Одно из творений французской компании Mandarine Interactive, известной по созданию на рубеже 1990-х и 2000-х годов немалого числа предназначенных для детской аудитории условно приключенческих (на деле больше похожих на интерактивные мультфильмы с мини-забавами) рекламных игр, в которых, однако, названная составляющая обычно до предела минимизирована. Представленная на данной страничке вещь была разработана по заказу производителя бисквитов с шоколадной крошкой "Doowap"; маскотом этой торговой марки является одноимённый ей антропоморфный длиннохвостый не то пёс, не то волк с коричневой шерстью, который будет одним из главных героев. Перед стартом можно выбрать один из двух уровней сложности, - но, к сожалению, до конца непонятно, на что именно он влияет.
Сюжетная линия, к сожалению, очень слабая, что характерно для большинства игр от данной конторы. Только к концу прохождения станет понятной суть: "команда", состоящая из палеонтолога Симона, его юных племянников Адриена и Жюли, а также, естественно, того самого пса (будем называть его так) Дувапа, отправившись на машине времени в Мезозой, разыскивает застрявшего там карикатурного изобретателя, эту самую машину и сделавшего. Причём огромное количество мелочей никак не поясняется: например, на старте мы видим лишь двух грустных детей, оказавшихся в доисторическом времени неведомым образом; вскоре к ним присоединяется пёс, а тот же дядя Симон появится куда позже. И вместе с тем развитие сюжета не вполне тривиальное и отчасти даже увлекательное, пусть и фактически лишено логики. Перспектива обзора - от третьего лица в "квестовом" смысле; управление осуществляется при помощи мыши, при этом под нашим контролем всегда находится несколько персонажей, но давать отдельные команды кому-либо из них нельзя. По умолчанию курсор имеет вид "обычной" стрелочки; если он превращается в крупную золотую, указывающую в определённом направлении, то в данной точке расположен переход в следующую локацию, а если принимает форму кисти руки с выставленным указательным пальцем, то с объектом, рядом с которым это произошло, возможно то или иное взаимодействие. На панели в нижней части экрана уже на момент старта имеется чемоданчик, - однако в данной игре он выполняет несколько иную функцию, нежели хранение найденных предметов; последние при нахождении будут помещаться в нижнюю тёмную область пространства, а для применения их будет достаточно просто перетащить курсором в нужное место.
При щелчке на находящийся в левом нижнем углу портрет Дувапа правее него появляются - прямо поверх описанных выше картинок - иконки интерфейса: это (слева направо) сохранение достигнутого прогресса, изменение громкости звука, переход на сайт игры в Интернете (разумеется, давно уже не работающий), доступ к мини-играм и выход из программы. Что касается предпоследнего пункта - то, как и в ряде других проектов Mandarine Interactive, все представленные в соответствующем режиме забавы станут доступны для отдельного запуска лишь после их обнаружения и успешного завершения в "основной" игре (где, естественно, все они представлены). Для выхода из ряда "подрежимов" нужно нажимать на стрелочку, появляющуюся во время "пребывания" в них в левом верхнем углу экрана. С точки зрения жанровой классификации, как уже было отмечено выше, Doowap - Voyage au temps des dinosaures можно охарактеризовать как либо до предела упрощённый квест, либо интерактивный мультфильм с мини-играми и довольно высокой - разумеется, для данного направления - вовлечённостью игрока в процесс: не так уж редко придётся не только отдавать персонажам команду на перемещение в очередную локацию или подбирать найденный объект, но и заниматься с той или иной целью самым настоящим пиксельхантингом, вполне способным представлять для маленьких детей объективную сложность (некоторые такие моменты будут отдельно пояснены ниже). Вместе с тем "загадок" как таковых здесь, по сути, нет вовсе, а немалую часть действий персонажи выполняют сами; диалогов формально много (все они на французском языке и не сопровождаются субтитрами), но никакого интерактива (кроме единственного момента) в них не предполагается, а пройти игру можно без малейших познаний в соответствующем наречии.
Ввиду упоминавшейся выше несуразности сюжетной линии кратко опишем всё, что будет происходить во время путешествия. Итак, Адриен, Жюли и почти сразу присоединяющийся к ним Дувап каким-то образом оказываются в Мезозое, где встречают детёныша велоцираптора, умеющего разговаривать по-французски и ищущего свою маму. Затем герои обнаруживают сначала три яйца динозавров, потом детали для ремонта машины времени, при помощи которой тот самый упоминавшийся выше изобретатель оказался в прошлом (повторим, что появление здесь самих наших героев никак не объясняется), а в итоге и саму её, - и улетают в настоящее, обещав маленькому ящеру вернуться и помочь в розысках родительницы. В городке, куда прибывают персонажи, нужно в любом порядке посетить профессоров палеонтологии и геологии, продавщицу в сувенирном магазине и дядю Симона, добраться до которого будет не совсем легко, ибо он занимается раскопками в подвале собственного дома. Перемещения по населённому пункту осуществляются при помощи автоматически появляющейся у "отряда" карты местности, помещаемой в нижнюю панель экрана, - на этом предмете нужно щёлкать, выбирая затем таким же образом один из отмеченных там пунктов назначения. Каждому из вышеперечисленных лиц нужно отдать по яйцу, - но поскольку последних три, а людей четверо, то придётся снова отправиться в прошлое при помощи отмеченной на карте точки (с этим моментом связан неприятный баг, рассмотренный в блоке технической информации). Оба учёных и Симон после выполнения нами определённых действий дают героям некие "карточки", обеспечивающие доступ к отмеченной на карте машине времени, дабы снова отправиться в прошлое (при этом доступ к ней до этого момента закрыт, поэтому как осуществляются отправка за четвёртым яйцом и возвращение - не очень понятно). Здесь придётся совершить ещё ряд действий (включая прохождение мини-игр), прежде чем незадачливый изобретатель будет наконец-то спасён, а велоцираптор (видовую принадлежность которого мы предварительно определим у профессора палеонтологии) воссоединится с мамой.
