Pachisi

Pachisi
Жанр: Tabletop
Разработчик: George Leotti
Издатель: George Leotti
Год выхода: 1989
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 0
Одна из самых древних настольных игр родом из Индии, пачиси известна сегодня под самыми разными именами. «Парчиз», «Лудо», «Извини», «Аэрошахматы», «Домики», «Спеши, спеши», «Приятель, не сердись» – всё это более или менее похожие друг на друга её разновидности, распространившиеся уже в XIX–XX вв. в Марокко, в Великобритании, в Китае, в Германии, в СССР и во многих других странах. Остаётся только удивляться, что среди сравнительно старых компьютерных игр столь редко попадаются её воплощения, – пожалуй, на мобильных платформах XXI в. варианты пачиси можно встретить куда чаще, чем в каталогах ПО для DOS или Windows 3.1.

Представленное на данной страничке творение автора-одиночки Джорджа Леотти из Пенсильвании, что в США, – весьма незамысловатая во всех отношениях инкарнация знаменитой забавы. Формально «Pachisi» относится к категории Shareware, но на самом деле является скорее Donationware: никаких ограничений здесь нет, автор просит всего лишь отослать ему пять долларов, если игра вам понравилась. Звуковое и музыкальное сопровождение также отсутствуют, да и в визуальном плане всё смотрится достаточно скромно, невзирая на солидное разрешение 640×480 и на главное меню с вычурным шрифтом в псевдоиндийском стиле. Само игровое поле щеголяет всего лишь двумя оттенками зелёного, – хорошо хоть в обновлении 1.5, появившемся на свет уже спустя два месяца после самой первой версии, была добавлена возможность сменить цвет для любого из четырёх наборов фишек (а заодно и отрегулировать очерёдность хода соперников). Для выставления своих предпочтений по части такой раскраски сразу после запуска следует нажать клавишу «S», – к счастью, выбранные настройки в дальнейшем сохраняются.

Разобравшись с цветами, определяемся и с количеством одушевлённых участников состязания: таковых может быть от одного до четырёх человек за одним ПК, причём оставшиеся нераспределёнными места за столом разрешается отдавать под управление ИИ (упражняться в одиночку всё равно никто не позволит). Для каждого «живого» игрока потребуется ввести по псевдониму, а вот все электронные соперники будут называться однотипно: «Silicon1», «Silicon2» и т. д. Управление реализовано исключительно посредством клавиатуры: для выхода следует нажимать «Esc», за любые действия отвечают «ввод» или «пробел», а для выбора таковых из доступных вариантов предназначены клавиши со стрелками.

Правила вполне стандартны. Игровое поле имеет форму креста; как минимум два, а то и все четыре его «луча» заняты «домами» игроков, задачей которых оказывается выставить на поле одну за другой четыре фишки своего цвета, благополучно провести их по всему периметру фигуры по часовой стрелке – и затем добраться до самого центра по «персональной дорожке», причём раньше, чем это проделают соперники на собственных участках. Ходы совершаются сообразно результату броска кубика; он здесь всего один, но не совсем обычный: на гранях нет цифры «1», зато имеются числа «10» и «25» (в дополнение к привычным «2», «3», «4», «5» и «6»). Таковы традиции исходного варианта пачиси, в котором кидать требовалось шесть раковин каури, после чего подсчитывалось количество тех из них, что лежали отверстием вверх: «ноль» приравнивался к двадцати пяти (именно от наименования этого числительного на хинди, «пачис», происходит и название всей игры), а единица принималась за десятку.

В самом первом из раундов вывести на поле одну из фишек дозволяется при любом результате броска, – в дальнейшем же для этого потребуется выкинуть 6, 10 или 25. Каждый из этих трёх результатов даёт ещё и право повторного хода, – причём без каких бы то ни было ограничений для счастливчика на третий, четвёртый и так далее. Кроме одного-единственного условия: необходимо не только заполучить на кубике такой завидный итог, но и иметь реальную возможность передвинуть какую-либо из фишек на соответствующее количество клеток. Доступные варианты перемещения подсвечиваются жёлтым контуром, а для выбора между ними, как уже было сказано, служат стрелки на клавиатуре и «пробел» с «вводом». Разрешается также по желанию пропустить ход, нажав клавишу «P».

Если фишка остановилась на одной ячейке с чужой, то последняя принудительно отправляется обратно «домой» – и должна выводиться на поле повторно; захватчик при этом помимо глубокого морального удовлетворения получает ещё и дополнительный ход. Когда же на одной позиции встречаются две фишки одинаковых цветов, они превращаются в «двойную», визуально отличающуюся от обычных изображением чёрного кружка по центру. Такую «дамку» не только не может захватить её одинокая соперница – её ещё и ни при каких условиях никому не разрешается обгонять! Это одно из возможных ограничений на совершение хода – наряду с уже упоминавшимися требованиями к выставлению новых фишек на поле и с некоторыми особенностями движения по финальной «персональной дорожке».

Чтобы добраться до центрального участка креста, выбросить необходимо именно точное количество очков: «перелёты» не разрешаются, а допущенная по неосторожности (или в результате редкого невезения) остановка в одном-единственном шаге от вожделенной цели ввиду отсутствия на кубике «единицы» оборачивается патом и неминуемым проигрышем! Стоит упомянуть и о наличии на поле «крепостей», коих насчитывается двенадцать – по три на каждую из сторон поля: выделенные светло-зелёным цветом, они представляют собой безопасные ячейки, обитатели которых не могут стать жертвой нападения. Иными словами, на любой из этих позиций имеют право находиться сразу хоть все четыре фишки соперников – с тем единственным ограничением, что одинарная всё-таки не может остановиться в «крепости», где уже квартирует вражеская «двойная» (но зато и не уничтожается, если последняя вдруг вздумает к ней присоединиться).

В общем, несмотря на своё скудное внешнее оформление, «Pachisi» вполне может быть рекомендована всем любителям настольных развлечений – хотя бы уже в силу отмеченного дефицита электронных инкарнаций знаменитой древней забавы.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.