В 1979 году в Норвегии был снят и впервые показан рождественский телесериал для детей "Jul i Skomakergata" ("Рождество в Скомакергате"). Он транслировался с 1 до 24 декабря каждый день и представлял собой телевизионный адвент-календарь (йоль-календарь в скандинавской традиции). Телесериал полюбился публике и впоследствии выходил в эфир в эти же даты в 1980-е и 1990-е, а в 2003 году это сопровождалось выпуском великолепной компьютерной игры, с которой вы можете ознакомиться на данной страничке.
Действие телесериала происходит в вымышленном норвежском городе Скомакергата, совсем-совсем маленьком. История разворачивается вокруг старого обувщика Йенса Петруса Андерсена (Jens Petrus Andersen) и его мастерской по ремонту обуви. Раскрываются взаимоотношения Андерсена с владельцами соседних лавок и другими горожанами, включая детей.
Разработчики могли бы выпустить простой сборник мини-игр, какие штампуют десятками, если не сотнями, но они решили поступить оригинальнее, - а потому перед нами не просто очередной диск для детей, а настоящий шедевр, который, оставаясь сборником этих самых мини-игр и активностей, просто поражает воображение. Центральная улочка Скомакергаты воссоздана в трёхмерном виде, куда игрок попадает с видом от первого лица, причём, несмотря на управление с помощью мыши, перемещение не дискретное. Можно свободно ходить по территории, нажимать на активные точки, ведущие к мини-играм, заходить в здания, например магазины, почту, ж/д станцию. По улице гуляют дети.
Игра сделана в формате йоль-календаря, а потому для прохождения Jul i Skomakergata нужно принять участие в двадцати четырёх мини-играх или активностях. Некоторые из них требуется пройти и достичь определённого успеха, в других же победа не требуется, а третьи могут и вовсе быть сборниками рецептов или чем-то подобным. В отличие от немецких адвент-календарей, выложенных у нас на сайте, - Adventskalender (2000, Windows) и Löwenzahn Adventskalender (2002, Windows), - никакой привязки к дате, выставленной на компьютере, нет. Хоть летом зайди - всё будет открыто и доступно. Активные точки, ведущие к мини-играм, изменяют курсор при наведении на них со стрелочки на игральную кость.
В Jul i Skomakergata есть три уровня сложности, которые выбираются при запуске игры и влияют на трудность некоторых мини-игр или головоломок.
Начнём с мини-игр, расположенных на открытом воздухе:
1. Главные ворота. Здесь нас ждёт спуск от первого лица на санках с рулём по горке с препятствиями. Для получения приза нужно прийти к финишу раньше соперника, но в этом нет ничего сложного - достаточно избегать камней, поваленных стволов и елей.
2. Боковые ворота. Ещё одна гонка на санках, но уже кольцевая (!). Нужно приехать к финишу раньше девочки. На высоком уровне сложности обогнать её будет отнюдь не просто.
3. Мужчина, стоящий у фургона. Шофёр позволит нам сесть на место пассажира, а сам поедет по узкой дороге. Игрок может сигналить, включать и выключать дворники, фары ближнего и дальнего света, но всё это не оказывает влияния на прохождение. Встречные машины никак не реагируют на постоянно включённый дальний свет, хотя он должен ослеплять их водителей; допускается проехать всю дистанцию вообще без включения фар и так далее, - в любом случае приз будет получен. Во время поездки шофёр поёт норвежскую песню.
4. Ребёнок в синем свитере, гуляющий по территории. Играем в прятки! Главный герой закрывает глаза ладонями (это показывается от первого лица), после чего нужно искать по локации трёх спрятавшихся детей и нажимать на них.
5. Снеговик, стоящий в закутке слева от ратуши (rådhuset). Здесь будет украшение снеговика, заготовленного для нас в виде каркаса из трёх снежных шаров. Можно прикреплять ветки-руки, вручать метлу, надевать разные наряды, добавлять элементы лица и так далее. Чёткой задачи у игры нет - разве что задействовать все элементы, то есть без одной руки снеговика не "засчитать". Откровенных уродцев создать не выйдет, но вот морковок можно использовать целых пять...