Теперь рассмотрим несколько моментов в прохождении, способных представлять минимальную трудность для юных игроков. Дабы перейти к первой мини-забаве связанной с извлечением из грунта яиц динозавров (которая сама по себе нетривиальна), необходимо обнаружить на одном из экранов малоприметный и частично скрытый травой круглый объект (не то камень, не то яйцо) и щёлкнуть по нему. Для того чтобы в первый раз перейти в локацию с машиной времени, стоит после нахождения второго из двух предметов, нужных для её ремонта, вернуться на экран назад и нажать примерно в середину его левой границы. Старт машины времени, скорее всего, произойдёт автоматически после выслушивания монолога её искусственного интеллекта, - но на всякий случай можно пощёлкать в районе рубильника. Найденные в ходе соответствующей мини-игры яйца динозавров отображаются в правой части нижней панели; для передачи их людям данные объекты следует перетаскивать указателем на их фигуры, - при этом в случае с геологом данное действие нужно проделывать с дверью его дома (только после этого он её откроет). Переживать по поводу мнимого исчезновения двух предметов из сувенирного магазина, которые в обмен на яйцо даёт продавщица (предварительно требуется щёлкнуть на оба, чтобы состоялся соответствующий разговор), не нужно: впоследствии они неожиданно обнаружатся в инвентаре сами. Дабы попасть в подвал дома дяди Симона, где тот ведёт раскопки, необходимо сначала щёлкнуть на один из выдвижных ящиков тумбочки, тем самым обзаведясь ключом (это действие отчасти напоминает пиксельхантинг, ибо активная зона очень маленькая и легко может быть пропущена), а затем - на висящие на стене каски с фонарями (после чего Адриен сам откроет нужную дверь). Получение карточки от профессора палеонтологии происходит автоматически, но только после того, как вы сначала просмотрите все слайды с динозаврами, последовательность которых завершается велоцираптором (коим является встреченный нами детёныш), а затем ознакомитесь с информацией об этом существе и дослушаете до конца напутствие учёного; если же покинуть музей раньше (при помощи карты это можно сделать в любой момент), то данный этап будет считаться непройденным и всё равно придётся возвращаться.
В последней части игры предстоит справиться с двумя условными мини-играми, отсутствующими в отдельном режиме, где представлены соответствующие развлечения; ничего интересного в них нет, но они, как ни странно, не совсем тривиальны. В первой из них при помощи появившейся в инвентаре видеокамеры (её использование аналогично всем прочим предметам) нужно детально рассмотреть ряд динозавров на нескольких экранах (то есть назвать происходящее можно максимум "активностью"), добившись того, чтобы ночь в итоге сменилась днём. К сожалению, трудно сказать, от чего именно это зависит: скорее всего, нужно просто немного подождать, "блуждая" посредством нажатия стрелок между локациями туда-сюда, - но возможно, что для наступления данного события требуется нажать на какую-то конкретную точку. Вторая забава уже является именно мини-игрой, в рамках которой предстоит сделать пятнадцать фотографий различных объектов флоры, фауны и неживой природы опять-таки на нескольких локациях. С точки зрения механики чуточку трудно снять лишь жабу, ибо она прыгает и не совсем уж легко "захватывается" объективом, - настоящая же сложность в том, что каждый из объектов допускается запечатлеть лишь раз, а для прохождения требуется истратить плёнку именно полностью. Найти некоторые нужные области довольно тяжело, - то есть тут опять-таки имеет место пиксельхантинг.
Собственно, это вроде бы все хотя бы условно проблемные моменты в прохождении "сюжета", - поэтому теперь наконец-то можно переходить к тем мини-играм, которые как встречаются в "приключении", так и станут затем доступны для запуска в "отдельном" режиме. Их всего семь штук; количество попыток на прохождение любой как в "кампании", так и "автономно", к счастью, бесконечное. Для начала каждой нужно нажать на золотой кружок с портретом персонажа, появляющийся в правом или левом верхнем углу экрана. Первая забава является одновременно наиболее сложной изо всех с точки зрения логики. Основную часть экрана занимает поляна, а в нижней панели находятся три инструмента: кирка, молоточек и щётка. Наша задача - обнаружить следы динозавров и раскопать их яйца. Ограничения по времени нет, но необходимо придерживаться очень строгой последовательности действий. Перво-наперво следует при помощи щётки (она и другие инструменты заменяют собой курсор после щелчка по ним) обнаружить следы, коих всегда пять пар: просто щёлкаем в разные места небольшого пространства, а как только искомые объекты начали проявляться - ещё где-то раз или два по той же области, дабы они проявились полностью. Если по тем участкам местности, где они спрятаны, ударить киркой или молоточком, то будет моментально засчитано поражение, - на это важно обратить внимание и начинать работу всегда строго со щётки. Далее следует воспользоваться киркой, дабы обнаружить и раскопать яйца: механика здесь та же, но каждое яйцо для извлечения из грунта требует строго четырёх ударов по соответствующей области, - то есть как только оно обнаружено, то необходимо стукнуть по нему киркой ещё три раза, но ни в коем случае не более (в этом случае опять-таки засчитают поражение; то же, по-видимому, произойдёт и в том случае, если по зоне, где скрыт нужный нам предмет, ударить молоточком). Найденное яйцо необходимо очистить сначала от верхнего, а затем от нижнего слоя грязи, для чего нужны молоточек и щётка: первым по нему следует щёлкнуть пять раз, второй - шесть. После этого искомый объект автоматически переносится в правую часть инвентарной панели; всего в рамках мини-игры нужно найти три яйца.
