Игровое воплощение знаменитого «семейно-рождественского» американского кинофильма 1990-го года «Один дома» служит ярким доказательством того, что даже и по кинолицензиям можно делать отличные и самобытные компьютерные игры.
Но сначала несколько слов о сюжете – на случай если кто-то не видел этой одноимённой ленты. Собственно, таковой излагается в трёх картинках во вступлении к игре: большая и дружная семья Мак-Калистеров, отправившись в отпуск за границу, случайно забыла дома своего младшего ребёнка, восьмилетнего Кевина. К несчастью, об отъезде семьи становится известно двум бандитам-домушникам, Гарри и Марву, которые задумывают по такому случаю обчистить огромный особняк, – «к несчастью» именно для них самих, ибо юный Кевин, узнав об их намерениях, твёрдо решает действовать, исходя из принципа «мой дом – моя крепость». Так что для горе-взломщиков противостояние одному мальчику младшего школьного возраста оборачивается целой серией тяжких телесных повреждений и прочих производственных травм...
Зато где Гарри и Марв смогут сполна взять реванш над своим малолетним мучителем – так это в созданной Айваном Манли и его коллегами компьютерной игре. По крайней мере, в версиях для IBM и Amiga, которые вышли в 1991 году и отличаются редкой самобытностью, сочетая в себе элементы аркады (бегать, прыгать и даже стрелять придётся постоянно) и логической головоломки. Играем мы, естественно, за Кевина, отображающегося на экране с видом сбоку и перемещающегося по многочисленным комнатам и коридорам своего особняка (как правило, в один экран не вмещающимся).
Игровой процесс чётко разделён на две части. «Фаза 1» заключается в подготовке дома к принятию незваных гостей – на то, чтобы собрать по комнатам всевозможные предметы, способные послужить в качестве ловушек, и расставить их по нужным местам, отводится час игрового времени (с 8 до 9 утра) или примерно шесть с половиной минут времени реального. Предметов таких всего имеется 26 штук – к примеру, мешок с мукой, который можно подвесить к потолку, или шланг, оставляющий при использовании большую лужу на полу. Особыми предметами из этого числа являются тарантула из коллекции старшего брата (которая, стоит её поймать и выпустить, не сидит на одном месте, а перемещается по комнатам сама по себе) и пневматическое ружьё.
Задействовать это последнее придётся в следующей части игры, в «Фазе 2», которая настаёт, стоит стрелке часов дойти до девяти (или же, если вы умудрились приготовить все сюрпризы досрочно, время можно прокрутить при помощи клавиши N). Теперь нашей задачей оказывается заманить обоих бандитов (проникающих в дом разными путями и перемещающихся отдельно друг от друга) в расставленные ловушки (самому при этом не попавшись в их руки). Хитрость заключается в том, что чем дальше Гарри и Марв находятся от Кевина, тем выше шанс, что ловушка не сработает, – стоит же им очутиться в соседней и тем более в той же самой комнате, что и наш герой, как они забывают обо всём на свете и служат лёгкой добычей для подстерегающих их утюгов и огнетушителей. Однако же и Кевину тогда приходится вести себя крайне осторожно, чтобы успеть удрать, не подпустив к себе грабителя слишком уж близко. И это не говоря о том, что существует немалый риск самому попасться в собственную ловушку, – вреда мы при этом никакого не получим, но вот одним угощением для гостей у нас станет меньше. При этом в запасе у Кевина припасена и пара секретных способов перемещения по особняку, недоступных для Гарри и Марва (например, путь из окна чердака в домик на дереве), что открывает перед нами прямо-таки стратегические перспективы.
У каждого из двух бандитов изначально имеется 50 очков «здоровья», которое мы должны всячески попортить: попадание в любую из ловушек обходится им в пять очков. Кроме того, крайне важным оказывается пневматическое ружьё – единственный предмет, который мы сохраняем у себя в инвентаре со времени первой фазы: во-первых, из него можно единожды выстрелить в каждого из грабителей, причинив им разовый вред размером в те же пять очков; во-вторых, хотя после первого использования это оружие перестаёт быть таким грозным и повторный залп уже никакого ущерба не наносит, он всё же способен на несколько мгновений остановить шагающего к нам противника, что даёт нам драгоценные секунды, нужные для побега. А в-третьих, только с помощью меткого выстрела можно активировать некоторые ловушки, из числа подвешенных под потолком или на косяк открытой двери.
