Broken Sword: The Sleeping Dragon

Сломанный меч 3. Спящий дракон
Broken Sword: The Sleeping Dragon
Жанр: Quest
Разработчик: Revolution Software
Издатель: THQ
Год выхода: 2003
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 7
  • 10
  • 11
В различных направлениях компьютерных развлечений рано или поздно всегда появляются свои «иконы» – квинтэссенция лучшего, что смогли дать разработчики игры тому или иному жанру: в FPS’ах – это, пожалуй, «Халф-Лайф», в RTS’ках – вполне вероятно – StarCraft, ну а на квестовом поприще – серия “Broken Sword”. Хотя, безусловно, все вышеприведённые примеры – довольно дискуссионные темы, но по крайней мере фанаты и просто ценители упомянутой серии будут не сомневаясь приводить игры “Broken Sword” в качестве «золотого стандарта» увлекательных квестовых приключений с идеально выверенным сюжетом…

Серия “Broken Sword” началась в 1996 году с издания двумерного point-and-click, казалось бы, обыкновенного квеста – Broken Sword: The Shadow of the Templars, каких тогда насчитывались уже сотни. Но в отличие от тех, «которых насчитывались уже сотни», у этой игры имелись две важные составляющие: проработанный до мелочей сюжет, а также геймплей, хорошо сбалансированный на основе этого самого сюжета, погрузившись в который игрок мог гораздо эффективнее и быстрее решать загадки на уровнях. Нет, задачки не упростились, однако они стали логичными, поэтому «замудрёнными» при столь хорошей проработке технически их уже нельзя было бы называть. По настоящее время с учётом различных переизданий тайтлов с префиксом “Broken Sword” насчитывается уже не менее 6. Большинство всех этих игр разработали Revolution Software. Название компании говорит само за себя. Некоторые фанаты “Broken Sword” вообще искренне полагают, что Revolution Software своими творениями совершили настоящую Революцию в старинном жанре «компьютерный квестъ»…

Игра Broken Sword 3: The Sleeping Dragon была третьей по счёту в серии. Она вышла в 2003 году. В отличие от предыдущих двух частей, которые были реализованы с анимированной плоской 2D-графикой, в третьей части появилось настоящее полное 3D, причём с выверенными движениями камеры, которая всегда со 100%-й гарантией снимает в сцене именно то, что в идеале и должна снимать, – объекты внимания игрока и его протагониста. В результате подобного инновационного подхода загадки стали ещё интереснее, получив дополнительное пространственное измерение в придачу к честным и неподкупным законам ньютоновской физики…

Итак, что же нужно для сюжета по-настоящему увлекательного квестового приключения? Древняя многовековая тайна, цепочка загадочных событий, спасение как минимум всего мира, старинные храмы и замки, несколько детально проработанных, весьма колоритных индивидуальностей, а также главный герой – отважный сильный парень и… обворожительная красотка – его верная спутница. Всё, успех гарантирован!

Главные персонажи в игре – по-прежнему американец Джордж Стоббарт (George Stobbart) и французская журналистка Николь Коллар (Nicole Collard). Авторы решили немного вернуться к первой части, снова включив в сюжет зловещих неотамплиеров, пытающихся с помощью сверхъестественных сил захватить власть во всём мире. Надо сказать, что в Broken Sword: The Shadow of the Templars они чуть было не реализовали свой страшный замысел, но им в последний момент помешали наши герои. Из предыдущих частей взяты следующие персонажи. Андре Лобино (Andre Lobineau) – музейный работник, интеллектуал-эрудит, волосы собраны в хвостик, он почему-то недолюбливает американца Стоббарта (ну, видимо, за то, что тот американец…). Бруно Оствальд (Bruno Ostvald) непосредственно был причастен к древнему Ордену и их заговору, нобелевский лауреат, в третьей части он становится уже положительным персонажем, поскольку решил порвать с неотамплиерами, встав на «путь исправления». Флэп (Flap) – пародия на гангстеров; со времён первой части он совсем не изменился: весьма туповат и имеет избыточный вес. Флэп не может покинуть мир преступности, в очередной раз занимаясь «нехорошими» делами; не изменяет своему вкусу в выборе одежды: всё те же берет на голове и зелёный костюм. Из новичков появились: Петра (Petra) – привлекательная женщина-киллер, в самом начале игры разработчики даже подарят нам возможность попробовать их микропоединок с Николь в уже полюбившемся мужчинам формате «Сексапильная VS Сексуальная» (можно и наоборот, кому как нравится…); сеньор Сузарро (Senior Susarro) – главарь оставшихся неотамплиеров, имеет ярко выраженный предсмертно-нездоровый вид, поэтому ему жизненно важно срочно найти мощный источник сверхъестественной энергии, чтобы захватить власть; Беатрис (Beatrice) – легкомысленная «размалёванная девица» с отсутствием вкуса в одежде, но вполне возможно, что между нею и эрудированным Андре в третьей части по неизвестной причине проскочит та самая «искорка»...