Второе развлечение - очень простой прямоугольный лабиринт "замкнутого" типа (с четырьмя проходами по краям, при попадании в которые находящийся там оказывается в таких же на противоположных сторонах поля), где, управляя псом Дувапом с видом сверху, необходимо поймать того самого динозаврика, первоначально испугавшегося героев. Протагонист перемещается автоматически, но мы можем изменять направление его движения; для победы нужно пересечься с фигуркой ящера, в чём, несмотря на наличие ограничения по времени, нет ничего сложного. Третья и четвёртая забавы связаны с заданиями учёных. Палеонтологу нужно помочь рассортировать опрокинутую Адриеном картотеку сведений о динозаврах, что представлено в виде классических "парных карт" с мультяшными портретами ящеров: требуется переворачивать данные объекты, изначально расположенные "рубашками" вверх, дабы вычислить пары идентичных друг другу изображений. Картинок довольно много, имеется ограничение по времени, при этом движения самих карт довольно медленные, - но ничего трудного опять-таки нет. Интересно, что в "сюжете" перед данной игрой нас почему-то спрашивают, хотим ли мы помочь профессору, - это единственный "интерактив" в диалогах во всём прохождении (нужно нажать на "Да" на появляющейся "табличке"), причём само предоставление выбора выглядит не только непонятным, но и странным (ибо один из героев сам виноват в случившемся). Для геолога же придётся собрать условную физическую карту Земли (причём современной, а вовсе не до начала дрейфа материков, например), что представлено в виде классических же (и, разумеется, ограниченных по времени) "пятнашек", сложность которых зависит от изначального расклада, всегда различающегося в зависимости от загрузки.
Пожалуй, наиболее интересным изо всех представленных развлечений является пятое, в котором мы помогаем дяде Симону (напомним, тоже палеонтологу) расположить ископаемые останки обнаруженных им животных по условным геологическим периодам, в рамках которых, правда, Палеозой с точки зрения "порядка" приравнен к составляющим Мезозой Триасу, Юре и Мелу. Перед началом игры можно ознакомиться с теоретической базой, выглядящей как условный "круг", разделённый на сектора, каждый из которых соответствует определённому периоду и содержит скелеты и остовы конкретных животных; дабы увидеть всех, относящихся к Триасу, надо щёлкнуть на этой фигуре (ибо они, в отличие от прочих, изначально показаны не все). Игра не имеет ограничения по времени; перечень существ располагается на панели в нижней части экрана, его прокрутка осуществляется находящимися там же боковыми стрелочками; основную часть пространства занимает отвесная стена пещеры, разделённая на четыре находящихся друг над другом области, причём первоначально мы видим лишь нижнюю (соответствующую Палеозою). Задача - поместить на каждый из этих участков нужных животных, переместив туда их изображения. Примечательно, что, с одной стороны, расположить там неподходящих не дают в принципе, а за ошибки никак не наказывают; с другой стороны, если перейти к следующему "этапу" (для этого, подцепив изображение курсором, нужно подвести его к верхней границе экрана), то вернуться на предыдущий в рамках текущей попытки будет уже невозможно. Для "сверки" с "базой данных" используется значок в правом нижнем углу, - однако обращение к нему приводит к автоматическому перезапуску мини-игры с начала.
Наконец, две последних забавы - аркады, причём не самые простые, а для детей - так и вовсе наверняка однозначно трудные. В первой из них в роли Дувапа, представленного с видом сбоку, нужно формально убегать от тираннозавра, - но поскольку целевой аудиторией заявлены маленькие игроки, то преследователя мы не увидим (в том числе в случае неудачи); суть сводится к необходимости достичь финишной точки за определённое время, по возможности избегая столкновений с препятствиями. Движется герой автоматически, но очень медленно; при помощи клавиш с "левой" и "правой" курсорными стрелками мы можем соответственно чуть ускорять его и тормозить, "верхняя" и "нижняя" отвечают - опять-таки соответственно - за прыжки и приседания, а "Shift" - за переход на бег. Перед стартом предлагается выбрать один из трёх уровней сложности, - но различаются они между собой лишь отведённым на прохождение лимитом секунд, который даже на низшем не так уж велик. В этой связи данная забава во многом напоминает "QTE-игры", ибо успеть её пройти можно лишь с зажатым "Shift'ом" и оперативно нажимая клавиши прыжка и приседания для преодоления препятствий. Последние бывают двух типов: каменные арки, при пробеге через которые требуется пригибаться, и всевозможные камни, трещины, а также некоторые статичные живые существа (динозаврики, сухопутные моллюски и так далее), - их, естественно, нужно перепрыгивать. Столкновение с любым из этих объектов не приводит к проигрышу и даже не причиняет вреда протагонисту, однако на некоторое время существенно снижает его скорость, какие бы кнопки мы ни нажимали, - это не только сильно раздражает, но и чревато неприятным исходом, ибо времени на прохождение отведено немного. Кроме того, с неба в направлении героя периодически падают разные уже опасные объекты (например, сгустки вулканического пепла); он способен выдержать лишь два таких попадания, а после третьего погибает (запас здоровья показан в виде кружков с его портретами в нижней части экрана).
