Gobliiins

Goblins
Gobliiins
Жанр: Quest
Разработчик: Coktel Vision
Издатель: Sierra On-Line
Год выхода: 1991
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 87
  • 81
  • 73
Первый выпуск одной из самых знаменитых игровых серий 1990-х – результат творческого союза Пьера Гийода и Мюриэль Трами. Соответственно, нас ждёт и сочная рисованная графика с неподражаемым французским юмором, и уникальный экспериментальный геймплей на стыке различных жанров – в данном случае адвенчуры, головоломки и даже некоторых элементов аркады.

Несмотря на то что «Gobliiins» изначально выходила сразу на пяти языках, большая часть сюжета подаётся исключительно визуально. Включая вступительный ролик, поясняющий предысторию игры: властитель одного сказочного королевства, в котором, судя по всему, тихо и мирно живут вместе не только люди, но и прочие существа самых разных видов и размеров, внезапно сошёл с ума – по причине чудовищных манипуляций, которые совершил кто-то очень могущественный с куклой вуду, изображающей нашего короля. Трудно сказать, на каком основании, но было решено, что избавить любимого монарха от магической напасти способен лишь очень талантливый, но и очень эксцентричный волшебник с подозрительным именем Ньяк. В состав официальной делегации, призванной добиться у чародея аудиенции и выпросить нужное лекарство, были включены трое маленьких гуманоидов, именуемых в игре то «гоблинами», то «гномами», то «эльфами», – собственно, все они и поступают в наше полное распоряжение (на что намекает и тройная буква «i» в названии).

В европейском варианте наших героев зовут Асгард, Игнациус и Упс, а в американском почему-то БоБо, Хутер и Двейн, – впрочем, в любом случае узнать об этом можно лишь из соответствующего издания руководства пользователя. Зато что непременно следует усвоить – так это то, что каждый из трёх игровых персонажей обладает уникальными способностями. БоБо, щеголяющий в рогатом шлемике, исповедует принцип «сила есть – ума не надо»: он способен щедро раздавать тумаки, а также лазить вверх и вниз по верёвкам; старичок с седой бородой Хутер – полная противоположность: мудрый и рассеянный маленький волшебник, он умеет читать разнообразные заклинания, но не всегда может предсказать все последствия их применения; наконец, Двейн, которого легко узнать по национальному гоблинскому колпачку, способен подбирать и даже использовать различные предметы, но – в силу своего тщедушного телосложения – не более чем по одному за раз.

Игровой процесс строго разделён на уровни, которых насчитывается здесь 22 штуки. Каждый из них представляет собой отдельный экран – крайне симпатично нарисованный пейзаж или интерьер, на котором щедро рассыпаны активные объекты и прочие достопримечательности той или иной степени сказочной сюрреалистичности. «Gobliiins» не случайно напоминает собой логическую головоломку: наша задача – найти своего рода «выход из комнаты», совершив при помощи своих трёх подопечных все необходимые последовательные манипуляции с предметами и персонажами, дабы на экране загорелась стрелочка «GO!», позволяющая перейти на следующий уровень. Отчасти понять своеобразную логику местных задачек можно из руководства пользователя: как и в случае с «Legend of Djel», там специально отмечаются некоторые особенности всех тех опасных мест, которые нам предстоит посетить, а также свойства характера ещё более страшных чудовищ и тёмных личностей, которых предстоит встретить. Скажем, Ньяк страдает аллергией на шум; уходя из дома, он оставляет на страже свирепого пса по кличке Рагнарок, обожающего грызть маленьких птичек; библиотекарь Карбонек был как-то укушен волком-оборотнем и с тех пор пишет исключительно печальные книги, – и так далее.

Упомянутые опасности присутствуют в игре в самом что ни на есть буквальном смысле: в качестве привета из жанра аркад ниже основного окна на экране расположена полоска энергии, уменьшающаяся при каждом неверном действии: падение с высоты, получение тумака, сильный испуг, даже неправильное использование предмета! Не то чтобы этот момент особо напрягал любителя традиционного квестового геймплея, – однако ввиду того, что многие опциональные и просто неверные действия, за которыми следует строгое наказание, забавны и любопытны сами по себе, разгадывать каждый уровень приходится дважды: сначала знакомясь с предназначением и свойствами одушевлённых и неодушевлённых обитателей очередного экрана и получая при этом немало удовольствия от проб и ошибок (а какая здесь анимация, какие ужимки героев!), но временами и экран «Game Over», – чтобы затем, вернувшись на исходную позицию, пробежаться по этапу единственно верным способом ради экономии драгоценной энергии, поскольку пополнить её можно будет только один раз за всю игру.

