Gothic II – самая знаменитая часть серии. Всем, кто не читал о предыдущей игре, предлагаю просмотреть её описание и только потом перейти к этому обзору, потому что тут будет изложена только основа сюжета, а также все отличия и добавления по сравнению с Gothic I.
Всё начинается с финала прошлой части: Безымянный изгоняет Крушака, а магический Барьер, ограждающий колонию каторжников Долины Рудников, исчезает. Но подземный храм рушится, и герой остаётся под обломками, оставшись в живых лишь благодаря магии своих доспехов. Через пару недель его союзник, ворчливый и ироничный маг Ксардас, находит способ телепортировать героя в свою новую башню возле города Хоринис. После перенесённых лишений Безымянный очень слаб и многое забыл, поэтому ему придётся почти всему учиться заново. Но Ксардас сразу же огорошивает его известием, что «своим последним яростным воплем» Крушак призвал армию тьмы злого бога Белиара, которую возглавляют драконы, и она собирается в Рудниковой Долине. Если её не остановить в ближайшее время, то она станет непобедимой, и от неё нигде не скроешься. Единственный выход – победить драконов; тогда без руководства армия противника распадётся. Сделать это можно лишь с помощью могущественного божественного амулета «Глаз Инноса», который хранится у паладинов в городе.
Ксардас отправляет главного героя за амулетом. Но оказывается, что добыть его не так-то просто. Во-первых, каторжники разбежались по всему острову, и многие из них снова совершают преступления, поэтому к незнакомцам относятся подозрительно и не пускают в город, а если и пробраться туда – к паладинам ход закрыт, пока они не начнут вам доверять. Во-вторых, между Хоринисом и фермерами вот-вот разгорится гражданская война, потому что городское ополчение не может справиться с разбойниками и помещики решили сами себя защищать с помощью наёмников, перестав платить Хоринису налоги. Часть паладинов, недавно прибывших с материковой части Миртаны, охраняет город, а о той их половине, которая отправилась в захваченную войском орков и их союзников Долину Рудников, ничего не известно, – возможно, они уже погибли. Монастырь магов Огня мало участвует в мирских делах, а на округу наводят ужас бандиты. Через перевал из долины тем временем проникает всё больше опасных существ, появляются странные маги в чёрных рясах, и беспокойство местных жителей постепенно перерастает в смятение.
Сюжет стал ближе к привычным «фэнтезийным канонам», чем в 1-й части, но банальным его не назовёшь, и он ещё подкинет несколько поворотов. Разрешение носить «Глаз Инноса» вовсе не означает, что мы его получим, а уничтожением драконов всё не закончится, – после этого возникнут новые заботы.
Главная достопримечательность провинции – конечно же, город Хоринис. Настолько подробно проработанные места редко встречаются даже в ролевых играх. Как и в 1-й части, каждый NPC (хоть важный, хоть нет) ведёт свой образ жизни, но в «Готике 2» маршруты их движения стали сложнее, а разнообразие действий – шире. По сравнению с Gothic I у Безымянного возникло больше возможных специализаций; в Хоринисе, к примеру, можно поступить в ученики к одному из мастеров: алхимику, охотнику или кузнецу; на ферме Онара есть свои мастера. Появилась серьёзная система алхимии: теперь не только присутствуют зелья здоровья и маны, но есть возможность создавать и получать много других эликсиров, а также новые виды спиртных напитков и табака. Хороший кузнец сможет выковать более острое оружие, а охотник – дорого продать шкуры животных.
По-прежнему остались три основных направления развития персонажа (и, соответственно, столько же веток главной сюжетной линии), - но они сильно изменились и усложнились. Вместо трёх «лагерей» – город Хоринис, большая ферма помещика Онара и монастырь. Став гражданином и подмастерьем, Безымянный сможет добиться чести заслужить звание паладина, сражающегося не только мечом, но и магией; работа наёмником откроет дорогу к карьере могучего охотника на драконов, защищённого прочнейшими доспехами; скромный послушник пройдёт испытание и станет почтенным магом Огня, служителем бога справедливости Инноса, способным победить умом и магией почти любого врага – если хватит маны, конечно.
Поскольку действие происходит не в колонии каторжников, а в обжитой и богатой провинции страны Миртана, половину персонажей теперь составляют женщины, а крестьяне с горожанами относятся к Безымянному более миролюбиво, чем заключённые из первой части. Заданий стало в несколько раз больше, и они гораздо изобретательнее, чем в «Готике 1». Кроме того, в дневнике Безымянного и тогда проглядывал его характер, а теперь в описания квестов он часто добавляет свои собственные впечатления и мнения (и в зависимости от выбранного пути они меняются).