Наконец, последняя забава с точки зрения механики наиболее сложная и представляет собой скоростной (так как время снова ограничено, причём уже весьма жёстко и без возможности выбора уровня сложности) сбор объектов, в роли которых выступают различные доисторические и не очень животные. Управлять снова предстоит Дувапом, представленным в перспективе "вид сверху" и перемещающимся автоматически: мы можем лишь изменять направление его движения, причём управление как таковое реализовано, увы, не слишком удобно. Для "взятия" существа достаточно просто столкнуться с ним (количество собранной живности отображается в "мешке" в правой части экрана), - однако действие разворачивается в узком ущелье, контакт со "стенами" которого либо с крупными камнями приводит к потере всех объектов и необходимости повторного их сбора (что, естественно, очень нежелательно). Кроме того, на местности летают птерозавры, при столкновениях с которыми раздаются страшные чавкающие звуки, - но на деле они вовсе не кусают нас, а "съедают" отведённое на прохождение время, которое в такой ситуации начинает расходоваться намного быстрее, - причём, что неприятно, "отвязаться" от летающего ящера не так-то просто, пусть они и перемещаются по заданным траекториям туда-сюда и не имеют склонности нас преследовать. Формально эта мини-игра состоит из нескольких экранов, на каждом из которых требуется собирать разных (но не вполне определённо привязанных к конкретным геологическим эпохам) животных; на выходе с первого такового стоят два хищных динозавра, которые пропустят героя лишь в том случае, если он собрал все объекты, однако ни при каких обстоятельствах не способны его убить (как обычно бывает в аркадах такого типа). К счастью, в рамках "сюжета" проходить эту забаву до конца не обязательно, - опытным путём установлено, что достаточно лишь достичь второго экрана и собрать там какое-то количество животных, после чего по истечении времени нам всё равно засчитают победу; в режиме же мини-игр для этого требуется обязательно дойти до конца.
Упоминавшийся где-то выше чемоданчик, постоянно находящийся в нижней панели экрана, содержит в себе образовательную информацию - коей в данной игре, надо признать, весьма много. Во время прохождения, щёлкая на различные объекты, мы сможем ознакомиться с биографиями великих палеонтологов XIX века, инструментами, используемыми в этой профессии, сведениями о множестве видов динозавров и других гигантских доисторических рептилий, геологической историей Земли и так далее. По мере посещения соответствующих локаций отделения чемоданчика будут автоматически заполняться различными предметами, по щелчкам на которые (после перехода в данный подрежим) можно будет изучить эту информацию повторно. К сожалению, большим минусом является необязательность искать на экранах соответствующие активные точки, - то есть даже мы не щёлкнем на какую-нибудь настенную карту или портрет, то по достижении конкретного места всё равно обзаведёмся нужными сведениями. Возврат к "основной" игре перезапускает прохождение текущей локации с нуля, - поэтому если там предполагалось брать какие-либо предметы и вы это уже сделали, то они исчезнут и придётся взять их повторно. Ярко выраженный рекламный момент же всего один: когда герои в первый раз улетают в наше время, оставляя динозаврика одного, он начинает плакать, но пёс Дувап успокаивает его, угощая пакетиком с бисквитами, "украшенным" соответствующей надписью, что очень радует маленького ящера. В принципе, ничего страшного, - но в более ранних работах Mandarine Interactive не было и такого...
Графика Doowap - Voyage au temps des dinosaures исполнена в традициях игр от только что названной конторы: она не слишком качественная в отношении изображения действующих лиц (фоны же очень красивы), но в целом абсолютно приемлемая, рисованная, в меру яркая. В большинстве локаций, как и положено, встречаются условно "скрытые" активные точки, нажатия на которые приводят к демонстрации тех или иных анимаций, иногда забавных; правда, в каждой из зон их от силы одна-две, а иногда нет и вовсе; в играх про того же Йоко, представленных у нас на сайте, подобных "сюрпризов" было явно больше. Озвучка неплоха, но голос Жюли подобран не очень удачно, а Дувапа почему-то и вовсе озвучивает женщина; зато дубляж продавщицы в магазине сувениров, являющейся второстепенным персонажем, вышел поистине шедевральным. В общем и целом эту работу Mandarine Interactive вполне можно назвать достойной: безусловными недостатками являются непродуманный сюжет и невозможность запуска мини-игр без прохождения "основного" режима, - но это полностью нивелируется увлекательностью действия, не самыми банальными (по большей части) и порой даже не совсем простыми развлечениями, органично вписанными в сюжет, объективно приличным объёмом познавательной информации (увы, не всегда достоверной), ненужностью знания языка для прохождения и, главное, минимизированной рекламной составляющей. В этой связи рекомендовать данную вещь вполне можно относительно широкой аудитории.
