Подсерия, посвящённая современной географии США, – одна из самых популярных в знаменитом семействе игр о поисках международной преступницы Кармен Сандиего, уступающая по числу переизданий разве что «Where in the World...», с которой всё и начиналось. Однако разобраться в имеющихся версиях «Where in the U.S.A. is Carmen Sandiego?» – дело не самое простое, ибо Brøderbund Software особо не заботилась о том, чтобы чётко обозначить каждую из разновидностей этого приключения в заголовке, предпочитая оставлять его неизменным с момента выхода самой первой инкарнации 1986 года. CGA-вариант для IBM PC тиражировался вплоть до рубежа 1990-х, когда материнская компания без лишнего шума обновила его до улучшенной версии с VGA-графикой, выпустив полученный результат под всё тем же названием и даже с почти всё той же обложкой (народное наименование «Enhanced» – исключительно неофициальное).
Зато уже в 1992 году на свет появилась основательно переработанная вариация, получившая первоначально подзаголовок «Deluxe Edition» (на коробке) или «Version 2.0» (в титрах): нумерация ещё более странная с учётом того, что одновременно продолжала выходить и «обычная» разновидность той же игры (на двух 5,25-дюймовых дискетах вместо шести), к 1993 году достигшая уже статуса «версия 2.5», а выпущенная практически одновременно с ней адаптация обновлённого «делюкс-издания» под новый носитель CD-ROM обозначалась как «Version 1.0»... Впрочем, для верной идентификации именно данного воплощения симулятора сыщика достаточно будет одного взгляда на игровой экран. Суть стоящей перед нами задачи и весь процесс не претерпели никаких изменений – мы по-прежнему колесим по просторам США, расследуя злодеяния Кармен и членов её шайки, собирая улики, опрашивая свидетелей и определяя и арестовывая преступников одного за другим, – но что графика, что интерфейс, что звуковая составляющая обновились до неузнаваемости.
Обложка «делюкс-издания» гордо рапортует о восьми десятках дел, сгруппированных в пять уровней сложности; пятидесяти с лишним локациях, иллюстрированных теперь уже оцифрованными фотографиями (по одной на каждый штат плюс округ Колумбия), и таком же числе подробных карт (доступных для просмотра на экране путешествий); пятнадцати новых преступниках (не считая их неизменного главаря); почти трёх тысячах улик (едва ли не в два раза больше, чем в оригинале); дюжинах анимаций и шести озвученных персонажах. Упомянутые иллюстрации занимают чуть меньше половины экрана справа вверху; вся левая часть отведена под «видеофон», предназначенный для связи с ACME (организацией, на которую мы работаем в качестве сыщика). Верхнее здешнее окошко демонстрирует те самые анимации (усатый Шеф, ответственная за выписывание ордеров на арест Ванда, блондинка-связная Салли и др.); кроме того, анимированные преступники периодически пакостят на основном окне (т.е. прямо на фоне фотоснимка пейзажа или жанровой сценки, характерной для данного штата), тогда как свидетели появляются там же, но уже в виде статичных рисованных персонажей. В общем, графика игры оставляет по себе скорее смешанное впечатление: «мультяшные» действующие лица были весьма уместны в первых изданиях игры, когда иллюстрации локаций изображались в точно таком же стиле, – теперь же, когда последние доросли до уровня почти что фотореализма, первые смотрятся сравнительно с ними не особо гармонично. Стоит отметить ещё и тот момент, что анимационные вставки радуют глаз разве что первые пару раз, тогда как в дальнейшем лицезрение местных «свистелок», искусственно удлиняющих процедуру доступа ко всей нужной сыщику информации, скорее раздражает (пусть их и можно по большей части пропускать нажатием клавиши «Esc»).
Сотрудники ACME вдобавок ещё и озвучены, – к счастью, на начало 1990-х «продвинутая» звуковая карта оставалась пока что чисто опциональным добавлением к конфигурации IBM PC-совместимой машины, а потому все реплики дублируются субтитрами, появляющимися после окончания анимации в окне сообщений, расположенном в самом низу, правее видеофона. Здесь же – или во время от времени выплывающем отсюда вверх дополнительном квадратике – появляется и прочая текстовая информация (от настроек игры до сведений из досье разыскиваемых нами преступников). А вот с интерфейсом на этот раз немного перемудрили: там, где издания 1986–1991 годов ограничивались удобно расположенными в ряд четырьмя кнопками на все случаи жизни детектива, версии 1992–1994 гг. предлагают добрый десяток элементов управления, да ещё и разбросанных по разным концам экрана. Предназначение кнопок «Power» и «Mute» под верхним правым «видеоокном» очевиднее всего: с их помощью можно выйти в систему или выключить звук. Ниже находятся календарь и цифровые часы, а под ними – три кнопки для связи с ACME: «Travel» (просмотр карты и выбор следующего места назначения), «Crime Net» (подключение к сети последних текстовых новостей из жизни преступного мира) и «Warrant» (звонок Ванде и выписка ордера на арест). Последние два пункта ещё и дублируются в других местах, что только подчёркивает неэргономичность и перегруженность здешнего интерфейса: так, «Crime Net» присутствует также и на стилизованном блокноте в правом нижнем углу, где при посещении каждой из локаций перечисляются все доступные нам здесь действия по поиску улик (от «допросить студента» или «обыскать столовую» до «позвонить Салли по номеру такому-то»; для ручного ввода цифр предназначен последний, нижний блок видеофона, – к счастью, простое нажатие на соответствующее действие автоматизирует этот процесс). Зато приятно, что – в отличие от первых изданий игры – уже выполненные такие задания наглядно помечаются в перечне птичками.