Легко подсчитать, что при таком раскладе сил нужно будет успешно установить и активировать не менее восемнадцати ловушек из двадцати пяти, не считая выстрелов из ружья: задача достаточно нетривиальная и требующая как немалой сообразительности для верной расстановки капканов в первой главе, с учётом всей возможной в дальнейшем траектории передвижения Гарри и Марва по особняку Мак-Калистеров, так и ещё большей ловкости в главе второй, чтобы умело перепрыгивать собственные ловушки и коварно заманивать в них своих антагонистов. Будьте готовы к тому, что увидеть экран «Game Over» от попадания Кевина в объятия грабителей придётся не один и не пять раз, прежде чем вам удастся запечатлеть в финальной таблице игроков выигрышный результат в 100 очков.
Стоит добавить, что графика в «Home Alone» смотрится очень даже неплохо. Помимо основного окна с видом на текущую локацию, на экране отображается также и статус обоих посетителей – справа и слева вверху: в первой главе здесь видны просто портреты Гарри и Марва крупным планом, а во второй – их движущиеся по направлению к нам фигурки (останавливающиеся при попадании в ловушку). Центральная верхняя часть экрана занята блокнотом Кевина: поначалу здесь отображается название комнаты, в которой мы находимся, и взятые, но ещё не расставленные по местам предметы для ловушек (брать их разрешается по три штуки за раз), а также текущее время и число уже подготовленных сюрпризов. Во второй части игры к этому последнему добавляется ещё и счётчик повреждений, нанесённых каждому из наших противников. Радуют также и звуковые эффекты игры с её музыкальным сопровождением, требующим для своего воспроизведения звуковых карт AdLib или Roland LAPC-1 / МТ-32 (Sound Blaster официально поддерживается, но отдельным пунктом в настройках не значится; значительно хуже окажется звук при выборе в качестве устройства Tandy или PC Speaker – в последнем случае музыка звучит только в заставке).
А вот реализация управления в игре – пожалуй, единственное, к чему можно придраться. Перемещается Кевин при помощи стрелок – влево, вправо, а также вверх – в случае, если в глубине текущей локации имеется окно, дверь, лестница и др. (допустимость такого перемещения всегда обозначается соответствующей подписью на «блокноте» в центре вверху). Клавиши «прыгать» и «стрелять» – единственные, которые разрешается настраивать (при помощи запуска ha.exe с ключом «r» или же посредством отдельного исполняемого файла haconfig.exe), – да и то лишь из четырёх возможных вариантов на выбор («0» цифровой клавиатуры и «+», «0» цифровой клавиатуры и «Ввод», Tab и Space или Z и X). Пользоваться ими придётся часто, особенно прыжком, без которого Кевин не сможет даже и взять многие из высоко расположенных предметов, – так что выбирайте самую удобную для вас комбинацию. Однако ещё хуже то, что три следующих команды намертво привязаны к функциональным клавишам F1, F2 и F3. В первой фазе с их помощью мы соответственно поднимаем доступные предметы (призывно мигающие при приближении к ним), выбираем один из двух или трёх имеющихся в инвентаре – и устанавливаем таковой в нужном месте. На экране потенциальные места для использования взятого и выбранного в данный момент предмета отображаются крестиками, а при приближении к ним – стрелочкой «HERE!». Клавиша F3 позволяет и просто бросить предмет в любом другом месте, но тогда для использования его снова нужно будет подбирать. Наконец, во второй фазе игры нажатием F2 можно пролистать названия установленных, но ещё не активированных ловушек, а F3 напомнит вам их местоположение.
Всё же, несмотря даже на такое не самое удобное управление, играть в «Home Alone» оказывается интересно, сложно и непривычно. Уникальный геймплей, умело балансирующий между задачками на скорость и на сообразительность, симпатичная графика и весёлая защита своего дома от грабителей – что ещё нужно для полного счастья любителю старых игр?
