The Better Dead Ratification

The Better Dead Ratification
Жанр: Adventure
Разработчик: Richard M. Coombs
Издатель: ARTSector One
Год выхода: 1995
Платформа: Macintosh
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 5 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 6
Крайне нестандартный проект не совсем определённого жанра, совершенно забытый и до середины зимы 2021 года считавшийся безвозвратно утерянным в оригинальной англоязычной версии, а в единственной известной современной ему рецензии названный худшей игрой из встречавшихся обозревателю, рекомендовать которую стоит разве что другим разработчикам, дабы те воочию увидели, как не следует делать компьютерные развлечения. Впрочем, не всё здесь так уж однозначно плохо, или даже – «всё настолько плохо, что выходит совсем хорошо», как то иногда и случается в вещах, нежно именуемых заморским термином «трэш». Во всяком случае, творение ничем более в истории не отметившегося американского автора Ричарда Кумбса примечательно отнюдь не только своей феноменальной редкостью.

В плане жанровой принадлежности «The Better Dead Ratification» на первый взгляд относится к популярнейшим в середине 1990-х адвенчурам-«мистоидам», – однако это верно лишь отчасти: такое количество боевых и аркадных вставок вряд ли можно встретить в каком-либо ином point-and-click квесте с исключительно «мышиным» управлением. С одной стороны, добровольно-принудительные пострелушки и ситуации гибели буквально на каждом шагу вряд ли понравятся поклонникам традиционно мирных и неторопливых приключенческих игр, а с другой – местные экскурсы в режимы ведения боевых действий носят всё же характер эпизодический и явно недостаточны для того, чтобы заинтересовать любителей «стрелялок» и просто аркад.

А вот способ управляться с многочисленными нежелательными смертями протагониста разработчики выбрали весьма оригинальный: игра не требует установки, запускается с CD-ROM и вообще не хранит на жёстком диске даже файла настроек; соответственно, сохраняться здесь нельзя в принципе, однако после каждого «ложного шага» нам предоставляется возможность как переиграть предыдущую сцену, так и на время сдаться, увидев при выходе код доступа к таковой (разумеется, ту же самую информацию можно получить и просто при любом штатном возврате в систему). «Загружаться» путём ручного набора подобного пароля дозволяется лишь при запуске новой игры; частенько, вернувшись таким образом в последнюю виденную нами главу, мы попадаем не прямо в то место, которое покинули, но в чуть более раннюю ситуацию, – так что некоторые уже совершённые действия придётся поневоле повторять, что с учётом невозможности пропускать многочисленные местные монологи и комментарии временами несколько раздражает. Вообще, техническая сторона дела у «The Better Dead Ratification» явно оказывается не на высоте: как упомянутый уже рецензент, так и столь же малочисленные пользователи признавали издание ARTSector One весьма «забагованным» и даже не совсем доделанным. Хотя пройти игру в теории вполне можно без особых неудобств – по крайней мере, на реальном оборудовании.

Впрочем, технические проблемы меркнут перед здешним сюжетом, сумасбродности которого могли бы позавидовать и многие южнокорейские платформеры. Играем мы за некоего Рэндольфа Пэйна, 41-летнего (на 1995 год) отставного лейтенант-майора (sic!) американских (судя по всему) вооружённых сил, бывшего героя войны, а ныне – пьяницу и завсегдатая баров. В одном из таких заведений мы и застаём нашего невидимого – ибо, напомним, формально перед нами «мистоид», то бишь point-and-click адвенчура от первого лица с дискретным перемещением и панорамным слайд-обзором, – протагониста в начале истории. Вокруг нет ни души, однако стоит нам включить телевизор, как тот начинает демонстрировать не совсем чёткое изображение странного человека, называющего себя Алесиосом (а протагониста – «Коммандером») – и призывающего бывшего вояку... переместиться посредством квантовой телепортации в отдалённое будущее, дабы победить там некие силы тьмы. Последние на поверку оказываются таковыми в самом буквальном смысле: инопланетная организация под названием «Евангелическое общество Бинва» состоит из обычных чертей, а возглавляется ярко-красным рогатым демоном по имени «Mi Natas Phoule» (что на английском языке представляет собой вполне прозрачную анаграмму). Как в сюжете, так и в головоломках и далее будут присутствовать отсылки к Святому Писанию, причём знание одного из фрагментов Нового Завета (впрочем, общеизвестного) потребуется даже для открытия одного-двух кодовых замков.