Общую картину интерфейса завершают ещё пять управляющих кнопок, расположенных в столбик между блокнотом и окном сообщений. «Evidence» поможет заполнить листок с приметами преступника (цвет глаз, хобби, любимый музыкальный жанр и т.д.), который затем можно будет передать Ванде; она в свою очередь либо выпишет нам ордер на арест (если перечень характеристик окажется достаточно однозначным), либо же сузит круг подозреваемых до нескольких лиц (ну или заметит, что мы совершили ошибку – и ни один известный правонарушитель под наше описание не подходит). Чтобы ознакомиться с делами всех преступников, следует использовать следующую кнопку – «Dossiers» (увы, в виде дополнительной бумажной документации, как ранее, эти сведения теперь уже, похоже, не дублируются); «Options» отвечает за игровые настройки, а «Transmit» и «Cancel» – соответственно за подтверждение или отмену какого-либо из наших действий, как в отношении материалов следствия, так и в плане управления самой игрой.
Небольшие изменения в данный вариант «Where in the U.S.A. is Carmen Sandiego?» были внесены в 1993 году с выходом упоминавшегося уже издания на CD-ROM. Прежде всего здесь бросается в глаза новая кнопка на видеофоне: «Voice Mail» служит своего рода дополнением к «Crime Net» (временами заменяя последнюю и на блокноте действий справа), позволяющим получить уже полностью голосовые (и снабжённые появляющимися затем субтитрами) сообщения на тему улик или примет разыскиваемого нами преступника. Увеличилось также число озвученных и анимированных персонажей-информаторов, а музыкальное оформление стало намного богаче и отныне более соответствует каждой посещаемой нами локации в этнографическом смысле. Следует также заметить, что данная разновидность приключений в поисках Кармен Сандиего является самлй редкой изо всех, посвящённых «американской» тематике, ибо менее чем через год была вынуждена уступить место ещё более улучшенному переизданию для операционной системы Windows™.
В целом же оценка данной вариации «Where in the U.S.A. is Carmen Sandiego?» будет скорее одобрительной, хотя запутанный интерфейс и обилие лишних «украшений» окажутся по душе не каждому любителю старых игр, заставляя такового обратиться к предыдущим, более простым и удобным изданиям.
Зато уже в 1992 году на свет появилась основательно переработанная вариация, получившая первоначально подзаголовок «Deluxe Edition» (на коробке) или «Version 2.0» (в титрах): нумерация ещё более странная с учётом того, что одновременно продолжала выходить и «обычная» разновидность той же игры (на двух 5,25-дюймовых дискетах вместо шести), к 1993 году достигшая уже статуса «версия 2.5», а выпущенная практически одновременно с ней адаптация обновлённого «делюкс-издания» под новый носитель CD-ROM обозначалась как «Version 1.0»... Впрочем, для верной идентификации именно данного воплощения симулятора сыщика достаточно будет одного взгляда на игровой экран. Суть стоящей перед нами задачи и весь процесс не претерпели никаких изменений – мы по-прежнему колесим по просторам США, расследуя злодеяния Кармен и членов её шайки, собирая улики, опрашивая свидетелей и определяя и арестовывая преступников одного за другим, – но что графика, что интерфейс, что звуковая составляющая обновились до неузнаваемости.
Обложка «делюкс-издания» гордо рапортует о восьми десятках дел, сгруппированных в пять уровней сложности; пятидесяти с лишним локациях, иллюстрированных теперь уже оцифрованными фотографиями (по одной на каждый штат плюс округ Колумбия), и таком же числе подробных карт (доступных для просмотра на экране путешествий); пятнадцати новых преступниках (не считая их неизменного главаря); почти трёх тысячах улик (едва ли не в два раза больше, чем в оригинале); дюжинах анимаций и шести озвученных персонажах. Упомянутые иллюстрации занимают чуть меньше половины экрана справа вверху; вся левая часть отведена под «видеофон», предназначенный для связи с ACME (организацией, на которую мы работаем в качестве сыщика). Верхнее здешнее окошко демонстрирует те самые анимации (усатый Шеф, ответственная за выписывание ордеров на арест Ванда, блондинка-связная Салли и др.); кроме того, анимированные преступники периодически пакостят на основном окне (т.е. прямо на фоне фотоснимка пейзажа или жанровой сценки, характерной для данного штата), тогда как свидетели появляются там же, но уже в виде статичных рисованных персонажей. В общем, графика игры оставляет по себе скорее смешанное впечатление: «мультяшные» действующие лица были весьма уместны в первых изданиях игры, когда иллюстрации локаций изображались в точно таком же стиле, – теперь же, когда последние доросли до уровня почти что фотореализма, первые смотрятся сравнительно с ними не особо гармонично. Стоит отметить ещё и тот момент, что анимационные вставки радуют глаз разве что первые пару раз, тогда как в дальнейшем лицезрение местных «свистелок», искусственно удлиняющих процедуру доступа ко всей нужной сыщику информации, скорее раздражает (пусть их и можно по большей части пропускать нажатием клавиши «Esc»).