Но сначала несколько слов о сюжете – на случай если кто-то не видел этой одноимённой ленты. Собственно, таковой излагается в трёх картинках во вступлении к игре: большая и дружная семья Мак-Калистеров, отправившись в отпуск за границу, случайно забыла дома своего младшего ребёнка, восьмилетнего Кевина. К несчастью, об отъезде семьи становится известно двум бандитам-домушникам, Гарри и Марву, которые задумывают по такому случаю обчистить огромный особняк, – «к несчастью» именно для них самих, ибо юный Кевин, узнав об их намерениях, твёрдо решает действовать, исходя из принципа «мой дом – моя крепость». Так что для горе-взломщиков противостояние одному мальчику младшего школьного возраста оборачивается целой серией тяжких телесных повреждений и прочих производственных травм...
Зато где Гарри и Марв смогут сполна взять реванш над своим малолетним мучителем – так это в созданной Айваном Манли и его коллегами компьютерной игре. По крайней мере, в версиях для IBM и Amiga, которые вышли в 1991 году и отличаются редкой самобытностью, сочетая в себе элементы аркады (бегать, прыгать и даже стрелять придётся постоянно) и логической головоломки. Играем мы, естественно, за Кевина, отображающегося на экране с видом сбоку и перемещающегося по многочисленным комнатам и коридорам своего особняка (как правило, в один экран не вмещающимся).
Игровой процесс чётко разделён на две части. «Фаза 1» заключается в подготовке дома к принятию незваных гостей – на то, чтобы собрать по комнатам всевозможные предметы, способные послужить в качестве ловушек, и расставить их по нужным местам, отводится час игрового времени (с 8 до 9 утра) или примерно шесть с половиной минут времени реального. Предметов таких всего имеется 26 штук – к примеру, мешок с мукой, который можно подвесить к потолку, или шланг, оставляющий при использовании большую лужу на полу. Особыми предметами из этого числа являются тарантула из коллекции старшего брата (которая, стоит её поймать и выпустить, не сидит на одном месте, а перемещается по комнатам сама по себе) и пневматическое ружьё.
Задействовать это последнее придётся в следующей части игры, в «Фазе 2», которая настаёт, стоит стрелке часов дойти до девяти (или же, если вы умудрились приготовить все сюрпризы досрочно, время можно прокрутить при помощи клавиши N). Теперь нашей задачей оказывается заманить обоих бандитов (проникающих в дом разными путями и перемещающихся отдельно друг от друга) в расставленные ловушки (самому при этом не попавшись в их руки). Хитрость заключается в том, что чем дальше Гарри и Марв находятся от Кевина, тем выше шанс, что ловушка не сработает, – стоит же им очутиться в соседней и тем более в той же самой комнате, что и наш герой, как они забывают обо всём на свете и служат лёгкой добычей для подстерегающих их утюгов и огнетушителей. Однако же и Кевину тогда приходится вести себя крайне осторожно, чтобы успеть удрать, не подпустив к себе грабителя слишком уж близко. И это не говоря о том, что существует немалый риск самому попасться в собственную ловушку, – вреда мы при этом никакого не получим, но вот одним угощением для гостей у нас станет меньше. При этом в запасе у Кевина припасена и пара секретных способов перемещения по особняку, недоступных для Гарри и Марва (например, путь из окна чердака в домик на дереве), что открывает перед нами прямо-таки стратегические перспективы.
У каждого из двух бандитов изначально имеется 50 очков «здоровья», которое мы должны всячески попортить: попадание в любую из ловушек обходится им в пять очков. Кроме того, крайне важным оказывается пневматическое ружьё – единственный предмет, который мы сохраняем у себя в инвентаре со времени первой фазы: во-первых, из него можно единожды выстрелить в каждого из грабителей, причинив им разовый вред размером в те же пять очков; во-вторых, хотя после первого использования это оружие перестаёт быть таким грозным и повторный залп уже никакого ущерба не наносит, он всё же способен на несколько мгновений остановить шагающего к нам противника, что даёт нам драгоценные секунды, нужные для побега. А в-третьих, только с помощью меткого выстрела можно активировать некоторые ловушки, из числа подвешенных под потолком или на косяк открытой двери.