Сюжетная линия, к сожалению, очень слабая, что характерно для большинства игр от данной конторы. Только к концу прохождения станет понятной суть: "команда", состоящая из палеонтолога Симона, его юных племянников Адриена и Жюли, а также, естественно, того самого пса (будем называть его так) Дувапа, отправившись на машине времени в Мезозой, разыскивает застрявшего там карикатурного изобретателя, эту самую машину и сделавшего. Причём огромное количество мелочей никак не поясняется: например, на старте мы видим лишь двух грустных детей, оказавшихся в доисторическом времени неведомым образом; вскоре к ним присоединяется пёс, а тот же дядя Симон появится куда позже. И вместе с тем развитие сюжета не вполне тривиальное и отчасти даже увлекательное, пусть и фактически лишено логики. Перспектива обзора - от третьего лица в "квестовом" смысле; управление осуществляется при помощи мыши, при этом под нашим контролем всегда находится несколько персонажей, но давать отдельные команды кому-либо из них нельзя. По умолчанию курсор имеет вид "обычной" стрелочки; если он превращается в крупную золотую, указывающую в определённом направлении, то в данной точке расположен переход в следующую локацию, а если принимает форму кисти руки с выставленным указательным пальцем, то с объектом, рядом с которым это произошло, возможно то или иное взаимодействие. На панели в нижней части экрана уже на момент старта имеется чемоданчик, - однако в данной игре он выполняет несколько иную функцию, нежели хранение найденных предметов; последние при нахождении будут помещаться в нижнюю тёмную область пространства, а для применения их будет достаточно просто перетащить курсором в нужное место.
При щелчке на находящийся в левом нижнем углу портрет Дувапа правее него появляются - прямо поверх описанных выше картинок - иконки интерфейса: это (слева направо) сохранение достигнутого прогресса, изменение громкости звука, переход на сайт игры в Интернете (разумеется, давно уже не работающий), доступ к мини-играм и выход из программы. Что касается предпоследнего пункта - то, как и в ряде других проектов Mandarine Interactive, все представленные в соответствующем режиме забавы станут доступны для отдельного запуска лишь после их обнаружения и успешного завершения в "основной" игре (где, естественно, все они представлены). Для выхода из ряда "подрежимов" нужно нажимать на стрелочку, появляющуюся во время "пребывания" в них в левом верхнем углу экрана. С точки зрения жанровой классификации, как уже было отмечено выше, Doowap - Voyage au temps des dinosaures можно охарактеризовать как либо до предела упрощённый квест, либо интерактивный мультфильм с мини-играми и довольно высокой - разумеется, для данного направления - вовлечённостью игрока в процесс: не так уж редко придётся не только отдавать персонажам команду на перемещение в очередную локацию или подбирать найденный объект, но и заниматься с той или иной целью самым настоящим пиксельхантингом, вполне способным представлять для маленьких детей объективную сложность (некоторые такие моменты будут отдельно пояснены ниже). Вместе с тем "загадок" как таковых здесь, по сути, нет вовсе, а немалую часть действий персонажи выполняют сами; диалогов формально много (все они на французском языке и не сопровождаются субтитрами), но никакого интерактива (кроме единственного момента) в них не предполагается, а пройти игру можно без малейших познаний в соответствующем наречии.
Ввиду упоминавшейся выше несуразности сюжетной линии кратко опишем всё, что будет происходить во время путешествия. Итак, Адриен, Жюли и почти сразу присоединяющийся к ним Дувап каким-то образом оказываются в Мезозое, где встречают детёныша велоцираптора, умеющего разговаривать по-французски и ищущего свою маму. Затем герои обнаруживают сначала три яйца динозавров, потом детали для ремонта машины времени, при помощи которой тот самый упоминавшийся выше изобретатель оказался в прошлом (повторим, что появление здесь самих наших героев никак не объясняется), а в итоге и саму её, - и улетают в настоящее, обещав маленькому ящеру вернуться и помочь в розысках родительницы. В городке, куда прибывают персонажи, нужно в любом порядке посетить профессоров палеонтологии и геологии, продавщицу в сувенирном магазине и дядю Симона, добраться до которого будет не совсем легко, ибо он занимается раскопками в подвале собственного дома. Перемещения по населённому пункту осуществляются при помощи автоматически появляющейся у "отряда" карты местности, помещаемой в нижнюю панель экрана, - на этом предмете нужно щёлкать, выбирая затем таким же образом один из отмеченных там пунктов назначения. Каждому из вышеперечисленных лиц нужно отдать по яйцу, - но поскольку последних три, а людей четверо, то придётся снова отправиться в прошлое при помощи отмеченной на карте точки (с этим моментом связан неприятный баг, рассмотренный в блоке технической информации). Оба учёных и Симон после выполнения нами определённых действий дают героям некие "карточки", обеспечивающие доступ к отмеченной на карте машине времени, дабы снова отправиться в прошлое (при этом доступ к ней до этого момента закрыт, поэтому как осуществляются отправка за четвёртым яйцом и возвращение - не очень понятно). Здесь придётся совершить ещё ряд действий (включая прохождение мини-игр), прежде чем незадачливый изобретатель будет наконец-то спасён, а велоцираптор (видовую принадлежность которого мы предварительно определим у профессора палеонтологии) воссоединится с мамой.