Сотрудники ACME вдобавок ещё и озвучены, – к счастью, на начало 1990-х «продвинутая» звуковая карта оставалась пока что чисто опциональным добавлением к конфигурации IBM PC-совместимой машины, а потому все реплики дублируются субтитрами, появляющимися после окончания анимации в окне сообщений, расположенном в самом низу, правее видеофона. Здесь же – или во время от времени выплывающем отсюда вверх дополнительном квадратике – появляется и прочая текстовая информация (от настроек игры до сведений из досье разыскиваемых нами преступников). А вот с интерфейсом на этот раз немного перемудрили: там, где издания 1986–1991 годов ограничивались удобно расположенными в ряд четырьмя кнопками на все случаи жизни детектива, версии 1992–1994 гг. предлагают добрый десяток элементов управления, да ещё и разбросанных по разным концам экрана. Предназначение кнопок «Power» и «Mute» под верхним правым «видеоокном» очевиднее всего: с их помощью можно выйти в систему или выключить звук. Ниже находятся календарь и цифровые часы, а под ними – три кнопки для связи с ACME: «Travel» (просмотр карты и выбор следующего места назначения), «Crime Net» (подключение к сети последних текстовых новостей из жизни преступного мира) и «Warrant» (звонок Ванде и выписка ордера на арест). Последние два пункта ещё и дублируются в других местах, что только подчёркивает неэргономичность и перегруженность здешнего интерфейса: так, «Crime Net» присутствует также и на стилизованном блокноте в правом нижнем углу, где при посещении каждой из локаций перечисляются все доступные нам здесь действия по поиску улик (от «допросить студента» или «обыскать столовую» до «позвонить Салли по номеру такому-то»; для ручного ввода цифр предназначен последний, нижний блок видеофона, – к счастью, простое нажатие на соответствующее действие автоматизирует этот процесс). Зато приятно, что – в отличие от первых изданий игры – уже выполненные такие задания наглядно помечаются в перечне птичками.
Общую картину интерфейса завершают ещё пять управляющих кнопок, расположенных в столбик между блокнотом и окном сообщений. «Evidence» поможет заполнить листок с приметами преступника (цвет глаз, хобби, любимый музыкальный жанр и т.д.), который затем можно будет передать Ванде; она в свою очередь либо выпишет нам ордер на арест (если перечень характеристик окажется достаточно однозначным), либо же сузит круг подозреваемых до нескольких лиц (ну или заметит, что мы совершили ошибку – и ни один известный правонарушитель под наше описание не подходит). Чтобы ознакомиться с делами всех преступников, следует использовать следующую кнопку – «Dossiers» (увы, в виде дополнительной бумажной документации, как ранее, эти сведения теперь уже, похоже, не дублируются); «Options» отвечает за игровые настройки, а «Transmit» и «Cancel» – соответственно за подтверждение или отмену какого-либо из наших действий, как в отношении материалов следствия, так и в плане управления самой игрой.
Небольшие изменения в данный вариант «Where in the U.S.A. is Carmen Sandiego?» были внесены в 1993 году с выходом упоминавшегося уже издания на CD-ROM. Прежде всего здесь бросается в глаза новая кнопка на видеофоне: «Voice Mail» служит своего рода дополнением к «Crime Net» (временами заменяя последнюю и на блокноте действий справа), позволяющим получить уже полностью голосовые (и снабжённые появляющимися затем субтитрами) сообщения на тему улик или примет разыскиваемого нами преступника. Увеличилось также число озвученных и анимированных персонажей-информаторов, а музыкальное оформление стало намного богаче и отныне более соответствует каждой посещаемой нами локации в этнографическом смысле. Следует также заметить, что данная разновидность приключений в поисках Кармен Сандиего является самлй редкой изо всех, посвящённых «американской» тематике, ибо менее чем через год была вынуждена уступить место ещё более улучшенному переизданию для операционной системы Windows™.
В целом же оценка данной вариации «Where in the U.S.A. is Carmen Sandiego?» будет скорее одобрительной, хотя запутанный интерфейс и обилие лишних «украшений» окажутся по душе не каждому любителю старых игр, заставляя такового обратиться к предыдущим, более простым и удобным изданиям.