Активировав ту самую предложенную нам телепортацию, мы сразу же встречаемся лицом к лицу с главным и очень злобным антагонистом, заводящим с нами далеко не самую дружественную беседу; как первое из упомянутых действий, так и выбор реплики в последней запросто можно совершить неправильно и в итоге тут же погибнуть: экран такой преждевременной концовки – единственный в игре, дающий начинающему герою подсказку на предмет выбора оптимальной линии поведения. В случае, когда всё проходит успешно, мы попадаем на опять-таки безлюдный космический корабль под названием «Endeavor»; оставленные пропавшим экипажем записи – как текстовые (что тут вообще-то редкость), так и голосовые (этого добра как раз будет немало) – проливают ещё немного света на сюжет и на суть стоящей перед нами задачи. Если коротко, то для победы над вторгнувшимися в галактику адскими захватчиками и спасения человечества необходимо собрать воедино пять разбросанных по разным мирам частей ХолоБиблии (sic! – в оригинале опять некоторая игра слов), что – согласно древнему пророчеству – может сделать только мёртвый герой, на роль которого всё тот же таинственный Алесиос (явившийся также и людям будущего) и порекомендовал призвать из прошлого Рэндольфа Пэйна (который для этого времени технически уже давно мёртв). Разумеется, подлинная суть всего происходящего – как и смысл вынесенного в заголовок словосочетания – прояснится лишь в самом финале с его «неожиданными» (в кавычках, да) откровениями и поворотами сюжета.

Пока же для совершения успешных мероприятий по розыску тех самых ХолоБиблий нам необходимо... предпринять весьма болезненную (и, вероятно, необратимую) операцию по слиянию тела и сознания протагониста с механической оболочкой киборга марки С2 [без комментариев]. Отрегулировав соответствующим образом приборы (любая ошибка, разумеется, ведёт к летальному исходу), мы превращаемся в такого себе биоробота – и отныне видим мир исключительно его глазами, что неминуемо накладывает свой отпечаток как на внешний вид «The Better Dead Ratification», так и на здешний интерфейс. Если сцены в баре и начало действий на корабле демонстрировались в обычном для «мистоидов» полноэкранном виде, а перемещение осуществлялось нажатием на края картинки, то после «слияния» почти все локации показываются нам лишь в маленьком окошечке слева размером примерно 344 на 218 пикселей: всё остальное пространство занимает хитрый интерфейс, описанию которого посвящена едва ли не большая часть руководства пользователя. Впрочем, изредка мы сможем любоваться и красотами на все 640х480, да и некоторые действия – вроде открытия дверей или нажатия на кнопки – придётся по-прежнему совершать привычными щелчками на объекты в упомянутом окне локации (пиксельхантинг присутствует, но – по причине не самого большого уровня детализации здешних интерьеров – особых проблем ветеранам жанра всё же доставить не сможет).

Ниже вида на локацию расположена шкала заряда батареи (не слишком полезная, – хотя следить за этим показателем всё же стоит), а под ней – строка «Multicom» для вывода редких текстовых реплик протагониста или других здешних лиц. «Редких» – потому что львиная доля местной информации доводится до нас исключительно посредством озвучки: как комментарии нашего, так сказать, «напарника» – киборга, так и длиннющие монологи того же Алесиоса мало того что не сопровождаются субтитрами и часто содержат в себе необходимую для прохождения игры информацию, так ещё и подверглись нарочитому искажению с целью «роботизации» звучания, что сделало их труднопонимаемыми даже для носителей английского языка! А вот музыкальное сопровождение, кстати сказать, оставляет по себе исключительно приятные впечатления – включая, например, и звучащую в заставке балладу (относительно которой нас также предупреждают: будьте внимательны, в песне содержатся важные намёки на решение здешних загадок!).