Теперь рассмотрим несколько моментов в прохождении, способных представлять минимальную трудность для юных игроков. Дабы перейти к первой мини-забаве связанной с извлечением из грунта яиц динозавров (которая сама по себе нетривиальна), необходимо обнаружить на одном из экранов малоприметный и частично скрытый травой круглый объект (не то камень, не то яйцо) и щёлкнуть по нему. Для того чтобы в первый раз перейти в локацию с машиной времени, стоит после нахождения второго из двух предметов, нужных для её ремонта, вернуться на экран назад и нажать примерно в середину его левой границы. Старт машины времени, скорее всего, произойдёт автоматически после выслушивания монолога её искусственного интеллекта, - но на всякий случай можно пощёлкать в районе рубильника. Найденные в ходе соответствующей мини-игры яйца динозавров отображаются в правой части нижней панели; для передачи их людям данные объекты следует перетаскивать указателем на их фигуры, - при этом в случае с геологом данное действие нужно проделывать с дверью его дома (только после этого он её откроет). Переживать по поводу мнимого исчезновения двух предметов из сувенирного магазина, которые в обмен на яйцо даёт продавщица (предварительно требуется щёлкнуть на оба, чтобы состоялся соответствующий разговор), не нужно: впоследствии они неожиданно обнаружатся в инвентаре сами. Дабы попасть в подвал дома дяди Симона, где тот ведёт раскопки, необходимо сначала щёлкнуть на один из выдвижных ящиков тумбочки, тем самым обзаведясь ключом (это действие отчасти напоминает пиксельхантинг, ибо активная зона очень маленькая и легко может быть пропущена), а затем - на висящие на стене каски с фонарями (после чего Адриен сам откроет нужную дверь). Получение карточки от профессора палеонтологии происходит автоматически, но только после того, как вы сначала просмотрите все слайды с динозаврами, последовательность которых завершается велоцираптором (коим является встреченный нами детёныш), а затем ознакомитесь с информацией об этом существе и дослушаете до конца напутствие учёного; если же покинуть музей раньше (при помощи карты это можно сделать в любой момент), то данный этап будет считаться непройденным и всё равно придётся возвращаться.
В последней части игры предстоит справиться с двумя условными мини-играми, отсутствующими в отдельном режиме, где представлены соответствующие развлечения; ничего интересного в них нет, но они, как ни странно, не совсем тривиальны. В первой из них при помощи появившейся в инвентаре видеокамеры (её использование аналогично всем прочим предметам) нужно детально рассмотреть ряд динозавров на нескольких экранах (то есть назвать происходящее можно максимум "активностью"), добившись того, чтобы ночь в итоге сменилась днём. К сожалению, трудно сказать, от чего именно это зависит: скорее всего, нужно просто немного подождать, "блуждая" посредством нажатия стрелок между локациями туда-сюда, - но возможно, что для наступления данного события требуется нажать на какую-то конкретную точку. Вторая забава уже является именно мини-игрой, в рамках которой предстоит сделать пятнадцать фотографий различных объектов флоры, фауны и неживой природы опять-таки на нескольких локациях. С точки зрения механики чуточку трудно снять лишь жабу, ибо она прыгает и не совсем уж легко "захватывается" объективом, - настоящая же сложность в том, что каждый из объектов допускается запечатлеть лишь раз, а для прохождения требуется истратить плёнку именно полностью. Найти некоторые нужные области довольно тяжело, - то есть тут опять-таки имеет место пиксельхантинг.
Собственно, это вроде бы все хотя бы условно проблемные моменты в прохождении "сюжета", - поэтому теперь наконец-то можно переходить к тем мини-играм, которые как встречаются в "приключении", так и станут затем доступны для запуска в "отдельном" режиме. Их всего семь штук; количество попыток на прохождение любой как в "кампании", так и "автономно", к счастью, бесконечное. Для начала каждой нужно нажать на золотой кружок с портретом персонажа, появляющийся в правом или левом верхнем углу экрана. Первая забава является одновременно наиболее сложной изо всех с точки зрения логики. Основную часть экрана занимает поляна, а в нижней панели находятся три инструмента: кирка, молоточек и щётка. Наша задача - обнаружить следы динозавров и раскопать их яйца. Ограничения по времени нет, но необходимо придерживаться очень строгой последовательности действий. Перво-наперво следует при помощи щётки (она и другие инструменты заменяют собой курсор после щелчка по ним) обнаружить следы, коих всегда пять пар: просто щёлкаем в разные места небольшого пространства, а как только искомые объекты начали проявляться - ещё где-то раз или два по той же области, дабы они проявились полностью. Если по тем участкам местности, где они спрятаны, ударить киркой или молоточком, то будет моментально засчитано поражение, - на это важно обратить внимание и начинать работу всегда строго со щётки. Далее следует воспользоваться киркой, дабы обнаружить и раскопать яйца: механика здесь та же, но каждое яйцо для извлечения из грунта требует строго четырёх ударов по соответствующей области, - то есть как только оно обнаружено, то необходимо стукнуть по нему киркой ещё три раза, но ни в коем случае не более (в этом случае опять-таки засчитают поражение; то же, по-видимому, произойдёт и в том случае, если по зоне, где скрыт нужный нам предмет, ударить молоточком). Найденное яйцо необходимо очистить сначала от верхнего, а затем от нижнего слоя грязи, для чего нужны молоточек и щётка: первым по нему следует щёлкнуть пять раз, второй - шесть. После этого искомый объект автоматически переносится в правую часть инвентарной панели; всего в рамках мини-игры нужно найти три яйца.