В первой половине игры наши персонажи появляются в разных местах и ведут своё расследование поодиночке: Джордж вместе с американским пилотом Гарри чудом выжили в авиакатастрофе в джунглях Конго, став свидетелями насильственной смерти одного учёного-изобретателя; а Николь должна расследовать в Париже загадочное убийство французского хакера Вернона Блье (Vernon Blier), которому таинственная организация поручила расшифровать знаменитый манускрипт Войнича. Как только программист сумел прочесть первые фрагменты древнего текста, он пришёл в ужас. Решив рассказать всё французской журналистке, он прямо в своей квартире становится жертвой «привлекательной киллерши», которая представилась ему как Николь Коллар...

Обычно одна запутанная загадка соответствует одному уровню. Разгадка тайны сюжетно «перебрасывает» персонажа (Джорджа или Николь) в следующий уголок мира (на новый уровень). В своих приключениях Джордж и Николь вместе или порознь посетят Париж, тихий английский городок Гластонбери, Прагу, пещеры в Конго и даже египетские пирамиды.

Разработчики старательно пронесли сквозь всю серию базовые концепции из первых игр. Это касается и управления. Однако в третьей части формат point-and-click не задействовали: технически он более уместен именно в плоских рисованных 2D-квестах, а не в полном 3D. Поэтому они использовали простое меню с WASD-управлением из циклически переключаемых подпунктов. Обозначения действий сохранились те же: посмотреть (глаз), по(д)слушать (ухо), применить (рука); ещё во множестве появились «прыжково-верхолазные» действия, необходимые для преодоления сложных препятствий в самых различных локациях: город, пещеры или старинный храм. Каждое действие из меню расположено в виде кружков «крестом» и соответствует одной из WASD-клавиш. Многие олдфаги поначалу не смогли «переварить» столь радикальный технический переход, но тяга к новым приключениям по-любому переборола «нежелание перемен». Инвентарь доступен по нажатию клавиши «Пробел». Внутри «инвентариума» можно даже совершить действие одним предметом над другим и сохранить полученный результат там же, а затем применить всё это. Также путём циклического переключения в меню можно менять темы в разговорах с NPC (темы изображены в виде головы интересующего вас персонажа или объекта).

Помимо затягивающего сюжета, в игру заложено много элементов тонкого стёба над сложившимися в западной культуре стереотипами: «культурные американцы VS южане», «французы VS американцы», «англичане VS ирландцы» и многое другое. Даже подчёркнуто выраженные пры… «акнэ» у хакера Вернона (в начале игры, в интро) – ну разве это не откровенно предвзятый стереотип про программистов?! Если вы хоть немного знакомы с западной культурой, то поймёте тут многое, даже с минимальными знаниями языка. Есть также «пасхальные» отсылы и к прежним тайтлам из игровой серии: например, портретик Джорджа в квартире у Николь в Париже, выполненный в графическом стиле предыдущей части.

Погибнуть и сорваться с большой высоты тут в принципе невозможно. Прыжки по скалам или лазанье по балконам представляют собой только выбор одного-единственного правильного действия и его применение. Даже упомянутый выше микропоединок двух «секси», происходящий, разумеется, на кухне (!) в квартире убитого Вернона, будет представлять собой не эффектное «махание ногами на шпильках», а просто применение действия двумя предметами подряд в нужный момент времени: тяжёлой сковородки (!) и дверцы от холодильника. Вот тут как раз: если немного промедлите, то Петра застрелит Николь и сцена на кухне просто начнётся заново. Поэтому… Уважаемые любители мясных шутеров, диких гонок и стремительных экшенов, если вы всё же прельстились на трёхмерность и красоту графики этой игры, то вам всё равно туда дальше по коридору, затем налево, потом направо и к выходу. Это – КВЕСТ: тут прежде всего нужно ДУМАТЬ, а не стрелять или прыгать!