Новый игровой регион не слишком большой (хотя и больше, чем в первой части), но в каждом его уголке кипит жизнь. Кроме больших поселений, присутствуют мелкие фермы и хуторки, охотничьи заимки и бандитские убежища. В пещерах могут жить как бродяги или отшельники, так и звери или нежить. Чем дальше вы забредёте в дремучий лес, тем с большей дичью столкнётесь – как в прямом, так и в переносном смысле. Даже в пустошах можно встретить их обитателей.
Второй крупной открытой локацией осталась Долина Рудников (а третья пусть останется тайной), - но за прошедший с финала Gothic I месяц она сильно изменилась. Драконы сожгли половину бывшего Старого Лагеря, орки и их прислужники везде поставили заставы, землетрясения разрушили мосты и изменили русла рек. Путь к остаткам Болотного Лагеря преграждает стена, а выжившие сектанты разбежались оттуда кто куда. Из-за влияния драконов на погоду в их логовах царствуют соответствующие стихии: например, вся местность неподалёку от ледяного ящера покрыта льдом, и там идёт снег, несмотря на тёплое время года.
Торговля теперь не меновая – за любой товар нужно платить золотом, а магическая руда стала редкой и дорогой вещью. Охотничьих трофеев, естественно, тоже больше, - ведь появились подвиды уже знакомых животных и совершенно новые существа. Маг в Gothic II может создавать руны самостоятельно, а не получает их у других. Набор доступных заклинаний также увеличился, а превращаться, как и раньше, можно почти в любое животное.
Графика значительно улучшилась: мир стал детализированнее и красочнее, при этом игра не тормозит даже на достаточно слабых компьютерах. Текстуры пусть и не дотягивают до лучших ровесников Gothic II, но выглядят симпатично; единственное исключение – странный вид лестниц: ступени на них нарисованы, а не сделаны отдельно, а деревянные вертикальные лестницы, которых в первой части было полно, убраны. Остальное в порядке. Как прекрасны лучи, пробивающиеся сквозь листву поблизости от Круга Солнца! Как таинственна туманная дымка по-над озёрами! Как реалистичны тёмные ночи, когда мрак развеивается лишь огнём факела или заклинанием «Свет», а хищники устраивают засады на неосторожных людей! Но наиболее красивы спецэффекты заклинаний, – их трудно описать, поэтому не стану и пытаться. Большие пещеры уже не выделены в отдельные локации, как в «Готике 1», а являются частью открытого мира. Количество анимаций персонажей выросло в разы, и они уже более плавные, - но их модели, к сожалению, остались не особенно детализированными и всё ещё очень угловаты. Приятной музыки стало гораздо больше, и она разнообразнее: спокойная в мирных локациях, угрюмая и скорбная в разрушенной Долине Рудников, торжественная во время сражений, потусторонняя в глухомани и заброшенных местах.
Управление и боевую систему улучшили и сделали более интуитивными по сравнению с первой частью. Больше не требуется зажимать комбинации клавиш с Ctrl для действий, – достаточно нажать либо на Ctrl, либо на левую кнопку мыши! Сражение происходит с помощью клавиш движения и кнопок мыши, как и в других action-RPG. Для тех, кому больше нравится управление из Gothic 1, разработчики оставили возможность включить его, – но и в этом случае нужно нажимать только клавишу действия (ЛКМ или Ctrl), а влияет оно лишь на технику боя (мне, например, такая модифицированная система из первой части нравится: надо лишь зажать ЛКМ, а потом выполнять какие угодно связки ударов). Интерфейс торговли тоже упростился: нельзя случайно отдать что-нибудь, потому что золото прибавляется или вычитается сразу при нажатии ЛКМ на продаваемом или покупаемом товаре. Однако изменение инвентаря, мне кажется, сделано спорное: если раньше он появлялся в правой части экрана и легко переключался по тематике предметов, то теперь все вещи собраны в единое большое окно, закрывающее почти весь дисплей, и хоть всё ещё классифицированы, но рыться в них менее удобно. Кроме того, в «Готике 1» при малом количестве силы и некачественном оружии урон сильным врагам не наносился (что добавляло погружения в мир, оставляя впечатление непробиваемости прочной шкуры или брони), а здесь эту особенность убрали, поэтому при желании и достаточной ловкости игрок сумеет «заковырять» любого врага даже серпом, – правда, на это уйдёт куча времени. И ещё к боевой системе добавили «критические удары»: при должном умении можно нанести противнику серьёзную рану.