Второе развлечение - очень простой прямоугольный лабиринт "замкнутого" типа (с четырьмя проходами по краям, при попадании в которые находящийся там оказывается в таких же на противоположных сторонах поля), где, управляя псом Дувапом с видом сверху, необходимо поймать того самого динозаврика, первоначально испугавшегося героев. Протагонист перемещается автоматически, но мы можем изменять направление его движения; для победы нужно пересечься с фигуркой ящера, в чём, несмотря на наличие ограничения по времени, нет ничего сложного. Третья и четвёртая забавы связаны с заданиями учёных. Палеонтологу нужно помочь рассортировать опрокинутую Адриеном картотеку сведений о динозаврах, что представлено в виде классических "парных карт" с мультяшными портретами ящеров: требуется переворачивать данные объекты, изначально расположенные "рубашками" вверх, дабы вычислить пары идентичных друг другу изображений. Картинок довольно много, имеется ограничение по времени, при этом движения самих карт довольно медленные, - но ничего трудного опять-таки нет. Интересно, что в "сюжете" перед данной игрой нас почему-то спрашивают, хотим ли мы помочь профессору, - это единственный "интерактив" в диалогах во всём прохождении (нужно нажать на "Да" на появляющейся "табличке"), причём само предоставление выбора выглядит не только непонятным, но и странным (ибо один из героев сам виноват в случившемся). Для геолога же придётся собрать условную физическую карту Земли (причём современной, а вовсе не до начала дрейфа материков, например), что представлено в виде классических же (и, разумеется, ограниченных по времени) "пятнашек", сложность которых зависит от изначального расклада, всегда различающегося в зависимости от загрузки.
Пожалуй, наиболее интересным изо всех представленных развлечений является пятое, в котором мы помогаем дяде Симону (напомним, тоже палеонтологу) расположить ископаемые останки обнаруженных им животных по условным геологическим периодам, в рамках которых, правда, Палеозой с точки зрения "порядка" приравнен к составляющим Мезозой Триасу, Юре и Мелу. Перед началом игры можно ознакомиться с теоретической базой, выглядящей как условный "круг", разделённый на сектора, каждый из которых соответствует определённому периоду и содержит скелеты и остовы конкретных животных; дабы увидеть всех, относящихся к Триасу, надо щёлкнуть на этой фигуре (ибо они, в отличие от прочих, изначально показаны не все). Игра не имеет ограничения по времени; перечень существ располагается на панели в нижней части экрана, его прокрутка осуществляется находящимися там же боковыми стрелочками; основную часть пространства занимает отвесная стена пещеры, разделённая на четыре находящихся друг над другом области, причём первоначально мы видим лишь нижнюю (соответствующую Палеозою). Задача - поместить на каждый из этих участков нужных животных, переместив туда их изображения. Примечательно, что, с одной стороны, расположить там неподходящих не дают в принципе, а за ошибки никак не наказывают; с другой стороны, если перейти к следующему "этапу" (для этого, подцепив изображение курсором, нужно подвести его к верхней границе экрана), то вернуться на предыдущий в рамках текущей попытки будет уже невозможно. Для "сверки" с "базой данных" используется значок в правом нижнем углу, - однако обращение к нему приводит к автоматическому перезапуску мини-игры с начала.
Наконец, две последних забавы - аркады, причём не самые простые, а для детей - так и вовсе наверняка однозначно трудные. В первой из них в роли Дувапа, представленного с видом сбоку, нужно формально убегать от тираннозавра, - но поскольку целевой аудиторией заявлены маленькие игроки, то преследователя мы не увидим (в том числе в случае неудачи); суть сводится к необходимости достичь финишной точки за определённое время, по возможности избегая столкновений с препятствиями. Движется герой автоматически, но очень медленно; при помощи клавиш с "левой" и "правой" курсорными стрелками мы можем соответственно чуть ускорять его и тормозить, "верхняя" и "нижняя" отвечают - опять-таки соответственно - за прыжки и приседания, а "Shift" - за переход на бег. Перед стартом предлагается выбрать один из трёх уровней сложности, - но различаются они между собой лишь отведённым на прохождение лимитом секунд, который даже на низшем не так уж велик. В этой связи данная забава во многом напоминает "QTE-игры", ибо успеть её пройти можно лишь с зажатым "Shift'ом" и оперативно нажимая клавиши прыжка и приседания для преодоления препятствий. Последние бывают двух типов: каменные арки, при пробеге через которые требуется пригибаться, и всевозможные камни, трещины, а также некоторые статичные живые существа (динозаврики, сухопутные моллюски и так далее), - их, естественно, нужно перепрыгивать. Столкновение с любым из этих объектов не приводит к проигрышу и даже не причиняет вреда протагонисту, однако на некоторое время существенно снижает его скорость, какие бы кнопки мы ни нажимали, - это не только сильно раздражает, но и чревато неприятным исходом, ибо времени на прохождение отведено немного. Кроме того, с неба в направлении героя периодически падают разные уже опасные объекты (например, сгустки вулканического пепла); он способен выдержать лишь два таких попадания, а после третьего погибает (запас здоровья показан в виде кружков с его портретами в нижней части экрана).