На этом активные точки на открытом воздухе заканчиваются - пора посещать различные заведения, и начнём с тележки со сластями. Если навести на неё курсор, он превращается в дверь, и, пусть мы фактически остаёмся на улице, нажатие вызывает появление продавщицы. Здесь две активных точки:
6. Покупаем леденцы, конфеты и многое другое. Деньги у нас ограничены, но вновь нет никакой задачи, например математической, - а ведь она была бы очень уместна! Просто берём сладостей на все монетки и выходим.
7. Сборник рецептов с возможностью распечатать каждый. Для получения приза достаточно полистать.
Теперь направляемся к железнодорожной станции, что справа от главных ворот. Тут и во всех других заведениях нас будет встречать один из героев телесериала в своём трёхмерном воплощении и что-то рассказывать. Увы, субтитры в игре полностью отсутствуют. На станции нас ждут две активности:
8. Билетная касса. Смотрим за движением паровоза по железной дороге посреди красивого зимнего пейзажа, - это просто сценка, и единственное, что может делать игрок, - в любое время включать гудок.
9. Стол с макетом. А тут будет трубопроводная головоломка - прокладываем рельсы, чтобы получить замкнутый круг. Стоит отметить красивые анимированные декорации елей, снеговика и мельницы, которые также выполняют роли препятствий, усложняющих задачу (но на лёгком уровне их почти нет). Как только дорога собрана, игроку покажут, как по ней едет паровоз, причём камера не статичная, а движется за ним и меняет ракурсы.
Выходим и начинаем обход магазинчиков. Первый на очереди - зелёный магазин на углу. Это и есть мастерская по ремонту обуви, принадлежащая центральному персонажу телешоу Йенсу Андерсену. Помимо мини-игр, здесь можно посмотреть несколько кукольных мультфильмов, а также взять и покрутить моток ниток - на нём всегда видно, сколько ещё осталось пройти, что очень удобно, ведь некоторые мини-игры можно запросто пропустить. Теперь посмотрим, чем можно заняться в мастерской:
10. Парные карты. У старика перепуталась вся обувь на полках. Забавно, что это едва ли не единственные парные карты, которые имеют вполне очевидное логическое и сюжетное обоснование, - обувь действительно надо держать по парам, а не в хаосе. Чем выше уровень сложности, тем больше карт.
11. Стол. Здесь игрокам предлагается собирать рождественские игрушки из постепенно появляющихся частей.
Чуть выше стола можно заметить лестницу наверх. Туда разрешается подняться и заняться другими мини-играми:
12. Кубики возле сундука. Простая и бесцельная забава со строительством из трёхмерных кубиков разных простеньких сооружений.
13. Вешалка с одеждой. Нажав сюда, можно посмотреть и послушать, как местные дети поют владельцам магазинчиков рождественские песни, родственные русским колядкам.
14. Ящик слева от вешалки. Если вам мало гонок на санках и пряток с видом от первого лица, то вот, пожалуй, апофеоз всего этого сборника. Здесь игрок примет участие в старинных обрядах, выполняемых в день Люсии (Луции) Сиракузской, отмечаемый в католических и протестантских странах 13 декабря. Традиции этого праздника в Северной Европе несколько отличаются от таковых в странах, лежащих южнее. В Jul i Skomakergata это будет так: три девочки в белых платьях шествуют со свечками в руках по улице и поют "Santa Lucia" на норвежском, после чего Йенс Андерсен благодарит их и поздравляет с праздником. Игрок - одна из этих девочек. Перспектива обзора - от первого лица. Такая экзотика есть, наверное, только на этом диске.