Слева располагаются кнопки управления. Квадрат внизу отводится под четыре стрелки поворота или передвижения, пользоваться которыми мы будем чаще всего (на кружочек по центру не обращайте внимания: он тут чисто декоративный). Вверху, прямо под надписью с наименованием всего этого оборудования («Meridian IV: virtual interface»), находится главное меню из четырёх кнопок. Правая нижняя, «Comm», предлагает три варианта взаимодействия с окружающим миром: «Radio» для приёма редких эфирных сообщений, «Speak» для столь же нечастого общения с персонажами на экране и «Digital», при помощи которого мы можем, например, открывать и закрывать двери на борту «Endeavor» – нажатием на появляющиеся в окне локации значки «Open» или «Close». Расположенный выше раздел «Sensor» помимо обычного («Normal») восприятия окружающей обстановки, которым мы будем пользоваться в 99% случаев, умеет переключаться и в режим электромагнитной частоты для инфракрасного видения («E.M.F.»), а вот пункт «Spot» в игре официально не задействован (и явно служит одним из многих надгробных памятников нереализованным планам авторов).

Верхняя кнопка слева – «Status»: здесь можно просматривать состояние как механической, так и биологической «сторон» нашего двойственного протагониста; в первом из подменю стоит обращать особое внимание на параметры «Power» и «Armor», исчерпание которых неминуемо ведёт к гибели. В коридорах космического корабля расположено немало настенных станций для быстрой подзарядки, а в каюте-резиденции самого Пэйна имеется особый аппарат для полного восстановления всех систем, куда обязательно следует время от времени наведываться. Последний здешний пункт означает... самоуничтожение киборга по истечении обратного отсчёта в десять секунд; отметим, что за всю игру этой опцией (как и упоминавшимся переключением в режим инфракрасного видения) предстоит воспользоваться ровно один раз (что как раз и логично).

Впрочем, такая добровольная ликвидация не равнозначна выключению: для последнего действия предназначена кнопка «Off» в ряду пониже главного меню, справа от постоянно горящей лампочки с надписью «Cyborg»: именно её нажатие и будет означать выход из игры в систему (с предварительным выводом на экран слова-пароля для загрузки текущего «уровня»). А вот слово «Weapon» отображается в здешнем интерфейсе сразу дважды: и на четвёртой (нижней левой) кнопке верхнего блока, и в строке из двух отдельных управляющих элементов над квадратом со стрелками. Всё дело в том, что включение данного режима расходует очень много энергии, а потому наш напарник С2 так и норовит его автоматически выключать. В результате для принятия боевой готовности приходится совершать аж три лишних щелчка мышью: во-первых, на той самой кнопке «Weapon» прямо под «Cyborg»; во-вторых, на одноимённой из верхнего меню (которая становится активной лишь после предыдущего действия); и в-третьих – на одном из двух вариантов в открывшемся подразделе, символизирующих вид используемых боеприпасов – «Cannon» или «Laser». Как ни странно, особой разницы между ними нет: и пушечные снаряды, и выстрелы лазером расходуют одинаковое количество ресурсов «Ammo»; оставшийся запас таковых отображается здесь же, на месте третьей кнопки главного меню в «оружейном» подразделе (четвёртая же всегда символизирует выход из такового и называется просто «Menu»). После каждой свежей зарядки у нас имеется возможность совершить ровно десять выстрелов любым из видов орудий, – при успешном поражении противника режим «Weapon», как правило, автоматически отключается в целях экономии энергии. Во время стрельбы курсор на экране сменяет свой вид на прицел (и это единственное «умное» действие, которое он умеет совершать); в целом подобные боевые вставки реализованы не самым сложным образом, а практически все враги гибнут от одного попадания, – другое дело, что само переключение в данный режим сделано, как уже замечалось, скорее неудобным и враг может запросто успеть поразить нас ранее, нежели игрок справится с нажатием трёх кнопок подряд, а затем ещё и примется за ведение прицельной стрельбы.