Наконец, последняя забава с точки зрения механики наиболее сложная и представляет собой скоростной (так как время снова ограничено, причём уже весьма жёстко и без возможности выбора уровня сложности) сбор объектов, в роли которых выступают различные доисторические и не очень животные. Управлять снова предстоит Дувапом, представленным в перспективе "вид сверху" и перемещающимся автоматически: мы можем лишь изменять направление его движения, причём управление как таковое реализовано, увы, не слишком удобно. Для "взятия" существа достаточно просто столкнуться с ним (количество собранной живности отображается в "мешке" в правой части экрана), - однако действие разворачивается в узком ущелье, контакт со "стенами" которого либо с крупными камнями приводит к потере всех объектов и необходимости повторного их сбора (что, естественно, очень нежелательно). Кроме того, на местности летают птерозавры, при столкновениях с которыми раздаются страшные чавкающие звуки, - но на деле они вовсе не кусают нас, а "съедают" отведённое на прохождение время, которое в такой ситуации начинает расходоваться намного быстрее, - причём, что неприятно, "отвязаться" от летающего ящера не так-то просто, пусть они и перемещаются по заданным траекториям туда-сюда и не имеют склонности нас преследовать. Формально эта мини-игра состоит из нескольких экранов, на каждом из которых требуется собирать разных (но не вполне определённо привязанных к конкретным геологическим эпохам) животных; на выходе с первого такового стоят два хищных динозавра, которые пропустят героя лишь в том случае, если он собрал все объекты, однако ни при каких обстоятельствах не способны его убить (как обычно бывает в аркадах такого типа). К счастью, в рамках "сюжета" проходить эту забаву до конца не обязательно, - опытным путём установлено, что достаточно лишь достичь второго экрана и собрать там какое-то количество животных, после чего по истечении времени нам всё равно засчитают победу; в режиме же мини-игр для этого требуется обязательно дойти до конца.
Упоминавшийся где-то выше чемоданчик, постоянно находящийся в нижней панели экрана, содержит в себе образовательную информацию - коей в данной игре, надо признать, весьма много. Во время прохождения, щёлкая на различные объекты, мы сможем ознакомиться с биографиями великих палеонтологов XIX века, инструментами, используемыми в этой профессии, сведениями о множестве видов динозавров и других гигантских доисторических рептилий, геологической историей Земли и так далее. По мере посещения соответствующих локаций отделения чемоданчика будут автоматически заполняться различными предметами, по щелчкам на которые (после перехода в данный подрежим) можно будет изучить эту информацию повторно. К сожалению, большим минусом является необязательность искать на экранах соответствующие активные точки, - то есть даже мы не щёлкнем на какую-нибудь настенную карту или портрет, то по достижении конкретного места всё равно обзаведёмся нужными сведениями. Возврат к "основной" игре перезапускает прохождение текущей локации с нуля, - поэтому если там предполагалось брать какие-либо предметы и вы это уже сделали, то они исчезнут и придётся взять их повторно. Ярко выраженный рекламный момент же всего один: когда герои в первый раз улетают в наше время, оставляя динозаврика одного, он начинает плакать, но пёс Дувап успокаивает его, угощая пакетиком с бисквитами, "украшенным" соответствующей надписью, что очень радует маленького ящера. В принципе, ничего страшного, - но в более ранних работах Mandarine Interactive не было и такого...
Графика Doowap - Voyage au temps des dinosaures исполнена в традициях игр от только что названной конторы: она не слишком качественная в отношении изображения действующих лиц (фоны же очень красивы), но в целом абсолютно приемлемая, рисованная, в меру яркая. В большинстве локаций, как и положено, встречаются условно "скрытые" активные точки, нажатия на которые приводят к демонстрации тех или иных анимаций, иногда забавных; правда, в каждой из зон их от силы одна-две, а иногда нет и вовсе; в играх про того же Йоко, представленных у нас на сайте, подобных "сюрпризов" было явно больше. Озвучка неплоха, но голос Жюли подобран не очень удачно, а Дувапа почему-то и вовсе озвучивает женщина; зато дубляж продавщицы в магазине сувениров, являющейся второстепенным персонажем, вышел поистине шедевральным. В общем и целом эту работу Mandarine Interactive вполне можно назвать достойной: безусловными недостатками являются непродуманный сюжет и невозможность запуска мини-игр без прохождения "основного" режима, - но это полностью нивелируется увлекательностью действия, не самыми банальными (по большей части) и порой даже не совсем простыми развлечениями, органично вписанными в сюжет, объективно приличным объёмом познавательной информации (увы, не всегда достоверной), ненужностью знания языка для прохождения и, главное, минимизированной рекламной составляющей. В этой связи рекомендовать данную вещь вполне можно относительно широкой аудитории.
- Аудитория:
Детская - Главный герой:
Ребёнок
Животное - Игровой движок:
Macromedia Director - Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры - Перспектива:
Вид от третьего лица - Серия игр:
Рекламные игры - Страна или регион происхождения:
Франция - Сюжет:
Путешествие во времени - Технические детали:
PC-Mac - Язык:
Français