Продолжим исследовать правую сторону улицы и зайдём в цветочный магазин Blomster, где целых три игры:
15. Стол с пазлами. Собираем картинку с Йенсом Андерсеном возле своего обувного магазина. Чем выше уровень сложности, тем больше кусочков.
16. Вазы с цветами. Составляем букет из разных цветов с возможностью распечатать получившуюся композицию. Как только игрок выйдет из мини-игры, то сразу получит приз, то есть чёткой цели снова нет.
17. Барабан на стуле. Аккомпанируем на барабане квартету музыкантов. И опять можно не сделать ни одного удара - достаточно лишь посмотреть выступление.
В соседнем магазинчике, продуктовом, игроков ждут две забавы:
18. Ещё одни пазлы. На картинке дети стоят возле снеговика. Важно отметить, что, если вы уже собрали пазлы в другом заведении, приза не будет, то есть он всего один на три картинки.
19. Условный симулятор кассира. Игрок должен вбивать на кассовом аппарате стоимость товаров, которые сменяются один за одним по мере ввода. Игра продолжается две минуты, за которые нужно "обработать" как можно больше товаров.
На противоположной стороне улицы расположились два заведения. Сначала зайдём в пекарню:
20. Имеет смысл ожидать, что и здесь будут пазлы, - и они в самом деле будут. На этот раз картинка показывает общий вид деревни, и снова без приза, если какие-то другие пазлы уже собраны.
21. Выбираем форму печенья, а затем украшаем его с возможностью последующей распечатки. Конкретного задания нет.
22. Неожиданно сложная "ловилка" с видом от первого лица. Из причудливого агрегата в разные стороны выпрыгивают баранки, которые нужно ловить на палку. Трудность заключается в том, что траектория полёта баранок не всегда очевидна, к тому же на палку помещаются только семь штук, так что нужно не забывать регулярно сбрасывать "улов" нажатием левой кнопки мыши.
Наконец, отделение полиции:
23. Игра на распределение разных предметов между героями. Например, обувная ложка - это явно обувщику, а вот ваза - владельцу цветочного магазина.
24. Настольная игра лудо. Стоит отметить забавную анимацию фишек - они, трёхмерные, сами прыгают по игровому полю. Для получения приза достаточно начать игру, побеждать или даже просто завершать её не обязательно.
Теперь направляемся к зданию ратуши и идём в правый закуток, противоположный от того, где сооружён снеговик. Здесь почта, и нам как раз сюда:
25. Сортировка писем. Все адресаты имеют пиктограммы согласно роду их деятельности. Сколько заниматься помощью почтальону, решает игрок, - приз будет получен, если хотя бы одно письмо положено в правильный ящик.
Все 25 изначально доступных мини-игр пройдены, за них получены 23 приза. Теперь настало время вернуться в обувную мастерскую, где на прилавке стала активной ещё одна игра, последняя:
26. Йенс Андерсен спрятал по улице рождественские украшения, которые и придётся искать. Как только это сделано, последний приз будет получен и Jul i Skomakergata можно считать пройденной.
При желании в игре можно придраться к графике. Мол, и модельки некоторые слишком простенькие, и текстуры иногда мыльные, и анимация неестественная. Да, всё так, в 2003 году уже делали лучше, но Jul i Skomakergata - это игра, созданная для не самого крупного внутреннего норвежского рынка, и по сравнению со многими детскими эксклюзивами, выходившими в других государствах, она производит впечатление большого проекта, качественного с технической стороны и не имеющего аналогов с содержательной. Да и много ли вообще в 2003 году было трёхмерных детских игр, если не учитывать крупные проекты по "Гарри Поттеру", "Шреку" и так далее?
Jul i Skomakergata обладает удивительно приятной праздничной атмосферой - идёт снег, всё украшено к празднику. По улицам ходят дети и разговаривают с игроком, если к ним подойти (не говоря уже о том, что с ними можно сыграть в прятки), а в каждом магазинчике или другом заведении ждут разговорчивые персонажи. Нет ощущения искусственности, бутафории, - а ведь этого не так-то просто добиться. Но у норвежцев получилось, и их игре - заслуженный высший балл.