Способ сохранения в «Gobliiins» также весьма нестандартный как для адвенчуры и для PC – посредством кодов, выдаваемых нам при прохождении очередного уровня и позволяющих загрузить соответствующий этап, в точности сохранив текущий уровень энергии. Для загрузки, равно как и для выхода, предусмотрен такой элемент интерфейса, как изображение черепа в правом углу нижней панели. Сама эта панель носит скорее декоративный характер – за исключением приводимой слева текстовой информации о находящемся в настоящий момент в наших (точнее, в двейновых) руках активного предмета, индикатора справа, отображающего прогресс в получении некоторых других, ключевых объектов, использовать которые можно будет только автоматически, а также портрета активного персонажа в центре. Переключаться между гномо-эльфо-гоблинами можно и нажатием на этот портрет, и при помощи пробела, и посредством клика на нужном герое. Правая кнопка мыши служит при этом для выбора текущего действия – либо передвижение, либо использование уникальной способности БоБо, Хутера или Двейна, при котором курсор принимает форму кулака (в случае же с третьим персонажем доступен ещё и значок руки, позволяющий переместить плохо лежащий предмет в инвентарь).

Вот таким вот хитрым способом нам и предстоит посетить множество уголков королевства и разгадать их загадки – хотя некоторые экраны и повторяются по нескольку раз. Ни один любитель старых добрых игр не должен пройти мимо этой нетленной классики, даже если перспектива получить наказание за неправильное действие и выглядит немного раздражающе.

А вот что способно действительно запутать современного пользователя – так это скорее многообразие версий и изданий «Gobliiins». Поэтому отметим кратко все их особенности и недостатки.

Подобно многим играм начала 1990-х, первый шедевр Пьера и Мюриэль появился сначала на дискетах, причём в CGA-, EGA- и (отдельно) VGA-исполнении, а затем и на CD-ROM. Добавившиеся с новым носителем возможности вовсе не означают однозначной предпочтительности этого улучшенного издания – и «Gobliins 2» тому хороший пример. Хотя в случае с героем нашего текущего обзора всё несколько проще: дело в том, что у флоппи-версии «Gobliiins», несмотря на наличие соответствующего пункта в титрах, начисто отсутствует музыкальное оформление! По каким именно причинам – техническим, художественным или же маркетинговым – оно не было вставлено в игру, теперь уже вряд ли получится выяснить. А потому одним из наиболее явных преимуществ CD-издания оказываются сопровождающие нас на каждом экране великолепные мелодии Шарля Калле. Появилась на компакт-диске и мультиязычная озвучка – однако особой роли она не играет, так как соответствует лишь текстовым сообщениям, изредка появляющимся в промежутках между уровнями. Хотя для кого-то одни только звуковые эффекты, – в том числе и «тарабарская» речь персонажей во вступлении, – в дискетной версии немного отличающиеся, вкупе с более привычной EGA-палитрой, окажутся предпочтительными. Обратите также внимание, что в переиздании CD-версии 1.02, в отличие от 1.0, были добавлены пропавшие было субтитры к межуровневым вставкам.

Помимо наличия изданий на двух типах носителей и с поддержкой различных графических режимов для «Gobliiins» характерны также и некоторые отличия между европейской и американской версиями: в появившемся чуть позднее в США варианте игры от Sierra некоторые, если можно так выразиться, «эротические» сцены были тщательно отцензурены, а дискетное издание кроме того лишилось ещё и системы защиты от копирования, требовавшей в исходном варианте ввода при начале игры нужного кода из приложенной документации. Выходила игра и на русском языке – конечно же, полностью неофициально: в 1994–95 гг. любительский перевод взломанной EGA-версии европейского дискетного издания осуществила творческая группа Frog & Hedgehog при поддержке известного дуэта Taralej & Jabocrack, а в 2012 году этот вариант локализации был адаптирован и для CD-версии целым коллективом пользователей Old-Games.Ru под руководством A.P.$lasH, внесшим в игру немало прочих полезных усовершенствований.
Автор обзора: Uka
Gobliins 2: The Prince Buffoon, Goblins 3, Maniac Mansion, Once Upon a Time: Little Red Riding Hood
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
А какая там была морковка!.. А какие дракоши!.. К сожалению, неуправляемые, но дракоши. А какой скелет с РУКАМИ!.. Вот раньше умели рисовать теплую ламповую графику в несколько пикселей. Сейчас иной раз в 4к смотреть нечего.
Наверное, это и есть та самая игра, которая привила мне любовь к жанру Quest. Безумно весёлая игра с нестандартным решением головоломок. Что мне запомнилось:

Игра была на одной дискете и проходили её долго всей семьёй без прохождения. Но в игре был глюк, и где-то на предпоследнем уровне она выдавала ошибку. В итоге в то время пройти её так и не удалось.

Помню, как маленький ещё был, хотел спать, но было жутко интересно наблюдать, как папа её проходит. И вот я уже вошёл в состояние полудрёма, как один из гоблинов заверещал во всю мощь PC Speaker'a. Это был уровень с мумией. Я тогда реально испугался!

Позже, когда у друзей начинали появляться первые компьютеры, я впервую очередь нёс им сборку любимых игр, среди которых были Гоблины.

Прошёл её впервые, когда у меня появился сборник "160 лучших игр". На нём была версия без багов.
Да... Хотя не являюсь маньяком квестов, эту игру в ранней юности прошел самостоятельно. Несмотря на более простую с другими частями систему (в частности разбитие на отдельные локации, с которых нельзя уйти пока не сделать нужные действия), в этой части много "лишних" предметов, отвлекающих внимание от правильного решения, и порой наносящих прямой вред здоровью гоблинов. Помню как надолго застревал в лаборатории Ньяка, где надо было дать игрушку гигантскому скелету, чтобы он не душил Упса, подошедшего взять выпавший ключ. Вместо этого тщетно, раз за разом пытался взять ключ используя эликсир невидимости, который прекрасно работал но не предназначался для этой локации (его просто надо было взять с собой, чтобы пройти в следующей локации, на кладбище мимо Ньяка, варящего зелье). Мало того, других бутылок в лаборатории было ещё две, и обе вредоносные, а игрушкой примененной в неправильном месте, Упс вообще стучал себе по башке. Всё это отнимало шкалу жизни и назвать игру лёгкой, тоже как-то не повернётся язык.

И тем не менее, в отличии от второй части, несмотря на то, что часто имелось несколько вариантов одинаковых действий, одни из которых отнимали жизнь а другие что-то делали и обнаружить "правильные" можно было только методом перебора (правильную баночку, правильную паутину за которую дёрнуть, правильное яблоко, а то и вообще две морковки надо было выбрать и увеличить из десятка на грядке), но действия гоблинов всё-равно имели более предсказуемый характер чем в последующих частях. "Боец" оперировал рычагами и рубильниками, сбрасывал камни, сбивал предметы чтобы их можно было взять, забирался по канатам в недоступные другим гоблинам места, и изредка "стучал по тыкве" какому-нибудь супостату. "Колдун", хотя его магия кажется на первый взгляд непредсказуемой, стабильно выращивал из небольших ростков длинные поросли, по которым может взобраться "боец", высвобождал или перемещал застрявшие предметы, превращал бросовые на первый взягляд предметы вроде кости, палки и т.п. в нужные инструменты (флейта, кирка и т.п.), преображал свойства предметов (например увеличивал или оживлял), и т.д. А "умник" стабильно занимался использованием любых предметов, а также переговорами (потому что переговоры практически всегда были связаны с применением того или иного предмета).

Рздражали в этой системе только два момента. Первый - та самая "шкала жизни", которая для квеста всё-таки непривычный атрибут, а второе, это то, что гоблинов в первой части нельзя было задействовать одновременно. т.е. если приказать одному гоблину куда-то топать, двое других будут бездействовать и кривляться, если переключиться на другого гоблина что-бы дать ему команду двигаться, то первый, который шел, остановиться.

В остальном, эта игра шедевральна, и дарит много приятного времени. Помню насколько был доволен, когда наконец прошел последнюю локацию и победил волшебника.
Прошел игру в 1995 году. После прохождения Goblins 2, эту было проще проходить.
мы ходили в '96 году в кружок по программированию и после урока пытались понять чо делать на первом уровне...долго потом спорили и обсуждали-почему колдун не пускает нас в дом))