битум", "Соснодуб", "Виноградная лоза", "Железный лес".
Аномалия "Соснодуб" на Затоне
Кислотная аномалия
Однако у аномалий есть и своя положительная сторона. В них генерируются артефакты - особые аномальные образования, которые за пределами Зоны можно продать за хорошие деньги. У каждого артефакта есть свои индивидуальные особенности. Кроме того, артефакт можно не только продать, но и носить на поясе, и тогда он генерирует сверхспособности у своего обладателя. Эти предметы чаще всего радиоактивны, и носить их на поясе вредно для здоровья, поэтому сталкеры-ученые за плату подвергают их "селекции", устраняющей вредные свойства. Ищутся артефакты с помощью детектора. В начале игры таковой у игрока слабый и может обнаруживать только самые простые и дешевые артефакты; по мере прохождения герой получает всё более крутое снаряжение, и детекторы в том числе.
Такие артефакты попадаются
А еще есть аномалии-телепорты, перемещающие игрока в другое место, порой - самое непредсказуемое или на другом краю карты. Для опытных игроков это может сильно сэкономить время, если знаешь, где есть нужная аномалия и куда тебя может телепортнуть. Есть аномалии, перебрасывающие тебя на другую локацию (вообще мегаудобно), - но без читов или правок функций в конфигах игры до них в большинстве случаев не добраться.
Есть еще такое грозное, но зрелищное явление, как выброс: выход внутренней энергии Зоны, разрушающей всё живое. Попав под него, можно на раз погибнуть или превратиться в зомби. Случаются периодически.
Небо после выброса
Оружие и броня. В игре его выбор весьма и весьма широк. Из оружия - автоматы, дробовики, пистолеты, двустволки, снайперские винтовки. Выбирай, что тебе по душе. Дробовик хорош для стрельбы с небольших расстояний, снайперская винтовка хорошо убивает издалека, но вблизи она практически бесполезна. Пулемет валит всё, что возможно, но, чтобы его таскать, нужны силенки и место в рюкзаке. Вишенка на торте - жутко убойная гаусс-пушка, появляющаяся в конце игры. Из брони имеются сталкерские комбинезоны, бронежилеты, шлемы и противогазы, костюмы-скафандры с замкнутой системой дыхания, экзоскелеты. Одно хорошо для лазанья по аномалиям и защиты от радиации и прочих вредных излучений, другое - для боя и защиты от пуль. У торговцев можно заказать уникальную броню или ствол. Иногда их можно получить и в качестве награды за выполнение того или иного задания.
Аптечки и медикаменты. Чтобы излечиться от полученных повреждений, на выбор предоставляется множество препаратов. Обычные аптечки, армейские (вдвое эффективнее), научные, элитные медкомплекты, лекарства против радиации, психоделин для поправления психического здоровья. Каким воздействиям может подвергнуться ГГ - описано в разделе про аномалии. Ну и лекарство против каждого из таких факторов - тоже, соответственно, свое.
Так выглядит снаряга главного героя
А это он сам на трубе стоит
Чем вообще по жизни занимаются сталкеры в Зоне? 1. Ищут артефакты и тайники. В Зоне есть и свои скупщики артефактов, которые платят за них больше, чем обычные торговцы. 2. Охотятся на мутантов. 3. Ищут всякие тайники и разные тайные объекты, которыми изобилует Зона. 4. Нанимаются на работу к ученым за вознаграждение. Иногда за это получают официальный статус и пропуск в Зону. 5. Устраивают разборки с бандитами и наемниками. 6. Устраивают посиделки на больших базах сталкеров. Там можно поторговать с торговцами, прокачать или починить оружие и броню у сталкеров-техников, поправить здоровье у сталкеров-медиков, послушать последние новости и сталкерские анекдоты.
Сталкер Тополь, работающий со своей командой на ученых
Насчет последних - тут нельзя не упомянуть об атмосферности игры. У каждой группировки есть свои "фирменные" высказывания, фразы, истории и анекдоты. Ну, например, кто может сказать "Харе втыкать, шухер уехал" или "Балабонь быстрее, че надо". По блатному жаргону явно узнаешь бандитов. Анархисты из "Свободы" всех поголовно называют "чуваками" и "пипл". И так у каждой отдельно взятой группировки есть свои "фирменные" выражения и прибаутки. Просто поскучать на базе сталкеров тебе не дадут - будешь сидеть и слушать всякие истории и анекдоты, чаще всего - про сталкеров из противоборствующей группировки. А в модах там можно будет и веселую музыку в баре послушать, которую ты можешь закачивать в игру самостоятельно. Исключение составляет разве что группировка "Монолит" - ее религиозным членам не до музыки, шуток и анекдотов.
Да и встреча с каким-либо монстром тоже подарит массу приятных и характерных звуков. Лично меня от завывания кровососов частенько мороз по коже продирает, хотя игру проходил не раз и не два. А уж в заброшенных лабораториях, где тебя за каждым углом может подстерегать опасность, таких впечатлений будет вагон и маленькая тележка.