В «классической» (т.е. без аддона) Gothic 2 существует лишь один фатальный баг: можно сказать командиру паладинов, что убил всех драконов, ещё не уничтожив их, и тогда игра будет вылетать при попытке возвращения в Хоринис, – это сделает сюжет непроходимым. Так что не совершайте эту ошибку - и всё будет в порядке. Кроме того, иногда «Готика 2» зависает и вылетает. Есть проблемы и в сценарии. Например, зачем бандиты охотятся на главного героя? Куда делось большинство обитателей Рудниковой Долины? Если предположить, что они убиты армией Белиара, то всё-таки остаётся неясным, что же случилось с магами воды, – их ведь так просто не прикончишь. Для чего предназначены каменные круги и что это за пустой храм в дальней части острова? На все эти вопросы ответили в аддоне «Готика II: Ночь Ворона» (Gothic II: Die Nacht des Raben), расширяющем и дополняющем сценарий и боевую систему «Готики 2», – его выпустили позже в составе т.н. «золотого издания». Там же исправили практически все баги и улучшили «баланс сложности». С другой стороны, у «классической» версии есть и преимущества перед новой: стиль более цельный (нет ничего выбивающегося из него – вроде пиратской тематики или каменных табличек, добавленных в Die Nacht des Raben), атмосфера гораздо суровее (давних знакомых встретится очень мало, и игрок будет чувствовать одиночество; а в аддоне он повидает много старых друзей и врагов), и на первую часть она похожа гораздо сильнее.
Всем любителям серии Gothic рекомендую пройти и «классическую» «Готику II», и «Готику II: Ночь Ворона», потому что они достаточно сильно отличаются друг от друга. Остальным лучше остановиться на второй из них, – это вершина развития серии, поэтому каждому любителю ролевых и приключенческих игр стоит узнать, каково быть Безымянным Героем в Хоринисе и чем промышляют мракорисы с Ищущими.
Всё начинается с финала прошлой части: Безымянный изгоняет Крушака, а магический Барьер, ограждающий колонию каторжников Долины Рудников, исчезает. Но подземный храм рушится, и герой остаётся под обломками, оставшись в живых лишь благодаря магии своих доспехов. Через пару недель его союзник, ворчливый и ироничный маг Ксардас, находит способ телепортировать героя в свою новую башню возле города Хоринис. После перенесённых лишений Безымянный очень слаб и многое забыл, поэтому ему придётся почти всему учиться заново. Но Ксардас сразу же огорошивает его известием, что «своим последним яростным воплем» Крушак призвал армию тьмы злого бога Белиара, которую возглавляют драконы, и она собирается в Рудниковой Долине. Если её не остановить в ближайшее время, то она станет непобедимой, и от неё нигде не скроешься. Единственный выход – победить драконов; тогда без руководства армия противника распадётся. Сделать это можно лишь с помощью могущественного божественного амулета «Глаз Инноса», который хранится у паладинов в городе.
Ксардас отправляет главного героя за амулетом. Но оказывается, что добыть его не так-то просто. Во-первых, каторжники разбежались по всему острову, и многие из них снова совершают преступления, поэтому к незнакомцам относятся подозрительно и не пускают в город, а если и пробраться туда – к паладинам ход закрыт, пока они не начнут вам доверять. Во-вторых, между Хоринисом и фермерами вот-вот разгорится гражданская война, потому что городское ополчение не может справиться с разбойниками и помещики решили сами себя защищать с помощью наёмников, перестав платить Хоринису налоги. Часть паладинов, недавно прибывших с материковой части Миртаны, охраняет город, а о той их половине, которая отправилась в захваченную войском орков и их союзников Долину Рудников, ничего не известно, – возможно, они уже погибли. Монастырь магов Огня мало участвует в мирских делах, а на округу наводят ужас бандиты. Через перевал из долины тем временем проникает всё больше опасных существ, появляются странные маги в чёрных рясах, и беспокойство местных жителей постепенно перерастает в смятение.
Сюжет стал ближе к привычным «фэнтезийным канонам», чем в 1-й части, но банальным его не назовёшь, и он ещё подкинет несколько поворотов. Разрешение носить «Глаз Инноса» вовсе не означает, что мы его получим, а уничтожением драконов всё не закончится, – после этого возникнут новые заботы.