Графика яркая, красочная, с лучшими инновациями 3D-анимации и спецэффектов того времени. Разрешение экрана можно выбрать от 640х480 до 1024х768. Модели персонажей высокополигональные. Есть реализация отбрасывания теней у объектов от источника света (Солнце). У персонажей разных национальностей даже акцент в речи постарались сохранить. Судя по свидетельству очевидцев, процесс озвучивания игры занял несколько дней и был совместным, чтобы актёры непосредственно видели друг друга. Это придало дополнительную живость диалогам. Музыка дополняет атмосферу. Обычно это всегда хоррорные нотки, если идёт расследование чего-то таинственного. А в интро и других сценах играют мелодии, чем-то похожие на музыкальные темы из лучших голливудских фильмов про приключения…

Посоветовать английскую версию нашим русскоязычным олдгеймерам, безусловно, можно и даже нужно. В игре предусмотрены субтитры, сопровождающие любую фразу, а многократные повторы ситуаций (не с первого же раза вы будете проходить загадки на уровнях…) будут весьма полезны для обучения английскому языку. Ведь ввиду насыщенности и утончённости оригинала трудно предсказать, насколько грамотно и точно могли локализовать всё это наши отечественные переводчики. В таких вопросах есть риски напороться на дешёвую «кустарщину». Хотя... можно было бы посоветовать читателю попробовать весьма качественный русскоязычный перевод от отечественной студии «Пифагор», официально изданный одной уважаемой российской компанией, известной своими программными продуктами для бухгалтерии...

Игра заслужила у критиков тех лет твёрдую 8,5/10. Многие рецензенты причиной снижения оценки называют те самые «ящики». Да-да, тут просто везде есть тяжёлые предметы кубической формы, которые нужно куда-то перетаскивать: «ящики, чтобы взобраться выше», «ящики, чтобы весом прижать…», «ящики, чтобы ящики…» и т.д. Но поскольку автор этих строк является ещё и любителем известного умственного развлечения типа «сокобанъ», то личная оценка тут будет 10+/10, не меньше. Приятной игры и новых незабываемых приключений!
Автор обзора: WERTA
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Неплохая игра - в том числе благодаря тому, что единственная изо всей серии официально получила полный русский перевод с отличной озвучкой!
А так - вполне играбельно, хотя с ящиками несколько переборщили. Ну и, извиняюсь, дурацкие "псевдооккультные" материи по-прежнему на центральном месте в сюжете, увы.
WERTA
Андре Лобино (Andre Lobineau) – музейный работник, интеллектуал-эрудит, волосы собраны в хвостик, он почему-то недолюбливает американца Стоббарта (ну, видимо, за то, что тот американец…). тские пирамиды.
Наверно потому, что Стоббарт увёл у него девушку (Николь). Лобино настойчиво пытался ухаживать за ней, а тут вмешался проклятый янки.
Эта игра послужила причиной моего перехода с Sony Playstation 1 на PC в 2003 г. Ещё на первой соньке я заигрывался в Сломанный меч 1-2 до посинения, решая инвентарные головоломки, радуясь прекрасно нарисованной мультяшной графике и цинично-саркастическому юмору Джорджа Стоббарта. Чем мне нравился BS больше всего, так это проверкой реакции различных персонажей при демонстрации им кучи предметов из кармана назойливого американца. Ответов было бесчисленное множество и некоторые из них вызывали хохот.
Выпросил компьютер у родителей буквально из-за этой игры и обомлел от новой трехмерной среды. По началу было непривычно, даже очень. Особенно управление доставляло неудобство, но постепенно привык и понял, что это тот же добрый Сломанный меч, не скатившийся в adventure наподобие Индианы Джонса 1999 г. со сплошным лазанием, а оставшийся квестом, пусть это больше и не был point'n'click. Графика, конечно, восхитительная. Плавное движение камеры, словно в кино, за трехмерными Джорджем/Нико. При этом фоны выполнены отменно и не так, чтобы сильно угловато. Удобный интерфейс. Захватывающий сюжет, пусть и попсово-клишейный, но тогда я об этом не задумывался совсем.