Что же касается остального, собственно «квестового» игрового процесса, то, увы, ничего особо примечательного «The Better Dead Ratification» в этом плане предложить не может. Если, прочитав постановку задачи на тему сбора пяти фрагментов Святого артефакта, вы замерли в предвкушении путешествия по разнообразным красочным мирам с возможностью переключаться между ними в духе, скажем, «Атлантиды II» – спешим разочаровать. Из этих частей ХолоБиблии одна уже найдена до нас, а три последних обретаются все разом, – так что вылазок придётся совершить всего только две, и в исключительно линейном порядке. Впрочем, на этом игра вовсе не закончится: последующий заключительный визит в одну из уже посещённых ранее локаций окажется весьма продолжительным. Кстати сказать, инвентарь и вообще возможность подбирать полезные предметы по традициям «мистоидов» отсутствует – за исключением одной-единственной сцены, когда доступное для активации по щелчку мыши изображение вещмешка с одиноким содержимым появляется у нас в правом нижнем углу основного окна.

Первым же делом – после того как нам удастся освоиться с новым интерфейсом киборга-протагониста – нужно будет разобраться с ориентацией в коридорах космического корабля «Endeavor». К нашим услугам – три этажа совершенно одинаковой конфигурации (на кнопку «4» в местном лифте внимание не обращайте – она тут такая же нерабочая, как и многие из элементов интерфейса). На каждом таком уровне находится аж по одиннадцать дверей, но лишь три-четыре из них будут нам доступны – и то, как правило, не с самого начала, а после совершения определённых действий. За некоторыми, кстати, будут скрываться противники – летающие сферические роботы, напоминающие дронов. Из особо полезных помещений, помимо уже упоминавшейся каюты самого Пэйна, стоит отметить ангар для летательных аппаратов, откуда можно совершать путешествия на одну из ближайших планет. Загадки в таких вылазках сводятся, помимо редких перестрелок и выслушивания монологов (с подсказками и без субтитров), к активации разнообразных рычагов и кодовых замков.

Жаловаться на сложность при этом не придётся, несмотря на трудность понимания озвучки: автор заботливо привёл в руководстве пользователя намёки и подсказки к решению большинства здешних загадок. Включая даже готовый код для «пропуска» одной из самых неприятных и забагованных сцен! Дело в том, что вторая из миссий по поиску ХолоБиблий представляет собой... нечто вроде походового shoot ‘em up’а: на очередную планету мы не высаживаемся лично, а управляем – в перспективе вида сверху – боевым дроном в дистанционном режиме, усевшись у себя на корабле в особое VR-кресло (напоминающее зубоврачебное).

Перемещение такого аппарата осуществляется нажатием на стрелки справа внизу, а выстрел – соответственно, щелчком по кнопке «Fire». Экран здесь один и статичен, т.е. фон его не меняется, а границы не сдвигаются; противник в лице двух разновидностей систем автоматической защиты Бинва появляется исключительно на левой или на нижней кромках экрана, «прыгая» по одной линии в надежде поразить нас снарядом. В отличие от них, наш кораблик умеет перемещаться по всей плоскости, однако попадание в пульсирующие красные круги вытягивает из него драгоценную энергию (количество которой отображается полоской вверху и не возобновляется), а боезапас позволяет совершить лишь десять выстрелов (зато таковой как раз можно и нужно пополнять, «подбирая» над поверхностью планеты изредка возникающие «бонусы» в виде жёлтых сфер). После уничтожения всех «волн» неприятельской атаки на том же фоне появляются «криосейфы», содержащие те самые ХолоБиблии, которые уже автоматически сканируются – и транспортируются на борт «Endeavor». К сожалению, в современных условиях Mac-эмуляции пройти данную сцену вряд ли получится, – а потому рекомендуем или попробовать поиграть «The Better Dead Ratification» на реальном оборудовании, или же воспользоваться указанным «официальным читом» из руководства пользователя, – последнее на данный момент доступно лишь для Windows-версии и на японском языке, но, к счастью, все коды загрузки в любом случае англоязычные.

Как бы то ни было, перед нами – не просто раритет, но ещё и весьма любопытный, хотя и крайне спорный артефакт любительского, по сути, игростроения эпохи середины 1990-х. Которому с равным успехом можно поставить как низший, так и высокий балл, – однако если вы интересуетесь подобными редкостями и ни на что более не похожими экспонатами-уникумами, обязательно обратите внимание на творение ARTSector One.
Автор обзора: Uka
Windows/Windows 3.x (The Better Dead Ratification)
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.