Действие телесериала происходит в вымышленном норвежском городе Скомакергата, совсем-совсем маленьком. История разворачивается вокруг старого обувщика Йенса Петруса Андерсена (Jens Petrus Andersen) и его мастерской по ремонту обуви. Раскрываются взаимоотношения Андерсена с владельцами соседних лавок и другими горожанами, включая детей.
Разработчики могли бы выпустить простой сборник мини-игр, какие штампуют десятками, если не сотнями, но они решили поступить оригинальнее, - а потому перед нами не просто очередной диск для детей, а настоящий шедевр, который, оставаясь сборником этих самых мини-игр и активностей, просто поражает воображение. Центральная улочка Скомакергаты воссоздана в трёхмерном виде, куда игрок попадает с видом от первого лица, причём, несмотря на управление с помощью мыши, перемещение не дискретное. Можно свободно ходить по территории, нажимать на активные точки, ведущие к мини-играм, заходить в здания, например магазины, почту, ж/д станцию. По улице гуляют дети.
Игра сделана в формате йоль-календаря, а потому для прохождения Jul i Skomakergata нужно принять участие в двадцати четырёх мини-играх или активностях. Некоторые из них требуется пройти и достичь определённого успеха, в других же победа не требуется, а третьи могут и вовсе быть сборниками рецептов или чем-то подобным. В отличие от немецких адвент-календарей, выложенных у нас на сайте, - Adventskalender (2000, Windows) и Löwenzahn Adventskalender (2002, Windows), - никакой привязки к дате, выставленной на компьютере, нет. Хоть летом зайди - всё будет открыто и доступно. Активные точки, ведущие к мини-играм, изменяют курсор при наведении на них со стрелочки на игральную кость.
В Jul i Skomakergata есть три уровня сложности, которые выбираются при запуске игры и влияют на трудность некоторых мини-игр или головоломок.
Начнём с мини-игр, расположенных на открытом воздухе:
1. Главные ворота. Здесь нас ждёт спуск от первого лица на санках с рулём по горке с препятствиями. Для получения приза нужно прийти к финишу раньше соперника, но в этом нет ничего сложного - достаточно избегать камней, поваленных стволов и елей.
2. Боковые ворота. Ещё одна гонка на санках, но уже кольцевая (!). Нужно приехать к финишу раньше девочки. На высоком уровне сложности обогнать её будет отнюдь не просто.
3. Мужчина, стоящий у фургона. Шофёр позволит нам сесть на место пассажира, а сам поедет по узкой дороге. Игрок может сигналить, включать и выключать дворники, фары ближнего и дальнего света, но всё это не оказывает влияния на прохождение. Встречные машины никак не реагируют на постоянно включённый дальний свет, хотя он должен ослеплять их водителей; допускается проехать всю дистанцию вообще без включения фар и так далее, - в любом случае приз будет получен. Во время поездки шофёр поёт норвежскую песню.
4. Ребёнок в синем свитере, гуляющий по территории. Играем в прятки! Главный герой закрывает глаза ладонями (это показывается от первого лица), после чего нужно искать по локации трёх спрятавшихся детей и нажимать на них.
5. Снеговик, стоящий в закутке слева от ратуши (rådhuset). Здесь будет украшение снеговика, заготовленного для нас в виде каркаса из трёх снежных шаров. Можно прикреплять ветки-руки, вручать метлу, надевать разные наряды, добавлять элементы лица и так далее. Чёткой задачи у игры нет - разве что задействовать все элементы, то есть без одной руки снеговика не "засчитать". Откровенных уродцев создать не выйдет, но вот морковок можно использовать целых пять...