Главная достопримечательность провинции – конечно же, город Хоринис. Настолько подробно проработанные места редко встречаются даже в ролевых играх. Как и в 1-й части, каждый NPC (хоть важный, хоть нет) ведёт свой образ жизни, но в «Готике 2» маршруты их движения стали сложнее, а разнообразие действий – шире. По сравнению с Gothic I у Безымянного возникло больше возможных специализаций; в Хоринисе, к примеру, можно поступить в ученики к одному из мастеров: алхимику, охотнику или кузнецу; на ферме Онара есть свои мастера. Появилась серьёзная система алхимии: теперь не только присутствуют зелья здоровья и маны, но есть возможность создавать и получать много других эликсиров, а также новые виды спиртных напитков и табака. Хороший кузнец сможет выковать более острое оружие, а охотник – дорого продать шкуры животных.
По-прежнему остались три основных направления развития персонажа (и, соответственно, столько же веток главной сюжетной линии), - но они сильно изменились и усложнились. Вместо трёх «лагерей» – город Хоринис, большая ферма помещика Онара и монастырь. Став гражданином и подмастерьем, Безымянный сможет добиться чести заслужить звание паладина, сражающегося не только мечом, но и магией; работа наёмником откроет дорогу к карьере могучего охотника на драконов, защищённого прочнейшими доспехами; скромный послушник пройдёт испытание и станет почтенным магом Огня, служителем бога справедливости Инноса, способным победить умом и магией почти любого врага – если хватит маны, конечно.
Поскольку действие происходит не в колонии каторжников, а в обжитой и богатой провинции страны Миртана, половину персонажей теперь составляют женщины, а крестьяне с горожанами относятся к Безымянному более миролюбиво, чем заключённые из первой части. Заданий стало в несколько раз больше, и они гораздо изобретательнее, чем в «Готике 1». Кроме того, в дневнике Безымянного и тогда проглядывал его характер, а теперь в описания квестов он часто добавляет свои собственные впечатления и мнения (и в зависимости от выбранного пути они меняются).
Новый игровой регион не слишком большой (хотя и больше, чем в первой части), но в каждом его уголке кипит жизнь. Кроме больших поселений, присутствуют мелкие фермы и хуторки, охотничьи заимки и бандитские убежища. В пещерах могут жить как бродяги или отшельники, так и звери или нежить. Чем дальше вы забредёте в дремучий лес, тем с большей дичью столкнётесь – как в прямом, так и в переносном смысле. Даже в пустошах можно встретить их обитателей.
Второй крупной открытой локацией осталась Долина Рудников (а третья пусть останется тайной), - но за прошедший с финала Gothic I месяц она сильно изменилась. Драконы сожгли половину бывшего Старого Лагеря, орки и их прислужники везде поставили заставы, землетрясения разрушили мосты и изменили русла рек. Путь к остаткам Болотного Лагеря преграждает стена, а выжившие сектанты разбежались оттуда кто куда. Из-за влияния драконов на погоду в их логовах царствуют соответствующие стихии: например, вся местность неподалёку от ледяного ящера покрыта льдом, и там идёт снег, несмотря на тёплое время года.
Торговля теперь не меновая – за любой товар нужно платить золотом, а магическая руда стала редкой и дорогой вещью. Охотничьих трофеев, естественно, тоже больше, - ведь появились подвиды уже знакомых животных и совершенно новые существа. Маг в Gothic II может создавать руны самостоятельно, а не получает их у других. Набор доступных заклинаний также увеличился, а превращаться, как и раньше, можно почти в любое животное.
Графика значительно улучшилась: мир стал детализированнее и красочнее, при этом игра не тормозит даже на достаточно слабых компьютерах. Текстуры пусть и не дотягивают до лучших ровесников Gothic II, но выглядят симпатично; единственное исключение – странный вид лестниц: ступени на них нарисованы, а не сделаны отдельно, а деревянные вертикальные лестницы, которых в первой части было полно, убраны. Остальное в порядке. Как прекрасны лучи, пробивающиеся сквозь листву поблизости от Круга Солнца! Как таинственна туманная дымка по-над озёрами! Как реалистичны тёмные ночи, когда мрак развеивается лишь огнём факела или заклинанием «Свет», а хищники устраивают засады на неосторожных людей! Но наиболее красивы спецэффекты заклинаний, – их трудно описать, поэтому не стану и пытаться. Большие пещеры уже не выделены в отдельные локации, как в «Готике 1», а являются частью открытого мира. Количество анимаций персонажей выросло в разы, и они уже более плавные, - но их модели, к сожалению, остались не особенно детализированными и всё ещё очень угловаты. Приятной музыки стало гораздо больше, и она разнообразнее: спокойная в мирных локациях, угрюмая и скорбная в разрушенной Долине Рудников, торжественная во время сражений, потусторонняя в глухомани и заброшенных местах.