Логово кровососов на Затоне
Парочка дохлых кровососов возле логова
Ранги и достижения. Как уже было сказано выше, всё будет зависеть от выбора главного героя. В игре присутствует целая система рангов. Например, при освобождении пленного сталкера можно перестрелять бандитов и освободить пленника силой, получив достижение "Друг сталкеров". А можно принести бандитам выкуп и получить статус "Дипломат". А есть достижения, которые на отношения с группировками не влияют: "Ворошиловский стрелок" (получаешь за 300 хэдшотов-убийств выстрелом в голову) или "Состоятельный клиент" (когда становишься богатеньким буратиной и в кармане у тебя более полумиллиона). Каждое такое достижение дает свои преимущества. Отдельной статьей стоит достижение "Отмеченный Зоной" - обязательное для вступления в группировку "Монолит" (коль тебе уж так захотелось побыть религиозным сектантом-фанатиком). Для этого надо трижды пережить выброс вне укрытия. Не факт, что при этом у тебя мозги не сварятся.
Сюжетная линия. Главный герой - офицер СБУ, который имеет четкий приказ: найти причину падения пяти армейских вертолетов с десантом (как это происходило - см. игру "Сталкер. Тень Чернобыля"). Но к цели допустимо идти разными путями. Можно тупо и линейно выполнять основные задания, игнорируя дополнительные. Но тогда не заработаешь ни денег, ни ранга, ни доброго имени среди сталкеров. А они порой очень важны: сталкеры могут оказать необходимую помощь, но не будут этого делать для новичков с низким рангом. А возможно, и понадобятся деньги для приобретения необходимого снаряжения или чьей-то услуги. Да и игровой процесс будет интереснее, когда открываешь ту или иную тайну Зоны и получаешь за это славу и деньги.
Вообще, в игре очень широкий выбор фриплея: можно присоединиться к какой-либо группировке и участвовать в ее разборках, можно работать на ученых, искать тайники, документы и артефакты, охотиться на мутантов. Есть где поднять свой ранг и заработать деньжат.
Некоторые квесты могут проходиться даже не двумя, а тремя способами. Например, задание бандита Кастета в начале игры можно выполнить: 1) присоединившись к нему и его банде (обязательное условие для вступления в группировку "Бандиты") и пострелять сталкеров вместе с ним; 2) сдать Кастета и его бандитов сталкерам, расстрелять при налете банду в спину (заслужив этим доверие сталкеров); 3) просто дождаться, когда Кастет побежит на "дело", дождаться отмены квеста, - тогда задание тебе дает торговец Сыч. О третьем способе прохождения знают даже не все опытные игроки: он дает тебе доступ к самому труднодоступному персонажу - наемнику Грифу (с которого, впрочем, поиметь можно немного).
И таких тайн, загадок и интриг полна вся игра.
Полковник Ковальский - командир военных
Как уже было сказано выше, предыстория игры начинается с гибели армейских вертолетов с десантом в игре "Сталкер, Тень Чернобыля". Командование посылает для расследования майора СБУ Дегтярева. В игре можно будет встретить персонажей, которые встречаются во всех трех играх серии: торговца Шустрого и сталкера Стрелка (Меченого). Действие проходит на трех основных локациях: Затоне (очевидно, речь идет о Яновском затоне в реальности), окрестностях завода "Юпитер" и заброшенном городе Припять. Но в Припять надо еще найти ход, что и делает майор Дегтярев, осмотрев упавшие вертолеты и обыскав первый отдел завода "Юпитер". Далее, найдя ход, надо собрать команду для похода в Припять. Вот тут-то и пригодятся связи среди сталкеров и ранее выполненные квесты. А так - всё достаточно просто, прохождение можно описать одной фразой: облазили Затон, перешли на "Юпитер", обыскали заброшенный завод, нашли документы, в которых говорится про подземный тоннель в Припять, собрали команду, перешли по тоннелю в заброшенный город, нашли там военных, выполнили несколько их заданий, заполучили гаусс-пушку и документы из секретной лаборатории Х-8, поговорили с техником Карданом на Затоне, выполнили задание в испытательном цехе, ликвидировали наемников в Припяти, также охотящихся за этими документами, отправили вояк домой на Большую землю. В модах можно и остаться в Зоне после отлета вертолетов с военными и начать войну с зомби, а также выполнить квест проводника Гарика.
Переход по путепроводу в Припять
Коль уж упомянули моды... Они сделали игру как минимум вдвое интереснее. Тайники СГМ, новые персонажи, новые задания, новое оружие, просто отдельные оружейные паки и паки окружающей среды. А с модами 2.0 и выше появляются уже и новые локации, позаимствованные из других игр серии.
На скриншотах видим, что радары у ГГ бывают разные. Это из-за того, что они сделаны с разных модов: радар с каймой потолще - с 2.2, потоньше - с 1.7. Начинающим игрокам я бы посоветовал именно 1.7.
Локация "Кордон" из мода SGM 2.2.
Обилие патчей, модов и прочих дополнений, а также отдельных игр на платформе "Сталкер", состряпанных народными умельцами, говорит само за себя. Есть форумы, посвященные отдельно серии "Сталкер". Очевидно - есть что обсуждать. Видно, что в это играть хотят. Авторы создали целый воображаемый мир. И у них даже есть собственная Вики - т.н. "Сталкеропедия". А форумов, посвященных "Сталкеру", не один и не два. Цитаты главных героев многие уже знают наизусть.
На выходе получается дикая, но крайне увлекательная смесь из реалити, шутера, криминальных разборок и фэнтези. Которую хочется постоянно дополнять и расширять.
Автор: Kroh
Дата: 09.08.2020