Третья часть культовой квадрологии приключенческих игр в жанре мистических ужасов от Ben "Yahtzee" Croshaw (рассказывающей историю о столкновении горстки оказывающихся не в том месте и не в то время людей с древним лавкрафтианским злом), в одночасье придавшая серии феноменальную для независимых игр той поры сюжетную глубину. Продолжая свою аналогию с киносагой "Звёздных войн", ответственно заявляю, что перед нами самая настоящая "Империя наносит ответный удар" данного цикла; наивысшая его точка, воплотившая самые смелые и удачные замыслы окончательно убедившегося в своих силах автора и делающая продолжение с решающей конфронтацией неизбежным, а знание предыдущих частей - обязательным.
Четыре года прошло с тех пор, как невольно ставшим узниками заброшенного фамильного поместья удалось упокоить бессмертный дух Джона ДеФо в 5 Days a Stranger. Однако, оказавшись по ту сторону объятой пламенем ограды, они так и не смогли вернуть свои жизни в привычное русло: подростка Джима исключили из интерната за незаконное проникновение в чужие владения, а журналистка Симона - не в силах оправиться от потрясений - пристрастилась к алкоголю и вскоре лишилась работы. Что же до неуловимого медвежатника Трилби - от лица которого вновь будет идти повествование - ему повезло больше: тяготимый воспоминаниями и ночными кошмарами, во время одного из ограблений он совершает ошибку и оказывается за решёткой, где его вербует специальный отдел расследований паранормальных явлений. В составе STP (special talents project) он выполняет мелкие поручения правительства, пока не получает долгожданную возможность покончить с источником его невзгод: отдел вышел на след зловещей деревянной статуэтки-идола (вместилище души антагониста), извлечённой из-под обломков особняка кладоискателями и долго ходившей по рукам торговцев антиквариатом. Её текущим владельцем оказался коллекционер и профессор исторического факультета по имени Абед Кахал, который как раз устраивает выставку древностей в местечке под названием Clanbronwyn Hotel - небольшой гостинице, расположенной на острове у берегов Англии. Трилби прибывает на остров и успешно входит с профессором в контакт, притворяясь агентом-оценщиком другого коллекционера. Но во время разговора с ним и его молодой помощницей Шиван Омалли происходит нечто фантасмагоричное - комната вокруг него вдруг принимает невообразимо отвратительный облик: со вдруг почерневших - словно прошло несколько веков запустения - стен, испещрённых бессмысленными надписями пугающего содержания, стекает кровь; кругом следы нечеловеческой агонии, пыток и множества насильственных смертей, а запах гнили быстро заполняет ноздри. Выбежав в коридор, Трилби с ужасом понимает, что это не усталость и даже не наваждение: вся гостиница оказалась перенесённой в другую реальность - невыносимо жуткую и чудовищную.
Сюжет и атмосфера теперь занимают центральное место в игре, благодаря чему она стала по-настоящему пугающей. Позаимствовав идею перехода между "нормальным" и "тёмным" миром одной и той же местности у серии Silent Hill, автор уделил самое пристальное внимание её ключевой (подчас недооценённой) составляющей - гнетущему разум и душу музыкально-звуковому сопровождению. В результате играть в наушниках в ночное время суток будет ничуть не менее страшно, чем в лучшие образчики жанра, - причём без каких бы то ни было скидок на рисованную графику. Полноту ощущений добавляет присутствие в гостинице вместе с вами зловещей фигуры высокого роста - очевидно являющейся хозяином "тёмной" реальности... а также возможность в любую секунду неожиданно "провалиться" в неё из "светлой". Невзирая на это, герою предстоит перемещаться по обеим сущностям Clanbronwyn Hotel в поисках ответов как на происходящее с ним в данную минуту, так и на вопрос: какую роль в этой истории играет проклятый идол и есть ли связь между ней, Джоном ДэФо и чёрной фигурой?