На этом активные точки на открытом воздухе заканчиваются - пора посещать различные заведения, и начнём с тележки со сластями. Если навести на неё курсор, он превращается в дверь, и, пусть мы фактически остаёмся на улице, нажатие вызывает появление продавщицы. Здесь две активных точки:
6. Покупаем леденцы, конфеты и многое другое. Деньги у нас ограничены, но вновь нет никакой задачи, например математической, - а ведь она была бы очень уместна! Просто берём сладостей на все монетки и выходим.
7. Сборник рецептов с возможностью распечатать каждый. Для получения приза достаточно полистать.
Теперь направляемся к железнодорожной станции, что справа от главных ворот. Тут и во всех других заведениях нас будет встречать один из героев телесериала в своём трёхмерном воплощении и что-то рассказывать. Увы, субтитры в игре полностью отсутствуют. На станции нас ждут две активности:
8. Билетная касса. Смотрим за движением паровоза по железной дороге посреди красивого зимнего пейзажа, - это просто сценка, и единственное, что может делать игрок, - в любое время включать гудок.
9. Стол с макетом. А тут будет трубопроводная головоломка - прокладываем рельсы, чтобы получить замкнутый круг. Стоит отметить красивые анимированные декорации елей, снеговика и мельницы, которые также выполняют роли препятствий, усложняющих задачу (но на лёгком уровне их почти нет). Как только дорога собрана, игроку покажут, как по ней едет паровоз, причём камера не статичная, а движется за ним и меняет ракурсы.
Выходим и начинаем обход магазинчиков. Первый на очереди - зелёный магазин на углу. Это и есть мастерская по ремонту обуви, принадлежащая центральному персонажу телешоу Йенсу Андерсену. Помимо мини-игр, здесь можно посмотреть несколько кукольных мультфильмов, а также взять и покрутить моток ниток - на нём всегда видно, сколько ещё осталось пройти, что очень удобно, ведь некоторые мини-игры можно запросто пропустить. Теперь посмотрим, чем можно заняться в мастерской:
10. Парные карты. У старика перепуталась вся обувь на полках. Забавно, что это едва ли не единственные парные карты, которые имеют вполне очевидное логическое и сюжетное обоснование, - обувь действительно надо держать по парам, а не в хаосе. Чем выше уровень сложности, тем больше карт.
11. Стол. Здесь игрокам предлагается собирать рождественские игрушки из постепенно появляющихся частей.
Чуть выше стола можно заметить лестницу наверх. Туда разрешается подняться и заняться другими мини-играми:
12. Кубики возле сундука. Простая и бесцельная забава со строительством из трёхмерных кубиков разных простеньких сооружений.
13. Вешалка с одеждой. Нажав сюда, можно посмотреть и послушать, как местные дети поют владельцам магазинчиков рождественские песни, родственные русским колядкам.
14. Ящик слева от вешалки. Если вам мало гонок на санках и пряток с видом от первого лица, то вот, пожалуй, апофеоз всего этого сборника. Здесь игрок примет участие в старинных обрядах, выполняемых в день Люсии (Луции) Сиракузской, отмечаемый в католических и протестантских странах 13 декабря. Традиции этого праздника в Северной Европе несколько отличаются от таковых в странах, лежащих южнее. В Jul i Skomakergata это будет так: три девочки в белых платьях шествуют со свечками в руках по улице и поют "Santa Lucia" на норвежском, после чего Йенс Андерсен благодарит их и поздравляет с праздником. Игрок - одна из этих девочек. Перспектива обзора - от первого лица. Такая экзотика есть, наверное, только на этом диске.
Продолжим исследовать правую сторону улицы и зайдём в цветочный магазин Blomster, где целых три игры:
15. Стол с пазлами. Собираем картинку с Йенсом Андерсеном возле своего обувного магазина. Чем выше уровень сложности, тем больше кусочков.
16. Вазы с цветами. Составляем букет из разных цветов с возможностью распечатать получившуюся композицию. Как только игрок выйдет из мини-игры, то сразу получит приз, то есть чёткой цели снова нет.