Легко подсчитать, что при таком раскладе сил нужно будет успешно установить и активировать не менее восемнадцати ловушек из двадцати пяти, не считая выстрелов из ружья: задача достаточно нетривиальная и требующая как немалой сообразительности для верной расстановки капканов в первой главе, с учётом всей возможной в дальнейшем траектории передвижения Гарри и Марва по особняку Мак-Калистеров, так и ещё большей ловкости в главе второй, чтобы умело перепрыгивать собственные ловушки и коварно заманивать в них своих антагонистов. Будьте готовы к тому, что увидеть экран «Game Over» от попадания Кевина в объятия грабителей придётся не один и не пять раз, прежде чем вам удастся запечатлеть в финальной таблице игроков выигрышный результат в 100 очков.
Стоит добавить, что графика в «Home Alone» смотрится очень даже неплохо. Помимо основного окна с видом на текущую локацию, на экране отображается также и статус обоих посетителей – справа и слева вверху: в первой главе здесь видны просто портреты Гарри и Марва крупным планом, а во второй – их движущиеся по направлению к нам фигурки (останавливающиеся при попадании в ловушку). Центральная верхняя часть экрана занята блокнотом Кевина: поначалу здесь отображается название комнаты, в которой мы находимся, и взятые, но ещё не расставленные по местам предметы для ловушек (брать их разрешается по три штуки за раз), а также текущее время и число уже подготовленных сюрпризов. Во второй части игры к этому последнему добавляется ещё и счётчик повреждений, нанесённых каждому из наших противников. Радуют также и звуковые эффекты игры с её музыкальным сопровождением, требующим для своего воспроизведения звуковых карт AdLib или Roland LAPC-1 / МТ-32 (Sound Blaster официально поддерживается, но отдельным пунктом в настройках не значится; значительно хуже окажется звук при выборе в качестве устройства Tandy или PC Speaker – в последнем случае музыка звучит только в заставке).
А вот реализация управления в игре – пожалуй, единственное, к чему можно придраться. Перемещается Кевин при помощи стрелок – влево, вправо, а также вверх – в случае, если в глубине текущей локации имеется окно, дверь, лестница и др. (допустимость такого перемещения всегда обозначается соответствующей подписью на «блокноте» в центре вверху). Клавиши «прыгать» и «стрелять» – единственные, которые разрешается настраивать (при помощи запуска ha.exe с ключом «r» или же посредством отдельного исполняемого файла haconfig.exe), – да и то лишь из четырёх возможных вариантов на выбор («0» цифровой клавиатуры и «+», «0» цифровой клавиатуры и «Ввод», Tab и Space или Z и X). Пользоваться ими придётся часто, особенно прыжком, без которого Кевин не сможет даже и взять многие из высоко расположенных предметов, – так что выбирайте самую удобную для вас комбинацию. Однако ещё хуже то, что три следующих команды намертво привязаны к функциональным клавишам F1, F2 и F3. В первой фазе с их помощью мы соответственно поднимаем доступные предметы (призывно мигающие при приближении к ним), выбираем один из двух или трёх имеющихся в инвентаре – и устанавливаем таковой в нужном месте. На экране потенциальные места для использования взятого и выбранного в данный момент предмета отображаются крестиками, а при приближении к ним – стрелочкой «HERE!». Клавиша F3 позволяет и просто бросить предмет в любом другом месте, но тогда для использования его снова нужно будет подбирать. Наконец, во второй фазе игры нажатием F2 можно пролистать названия установленных, но ещё не активированных ловушек, а F3 напомнит вам их местоположение.
Всё же, несмотря даже на такое не самое удобное управление, играть в «Home Alone» оказывается интересно, сложно и непривычно. Уникальный геймплей, умело балансирующий между задачками на скорость и на сообразительность, симпатичная графика и весёлая защита своего дома от грабителей – что ещё нужно для полного счастья любителю старых игр?
- Атмосфера:
Юмор - Время и место:
Современность - Главный герой:
Ребёнок - Особенность геймплея:
Ограничение по времени - Перспектива:
Вид сбоку - Происхождение:
Фильмы - Страна или регион происхождения:
США - Технические детали:
Roland MT-32 - Элемент жанра:
Мультижанровая - Язык:
English