Как и прежде, игра следует таким традициям quest/adventure, как "ходим по местности, осматриваемся, находим и применяем предметы, разговариваем с персонажами", но положение о параллельных реальностях оказало влияние на некоторые головоломки: теперь нам предстоит мысленно отслеживать изменения в "другом" мире относительно того, где мы находимся, чтобы получить доступ в закрытые области. Повествовательная же часть обзавелась двумя новыми приёмами: описанием событий в прошедшем времени (словно мы читаем агентурный отчёт - те самые "записки" из названия) и участием в (оформленных чёрно-белыми вставками) воспоминаниях других людей, живших много веков до нас, но объединённых неким общим обстоятельством, - что становится возможным после прикосновения Трилби к связанным с ними предметам. Управление тоже претерпело ряд существенных изменений: мышекурсорный ввод полностью сменился клавиатурным - повторяя таким образом ранние игры от незабвенной Sierrа. Перемещение осуществляется курсорными клавишами, а взаимодействие с окружающим миром - исключительно путём ввода текстовых команд: нажатие клавиши любой буквы латинского алфавита открывает окошко с командной строкой и этой буквой в начале будущего слова. Чтобы, например, открыть дверь и пройти в комнату, нужно встать рядом с ней и написать "open door" (с артиклем или без: распознаватель сочетаний слов здесь чертовски предусмотрительный, а словарь синонимов огромен), а чтобы поговорить с другим персонажем, достаточно указать его имя и ключевое слово ("ask professor about himself"). Доступен также инвентарь в виде перечня названий носимых предметов без их изображений (открывается нажатием "Tab"). Повторить ранее введённую команду можно по клавише "F3", а сохранение и загрузка доступны как путём написания слов "save"/"load", так и через меню, вызываемое клавишей "Escape".
Trilby's Notes сильно выделяется на фоне двух предшествующих (и одной предстоящей) частей, являя собой некий эксперимент в повествовании, безусловно удачный. Именно благодаря ей эта куда менее известная прежде серия стала тем, за что её полюбили поклонники и что ставит её практически в один ряд с такими легендами многомерного рассказа, как Legacy of Kain и Metal Gear. Тем не менее - по традиции, начатой предыдущими, - эту часть можно смело рекомендовать и в качестве самостоятельной: как почитателям полноводных, действительно пугающих ужастиков, так и любителям умело сотканных приключенческих игр в целом - с умным, грамотным слогом, выверенным темпом и симпатичной классической графикой.
Четыре года прошло с тех пор, как невольно ставшим узниками заброшенного фамильного поместья удалось упокоить бессмертный дух Джона ДеФо в 5 Days a Stranger. Однако, оказавшись по ту сторону объятой пламенем ограды, они так и не смогли вернуть свои жизни в привычное русло: подростка Джима исключили из интерната за незаконное проникновение в чужие владения, а журналистка Симона - не в силах оправиться от потрясений - пристрастилась к алкоголю и вскоре лишилась работы. Что же до неуловимого медвежатника Трилби - от лица которого вновь будет идти повествование - ему повезло больше: тяготимый воспоминаниями и ночными кошмарами, во время одного из ограблений он совершает ошибку и оказывается за решёткой, где его вербует специальный отдел расследований паранормальных явлений. В составе STP (special talents project) он выполняет мелкие поручения правительства, пока не получает долгожданную возможность покончить с источником его невзгод: отдел вышел на след зловещей деревянной статуэтки-идола (вместилище души антагониста), извлечённой из-под обломков особняка кладоискателями и долго ходившей по рукам торговцев антиквариатом. Её текущим владельцем оказался коллекционер и профессор исторического факультета по имени Абед Кахал, который как раз устраивает выставку древностей в местечке под названием Clanbronwyn Hotel - небольшой гостинице, расположенной на острове у берегов Англии. Трилби прибывает на остров и успешно входит с профессором в контакт, притворяясь агентом-оценщиком другого коллекционера. Но во время разговора с ним и его молодой помощницей Шиван Омалли происходит нечто фантасмагоричное - комната вокруг него вдруг принимает невообразимо отвратительный облик: со вдруг почерневших - словно прошло несколько веков запустения - стен, испещрённых бессмысленными надписями пугающего содержания, стекает кровь; кругом следы нечеловеческой агонии, пыток и множества насильственных смертей, а запах гнили быстро заполняет ноздри. Выбежав в коридор, Трилби с ужасом понимает, что это не усталость и даже не наваждение: вся гостиница оказалась перенесённой в другую реальность - невыносимо жуткую и чудовищную.