17. Барабан на стуле. Аккомпанируем на барабане квартету музыкантов. И опять можно не сделать ни одного удара - достаточно лишь посмотреть выступление.
В соседнем магазинчике, продуктовом, игроков ждут две забавы:
18. Ещё одни пазлы. На картинке дети стоят возле снеговика. Важно отметить, что, если вы уже собрали пазлы в другом заведении, приза не будет, то есть он всего один на три картинки.
19. Условный симулятор кассира. Игрок должен вбивать на кассовом аппарате стоимость товаров, которые сменяются один за одним по мере ввода. Игра продолжается две минуты, за которые нужно "обработать" как можно больше товаров.
На противоположной стороне улицы расположились два заведения. Сначала зайдём в пекарню:
20. Имеет смысл ожидать, что и здесь будут пазлы, - и они в самом деле будут. На этот раз картинка показывает общий вид деревни, и снова без приза, если какие-то другие пазлы уже собраны.
21. Выбираем форму печенья, а затем украшаем его с возможностью последующей распечатки. Конкретного задания нет.
22. Неожиданно сложная "ловилка" с видом от первого лица. Из причудливого агрегата в разные стороны выпрыгивают баранки, которые нужно ловить на палку. Трудность заключается в том, что траектория полёта баранок не всегда очевидна, к тому же на палку помещаются только семь штук, так что нужно не забывать регулярно сбрасывать "улов" нажатием левой кнопки мыши.
Наконец, отделение полиции:
23. Игра на распределение разных предметов между героями. Например, обувная ложка - это явно обувщику, а вот ваза - владельцу цветочного магазина.
24. Настольная игра лудо. Стоит отметить забавную анимацию фишек - они, трёхмерные, сами прыгают по игровому полю. Для получения приза достаточно начать игру, побеждать или даже просто завершать её не обязательно.
Теперь направляемся к зданию ратуши и идём в правый закуток, противоположный от того, где сооружён снеговик. Здесь почта, и нам как раз сюда:
25. Сортировка писем. Все адресаты имеют пиктограммы согласно роду их деятельности. Сколько заниматься помощью почтальону, решает игрок, - приз будет получен, если хотя бы одно письмо положено в правильный ящик.
Все 25 изначально доступных мини-игр пройдены, за них получены 23 приза. Теперь настало время вернуться в обувную мастерскую, где на прилавке стала активной ещё одна игра, последняя:
26. Йенс Андерсен спрятал по улице рождественские украшения, которые и придётся искать. Как только это сделано, последний приз будет получен и Jul i Skomakergata можно считать пройденной.
При желании в игре можно придраться к графике. Мол, и модельки некоторые слишком простенькие, и текстуры иногда мыльные, и анимация неестественная. Да, всё так, в 2003 году уже делали лучше, но Jul i Skomakergata - это игра, созданная для не самого крупного внутреннего норвежского рынка, и по сравнению со многими детскими эксклюзивами, выходившими в других государствах, она производит впечатление большого проекта, качественного с технической стороны и не имеющего аналогов с содержательной. Да и много ли вообще в 2003 году было трёхмерных детских игр, если не учитывать крупные проекты по "Гарри Поттеру", "Шреку" и так далее?
Jul i Skomakergata обладает удивительно приятной праздничной атмосферой - идёт снег, всё украшено к празднику. По улицам ходят дети и разговаривают с игроком, если к ним подойти (не говоря уже о том, что с ними можно сыграть в прятки), а в каждом магазинчике или другом заведении ждут разговорчивые персонажи. Нет ощущения искусственности, бутафории, - а ведь этого не так-то просто добиться. Но у норвежцев получилось, и их игре - заслуженный высший балл.
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Сборник игр - Перспектива:
Вид от первого лица - Происхождение:
Телесериалы - Страна или регион происхождения:
Норвегия - Тематика:
Рождество и Новый год - Язык:
Norsk