Управление и боевую систему улучшили и сделали более интуитивными по сравнению с первой частью. Больше не требуется зажимать комбинации клавиш с Ctrl для действий, – достаточно нажать либо на Ctrl, либо на левую кнопку мыши! Сражение происходит с помощью клавиш движения и кнопок мыши, как и в других action-RPG. Для тех, кому больше нравится управление из Gothic 1, разработчики оставили возможность включить его, – но и в этом случае нужно нажимать только клавишу действия (ЛКМ или Ctrl), а влияет оно лишь на технику боя (мне, например, такая модифицированная система из первой части нравится: надо лишь зажать ЛКМ, а потом выполнять какие угодно связки ударов). Интерфейс торговли тоже упростился: нельзя случайно отдать что-нибудь, потому что золото прибавляется или вычитается сразу при нажатии ЛКМ на продаваемом или покупаемом товаре. Однако изменение инвентаря, мне кажется, сделано спорное: если раньше он появлялся в правой части экрана и легко переключался по тематике предметов, то теперь все вещи собраны в единое большое окно, закрывающее почти весь дисплей, и хоть всё ещё классифицированы, но рыться в них менее удобно. Кроме того, в «Готике 1» при малом количестве силы и некачественном оружии урон сильным врагам не наносился (что добавляло погружения в мир, оставляя впечатление непробиваемости прочной шкуры или брони), а здесь эту особенность убрали, поэтому при желании и достаточной ловкости игрок сумеет «заковырять» любого врага даже серпом, – правда, на это уйдёт куча времени. И ещё к боевой системе добавили «критические удары»: при должном умении можно нанести противнику серьёзную рану.
В «классической» (т.е. без аддона) Gothic 2 существует лишь один фатальный баг: можно сказать командиру паладинов, что убил всех драконов, ещё не уничтожив их, и тогда игра будет вылетать при попытке возвращения в Хоринис, – это сделает сюжет непроходимым. Так что не совершайте эту ошибку - и всё будет в порядке. Кроме того, иногда «Готика 2» зависает и вылетает. Есть проблемы и в сценарии. Например, зачем бандиты охотятся на главного героя? Куда делось большинство обитателей Рудниковой Долины? Если предположить, что они убиты армией Белиара, то всё-таки остаётся неясным, что же случилось с магами воды, – их ведь так просто не прикончишь. Для чего предназначены каменные круги и что это за пустой храм в дальней части острова? На все эти вопросы ответили в аддоне «Готика II: Ночь Ворона» (Gothic II: Die Nacht des Raben), расширяющем и дополняющем сценарий и боевую систему «Готики 2», – его выпустили позже в составе т.н. «золотого издания». Там же исправили практически все баги и улучшили «баланс сложности». С другой стороны, у «классической» версии есть и преимущества перед новой: стиль более цельный (нет ничего выбивающегося из него – вроде пиратской тематики или каменных табличек, добавленных в Die Nacht des Raben), атмосфера гораздо суровее (давних знакомых встретится очень мало, и игрок будет чувствовать одиночество; а в аддоне он повидает много старых друзей и врагов), и на первую часть она похожа гораздо сильнее.
Всем любителям серии Gothic рекомендую пройти и «классическую» «Готику II», и «Готику II: Ночь Ворона», потому что они достаточно сильно отличаются друг от друга. Остальным лучше остановиться на второй из них, – это вершина развития серии, поэтому каждому любителю ролевых и приключенческих игр стоит узнать, каково быть Безымянным Героем в Хоринисе и чем промышляют мракорисы с Ищущими.
Радует, что все друзья главного героя перекочевали из первой части и расселились по округе. Их приятно встретить. Некоторые даже умудрились приплыть в Gothic 3, но это другая история.
Ах да... еще здесь раньше, чем в Скайриме, появились драконы.
Вот только на "шедевр на все времена", подобно "Morrowind", даже "Gothic II" всё равно не тянет: игры серии "Gothic" проходишь пусть и с большим интересом, но сразу же после прохождения и забываешь, - а в играх серии "Elder Scrolls" ты просто живёшь, они потом тебя никогда до конца не отпускают