Сюжет и атмосфера теперь занимают центральное место в игре, благодаря чему она стала по-настоящему пугающей. Позаимствовав идею перехода между "нормальным" и "тёмным" миром одной и той же местности у серии Silent Hill, автор уделил самое пристальное внимание её ключевой (подчас недооценённой) составляющей - гнетущему разум и душу музыкально-звуковому сопровождению. В результате играть в наушниках в ночное время суток будет ничуть не менее страшно, чем в лучшие образчики жанра, - причём без каких бы то ни было скидок на рисованную графику. Полноту ощущений добавляет присутствие в гостинице вместе с вами зловещей фигуры высокого роста - очевидно являющейся хозяином "тёмной" реальности... а также возможность в любую секунду неожиданно "провалиться" в неё из "светлой". Невзирая на это, герою предстоит перемещаться по обеим сущностям Clanbronwyn Hotel в поисках ответов как на происходящее с ним в данную минуту, так и на вопрос: какую роль в этой истории играет проклятый идол и есть ли связь между ней, Джоном ДэФо и чёрной фигурой?
Как и прежде, игра следует таким традициям quest/adventure, как "ходим по местности, осматриваемся, находим и применяем предметы, разговариваем с персонажами", но положение о параллельных реальностях оказало влияние на некоторые головоломки: теперь нам предстоит мысленно отслеживать изменения в "другом" мире относительно того, где мы находимся, чтобы получить доступ в закрытые области. Повествовательная же часть обзавелась двумя новыми приёмами: описанием событий в прошедшем времени (словно мы читаем агентурный отчёт - те самые "записки" из названия) и участием в (оформленных чёрно-белыми вставками) воспоминаниях других людей, живших много веков до нас, но объединённых неким общим обстоятельством, - что становится возможным после прикосновения Трилби к связанным с ними предметам. Управление тоже претерпело ряд существенных изменений: мышекурсорный ввод полностью сменился клавиатурным - повторяя таким образом ранние игры от незабвенной Sierrа. Перемещение осуществляется курсорными клавишами, а взаимодействие с окружающим миром - исключительно путём ввода текстовых команд: нажатие клавиши любой буквы латинского алфавита открывает окошко с командной строкой и этой буквой в начале будущего слова. Чтобы, например, открыть дверь и пройти в комнату, нужно встать рядом с ней и написать "open door" (с артиклем или без: распознаватель сочетаний слов здесь чертовски предусмотрительный, а словарь синонимов огромен), а чтобы поговорить с другим персонажем, достаточно указать его имя и ключевое слово ("ask professor about himself"). Доступен также инвентарь в виде перечня названий носимых предметов без их изображений (открывается нажатием "Tab"). Повторить ранее введённую команду можно по клавише "F3", а сохранение и загрузка доступны как путём написания слов "save"/"load", так и через меню, вызываемое клавишей "Escape".
Trilby's Notes сильно выделяется на фоне двух предшествующих (и одной предстоящей) частей, являя собой некий эксперимент в повествовании, безусловно удачный. Именно благодаря ей эта куда менее известная прежде серия стала тем, за что её полюбили поклонники и что ставит её практически в один ряд с такими легендами многомерного рассказа, как Legacy of Kain и Metal Gear. Тем не менее - по традиции, начатой предыдущими, - эту часть можно смело рекомендовать и в качестве самостоятельной: как почитателям полноводных, действительно пугающих ужастиков, так и любителям умело сотканных приключенческих игр в целом - с умным, грамотным слогом, выверенным темпом и симпатичной классической графикой.